![]() |
|
|
Лекция: Теория бухгалтерского учетаЛекция: Теория бухгалтерского учетаОтдельные фрагменты из истории бухгалтерского учета Автором герба бухгалтеров является французский ученый Жан Батист Дюмарше (1874-1946 гг.) На этом гербе изображены три предмета - солнце, весы и кривая Бернулли - и девиз: “SCIECE - CONSCIENCE - INDEPENDANCE”. Предметы на гербе символизируют следующее: солнце - бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятельность; весы - символизируют баланс; кривая Бернулли - символ того, что учет, однажды возникнув, будет существовать вечно. Слова девиза означают: “Наука, доверие, независимость”. Однако, слово “conscience” и с английского и французского языков переводится как совесть, а доверие по-французски будет “confiance”, учитывая , что Ж.Б.Дюмарше - француз , точнее переводить слова девиза на гербе: “Наука - совесть - независимость ”. Со второй половины ХIХ в. в различных странах появляются научные направления, школы, призванные осмыслить и использовать то, что делал бухгалтер. Итальянская школа - в ней преобладала юридическая трактовка бухгалтерского учета. Величайшие представители этой школы Ф.Вилла, Ф.Марчи, Дж. Чербони, Дж. Росси и другие исходили из того, что бухгалтер учитывает не ценности, как таковые, а права и обязанности материально ответственных лиц (их называли агентами) и права и обязанности юридических и физических лиц, с которыми данное предприятие ведет расчеты (их называли корреспондентами). Таким образом утверждалось, что бухгалтер фиксирует не деньги в кассе, не материалы в кладовой и т.п., а ответственность кассира, кладовщика и т.д. Каждый счет персонализировался, т.е. за ним всегда видели какое-то лицо, и двойная запись объяснялась правилом Э.Дегранжа: тот кто выдает,- кредитуется, тот, кто получает, - дебетуется. Уже в ХХ в. неоднократно ставился вопрос о создании специальной отрасли юриспруденции - бухгалтерского права, ибо бухгалтер и есть судья, который применяет на практике нормы государственного права. “Учет - алгебра права”,- скажет П.Гарнье. Французская школа - тут существенную роль играла экономическая трактовка бухгалтерского учета. Крупнейшие представители этой школы - Ж.Курсель-Сенель, Э.Леотэ, А.Гильбо, Ж.Б.Дюмарше и другие - видели цель прежде всего в исчислении эффективности хозяйственной деятельности предприятия, а не в контроле за сохранностью ценностей, как их многие итальянские коллеги. Бухгалтер - экономист, а не сторож чужого добра. Он с помощью специальной методологии показывает движение самого капитала, самих ресурсов, ценностей, а не их юридической тени в виде прав и обязательств. Отсюда и иное объяснение природы двойной записи: нет прихода без расхода -учили представители этой школы. Такой взгляд как бы подытожил Ж.Прудон, считавший, что бухгалтерский учет и есть настоящая политическая экономия. По его мнению, громадное большинство экономистов - очень плохие бухгалтеры, ровно ничего не смыслящие в приходе и расходе и в ведении книг. Немецкая школа - придавала огромное значение процедупным вопросам, конструированию форм счетоводства, последовательности записей. Ее видными представителями были Ф.Гюгли, И.Ф.Шер, Г.Никлиш и др. Для немецкой школы характерен переход к учету от баланса к счету, а не от счета к балансу, как это было принято в итальянской и французской школах. Если две последни школы трактовали дебет и кредит любого счета как качественно однородные поля (теория одного ряда счетов), то немецкие авторы указывали на то, что значение дебета и кредита меняется в зависимости от того, идет ли речь об активном или пассивном счете (теория двух рядов счетов). Американская школа - рассматривала бухгалтерский учет как инструмент управления людьми и через людей - предприятием. Психологически бухгалтерская информация - это стимул для администраторов, которые должны на этот стимул отреагировать. Если реакция невозможна, то и информация бесполезна (избыточная информация). Достижением американских ученых (Г.Эмерсон, Ч.Гаррисон, Ч.Кларк, В.Патон и др.) было создание таких методологических приемов, как “стандарт-костинг”, “директ-костинг” и “центры ответственности”, что со временем позволило сформировать специальную отрасль бухгалтерии- управленческий учет. Каждая из четырех школ привнесла определенные идеи в трактовку бухгалтерского учета, и посредством его в трактовку самой хозяйственной деятельности, протекающей в условиях рыночной экономики. В первой половине ХIХ в. в бухгалтерскую жизнь нашей страны вошли идеи, которые будут обсуждаться, так или иначе, ечнь долго, многие из них обсуждаются и поныне. Три бухгалтера положили начало нашей науки: К.И.Арнольд, И.Ахматов, Э.А.Мудров. К.Арнольд (1775-1845 гг.) приехал из Германии и был первым в Москве преподавателем бухгалтерского учета. Он писал о бухгалтерии как о “сей толико важной, впрочем, многими пренебрегаемой науке”. Он, может быть, первым различал теорию и практику бухгалтерского учеиа. Под первой он понимал “способность составлять щета, их вести и пересматривать”, а под второй - “круг всех к щетам принадлежащих дел”, первая выступает как “счетная наука”, вторая - как “счетная часть”. И.Ахматов - служащий петербургской торговой фирмы. Э.Мудров - учитель математики и физики в Олонецкой (г.Петрозаводск) гимназии. Считается, что Русское государство возникло в 862 г., и можно только предполагать, что первые полтора века на территории Восточно-Европейской равнины применялись самые примитивные учетные приемы, связанные со сбором дани (налогов) и регистрацией торговых оборотов. Государственное хозяйство рассматривалось как частная собственность его владельца - князя, именно поэтому размеры податей (дани) не регламентировались. Князь (власть) мог все, что считал нужным для себя и излишним для податного населения. Эта черта хозяйственного быта оказала огромное влияние и на русский учет, сформировав его первый принцип, так или иначе просуществовавший на протяжении всей нашей истории: государство является собственником всего или почти всего имущества, находящегося в стране. Это значит, что должен быть единый орган, регламентирующий порядок учетных записей, и, что еще более важно, в обществе вертикальные правовые отношения преобладают над горизонтальными, частная (личная собственность носит подчиненный характер, и каждый человек отдает все князю (государству) и все от него получает. Величайший скачок развитию учетной мысли дало принятие Русью христианства, провославной религии. Это способствовало созданию множества монастырей, ведущих по тем временам огромную и довольно разнообразную хозяйственную деятельность. Именно монастыри под влиянием византийской учетной мысли сформировали многие идеи русской бухгалтерии, выработали ее дух. За монастырскими стенами возник второй важный принцип русской бухгалтерии: за каждый имущественный объект отвечает строго определенное лицо (материально отвественное лицо) или группа лиц. В монастырях существовал сложный порядок распределения хозяйственных обязанностей: управляющим был келарь, ему подчинялись казначей (отвественный за денежные суммы) и старцы (ответственные за разовые работы или отдельные виды материальных средств). Кроме того, в пустынях (отделениях монастырей) выделялись приказчики (завхозы) и строители (ревизоры). Материально ответственными лицами должны были служить выборочные целовальники. Интересный материал о распределении обязанностей в монастыре находим в Уставной грамоте строителю Киево-Печорской пустыни. В ней предусматривалось: 1) проведение инвентаризации и взыскание недостачи с предыдущего строителя, т.е. ревизора; 2)материальная ответственность за все ценности распределялась солидарно с казначеем, т.е. каждый из них мог возмещать недостачу в полной сумме; 3) казначей хранил ключи от склада, а строитель опечатывал склады; 4) для денежных доходов открывалась специальная книга, заполняемая строителем или казначеем, каждая статья оговаривалась (источники поступления и дата); после каждой статьи следовало “прикладывать руки”; такая же книга открывалась на расход; 5)учет муки также велся в двух отдельных книгах для прихода и расхода; 6) то же относительно одежды и прочего инвентаря; 7) заполненные за год книги должны быть присланы архиепископу. Ответственность была не только материальной, но и уголовной - личной. В случае недостачи виновного избивали, лишали жизни, а уже много позже Иван Семенович Пересветов, известный публицист ХУ1 в., советовал в помещении складов прибивать к стенам кожу бывших кладовщиков, допустивших недостачу. Это было бы предупреждением для вновь принятых кладовщиков. Принцип ответственности приводил к созданию весьма изощренной учетной техники, которая требовала строгого разделения учетных регистров, предназначенных для фиксации поступления и отпуска денег и других ценностей; последовательного проведения инвентаризаций (причем учетные остатки сверялись с натурными, а не наоборот). Новый этап развития учета в России совпал с эпохой татарского ига. Новые хозяева попытались сразу навязать, как бы мы теперь сказали, свои учетные стандарты, коренным образом изменив налогообложение. Именно татары, пренебрегая русской национальной традицией, пытались ввести персональное налогообложение - подать стала подушной, ее должен был платить каждый мужчина без различия состояния и возраста. Для этого была впервые проведена перепись населения. Она не была статистическим учетом населения, а была бухгалтерской инвентаризацией людей, “положенных в число”. Так возник третий принцип русской бухгалтерии: человек - объект учета, ибо каждый человек так или иначе подотчетен. Однако привнесенное извне персональное налогообложение и учет расходов по дани не просуществовал долго. В России возникла новая национальная окладная единица - соха. Дело в том, что в нашей стране всегда были сильны уравнительные тенденции и убеждения в конечном торжестве справедливости. Подавляющее больштнство налогоплательщиков считало несправедливым то, что и богатые, и бедные выплачивают одинаковые налоги. И поэтому было введено обложение по “экономической силе” хозяйства. Эта условная сила хозяйства и называлась - соха. Она измерялась в разное время и в разных местах по- разному. Например, в Новгороде соха состояла из трех конных работников, в Москве - она могла достигать 32 конных работников. Однако платить налоги должно было все село - мир. И тут получает мощное развитие четвертый учетный принцип: платеж несет общество, а недоимка любого из его членов возмещается остальными членами мира, общества (коллектива). Этот принцип дожил до наших дней в форме так называемой коллективной (бригадной) материальной ответственности. С ХУ по ХУ11 в. Россия как бы консервирует свою политическую и культурную жизнь. В учете незаметно каких-либо иноземных влияний, однако развиваются старые и формируются три новых принципа. Вводятся твердые задания не только в государственных, но и в частных хозяйствах. Каждому работнику задается урок - свеобразное “плановое” задание, “нормы выработки”. В связи с этим пятый принцип учета: каждый работник должен получить урок, т.е. сколько, какой именно работы и в какие сроки он должен выполнить. Это имело своим следствием желание работника получить как можно меньшее задание, а сделать, в случае стимулирования, как можно больше, чтобы иметь право на добавочные “кормовые”. Система уроков получает широкое развитие в имениях, где складывается крепостное право. Много веков спустя эта национальная идея уроков приведет к трансформации американской системы “стандарт-кост” в советский нормативный метод учета. В средневековой России торговля, особенно мелочная, была относительно развита. “Всяк ленится учиться художеству все бегают рукоделия, все щапят торговати”, - говорил митрополит Даниил в ХУ1 в. Главным приемом в торговом учете был контокоррент (единый текущий и ссудный счет, открываемый банком клиенту; служит для хранения средств и осуществления расчетов. По контокорренту проходят как ссуды, так и средства, поступающие в банк от клиентов в виде вкладов, возврата ссуд и пр.). Он возник в кредитных заведениях, и истоки его надо, очевидно, искать в истории Новгорода и Пскова. Контокоррентные счета по кредитным операциям в “банках” Древней Руси вели на специальных досках - “карточках”. Они иногда становились объектом посягательств. Так, в Новгороде был разграблен дом посадника Дмитра и уничтожены карточки-доски. В то время при займах давали долговые расписки и составляли записи, что приводило к необходимости выверки расчетов между участниками сделок. В одной из самых распространных книг ХУ1 в. - “Домострое” - написано: “А некоторые в лавках торгуют: - ино с теми в вечере и на упокой, на всякую неделю, самому государю надо быть сличиться с ними в приходе и в расходе, и купле и продаже”, т.е. предполагалась коллация - выверка всех расчетов, как дебиторской, так и кредиторской задолженности, один раз в неделю. Таким образом, шестой принцип учета - коллация - можно сформулировать так: все взаимные расчеты между лицами, участвующими в хозяйственной деятельности, должны быть выверены. В это же время окончательно формируется приоритет вертикальных административно-правовых связей и практически игнорируются горизонтальные гражданско-правовые отношения. Сама коллация трактуется как вытекающая из обычаев народа, а не из закона. И тут возникает седьмой принцип: обязательства перед начальником всегда важнее обязательств перед сторонними лицами. Этот принцип иерархии отношений, принцип, допускающий волю начальника как источник права, необходимо всегда иметь в виду. Развитие государственного и монастырского хозяйства приве к появлению еще одного, может быть, самого русского принципа - принципа экономии. Он выразолся прежде всего в зачатках калькуляции, которые мы находим в замечаниях настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (1439-1515 гг.) об исчислении себестоимости церковных треб. Цены подобных услуг зависели от затрат на содержание монахов, занятых выполнением треб, а отнюдь не от спроса и предложения. Так возник восьмой принцип: цены предметов зависят от затрат, связанных с их производством. Этот принцип, восходящий к идеям Платона о справедливой цене, возмещающей труд и только труд, стал роковым и для учета, и для экономики страны. В первом случае он требовал строжайшего исчисления себестоимости готовой продукции и оказанных услуг, во втором - приводил или к хроническим дефицитам, или к затовариванию. Более того, чтобы поднять доходы, производители должны были неизменно увеличивать издержки, что вело к нерациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также абсурду в нашей торговле. И наконец, в московский период складывается необыкновенный интерес к учетным процедурам, возникает девятый принцип - принцип обрядолюбия. Он звучит так: внешний вид документов, их взаимосвязи, порядок и последовательность заполнения являются неотъемлемой частью учета; порядок важнее содержания; казаться - важнее, чем быть. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Основными задачами бухгалтерского учета являются: - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; - обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру- специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются: - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; - порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; - правила документооборота и технология обработки учетной информации; - порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Состав бухгалтерской отчетности Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; д) пояснительной записки. Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |