реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии

складывается одинаковое сознание. Он также предполагал разрушить семью, как

форму длительного проживания людей. 2.Ограничение роскоши и расширения

личного хозяйства.

По Аристотелю, государство – это завершающая форма организации людей. Ему

предшествовали семья и поселение. Аристотель был согласен с тем, что

частная собственность – основа хозяйственного неравенства и социально-

политических конфликтов. Но в отличие от Платона, он считал, что частная

собственность вечна и незыблема. Аристотель считал, что у друзей все

должно быть общее. Его позиция: собственность должна быть частной, а

распределение - общественным. Поэтому Аристотель оправдывал рабство,

считая, что в государстве должны быть начальники и подчиненные. Лучшей

формой правления он называл монархию и аристократию и был противником

демократии, т.к. она легко перерастала в «охпократию» (охпо - толпа).

Аристотель делил государство на три сословия: аристократию, воинов и

мелких земледельцев, ремесленников. Лучше всех государством смогут

управлять всадники, т.к. они не обременены заботами о богатстве.

Средневековая философия.

Средние века – это время, когда единство Европы обеспечивалось

католической церковью и Папой Римским, как олицетворением Великой Римской

Империи.

Раннее средневековье (VI-IХвв. н.э.) характеризуется отвоевыванием

европейских земель у арабов. Церковь обладала не только идеологической

властью, но и владела примерно третью всех земель и людской массой в

монастырях (монахи и монастырские крестьяне). Единственным образованным

слоем населения было духовенство. Поэтому юриспруденция и естествознание

приводились в соответствие учениям церкви. Мирянам запрещалось читать

Библию.

В XIII веке стала складываться общественная система образования.

Появились школы и университеты. В Париже открылся университет с четырьмя

факультетами: теология, медицина, философия, богословие.

Лекция 8. Проблема бытия в средневековой философии и культура.

1. Особенности средневековой философии и культуры.

2. Патристика, схоластика, аристотелизм.

Средневековая философия формируется под влиянием двух основных факторов:

античной традиции и новых мировых религий (христианство I в. и ислам VII

в.)

Важные для философии идеи христианства:

1. Разделение бытия на земное и верховное, признание существования Бога

единственным истинным бытием и источником всякого другого

существования.

2. Чисто духовная трактовка существования Бога – креационизм – идея

сотворения мира. В христианстве мир возник из ничего.

(Противоположность ему - дарвинизм).

3. В мире действуют как естественные закономерности, так и божий

промысел.

Под влиянием мировых религий в средневековье происходит общий процесс

сакрализации культуры, т.е. проникновение религии во все сферы жизни.

Сакрализация познания проявляется, во-первых, в иерархии наук.

Теоретическое обоснование этого: Жизнь коротка, и следует больше заботиться

о том знании, которое ближе к спасению души.

1. Теология – наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния

Бога.

2. Философия, которая определяется, как «естественная теология»,

объяснение религии рациональными средствами (законами природы).

3. Тривиум: логика, риторика, грамматика.

4. Естественные науки. Природа – это воплощение замыслов творца,

следовательно, изучая ее можно прийти к познанию Бога, но это далекий

и косвенный путь.

Иерархия наук дополнялась иерархией способов познания. Высшим способом

считалась интуиция, т.к. она одно из проявлений сакрализации, она наиболее

близка к божественному откровению. Самый низкий уровень – это практическое

познание конкретных вещей.

Религия – это форма знания, принципиально ориентированная на сохранение и

поддержание некоторых базовых постулатов, не подлежащих сомнению.

В познании распространение ориентации на сохранение уже имеющихся знаний,

а не на производство новых внешне проявилось в возникновении особого

познавательного жанра, в котором начинают писаться научные труды – «суммы».

Сумма – обзорный энциклопедический труд, в котором сосредотачивается все

знание по некоторому предмету, подводится итог и устанавливаются истинные

мнения.

Первую сумму «Источник знания» написал Иоанн Дамаскин (675-753гг.) Она

состояла из трех частей: 1.Диалектика – излагалась аристотелевская логика;

2. Сумма против язычников; 3. Истинное изложение православной веры. Он

подвел итог развитию патристики и стал основоположником схоластики.

Патристика – первая форма средневековой философии (от лат. патер - отец),

буквально означает учение отцов церкви. Т.е. это совокупность религиозных

философских учений периода становления христианства, когда формировался и

уточнялся канон христианской веры (II-VIII вв.) Деятели этого периода:

Климент Александрийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный.

Учение Августина Блаженного: высшее в мире – Бог, главное его свойство –

бытие, существование. Таким образом, у Августина появляется идея об уровнях

существования. Свободным актом воли Бог создал из ничего материю и

пространство. Он продолжает творить все время, иначе мир провалился бы в

небытие. Истина в Средние века – это сам Бог. Одно из важных достижений

Августина – психологическая концепция времени. Существует реально лишь

настоящее, прошлое – это память, а будущее – это только его воля.

Схоластика – вторая форма средневековой философии, сложившаяся на основе

определившегося христианства. Схоластика, как метод познания, строится на

интерпретации и изучении канонических текстов. Базовый постулат схоластики,

как метода: существуют основополагающие тексты, в которых содержится все

необходимое знание. Можно решить любую проблему в познании, подобрав

соответствующий текст и правильно его интерпретировав.

К каноническим текстам были отнесены Библия, труды отцов церкви,

некоторые сочинения Платина и Аристотеля.

Характерная особенность средневекового образования: ученым считался тот,

кто хорошо знал тексты и мог подобрать их для обоснования любого тезиса.

Определенность собственной точки зрения не важна.

Большинство проблем, обсуждавшихся в средневековой схоластике, не имеет

собственного значения за ее пределами, кроме одной. Это проблема

соотношения общего и единичного – спор об универсалиях:

1. В вещах существуют как общие, так и единичные черты – какие из них

важнее: те, которые определяют принадлежность вещи к определенному

классу, или те, которые характеризуют ее индивидуальность?

2. Откуда берется общее в вещах? Обладает ли оно неким самостоятельным

существованием?

3. Общие понятия (универсалии) более или менее понятнее, чем конкретные

вещи?

В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и

реалистов.

Номиналисты – Беренгар, Росцелин, Пьер Абмер, У.Оккам. Их позиция:

реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а

имя – это всего лишь набор звуков, «колебания воздуха». Общие понятия

никакой реальностью не обладают – крайний номинализм, или обладают

реальностью лишь потенциально, как возможные идеи нашего разума – умеренный

номинализм.

Реалисты – Эриугена, Ансельм Киндерберийский, Аделард Батский, Гильом из

Шамю. Их позиция: По-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи

– это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в

основном похожи. Индивидуальность – это случайные черты. Эриугена: «Вещи –

это результат обличения сущности случайными свойствами». Умеренный реализм

полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний

реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от

вещей в чистом виде. Представителем умеренного реализма был систематизатор

схоластики Фома Аквинский (Томас Аквинат). Он был основателем томизма, как

религиозно-философского учения. Он получил прозвища «Пятый Учитель Церкви»

и «Ангельский Доктор». Его работы называются «Сумма теологии» и «Сумма

против язычников».

Философские идей Фомы Аквинского:

Необходимо различать телесное и духовное бытие, как потенциальное

(неустановившееся, колеблющееся) и актуальное (реализованное, полное,

совершенное). Абсолютная потенциальность – слабейший вид бытия - материя.

Актуальным существованием обладает только Бог. В системе философских

категорий абсолютная актуальность – принцип и источник порядка и

организованности - форма.

Материя и форма соединяются в вещах. Форма – источник их общих черт.

Материя вносит отличия. Фома использует терминологию Аристотеля. Но у

Аристотеля материя и форма характеризовались, как соединенные в вещах и

совечные. У Фомы материя сотворена Богом в первом акте творения.

Существовали и существуют нематериальные бестелесные формы. Аристотелизм

развивали также арабские средневековые философы Ибн-Сина и Ибн-Рушд.

Лекция 9. Проблема бытия в философии Нового времени.

1. Новый образ природы и рационального познания.

2. Дискуссии о субстанции и свойствах вещей.

Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках

повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика

средневековой учености, попытка восстановления античной культуры,

освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии –

секуляризация.

Первым проявлением секуляризации было возникновение нового образа Бога и

его отношение к природе – пантеизм. Идея пантеизма: традиционная религия

напрасно представляла Бога персонифицированным. Бог – это внутренний

мировой порядок. Таким образом, пантеизм - это учение о единстве Бога и

мира, отрицающее их существование, как отдельных противостоящих друг другу

сущностей. Существует два варианта пантеизма: мистический и

натуралистический.

Суть мистического пантеизма состоит в том, что природа священна, не

постижима для человеческого разума, к ней нужно относится как к Богу, она

требует религиозного поклонения.

