реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Коммерческий кредит

международный кредитный рынок.

В послевоенные годы иностранные облигационные займы, размещаемые на

рынке частных капиталов, так и не восстановили своей роли. Им на смену

пришли прямые государственные и фирменные кредиты. Наряду с ними

существенную роль стали играть кредиты международных организаций и

банковские кредиты.

Главной целью предоставления фирменных и банковских кредитов в это

время было создание благоприятных предпосылок для роста американских

инвестиций за границей. Направление кредита вплоть до начала 50-х годов

было предельно стабильным - от США странам Западной Европы и Японии.

Начало 50-х годов характеризовалось тем, что обращение

западноевропейских стран к использованию международного кредита для целей

внешнеэкономического развития становится все более активным, общее

направление движения международных кредитов изменилось в сторону

развивающихся стран «третьего мира» и, наконец, тем, что разница систем

внешнеторгового кредитования у США, с одной стороны, и у большинства

западноевропейских стран - с другой, становится все более определенной.

Восстановление и дальнейшее расширение потенциала западноевропейских

стран, постепенное ослабление спроса на доллар во многом способствовали

тому, что, в целом, роль долгосрочного международного кредита (а тем более,

государственных субсидий) как средства форсирования экспорта товаров в эти

страны стала снижаться. При продажах машин и оборудования в

западноевропейские страны решающую роль стали играть нормальные средства

конкуренции: цена, качество изготовления, конструктивные особенности, сроки

поставки и т.д.

Резко сократился приток в Европу американского государственного

капитала в виде кредитов и субсидий и, напротив, быстро вырос объем прямых

капиталовложений американских транснациональных компаний (ТНК).

Не менее серьезные изменения происходили и во внешней торговле. Уже с

конца 40-х и, особенно в начале 50-х годов на рынке обостряется

конкурентная борьба между поставщиками. «Рынок продавцов» все более

превращался в «рынок покупателей».

Наряду со значительным расширением экспорта из США и Англии быстро

возрастала конкуренция со стороны многих западноевропейских стран и Японии,

которые к этому времени, завершив в основном восстановление своей экономики

(довоенный объем промышленного производства в странах Западной Европы был

достигнут в 1948 г.), не только удовлетворяли за счет отечественного

производства значительную часть своего спроса на машины и оборудование, но

и быстро развивали экспорт. К началу 50-х годов проблема сбыта машин и

оборудования стояла со всей остротой уже перед всеми развитыми странами-

экспортерами. Эта проблема толкала их на поиски новых рынков.

В условиях острой нехватки валютных средств многие развивающиеся страны

были вынуждены ввести жесткие импортные ограничения, которые коснулись в

первую очередь потребительских товаров и, в значительной мере, машин и

оборудования. В ряде случаев импорт машин и оборудования допускался лишь

при определенных условиях. А значит, возможности сбыта машин и оборудования

в развивающиеся страны нередко зависела от способностей экспортеров

привлечь средства для финансирования на определенных условиях своих

поставок.

Системы финансирования экспорта развивались в соответствии с ранее

обозначившейся тенденцией по американскому и европейскому пути.

Для американских экспортеров проблемы кредитования своих внешнеторговых

поставок решались в основном путем расширения уже существовавшего аппарата

государственного финансирования. Эта система в США все более переключалась

в 50-е годы на форсирование сбыта товаров в развивающиеся страны третьего

мира. Быстрыми темпами росли как прямые государственные кредиты, так и

государственные субсидии. Рост вывоза капитала в форме прямых инвестиций в

иностранные дочерние и филиальные предприятия в этот период также в

значительной степени способствовал экспорту машин и оборудования из США.

Доля американских поставок, осуществлявшихся в рамках кредитов МБРР, хотя и

уменьшилась, но была по-прежнему велика.

Проблема финансирования экспорта для западноевропейских стран имела в

послевоенные годы особенно большое значение, так как их машиностроительная

промышленность в гораздо большей степени, чем американская, зависела от

сбыта на внешних рынках вообще и на рынках развивающихся стран, в

частности. В то же время фирмы этих стран в гораздо меньшей степени могли

использовать для форсирования своего сбыта такие формы финансирования

экспорта, как прямые инвестиции в заграничные предприятия, кредиты МБРР,

займы, размещаемые на рынке частных капиталов, и т.д.

В отличие от США большинство западноевропейских стран не шло по пути

создания системы финансирования экспорта с помощью прямых государственных

кредитов и субсидий. Единственным исключением явилась Франция, широко

использовавшая для продвижения своего товарного экспорта (в первую очередь,

в страны Французского сообщества) эти средства. В Англии, Бельгии,

Голландии практика прямого государственного кредитования и субсидирования

экспорта (направляемого, главным образом, в свои колонии и зависимые

страны) осуществлялась в ограниченных масштабах. В ФРГ, Италии, Австрии,

Швейцарии такой практики не было, по существу, вплоть до конца 50-годов.

Основной, а в некоторых случаях (как, например, в ФРГ) единственной,

формой кредитования экспорта машин и оборудования стали в

западноевропейских странах среднесрочные фирменные кредиты поставщиков.

Собственно «фирменными» их назвать можно с очень большими допущениями,

точнее, это кредит поставщика, который представляет собой своеобразную

форму сращивания, модификации коммерческого и банковского экспортного

кредита.

Правительства западноевропейских стран всемерно поощряли такую

практику, поскольку в этом случае в максимальной степени использовался

частный (и промышленный, и банковский) капитал, достигалась стопроцентная

«связанность» вывоза капитала с товарными поставками, и срок вывоза

капитала в такой форме был сравнительно невелик. Рост значения

среднесрочных кредитов происходил параллельно с растущей мощью европейской

промышленности.

В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных кредитов стала

применяться практика «комбинированного» финансирования, при которой частные

банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет действия

кредитного соглашения, а другие кредитные институты - непосредственно

подключаются к кредитной операции в последующие годы. Обычно частные банки

предоставляли фирменные кредиты на срок до 4-5 лет после поставки, а

государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).

В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских

странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого

государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления

финансовых кредитов.

Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов

служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же,

как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы-

экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок.

Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам

наличными.

Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта из

западноевропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить

объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам,

но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их

сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.

Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграничение

в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной

Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.

Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые государственные

кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла

более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение

предыдущего пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже

50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно

уступали по темпам роста кредиты международных организаций.

Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских)

кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолженность

развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8

млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств

этих стран - 6 млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе

статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных

видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим

образом (использованная часть в млрд.долл.):

Таблица 2. Развитие международного кредита в период с 1956 по 1967г.г.

|Виды кредита |1956 |1960 |1965 |1967 |

| |$ |% |$ |% |$ |% |$ |% |

|Международный кредит |2,43 |100 |3,59 |100 |6,55 |100 |8,24 |100 |

|(всего) | | | | | | | | |

|Фирменные кредиты* |1,30 |61,7 |2,00 |55,7 |2,90 |44,3 |3,8 |46,1 |

|Прямые государственные |0,75 |30,8 |1,25 |34,8 |2,83 |43,2 |3,4 |40,9 |

|Кредиты международных |0,18 |7,4 |0,34 |9,5 |0,82 |12,5 |1,1 |13,0 |

|организаций | | | | | | | | |

* - подсчеты ориентировочные

Относительное значение частных кредитов (основную массу которых

составляют фирменные кредиты) в целом уменьшилось, но первенства они не

уступили.

Что касается развития международного кредита в отношениях между

развитыми странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение притока

американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых

государственных кредитов с прекращением деятельности различных программ и

планов помощи. Рост притока частных капиталов (банковских и фирменных) не

мог компенсировать такое сокращение объема государственных кредитов.

Одновременно с этим укрепились кредитные связи между

западноевропейскими странами. Исключительную роль при этом играли частные

кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения не

получило. Лишь в отдельных случаях такие кредиты используются для

финансирования экспортных поставок военной техники.

Необходимость кредитования операций между промышленно развитыми

странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с

развивающимися. Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х

гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения.

Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны

государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по

существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались

исключительно экспортером и импортером. Поэтому, основной причиной

использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода,

стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.

Возможность получения крупных займов у местных банков или на рынке

ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль

международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в

развитых странах.

Наибольшее распространение получили фирменные кредиты, используемые для

финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные

поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в

деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика

приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим

дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без

предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.

Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран

с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др.), но были случаи и

экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.

Фирменные кредиты были известны еще до второй мировой войны. Однако в

то время их объем был несравнимо меньше, а сроки - значительно короче.

Поэтому предоставление таких кредитов иностранным покупателям не создавало

особых трудностей для поставщиков. Положение существенно изменилось в

послевоенные годы. Возросшее абсолютное и относительное значение фирменных

кредитов как средства финансирования экспорта, безусловно, потребовало

перестройки аппарата финансирования экспорта, приспособления его к новым

условиям. Это коснулось как самих фирм-экспортеров, так и связанных с ними

банков.

Участие банков в среднесрочном финансировании экспорта в послевоенные

годы в необходимых, резко возросших размерах затруднялось тремя основными

причинами: значительными рисками, связанными с такими операциями;

ограниченностью свободных ресурсов у частных банков; боязнью банков

подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных

кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала,

базирующегося в основном на краткосрочных депозитах, - с другой. Все эти

проблемы не могли быть решены силами только частных предпринимателей.

Поэтому, в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на

помощь государство.

Основными принципами участия государства в среднесрочном финансировании

экспорта являются государственное страхование экспорта в форме выдачи

гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских

странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера

действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными

кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и

рефинансирования экспорта.

Хотя такие системы использовались для форсирования торговли между

развитыми странами, основной целью их деятельности все же было развитие

торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного

участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому

периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более

интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.

Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно

в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования

экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в

отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что

подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации

средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую

в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов

была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью

уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным.

Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания

специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с

развивающимися странами.

В конце 60-х г.г. роль фирменных кредитов как средства форсирования

сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие

практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственного оборудования

на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков

прибегнуть к ней.

Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на

денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых

машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно

на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более

длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы

ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние

итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ

поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада

конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.

Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям

подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою

очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к

экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не

лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы

получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным

ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков

государственными страховыми компаниями.

Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных

кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых

наблюдалась особенно плохая конъюнктура.

Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых

кредитов государственных кредитно-финансовых организаций для финансирования

экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций

Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики

предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.

Глава 2.Вексель как инструмент коммерческого кредита

2.1. Определение, виды, функции и обращение векселей

2.1.1.Понятие векселя

Вексель представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую ничем не

обусловленное обязательство векселедателя или безусловное предложение иному

плательщику, указанному в векселе, выплатить по наступлении

предусмотренного срока указанную сумму владельцу векселя

(векселедержателю). Иными словами, вексель представляет собой составленное

в строго установленном законом виде письменное безусловное, абстрактное,

бесспорное обязательство или предложение уплатить определенную денежную

сумму.

В отношении формы векселя в ст.4 Закона «О переводном и простом

векселе» №48-ФЗ от 11 марта 1997 года (далее - Закона) сказано, что

«…переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге

(бумажном носителе)». Как письменный документ, вексель обладает рядом

обязательных реквизитов (смотрите ниже).

Платеж по векселю невозможно поставить в зависимость от наступления

каких-либо событий, он осуществляется непременно, строго в установленный

срок. В этом заключается безусловность вексельного обязательства.

Вексель полностью отрешен от условий сделки, в результате которой он

возник, в установленной для него форме для каких-либо упоминаний для этого

нет места. В этом и состоит его абстрактность: по нему должно платить вне

зависимости от чего-либо, в том числе от причин его появления. Вексельное

обязательство есть акт односторонний.

Согласно ст.2 Закона «По переводному и простому векселю вправе

обязываться граждане РФ и юридические лица РФ. Российская Федерация,

субъекты РФ, городские, сельские поселения и другие муниципальные

образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю

только в случаях, предусмотренным Федеральным законом…». Началом

вексельного правоотношения является момент выдачи векселя. Окончание

непосредственно связано с моментом исполнения.

Вексель может быть рассмотрен как одна из форм оформления кредита. С

его помощью можно оформлять различные кредитные обязательства: оплатить

купленный товар, предоставить кредит, возвратить полученную ссуду или

предоставить услуги на условиях коммерческого кредита. В связи с

возможностью подобных операций практика вексельного обращения породила

множество широко используемых терминов: «финансовый вексель», «торговый

вексель», «банковский вексель», «коммерческий вексель» и т.д., которые

необходимо различать. Нужно, однако, отметить, что все они носят чисто

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.