![]() |
|
|
Лекции по философиинеделимых частиц. 2. Максвеллом было математически смоделировано электромагнитное поле, которое впоследствии рассматривалось как особая физическая реальность. Возникло предположение о существовании других полей, и поэтому вещество с его механическими свойствами перестало быть единственным и главным видом реальности. 3. Созданная Эйнштейном в 1907 г. Специальная Теория Относительности показала в частности относительность основных механических свойств. 4. Исследования молекулярных процессов выявили нежесткий, статистический характер природных закономерностей. Вывод: все основные постулаты классической картины мира оказались опровергнутыми. Э.Мах: «Материя исчезла!» В результате возникает сомнение в правомерности использования понятий «субстанция» и «материя». Была предпринята попытка рассмотреть в качестве новой базовой категории понятие «энергия». Это направление – энергетизм - успеха не имело. Возникло сомнение в способности науки построить правильную и достоверную картину мира вообще. Конвенционализм – это взгляд на науку, как на некоторую совокупность договоренностей ученых конвенций, действующих в течение определенного периода. Кризис в физике был преодолен с построением новой – квантово- релятивистской - картины мира и с обнаружением ее связи с классической картиной мира. Но в ходе кризиса существенно изменились представления о роли философии в формировании картины мира и о предмете онтологии. Пути развития онтологии в ХХ веке: 1. Антионотологизм – направление, считающее, что философия не должна подменять и дополнять науку в выработке общей теории устройства природы. Философия должна обосновать объективность познания и его достоверность. Следовательно, онтология, как раздел философии, имеет чисто историческое значение. Философия в ХХ веке – это гносеология. 2. Философия должна отказаться от наукоцентристских понятий материи и субстанции и вернуться к изначальным категориям онтологии: космос, бытие. (Русский космизм, экзистенциализм). 3. Философия должна сохранить учение о материи и субстанции, но не связывать его с конкретными физическими характеристиками. В рамках этого направления материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, т.е. в этом направлении материей признается все, что существует реально, не зависимо от нас, и как-то обнаруживается в опыте. Лекция 11. Направления развития современной онтологии. 1. Русский космизм (космическая философия) – направление, основанное на идее возвращения к исходным категориям онтологии: космос, бытие. Сложилось в I половине ХХ века. Его представители: Вернадский, Циолковский, Федоров, Сухово-Кобылин, Умов. Главные идеи: учение об эволюции биосферы и переходе ее в ноосферу, в которой разум становится геологическим фактором, меняющим оболочку Земли (человек меняет рельеф, водные пути, создает химические вещества). Учение об активной эволюции – это учение о создании нового сознательного этапа в развитии природы, эволюции, управляемой человеком. Человек преобразовывает Землю, затем он преобразует космос, превращая все в некоторую среду, которая человеку потребна. Понятие «космос» в этом направлении переосмысливается. В античности космос рассматривается как одухотворенная гармоничная целостность. С точки зрения космизма космос должен стать таким в результате деятельности человека – это высшая цель эволюции. Также переосмысливается понятие «бытие». Экзистенциальная трактовка бытия такова: бытие рассматривается не просто как существование или все существующее, оно понимается как целостность и глобальность мироздания, открывающееся за совокупностью явлений. Представитель русской философии С.Л.Франк: «Восхищение красотой природы, смерть близкого человека, великая катастрофа, подлинная любовь дают человеку чувство прикосновения к непостижимому, отличающемуся от логически понятного. Человек в таких случаях воспринимает мир как реальность, не сводимую к предметному плану и рациональному пониманию. Это и есть философское постижение бытия». Для человека бытие – это не просто физическое существование. Он ищет возможность «сбыться», т.е. самореализоваться, воплотить то, что в нем заложено. Бытие человека – это волевой акт, необходимо различать существование и бытие. Высказывания о жизни человека: «Взгляд в лицо небытия» (Хайдеггер), «Танец на краю пропасти» (Ницше). Задача философии – найти путь человека к подлинному бытию. 2. Традиционное направление, которое сохраняет понятия материя и субстанция. Здесь разрабатываются две проблемы. 1.Классификация материальных объектов, исследование многообразия реальностей и форм существования. 2. Проблема пространства и времени. В классической картине мира и в традиционной онтологии пространство и время рассматривались как внешнее условие существования материи, не зависящие от объектов. В концепции, связанной с СТО, пространство и время рассматриваются, как формы связи материальных объектов и их движения. В онтологии в связи с этим рассматривается зависимость пространственно-временных отношений от природы связанных ими материальных объектов и вводится понятие биологического, психологического и социального пространства и времени. Главной характеристикой биологического времени является биоритм человека (25,5 часов). Психологическое пространство – существуют зоны пространства, у человека она равна 45 см., и вторжение в нее негативно. Психологическое время – это не час или год, а событие. Это время течет быстро или медленно. Следовательно, у каждого человека существует свой биологический возраст – важная характеристика личности. Социальное пространство измеряется доступностью для коммуникации. Поэтому в ходе истории социальное пространство расширялось, а сейчас оно очень быстро сужается. 3. Антионотологизм – направление, которое считает онтологию разделом, представляющим исторический интерес. Выдвигается не первый план другой раздел философского знания – гносеология. Раздел Гносеология. Гносеология в структуре философского знания. Гносеология – это раздел философии, в котором исследуются предпосылки, процесс и результаты познания, возможности и средства познавательной деятельности. Эпистемология – точное знание, теория, наука. Гносеология появилась в составе философии несколько позднее онтологии, зародилась в античности. Условием появления гносеологии был переход от взгляда на познание, как на естественный, заложенный в природе человека процесс, к идее контроля над познавательной деятельностью и ее совершенствования. У истоков гносеологии стоят: 1.софисты Протагор, Горгий, Гиппий – наемные учителя логики. Они показали возможность аргументировать разные мнения, а, следовательно, и необходимость различения правильного и неправильного путей познания. 2. Сократ создал майевтику – метод беседы, в котором люди освобождаются от заблуждений и стереотипов и совместно ищут истину. «В споре рождается истина». 3. Демокрит поставил проблему передачи механизмов информации и ее сохранения. 4. Платон показал роль общих понятий в познании и поставил вопрос об их происхождении. У этих философов гносеология пока оставалась пока приложением или следствием других разделов – онтологии, антропологии. Первая целиком гносеологическая концепция – это логика Аристотеля. Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления, и главной гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII века изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической дисциплиной становится методология. Третий этап: в ХХ веке учитывается многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания, семиотика, герменевтика. Основная проблема гносеологии – определение познания. Познание можно рассматривать как: 1. одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации). 2.одну из форм всеобщего свойства математических объектов – отражение. Отражение – это свойство математических объектов изменяться в соответствии с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное, осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика определяет знак вообще, как объект, представляющий и замещающий другой объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Выявляется три типа знаков: образ, индекс, символ. Индекс – условное обозначение, сохраняющее лишь образную структуру объекта, например, масштабный план. Символ – обозначение объекта принципиально иным по сравнению с его собственной природой способом. Лекция 12. Направления развития гносеологии. 1. Логика, как гносеологическая дисциплина. 2. Методология, как гносеологическая дисциплина. 3. Герменевтика, как гносеологическая дисциплина. Главная практическая задача гносеологии – совершенствование познания. Основные гносеологические дисциплины рассматривают различные составляющие познавательного процесса. Логика – самая первая из гносеологических дисциплин – наука о правилах мышления, возникла в античности. Аристотель разработал структуру научного текста. В нем должны быть: базовые определения, постановка проблемы, анализ исходных данных, гипотеза, аргументы, анализ возможных контраргументов. Аристотель сформулировал правила осуществления основных интеллектуальных операций. В его логике выделяются основные законы, наиболее важные требования к рассуждению. 1. Закон тождества – «невозможно ничего мыслить, если не мыслить всякий раз что-нибудь одно». Это требование постоянства оснований рассуждений, устойчивости значений используемых терминов. 2. Закон противоречия – «невозможно, чтобы противоречащие суждения вместе были истинными». Это требование согласованности. 3. Закон исключенного третьего – «не может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями, необходимо либо утверждать, либо отрицать». Человек должен выбрать и выработать для себя определенные мнения – это требование определенности. В XVII веке Лейбниц добавил к базовым законам логики еще один закон – закон достаточного основания: всякая мысль, чтобы быть признанной, должна быть подтверждена данными, истинность которых уже установлена, т.е. у человека должно быть рационально-критическое мнение. Это требование обоснованности. В XIX веке с критикой логики Аристотеля выступил Гегель. Он называл эту логику формальной, отвлеченной, упрощенной. Познанию реальных вещей она не помогает, а только мешает. Гегель о законах: 1. Тождество – абстрактное отношение, которого не существует в реальности. Двух одинаковых вещей в мире нет, и даже одна вещь сама себе не тождественна. 2. Вещам присущи противоречия – это способ их существования. Любая вещь существует, если между ее частями уравновешиваются силы притяжения и отталкивания. «Противоречие – есть критерий истинности, отсутствие противоречий – критерий заблуждения». 3. Истина не заключена ни в одном из противоположных высказываний об объекте, она в их синтезе, единстве. 4. В реальных отношениях явления причины и следствия всегда неоднозначны. Гегель предложил новую логику, диалектическую, в которой основными законами должны стать основные законы диалектики: 1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Характеризует механизм развития. Как идет развитие? 2. Закон единства и борьбы противоположностей. Почему идет развитие? 3. Закон отрицания отрицания. Куда идет развитие? В настоящее время признаются обе логические системы, но их функции разделены. При осуществлении базовых логических операций используют логику Аристотеля. При комплексном исследовании сложных развивающихся систем учитываются требования диалектической логики. Методология – учение о способах построения и развития систем знаний. Это конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурная основа возникновения методологии – это появление ориентации на полезную науку, на обеспечение устойчивого прироста знания. Декарт: «Под методом я разумею простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное, и без излишней траты умственных сил постепенно и непрерывно увеличивает знание». Общая идея методологии: весь познавательный процесс надо разложить на элементарные шаги и обосновать условия и способы перехода от одного этапа к другому. К основным вариантам ранней методологии относятся индуктивный метод Бэкона, аналитический метод Декарта. Ранняя методология включала также аналитический аспект, т.е. анализ помех познанию, источников ошибок и заблуждений. У Бэкона выделяется четыре класса «идолов» – источников заблуждений - «идолы» рода, пещеры, площади, театра. Основное различие классической и современной методологии. Ранняя методология считала, что можно найти универсальный, единый для всех наук метод. Современная методология считает, что способ изучения очень сильно зависит от объекта и цели познания. Поэтому надо разрабатывать разные методы и обосновывать границы применимости каждого. Уровни методологии: 1. всеобщие методы, как абстрактные принципы мышления. 2. Общелогические методы – абстрагирование, индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия. 3. Общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, математическое моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы. 4. Конкретно-научные методы – приемы и процедуры исследования, используемые в отдельных науках. 5. Методики – способы реализации методов. Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика сложилась в ХХ веке, ее основатель Ганс Гадамер. Его предшественники Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает одновременно как основа и результат познания. Следовательно, освоение новой области знания – это не результат последовательного освоения одного за другим, а вхождение в герменевтический круг. Лекция 13. Познание как деятельность. 1. Активность субъекта в познании. 2. Познавательная деятельность и ее предпосылки. Гносеология Канта. Традиционная гносеология рассматривает познание, как созерцание, восприятие человеком воздействия внешнего мира. Символом такого представления является метафора Дидро: «Человека в познании можно сравнить с музыкальным инструментом. Его органы чувств – это клавиши, по которым ударяет мир». Дополняет эту метафору определение познающего человека как гносеологического Робинзона. Но существует достаточно много данных, характеризующих познание не как пассивное восприятие, а как активный процесс. 1. Целенаправленность – познание всегда является сосредоточением внимания на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг сформулировал так: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит от вопроса, который мы задали». 2. Оперативность – любой познавательный акт состоит из ряда действий, операций. 3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности, б) предвидение и прогнозирование. Вследствие этого результат познания – гносеологический образ объекта – имеет три составляющих: 1. Предметный аспект – собственно отражение объекта, знание о нем самом. 2. Операциональный аспект – знание о тех процедурах, посредством которых объект изучался. 3. Оценочный аспект – знание о возможном использовании объекта, отношение человека к данному объекту. Представление об объекте всегда состоит из этих трех аспектов. От воздействия окружающего мира зависит лишь первый аспект. Второй и третий аспекты определяются познающей стороной. Современный взгляд на познание – это рассмотрение его как деятельности. Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе трех основополагающих компонентов: объект, предмет, субъект. Объект – это то, на что направлена деятельность. Предмет – часть объекта, непосредственно вступающая во взаимодействие. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, ее носитель. Субъектом может быть человек или социальная группа. Современная гносеология считает одним из главных направлений исследование субъекта познания. Субъект познания характеризуют: 1. Уровень исходных знаний. 2. Навыки и приемы познания. 3. Представление о возможных результатах познавательного акта и способах их оценки. 4. Цели познания и представления о назначении знания. Две последние характеристики являются когнитивными ориентациями. Поскольку когнитивные ориентации формируются в обществе, в культуре определенного тира и изменяются исторически, существует культурно- историческая нагруженность субъекта познания. Постановка проблемы культурно-исторических оснований процессов познания в философской традиции первоначально была осуществлена в гипотезе о существовании предпосылочного знания индивида, которое первоначально рассматривалось как врожденное. В гносеологии Платона предположение о природном знании базируется на онтологии. Главная идея онтологии: кроме мира вещей существует мир чистых идей – эйдосов – и душа человека до рождения странствует в этом мире. Познание это припоминание эйдосов под воздействием вещей. Различные познавательные способности людей объясняются различным опытом их душ в мире эйдосов. Декарт высказал предположение, что наши идеи делятся на три класса: 1.полученные из опыта, 2. полученные из идей первого типа в процессе интеллектуальной обработки, 3. Не полученные из опыта ни в какой мере, а наоборот являющиеся основаниями всякого опыта, врожденные идеи. И. Кант. (1724-1804 гг.) «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» Кант исследует три основные познавательные способности человека: 1. Чувственный опыт. 2. Рассудок – способность составлять суждение, житейское мышление, здравый смысл. 3. Разум – логически организованное сложное мышление. Основное противоречие познания: в познании существует всеобщность и необходимость, т.е. основу наших зрений составляют законы науки, которые выполняются всегда, когда имеют место соответствующие взаимодействия. Но всеобщность и необходимость не могут происходить из опыта, т.к. в опыте мы всегда имеем дело с единичными и конкретными вещами. Следовательно, существуют доопытные или априорные основания познания, от которых происходит всеобщность и необходимость. Познание является синтезом этих априорных оснований и чувственного опыта. На уровне чувственного понимания априорными основаниями являются представления о пространстве и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |