реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекция: Конспект по экономике предприятия

зависимости от степени охвата затрат тру­да трудоемкость может быть полной,

технологической и производствен­ной. По полной заводской трудоемкости

продукции учитываются затраты труда всего промышленно-производственного

персонала, тогда как по технологической трудоемкости — затраты труда

только основных производственных рабочих.

Различается трудоемкость нормативная, плановая и фактическая. Нормативная

трудоемкость определяется на основе технических норм времени, нормативов

обслуживания, численности и т.п.; плано­вая — на основе нормативной

трудоемкости с учетом мероприя­тий, направленных на повышение эффективности

производства и повышение производительности труда, предусмотренных в плано­вом

периоде. Фактическая трудоемкость свидетельствует о реальных затратах

труда на единицу продукции в определенный период вре­мени и является зеркальным

отражением показателя производи­тельности труда.

Резервы роста производительности труда многообразны и воз­можны на всех

уровнях управления и во всех звеньях производства. Все резервы могут быть

классифицированы следующим образом:

1. По источнику роста производительности труда:

- улучшение использования средств производства;

- улучшение использования рабочей силы.

2. По уровню выявления и использования:

- заводские;

- цеховые;

- бригадные;

- на рабочем месте.

3. По функциональной значимости:

- резервы основного производства;

- резервы вспомогательного производства;

- резервы управления.

4. По срокам возможного использования: — текущие;

- перспективные.

Проблема выявления и реализации резервов повышения произ­водительности труда

наряду с техническими и организационными факторами тесно связана с

социальными аспектами труда — более полным учетом социально-экономических и

психофизиологичес­ких условий производственной деятельности работников,

которые охватывают создание условий труда и отдыха, сокращение текуче­сти

кадров, снижение непроизводительных затрат рабочего време­ни, повышение

уровня трудовой дисциплины, развитие инициа­тивы и творческого потенциала

работников.

Повышение производительности труда и эффективности про­изводства в целом

требует более полного учета мотиваций труда. Как известно, основной формой

мотивации работников предприя­тия является заработная плата.

28.Основы планирования деятельности предприятий

Стратегическое планирование на предприятии

Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия,

выработка политики, конкретизация ожидаемых ре­зультатов, расчет

предполагаемых значений основных технико-эко­номических показателей — все это

составляет содержание процес­са планирования.

В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются

планы) различают долгосрочное, средне­срочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование носит стратегический характер, по­скольку

именно при долгосрочном подходе выявляются стратеги­ческие цели предприятия и

пути их реализации. Горизонт стратеги­ческого планирования в определенной

степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для

малого предприя­тия и до 20 лет — для крупного.

Стра­тегические цели предприятия определяют направления его разви­тия в

долгосрочном периоде.

Процесс целеполагания учитывает следующие аспекты жизни предприятия.

1. Какому этапу цикла развития (жизненному циклу) предприя­тия соответствует

состояние его экономической и производствен­ной деятельности?

2. Насколько сбалансированной является структура экономичес­кой и

производственной деятельности?

3. Отвечает ли занимаемая предприятием доля рынка и прогно­зируемый темп ее

роста потенциальным возможностям предприя­тия?

4. В полной ли мере учтены обеспеченность предприятия ресур­сами и риски в

его деятельности?

5. Соответствуют ли современным требованиям социальные и экологические

аспекты деятельности предприятия?

Цели, определенные с учетом перечисленных качественных ас­пектов, должны быть

конкретизированы — дополнены количествен­ными показателями.

Показатели долгосрочного планирования определяют цели пред­приятия на

рассматриваемую перспективу. К этим показателям, как правило, относятся:

— объем продаж;

— темп роста объема продаж;

— размер прибыли;

— норма прибыли на совокупный капитал;

— рентабельность продаж;

— доля на рынке.

Важнейшим этапом стратегического планирования является фор­мулировка

стратегии и выбор стратегических альтернатив.

базовые стратегий:

- стратегия

- стратегия стабилизации

- стратегия выживания

Принято различать две основные схемы составления планов и их детализации:

сверху вниз и снизу вверх .

Перспективные и текущие планы предприятия

Ограничение горизонта планирования 1—5 годами

Перспективное планирование по своей сути является технико-экономическим

планированием, задачей которого на предприятии является конкретизация его

стратегии. Перспективное планирование предполагает выделение следующих

основных разделов:

План реализации продукции (программа сбыта).

1. План производства (производственная программа). В этом разде­ле

содержится план выпуска основных видов производимой про­дукции в натуральном

выражении

2. План технического развития и организации производства. Этот план

должен включать в себя следующие подразделы:

- освоение новых видов и повышение технического уровня вы­пускаемой продукции;

- внедрение прогрессивных технологий;

- повышение уровня механизации, автоматизации производства;

- совершенствование системы управления, планирования и орга­низации труда и

производства на предприятии;

В этом же разделе должны быть приведены расчеты ожидаемого эффекта от

инновационной деятельности.

3. Капитальное строительство.

4. План закупок (материально-техническое снабжение). В этом раз­деле

определяются потребность в основных материальных ресурсах и источники их

получения

.5. План по труду и кадрам. В этом разделе содержится анализ ди­намики

производительности труда и ее прогноз.

6. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производ­ства и

предприятия. Содержит динамику издержек производства, определяет резервы

снижения себестоимости продукции, влия­ние изменения уровня себестоимости на

прибыль и рентабель­ность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой

прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам рассматри­ваемой

перспективы.

7. Финансовый план (бюджет). Этот раздел включает баланс до­ходов и

расходов предприятия, расчет предстоящих расходов и от­числений, кредитные

взаимоотношения, обязательства перед фе­деральным и местным бюджетом.

8. Охрана окружающей среды. Этот раздел предусматривает ме­роприятия,

имеющие экологическую направленность.

Оперативное планирование и диспетчирование на предприятии

Оперативно-производственное планирование является завершаю­щим этапом

планирования на производственном предприятии. Главной целью

оперативно-производственного планирования является обеспе­чение равномерного

бесперебойного производства продукции в задан­ных количествах и в установленные

сроки при соответствии выпуска­емых изделий стандартам качества продукции и при

оптимальном ис­пользовании производственных мощностей. В качестве основных

функций оперативно-производственного планирования можно вы­делить следующие:

- разработка календарно-плановых нормативов производства (дли­тельность

производственного цикла, величина заделов, размер партий и т.п.);

- объемные расчеты загрузки оборудования и площадей;

- составление оперативных программ основных производственных

и заготовительных цехов;

- оперативный управленческий учет и контроль выполнения опе­ративных программ;

- оперативное регулирование хода производства, своевременное выявление

отклонений от плана, разработка и реализация мер по их устранению.

Оперативно-производственное планирование осуществляется в два этапа. На

первом этапе на основе годовой производственной про­граммы производится

разработка оперативных планов производства продукции (оперативно-календарное

планирование). На втором этапе выполняется постоянный непрерывный

оперативно-производственный управленческий учет, контроль и регулирование

выполнения планов за счет своевременного выявления и устранения возникающих

в производственном процессе отклонений от заданного режима

(диспетчирование).

Оперативное планирование на предприятиях осуществляется на двух уровнях — на

заводском и цеховом.

На заводском уровне осуществляется межцеховое оперативное пла­нирование,

целью которого является установление квартальных, месячных и декадных

оперативных заданий для отдельных подразделений предприятия.

На цеховом уровне осуществляется внутрицеховое планирование, цель

которого заключается в разработке плановых заданий для от­дельных участков,

бригад, рабочих мест.

Оперативно-производственное планирование обеспечивает со­гласованность всех

стадий производства, деятельности производ­ственных подразделений,

подразделений, занимающихся подготов­кой производства и реализацией готовой

продукции, с годовым планом предприятия. планово-диспетчерская служба

осуще­ствляет постоянный контроль и оперативное управление всеми звень­ями

производства с целью обеспечения равномерного и комплект­ного выполнения

плановых заданий в установленные сроки. Эта деятельность называется

диспетчированием производства.

29. Планирование производства продукции

План производственных подразделений предприятия по объе­му, номенклатуре,

ассортименту, качеству и срокам производства продукции называется

производственной программой предприятия.

Составлению производственной программы предшествует фор­мирование портфеля

заказов, на основе которого устанавливается объем производства и

последующей реализации продукции.

Содержание производственной программы определяется стра­тегическими целями

предприятия в планируемом периоде. При со­ставлении производственной

программы предприятие руководству­ется данными маркетинговых исследований

рынка, величиной го­сударственного заказа, уже сформированным портфелем

заказов, а также существующими ограничениями по всем видам ресурсов.

