![]() |
|
|
Шпора: Шпаргалка информационные системы в экономикеШпора: Шпаргалка информационные системы в экономике1.Вступление. 1.Значениие и направления развития и.с. 2.Основные понятия дисциплины. 3.Предмет и содержание дисциплины. 1.Направления развития: персонализация расчетов на базе ЭВМ и интерфейс пользователя с ЭВМ; использование БД, экспертных систем и систем знаний; использование каналов передачи данных. 2.Основные понятия дисциплины Экономический объект- люди, различные предметы, явления или факт про которые могут быть собраны данные. Предметная область- определенная какими-то признаками совокупность экономических объектов; это знания и данные про процесс, проблему, организацию. Личность принимающее решение- специалист, руководитель, который выполняет функцию управления экономическим объектом. Пользователь- личность, которая принимает участие в функционировании предметной области, или использует результаты ее функционирования. Экономические информационные системы- человеко-машинные системы, которые собирают, накапливают, сохраняют и выдают по запросу или требованию информацию в виде данных и знаний, необходимых для управления экономическим объектом. 3.Цель дисциплины - дать основные теоретическое положения создания информационных систем, ознакомиться с современными подходами, составом и содержанием основных операций создания информационных систем, методами управления процессом создания и.с. и построения и.с. 2.Системно-технические аспекты теории создания и.с. 1. Организационно-экономическая модель экономического объекта. Экономическая информация- информация про процессы производства, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Ф-и управления экономическим объектом: прогнозирование, планирование, учет, контроль, анализ, координация, регулирование. Цикл управления экономическим объектом: анализ руководящей информации, которая поступает от других организаций и определение основных целей ии задач перед объектом; сбор и анализ информации про состояние объекта; обработка информации и определение вариантов, целей и путей ее достижения, принятие решения (не автоматично), планирование (автоматизировано); контроль принятия решений, сравнение, регулирование. Особенности и свойства информации: она единственная для экономического объекта; есть тенденция к постоянному увеличению объемов данных; отображает деятельность производства через систему натуральных, стоимостных показателей; характеризуется большой массовостью о объемностью; характеризуется необходимостью сохранения и накопления; характеризуется цикличностью появления и обработки в установленных часовых пределах; имеет сложную и разностороннюю структуру. Классификация экономической информации: по функциям при управлении объектом (фактическая, плановая, нормативно-расценочная, справочная), по видам объектов которые отображаются, по назначению процессов управления. Состав информационной совокупности: атрибут или реквизит, экономический показатель, документ, массив или файл. Атрибут- элементарная информационная совокупность, которая состоит из ряда символов; они м.б. качественные- идентифицируют объекты, определяют свойства сути, и характеризуют обстоятельства, при которых происходит процесс и были получены атрибуты; количественные- групповые и справочные ( они раскрывают абсолютные или относительные характеристики качественного атрибута. Экономический показатель - раскрывает суть явления, процесса или действия и есть информационной совокупностью составленная с разного количества количественных и одного качественного атрибута и есть -наименьшей экономической единицей. Массив- набор связанных экономических показателей по одной форме. Количественные: фактические, плановые, нормативно-расценочные, расчетные. 2. Цель, задачи и принципы создания и.с Цель создания и. с. - в ограниченно короткие сроки создать систему обработки данных, которая имеет заданные потребительские свойства ( функциональная полнота- свойство и.с. которое характеризует уровень автоматизации управленческих работ, коэффициент ФП=автоматизированные показатели/общее количество показателей; своевременность- свойство которое характеризует своевременное управление и получение информации, коэффициент своевременности КС=( автоматизированные показатели минус показатели полученные с задержкой)/ автоматизированные показатели; функциональная надежность- свойство и.с. выполнять свои функции по обработке данных, адаптивная надежность- свойство и.с. выполнять свои функции при их изменении и экономическая эффективность- улучшение экономических результатов в результате внедрения информационной системы). Задачи при создании и.с.: 1) выявление существенных характеристик объекта, 2) создание математической или физической модели системы, которая исследуется, 3) установление условий взаимосвязи человека и технических средств, 4) проведение детальной разработки проектных решений, 5) анализ проектных решений, практическая апробация и внедрение. Принципы создания и.с.: системность ( при декомпозиции д.б. такие связи между структурными элементами системы, которые обеспечивают целостность и ее взаимодействие с другими системами), развитие или открытость, совместимость, стандартизация и унификация, эффективность. 3. Системный подход к созданию и.с Подходы к созданию и. с: 1) локальный - создание и.с. производиться путем последовательного наращивания задач, которые решаются на ЭВМ, преимущества: быстрая отдача, возможность разработки небольшими группами, наглядность, простота управления задачами, недостатки: невозможность обеспечения комплексной увязки всех видов обеспечения; 2) глобальный- сначала выполняется разработка проекта полной завершенной системы, а потом ее внедрение; 3) системный- комплексное изучение экономического объекта как одного целого, с представлением его частей как целенаправленных систем, и изучение этих систем и взаимоотношений между ними. Принципы системного подхода: конечные цели, единство, связность, модульные построения, иерархия, функциональность, развитие, децентрализация, неопределенность. Задача системного подхода- разработка всей совокупности методологических, социально-научных средств исследования (описание, анализ, синтез) систем разного типа. СП базируется на идеях целостности, целенаправленности, организованности, динамизма изучаемых объектов. 4.Декомпозиция- процесс деления системы на части или элементы, удобные для каких-либо операций с нею. Цель Д.- разделение элементов на части, которые имеют меньшую сложность. Шаги декомпозиции: 1) а)разделение соответственно административному делению системы управления объектом (БУ, управление материальными ресурсами, оперативное управление, техническая подготовка производства, технико- экономическое планирование), б) по функциям управления, в) по ресурсам (материальные, трудовые, основные средства, готовая продукция, денежные), 2) выделение функциональных процессов или задач в каждом компоненте( задача и.с.,функция или часть функций и.с. - есть формализованная совокупность автоматизированных действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида, 3) изучение экономических показателей, которые входят в ту или иную задачу. Структуры для анализа систем: функциональные (компоненты, функции, задачи, процедуры, связи- информационные), технические (устройства, компоненты, комплексы, связи- линии и каналы связи), организационные (коллективы людей, отдельные исполнители, связи- информационные), программные (программные модули и изделия, связи- управленческие), информационные (в форме существования и представления информации в системе, связи- операции в системе), алгоритмические (алгоритмы, связи- информационные), документальные (неделимые составные части и документы, связи- взаимодействие, вхождение). 5. Надежность и эффективность Качество и.с. Надежность- свойство системы сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, которые характеризуют способность системы выполнять необходимые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации. Особенности надежности: безотказность, ремонтоспособность, долговечность. Факторы уровня надежности: а) состав и уровень надежности технического и программного обеспечения, б) рациональное разделение задач, которые решаются системой между техническими средствами, программным обеспечением и персоналом, в) уровень квалификации персонала, г) режимы параметров и организационных форм эксплуатации технических средств, д) степень использования различных видов резервирования, е) реальные условия функционирования и.с. Эффективность и.с. - определяется сравнением результатов от функционирования и.с. и затрат этих видов ресурсов, необходимых для ее функционирования и развития. Оценка эффективности проводиться при: формирование условий и.с., анализе и.с., выборе наилучшего варианта, синтез наиболее целесообразного варианта построения и.с., по критерию эффективности затрат. Экономическая эффективность определяет: годовой экономический эффект, расчетный коэффициент эффективности капитальных затрат на разработку и внедрение и.с., срок окупаемости капитальных затрат на разработку и внедрение и.с. 3.Процесс создания и.с. Жизненный цикл и.с. Трудоемкость стадии создания и.с. Структура проектной документации. 1.Жизненный цикл и.с. - совокупность стадий и этапов, которые проходит и.с. в своем развитии от момента принятия решения усовершенствования до момента когда и.с. приостанавливает свое существование. Процесс создания и.с. - совокупность работ от формирования выходных требований к системе до ввода в действие. Части создания и.с.: предпроектная, проектная, ввод в действие (формирование требований к и.с., разработка концепции и.с., техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация, ввод в действие, сопровождение и.с.). 2.Факторы трудоемкости: 1) сложность и специфика процесса, который автоматизируется, 2) наличие соответствующих разработок по данной проблеме, 3) степень автоматизации проектных работ, 4) квалификации исполнителей, 5) готовность объекта к внедрению системы, 6) выбранный метод проектирования. 3.Структура проектной документации (документы): по стадиям создания, по составным частям системы, по видам обеспечения (программные, техническое, организационное, информационное, математическое, функциональное, правовое, эргонометрическое, лингвистическое, методическое). 4. Участники процесса создания Участники работ по созданию и.