реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии

Лекции по философии

Лекции по философии

Лекция 1. Философия в контексте культуры.

1. Философия, как учение о ценностях.

2. Метафизика и мировоззрение.

3. Философия и другие сферы культуры.

Философия – (дословно с греч.) любовь к мудрости. Это определение

философии отражает ее первоначальный замысел:

1. Мудрость – именно глубокое понимание жизни (а не любые знания).

Философия возникает как область знания, исследующая наиболее определяющие

принципы реального мира и место, которое в нем занимает человек (предельные

основания бытия).

Философия возникает на определенном уровне развития культуры, когда

человек отличает себя от мира (я и не-я) в качестве деятельного существа и

начинает анализировать возможности и границы своей деятельности, это

сознательно-теоретическое отношение к миру. Философия предполагает также

рационально-критическое отношение к миру, к самому себе, к своим знаниям.

2. Именно любовь к мудрости, т.к. человек понимает, что знаний ему

недостаточно, он к ним тянется. Философ – человек, недовольный уровнем

своих знаний.

Философия начинается с сомнения в привычных, незыблемых стереотипах, с

идеи поиска мудрости. Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, но все

остальные не знают даже этого».

Рационально-критическая направленность философии определяет ее

формирование в качестве учения о ценностях. Ценность – все, что может быть

соотнесено с потребностями субъекта. Ценности служат ориентиром

человеческой деятельности, к ним стремятся.

Философия, стремясь понять устройство реального мира и рассматривая его,

как поле человеческой деятельности, выявляет и разрабатывает системы

ценностей данного человеческого сообщества (как следует жить?, понимать

данное сообщество?). Поэтому философию характеризуют как «самосознание

культуры». Гегель: «Философия – духовная квинтэссенция своего времени»

(самое концентрированное выражение духа данного сообщества).

Общие ценности человечества сходятся, в конечном счете, к трем основным

понятиям: истина, добро, красота. Фундаментальные ценности поддерживаются

обществом, и вокруг них складываются, развиваются основные сферы культуры.

Базовые ценности в этих сферах понимаются как данность. Философия

обращается непосредственно ко всем фундаментальным ценностям, делая их

сущность предметом анализа. Например, наука использует понятие истины,

спрашивая, что истинно в данном конкретном случае.

Философия рассматривает такие вопросы об истине:

- что такое истина?

- какими способами можно различить истину и заблуждения?

- истина универсальна или у каждого своя?

- могут ли люди постигать истину или только составляют мнения?

- какие средства познания истины у нас существуют, надежны ли они,

достаточны ли?

Вопросы о добре:

- каково происхождение добра и зла?

- можно ли утверждать, что одно из них сильнее?

- каким должен быть человек?

- «Существует ли возвышенный и низменный образ жизни или все это суета?»

- существует ли идеальное состояние общества, государства?

Вопросы о красоте:

- является ли красота и безобразие свойствами вещей, или это только наше

мнение?

- Как и почему представления о красоте меняются?

В результате философия оказывается необходимым развитием других сфер

культуры. Философия сводит воедино знания из различных сфер, и поэтому

многие определяли ее, как науку о наиболее общих закономерностях природы,

общества и мышления (это не полная характеристика ее предмета).

Кроме глобальных ценностей человечества, философия исследует ценности

индивидуального бытия: свобода, самореализация личности, выбор, границы

существования.

Проблема смысла жизни.

В этом круге проблем философия не абстрактная, предельно конкретная

наука, непосредственно обращенная к личной практике. Существует два

назначения философии:

1. Для человечества она выступает как двигатель развития общества.

2. Для одного человека – это способ выразить себя.

Поскольку философия рассматривает наиболее глубокие основания бытия, она

выступает как метафизика (это второе название философии). Метафизика – это

учение об основополагающих принципах и началах. Это понятие ввел в I веке

Андроник Родосский при систематизации трудов Аристотеля, (один из трудов

Аристотеля – «Физика»). Физика (по их мнению) фиксирует явления природы.

Вслед за ней должна идти наука, которая их объясняет, систематизируя

представления о реальности. Физика отвечает на вопрос «как?», а второй

наукой, отвечающей на вопрос «почему?», должна быть философия. Аристотель

определил ее, как науку о неподвижных и вечных сущностях. Андроник назвал

ее метафизикой, т.е. «после физики». Исторически метафизика разрабатывала

общую картину мира, систему природы.

Т.к. философия изучает ключевые вопросы жизни человечества, то она

является основой мировоззрения. Мировоззрение – это совокупность общих

представлений человека о своем месте в мире и вытекающих из этого жизненных

принципов и целей. Мировоззрение включает, таким образом, познавательный,

оценочный и поведенческий аспекты.

По словам И. Канта, чтобы ответить на вопрос «Что такое человек?», должна

ответить на вопросы:

- Что я могу знать?

- Что я должен делать?

- На что я могу надеяться?

Мировоззрение складывается пол влиянием его собственных жизненных

обстоятельств и культурных воздействий.

Задачи философии: систематизация мировоззрений, т.е. упорядочение,

установление связей, выявление несоответствий, разделение главного и

второстепенного. Философия, как мировоззрение, призвана помочь человеку

определить свое отношение к жизни и найти гармонию с миром.

Итоговое определение философии:

Философия - это система целостного понимания отношения к миру.

Специфика философских проблем состоит в том, что конкретные моменты

взаимодействия человека с миром рассматриваются в контексте их

универсального отношения.

Лекция 2. Философия и ранние формы познания.

1. Мифология, как способ понимания мира.

2. Кризис мифологического сознания. Переход от мифологии к религии и

философии.

Мифология предшествовала философии, как первая попытка построить

целостную систему объяснения в реальности.

Базовые элементы мифологической системы объяснения:

1. Концепция строения вселенной. Типично разделение мира на земной,

подземный и надземный. Земной мир населяют люди, подземный – души, а

надземный – боги. Попасть из одного мира в другой трудно, но возможно.

2. Пантеон. Боги и подобные им существа – воплощение природных и

социальных явлений (Бог Войны, Бог Моря и т.п.)

3. Мифы – повествования о событиях, определявших закономерности природы,

человеческие события и запреты.

Основные темы мифов:

- космогонические – о возникновении космоса,

- теогонические - о возникновении богов,

- антропогонические - о возникновении человеческого рода,

- солярные, лунарные, астральные – о возникновении солнца, луны и звезд,

- эскатологические – о грядущей гибели мира.

На первом этапе развития культуры мифология включала все накопленное

знание, в том числе и реальные сведения (еще в рамках мифологии знали, что

в году 365 дней). Т.е. миф содержит не только вымысел. Миф – это способ

накопления информации о мире, обладающий своими особенностями.

Основные логические принципы:

1. Генетизм – объяснение любого объекта через его происхождение, генезис.

(В рамках мифов, понять объект – означает узнать, кто его

прародитель).

2. Принцип универсальной взаимосвязи, изменчивости всех объектов,

возможность их взаимного превращения – «Закон метаморфоз». (Вера в то,

что все вещи изменяются, развиваются. Метаморфоза – превращение).

3. Антропоморфизм – перенесение на природные объекты характеристик

свойств человеческого рода (солнце под «шкурой» такое же, как

человек). Мифологические боги тоже антропоморфны – гораздо больше

похожи на людей, чем в поздних религиях.

4. Наглядный образный характер и традуктивность. В мифологии нет дедукции

и индукции – размышлений через уровень общего. Традукция – заключение

от одного частного случая к другому, без выхода на общие идеи.

5. Ассоциативность – отсутствие разделения существующих между объектами

соотношений на существенные и второстепенные. Ассоциация - случайная

отдаленная часть мысли. Для мифологии «случайных совпадений» не было,

а все было важно.

Типичная ассоциация:

1) ассоциация смежности: все предметы, которые раньше были частью

единого целого, всегда сохраняют связь друг с другом и могут друг на друга

влиять. Так, например, люди хранили выпавшие зубы, опасались стричь волосы.

2)ассоциация контакта – предметы, соприкасаясь, передают друг другу свои

свойства. Если по новому саду пройдет женщина, ожидающая ребенка, то сад

будет хорошо плодоносить.

3)ассоциация сходства или подобия– предметы, схожие внешне, родственны

друг другу, могут друг на друга влиять. Так, чтобы излечиться от

«желтухи», надо пристально посмотреть в глаза канарейке, а камень бирюзы в

кольце должен защитить от змеи, похожей окраски.

4)бинарность – (двоичность) мир в мифологии представлялся

непосредственным единством двух противоположных начал.

Мифологическая картина мира еще не содержит в себе переходов и

промежуточных состояний.

