реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский минимум по философии (Шпаргалка)

бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения).

Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии.

Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее

из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в

развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е.

как представление.

Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила

представления - перцепции. Представление не отождествляется с

сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос.

самосознания - апперцепци - человеку.

Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о

том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и

подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”.

В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в

органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые

разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон,

обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от

себя, ни от всего остального). Затем мон с смутным представлением

(отличают от всего остального , но не от себя). Высш. ступенб -

отчетливое представление.

Центр понятие теории Л. - понятие о “малых пецепциях”, т.е о

бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л.

выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущи и

2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней

самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее

нач. состояния.

13.ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖ.БЕРКЛИ И Д.ЮМА.

Англия, конец 17 нач 18 в. Идет процесс становления бурж

общества в зап Европе. Распространяются идеи просвящения. В центре

вопр. фил. просвящения стоял вопр. об отнош. знания к вере, об отнош.

нового естественнонаучного мировоззрения к сверхестеств. событиям, о

кот говорило свящ писание. Исория английского просвящения оказалась в

знач. мере историейразвития религиозного своюодомыслия, а идейной

формой этого свободомысл. стал деизм.

Деизмом назыв взгляд на религию как на веру, кот ограничивается

лишь признанием бога в качестве первопричины, первотолчка,

отказываясь отвсех ост положеений религии, КОТ. РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК

ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ РАЗУМУ.

Вфил.отношении деисты колебались между непоследов.

материализмом и идеализмом.

Джон Толанд. Отвергает неподвижность Спинозовской субстанции.

Мир как целое вечен, но постоянно изменяется. Жизнь и движение

характеризуют не только отдельные вещи, но и субстанцию. “движение

есть существенное св-во материи.., столь же неотделимое от ее природы

, сколь неотделимы от нее непроницаемость и протяжение.” Материя

лежит в основе мышления.

Деизм и религиозное свободомыслие представляли серьезную

опастность для идеологии феод. общества. Именно в это время начинает

работать идейный борец против просвящения Дж. Беркли

Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в

Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г

Б. был епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и

объявляет ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк

стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о

материи и пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б.

пытается всеми доступными средствами доказать , что ум чел. не

способен к образованию опис. Л абстракции. Общая абстр идея

протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне

противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б

посвятил “Трактат о началах челов знания” , “Три разговора между

Гиласом и Филонусом”, где он не скрывает, что его главная цель-

борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит

допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей,

воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об

общем для них вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст.

восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и

каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или “идей”.

“мы видим отдельные цвета, а не окрашеную материю”...

Не может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве.

Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи,

а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел.

может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл.

идея мат не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх

тех, кот. открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов.

сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые

нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные

нематериальные субъекты дух. деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б.

пытается доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и

исчезают, когда прекращ. восприятие.

Б. путается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ.

лишь один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в

мире не один. Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может

быть воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи

не превратились бы в ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в

уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь

сотвор. им мир.Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов

содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к объект идеализму.

Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика.

Юм - скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После

поездки во Фр. издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и

политические”. В 1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр.

просветителями (Деламбер, Гельвеций, Дидро...)

Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом

единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др.

объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны

логически, а выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток

впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не

можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств

(ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2

видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не

может быть образована без предшеств. ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни

интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно,

что из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно

причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить

невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди

склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же

действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют

исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.

Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако

действие привычки никогда не может превратить наше ожидание

известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.

Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не

равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.

В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и

сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.

В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто

причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел

разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой

морали.

14. ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18в О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, ЧЕЛОВЕКЕ.

Фр. материалисты 18 в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах -

несут свои идеи в широкие круги гор. общества. Большое влияние на

становление мат. во фр. оказало разв. фил в Англии в 17в.(Толанд,

Тиндаль, Шефтсбери). Также огромное влияние оказ. ф. Локка, особенно

о опытном происхождении знания. Др. важным источником материал. идей

были для них механистический матер. физики Декарта, учение Спинозы о

природе, субчтанции... Открытия Ньютона, Эйлера, Лапласа, Лаувазье,

Бюффона и др. естетвоиспытателей образуют естественнонаучную основу

фил. обобщений фр.материалистов 18в.

Природа. Зачинатель фр мат. - Жульен Офре де Ламетри.(1709 -

1751) в общей форме высказал почти все идеи, кот. были затем развиты

Гельвецием, Дидро, Гольбахом.

Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат.

вязана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в

прир. которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая

потенциальная спос к чувствительности или к ощущению.

Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека.

Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов

с материальным в-вом мозга.

Л. лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного

системат. развития. Наиболее систематическим выразителем ф. учений

фр. мат. стал Поль Анри Дитрих Гольбах. (1723 - !789) Самое крупное

его произведение - “Система природы”, в написании которой приняли так

же некот участие Дидро, Нэжон.

В основе этого трактата мысль о сводимости всех явл. природы к

разл формам движения материальных частиц. в своей совокупности

образующих вечную несотвореную природу. Основу всех проц. природы

составляет материя с присущим ей св-вом движения. Мат. процессы -

явл. строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается.

Учение о необходимости распространяется и на человека.

Из действия и противод. всех существ получается ряд движений,

подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода

движения: 1.движ. масс, благодаря кот. тела переносятся с одногоместа

на другое; 2. внутренее и скрытое движение, зависящее от свойственной

телу энергии.

Г. доказывает универсальность движ. в природе. Сущность прир. в

томчтобы действовать. Прир получила свое движ от себя самой (никаких

первотолчков), ибо прир есть великое целое вне кот. ничто не может

сущ. Движ. есть необход. способ сущ. материи

Законы причинной связи также универсальны, как универс св-во

движения в природе. Над всеми связями причин в прир. господствует

строжайшая необходимость. Случайность отрицается. В вихре пыли

поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли, кот расположена

случайно, кот не имеет опр. причины. Из всеобщего детерминизма

выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи пор и

беспор субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.

Учение о прир. получило развитие в работах Дени Дидро (1713 -

1784). Прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в

учении о бытии, психологии, теор. познания. Материалист. сочинения :

“Племянник Рамо”. “Разговор Деламбера с Дидро”, “Сон Деламбера”.

Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все

изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно

зарождается и умирает.

Особое внимание Д. привлекала проблема мат. истолкования

ощущений. Как мех движ мат частиц может порождать специф содержание

ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ появляется на опр.

стадии развития мат как нечто качественно новое 2. способность,

аналогичная ощущ. присуща всей материи. Д. был сторонником 2 мысли.

Д. наметил теорию о псих функциях. Наши чувства - клавиши по

которым часто ударыяет окр нас природа и кот сами часто по себе

ударяют. Отсюда следует, что в чело век заключает в своей

организации нечто автомавтическое. Этот автоматизм не лишен

одушевлености и предполагает лежащую в основе всей мат способность

ощущения.

Признание сущ. независимого от созн вн мира, а также призн

способности ощущ. отражать свойства вн вещей не означает однако будто

ощущ есь зерк копии предметов. По Д. между большинствое ощущ и их

причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их

названиями. Д. различает в вещах первичные качества (сущ в самих

вещах и незав. от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении

предмета к др вещам или к ним самим)

Человек и общество. В учении о обществе отстаивают

детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех чел.

действий. Однако чел не может быть освобожден от ответствености за

все совершаемое им по отнош. к обществу. Необх человеческих действий

нисколоко не исключает возможности вменения и правомерности

наказания. Общество наказыввает за преступл т.к. они вредны. Кроме

того это способ предотвр. преступлений в буд. К тому же никакое

усмотрение необходимости соверш чел действий не уничтожает чел

чувств, и стало быть, не уничтож. самодеятельности, т.к. чувства есь

главные побудители к действию.

Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Чел

движим стремлеием к удовольствию и отвращением к страданию. Но так

как чел способенсравнивать удов. и выбирать наибольшие, а также

способен ставить цели то для него возможны правила и понятия о

действиях, леж в основе нравственностии.

Предпочтения засл умственные удовольствия как более прочные,

лительные и более зависящие от самого человека.

Нуждаясь в помощи других чел должен в свою очередь делать

полезное для др. Так образуется общий интерес, от кот зависит частный

интерес. Правильно понятый личный интерес необходимо ведет к

нравственности.

В силу общественного договора мы должны делать то, что мы

желаем, чтобы они для нас делали. При этом вытекающие из общ.

договора имеют силу по отнош. ко всякому чел.

Не сущ такого образа правления, кот. вполне бы удовлетворял

требованиям разума. Средство избавления от недостатков Просветители

видят в просвещении. общества. Гельвеций считает целью воспит

переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах -

видит в человеке существо из кот воспитанием мжно сделать все, что

угодно.

Доказывают незав. этики от религии и возможность сущ

высоконравственного общества атеистов.

Движ сила челов действий - эгоизм, или личный интерес.

Основанием нравственности служит опыт, нравственного чувства не сущ.

Когда кажется что люди стремятся к добру , в основе этого лежит прав

понятый л. интерес.

Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к

обществу в целом. Тот кото приносит пользу - честный смелый

добродетельный. Добродетель есть желание общего блага.

Так как влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос

о гос строе - важен. Различия между народами обусл. прежде всего

полит строем. Гельвеций - только в демократическом правлении власть

имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей

деятельностью общим целям.

15.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА И.КАНТА. (Критика чистого разума.

введение)

Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился,

стал ректором университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был

не только фил, но также крупным ученым в обл естествознания.

Преподавал.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач.

70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии,

этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и

обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)

Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от

вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи

непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в

себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его

“критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно

отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант

пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и

философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3.

исследовать формы и категории научного мышления...

Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено

в тракт. “ Критика чистого разума” - 81, “Критика практического

разума” - 88 и “Критика способности суждения” - 90. (теор познания,

этика и эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши

органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К.

- идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей

чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума

не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное

знание сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук

всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о

свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия.

Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда

выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим -

субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних

суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем

знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические уждения.

Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб.,

то это ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2

класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что

обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь

не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и

независящ от него - априорные суждения.( все, что случается имеет

причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн.

синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в

матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в

метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных

способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем

К рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем

знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез

субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании

пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего

чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц.

простр. их безусловную всеобщность и необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они

становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет

естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом

содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,

получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия

рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый

чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия

сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ -

пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким

обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в

единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.

На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности

теорет естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и

необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть

при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3

законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия

субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему

разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно

порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает

познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.