с.: заказчик (представить достоверные и полные данные о системе; разработка, согласование и утверждение технического задания и других проектных документаций, разработка проектно-сметной документации по объектам информационной системы; выполнение строительно-монтажных работ; организация монтажа, эксплуатации и ремонта технических средств; разработка средств по подготовке объекта к вводу системы в действие; принятие системы в эксплуатацию); разработчик (разрабатывает документацию на и.с.; выполняет работы по организации; возможность функционирования и.с. в соответствии с принятыми проектными решениями). 5. Методы и средства создания Методы создания и.с.: ориентированы на данные, ориентированы на процедуру. Средства- типовые проектные решения, ППП, типовые проекты, инструментальные средства проектирования и.с. Классификация методов создания и.с.: по степени автоматизации проектных работ: а) оригинальное - создаются индивидуальные проектные решения специфические для каждого объекта, б) типовое- деление системы на множество составных компонентов, создание для каждого из них законченного проектного решения, которые при наименьшей модификации м.б. использованы для других информационных систем, в) автоматизировано- возможность построения и поддержки в системе некоторой глобальной информации модели системы управления. Средства создания и.с.: инструментальные- ориентированы на процесс проектирования и служащие для повышения продуктивности труда работников, объектные- используются в процессе создания проектных решений (средства д.б: комплексно охватывать процесс создания и.с., быть совместимыми, быть легкими в использовании, быть универсальными в своем классе, быть эффективными). 6. Технология создания и.с Технология создания и.с. - совокупность методов и средств создания и.с., организационных приемов и технических средств, ориентированных на создание или модернизацию проекта в и.с. Технологический процесс создания и.с. - деятельность коллектива специалистов, направленная на разработку проекта и.с., которая удовлетворяет необходимые потребительские свойства (техпроцесс определяет: действия, их последовательность, исполнителей, свойства и ресурсы, необходимые для выполнения этих действий). Деление ТП: а) по стадиям и этапам создания и.с., которые заканчиваются разработкой конкретной проектный документации; б) на технологические процессы проектирования отдельных составных частей системы. Технологическая операция проектирования- самостоятельная часть техпроцесса, в котором определен вход, выход (документы, параметры, данные, значения), преобразователь, ресурсы, средства. Преобразователь- методика, формализованный алгоритм преобразования входа технологических операций в выход (они м.б.: ручные, машинно-ручные, автоматические). 4.Технология подготовки общих решений по созданию и.с. Формирование требований к и.с. Методы и средства анализа материала исследования. Разработка предложений по усовершенствованию и.с. Методика проведения исследования и.с 1. Формирование требований к и.с Требования: и.с. должна обеспечить повышение эффективности производственно хозяйственной деятельности объекта, приводить к полезным технико-экономическим и социальным результатам. Группы требований к и.с.: к и.с. в целом, к функциям и.с., к подготовленности персонала, к видам обеспечения, к безопасности и.с. Цели исследования и.с.: 1) исследование сферы деятельности объекта; 2) выявление объектов и характера существующих информационных потоков, внутренних и внешних взаимосвязей; 3) определение информационных нужд объекта; 4) установление организационных, технических и технологических предпосылок к введению и.с.; 5) построение новых информационных моделей. Работы по подготовке исследования: ознакомление с входными материалами и документацией по созданию и.с., изучение целей исследования, планирование исследования, организация рабочих групп, выбор или разработка инструктивно- методических материалов для проведения исследования, сбор и анализ данных по аналогам. Направления исследования: исследование объекта, исследование методических и литературных источников, исследование на основе требований пользователя. Этапы формирования требований к и.с.: 1) исследование объекта и обоснование создания и.с. (сбор данных про объект автоматизации и виды деятельности которые выполняются, оценка качества функционирования объекта и вида деятельности, оценка целесообразности создания и.с.), 2) формирование требований к и.с. (подготовка выходных данных для формирования требований к и.с., формулирование и оформление требований пользователя к и.с.), 3) оформление отчеты про проведенную работу и заявки на разработку и.с. 2. Разработка концепции и.с Этапы разработки концепции: изучение объекта, проведение необходимых научно-исследовательских работ, разработка вариантов концепции и выбор удовлетворяющего требования пользователя (разработка альтернативных вариантов концепции и планов по их реализации, оценка необходимых ресурсов по их реализации и обеспечению функционированию, сравнение требований пользователя и характеристик системы, определение порядка оценки качества и условий приема системы, оценка преимуществ системы), 4) оформление отчета про выполненную работу. 3.Работы и этапы стадии тех. задания: разработка (разрабатывается проект и.с., в котором определяются требования к и.с., требования к составу научно-исследовательских работ, разработка частичных ТЗ на компоненты и виды обеспечения), оформление, согласование, утверждение.
4 Предпроектная документацияСтадии предпроектной документации: 1) отчет и заявка (состав отчета: характеристика объекта и результаты его функционирования, описание действующих и.с., описание недостатков действующих и.с., обоснование необходимости усовершенствования действующей и.с., цели критерии и ограничения, функции и задачи создаваемой и.с., предвиденные технико-экономические результаты создания и.с., выводы и предложения), 2) разработка отчета и его структура (описание результатов изучения объектов автоматизации, описание и оценка преимуществ и недостатков разработанных альтернативных вариантов, сравнительный анализ требований пользователя и.с. и вариантов и.с., обоснование выбора оптимального варианта, ожидаемые результаты и эффективность выбранного варианта, ориентированный план реализации выбранного варианта, необходимые затраты ресурсов на разработку и ввод в действие, требования которые гарантируют качество и.с., условия принятия и.с. Структура ТЗ: общие положения, назначение и цели создания и.с., характеристика объекта автоматизации, требования к системе, состав и содержание работ по созданию системы, порядок контроля и принятия и.с., требование к составу и содержанию работ по подготовке объекта к вводу системы в действие, требования к документированию, источники разработки. 5. Методы и средства организации сбора о обработки материалов исследования объектов Особенности коллектива исследователей и.с.: опыт работы в сфере управления конкретным экономическим объектом, знание современных методов и техники управления, знание методов исследования и системного анализа, способность общения с специалистами разных уровней и профилей. Методы сбора материалов: горизонтальный- детальное изучение информации по одной теме в каждом подразделении экономического объекта, вертикальный- исследование подразделений объекта по которым происходит движение информационных потоков, комбинированный- смешанный. Методы сбора материалов: без участия разработчика (документальная инвентаризация, само фотография рабочего дня, ведение индивидуальных тетрадей-дневников, недостатки: большие затраты времени, отвлекаются работники, необходимость тщательной подготовки документации), методы сбора материалов разработчиками (анализ операций, личного наблюдения, анализ материалов, опрос исполнителей, беседы и консультации с руководителями, выборочная фотография рабочего дня, хронометраж, расчетный, аналогии. Уровни управления: высший- дает информацию про цели и задачи организации, стратегию их достижения, методам управления, возможные изменения в функционировании организации, средний- дает информацию, которая дает уточнить направления анализа, детализировать представление про политику объекта, пор ограничения, про отличия в производственных и управленческих функциях, оперативный- объемы, периодичность появления, последовательность, требования к продуктивности. Методы и средства анализа материала исследования Методы анализа материалов исследования: 1) без использования экономико- математических методов- позволяют отображать организационные, функциональные, производственные и общеэкономические характеристики объекта, их взаимосвязи, последовательностьвлияния отдельных факторов и порядок формирования всех показателей (макро уровень- в виде таблиц, составление операграмм, структурные схемы, микро уровень- исследование информационных носителей, анализ информационной совокупности. Модель предметной области- параметрическое формализованное представления процесса циркуляции и обработки информации в системе производства и управления, которая отображает действительность в упрощенном виде.2) с использованием экономико- математических методов (сетевая модель- отображает взаимосвязи функций и процессов управления, матричная- шахматная таблица с документами и показателями, графоаналитический метод- отображение потоков информации в виде ориентированного графа, описание процедур на алгоритмическом языке- отдельные языки, динамическая информационная модель- информационно-справочная |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |