реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Будущая жизнь и небытие (сочинения Аллана Кардека)

создан чистым и совершенным, как ангелы. Не странно ли видеть, что они

подают пример полного единодушия и гармонии, тогда как люди не умеют жить в

мире на земле и раздирают друг друга? Видя такую роскошь возмездия для

отверженных и сравнивая их положение с положением демонов, невольно

спросишь: кто более достоин сожаления, палачи или жертвы?

Мало известны низшие разряды, так сказать, плебеи, демонов, из которых

составлены легионы вампиров, жаб, скорпионов, воронов, гидр, саламандр и

других безымянных гадов, из которых состоит фауна адских областей. Но

известны имена нескольких князей, повелевающих этими легионами, среди них:

Бельфагор — демон сладострастия; Аббадон, или Аполлион, — демон убийства;

Вельзевул — демон нечистых желаний и покровитель мух, порождающих тление;

Мамон — демон скупости; Молох, Белиал, Ваалгад, Астарод и множество других

и над ними — их всеобщий глава, мрачный архангел, который на небесах носил

имя Люцифера, а в аду — Сатаны.

Вот вкратце описание ада, рассматриваемого с точки зрения физической

природы и физических мучений, испытываемых там осужденными. Откройте

писания отцов церкви и древних ученых; справьтесь с нашими благочестивыми

легендами; посмотрите на статуи и картины наших церквей; прислушайтесь к

тому, что говорится с кафедр, — и вы узнаете еще больше.

13. Автор сопровождает эти картины следующими размышлениями, важность

которых всякому понятна:

Воскресение тела — есть чудо; но Бог совершает двойное чудо, давая этому

мертвому телу, уже изношенному преходящими испытаниями жизни, возможность

без разрушения противостоять огню в горниле, где расплавились бы даже

металлы. Если бы сказали, что душа есть свой собственный палач, что Бог не

преследует ее, а только покидает ее в несчастном положении, которое она

сама себе избрала, это можно бы еще понять (хотя покинуть навек заблудшее и

страдающее существо кажется несовместимым с благостью Создателя); но то,

что говорится о душе и муках духовных, никак не может относиться к телу и

телесным мукам. Чтобы продолжить до бесконечности эти телесные муки,

недостаточно, чтобы Бог отвел руку Свою; нужно, наоборот, чтобы Он наложил

ее, чтобы Он действовал, без чего тело не устоит и распадется. Богословы

предполагают, что Бог и совершит после воскресения это второе чудо, о

котором мы говорили. Он извлечет из могил наши бренные тела такими, какими

они были туда положены с их прирожденными недостатками и повреждениями

старости, болезни и порока, и Он отдаст их нам в этом состоянии, дряхлыми,

больными, полными надежд, покрытыми всеми язвами, причиненными жизнью и

смертью, и это— первое чудо; затем этим жалким телам, готовым рассыпаться в

прах, Он придаст свойства, которых они никогда не имели и это — второе

чудо. Он даст им бессмертие, тот самый дар, который Он в гневе своем

(вернее, в милости) отнял у Адама при выходе его из Эдема. Когда Адам был

бессмертен, он был неуязвим, а когда он перестал быть неуязвимым, он стал

смертен.

Итак, это воскресение наших слабостей с прибавлением еще новых, бесконечно

более ужасных.

Как будто Бог передумал и, чтобы прибавить к душевным мукам муки телесные,

которые могли бы длиться вечно, Он вдруг изменяет законы, Им Самим

определенные от начала веков, воскрешает больные и истлевшие тела и

соединяет их разрозненные элементы, сами собой готовые распасться. Против

всех законов природы Он поддерживает вечную жизнь в этом живом разложении и

бросает его в огонь, не для того, чтобы очистить, но чтобы сохранить его

таким, как оно есть; и такую-то плоть, подверженную болезням, страдающую,

горящую, ужасную. Он делает бессмертной!

Богу недостаточно было после смерти предоставить души их собственной

совести, раскаянию и тоске с сознанием потерянного счастия. По учению

теологов, Бог будет разыскивать их в этой вечной ночи, на дне мрачной

бездны не для того, чтобы утешить и успокоить их, но чтобы одеть в

отрицательные, зараженные тела, которые никогда не уничтожатся; и тогда

только покинуть их навсегда. Но... Он даже и не покинет их, так как ад так

же, как небо и земля, существует, благодаря постоянному воздействию Его

воли. И как только Он лишит его своей поддержки, ад неминуемо исчезнет. И

так Его рука будет бесконечно находиться на осужденных, чтобы помешать

прекращению огня и растлению их тел, желая, чтобы эти несчастные

бессмертные продолжительностью своих мук способствовали назиданию

избранных.

14. Мы не без основания сказали, что христианский ад превзошел ужасами

языческий. Действительно, в Тартаре мы видим виновных, мучимых совестью,

непрестанно видящих свои преступления и свои жертвы, напрасно бегущих от

пронизывающего света и от взглядов, которые их всюду преследуют; гордость

там принижена и наказана; все носят на себе печать своего прошлого; все

наказаны своими же собственными прегрешениями; так что для некоторых

достаточно, если они предоставлены собственной совести, и нет надобности

прибавлять еще другие наказания. Но там — это тени, т. е. души в их

флюидической оболочке, подобии их земного воплощения; они не приняли вновь

своей телесной оболочки, чтобы страдать физически теми утонченными

способами мучений, которые преимущественно составляют основание

христианского ада. Там есть непреклонные, но справедливые судьи, которые

назначают наказания пропорционально прегрешениям; тогда как здесь, в

царстве сатаны, все перемешаны в общих мучениях; все основано на

физической, материальной боли, а правосудие и справедливость упразднены.

В настоящее время, конечно, в самой церкви немало людей здравого смысла, не

допускающих буквального толкования этого учения и видящих в нем аллегорию;

но мнение их единично и не составляет закона. Учение о материальном аде, со

всеми его последствиями, тем не менее, до сих пор составляет догмат веры.

Спросят, конечно, каким образом могли люди все это видеть в экстазе, если

этого не существует. Но здесь не место объяснять все случаи и источники

фантастических видений, появляющихся иногда со всеми признаками реальности.

Мы скажем только, что экстаз наименее верный способ откровений*, потому что

это крайнее возбужденное состояние не всегда бывает способно к столь

полному отделению Духа, как это кажется, и очень часто в нем отражается

влияние предыдущего дня. Мысли, которыми проникнут ум и отпечаток которых

сохраняется в мозгу или в периспритальной оболочке, воспроизводятся в

усиленном виде, как мираже, перемешиваются, переплетаются и выражаются

иногда в чрезвычайно странных образах. Исступленные всех религий всегда

имеют видения того, во что они веруют; потому неудивительно, что Св.

Терезия, проникшись идеей ада, каким ей его изображали, имела видения,

которые на самом деле не что иное, как простые кошмары. Язычник, глубоко

верующий, видел бы Тартар и Фурий, так же, как и Олимп, и Юпитера,

держащего в руке своей громы.

_______

* "Книга Духов", № 443—444.

Глава V

ЧИСТИЛИЩЕ

1. Евангелие нигде не упоминает о чистилище, которое признано церковью

только в 543 году. Этот догмат, конечно, более рационален и более

согласуется с справедливостью Божьей, чем ад, так как устанавливает менее

суровые наказания, дает возможность искупления менее тяжких преступлений.

Идея чистилища зиждется на справедливости по сравнению с человеческим

правосудием — это временное заточение, а не вечное осуждение. Что сказали

бы о стране, которая не имела бы других наказаний, кроме смертной казни за

все преступления без различия? Помимо чистилища, души имели бы только две

альтернативы или два выбора: абсолютное блаженство или вечное мучение. По

этой гипотезе, души, виновные только в ничтожных проступках, должны

разделить блаженство избранников, не быв совершенными, или нести наказание

наравне с великими грешниками, не сделав большого зла, что было бы

несправедливо и неправильно.

