реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы по философии

мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством.

Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между

божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому

человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность,

единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою

волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи

провиденционализма.

В обществе идея «всеединства» раскрывается как богочеловеческий союз

людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая

установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является

объединение католической и православной церквей. Русская идея -

исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной)

- единение церкви, государства и общества.

27. Русская философия "всеединства" начала ХХ века. Знание и вера.

В истории русской философии идеализма Соловьев, основоположник русской

идеи «всеединства» (см. выше), оказал большое влияние на целую плеяду

религиозно-философских мыслителей: Николай Александрович Бердяев (1874-

1948), Евгений Николаевич (1863-1920) и Сергей Николаевич (1862-1905)

Трубецкие, Павел Александрович Флоренский (1882-1937, расстрелян), Семен

Людвигович Франк (1877-1950), Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944).

Евгений Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, друг В.С. Соловьева.

Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал, через введение понятия

«абсолютное знание». Если по Соловьеву абсолют – сущность всего в мире, то,

по Трубецкому, он объект мир как всеведение, как действительное и

возможное. В отличие от Соловьева олицетворяет Софию с идеальным замыслом о

мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять.

Сергей Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, брат Е.Н. Трубецкого. В

центр философии ставил отношение познающего разума к сущему,

отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью.

Пространство и время – формы чувственности некой мировой души, коренящейся

в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт,

разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности –

объединения людей в «церковном богочеловеческом организме».

Флоренский Павел Александрович – продолжатель идей Соловьева, стремился

создать интегральную систему взглядов сочетанием религии и науки, техники и

искусства. Центральные идеи всеединства и учение о Софии. Обоснование

православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон.

Религиозно-философская проблематика широко сочеталась у Флоренского с

исследованиями в лингвистике, теории пространственных искусств, математике,

физике. Он пытался совместить истины нуки с религиозной верой. Откровение

как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера

определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.

Франк Семен Людвигович. Религиозный философ, психолог. Вместе с Бердяевым

в 1922 году был выслан из СССР. В своих философских взглядах поддерживал и

развивал идею всеединства в духе Соловьева, пытался примирить рациональное

мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречивости

божественной ценности всего сущего, несовершенства мира и построения

христианской теодицеи и этики. Видел выход России из перманентного кризиса

в осуществлении «идеала духовного единства и органического духовного

творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-

исторической обоснованности общественной и политической культуры». Всю

жизнь Франк утверждал как высшую ценность «всеобъемлющую любовь в качестве

восприятия и признания ценности всего конкретно-живого».

28. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и

творчество.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Русский религиозный философ. С

1922 года жил за границей.

Цель общественного развития в осуществлении правильно понимаемого нового

христианства. Религиозная реформация, создание богочеловечества, причем

религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на земле.

Бердяев пришел к религиозному экзистенциализму. В центре - проблема

человека. Исходный пункт - примат свободы над бытием, свободу не определяет

даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом,

творчеством, духом, корнями уходит в небытие. Онтология строится на

противопоставлении духа и природы. Дух - субъект, воплощающий в себе

свободу, творчество начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не

находится в духе, что объективно, множественно и делимо в пространстве. Это

объекты, вещи.

Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек

есть микрокосмос и микротеос, по подобию Бога, потому он существо

беспредельное, свободное и творческое. В то же время он существо природное

и ограниченное. Человек - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда

отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид -

натуралистически-биологическая, часть природы и общества. Становление

человека Бердяев понимает как приближение к богочеловеку, единение с Богом.

Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому человек сам по себе, без бога

не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма,

как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде

идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы

дуализма человека возможно лишь в царстве Божьем.

В гносеологии Бердяев отвергает западноевропейское понимание познания.

Объект философского познания - мировые тайны, например, тайна свободы

творчества. Основные формы познания - мистический опыт, религиозное

откровение.

Социальная философия. Общество есть объективация человеческих отношений,

чуждая человеческому духу. Не личность есть часть общества, а общество -

часть личности. В объективном обществе царит разобщение, при наличии

коммуникаций господствует всеобщее отчуждение, власть техники.

Особая роль России - связь Запала и Востока.

29. Проблема бытия в истории культуры. Бытие и сущее.

В античной древности первое осознание, как единодушно полагают

специалисты, принадлежит Пармениду. Среди мыслей, которые сами по себе

субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую

за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не

существование чего-то, а просто существование.

Воодушевленные этой идеей философы - элеаты приняли абстракцию чистого

бытия за действительность более действительную, нежели бытие определенное,

за верховное единство, царящее над многоразличием. Для них, а затем для

Платона, характерно различение «бытия по мнению» - видимой, внешней

реальности - и «истинности бытия», доступного лишь философскому разуму.

Платон, например, под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и

красоты» как нечто умопостигаемое в отличие от мира чувственных вещей как

чего-то близкого к иллюзорности, с его точки зрения.

По Аристотелю, бытие - это живая субстанция, характеризующаяся следующими

принципами: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы

обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности

вещи); во- вторых, каждый объект обладает структурой, части которой

соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной

формы); в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение

(принцип причинности); в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное

назначение (принцип цели).

Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой,

если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного

бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется

как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение

бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и

этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в

последующие века человечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы

через понятие бытия, творческая активность бытия и диалектика бытия и Ничто

и т.д.).

Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным

богопознанием. По существу, мыслительная деятельность первых веков

христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла

в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии.

В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство

бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а

именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в

уме. Иначе о нем можно помыслить и существование вне ума, что противоречит

исходной посылке. Это доказательство многократно утверждалось и вновь

оспаривалось (вплоть до наших дней).

В эпоху Возрождения и, особенно, в Новое время происходит секуляризация

(обмирщение) философии, а впоследствии и все более явное, разделение

философии и естественной науки. В связи с этим характерна «объективизация»

понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.

Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная

реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне

отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по

себе, а Вселенная - как машина.

Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход:

субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное

основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции,

преходящие и изменяющиеся.

Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания,

человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, существую». Это

означает: бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Г. Лейбниц

выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение

эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и

утверждавшего: «быть - значит быть в восприятии».

По И. Канту, «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть

прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в

суждении». Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем

ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинное бытие - деятельность

Я, а материальное бытие - ее продукт.

Г. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и

абстрактнейшего понятия - с чистого бытия. Почему именно с него? Разве

бытие лишено всякой определенности? Разве это самое «тощее» понятие? А быть

может, оно самое емкое? Ведь оно объемлет все сущее в бесконечном богатстве

его конкретных проявлений. Не оно ли вмещает в себя все - материальный и

духовный мир в их свойствах, отношениях и взаимодействиях? И да, и нет.

«Если, рассматривая весь мир, мы говорим: все есть и не говорим ничего

больше, то мы опускаем все определенное, и мы имеем, следовательно, вместо

абсолютной полноты абсолютную пустоту». Чистое бытие настолько бедно и

пусто, что оно неотличимо от Ничто. Разумеется, Гегель понимал всю

парадоксальность ситуации и отмечал, что здравый смысл тут может вдоволь

посмеяться. Как? Бытие тождественно с Ничто?! Неужели человеку безразлично,

есть у него деньги в кармане или нет? Такова ирония здравого смысла. Она же

- плод недомыслия: чистое бытие связано с началом. Начало же связано с

наличием возможности. Сама же возможность уже есть нечто, пусть еще не

ставшее, но нечто как потенция. В зародыше, в потенции объединены и бытие,

и небытие. Это двуликое тождество ничто и нечто - единство

противоположностей, испытывающее «беспокойство», напряженность. Внутри него

совершается скрытая «работа», ведущая к становлению, переходу ничто в

нечто. Эта концепция подвергалась критике. Так А.И. Герцен писал: «Чистое

бытие - пропасть, в которой потонули все определения действительного бытия

(а между тем они-то одни и существуют), не что иное, как логическая

абстракция, так, как точка, линия - математические абстракции; в начале

логического процесса оно столько же бытие, сколько небытие. Но не надобно

думать, что бытие определенное возникает в самом деле из чистого бытия;

разве из понятия рода возникает существующий индивид?» Имеется в виду, что

иерархия «чистого» и «определенного» бытия должна быть обратна гегелевской.

В гегелевской диалектике тождество бытия и мышления (идею о котором он

разделял) проходит все стадии триады. В начале неопределенное и абстрактное

бытие, лишенное определений, неразличимо с мышлением (как всеобщность).

Проходя шаги конкретизации, бытие и мышление могут различаться, совпадая не

полностью, чтобы слиться при завершении системы. Гегель здесь обращается к

«онтологическому аргументу» (т.е. упоминавшемуся выше доказательству бытия

Бога). Он утверждает, что «конкретная всеобщность» - Бог - не может не

содержать столь скудное определение, как бытие, парадоксально замечая: «Для

мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем

бытие».

Современная трактовка бытия, как философской категории: прежде всего

существование, бытие в мире, данное бытие. Реальное бытие часто называют

существованием, идеальное - сущностью. Сущее - многообразие, в котором

бытие является идентичным. "Сущее и бытие различаются так же, как

различаются истинное и истина, действительное и действительность, реальное

и реальность. Того, что истинно, очень много, но само истинное бытие в этом

многом одно и то же… Действительное многообразно, но в нем одна

действительность, идентичный модус бытия" (Николай Гартман 1882-1950, нем.

