реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы по философии

общественного мнения.

Изучение социальной мобильности имеет важное значение для полного

представления о происхождении социальных перемещений, надо знать их причины

и последствия, чтобы контролировать процесс в интересах сохранения

целесообразной социальной динамики и стабильности общества.

42. Средства массовой коммуникации в современном обществе.

Отношения не могут складываться при отсутствии общения и средств общения.

Это есть не просто обмен информацией, но и включает всю сознаваемую и не

сознаваемую глубину сопричастности людей, взаимообогащение своей жизнью

жизни других. Все общественные отношения есть воплощение общения, это их

сущность.

При этом вооруженность средствами массовой коммуникации отнюдь не

гарантирует качество общения. Средства общения все время развиваются, в

последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным

средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше.

Темп коммуникаций определяет темп жизни общества. Кроме того, темп обмена

информацией определяет величину возможного единства. Если раньше окраины

империи были фактически неуправляемыми, новости были из соседнего села, а

отъезд короля длился годы, то теперь все иначе.

Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с

технологией хранения и передачи информации. Хранение информации в форме

устного творчества, передача древнеиндийских гимнов от браминов к ученикам.

Большая нагрузка на тех, кто отвечает за информацию. Потеря информации.

Замедленная, искаженная передача. Письменность - роскошь немногих, редкие

книги пишутся от руки специальными писцами.

Следующий этап - книгопечатание. Но и книги не долговечны, но постепенно

букварь стал символом преодоления неграмотности, появилась возможность

обучения без учителя. Характер психики человека становится, зависим от

средств передачи и хранения информации. Средства быстрой связи - телеграф,

телефон, радио, телевизор.

Происходит процесс информатизации общества. Его сущность состоит в

нарастании объема информации, причем различного характера, необходимой для

решения различных задач производственного плана и др. Отсюда нарастание

темпа жизни. При этом нарастание средств обработки информации отстает от

роста объема в несколько раз. Средства массовой информации - процесс

распространения информации на численно большие аудитории. Это является

средством идеологического. политического. экономического и другого влияния

на психику и сознание человека.

Пропаганда, феномен массовой культуры, создание психотропного оружия есть

новые проблемы, вызванные средствами коммуникаций. С развитием телевизоров

возникло новое телевизионное поколение детей. Средства коммуникации

позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного

окружения, служат интеграционным средством. Могут служить как развитию

личности, так и ее разрушению.

Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети и связанным

с ней проблемам. При этом каждому доступна практически любая необходимая

ему информация. Рабочее место дома, нет необходимости строить здания для

управления процессом, транспортные средства. Уход в виртуальный мир.

Возможность хранения досье на членов общества, их контроль.

43. Понятия присвоения и отчуждения.

См. вопрос №16.

Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах.

5. Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает, в итоге

нужные, для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни

продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий

работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа

делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые

создаются в производстве - средством жизни, физического существования.

Рабочий полностью от них зависит.

6. Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд - это не

удовлетворяет потребности в труде, а только средство для

удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий

распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом он свободен только

осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд -

форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего

представляется унижением в себе человека.

7. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Род

человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с

природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное

- труд, производство: «...производственная жизнь и есть родовая

жизнь». Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания

собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и

производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно.

Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая

сущность.

8. Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Рабочие чужды

друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между

людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения

Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения.

Почему же человек становится отчужденным?

Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная

собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической

экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к

пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство,

право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и

подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях отчуждения

калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми,

недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас настолько

глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь,

когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем

- употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало

простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания».

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный

отчуждению - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс

связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе

имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет

производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет

средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших

сторон.

Характеристика присвоения человеком собственной сущности, или превращения

труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же

параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметов труда и

его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присвоению

человеком труда общей родовой сущности 4. гармонизации отношений между

людьми.

Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества,

живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее

законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в

которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по

законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо

отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть

гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут

реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное

ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и

внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся

Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной

собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми

человеческой сущности.

44. Представление об "осевом времени" (по К. Ясперу).

Своеобразную концепцию исторического развития и существования общества

предложил немецкий экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969). Он делает

акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый

исторический путь. Допущение этого единства он называет постулатом веры,

т.е. объясняет историю с точки зрения религии.

История имеет свое начало и конец. Ее движение определяется силой

Провидения. Линейная схема истории. Вера - основа и смысл истории. Возможна

ли общая для человечества вера, которая бы объединила народы и цивилизации?

Такую веру не может предоставить ни одна религия, следовательно, это просто

философская вера. Она всегда существует в союзе со знанием. Безграничное

познание и наука - основной элемент философствования.

У Ясперса единая мировая история, но ее величина крайне мала на фоне

доистории. 6-7 тысяч лет - история. Человек как вид существует два миллиона

лет. Что было - нам неизвестно. 8-2 вв. до н. эры - начало нашей истории. В

это время появляются философы и великие религии. Остальное было культурной

пустыней. Ясперс: «Смысл и назначение истории», «Духовная ситуация времен».

45. Социальный институт, его структура и функции.

Социальное - это то, что характеризуется совместным сосуществованием

людей и отличается от их природной физико-биологической основы. Социальное

возникает как системная характеристика, как интегральный эффект

непосредственного или опосредованного взаимодействия людей.

Важнейшим элементами социальной структуры общества являются социальнык

группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального

взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены

на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных,

скоординированных действий. В каждом обществе таких объединений множество.

Необходимо разграничивать понятия социальная группа и социальная общность.

Социальная группа отличается большей устойчивостью и стабильностью,

сравнительно высокой степенью однородности, сплоченности. Что касается

массовых социальных общностей, то для них характерна бесструктурность,

организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность

границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве

структурных единиц. Таковы широкие политические и экологические движения,

массовые спортивные или иные объединения по увлечениям и т.д.

Другой важно формой взаимодействия и одним из основных элементов

социальной структуры общества выступают социальные институты. Если в

социальных общностях содержанием социального взаимодействия выступает само

коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения потребностей, то

здесь объединения для удовлетворения конкретной и особенно важной

потребности, как личностного, так и общественного характера.

Создавая спец институты и организации, общество закрепляет определенные

виды социального взаимодействия, делает их постоянными и обязательными для

членов данного общества, социальной группы или общности как целостности.

Социальными институтами являются: семья, в рамках которой воспроизводятся

новые члены общества, система образования, с помощью которой они усваивают

накопленные знания и культурные ценности, заводы, банки, рынки как

экономические институты, осуществляющие производство и распределение

товаров и услуг, государство и его органы, суд, прокуратура, полиция,

тюрьма, как политико-правовые институты, осуществляющие контроль за

поведением членов общества ради сохранения общественного порядка,

предотвращения и разрешения конфликтов.

Социальные институты есть сравнительно высокоорганизованные системы,

отличающиеся устойчивостью, структурой, глубинной интегрированностью своих

элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью своих функций. Для

социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий

каждого из субъектов взаимодействия, согласованность и слаженность их

действий, высокий и жесткий уровень регуляции и контроля над

взаимодействием.

Существует пять групп общих признаков социальных институтов:

1. Установка и образцы поведения. Для семьи - уважение, привязанность,

ответственность.

2. Культурные символы. Для государства - герб, флаг, гимн.

3. Утилитарные культурные черты. Для семьи квартира, мебель, для бизнеса

- магазин, фабрика, оборудование.

4. Устные и письменные кодексы поведения. Для государства - конституция,

законы, для бизнеса - договоры, лицензии.

5. Идеология. Для бизнеса - монополии, право на труд, свобода торговли,

для религии - православие, баптизм и др.

Социальные институты могут быть формальными и неформальными (формальное

взаимодействие происходит на основе законов или иных правовых актов). С

точки зрения содержания целей и задач подразделяются на политические

(организация и осуществление власти), экономические (организация и

управление хозяйственной деятельностью, завод, торговля), культуры и

воспитания (создание, укрепление, развитие и распространение культурных

ценностей).

46. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого

диапазона параметров физической среды, био- и социосферы. Человечество

держится на острие. Ускорение процессов развития общества сопровождается

понижением уровня его стабильности, сопровождается состояниями

неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Так как

человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали

носить глобальный характер.

Неустойчивость внушает надежду, что малые изменения могут привести к

изменению всей структуры, что означает, что индивидуальная деятельность

совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо, навсегда лишился стабильности

и гарантий непреходящих законов. Особенно стали важны нелинейные системы и

отношения, когда малый сигнал на входе дает большой на выходе, и повышение

темпоральности - чувствительности к ходу времени.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия

системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производственных сил столкнули человечество с

проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения

динамического равновесия системы общество-природа. Человечество, превращая

все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей

свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство

ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит

отражение общефилософский принцип: "чем полнее свобода, тем выше

ответственность".

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от

человечества иного способа мышления, новой формы самосознания -

экологического сознания. Это означает, что человечество должно осознать

себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное

условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное

сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех

людей, всего человечества в решениях этих проблем.

Другие проблемы: невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение.

Нарушено ли хрупкое равновесие между природой и человеком. Уничтожение

природных ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Вправе ли

человечество, осознавая ответственность перед лицом Вселенной, изменять

Землю? Озоновый слой, парниковый эффект, проблема шума. Сам человек

начинает эволюционировать в техногенной среде - мутации к негативному или к

полезному?

Демографические проблемы. Население растет в геометрической прогрессии, а

еда - в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых

странах и переизбытка рождаемости в Африке и Латинской Америке.

Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в

космос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема

искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии

сейчас вышли на первый план.

Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти,

ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть

человека к жизни? При анализе глобальных проблем важно помнить, что их

решение не есть дело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху

необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как

элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации. Становится

вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы.

47. Россия, Восток, Запад: диалог культуры в современном мире.

Философско-исторические исследования всегда имеют определенную

практическую ориентацию. Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в

настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом

смысле особо важное значение для нас приобретает решение вопроса о

соотношении Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также месте Росси

в диалоге этих культур.

Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад –

особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в

Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее

характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря

применению науки. Предпосылки западной культуры закладывались еще в

античности и средневековье. В эпоху Просвещения завершилось формирование

мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной

цивилизации. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с

эпохой становления капиталистических производственных отношений, буржуазно

демократических форм правления, становления гражданского общества и

правового государства. В технологическом плане – с индустриальным и

постиндустриальным обществом.

Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и

технологический аспекты культуры как единое целое. Ценности западной

культуры: 1) динамизм, ориентация на новизну, 2) утверждения достоинства и

уважения к человеческой личности, 3) индивидуализм, установка на

автономность личности, 4) рациональность, 5) идеалы свободы, равенства и

терпимости, 6) уважения к частной собственности.

Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип,

получивший название «традиционного общества». Геополитически Восток

связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта,

национально-государственными образованьями мусульманского мира. Эти

культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на

воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося

образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков – высшая

ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические

представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-

волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-

мистическое слияние с бытием. Автономия, свобода и достоинство человеческой

личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена.

Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни

восточного человека. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского

общества.

Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как

соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли, и

необходим ли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19

в. сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский,

Герцен) и славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин). Западники считали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.