![]() |
|
|
Шпора: Шпоры по аудитуШпора: Шпоры по аудиту1. Сущность АД, история его возник-я и развития. Сущность АД определена П(С) №1 «Цели и осн-е принципы аудита Б(Ф)О». Цель А – выражение мнения аудитора (АФ) о достов-ти Б(Ф)О во всех сущ-ных аспектах, а также о соответствии порядка ведения БУ закон-ву РФ. Принципы А: незав-ть, честность, объек-ть, проф. компетентность и добросов-ть, конфид-ть, проф. поведение. Родина А – Великобритания. В 1844 г. Там выходит серия законов о компаниях, правления которых обязаны не реже 1/год приглашать независимого человека для проверки бух-х счетов и отчета перед акционерами. В России должность А-ра введена Петром 1 (1716 г.). После этого принимались еще три попытки создания незав-го фин. контроля: институт присяжных бух-в (1831), Институт бух-в (1909), Институт гос-х бух-в-экспертов (1928). Все попытки потерпели крах. В 1940х годах появился ряд международных организаций, определяющих правила аудита. Сейчас существуют: 1. Междунар-я федерация бух-в; 2. Междун-й комитет бух-х стандартов. 3. Междун-я ассоц-я дипломир-х общественных бух-ов. 4. Междун-й комитет ауд-ой практики. 2. Аудит – элем-т рын. эк-ки в России. Предпосылки его востреб-ти и этапы развития в России. В условиях рын. эк-и возрастает необх-ть в получении достоверной ин-ции, которая необходима: ком. банкам для снижения риска кредитования, акционерам для контроля за деят-ю орг-ции, поставщикам для уверенности в оплате, потенциальным инвесторам для избежания рисков потери своих капиталов. В связи с этим А составляет неотъемлемый эл-т рын. эк-ки, являясь особой организационной формой контроля. В России А возник в конце 1980-гг и его развитие происходило в 3 этапа: 1. Создание первых ауд-х стр-р. Связано с первым появлением негос-х стр-р и необходимостью их проверки. Спец. постановл-ем Совмина СССР было образовано АО «Инаудит», которое впоследствии распалось. 2. Выход законодательных актов: З-н о предпр-ях в СССР, З-н о собств-ти в СССР, З-н о предпр-ях и предпр-ой деят-ти. В соот-вии с ними появились Росс-е АФ, Иностранные АФ, Обществ. орг-ции бух.-ауд-в. 3. Хар-ся бурным развитием А. Появляются многочисленные АФ почти во всех городах России, производится подготовка проф-х аудиторов, выходят «Временные правила АД в РФ». В настоящее время проф. деят-ть ауд-в регулируют П(С) АД (16 шт) и ФЗ «Об АД». 3. Современный А, состояние рынка ауд-х услуг в России и за рубежом. Соврем-й А – это особая орг-ная форма контроля. Его особенность в том, что он явл-ся неотъемлемым эл-том инфраструктуры рынка. В России в настоящее время проф. деят-ть ауд-в регулируют П(С) АД (16 шт) и ФЗ «Об АД». АД-тью имеет право заниматься только аттестованный а-р, имеющий соот-щую лицензию. В США в наст. время действует Положение об ауд-й процедуре (SAS) № 1, которое учредил Комитет по аудиторским процедурам (ныне Совет по ауд-м стандартам). Это положение объединило все 54 Положения, которые Комитет разработал ранее. В Германии после окончания ВМВ в Дюссельдорфе образован Институт ауд-в, кот. в последующем переименован в Институт ауд-в Г-ии. В наст. вр. в него входят более 6000 а-оров и 700 АО. Основным условием членства является добровольное, но строгое соблюдение проф-х правил, включающее соблюдение этических норм. Гос. влияние на АД определяется тем, что все а-ры и АФ должны быть членами Аудиторской палаты ФРГ. Во Франции имеются две осн-е орг-ции, занимающиеся АД: Палата экспертов-бухгалтеров и Национальная компания комиссаров счетов. Их отличие: первые приглашаются для проведения проверок БУ и БО в АО-х, а вторые назначаются в обяз-м порядке согласно сущ-му закон-ву об АО. В Италии АД могут заниматься только лица, внесенные в специальный именной реестр, находящийся под контролем Министерства юстиции. Попасть в этот реестр могут лишь аудиторы, сдавшие экзамены по бухгалтерскому учету, праву, вычислительной технике и информатике. В настоящее время идет становление аудита в таких странах, как Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия и Словакия, где ранее существовала жесткая система централизованного планирования, поскольку теперь они перешли к рыночной экономике. Все большее распространение аудит получает в странах Содружества независимых государств (СНГ). 4. З-н об АД РФ. Осн-е положения. Принятие ФЗ «Об АД» (№ 119-ФЗ от 7.08.01 г.) знаменует третий этап развития АД в РФ. Значение закона состоит в подтверждении окончательного становления сис-мы рос-го А и создании перспективы его дальнейшего развития. ФЗ включает 22 статьи, отраж-щие осн-е понятия и аспекты АД, сопутствующих аудиту услуг, а-ра и ауд-й орг-ции. Приведены права и обязанности АФ и инд-х ауд-в, а также права и обязанности ауд-х лиц. В законе дано опр-е обяз-го А и критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения. Рассмотрено понятие независимости аудиторов. Определен порядок контроля за работой а-ров, аттестации и лицензирования. Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью. В законе определена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите. 6. Страх-е АД. При пров-и обяз-го А АФ обязана страховать риск ответ-ти за нарушение договора. Осн-я особ-ть страх-я проф. отв-ти – имущ-е интересы застр-го ФЛ, связанные с обяз-тью последнего возместить ущерб, причиненный третьим лицам в рез-те ошибки или упущения, совершенных при исполнении проф. обяз-тей. В отличие от страх-я имущ-ва, объект страхования проф-й ответ-ти носит субъективный характер, т.е. наступление страхового случая зависит не от внешних факторов, а от квал-ии лица, осущ-го деят-ть в соответствии с определенной профессией. Единым при страх-ии проф. отв-ти явл-ся и опред-е страх-го случая: им признаются вступившие в законную силу решения суда, устанавливающие имущ-ую отв-сть страх-ля за причинение мат-го ущерба клиенту. Кроме того, страховым случаем может быть признано и наличие обоснованной претензии клиента. 5. Спец-ты а-та, их квал-я, атт-я. Лиц-е и гос. регис-я АД. АД-ю в РФ пвраве заним-ся ФЛ (а-ры) и ЮЛ (АФ). А-ры, осущ-щие деят-ть сам-но обязаны зарег-ся как ПБОЮЛ. АФ м.б. созданы в любой орг-прав. форме кроме ОАО. А-ром м.б. ФЛ, отвечающее квалиф-ным требованиям и имеющее квалиф-ный аттестат а-ра. Аттестация на право осущ-я АД – проверка квал-ции ФЛ, желающих заниматься АД. Она осущ-ся в форме квалиф-го экзамена. Для получения аттестата а-ра необх-мо представить в Минфин РФ через учебно-методические центры документы: а) заявл.; б) заверенную в устан-м пор-ке копию диплома о высшем эк-м или юр-м обр-и; в) заверенную в уст-м пор-ке (или с посл-го места работы) копию труд. книжки г) свид-во Мин-ва образ-я РФ о признании эквив-ти иностр-го док-та об обр-нии (при наличии высшего образования, полученного в иностр. образ-м учреждении); д) копию платежного док-та о внесении платы за проведение аттестации; е) копию свид-ва о постановке на учет в нал. органе ФЛ-ца по месту жит-ва на тер-рии РФ. Лицам, успешно его сдавшим, выдается квал-й аттестат а-ра, который выдается без ограничения срока действия. Данные экз-ны проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов). Порядок аннулирования аттестата определяет З-н об АД. Лиц-е АД осущ-ет Минфин РФ. Лицензия выдается на 5 лет. Осн-м требованием явл-ся наличие у а-ра квал-ных аттестатов. Для получения лицензии представляются: а) заявление с указанием: ФИО, места жит-ва, данных паспорта – для ФЛ; наим-я, орг.-прав-й формы и места нах-я – для ЮЛ; б) копию свид-ва о постановке на учет в нал. органе с указанием ИНН; в) квитанцию лицензионного сбора; г) копию свидетельства о гос. регистрации (для ЮЛ + копию уч-ных док-в); е) копию всех имеющихся квалиф-х аттестатов а-ра. Аннул-е лицензии производится в случаях: 1. За сост-е заведомо ложного АЗ + угол. ответ-ть. 2. За уклонение от проведения внеш. проверки кач-ва работы или непредставление проверяющим всей необх-й для проверки инф-ции. 3. За систем-е нарушение требований норм-х прав-х актов или фед-х П(С). 7. Права, обяз-ти и ответ-ть ауд-в и АФ в соотв-ии с граж-м, угол-м и проф-м зак-вом. Права:1) сам-но опред-ть формы и методы проведения аудита; 2) проверять в полном объеме докум-ю, связанную с ФХД ауд-го лица, а также факт-ое наличие любого имущества, учтенного в этой докум-ции; 3) получать у должностных лиц разъяснения в устной и письменной формах по возникшим вопросам; 4) отказаться от пров-я ауд-ой проверки или от выражения своего мнения о достов-и фин. (бух) от-ти в АЗ-и в случае непредставления ауд-м лицом всей необх. док-ции и выявлении в ходе ауд-й проверки обстоятельств, оказ-щих влияние на мнение а-ра о степени достов-ти БО. Обязанности: 1) осущ-е ауд-ой проверки в соот-ии с закон-ом РФ и ФЗ «Об АД»; 2) предоставление по требованию клиента необх-й инф-ции о треб-ях закон-ва РФ, касающихся проведения ауд-й проверки, а также о норм-х актах РФ, на которых основываются замечания и выводы а-ра; 3) в срок, устан-ый договором оказания АУ, передать АЗ клиенту; 4) обесп-ние сохр-ти док-в, получаемых и составляемых в ходе ауд-й проверки, не разглашать их содержание без согласия клиента, за искл-ем случаев, пред-х зак-вом РФ. 8. Права, обяз-ти и ответ-ть ауд-мых лиц в соотв-ии с граж-м, админ-м и уг-м зак-вом. Права: 1) получать от а-ра инф-цию о зак-х и норм-х актах РФ, на которых основываются его выводы; 2) получать от а-ра АЗ в срок, определенный договором. Обяз-ти: 1) заключать договоры на пров-ние обяз-го аудита с АФ в сроки, устан-е закон-вом РФ; 2) создавать а-ру условия для своевр-го и полного проведения ауд-й проверки, осущ-ть ему содействие в проверке, предоставлять инф-цию и док-цию, необх-ю для осущ-я А, давать по устному или письменному запросу аудиторов исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необх-е для проведения ауд-й проверки сведения у третьих лиц; 3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при пров-ии ауд-й проверки; 4) оперативно устранять выявленные ауд-ми в ходе проверки нарушения; 5) своевременно оплачивать услуги а-ров в соответствии с договором. 10. Преддоговорные отн-я АФ и ауд-мых лиц. В переговорах сторон со стороны К присут-ют: исп. дир-р и гл.бух., со стороны а-ра: рук-ль фирмы или нач. отдела или департ-та А-та. При общении сторон а-ры обязаны придер-ся треб-ний проф.этики. Подходы к вед-ю перег-в: мягкий (готовность а-ры пойти на уступки ради дост-ния соглащ-я. Дост-ва: высокая вер-ть достиж-я согл-я, недост-к: плохая защита своих интересов), жест. (предпол-ет, что кто упорнее стоит на своих предл-ях – получает больше. Плюс: вер-ть достиж-я наиб-ее выгод-х усл-ий. Минус: угроза не прийти к согл-ю и испортить отн-я с К), по существу (обе стороны находят взаимную выгоду). 12. Содержание договора на оказание АУ. Особенности закл-я договора без выдачи ауд-го закл-я. Договор должен содержать: 1. Преамбула (наим-е сторон: заказчик – учр-ли, акц-ры, органы дознания, арб-й суд, эк. субъект; исполнитель – а-ор, АФ) 2. Предмет договора – вид услуги. 3. Права и обяз-ти сторон. 4. Стоимость работ. 5. Сроки исп-ния. 6. Особые или доп. условия. 7. Юр. адреса и реквизиты сторон. Целью такой проверки явл-ся получ-е объек-й инф-ции о сост-и БУ, налогооб-я, фин-эк. полож-я, а также подготовка орг-ции к обяз-й ауд-й проверке. Виды: 1) По желанию К АО проводит иниц-ный А в виде оперативной проверки сост-я БУ и НУ без выдачи АЗ. Объектом проверки м.б. как отдельные статьи бухбаланса, так и сос-е БУ в целом. По рез-м проверки выдается подробный отчет по вопросам, кот. были поставлены Заказчиком и по выявленным нарушениям, с предост-ем рек- ций по их устр-ю. Рез-том иниц-го А явл-ся мин-ция предпр-ких рисков собс- ков. 2) Экспресс-экспертиза ХД. Пров-ся дейст-щим П/п-ем при переходе на сис- му абонентского бух. обслуживания для проверки корректности ведения учета за предыдущий период. 9. Класс-я видов А. Отличие ауд-й проверки от ревизий и экспертных проверок. Особ-ти внут. и внеш. А. По отн-ю к польз-лям: внеш. (пров-ся АФ), внутр. (пров-ся штатными ауд-ми); По хар-ру заказа: иниц-ный (по реш-ю рук-ва), обяз-ный (пров-ся согласно ФЗ); По объектам А: общий, банковский, страховой, госуд-ный и пр.; По назначению: А-т ФО (оценка дост-ти ФО), А-т на соотв-вие (нормам закона), Налоговый, Специальный (эколог-кий, операционный и др.); По времени осущ-ния: первонач-ый, повторяющ-ся, оперативный; По хар-ру проверки: Подтверждающий (проверка почти каждой хоз. о-ции), Системно-ориентированный (оценивается СВК), А-т, базирующийся на риске (углубленная проверка с выс-м риском).
11. Содержание и методы проверки соблюдения ауд-мым лицом зак-го и норм-го регул-я БУ. Необх-мо: запросить рук-во, соблюдает ли К норм.-пр-е акты, которые следует учесть при сост-нии Ф(Б)О; проверить переписку К с соот-щими регул-ми и лиц-щими органами, касающуюся вопросов надлежащего соблюдения или несоблюдения зак-ва. Далее а-ру необх-о получить док-ва собл-я тех нор.-пр-х актов, которые, по его мнению, оказ-ют вл-е на опр-ние сущ-ых величин и раскрываемой инф-ции в Ф(Б)О. А-р должен достаточно хорошо понимать эти норм.-пр-е акты для того, чтобы рук-ться ими при а-те предпосылок подготовки БО, которые относятся к опр-ю величин, подлежащих отражению в отч-ти, и инф-ции, подлежащей раскрытию в ней. Проверяемые а-ром акты д.б. общедоступны и известны сотр-м К и в области его деят-ти в целом; это д.б. те акты, которые следует принимать во вним. при сост-и БО. А-р д.б. готов к тому, что процедуры, прим-мые с целью формирования мнения о дост-и Ф(Б)О, могут выявить случаи возможного несоблюдения н-п-х актов. Такие процедуры могут включать ознакомление с протоколами собраний; запросы, адресованные рук-ву, юр-м службам ауд-го лица, адвокатам ауд-го лица о судебных разбир-вах, исках и санкциях; выполнение процедур проверки по существу путем детальных тестов, оценивающих правильность отражения операций или остатков на счетах БУ. А-ру необх-о получить офиц-е письм-е разъяснения и заявления рук-ва К о том, что а-ру сообщены все известные имевшие место или возможные факты несоблюдения н-пр-х актов, влияние кот-х должно учитываться при подготовке БО. 15. Сущ-ть и ауд-й риск. Влияние их уровня на объем проверки. Сущ-ть – вер-ть того, что применяемые ауд-ие и др-е процедуры позволяют опр-ть наличие ошибки в БО эк-го субъекта и оценить их влияние на принятие соот-щих реш-й ее польз-ми. АР – п/п-й риск а-ра (АФ), представляющий собой оценку риска неэфф-ти ауд-й проверки. Сос-т из 3 компонент: неотъемлемый риск, риск ср-в контроля, риск необнар-я. М/у сущ-ю и АР сущ-ет обратная зав-ть: чем выше ур-нь сущ-ти, тем ниже ур-нь АР и наоборот. Если по завершении планир-я конкр-х ауд-х процедур а-р опр-ет, что приемлемый Ур-нь сущ-ти ниже, то АР повыш-ся. А-р компенсирует это либо снизив предвар-но оцененный Ур-нь риска ср-в контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный Ур-нь посредством провед-я расшир-х или доп-х тестов ср-в контроля, либо снизив риск необнар-я искажений путем измен-я хар-ра, сроков провед-я и объема запланир-х процедур по существу. 13. Планирование ауд-х проверок. Требования к формированию ауд-й бригады и орг-ции контроля в ходе ауд-й проверки. Ауд-я орг-ция должна планировать А до написания письма-обяз-ва и зак-я дог-ра. Планирование - разработка общего плана А с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, ауд-ой программы, опр-щей объем виды и послед-ть осущ-я ауд-х процедур. Принципы: а) комплексность; б) непрерывность; в) оптимальность. 3 этапа план-я : 1) предвар-ное; 2) подготовка и сост-ние общего плана А; 3) подготовка и сост-е программы А. Предвар-е план-ие - ознакомление с ФХД клиента : Орг.-экон. Стр-ра, вид произв. деят-ти, стр-ра капитала, курс акций, технолог. особ-ти произ-ва, ур. рент-ти; пок-ли и пост-ки; распред- Р; дерево филиалов; СВК; формир-е ФОТ. Если возм-сть провед-я А реальна, то формируется штат. Общий план: проверяемая орг-ция; период; кол-во человеко-часов; рук-ль ауд. группы; ее состав; планируемый ауд. риск, ур-нь сущ-ти. Колонки: виды работ, период проведения, исполнитель, примечания. Программа А: 1) Цель А; 2) Участки работы, кот. будут исследованы; 3) Хаар-р проверки; 4) Закрепление обяз-тей за а-ми; 5) Прод-сть проверки. Для составления необходима информация о специфике предприятия. Рук-лем проекта м.б. спец-т, им-щий аттестат а-ра и опыт работы не менее 5 л. в кач-ве а-ра. Он должен организовать проведение проверки и контр-ть деят-ть персонала. Зам. рук-ля – спец-т, им. аттестат а-ра и опыт работы 3-5 л. в кач-ве а-ра, способный в необх-х сл-х зам-ть рук-ля. Спец-ты: а) спец-ты-эксперты, для проверки участков специф-го хар-ра: спец.- финансист – для пров-я фин-го анализа и прогноз-я фин. ситуации; спец. по налогооб-ю и нал. планированию – для проверки правильности исчисления налогов; спец.-юрист – для проверки учета контрактов, договоров и порядка ведения претензионно-исковой работы; спец. по работе с цен. бум-ми – для проверки о-ций с ЦБ; др. спец-ты – для проверки др-х напр-й деят-ти К. Эти спец-ты д. иметь опыт работы 3-5 л. по своему роду деят-ти; б) спец.-а-ры – для проверки о-ций БУ. Д. иметь опыт работы 1-3 г. в обл-ти БУиА, ревизорской или инспекторской работы; в) вспом-ный персонал – для решения остальных вопросов, связ-х с деят-ю ауд-й группы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |