реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы по философии

раскрыть шифр. Учение о пограничных состояниях - в них человек избавляется

от господствующих норм, ценностей, и очищенное Я дает возможность осознать

себя как экзистенцию.

Камю - нобелевский лауреат, писатель. Стоит ли жизнь того, чтобы жить?

Существование человека абсурдно. Вводит категорию абсурда в свою философию.

Образ Сизифа - сделал бессмысленное осмысленным. Не выдерживая, человек

бунтует, отсюда революции. Но это не выход. Умонастроение Камю - выражение

безысходного одиночества человека. Выход их ситуации - непокорство (Сизиф)

и самоубийство.

Сартр - дополнение к марксизму. Два вида бытия - бытие-в-себе, заменяющее

объективную действительность, и бытие-для-себя, тождественной человеческой

реальности, т.е. сознанию. Являясь причиной особого рода бытия, сознание

есть небытие бытия, но лишь оно является источником активности, движения,

многообразия жизни, вносит смысл в инертный и мир. В морали основная

категория - свобода. Человек или целиком свободен, или его нет вовсе. Это

сущность человеческого поведения. Каждый вынужден изобретать для себя свой

закон, выбирать свою мораль.

21. Современная философская герменевтика. Г. Гадамер.

Наука о понимании, истолковании текстов. Герменевтика являлась особым

классической методом науки о языке, позволяющим осмысленно толковать

памятники древней литературы.

В идущих от Вильгельма Дильтея (1833-1911, Германия) философских течениях

кон. 19-20 вв. учение о «понимании» (целостном душевно-духовном

переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от

«объяснения» в естественных науках).

Ганс Георг Гадамер (р. 1900), немецкий философ, один из главных

представителей философии герменевтики середины 20 в. («Истина и метод»,

1960). Труды по истории философии, эстетике и философии истории.

Гадамер создал теорию понимания.

Искусство и теория истолкования, имеющее целью выявить смысл текста,

исходя из его объективных (грамматического значения слов и их исторически

обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.

Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и

издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования

“Священного писания”.

В 19 в. начинается развитие так называемой свободной герменевтики, не

ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтея герменевтика

превращается в специфический метод общих наук, призванный обеспечить

понимание общих событий, исходя из субъективных намерений исторических

деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в

естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего,

закона.

В 20 в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных

методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма,

затем собственно в философии герменевтики. Так у Гадамера герменевтика

приобретает функции онтологии, поскольку «бытие, которое может быть понято,

есть язык», социальной философии, поскольку понимание есть форма

существования общественной жизни и «критики идеологии». Проблема понимания

по Гадамеру и есть философия. Результатом оказывается замыкание философии в

кругу языка, что роднит гермевтику с неопозитивистским анализом языка.

В рамках Франкфуртской школы (Ю. Хабермас) герменевтика как критика

идеологии должна раскрыть на анализе языка «средство господства и

социальной власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия.

Процедуры герменевтик могут быть использованы в истории, юриспруденции и

других науках, имеющих дело с анализом объективированных результатов

сознательной человеческой деятельности.

Дильтей: герменевтика - связующее звено между философскими и

историческими науками.

22. Аналитическая философия в ХХ веке, ее эволюция и кризис. Современная

"философия науки".

Бэкон, Декаpт, Галилей. Основали рационалистический стиль мышления.

Конкретно философия науки появляется в 30-х гг. 19 века.

Философия науки - реакция на немецкую классическую философию. Царица наук

не обязана быть наукой. Наука сама себе философия. Первый этап -

становление позитивизма: Огюст Конт, Джон Стюаpт Милль, Геpбеpт Спенсеp,

Лавpов, Михайловский.

Огюст Конт (1798-1858, Франция). Написал закон о трех стадиях:

теологическая стадия (любой народ начинает со сверхъестественного

объяснения жизни), метафизическая стадия (философская, использование

отвлеченных абстрактных сущностей). На первых двух стадиях реального

объяснения нет. Третья стадия - позитивная, стадия естественных наук.

«Любовь как принцип освоения мира, порядок как условие прогресса, прогресс

как цель», - его утверждение. Создал классификацию наук, в фундаменте

которой физика. Социология для него физика общества. Он отец социологии. В

обществе есть структура, есть динамика развития у этих структур, но это же

физика.

Герберт Спенсер (1820-1903, Англия). Усиливает Конта. Идея глобального

эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм - физико-механический

закон: перемещения в пространстве и во времени идут в определенном

направлении от гомогенного (однородного) состояния к разнородному, к

большей степени сложности, четкости и выделенности. Задача позитивных наук

- ответить, как устроен этот мир. На вопрос, почему так? наука не должна

отвечать. Философия становится сводом установленных, опробованных научных

истин. Философия сводит знания воедино и знакомит с ними общественность.

Стандартная концепция науки (коммулятивная). Наука - постоянное приращение

научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую как некое

предельное место в новой теории. Но это первый этап. На рубеже 19-20 вв.

произошла научная революция. Поколеблены абсолютное пространство,

абсолютное время и т.д. Раньше была механистическая картина мира, появилась

электромагнитная. Что же остается от старой науки? Второй этап развития

позитивизма - эмпириокритицизм.

Эрнст Мах (1838-1916, Германия), Рихард Авенариус (1843-1896, Швейцария,

родоначальник эмпириокритицизма). Критикуют эмпирический подход. Надо

очистить научный опыт от метафизических сущностей, абстракций. Накопилось

слишком много метафизических сущностей. Надо отбросить понятие материи (так

сказал Мах - на науку замах), понятие атома, понятие причинности. Раньше

думали, что исследуют причинно-следственную связь, а на самом деле

исследовали последовательность событий, их функциональные связи. Говорить,

что одно - причина другого это перебор. Принцип принципиальной координации

(пошло от Дихте): субъект не разделим с объектом, объект дан с его

восприятием. Где есть объект, есть и субъект. «Я вижу дерево» не имеет

смысла, когда мы выделяем дерево в отдельный предмет. Есть такая ситуация,

в которой Я и дерево скоординированы между собой. Нейтральный элемент опыта

- одновременное включение духовного и материального начала. Принцип

экономии мышления: не надо пользоваться метафизическими сущностями, надо

описывать (дескрипция). Это экономное освоение окружающего мира. С точки

зрения биоэволюции когнитивный аппарат нужен для комфорта. Каждый новый

закон помогает человеку освоится в мире. Далее эффективным становится

поведение. (Этот этап не удержался. Был жестоко раскритикован. Критика

исходила от самих ученых.) Чистый опыт опровергает все законы физики. Ничто

в физике не может устоять. Без общих понятий физика развиваться не может.

Вместо экономии мышления - роскошь мышления. Нужно изобилие мнений, чтобы

потом истина выжила.

Новый этап: «аналитическая философия». Неопозитивизм. Бертран Рассел

(1872-1970, Англия, математик, логик, социолог, философ), Людвиг

Витгенштейн (1889-1951, Австрия, ученик и друг Рассела). Проблемы логики

научного знания, логики формирования, формулирования, дедуцирования.

Сохранена установка, что философия себя изжила. Сейчас философия находится

между наукой и религией. Полоска эта все время уменьшается. Задача

философии: не очищение науки от сущностей, а прояснение формулировок науки.

Ненаучные, антинаучные суждения. Философское утверждение должно быть

сведено логикой либо к позитивистским, либо к религиозным утверждениям.

Логика двинулась вперед - появилась кванторная логика. Всю математику можно

свести к этой логике. В этом состоит логицизм. Язык - просвечивание ничто

(страх, тоска) у экзистенциалистов. Наши границы бытия определяются языком.

Всю реальность можно свести к логическим актам. Логическая структура языка

взаимосвязана с логической структурой мира. Рассел: «Что есть означает

есть, но совсем не значит, что есть, потому что есть – бессмысленно».

Аналитическая философия сводит философию к анализу употребления языковых

средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки

философской проблем. Этот анализ рассматривается, как правомерный

единственный метод философского исследования и направлен на то, чтобы

выявить действительность ситуации употребления языковых средствв,

порождающих философские проблемы. Его цель - показать, что не существует

реальных философских проблем, а проблема является либо псевдопроблемой,

либо носит логинолингвистический характер, либо предполагает конкретное

исследование. В аналитической философии два направления: логический анализ

философии, лингвистическая философия.

Витгенштейн. «Логикофилософский трактат». Все о чем можно сказать должно

быть сказано ясно. О чем нельзя сказать следует молчать. Весь мир можно

упорядочить, где каждому слову соответствует некое событие. Наука -

деятельность по прояснению человеческой мысли. Логический анализ меняет

смысл утверждения. Исследовал языковые контексты. Лингвистическая

философия. Языковая игра. Надо играть словами и тогда придет понимание

слова.

23. П.Я. Чаадаев о российской истории и историософии.

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич

Чаадаев (1794-1856).

Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая расхожее воззрение

на характер всемирно-исторического прогресса утверждал, что ни воображаемым

сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности не объясняется

смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим принципом

человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум,

управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека,

который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.

Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную

философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному

и тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает

нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно

разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью.

Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской

истории, а истины давно известные в других странах, в России только

открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти

сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками,

народов, нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в

частной и общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и

определенные идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой

дышит и живет европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал,

которые связывали бы с прошлым и давали указания для будущего пути

развития. Это беспочвенное существование делает нас людьми, не способными

ни к серьезной мысли, ни к последовательной систематической работе, и

отравляет ядом апатии и равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем

уже одно географическое положение России между Востоком и Западом как бы

предназначало ее служить вместилищем двух великих начал – воображения и

рассудка, т.е. вместилищем истории всего мира.

Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и

воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен

быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой

он хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен

душевнобольным и взят под надзор.

24. Разработка теории славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С.

Аксаков).

Славянофилы выступали против Чаадаева (1794-1856): Хомяков (1804-1860),

Кириевский (1806-1856), Самарин, Тютчев (умом Россию не понять, аршином

общим), Даль.

У России свой путь развития, ее миссия - встать на этот путь и примирять

все остальные народы. Аргументация: выделяли родовые признаки:

самодержавие, православие, народность. Земля общая. Православие. Со времен

падения Византии, Россия - третий Рим. Во всем остальном мире вера

искажена. Бог с Россией, указывает путь в светлое будущее. Они ополчились

против исторической интерпретации Чаадаева. В России плохо со времен Петра.

До этого власть и народ были едины. После этого отчуждение власти от

народа. После царствования Петра численность населения сократилась вдвое.

Подчинение церкви царю тоже деформация. Нужно идти не к Западу, а

возвращать утраченное.

Алексей Степанович Хомяков. Русский религиозный философ, публицист, поэт.

Выступил с учением о «соборности», характеризующим природу не только

христианской церкви, но и прцессов познания и творчества, человека и

общества (союза индивидов собранных во имя идеи Бога и любви в свободное

органической единство). Эта концепция в дальнейшем стала одной из основ

всеединства и личности в русской религиозной философии. Существование

человека динамично, ибо он наделен способностью стремиться к Богу, но для

сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, истинная вера

(включающая волю), лишь в согласии с которой целостный дух человека может

постичь истину. В русской крестьянской общине видел одну из важнейших

особенностей развития России, а в православии – единственный источник

просвещения на Руси. Выступал против «чужеродных» начал западной

цивилизации.

Киреевский Иван Васильевич. Религиозный философ, литературный критик,

публицист. Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене);

рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как

последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно

быть противопоставлено русское мировозрение, построенное на чувстве и

чистой ортодоксальной вере. Киреевский – поборник славянофильства и

представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате

духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей

самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада

в духе учений восточной патристики.

Аксаков Константин Сергеевич (1817-60), русский публицист, историк,

лингвист и поэт. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену

крепостного права при сохранении монархии.

25. Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека.

Федор Михайлович Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-

политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями

утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах

произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей.

Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерна религиозная

ориентированность философское осмысления судеб русской истории,

противопоставление России и Запада. Вся история человечества с этой точки

зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ -

миссия, носитель высшей дух истины. Идея архетипа в народе, в России -

братские связи и христианское единение. Против как капитализма, так и

атеистического социализма, идея русского социализма. Проблема духовно-

нравственного искания личности, выбор между добром и злом, свободой и

рабством, Христом и Антихристом.

В любой ситуации человек должен остаться человеком. Но свобода есть не

только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная

свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это

недостойный путь человекобожества. Истинный путь свободы - путь

Богочеловека. Свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая

ответственность. Для богочеловека надо пройти испытание свободой,

страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и

мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка?

Описывал неисследованные глубины и загадки мира человеческой души,

пограничные ситуации. В глубине жизненных явлений у Достоевского

трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к

удивительным совпадениям, которые играют роль решающего мотива. Он

отстаивал необходимость для России идти вперед в отличие от Запада мирным

путем, без коренных социально-политических потрясений.

Главной идей своего реализма Достоевский считал стремление «найти

человека в человеке», а это в его понимании, значило (как он неоднократно

разъяснял в полемике с вульгарными материалистами и позитивистами своей

эпохи) показать, что человек не мертвый механический «штифтик» не

«фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки (и любых

посторонних внешних сил), но что в нем самом заложен источник внутреннего

самодвижения, жизни, различения добра и зла. А потому человек в любых

условиях отвечает за свои поступки. Любое преступление неизбежно включает в

себя нравственное наказание.

26. Религиозная философия Вл. Соловьева (общая характеристика и основные

понятия).

Одним из выдающихся русских философов был Владимир Сергеевич Соловьев

(1853-1900), сын С.М. Соловьева, ректора Московского университета и автора

29-томной «Истории России с древнейших времен» (1851-1879). На его взгляды

большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма,

теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и

отчасти славянофилов.

Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей

западноевропейской и восточной мысли

Общественно-историческая задача философии - спасение человека и

человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь,

следовательно, я существую Основа нравственности - нерасторжимая связь

поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит

понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие

нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование.

Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на этот путь -

Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное

второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом

- всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских

ценностей.

Центральная идея учения - идея положительного всеединства или «всеединого

сущего». Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и

красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает

признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный мир, а

реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель исторического

прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так как реальность

раздроблена, и ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее.

Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего,

посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ

всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через

божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии.

Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль

освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и

божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.