реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора: Шпаргалка информационные системы в экономике

Шпора: Шпаргалка информационные системы в экономике

1.Вступление.

1.Значениие и направления развития и.с.

2.Основные понятия дисциплины.

3.Предмет и содержание дисциплины.

1.Направления развития: персонализация расчетов на базе ЭВМ и

интерфейс пользова­теля с ЭВМ; использование БД, экспертных систем и систем

знаний; использование кана­лов передачи данных.

2.Основные понятия дисциплины

Экономический объект- люди, различные предметы, явления или факт про

которые могут быть собраны данные.

Предметная область- определенная какими-то признаками совокупность

экономических объектов; это знания и данные про процесс, проблему, организацию.

Личность принимающее решение- специалист, руководитель, который выполняет

функцию управления экономическим объектом.

Пользователь- личность, которая принимает участие в функционировании

предметной области, или использует результаты ее функ­ционирования.

Экономические информационные системы- человеко-машинные системы, которые

соби­рают, накапливают, сохраняют и выдают по запросу или требованию информацию

в виде данных и знаний, необходимых для управле­ния экономическим объектом.

3.Цель дисциплины - дать основные теоре­тическое положения создания

информацион­ных систем, ознакомиться с современными подходами, составом и

содержанием основ­ных операций создания информационных систем, методами

управления процессом соз­дания и.с. и построения и.с.

2.Системно-технические аспекты теории создания и.с.

1. Организационно-экономическая модель экономического объекта.

Экономическая информация- информация про процессы производства,

распределению, об­мену и потреблению материальных благ.

Ф-и управления экономическим объектом: прогнозирование, планирование,

учет, кон­троль, анализ, координация, регулирование.

Цикл управления экономическим объектом: анализ руководящей информации,

которая поступает от других организаций и определе­ние основных целей ии задач

перед объектом; сбор и анализ информации про состояние объекта; обработка

информации и определе­ние вариантов, целей и путей ее достижения, принятие

решения (не автоматично), планиро­вание (автоматизировано); контроль принятия

решений, сравнение, регулирование.

Особенности и свойства информации: она единственная для экономического

объекта; есть тенденция к постоянному увеличению объемов данных; отображает

деятельность производства через систему натуральных, стоимостных показателей;

характеризуется большой массовостью о объемностью; харак­теризуется

необходимостью сохранения и накопления; характеризуется цикличностью появления

и обработки в установленных часо­вых пределах; имеет сложную и разносторон­нюю

структуру.

Классификация экономической информации: по функциям при управлении объектом

(фак­тическая, плановая, нормативно-расценочная, справочная), по видам

объектов которые ото­бражаются, по назначению процессов управ­ления.

Состав информационной совокупности: атри­бут или реквизит, экономический

показатель, документ, массив или файл.

Атрибут- элементарная информационная совокупность, которая состоит из

ряда симво­лов; они м.б. качественные- идентифицируют объекты,

определяют свойства сути, и харак­теризуют обстоятельства, при которых

проис­ходит процесс и были получены атрибуты; количественные- групповые

и справочные ( они раскрывают абсолютные или относитель­ные характеристики

качественного атрибута.

Экономический показатель - раскрывает суть явления, процесса или действия и есть

инфор­мационной совокупностью составленная с разного количества количественных

и одного качественного атрибута и есть -наименьшей экономической единицей.

Массив- набор связанных экономических показателей по одной форме.

Количественные: фактические, плановые, нормативно-расценочные, расчетные.

2. Цель, задачи и принципы создания и.с

Цель создания и. с. - в ограниченно короткие сроки создать систему обработки

данных, которая имеет заданные потребительские свойства

( функциональная полнота- свойство и.с. ко­торое характеризует уровень

автоматизации управленческих работ, коэффициент ФП=автоматизированные

показатели/общее количество показателей; своевременность- свойство

которое характеризует своевремен­ное управление и получение информации,

коэффициент своевременности КС=( автома­тизированные показатели минус

показатели полученные с задержкой)/ автоматизирован­ные показатели;

функциональная надежность- свойство и.с. выполнять свои функции по

обработке данных, адаптивная надежность- свойство и.с. выполнять свои

функции при их изменении и экономическая эффективность- улучшение

экономических результатов в ре­зультате внедрения информационной сис­темы).

Задачи при создании и.с.: 1) выявление су­щественных характеристик

объекта, 2) созда­ние математической или физической модели системы, которая

исследуется, 3) установле­ние условий взаимосвязи человека и техниче­ских

средств, 4) проведение детальной разра­ботки проектных решений, 5) анализ

проект­ных решений, практическая апробация и вне­дрение.

Принципы создания и.с.: системность ( при декомпозиции д.б. такие

связи между струк­турными элементами системы, которые обес­печивают целостность

и ее взаимодействие с другими системами), развитие или откры­тость,

совместимость, стандартизация и уни­фикация, эффективность.

3. Системный подход к созданию и.с

Подходы к созданию и. с: 1) локальный - соз­дание и.с. производиться путем

последова­тельного наращивания задач, которые реша­ются на ЭВМ, преимущества:

быстрая отдача, возможность разработки небольшими груп­пами, наглядность,

простота управления зада­чами, недостатки: невозможность обеспечения

комплексной увязки всех видов обеспечения; 2) глобальный- сначала выполняется

разра­ботка проекта полной завершенной системы, а потом ее внедрение; 3)

системный- комплекс­ное изучение экономического объекта как одного целого, с

представлением его частей как целенаправленных систем, и изучение этих систем

и взаимоотношений между ними. Принципы системного подхода: конечные цели,

единство, связность, модульные по­строения, иерархия, функциональность,

раз­витие, децентрализация, неопределенность. Задача системного подхода-

разработка всей совокупности методологических, социально-научных средств

исследования (описание, анализ, синтез) систем разного типа. СП бази­руется

на идеях целостности, целенаправлен­ности, организованности, динамизма

изучае­мых объектов.

4.Декомпозиция- процесс деления системы на части или элементы,

удобные для каких-либо операций с нею. Цель Д.- разделение элементов на части,

которые имеют меньшую сложность.

Шаги декомпозиции: 1) а)разделение соответ­ственно административному делению

системы управления объектом (БУ, управление мате­риальными ресурсами,

оперативное управле­ние, техническая подготовка производства, технико-

экономическое планирование), б) по функциям управления, в) по ресурсам

(мате­риальные, трудовые, основные средства, гото­вая продукция, денежные),

2) выделение функциональных процессов или задач в каж­дом компоненте( задача

и.с.,функция или часть функций и.с. - есть формализованная совокупность

автоматизированных действий, выполнение которых приводит к результату

заданного вида, 3) изучение экономических показателей, которые входят в ту

или иную задачу.

Структуры для анализа систем: функциональ­ные (компоненты, функции, задачи,

проце­дуры, связи- информационные), технические (устройства, компоненты,

комплексы, связи- линии и каналы связи), организационные (коллективы людей,

отдельные исполнители, связи- информационные), программные (про­граммные

модули и изделия, связи- управлен­ческие), информационные (в форме

существо­вания и представления информации в системе, связи- операции в

системе), алгоритмические (алгоритмы, связи- информационные), доку­ментальные

(неделимые составные части и документы, связи- взаимодействие, вхожде­ние).

5. Надежность и эффективность

Качество и.с. Надежность- свойство системы сохранять во времени в

установленных преде­лах значения всех параметров, которые харак­теризуют

способность системы выполнять необходимые функции в заданных режимах и

условиях эксплуатации. Особенности надеж­ности: безотказность,

ремонтоспособность, долговечность. Факторы уровня надежности: а) состав и

уровень надежности технического и программного обеспечения, б) рациональное

разделение задач, которые решаются системой между техническими средствами,

программ­ным обеспечением и персоналом, в) уровень квалификации персонала, г)

режимы парамет­ров и организационных форм эксплуатации технических средств,

д) степень использова­ния различных видов резервирования, е) ре­альные

условия функционирования и.с.

Эффективность и.с. - определяется сравне­нием результатов от функционирования

и.с. и затрат этих видов ресурсов, необходимых для ее функционирования и

развития. Оценка эффективности проводиться при: формирова­ние условий и.с.,

анализе и.с., выборе наи­лучшего варианта, синтез наиболее целесооб­разного

варианта построения и.с., по крите­рию эффективности затрат. Экономическая

эффективность определяет: годовой экономи­ческий эффект, расчетный

коэффициент эф­фективности капитальных затрат на разра­ботку и внедрение

и.с., срок окупаемости капитальных затрат на разработку и внедре­ние и.с.

3.Процесс создания и.с.

Жизненный цикл и.с.

Трудоемкость стадии создания и.с.

Структура проектной документации.

1.Жизненный цикл и.с. - совокупность ста­дий и этапов, которые проходит

и.с. в своем развитии от момента принятия решения усо­вершенствования до

момента когда и.с. при­останавливает свое существование.

Процесс создания и.с. - совокупность работ от формирования выходных

требований к сис­теме до ввода в действие.

Части создания и.с.: предпроектная, проект­ная, ввод в действие

(формирование требова­ний к и.с., разработка концепции и.с., техни­ческое

задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация, ввод в

дейст­вие, сопровождение и.с.).

2.Факторы трудоемкости: 1) сложность и специфика процесса, который

автоматизиру­ется, 2) наличие соответствующих разработок по данной проблеме, 3)

степень автоматиза­ции проектных работ, 4) квалификации ис­полнителей, 5)

готовность объекта к внедре­нию системы, 6) выбранный метод проектиро­вания.

3.Структура проектной документации (до­кументы): по стадиям создания, по

составным частям системы, по видам обеспечения (про­граммные, техническое,

организационное, информационное, математическое, функцио­нальное, правовое,

эргонометрическое, лин­гвистическое, методическое).

4. Участники процесса создания

Участники работ по созданию и.с.: заказчик (представить

достоверные и полные данные о системе; разработка, согласование и утвер­ждение

технического задания и других про­ектных документаций, разработка

проектно-сметной документации по объектам информа­ционной системы; выполнение

строительно-монтажных работ; организация монтажа, экс­плуатации и ремонта

технических средств; разработка средств по подготовке объекта к вводу системы в

действие; принятие системы в эксплуатацию); разработчик (разрабатывает

документацию на и.с.; выполняет работы по организации; возможность

функционирования и.с. в соответствии с принятыми проектными решениями).

5. Методы и средства создания

Методы создания и.с.: ориентированы на данные, ориентированы на

процедуру. Сред­ства- типовые проектные решения, ППП, типовые проекты,

инструментальные средства проектирования и.с.

Классификация методов создания и.с.: по степени автоматизации проектных

работ: а) оригинальное - создаются индивидуальные проектные решения

специфические для каж­дого объекта, б) типовое- деление системы на множество

составных компонентов, создание для каждого из них законченного проектного

решения, которые при наименьшей модифи­кации м.б. использованы для других

инфор­мационных систем, в) автоматизировано- возможность построения и

поддержки в сис­теме некоторой глобальной информации мо­дели системы

управления.

Средства создания и.с.: инструментальные- ориентированы на процесс

проектирования и служащие для повышения продуктивности труда работников,

объектные- используются в процессе создания проектных решений (сред­ства д.б:

комплексно охватывать процесс создания и.с., быть совместимыми, быть лег­кими

в использовании, быть универсальными в своем классе, быть эффективными).

6. Технология создания и.с

Технология создания и.с. - совокупность ме­тодов и средств создания и.с.,

организацион­ных приемов и технических средств, ориенти­рованных на создание

или модернизацию проекта в и.с.

Технологический процесс создания и.с. - дея­тельность коллектива

специалистов, направ­ленная на разработку проекта и.с., которая удовлетворяет

необходимые потребительские свойства (техпроцесс определяет: действия, их

последовательность, исполнителей, свойства и ресурсы, необходимые для

выполнения этих действий). Деление ТП: а) по стадиям и эта­пам создания и.с.,

которые заканчиваются разработкой конкретной проектный докумен­тации; б) на

технологические процессы проек­тирования отдельных составных частей сис­темы.

Технологическая операция проектирования- самостоятельная часть

техпроцесса, в котором определен вход, выход (документы, пара­метры, данные,

значения), преобразователь, ресурсы, средства.

Преобразователь- методика, формализован­ный алгоритм преобразования входа

техноло­гических операций в выход (они м.б.: ручные, машинно-ручные,

автоматические).

4.Технология подготовки общих решений по созданию и.с.

Формирование требований к и.с.

Методы и средства анализа материала иссле­дования.

Разработка предложений по усовершенство­ванию и.с.

Методика проведения исследования и.с

1. Формирование требований к и.с

Требования: и.с. должна обеспечить повыше­ние эффективности

производственно хозяйст­венной деятельности объекта, приводить к полезным

технико-экономическим и социаль­ным результатам.

Группы требований к и.с.: к и.с. в целом, к функциям и.с., к подготовленности

персонала, к видам обеспечения, к безопасности и.с.

Цели исследования и.с.: 1) исследование сферы деятельности объекта; 2)

выявление объектов и характера существующих инфор­мационных потоков,

внутренних и внешних взаимосвязей; 3) определение информацион­ных нужд

объекта; 4) установление организа­ционных, технических и технологических

предпосылок к введению и.с.; 5) построение новых информационных моделей.

Работы по подготовке исследования: ознаком­ление с входными материалами и

документа­цией по созданию и.с., изучение целей иссле­дования, планирование

исследования, органи­зация рабочих групп, выбор или разработка инструктивно-

методических материалов для проведения исследования, сбор и анализ дан­ных по

аналогам.

Направления исследования: исследование объекта, исследование методических и

лите­ратурных источников, исследование на основе требований пользователя.

Этапы формирования требований к и.с.: 1) исследование объекта и обоснование

создания и.с. (сбор данных про объект автоматизации и виды деятельности

которые выполняются, оценка качества функционирования объекта и вида

деятельности, оценка целесообразности создания и.с.), 2) формирование

требований к и.с. (подготовка выходных данных для фор­мирования требований к

и.с., формулирование и оформление требований пользователя к и.с.), 3)

оформление отчеты про проведенную работу и заявки на разработку и.с.

