Диплом: Анализ и аудит дебиторской и кредиторской задолженности
Примечание: У1 – низкий уровень, У2 – ниже среднего
уровня, У3 – средний уровень, У4 – высокий уровень.
Критерием эффективности системы внутреннего контроля служит соблюдение
принципов внутреннего контроля организации. Проанализируем соблюдение этих
принципов в ООО ПКФ «МилКом».
Принцип ответственности.
В ООО ПКФ «МилКом» соблюдается принцип ответственности. Он заключается в том,
что каждый субъект, работающий в организации несёт экономическую,
административную и дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение
контрольных функций. Ответственность формально установлена за выполнение
каждой контрольной функции, формально закрепленной за конкретным субъектом.
Принцип сбалансированности.
Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные
функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. В ООО ПКФ «МилКом
контроля.
Принцип своевременного сообщения об отклонениях.
Информация которого входит осуществление контроля, обладает этими
характеристиками.
Принцип непрерывности развития и совершенствования.
Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. Система
внутреннего контроля ООО ПКФ «МилКом» построена таким образом, чтобы можно
было
2.3. Планирование аудиторской проверки
План и программа проведения аудита расчётов с поставщиками и покупателями на
ООО ПКФ «МилКом» построены с учётом результатов проверки системы внутреннего
контроля. При этом план аудита охватывает следующие основные направления
проверки:
- правовая оценка договоров с поставщиками и покупателями с позиций
действующего законодательства;
- организация первичного учёта операций по расчётам с поставщиками и
покупателями;
- организация бухгалтерского учёта операций по расчётам с поставщиками и
покупателями;
- организация налогового учёта операций по расчётам с покупателями и
заказчиками [25, с. 198].
Содержание плана и программы проверки учёта расчётов с поставщиками и
покупателями ООО ПКФ «МилКом» приведены в табл. 5 и 6.
Таблица 5
План аудита расчётов с покупателями и заказчиками
Проверяемая организация
ООО ПКФ «МилКом»
Период аудита
с 01.03.03 по 30.03.03
№ п/п
Планируемые виды работ
Период проведения
1
2
3
1
Правовая оценка договоров с покупателями и заказчиками
01.03.03 – 03.03.03
2
Аудит организации первичного учёта расчётов с покупателями и заказчиками
01.03.03 – 06.03.03
3
Аудит состояния задолженности перед покупателями и заказчиками
04.03.03 – 06.03.03
4
Проверка соответствия данных аналитического учёта расчётов с покупателями и заказчиками данным сводного (синтетического) учёта
26.03.03 – 27.03.03
Таблица 6
Программа аудит учёта расчётов с покупателями и заказчиками
Проверяемая организация
ООО ПКФ «МилКом»
Период аудита
с 01.03.03 по 30.03.03
№ п/п
Перечень аудиторских процедур
Период проведения
Источники информации
Рабочие документы
1
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
4
4.1
4.2
Проверка соответствия данных аналитического учёта расчётов с поставщиками и покупателями по данным сводного (синтетического) учёта:
Проверка соответствия данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта
Проверка правильности отражения в отчётности итоговых данных по расчётам с поставщиками и покупателями
«Проверка соответствия оборотов по счету 60, отражённых в Главной книге и балансе»
«Проверка соответствия оборотов по счету 62, отражённых в Главной книге и балансе»
2.4. Аудиторские процедуры
При проведении аудита организации первичного учета по разделу учета расчетов
с поставщиками и покупателями использованы следующие методы сбора аудиторских
доказательств:
Проверка достоверности (полноты и точности) фактов списания товарно-
материальных ценностей. Проводя эту процедуру, сверялись данные первичных
приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком или
покупателем.
Проверка соблюдения графика документооборота. Проверка проводилась с целью
сырья и материалов и других хозяйственных договоров. Эти договоры проверялись
на предмет соответствия требованиям Гражданского Кодекса РФ (часть 1, главы
9 - 18).
В ходе проверки было установлено наличие договоров поставки по проведенным
сделкам, проверена правильность их оформления, дату возникновения и причину
образования просроченной задолженности. Далее выборочно проверялись
расчетные операции с поставщиками по данным расчетно-платежных документов и
учетных регистров по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В
состав выборки включались поставщики, расчетные операции с которыми
осуществляются систематически, и суммы расчетов с которыми существенны. В
процессе проверки выяснялась дата проведения и характер операций,
правильность применения цен по поступившим ценностям, полнота их
оприходования, обоснованность выделения НДС.
и остаток по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сверялись с
данными ости контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на
счетах учета в реальных значениях.
Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является
инвентаризация, поэтому на ООО ПКФ «МилКом» была проведена к контрагенту ООО
ПКФ «МилКом» о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к
запросу расшифровки задолженности.
Это одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками и
покупателями, так как операции с дебиторской задолженностью и погашением ее
наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества,
растрат и искажений данных финансовой отчетности.
Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по
счетам синтетического учета. В ходе проведения этой процедуры проверялась
полнота и достоверность отражения на счетах синтетического учета расчетов с
поставщиками и покупателями. Проводилась сверка методом пересчета—
определение достоверности сумм кредиторской и дебиторской задолженностей в
части расчетов с покупателями и покупателями, отраженных в отчетности ООО
ПКФ «МилКом». дебиторской и кредиторской задолженностей на соответствующих
счетах бухгалтерского учета.
2.5. Оценка соответствия правил ведения учёта и порядка отражения информации
в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных
документов
Все нарушения, выявленные в ходе аудиторской проверки расчётов с покупателями
и заказчиками, представлены в рабочем документе «Таблица выявленных
нарушений» (табл. 7).
Таблица 7
Рабочий документ «Таблица выявленных нарушений»
Краткая характеристика нарушения
Последствия
Рекомендации аудитора
1
2
3
Продолжение таблицы 7
1
2
3
В ходе инвентаризации расчётов была выявлена дебиторская задолженность ОАО «Т-Скит», срок давности которой истёк в январе 2004г. А эта задолженность продолжала числиться на сч. 62.
Существует вероятность злоупотреблений
Создать резерв под задолженность ОАО «Т-Скит» и списать её счёт резерва по сомнительным долгам.
По результатам проведённой проверки учёта расчётов с дебиторами и
кредиторами ООО ПКФ «МилКом» необходимо совершенствовать систему внутреннего
со склада должен быть санкционирован ответственным сотрудником администрации
предприятия, а непосредственный отпуск должен производить кладовщик на
основании накладной; материалы используют работники цеха, а учет и контроль
операций осуществляет бухгалтер материального отдела (а также внутренний
аудитор). В компьютерной системе учета целесообразно, чтобы персонал,
ответственный за отражение данных по финансовому положению, не занимался
обработкой данных по хозяйственным операциям.
С целью установления такой системы распределения полномочий и ответственности
ООО ПКФ «МилКом» нужно разработать и довести до сотрудников в письменном виде
должностные инструкции.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
3.1. Информационное обеспечение анализа
Бухгалтерский анализ дебиторской и кредиторской задолженности, являясь
важнейшей составной частью деятельности бухгалтерии и всей системы
финансового менеджмента организации, позволяет ее руководству:
- определить, как изменилась величина долговых обязательств по сравнению с
началом енных счетов;
- прогнозировать состояние долговых обязательств организации в пределах
текущего года, что позволит улучшить финансовые результаты ее деятельности.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности необходим не только
руководству и главному бухгалтеру организации, но и работникам ее финансовой
и юридической служб, руководителям отделов маркетинга и продаж, организаций
имеет для банков и других кредитных учреждений, для инвестиционных фондов и
компаний, которые, прежде чем предоставить кредит или осуществить финансовые
вложения, с особой тщательностью анализируют бухгалтерскую отчетность
клиентов, в том числе и их долговые обязательства. Многие банки и
инвестиционные компании имеют в своем штате финансовых и кредитных аналитиков
или пользуются услугами сторонних специалистов.
Наиболее обстоятельно свои долговые обязательства должны анализировать сами
экономические субъекты для нужд управления финансовой деятельностью и
информирования акционеров и других собственников. Вот почему данные о
дебиторской и кредиторской задолженности раскрываются в годовой
бухгалтерской отчетности.
Источники информации для анализа дебиторской и кредиторской зательства
предприятий по направлениям их возникновения или получения, видам дебиторской
и кредиторской задолженности, степени соблюдения сроков платежей и другим
основаниям.