философ). Сущее есть то, что есть; оно не идентично данному, т.к.

охватывает также не данное.

30. Категории как высшие роды бытия и ступени познания.

Категория (от греч. высказывать) - в разговорном языке то же самое, что

вид, сорт, класс, ранг («определенная категория служащих»).

В философии категории, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем

простейшие формы действительности, высказываний и понятий, «родовые

понятия» (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории

познания, сознания), а с другой - первоначальные и основные формы бытия

объектов познания (категории бытия, категории реального).

Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется

теорией познания.

Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что

имеется всего 10 категорий (единичного и общего); сущность, количество,

качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание,

самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает 4 категории:

идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. Схоластика, знала только

6 категорий: бытие (сущность), качество, количество, движение (изменение),

отношение, обладание (Habitus). Декарт и Локк различают 3 категории:

субстанция, состояние (модус), отношение. Кант понимал под категориями

формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому

восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т.е. без

использования ощущений, не имеют познавательной ценности.

Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы

суждений (схемы), систематизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в

каждой; первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних -

динамическими; категории количества: единство (мера), множество (величина),

цельность (все); категории качества: реальность, отрицание, ограничение;

категории отношения: принадлежность, причинность, общение; категории

модальности: возможность, существование, необходимость.

В 19 в. Гегель разработал систему категорий, более обширную и сложную,

чем все прежние. Э. Гартман также дал свое последовательно проведенное и

доныне сохранившее значение учение о категориях. Шопенгауэр выбросил из 12

кантовских категорий все, кроме причинности: тем самым о себе заявила

философия, в принципе скептически относящаяся ко всем категориям, особенно

в том виде, как она встречается у Ницше.

Кроме западной философии, сложная система категорий была построена прежде

всего индийской философией, а именно философскими учениями санкхья,

вайшешика и ньяя.

В настоящее время проблема категорий разрабатывается в рамках онтологии.

Категориальный анализ - учение о категориях, исследующее природу и

область применения категорий. Различает категории науки и познающего

мышления (например, пространство и время), с одной стороны, и категории

созерцания и переживающего сознания (например, субстанция, закономерность)

- с другой.

Констатирует, что каждой области науки присущи свои категории

(категориальный анализ считает число категорий очень большим, еще не

выясненным) и что лишь немногие из них выполняют всюду одинаковые функции.

Иногда одна категория становится на место другой (например, в физике -

причинность на место телеологии), иногда меняется содержание самой

категории. Так, в отношени субстанции (как чего-то неизменного) процесс

познания шел от материи к энергии, в отношении действительно всеобщего - от

субстанциональных форм к закономерности, в отношении времени - от наивного

взгляда на время к реальному времени» (Н. Гартман).

Часто понятие категория распространяется на все непосредственно данные

элементы мышления, т.е. на элементарные понятия, которые характеризуются

тем, что они не могут быть определены, а лишь объяснены. Эти элементарные

понятия образуют вместе с категориями (категориями в узком смысле)

категориальные понятия.

31. Проблема единства мира и основные пути ее решения.

В науке долгое время широкое распространение имело дуалистическое

представление о сознании и мозге. Сознание рассматривалось как нечто

надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах», подобно туману над

поверхностью земли или меду в сотах.

Мысль неотделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Если это так,

то не есть ли она разновидность материи? Именно так полагали вульгарные

материалисты (Л. Бюхнер, О. Фогт, М. Молешотт). Они считали, будто мысль

находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени.

Ни одному нейрохирургу еще не удалось с помощью скальпеля извлечь из

вещества мозга ни одной самой захудалой мыслишки. Физиологическими

исследованиями, а тем более техническими средствами можно лишь фиксировать

распределение нервных процессов, а не содержание, которое в них

зашифровано. В коре мозга мы находим не мысли, а лишь серое вещество.

Сознание - субъективный образ объективного мира. Субъективность образа -

не произвольное привнесение чего-то от субъекта. Будучи отражением

действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-

исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями.

Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным

отражением, то никакое познание не было бы возможным. Образы вещей могут

быть чувственными, наглядными (например, визуально сходными со своими

оригиналами), но могут быть и понятийными, так что сходство носит уже не

внешний, а внутренний характер (сходство по содержанию, по типу связи

компонентов). Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к

определенным внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам

в мозгу.

Если в голове возникла мысль, то она обязательно есть мысль о чем-то.

Мысли ни о чем в принципе быть не может. То, что в нашем сознании имеется

содержание, не соответствующее оригиналу или даже вообще не имеющее

никакого оригинала, совсем не означает, что может вдруг всплыть

беспредметная мысль. Грезы и даже бред больного заимствуют свое призрачное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.