Заключения:

Мифология выстроили наглядную и естественную систему представлений о

реальности, в которой каждое явление находит объяснение. Мифологическая

картина мира отвечала принципу справедливости: любой поступок всегда имел

соответствующее наказание или награду. Кроме того, мифология была хорошей

основой для деятельности: для достижения любой цели в мифологии

предлагались средства для действий. Практическая система действий,

основанная на мифологии, как теоретическом образе мира называется магией.

Магия – прикладная мифология. Сущность магии – вместо реального действия,

направленного на реальный объект можно предпринять символическое действие,

направленное на заместитель объекта, при этом заместитель и объект должны

быть связаны одной из ассоциаций.

Кризис мифологического мышления начинается с проблемной ситуации, с

вопросов о том, почему магический ритуал на привел к желаемому результату.

Варианты ответов:

1. Неправильно произведен ритуал: приводит к усложнению поздней мифологии

и специализированной магии.

2. Ритуал неправильно адресован: образ Бога и отношение к нему должны

быть принципиально другими. Возникает религия. Переходная идея от

мифологии к религии – разграничение материального (телесного) и

духовного. В человеке – это тело и душа, причем душа может находиться

отдельно от тела и существовать вечно. Вера в существование души

называется анимизмом («анима» - душа). Тейлор: душа – минимум религии.

Во Вселенной существует природная физическая реальность высшее

духовное начало – Бог. Бог в религии очень отличается от Бога в

мифологии, здесь он признается всемогущим, наблюдается тенденция к

монотеизму (единобожию). Деяния Бога выходят за рамки обычных

взаимосвязей в мире, они сверхъестественны. Логика поступков Бога

непостижима. В становлении религиозного сознания центральное значение

приобретает вера – сознательное преодоление истинности исходных

постулатов.

3. Неправильное представление о возможностях ритуала. На самом деле

событиями управляют не единичные воздействия, а законы реальности. На

этом пути возникает рациональное знание. Переходная идея от мифологии

к рациональному знанию - разделение субъективного (человеческой

реальности) и объективного (внешней реальности, не зависящей от

человека). Объективному миру присущи собственные законы, отличающиеся

от человеческого поведения. Особенности рационального знания:

стремление установить законы (всеобщие необходимые связи явлений),

аргументировать и доказывать, использовать понятия (а не образы, как в

мифологии). Первоначально все рациональное знание, противоположно

мифологии и религии, называли философией. Следы такого представления

находим, например, у Аристотеля, который включал в состав философии

математику, физику, метафизику, этику, экономику, политику, риторику и

поэтику. В последствии в комплексе рационального знания начинаю

выделять наряду с философией следующие специальные науки: математика,

астрономия, медицина, механика.

С появлением религии и рациональных форм познания мифология не исчезает

абсолютно. Мифологические образы и сюжеты используются другими сферами

культуры: религией, искусством, философией. В современном общественном

сознании мифология существует в фольклоре, в суевериях и приметах, в

околонаучном знании.

Лекция 3. Многообразие философского знания.

1. Разделы и уровни философского знания.

2. Специфика философии. Философия и наука.

3. Школы и направления в философии.

Было дано определение философии, как целостного понимания отношения

человека к миру. Исследования этого отношения предполагают изучение каждой

из его сторон и способов их взаимодействия.

Развернутая система философского знания включает:

1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих

законах его организации – это онтология (ontos - бытие).

2. Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это

антропология (antropos - человек).

3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это

гносеология.

4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает

человечество в целом – это социальная философия.

5. Учение о природе ценностей – это аксиология.

К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские

науки:

1) Этика – учение о нравственности.

2) Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве.

3) Логика – учение о правилах мышления.

4) Религия.

Особая область – история философии, т.к. большинство философских

проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.

Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы

представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории

культуры разные разделы поочередно выходят на первый план.

Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности,

собственной жизненной позиции может достигаться различными способами.

Именно поэтому говорят об уровнях философского мышления, различающихся по

степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне

практического мышления – это осознание принципов своей жизни, как

проявления фундаментальных ценностей.

Специфика философии:

1.Обыденная философия возникает у человека, когда он переходит от

принятия отдельных решений по конкретному поводу к формулировке и

оправданию своих жизненных принципов в целом. Нормативная форма

философствования на этом уровне – афоризм. Афоризм – краткая

содержательная формулировка некоторого тезиса. Например, надпись на перстне

Соломона: «Все пройдет». В народном сознании формулировки такого типа –

некоторые пословицы: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними».

Исторически такая форма философствования широко представлена в

предфилософии и ранней философии, как основа для более высоких уровней

философствования.

Афоризмы Конфуция: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другому»,

«Благородный муж – не инструмент».

2.Философско-художественное мышление - это философские обобщения,

выраженные в литературно-художественной форме. Это общая идея произведения,

стоящая за изобразительным и сюжетным планом. Всякое художественно значимое

произведение выходит на уровень осмысления общечеловеческих ценностей.

Нормативная форма философствования на этом уровне – философско-

художественный образ. Например, высказывание Гераклита: «Вселенная – это

ребенок, играющий в кости», т.е. перебор вероятностей.

2а. Философские эссе, т.е. произведения, посвященные теоретическому

анализу философских проблем и целенаправленные в художественной

выразительной форме. Например, «Апология Сократа» - последняя речь Сократа,

записанная Платоном.

4. Теоретическая философия – специализированная система знаний,

вырабатываемая целенаправленной исследовательской деятельностью,

осуществляемой профессионалами. Для теоретической философии необходимы

опора на историко-философские традиции, последовательность

рассуждения, высокие логические требования, в том числе точность

выражения, недопустимость логических противоречий, аргументированность

любого требования, использование категориального аппарата. Категории –

это общие понятия, данные в области знания. Категориальный аппарат –

это система терминов, принятых в данной области знания. Нормативная

форма философствования – философская концепция.

Заключение: философия в собственном смысле слова – это философия высоких

уровней обобщения (см. 2а, 3). Именно на них философия является

самостоятельным способом познания со своим предметом, методологией,

философией культуры.

Вопрос: на каком из этих уровней наиболее полно раскрывается сущность

философии, цель ее существования?

Ответы:

1. Сциентизм – направление, считающее, что адекватной формой

философствования является только теоретическая философия, т.к. только

она является строгой наукой. Теоретическая философия направлена как

любая наука на выявление существенных закономерностей реальности и

логического аппарата в первую очередь абстрагирования философии так

же, как у других наук. Традиционный сциентизм оценивал философию, как

«науку наук», т.е. главную науку, обобщающую данные всех остальных.

Этот взгляд уходит в прошлое с возрастанием уровня общности конкретных

наук. В связи с этим в ХХ веке имеет место выражение: ”Наука – сама

себе философия ”. Современный сциентизм, например, философия

лингвистического анализа, рассматривает философию, как коммуникативную

науку, которая соотносит между собой другие области знания, уточняет и

согласовывает терминологию, является резервуаром нерешенных проблем.

2. Антисциентизм – считает, что философия не должна быть научной и даже

наукообразной. Наука – абстрактное знание на уровне общих истин.

«Наука для всех, потому что они ни для кого в отдельности». Философия

должна быть ориентирована на индивидуальное бытие, обращаться к

мировоззрению личности, выстраивать не только логическую, но и

ценностную аргументацию.

Оба направления признают, что философские проблемы обладают определенной

спецификой. Они затрагивают основы человеческого существования,

следовательно, касаются всех. Это проблемы, которые могут быть решены на

разных уровнях глубины. Отсюда возможность возвращения к философским

проблемам на новых уровнях развития общества и личности. Это проблемы,

решение которых частично зависит от жизненной позиции познающего субъекта,

следовательно, предполагают разные варианты решения, возможность выбора.

Это обстоятельство также определяет многообразие философских школ и

направлений.

Философская школа (учение), созданная отдельным философом или группой

единомышленников – это целостная концепция, охватывающая большинство

разделов философского знания.

Философское направление – совокупность философских учений, разделяющих

общее принципиальное положение. Философское направление определяется по

решению ключевых проблем.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию. Этот

вопрос подразделяется на две части, которые называются «стороны основного

вопроса философии».

1.Что первично – мышление или бытие? При ответе на этот вопрос возникают

два направления: материализм и идеализм. Материализм говорит о том, что

первично бытие, природа, материя. Идеализм считает, что первичны духовные

факторы: а) высший разум - мировой дух,

б) человеческий разум.

2. Познаваем ли мир? Возникает два направления: гносеологический оптимизм

(что мир познаваем) и агностицизм (мир не познаваем).

Онтология

Лекция 4. Конкретно-историческое становление философии.

1. Предфилософия Индии, Китая, Греции.

2. Проблема бытия в ранней греческой философии.

Центры мировой культуры древности: Древний Китай, Шумерское государство и

Вавилон, Древний Египет, Крито-Миккенская культура, Древняя Индия.

На достигнутых уровнях культуры становится возможным возникновение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.