При разработке производственной программы предприятия долж­ны предусматривать

следующие разделы:

- план производства продукции в натуральном выражении;

- план производства продукции в стоимостном выражении.

В практике планирования используются на­туральные и условно-натуральные

единицы измерения. Характер на­туральных показателей зависит от специфики

продукции.

Условно-натуральные единицы применяются в тех случаях, когда одинаковые по

назначению виды продукции имеют различную по­требительную стоимость.

Большое значение играет формирова­ние плана выпуска продукции в стоимостном

выражении.

Стоимостным выражением производственной программы являются объемы валовой,

товарной, чистой и реализованной продукции.

Объем валовой продукции включает в себя весь объем работ, на­меченных к

выполнению в данном периоде.

Объем товарной продукции(Тп) в плане включает в себя

сто­имость: готовых изделий, предназначенных для реализации; полуфабрикатов

собственной выработки; продукции вспомогательных и подсобных производств;

стоимость работ промышленного характера, выполняемых по зака­зам или со

стороны.

Объем чистой продукции определяется как объем товарной про­дукции за

вычетом амортизационных отчислений и материальных затрат.

Объем реализованной продукции определяется в плане как сто­имость

предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плано­вом периоде: готовых

изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного

характера на сторону и др.

Объем реализуемой продукции по плану (Рп) можно определить по следующей формуле:

Рп=Тп+Онп1-Онп2

где Тп — объем товарной продукции по плану;

Онп1 - остатки нереализованной продукции на начало плано­вого

периода; Онп2 — то же на конец планового периода.

Разработка производственной программы проходит три основных этапа:

1 заключается в определении максимально возмож­ного выпуска продукции на

базе имеющихся производственных мощностей.

2 исследуется возможность наращивания произ­водственной мощности

предприятия за счет собственных финансо­вых источников и определяется возможный

дополнительный объем производства продукции.

3 подразумевает разработку плана технического пе­ревооружения и

реконструкции предприятия.

30.Производственная мощность предприятия

Баланс производственных мощностей -- специальный баланс, который

посредством системы показателей характеризует динами­ку производственных

мощностей в зависимости от условий их вос­производства и степени использования

прежде всего их активной части. В балансе производственных мощностей приводятся

данные о производственных мощностях на начало планового периода и оценивается

их увеличение в расчетном периоде. При этом указы­ваются конкретные источники

роста этих мощностей: ввод в дей­ствие нового оборудования, модернизация,

организационные меро­приятия. В балансе отражается также и уменьшение

производственных мощностей за счет выбытия изношенных фондов.

Производственная мощность предприятия определяется как мак­симально

возможный объем производства продукции на определен­ном оборудовании в

определенном периоде. Максимально возможный годовой (суточный, сменный) объем

выпуска продукции (работ, услуг) при заданных номенклатуре и ассортименте на

данном оборудовании при уста­новленном режиме работы.

М=Tmax*n/Nt Tmax- макс возм фонд вр n- кол ед

оборуд. Nt-норма вр обраб 1го изд.

При планировании и анализе производственно-хозяйственной деятельности

предприятия, а также при составлении баланса про­изводственных мощностей

различают: входную, выходную и средне­годовую производственную мощность.

Входная/выходная производственная мощность предприятия— это мощность на

начало/конец соответствующего планового периода. Мвых=М1

+Мввед*n/12 – Mвыб*m/12

Среднегодовая мощность — это мощность, которой располагает предприятие

или его структурное подразделение в среднем за год с учетом прироста и выбытия

наличных мощностей.

Мс=М1+М2/2

Баланс производственной мощности может быть выражен следу­ющей формулой:

М2=М1+Мот+Мтп±Мна-Мв

Где М2 — производственная мощность на конец планируемого периода

(выходная мощность ); М1 — то же на начало периода (входная);

Мот — прирост производственной мощности в плановом периоде за

счет проводимых организационно-технических мероприятий; Мтп —

прирост мощности за счет расширения, технического пере­вооружения и

реконструкции предприятия;

Мна — прирост (+) или уменьшение (-) мощности в связи с изме­нением

номенклатуры и ассортимента продукции; Мв — уменьшение

производственной мощности, вызванное выбы­тием основных производственных

фондов.

В соответствии с требованиями рыночной экономики, наряду с уже указанными

терминами, необходимо ввести также понятия до­стижимой нормальной

производственной мощности и номинальной мак­симальной производственной

мощности.

Номинальная максимальная производственная мощность — это тех­нически

достижимая мощность, которая часто соответствует уста­новленной мощности,

гарантируемой поставщиком производствен­ного оборудования. Достижимая

нормальная производственная мощ­ность - это мощность, развиваемая при

нормальных условиях работы с учетом не только установленного оборудования и

техни­ческих условий на предприятии, но и принятой системы управле­ния. Эта

мощность должна соответствовать предполагаемой вели­чине продаж предприятия,

устанавливаемой исходя из принципов концепции маркетинга. Разница между

этими величинами будет со­ответствовать величине дополнительной

производственной мощности (резерв производственной мощности).

Резерв определяется с учетом влияния различных факторов, положительно или

отрицательно воздействующих на величину но­минальной максимально достижимой

производственной мощнос­ти предприятия. К позитивным факторам относятся:

- освоение новой техники;

- техническое перевооружение;

- изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

- изменение состава сырьевых ресурсов;

- снижение трудоемкости продукции;

- проведение организационно-технических мероприятий;

- сокращение времени простоя оборудования;

- снижение потерь от брака;

- уменьшение технологических перерывов;

- сокращение времени на подготовку производства;

- повышение квалификации персонала и рост производительнос­ти труда и т.п.

К негативным факторам отно­сятся:

-освоение новой продукции;

- несопряженность мощностей отдельных подразделений;

- аварии и форс-мажорные обстоятельства и т.п.

Для определения, какие резервы имеются на предприятии, су­ществует

коэффициент использования производственной мощности.

Коэффициент использования производственной мощности может быть плановым или

фактическим

Ки=Q/Мс

где Q объем производства за период; Мс— средняя мощность за период.

31. Качество продукции: понятие и показатели качества продукции.

Под качеством продукции понимается целостная совокупность ее потребительских

свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять

определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных

условиях потребления. Качество – совокупность характеристик объекта,

от­носящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые

потребности. Для оценки качества продукции при ее создании, испытании,

сертификации, покупке и потреблений используются показатели качества. К ним

относятся следующие единичные показатели: 1. Показатели назначения – технико-

экономические (про­изводительность, мощность, точность работы и другие,

харак­теризующие приспособленность продукции для использования по назначению

и обуславливающие область ее применения). 2. Показатели надежности и

долговечности. Надежность – это свойство изделия выполнять свои функции,

сохра­няя эксплутационные показатели в заданных пределах в течение требуемого

промежутка времени. Надежность изделия характеризуется безотказностью,

ремонтопригодно­стью, сохраняемостью, долговечностью. Долговечность – это

свойство изделия длительно (с воз­можным перерывом на ремонт) сохранять

работоспособность до установленного предельного состояния, которое

устанав­ливается в зависимости от условий обеспечения безопас­ности и

экономической целесообразности. Показатели дол­говечности – технический

ресурс (суммарная наработка изделия за период эксплуатации) и срок службы. 3.

Показатели технологичности характеризуют изделие как объект изготовления и

эффективность конструктивно-технологических решений (материалоемкость

изделия, трудоемкость изготовления и т. д.). 4. Эстетические показатели

характеризуют внешний вид изделия (оригинальность, гармоничность и др.). 5.

Эргономические показатели качества характеризуют изделие как элемент системы

«человек – изделие – среда», т.е. характеризуют соответствие изделия

антропомет­рическим, физиологическим и психологическим потребно­стям

человека. 6. Показатели стандартизации и унификации не харак­теризуют

собственно качество изделия. Они показывают сте­пень использования

стандартизированных и унифицирован­ных узлов, деталей. Косвенно дают

информацию о затра­тах по эксплуатации изделия, возможности повторного

использования узлов и деталей данного изделия. 7. Показатели патентно-

правовой защиты отражают сте­пень защищенности патентами основных технических

ре­шений изделия. Также не характеризуют качество продук­ции в полном смысле

слова, но свидетельствуют о технической новизне изделия. 8. Экономические

показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость

изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).

Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления,

которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением

изделия за весь срок его службы у покупателя. Комплексные показатели

используются в различных зве­ньях управления фирмой при экономическом

обеспечении мероприятий по улучшению качества продукции, оценке

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.