реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский минимум по философии (Шпаргалка)

форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума

сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.

Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы

чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл

определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх

знания строится самим сознанием.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел

поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом.

Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош

подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект

нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру

умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К

понимает как безусловное предписание или “категорический императив.”

З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его

личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным

только если он соверш из уважеия к нравст з-ну.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает,

что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ,

что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ

необходимого соответствия. Противоречие междумор повед чел и

результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим

нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не

находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв

осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода, бессмертие и

бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина,

доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование

“практического разума”.

16. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ. (ФИЛ. ПРАВА ИЛИ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА)

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм

Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного

чиновника. Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его

окончания некот время работал дом учителем. В 1801 г зашитил

докторскую и стал проф Иенского ун. Первым выдающимся трудом Г явл ео

“феноменология духа” (1806) В 1818 г Г был приглашен в Берлинский ун,

где он работал проф и даже ректором.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно идеалист основе он развил учение о зак и

категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал

осн принципы диалект логики и подверг критике метаф способ мышления,

господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Кантовской

вещи “самой по себе” он противопоставил диал принцип : сущность

проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории

суть объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой

разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс

к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается в

мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира

проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном

лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает свое

содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи

в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а

лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества

(история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой

себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания.

Фил взгляды Г. проникнути идеей развития. Он считал, что

невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в

своем развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а

поступательно от низших форм к высшим, что в этом проц совершается

переход от колич изменений в качественные, что источником развития

являются противоречия: противор движет миром, оно есть корень всякого

движения и жизненности, составяет принцип всякого самодвижения. В фил

системе Г действительность представлена как цепь диалект переходов.

Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за

противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания.

Посколльку же объективной основой его явл абс дух, а целью -

самопознание этого абс духа, постольку позание конечно, ограничено.

То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится

последей ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама фил

Гегеля. Т.о., противор методом и системой Г. есть противоречие между

конечным и бесконечным. Данное противор у Г. отнюдь не диалектично,

ибо не явл источником дальнейшего развития.

17. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л.ФЕЕРБАХА.

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 -

1872). Его выдающаяся заслуга в том, что он подверг критике ид. Канта

и Гегеля и продолжил традиции матер. Ф. - воинствующий материалист.

Ф родился в семье юриста. Поступил в богословский фак.

Гейдельбергского унив. Однако через год покидает его. Переезж в

Берлин, где слушает лекци Гегеля в унив.

С 1828 г. преподает в унив. но его увольняют за отрицание

личного бессмертия в работе “мысли о смерти и бессмертии”

С 1830г Ф. ведет уединенную жизнь в деревне и публикует свои

работы. К1839г. он уже окончательно порывает с идеализмом В 1841г

выходит гл. труд - ”Сущность христианства” . Затем он публикует

“Предвар тезисы к реформе фил”, “Основные положения фил. будущего”.

Осуждая идеалист олкование мышления как внеприродной и сверхчел

сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть

вопрос о сущности человека, ибо мыслит лмшь чел. Следов

фил.,поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть

антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деят которого

этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в

чел организме, с чувств восприятиями итд. Чел неотделим от природы;

мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог.

деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает чел, включая и

природу, как базис чел, в единственный, универс и высший предмет фил,

превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в

универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать

матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как

матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во

, выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа

является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он

видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего

чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь

идет следов о том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и

религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он

идет дальше предшеств материалистов, кот утверждали, что религия

лишена реального содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному,

нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл

единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и

благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.

Многообразие явл природы не может быть сведено к общей,

однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение

относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.

“У прир нет ни начала не конци. все в ней находится во

взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и

причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко

диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.

Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи,

на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее

метафизично.

Пытается преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости

высших форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от

их физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с

физическим не устраняет внутреннего различия между ними.

Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно

обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя

противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-

воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта

носит антрополог. хар-тер.

Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т

реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат

мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он

прав указывает на ее относительность.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф

материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я

понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот

человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово

практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест

внушений теистической веры - представляется непосредственно,

чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет,

электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное,

растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и

бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего

более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.

Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно

восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств

восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей

природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные

свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не

осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для

познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств

связи с вещами никогда нас не обманывают.

Однако он не включает в свое рассмотрение практическую

деятельность.

Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его

способности достичь более глубокого познания действительности. Зад

мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств

данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое,

непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу

природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный

хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом

непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их

соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор

выводов с чувственными данными.

Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления.

В общем Ф не понимает сложн диалект связи между чувств отраж мира и

мышлением, его не интересует пробл категорий и логики. Глуб идея

Гегеля о движ теор мышления от абстр к конкретному, овозможности,

следовательно, конкр. мышления осталась чуждой дляФ.

18. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛ. 19 - нач. 20 в.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил.

Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально

културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла

огромную роль в становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -

1765). - гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил

позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и

существует по себе”. Впервые в рус. мысли сиситематически

разрабатывал пробл человека.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев

(1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен

из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все

тела. Тела сущ в простр, кот есть объективная форма вн мира, и во

времени, кот субъективно. Движ и взаимодействие рассматривалось им в

духе механисцизма, кот, однако, ограничивался миром физ явлений.

Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож

творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл естествознания

действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты

кот обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного,

как существо свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике

необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и

своб во многом строится и концепция фил истории Ч, связанная прежде

всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали.

В нач период он считал необходимым тотальное единство рода

человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем

взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность

Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро

овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей

пороков.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов.

А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их

внимаия нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности

истор прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем

более, что по их мнению, зап культура уже завершила круг своего

развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве

обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. развивали

основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе.

Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных

силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж

целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в

идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего -

бог. Истор прогресс связан с отысканием “дух смысла”. Сущность мира

м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой

“Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот -

религия.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),

Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев

(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и

идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас

фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил

повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако

сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и

бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн

есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те

столкновения кот и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории.

Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они

течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы

2 противопол тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет

через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего

нарождающимся.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая

критике общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный

прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр

о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная

им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону,

отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление

злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он

неприемлилобычное рел понимание бога. Всякая власть - насилие —

отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос должно

произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях

он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического

социализмат (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел

перелов, связ с усвоением религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи

почвеничества, ля кот хар-но религ ориентированность фил осмысления

судеб рус истории. Вся истор. человечества с этой точки зрения

представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ -

миссия, носитель высшей дух истины.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его

взгляды б. влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии,

средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов.

Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества.

Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея

учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это

всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты.

Всеединое сущее - сфера абсол, божественного - обладает признаками

безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или

воплощение абсолютго-сущего., посредник между ними - София (мудрость

божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Челов

является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль

освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и

божетвом. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель

мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном

между бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др

человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная

Женственность, линый образ всеединства.

В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий

союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и

способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого

всеед явл объединение катол и правосл церквей.

В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду

религиозно фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. трубецкие,

П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые составили течение

богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и

мистическим пониманием свободы и творчества.

Нельзя не упомяныть Г.В Плеханова

19. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛ МАРКСИЗМА. ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные

для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не

принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир

предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством

труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни,

физ существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не

удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др

потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е.

свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел

с животными. А труд - форма деят, специф для чел, для раб

представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его “родовую” жизнь. Род челов.

живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь -

деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство:

”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для раб труд -

лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р

относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий,

т.е отчужденно. Это и значит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел

сущность.

4.Подневольный труд порождает отчежд между людьми. Раб чужды друг

другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между

людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М

указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.