2. Разработка концепции и.с

Этапы разработки концепции: изучение объ­екта, проведение необходимых

научно-иссле­довательских работ, разработка вариантов концепции и выбор

удовлетворяющего требо­вания пользователя (разработка альтернатив­ных вариантов

концепции и планов по их реализации, оценка необходимых ресурсов по их

реализации и обеспечению функциониро­ванию, сравнение требований пользователя и

характеристик системы, определение порядка оценки качества и условий приема

системы, оценка преимуществ системы), 4) оформление отчета про выполненную

работу.

3.Работы и этапы стадии тех. задания: раз­работка (разрабатывается проект

и.с., в кото­ром определяются требования к и.с., требова­ния к составу

научно-исследовательских ра­бот, разработка частичных ТЗ на компоненты и виды

обеспечения), оформление, согласова­ние, утверждение.

4 Предпроектная документация

Стадии предпроектной документации: 1) от­чет и заявка (состав отчета:

характеристика объекта и результаты его функционирования, описание действующих

и.с., описание недос­татков действующих и.с., обоснование необ­ходимости

усовершенствования действующей и.с., цели критерии и ограничения, функции и

задачи создаваемой и.с., предвиденные тех­нико-экономические результаты

создания и.с., выводы и предложения), 2) разработка отчета и его структура

(описание результатов изуче­ния объектов автоматизации, описание и оценка

преимуществ и недостатков разрабо­танных альтернативных вариантов,

сравни­тельный анализ требований пользователя и.с. и вариантов и.с.,

обоснование выбора опти­мального варианта, ожидаемые результаты и эффективность

выбранного варианта, ориен­тированный план реализации выбранного варианта,

необходимые затраты ресурсов на разработку и ввод в действие, требования

которые гарантируют качество и.с., условия принятия и.с.

Структура ТЗ: общие положения, назначение и цели создания и.с.,

характеристика объекта автоматизации, требования к системе, состав и содержание

работ по созданию системы, по­рядок контроля и принятия и.с., требование к

составу и содержанию работ по подготовке объекта к вводу системы в действие,

требова­ния к документированию, источники разра­ботки.

5. Методы и средства организации сбора о обработки материалов исследования

объ­ектов

Особенности коллектива исследователей и.с.: опыт работы в сфере

управления конкретным экономическим объектом, знание современ­ных методов и

техники управления, знание методов исследования и системного анализа,

способность общения с специалистами разных уровней и профилей.

Методы сбора материалов: горизонтальный- детальное изучение информации по

одной теме в каждом подразделении экономического объекта, вертикальный-

исследование подраз­делений объекта по которым происходит дви­жение

информационных потоков, комбиниро­ванный- смешанный.

Методы сбора материалов: без участия разра­ботчика (документальная

инвентаризация, само фотография рабочего дня, ведение инди­видуальных

тетрадей-дневников, недостатки: большие затраты времени, отвлекаются

ра­ботники, необходимость тщательной подго­товки документации), методы сбора

материа­лов разработчиками (анализ операций, лич­ного наблюдения, анализ

материалов, опрос исполнителей, беседы и консультации с руко­водителями,

выборочная фотография рабочего дня, хронометраж, расчетный, аналогии.

Уровни управления: высший- дает информа­цию про цели и задачи организации,

страте­гию их достижения, методам управления, возможные изменения в

функционировании организации, средний- дает информацию, которая дает уточнить

направления анализа, детализировать представление про политику объекта, пор

ограничения, про отличия в про­изводственных и управленческих функциях,

оперативный- объемы, периодичность появ­ления, последовательность, требования

к про­дуктивности.

Методы и средства анализа материала ис­следования

Методы анализа материалов исследования: 1) без использования экономико-

математических методов- позволяют отображать организаци­онные,

функциональные, производственные и общеэкономические характеристики объекта,

их взаимосвязи, последовательностьвлияния отдельных факторов и порядок

формирования всех показателей (макро уровень- в виде таб­лиц, составление

операграмм, структурные схемы, микро уровень- исследование инфор­мационных

носителей, анализ информацион­ной совокупности. Модель предметной об­ласти-

параметрическое формализованное представления процесса циркуляции и

обра­ботки информации в системе производства и управления, которая отображает

действитель­ность в упрощенном виде.2) с использованием экономико-

математических методов (сетевая модель- отображает взаимосвязи функций и

процессов управления, матричная- шахматная таблица с документами и

показателями, гра­фоаналитический метод- отображение пото­ков информации в

виде ориентированного графа, описание процедур на алгоритмиче­ском языке-

отдельные языки, динамическая информационная модель- информационно-справочная

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.