2. Но понятие о чистилище, конечно, должно было быть неполно, и потому, не

зная других наказаний, кроме огня, из него сделали нечто вроде ада; души

там также горят, но в менее сильном огне. Так как прогресс или исправление

душ не согласуется с вечным мучением, то души выходят оттуда не по своим

заслугам, а силою молитв, приносимых за умерших или заказываемых о них за

деньги. Если первая мысль и была хороша, то нельзя того же сказать о ее

следствиях благодаря тем злоупотреблениям, которые она породила. Платные

молитвы сделали чистилище более выгодным источником доходов, чем ад*.

______

* Чистилище породило скандальную торговлю индульгенциями, с помощью которых

продавали право входа в рай. Эти злоупотребления были первою причиною

Реформации и заставили Лютера отвергнуть чистилище.

3. Место чистилища никогда не было определено, а равно и характер его

наказаний. Пробел этот предоставлено заполнить новому откровению, которое

объяснило нам причину земных страданий, справедливость которых доказывает

множественность существований. Эти страдания составляют необходимые

последствия несовершенства души, так как, если бы душа была совершенна, то

не грешила бы и не подвергалась последствиям греха. Человек воздержанный и

умеренный во всем не испытывает болезней, происходящих от излишества.

Чаще всего человек несчастен по собственной своей вине, но если он не

совершенен, то значит уже был таким до своего появления на земле; если он

искупает свои настоящие прегрешения, то также и те, которые совершил в

предыдущем существовании, и если терпит жизнь, полную испытаний, то это

оттого, что заставил других терпеть то же самое в другой жизни.

Превратности, которые он испытывает, служат временным испытанием и, вместе

с тем, указывают на несовершенства, от которых он должен исправиться, чтобы

избежать будущих несчастий и продвигаться по путч добра. Это для души —

уроки жизненного опыта, иногда суровые, но тем более полезные для будущего,

чем глубже впечатление, оставляемое ими. Эти превратности представляют

случаи постоянной борьбы, которая укрепляет душу, развивает ее моральные и

интеллектуальные силы, и душа выходит из них всегда победительницей, если

только имеет мужество довести борьбу до конца. Награда за победу — жизнь

духовная, в которую душа входит торжествующая и сияющая, как воин после

одержанной победы.

4. Каждое существование есть для души шаг вперед, к совершенству; от

человека зависит, чтобы этот шаг был по возможности велик, чтобы сразу

переступить несколько ступеней и не топтаться на месте; в последнем случае

он будет страдать без пользы; а так как, рано или поздно, нужно заплатить

свой долг, то ему придется вновь начинать существование в условиях еще

более тяжелых, к незаглаженным проступкам он прибавит еще новые. Таким

образом, в последовательных воплощениях душа мало-помалу освобождается от

своих несовершенств и очищается — до тех пор, пока не сделается достойной

покинуть мир искупления для того, чтобы переселиться в более счастливые

миры, а потом и в высшие, в которых будет наслаждаться полным блаженством.

Итак, чистилище не есть смутная и неопределенная идея; это

действительность, материальная реальность, которую мы видим и испытываем на

себе; оно находится в мирах искупления, а земля есть один из этих миров;

здесь люди искупают свое прошлое и настоящее в зачет будущего. Но, вопреки

понятию, которое обыкновенно составляют себе о чистилище, всякий сам может

сократить или продолжить свое пребывание там, смотря по успехам, которых он

достигает, работая над своим совершенствованием; он возвысится не потому,

что кончился срок его испытаний или молитвам других, а по причине

собственных заслуг, согласно словам Иисуса Христа: "Каждому по делам его",

словам, выражающим все правосудие Божие.

5. Тот, кто страдает в этой жизни, должен знать, что он заслужил это тем,

что недостаточно очистился в прежней своей жизни, и если не сделает этого

теперь, то должен будет страдать еще и в следующей жизни. Это вполне

логично и справедливо. Страдания присущи несовершенству, как и болезни:

страдают, пока длится болезнь или несовершенство, и до тех пор, пока не

выздоровеют или не исправятся окончательно. Так, если человек горд, то он

страдает от последствий гордости, если же эгоистичен — то от своего

эгоизма.

6. Всякий виновный Дух страдает прежде в жизни духовной. Потом ему дается

жизнь телесная, как средство исправления. Вот почему он оказывается здесь,

на земле, часто с такими людьми, которых он обидел в предыдущей жизни, и в

обстоятельствах, подходящих или противоположных тому положению, в котором

он грешил; например, он находится в бедности, если дурно пользовался

богатством; в унижении — если был горд.

Искупление в мире духовном и на земле не составляет двойного наказания

Духа. Оно все то же, но продолжается на земле как дополнение, чтобы дать

Духу возможность улучшиться. От него зависит воспользоваться этой

возможностью. Не лучше ли для Духа возвратиться на землю, имея впереди

возможность достичь лучшей жизни, чем быть осужденным безвозвратно, покинув

ее? Эта свобода выбора, дарованная ему Богом, есть доказательство мудрости,

благости и справедливости Божией. Бог хочет, чтобы человек был всем обязан

самому себе, своим усилиям и был с а м строителем своего будущего; если он

несчастлив более или менее продолжительное время, то винить в этом может

только самого себя: путь к совершенству ему всегда открыт.

7. Если рассмотреть, как велики страдания некоторых преступных Духов в

невидимом мире, как ужасно положение некоторых из них, в каком они

находятся страхе и насколько усиливаются их страдания от невозможности

определить их окончание, то можно бы сказать, что это и есть ад, если бы

это слово не выражало идею о вечном и материальном страдании. Благодаря

откровению Духов и примерам, которые они нам представляют, мы знаем, что

продолжительность искупления зависит от степени исправления виновного.

8. Итак, спиритизм не отвергает будущих наказаний, а, напротив,

подтверждает их. Он не допускает только физически определенного ада с

горящими печами и непрощенными грехами. Но чистилища он не отрицает, так

как доказывает, что мы сами в нем находимся; но он точнее определяет его,

объясняя причины земных страданий и тем заставляя верить в него тех, кто

раньше отрицал его.

Не отвергает ли спиритизм молитв за умерших? — Напротив: страждущие Духи

сами о них просят. Потому спиритизм ставит молитвы в обязанность милосердия

и доказывает их необходимость для возвращения душ к добру и сокращения их

мучений*. Действуя на рассудок, спиритизм возвращает к вере неверующих и к

молитве тех, кто над нею насмехается. Он говорит, что та молитва

действительна, которая в сердце, а не только на словах; когда молишься сам,

а не заказываешь молитву за деньги. Кто осмелится осуждать такое учение?

______

* Смотри "Евангелие в объяснении Спиритизма", Гл. XXVII: "Действие

молитвы".

9. Где бы ни происходило наказание, в жизни ли духовной или на земле, и

сколько бы времени оно ни длилось, оно всегда будет иметь конец, более или

менее близкий или отдаленный. В сущности, для Духов существуют две

альтернативы: временное наказание, соответственное виновности, или награда,

смотря по степени заслуг. Спиритизм не признает третьего вывода, т. е.

вечного осуждения. Ад остается для него фигурой, символизирующей наивысшие

страдания, срок которых неизвестен. Чистилище же есть действительность.

Слово "чистилище" создает понятие об определенном месте и более естественно

прилагается к земле, как к месту искупления, чем к беспредельному

пространству, где витают страждущие Духи; да и по существу своему земная

жизнь есть настоящее искупление. Когда люди будут совершеннее, из их среды

будут переходить в незримый мир только добрые Духи; и, в свою очередь,

Духи, воплощаясь, будут вносить в человечество только усовершенствованные

элементы, тогда земля перестанет быть миром искупления и люди не будут

больше страдать от нищеты и лишений, как прямых последствий своих

несовершенств. В настоящее время происходит уже это преобразование, которое

возвысит землю в иерархии миров. (См. "Евангелие в объяснении Спиритизма",

гл. III).

10. Но почему же Христос не говорил о чистилище? Потому, что идеи этой не

существовало тогда и не было слов для ее выражения. Христос пользовался

словом "ад" как единственным, которое было в употреблении для обозначения

всех будущих мук без различия. Если бы Он рядом с этим словом поставил

слово, равнозначное по смыслу слову "чистилище", то он не мог бы придать

ему настоящего его смысла, не затронув тех вопросов, которые

предназначались для будущего; это бы было еще и назначением двух отдельных

мест для наказаний. Слово "ад", подразумевающее идею о наказании, уже

заключает в себе и идею о чистилище, которое есть только один из способов

наказания. Будущее, долженствующее просветить людей насчет истинного

значения наказаний, должно будет поставить и ад на его настоящее место.