Натуралистический пантеизм говорит о том, что к миру нужно относиться,

как к Богу, которого мы стремимся познать. Это трактовка Бога, как

внутреннего порядка, материи. Отношение к природе, как высшей и

самодостаточной материи. Николай Кузацкий, Ж. Бруно – представители этого

направления. Ж. Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во

всем и повсюду, не вне и над… Природа есть Бог в вещах».

Пантеизм создает принципиально новую ситуацию для развития рационального

познания:

1. Основным объектом изучения становится природа.

2. Природа рассматривается, как стабильная, организованная законами

реальности. Следовательно, возможна последовательная и достоверная

наука о природе.

3. Природа впервые признается бесконечной. Паскаль: «Пусть человек

рассматривает природу в целом: Земля - это всего лишь точка, а ее

орбита – всего лишь черточка, по сравнению с орбитами других планет. А

затем пусть человек сравнит себя со всем этим».

Вывод: формируется идеология безграничного исследования природы. В XVII

веке она соединяется с ценностными ориентациями нового, буржуазного

общественного строя. Это важность создания нового преобразования

творчества, индивидуальный характер судьбы человека, ценность земной жизни

и практического успеха.

В религии в этот период формируется протестантизм. Его важная идея

состоит в том, что Богу угодно полное и рациональное использование

способностей каждого человека, служа Богу, человек должен добиваться

успехов в земных делах. На этой основе формируется новая ориентация

рационального познания: познание должно быть практически ориентированным и

полезным, в отличие от античности, где знание – это игра разума, чистая

наука, не имеющая никакого отношения к практическому использованию.

Ф. Бэкон: «Знание и могущество человека совпадают. Человек умеет и может

столько, сколько знает и понимает». Как следствие из этого изменяется

проблематика натурфилософии. Необходимо не столько выяснять отдаленные

причины событий (традиционная задача метафизики), сколько дать их точное

описание, выявить закономерности, найти количественные характеристики.

Ф. Бэкон (1561-1626гг.): философия должна быть исследованием природы,

натурфилософией. Основной предмет исследования природы – это свойства

вещей, например, ковкость, плотность, тяжесть, цвет. Бэкон называл их

«природы вещей». Каждая вещь представляет собой совокупность простых

«природ». Главная проблема понимания – причины или способы получения

свойств. Чтобы решить ее, надо сравнить три ряда вещей: вещи, у которых это

свойство есть, похожие вещи, у которых этого свойства нет, и вещи, у

которых свойство выражено в разной степени.

Традиционные философские категории Бэкон определил по-своему: субстанция

– это совокупность всех свойств, материя – это совокупность всех вещей,

формы – причины свойств вещей. Свойства вещей обусловлены их внутренней

структурой.

В дальнейшем развитии метафизики, как натурфилософии, можно выделить два

направления:

- Развитие философии в единстве с естествознанием. Стремление создать

общую, строгую и точную науку о природе. Борьба с отвлеченной метафизикой.

Основные принципы концепции этого направления:

Механицизм – объяснение всех закономерностей в мире на основе законов

механики. Трактовка любого природного объекта, человека и мира в целом как

«естественного автомата».

Деизм - представление о том, что Бог создал мир, но после этого мир

развивается исключительно по своим естественным законам.

Жесткий детерминизм (Лопласовский) – учение об абсолютности и

однозначности причинно-следственных связей в мире.

Метафизика Декарта (картезианство) – отвергает традиционную

метафизическую дилемму: что первично, бытие или сознание? Существует две

субстанции – телесная и духовная – независимо друг от друга. Они соединены

только в человеке, в шишковидной железе. Эти субстанции гармоничны и

согласованы, благодаря изначальному становлению Бога. Главное свойство

духовной субстанции – мышление, а телесной – протяженность.

Т. Гоббс: «Субстанции вообще не существует; есть только тела, и главные

их свойства (атрибуты) – протяженность и фигура». Пространство и время

Гоббс определяет, как порядок и протяженность вещей. Все в мире имеет

причинно-следственные связи. Природа одна, и естественный порядок вещей

ничем не нарушается.

В XVIII веке в философии Локка и французских материалистов (Гольфак,

Дидро, Гельвеций) данное направление получает предельное выражение,

приходит к атеизму.

- Второе направление восстанавливает в правах метафизику, отделяя ее от

строгой, точной науки о природе. Паскаль: «Естествознание должно быть

строгим и доказательным, опирающимся на математику, но необходима также

метафизика, которая должна быть религиозной, т.к. человеку нужен живой

творящий Бог».

Лейбниц: метафизика нужна для борьбы с атеизмом и для обоснования всякого

знания, особенно научного. Основные понятия метафизики – это субстанция и

Бог. Бог един, его атрибуты – могущество, знание, воля. Субстанция

множественна и представляет собой совокупность единиц бытия. Сущность монад

не физическая, а духовная, каждая монада уникальна. Следовательно,

уникальна каждая вещь в природе.

Философское учение о множестве субстанций называется плюрализм.

Лекция 10. Становление современной онтологии.

1. Идея развития натурфилософии в XIX в.

2. Научна картина мира и научная революция.

3. Современное представление о субстанции и о предмете онтологии.

Главной проблемой для онтологии XIX в. становится проблема развития

природы, становления мира в целом, закономерностей и движущих сил этого

процесса. В абстрактной форме решение этой проблемы было предложено

классической немецкой философией. Это философская традиция, сложившаяся на

территории германских княжеств во II половине XVIII – I половине XIX вв. Ее

представители: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Фейербах.

Натурфилософия Шеллинга (1775-1854).

В фундаменте природы лежит полярность, т.е. нерасторжимое единство

противоположных сил. Исследуя некоторую область природы, мы обнаруживаем

противоположности: синтез и распад, притяжение и отталкивание. Основные

уровни организации определяются характером взаимодействия этих

противоположных начал.

1. Устойчивое равновесие – мир механических объектов.

2. Одна из противоположностей преобладает над другой – химически

активные объекты, мир химических реакций.

3. Подвижное равновесие, которое все время нарушается и восстанавливается

– биологический мир, живые организмы.

Это три ступени отношения противоположностей, три этапа в развитии

природы - механический, химический и органический. Высшей целью развития

природы является возникновение мыслящего разума.

Натурфилософия Гегеля (1770-1831 гг.) В основе развития мира лежит

саморазвитие абсолютного духа, идеи. Абсолютная идея – это система с

бесконечно большим числом связей. Этап существования духа в самом себе и

его развертывание Гегель называет логикой. Момент воплощения идеи –

превращение в нечто внешнее называется отчуждением. Первым результатом

отчуждения является природа. Развитие природы – это реализация отношений,

заложенных в абсолютной идее. Но имеется некоторая граница – предел степени

сложности: не все связи воплощаются в природу. Второй результат отчуждения

– это человеческое общество. Абсолютная идея реализуется сначала в его

истории, а затем на уровне мышления.

Гегель открывает общие закономерности развития: изменение, происходящее с

объектами может носить как качественный, так и количественный характер.

Количественное – это изменение, высших параметров объекта, качественное –

изменение его сущности. Развитие – это качественное изменение, но

происходит оно всегда на основе количественных изменений. Когда

количественное изменение превышает некий предел – меру, происходит

качественный скачок. В основе развития объекта всегда лежит некое

внутреннее противоречие, в этом объекте заключенное. В процессе развития

объекта каждая последующая ступень отрицает предыдущую.

Отрицание является важным элементом развития. Каждая ступень в развитии

будет отрицанием предыдущего состояния и будет в свою очередь отрицаться

последующим состоянием, так что развитие в целом можно называть отрицанием

отрицания.

Учение об общих законах развития Гегель назвал диалектикой (диалог

противоречащих начал).

Идея развития послужила основой для формирования исторического подхода к

реальности в естествознании XIX века. Возникают науки: космогония, теория

геологических процессов, эволюционная биология. Но до определенного момента

накопление новых знаний еще не меняет научную картину мира (НКМ). НКМ –

совокупность фундаментальных постулатов и представлений об устройстве мира,

лежащих в основе конкретных научных исследований.

Нижний слой – фундамент – изменялся всего два раза.

Картина мира, созданная классической наукой, базировалась на трех

основных постулатах:

1. В мире все состоит из атомов, твердых неделимых частиц.

2. В природе все происходит с необходимостью. Действуют жесткие причинно-

следственные связи.

3. Всем природным объектам присущи фундаментальные механические свойства:

масса, плотность и протяженность.

Особенностью картины мира механистической науки была убежденность в

близости познания природы к свершению.

Период изменения картины мира (научная революция) начинается на рубеже ХХ

века.

1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1894 г.) и других

опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его

строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.