реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский минимум по философии (Шпаргалка)

восприятия сахара) Многократно воспринимая предм, челов закрепляет

восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в

отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущ,

восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых,

последовательно примыкабщих друг к другу реальных этапов познав

деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами чувств

познания.

41. РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ. РАЦИОНАЛИЗМ И

ИРРАЦИОНАЛИЗМ.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит

от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий

освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и

восприятия от языка, от понятийного аппар, используемого чел в его

практ деятеьности. Однако эта зав не явл односторонней.

Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр

людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности -

все это зав. от непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе

таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов

смыслом.

Т.о. чувств и рац мышление нахлдятся в неразрывном единстве и

взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа

деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят ,

специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий,

т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда.

В хлде физ воздействия на конкретные предметы и явл. чел-во

приобретает многочисленные знания об отношениях. (между разл типами

мат объектов и процессов, между разл свойствами объектов). Поскольку

знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов,

между самими предм и процессами, данные отношения становятся

объектами познания. Процессы в ходе кот постепенно и последовательно

образуются понятия, отраж общие свойства предметов и явл окр мира,

измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет

обобщ форму и благодаря этому приобретет понят выражение, должны

милливарды раз осущ процессы сопоставления, сравнения, мысленного

рассечения и физ видоизменения объектов. Должны остаться в стороне

все несущ моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщ форму

и в том смысле, что оно должно приобрести объект значение для

множества людей.

Когда слово выступает в единства с более или менее полным

знанием общих свойств объекта, их отличия от др объектов, оно как раз

и выступает в форме понятия. Понятия- это такие воплощенные в словах

продуктыв социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют

общие существенныесвойства, отношения предметов и явлений. Если бы в

ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом

поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь,

факт , явление.

Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц.

образовуания чувств понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения,

сравнения и сопоставл, выделение того общего св-ва, кот присуще

необозр множеству предметов и целым классам предм, в фил именуется

абстрагированием, а р-ты абстрагирования - абстракциями.

Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут сущ

2 важных момента: При абстр чел исходит из объект, действит свойств

объектов и явлений и из их реальных отнош друг к другу, фиксируется

их действительное, независимо от созн существующее единство.. Но при

этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о активности

чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого типа

познания, направл на фиксирование отношений.

Объяснение и понимание.

Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на

вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и

функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление,

почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При

этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн

других. Переход от более общих знаний к более конкретным и

эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, кот служат

основанием для объясн называются объясняющими. Знания, кот ими

обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут

выступать как зак так и отдельные факты.

Что же дает нам процесс объяснения. Он, во-первых,

устанавливает более глубокие и прочные связи между разл системами

знаний. Во-вторых, позвляет осущ предвидение и предсказание будущих

ситуаций и процессов.

Чем же отлич понимание от объяснения? На всех этапах чел

деятельности мы сталкиваемся с чем0то неизвестным, знание о чем у нас

отсутствует. В данных сл мы говорим о том, что даное явление

непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты

из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необход решать

подобные проблемы возникла Герменевтика ( Ф.Шлейермахер, В.Дильтей,

Г.Гадамер, Э.Бетти, П.Рикер...) - наука о понимании. Чтобы понять

письменный или устный текст надо понимать значеие каждого слова,

предложеия или отрывка, кот им придавали авторы, Но с др стороны,

чтобы понять эти детали и части, необход понимать смысл и значение

содержащего их контекста. Эта ситуация получила назв -

“герменевтический круг”

Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс.

Мы постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом

осущ такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание

информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение

смысла и значения; ковергенция - объединение, слияние прежде

разрозненых смыслов и значений; Дивергенция - разъединеие единого

смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение

смысла и значения, их радикальное преобразование.

Понимание, следовательно представляет собой реализ многих

процедур, обеспечивающих преобразование информ при переходе от

незнания к знанию.

Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных

другими людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе

ряад сложных преобразований принципиально новых знаний, не

существовавших ранее.

Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных

возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания

интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной,

лишенной закономерностей, подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в

частности явл экзистенциализм)

Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность

и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут

быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из

самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо

из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт

стимулирует из проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте,

Шеллинг.)

42. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Эмпирическое и теоретическое. В науке разл эмпир и теорет

уровни исследования. Это различение имеет своим основанием 1. -

методов познав активности;2. - характер достигаемых результатов.

Эмпир исследование предполагает выработку программы исследований,

организ наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер

данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир

познания характерна фактофиксирующая активность. Теорет познание -

это сущностное познание, осуществляемое на урове абстракций высоких

порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы,

гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует теорет, но только

этим путем нельзя достигнуть полного и истиного знания.

Эмпир исследование, выявляет все новые даные наблюд и эксперим,

ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к

дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание

ставит перед наблюдеием и эксперим все более сложные задачи.

Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения

какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение,

догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и иследов программа. Люди стремятся познать

то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к

самой природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему

порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка

пробл в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее

устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее ,

он неизбежно разрабатывает и исследов программу, стороит план своей

деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой

вопрос. этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдеие и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное,

направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и

отношений объекта познания. Оно м.б. непосредств и опосредованым

приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв

с исследов прогамой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и

может быть многократно повторено при варьировании условий.

Но чел не может ограничиться ролью только наьлюдателя:

наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование

требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится

искусственно, или ставится в определенным образом заданые условия,

отвечающие целям иссследования. В ходе экспер исследователь активно

вмешивается в исслед процесс.

В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент,

когда уч в уме оперирует опред образами, мысленно ставит объект в

опред условия.

Экспер дусторонен. С одной стор он способен подтведить или

опровергнуть гипотезу, а с др - содержит возможность выявления

неожиданных новых данных.

Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет

основы экс - научные теории, гипотезы; мат основа - приборы;

непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдеие; колич и кач анализ

рез эксперим, их теорет обобщение.

Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт,

от factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление

материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием

нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления,

свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил

Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность.

Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются

опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свид

показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.

очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной

достоверности факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть

подвергнуты отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они

включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому

основой для н анализа явл не просто еди факт, а множество фактов,

отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности

факты могут служить основанием для теорет обобщеия. Из соответственно

подобр фактов можно построить любую теорию.

Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется

описание, протоколирование. Основное н. требование к описанию - его

достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и

эксперимента.

Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление

причинной зависимости объекта исследов, постижеие закономерностей его

функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности.

Объяснить - значит осмыслить объект в свете уже существующих,

исторически накопленных знаний, опред принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала

она сущ как гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она

проходит опред стадии формирования. Сначала это предположеие,

догадка, вытекающая из наблюд новых фактов. Она может подвергаться

изменениям, модификациям... В р-те формир сама гипотеза как наиболе

вероятное предположение. Гипотеза есть предположеие, исходящее из

фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще

недостаточно изученной области мира.

Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа

накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с

установлеными новыми фактами и теми фактами, кот могут быть

установлены в будущем. Иначе говоря, обоснов гипотезы предполагает ее

оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и

предвидеии новых.

Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она

принципиально носит вероятностный характе. Степень цености гипотезы

определяется уровнем ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из

мармелада).

Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически

непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на

существенные свойства, закономерности, пичинно-следственные связи,

определяющие характер функционирования и развития опред области

реальности.

Теория может меняться путем включения в нее новых идей и

фактов. Когда в рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое

в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории.

Сердцевину н теории составляют входящие в нее законы. В теории

выделяют такие сущ моменты: исходную эмпирич основу (факты, данные

эксперим,); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику

теории, допустимые в рамках теор правила лог выводов и док-в;

совокупность выведенных утверждеий с их доказательствами; законы

наук, а также предвидение.

Различают описательные терии, математизированные,

интерпретационные и дедуктивные теории.

Поворотными пунктами в истории науки становятся н революци. Рев

в науке выражаются в качеств изменении ее исходных принципов,

понятий, категорий, законов, теорий., т.е. в смене научной парадигмы.

Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном

сообществе нормы, образцы эмпир и теорет мышления, приобретшие

характер убеждеий; способ выбора объекта исследования и объяснения

опред системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и

законов, образ логически непротиворечивую теорию.

43. ОБЩЕСТВО. ОСНОВНЫЕ ФИЛ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель

А.А.Богданов(1873-1928), например, рассматривал общество со стороны

организации и управления. “Всякая чел деятельность явл организацией

или дезорганизацией. Это значит: всякую чел деятельность - тех,

обществ, художеств - можно рассматривать как некий материал

организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения” В основе

соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и

различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая

концепция толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц

явлений исключительно действием прир закономерности: физич, географ,

биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц

науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть

теории всемирного единства, основанной а принципе притяж по страсти,

всеобщей закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо

виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится

до уровня исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко

включается в цепь прир причин и следствий, свободе не остается маста

и концепция соц событий принимает фаталистическую окраску. В системе

Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причины. “Каждое

добровольное действие явл вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка

как некий социальный атом, а общество как механич агрегат таких

атомов, замкнутых исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную

субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество

призается, но в кач цементирующего начала берется или польза

(просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в

натурал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество

индивидов лишь прир узами. Но в этом случае каждый волен защищать

свою природу вопреки сущ моральным принципам, ибо последние не

вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит

эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге

“Единственный и его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая

дух сферу общ жизни в самост субстанцию. На практике это означает

следовать принципу “мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц

объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью

определяется действием мирового разума или волевая активность

человека. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором -

обосновывается чисто субъективистское понимание истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел

и истории. Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой

активности.Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без

нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно

нравственным может быть тоько своб человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не

нуждается ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно

нравтенный мотив порождается своб волеизъявлением личности. Этот

мотив заключ в том, чтобы челов выполнил свой мор долг, не ожидая

компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела,

теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует

над бытием (будь это образ светлогшо будущего или всемогущей

техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость -

рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть

общество и явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем,

выступает и как объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения

основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей

зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что

“люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться,

прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством,

религией...” А для этого нужно трудиться, производить мат блага.

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1.

производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу

всякого общ строя. 2. истор процесс, общ бытие носят объект характер

3. главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народные

массы. 4. средства для измен сущ положения вещей нужно открывать в

наличных матер факторах производства.

Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел

свободы.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд

специф черт: 1.Общ отношения приним форму общ интересов,

потребностей, целей. А это значит что соц законы - зак не только мат,

он и духовной деятельноси. 2.Поскольку общество одновр является и

объектом и субъектом, соц зак - это зак челов деятельности. Без чел

деят, которая генетически превична, нет и не м.б. соц закономерноси.

История - это деятельность преследующего свои цели человека. 3.Соц

законы по хар своей деят - статистические. 4. Спецификой соц законов

явл их историчность. Вследствии того, что соц эволюция протекает боле

быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и формы культуры

более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень диамичен, и его

зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.