Если Церковь по прошествии шести веков нашла нужным к словам Иисуса Христа

прибавить и установить существование чистилища, значит она думала, что

Иисус Христос открыл не все.

Отчего бы не думать так и по поводу других постановлений?

Глава VI

УЧЕНИЕ О ВЕЧНОСТИ МУЧЕНИЙ

Происхождение учения о вечных муках. — Доводы в защиту учения о вечных

муках. — Материальная невозможность вечных мук. — Устарелость доктрины о

вечных муках, — Иезекииль восстает против вечности мук и первородного

греха.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ УЧЕНИЯ О ВЕЧНЫХ МУКАХ

1. Верование в вечность мук так быстро теряет почву, что не надо быть

пророком, чтобы предсказать его близкий конец. Оно было опровергнуто такими

вескими доводами, такими решительными аргументами, что казалось бы излишним

заниматься этим вопросом и можно бы предоставить его самому себе. Но нельзя

не сознаться, что, несмотря на свою несостоятельность, оно все-таки служит

связующим звеном между противниками новых идей: они защищают его с

наибольшим рвением потому, что это самое слабое место и они предчувствуют

последствия его скорого падения. С такой точки зрения, вопрос этот

заслуживает серезного внимания.

2. Учение о вечности мучений, как и о материальном аде, имело смысл, пока

страх наказаний сдерживал невежественность людей, для которых были бы

недостаточны наказания нравственные и временные; они не могли бы понять

справедливости постепенного возмездия так же, как не могли оценить оттенков

добра и зла или значения смягчающих либо увеличивающих вину обстоятельств.

3. Чем ближе стоит человек к первобытному состоянию, тем более он

материален; моральные чувства развиваются у него позже всех. Потому и

представление его о Боге и достоинствах Божиих самое смутное, не более

совершенное, чем о будущей жизни. Они уподобляют Его собственной природе;

для них он — неограниченный Властелин, тем более грозный, что Он невидим,

как деспот, сидящий в своем дворце и никогда не показывающийся своим

подданным. Он могуч своей материальной силой, а моральная непонятна для

них. Они представляют Его себе вооруженным громом и молнией и сеющим на

своем пути ужас и разорение, по примеру непобедимых воителей. Бог

милосердный и кроткий не был бы по их понятиям Бог; это было бы слабое

существо, не умеющее заставить себя слушать. Неукротимая месть, ужасные

бесконечные наказания нисколько не противоречили их понятиям о Боге, и

разум их вполне мирился с ними. Сами мстительные и жестокие по отношению к

своим врагам, безжалостные к побежденным, они приписывали Богу, как высшему

существу, еще более ужасные качества.

Для таких людей и религиозное верование должно было подходить к их грубой

натуре. Религия духовная, полная любви и милосердия, не могла слиться с их

дикими нравами и страстями. Не будем же осуждать Моисея за его драконовские

законы, которые едва сдержали его непокорный народ, ни за то, что он

рисовал Бога — мстителем; это было необходимо в то время, кроткое учение

Христа не встретило бы тогда отголоска и было бы бессильно.

4. По мере того как дух развивался, туман материализма рассеивался, и люди

стали более способными к пониманию духовного; но все это делалось

постепенно. Когда явился Христос, Он уже мог возвестить Бога Милосердного,

говорить о Его Царствии не от мира сего и сказать людям: "Любите друг

друга, будьте милостивы к ненавидящим вас", тогда как древние говорили:

"Око за око и зуб за зуб".

Какие же это были люди, которые жили во времена Иисуса Христа? Были ли это

вновь сотворенные и воплощенные души? Если это так, то Бог создавал в то

время души более совершенные, чем во времена Моисея. Но в таком случае —

что сталось с последними? Неужели они осуждены на вечные времена томиться в

состоянии озверелости? Здравый смысл отвергает подобное предположение. Нет;

это были все те же души, которые жили при Моисее, но в продолжение

нескольких существований достигли развития, достаточного для понимания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.