По данным бухгалтерского баланса, приложений к нему и пояснительной записки
можно судить о степени обеспечения обязательств и платежей предприятия
раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и
убытках дополнительные данные о наличии на начало и конец отчетного периода
отдельных видов дебиторской задолженности. Кроме того, здесь должна быть
приведена информация, полученная по результатам анализа соблюдения расчетно-
платежной дисциплины, просроченных долговых обязательств, полноты
перечисления налоговых и приравненных к ним платежей, уплаченных или
подлежащих уплате штрафных санкций за неисполнение долговых обязательств, в
том числе перед бюджетом.
Анализ задолженности - составная часть оценки ликвидности предприятия, его
способности погашать свои обязательства. Для этого необходимо изучить и
сопоставить объемы и распределение во времени денежных потоков,
проанализировать тенденции изменения соотношения краткосрочной задолженности
финансовой отчетности предприятия включает:
- анализ динамики и структуры долговых обязательств;
- анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;
- анализ влияния долговых обязательств на платежеспособность, ликвидность и
финансовую устойчивость предприятия.
При анализе показателей, характеризующих долговые требования и обязательства,
прежде всего изучают их динамику, причины и давность возникновения,
соответствие срокам исковой давности.
3.2. Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности
Для анализа динамики дебиторской задолженности использованы данные за
последние три года деятельности предприятия. Результаты анализа приведены в
таблице 8.
Таблица 8
Анализ состава и структуры дебиторской задолженности
ООО ПКФ «МилКом» в 2003-2005 гг.
Показатель
На 01.01.2003г.
На 01.01.2004г.
На 01.01.2005г.
Отклонения
Сумма, руб.
Уд. вес, %
Сумма, руб.
Уд. вес, %
Сумма, руб.
Уд. вес, %
2004 к 2003
2005 к 2004
руб.
%
руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Общая сумма дебиторской задолженности
покупатели и заказчики
векселя к получению
авансы выданные
прочие дебиторы
Доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов
37,88
40,93
38,84
-2,09
Структуру дебиторской задолженности можно видеть на рис. 1.
Рис. 1. Структура дебиторской задолженности ООО ПКФ «МилКом»
По данным табл. 8 и рис. 1, можно видеть, что на 01.01.2003г наибольший
удельный вес в структуре дебиторской задолженности занимают:
- дебиторской задолженности немного изменилась:
- задолженность покупателей и заказчиков увеличилась на 12,46 процентов и
стала составлять 72,16 процента;
- задолженность по авансам выданным снизилась на 2 процента и стала
составлять 13,94 процентов;
- задолженность прочих дебиторов уменьшилась на 10,16 процента и стала
составлять 13,77 процентов.
Наименьшую долю занимают векселя к получению – 0,13 процентов.
Анализ изменения структуры дебиторской задолженности на 01.01.2005г.
показал, что существенных изменений в ней не произошло, лишь незначительно
снизилась доля авансов выданных (на 2,41 процентов).
Доля остальных составляющих дебиторской задолженности за анализируемый период
возросла:
- покупатели и заказчики – на 0,6 процентов;
- векселя к получению – на 0,02 процентов;
- прочие дебиторы – 1,78 процентов.
Наибольший удельный вес в структуре дебиторской задолженности составляет
задолженность покупателей. Основные задолженники ООО ПКФ «МилКом» приведены
в таблице 9.
Таблица 9
Основные покупатели - задолженники ООО ПКФ «МилКом»
Организация
Сумма задолженности, т.р.
Изменения
2003
2004
Из таблицы 9 следует, что задолженность основных задолженников в 2004г.
увеличилась на 152 т.р. Наибольшая дебиторская задолженность наблюдается у
ОАО «Экспресс» и составляет 600 тыс. руб. Данные о дате образования
задолженности основных покупателей - задолженников приведены в таблице 10.
Таблица 10
Данные о дате образования задолженности основных
покупателей – задолженности
№ п/п
Организация
Сумма задолженности на 01.01.2005г.
Дата образования задолженности
1
2
3
4
5
Из таблицы 10 следует, что задолженности покупателей образовались в основном
в 2003-2004гг. Это говорит о том, что ООО ПКФ «МилКом» необходимо разработать
комплекс мер по управлению дебиторской задолженностью.
Изучение характера изменения кредиторской задолженности в динамике за ряд лет
Таблица 11
Анализ состава и структуры кредиторской задолженности ООО «МилКом» в
2003 – 2005 гг.
Показатель
На 01.01.2003г.
На 01.01.2004г.
На 01.01.2005г.
Отклонения
Сумма, т. р.
Уд. вес, %
Сумма, т. р.
Уд. вес, %
Сумма, т. р.
Уд. вес, %
2004 к 2003
2005 к 2004
т.р.
%
т.р.
%
Общая сумма кредиторской задолженности
поставщики и подрядчики
векселя к уплате
задолженность перед персоналом организации
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
задолженность по налогам и сборам
авансы полученные
прочие кредиторы
600
7,38
593
6,72
704
7,71
-7
-0,66
1,00
+0,99
Структуру кредиторской задолженности наглядно можно представить графически –
рис. 2.
Рис. 2. Структура кредиторской задолженности ООО ПКФ «МилКом»
По результатам расчетов, представленных в таблице 11 на 01.01.2003г. можно
видеть, что наибольший удельный вес в структуре кредиторской задолженности
занимают:
- задолженность перед поставщиками и подрядчиками – 35,48 процентов;
- задолженность перед государственными внебюджетными фондами – 30,07 процентов;
- задолженность по налогам и сборам – 15,84 процентов.
По остальным составляющим наблюдается незначительная доля в общем объеме
фондами – на 0,28 процентов;
- авансы полученные – на 0,15 процентов.
Доля остальных составляющих кредиторской задолженности снизилась:
- поставщики и подрядчики – на 1,14процентов;
- задолженность по налогам и сборам – на 0,84 процентов;
- векселя к уплате – 0,17 процентов.
3.3. Анализ оборачиваемости средств в расчётах
Уровень платёжеспособности и финансовой устойчивости организации зависти от
скорости оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, которая
характеризует эффективность функционирования организации. Анализ
оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности:
,
(4)
где СДЗ – средняя дебиторская задолженность;
Вр – выручка от реализации продукции;
В табл. 12 и Приложениях 4 и 5 приведены результаты расчётов показателей
оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия ООО «МилКом».
Таблица 12
Оборачиваемость дебиторской задолженности предприятия
ООО ПКФ «МилКом» в 2003-2005 гг.
Показатели
На 01.01.03г
На 01.01.04г.
На 01.01.05г.
Изменения
2004 к 2003
2005 к 2004
+, -
%
+, -
%
Объем продаж, тыс. руб.
Дебиторская задолженность, тыс. руб.
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз
Период погашения дебиторской задолженности, дни
Коэффициент закрепления
Из табл. 12 в дебиторскую задолженность предприятия быстрее совершают полный
цикл и вследствие ускорения их оборачиваемости у предприятия высвобождаются
дополнительные денежные средства, которые оно может направить на увеличение
эффективности своей работы (например, на расширение производства, дней, что,
безусловно, является положительным фактом.
Соответственно и снизился коэффициент закрепления на 1,446.
Анализ и оценка оборачиваемости кредиторской задолженности осуществляется
аналогично анализу показателей оборачиваемости дебиторской задолженности.
Оборачиваемость кредиторской задолженности рассчитывается по следующей формуле:
, (5)
где ОКЗ – оборачиваемость кредиторской задолженности;
Вр – выручка от реализации продукции;
применяется следующая формула:
,
(8)
где ОКЗ – оборачиваемость кредиторской задолженности;
Вр – выручка от реализации продукции;
СКЗ – кредиторская задолженность.
Коэффициент закрепления кредиторской задолженности:
,
(9)
В табл. 13 приведены результаты расчётов показателей оборачиваемости
кредиторской задолженности предприятия ООО ПКФ «МилКом».
Таблица 13
Оборачиваемость кредиторской задолженности предприятия
ООО ПКФ «МилКом» в 2003 - 2005 гг.
Показатели
На 01.01.03г
На 01.01.04г.
На 01.01.05г.
Изменение
2004 к 2003
2005 к 2004
+, -
%
+, -
%
Объем продаж, тыс. руб.
Кредиторская задолженность, тыс. руб.
Оборачиваемость кредиторской задолженности, раз
Период погашения кредиторской задолженности, дни
Коэффициент закрепления
0,86
0,87
0,81
-0,01
101,01
-0,06
93,10
По данным в таблице 13, на 01.01.2004г кредиторская задолженность увеличилась
на 687 тыс. руб., составив 8832 тыс. руб. Однако, её оборачиваемость
увеличилась на 0,3 раза. На 01.01.2005г кредиторская задолженность
предприятия ООО ПКФ «МилКом» возросла на 292 тыс. руб. Но ее оборачиваемость
увеличилась на 0,09 раза – это говорит о том, что за такой же снизился на 23
дня – это говорит о том, что предприятию на завершение расчетов с кредиторами
к концу отчетного периода понадобиться больше времени.
3.4. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
Причины, обусловливающие необходимость управления дебиторской
задолженностью, следующие.
Во-первых, чем длительнее период погашения дебиторской.
Все это доказывает, что необходимо управлять дебиторской задолженностью с
помощью следующих мер:
- контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченной задолженности;
- оценивать состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее
«возрастным» группам, т. е. так называемый реестр старения дебиторской
задолженности
- следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности;
- предоставлять скидки при досрочной оплате.
В условиях инфляции и большой доле постоянных затрат наиболее предпочтительно
для производителя предоставлять скидки покупателям. Это объясняется скидки
покупателям необходимо рассчитать индекс цен, коэффициент падения
покупательной способности денег и период погашения дебиторской
задолженности. И если потери от инфляции составят большую сумму, чем потери
от предоставления скидок, тогда рационально использовать следующую систему
оплаты с покупателями:
чистых m
где k - скидка, в процентах;
n - количество дней, в течение которых действует скидка;
m - установленный срок для оплаты по полной стоимости.
Минимально допустимый уровень скидки рассчитывается исходя из соотношения
годовой банковской ставки по кредитам и количества дней в периоде
Рассмотрим систему предоставления скидок для ООО ПКФ «МилКом». Выручка от
реализации - 273292 руб. Инфляционный рост цен - в среднем 3% в месяц. Срок
погашения дебиторской задолженности - 94,2 дня. При оплате по факту отгрузки
в начале месяца - скидка 5%, Рентабельность альтернативных вложений капитала
- 20% годовых.
Рассчитаем сначала минимально допустимый уровень скидки (скидка min)
Скидка min = Рав 90», т.е. предоставление скидки покупателям в
размере 5% в течение 5 дней с момента отгрузки либо выплата полной стоимости в
течение 90 дней.
Принимая ежемесячный темп инфляции равным 3%, получаем, что индекс цен
Iц=1.09. Таким образом, в результате 94-дневного срока погашения скрытые
потери от инфляции.
В этой связи для ООО ПКФ «МилКом» целесообразно установить скидку с цены при
условии досрочной оплаты по договору. Расчет финансового результата при
предоставлении 5%-ной скидки представлен в табл. 14.
Таблица 14
Расчёт финансового результата
Показатель
Предоставление скидки
Отказ от предоставления скидки
Индекс цен
1,090
1,090
Коэффициент дисконтирования
Потери от инфляции с выручки от реализации
Потери от инфляции с выручки от реализации, тыс. руб.
Финансовый результат
259627
250608
Таким образом, предоставление 5%-ной скидка с договорной цены при условии
уменьшения срока оплаты позволяет предприятию сократить потери от инфляции в
размере 9018 руб.
Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо
анализировать поведение дебитора по отношению к долгу. Так, например,
выделяют три группы поведения дебиторов:
- Деловая порядочность;
- Безразличие;
- (до 30 дней);
- серьезные изменения на предприятии у покупателя
Для третьей
- уверенность в отсутствии будущих связей.
В связи с этим ООО ПКФ «МилКом» предлагаются следующие методы воздействия на
дебитора (табл. 15).
Таблица 15
Методы воздействия на дебиторов
Поведение дебитора
Методы воздействия
1
2
Деловая порядочность
Безразличие
Продолжение таблицы 15
1
2
Предложение о сотрудничестве, бартере, взаимозачете после письменного напоминания через 5-10 дней
Претензионное письмо через 30 дней после истечения срока оплаты по договору
Арбитраж после подачи претензии по установленным законом срокам
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.