![]() |
|
|
Обоснование путей улучшения финансового состояния ФГУП ЧЭРЗ| | | | | | | | |2. Внеоборотные активы | | | |Основные средства (стр.120) |84158 |83822 | |Долгосрочные финансовые вложения (стр.140) | | | |Прочие внеоборотные активы |59 |59 | |(стр.110+стр.130+стр.150+стр.230) | | | | |13401 |13305 | |Итого по разделу 2 | | | | |97618 |97186 | |Всего активов | | | | |217367 |222510 | | | | | |Пассив | | | | | | | |Заемный капитал | | | |Краткосрочные пассивы (стр.690) | | | |Долгосрочные пассивы (стр.590) |81962 |86728 | |Итого по разделу 1 |- |- | | |81962 |86728 | |Собственный капитал | | | |Уставный капитал (стр.410) | | | |Фонды и резервы (стр.490 – стр. 410) |36 |36 | |Минус регулятивы: |139913 |140290 | |Непокрытые убытки (стр.390) | | | | |4544 |4544 | |Задолженность участников по взносам в | | | |уставный капитал (стр.244) |- |- | | |- |- | |Итого по разделу 2 | | | | |135405 |135782 | |Всего источников | | | | |217367 |222510 | | | | | | | | | | | | | Логика такого представления баланса состоит в том, что в начале баланса размещаются статьи, используемые для оценки и анализа платежеспособности – одной из основных характеристик текущего финансового состояния. Тем самым как бы подчеркивается определенная приоритетность и значимость этого раздела оценки финансовой деятельности. Из данной таблицы видно, что сумма финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении ЧЭРЗ, увеличилась за 9 месяцев 2001 года на 5143 тыс. руб. или на 2,366%. 3.3 Вертикальный анализ баланса Расчет и анализ динамики финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении ЧЭРЗ, в общей сумме и в разрезе основных групп позволяют лишь сделать самые общие выводы о его положении. Следующей аналитической процедурой является вертикальный анализ: иное представление отчетной формы, в частности баланса, в виде относительных показателей. Такое представление позволит увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Таблица 3.2. (%) |Статья |На начало |На конец | | |периода |Измене- | | | |Периода ние| |Актив | | | | | | | |Оборотные активы | | | |Денежные средства и их эквиваленты (стр. 260)|0,002 |0,48 | | |31,096 |+0,478 | |Дебиторская задолженность (стр. 240) |21,262 |22,76 - | |Запасы (стр. 210) | |8,336 | |Прочие оборотные активы (стр. |2,73 |29,517 +8,255| |220+стр.251+стр.253+стр.270) | | | | |55,09 | | |Итого по разделу 1 | |3,554 | | | |+0,824 | | | | | |2. Внеоборотные активы |38,717 |56,3 | |Основные средства (стр.120) |0,027 |+1,21 | |Долгосрочные финансовые вложения (стр.140) | | | |Прочие внеоборотные активы |6,165 | | |(стр.110+стр.130+стр.150+стр.230) | | | | |44,91 |37,6 | |Итого по разделу 2 | |-1,117 | | |100 |0,026 | |Всего активов | |-0,001 | | | | | | | |5,979 | |Пассив | |-0,186 | | | | | |1.Заемный капитал |37,706 |43,7 | |Краткосрочные пассивы (стр.690) |- |-1,21 | |Долгосрочные пассивы (стр.590) |37,706 | | |Итого по разделу 1 | |100 | | | |- | |Собственный капитал |0,016 | | |Уставный капитал (стр.410) |64,367 | | |Фонды и резервы (стр.490 – стр. 410) | | | |Минус регулятивы[5]: |2,09 | | |Непокрытые убытки (стр.390) |- | | | | |38,977 | |Задолженность участников по взносам в | |+1,271 | |уставный капитал (стр.244) |- |- | | | |- | |Итого по разделу 2 |64,294 |38,977 +1,271| | | | | |Всего источников |100 | | | | | | | | |0,016 | | | |- | | | |63,048 | | | |-1,319 | | | | | | | |2,042 | | | |-0,048 | | | |- | | | |- | | | | | | | | | | | |- | | | |- | | | | | | | |61,023 | | | |-3,271 | | | | | | | |100 | | | |- | | | | | Как видно из таблицы 2 основными источниками финансовых ресурсов ЧЭРЗ являются ее собственные средства, однако доля которых уменьшилась за рассматриваемый период на 3,271 % и составила 61,023 %. Большая часть финансовых ресурсов ЧЭРЗ вложена в оборотные активы, доля которых за истекший период возросла на 1,21% и достигла 56,3%. Структура средств ЧЭРЗ и источников их покрытия за отчетный период не претерпела существенных изменений. Снижение дебиторской задолженности на 8,336% вполне объясняет рост статьи «Запасы» на 8,259%. В целом можно говорить об относительной стабильности имущественного положения ЧЭРЗ, однако следует отметить ряд негативных тенденций: 1. Снижение доли внеоборотных активов на 1,21%; 2. Увеличение доли заемного капитала на 1,271%; 3. Снижение доли собственного капитала на 3,271%. К положительным тенденциям можно отнести 1. Увеличение доли оборотных активов на 1,21% 2. Увеличение доли запасов на 8,255%. Таблица 3.3 Оценка структуры баланса |Nо. |Наименование |На |На |Норма | |П/п |Показателей |01.01.20|01.01.2|Коэффициента | | | |00 |001 | | |1 |2 |3 |4 |5 | |1 |Коэффициент текущей |1,46 |1,445 |Не менее 2 | | |ликвидности (К1) | | | | |2 |Коэффициент |0,35 |0,344 |Не менее 0,1 | | |обеспеченности | | | | | |собственными | | | | | |оборотными средствами | | | | | |(К2) | | | | Таким образом, финансовое состояние ЧЭРЗ нельзя назвать достаточно устойчивым, в частности из-за недостижения порога текущей ликвидности. 3.4 Общая характеристика финансового состояния ГУП ЧЭРЗ в период спада 1999- 2000 гг. Продолжающееся в течение ряда последних лет снижение грузоперевозок железными дорогами вызвало снижение их потребности в ремонте тягового подвижного состава и оборудования к нему. Объем товарной продукции завода в 2000 году по сравнению с 1999 годом снизился на 24,7%, в том числе ремонт электровозов – на 54,9%; тяговых двигателей ТЛ-2К на линию и кооперацию на 11%; колесных пар на линию на 13% , в 2000 году объем товарной продукции снизился еще на 8%, при одновременном снижении рентабельности товарной продукции с 13,7% до 4% (См. Приложение №3). Падению объемов товарной продукции и рентабельности способствовало и то обстоятельство, что решением МПС с 01.10.99 года цены на основные виды заводской продукции были снижены в среднем на 30 %. Это сразу же отрицательно сказалось на финансовом состоянии завода. Неритмичное и недостаточное поступление денежных средств от основных заказчиков - железных дорог РФ – на расчетный счет завода (доля оплаты услуг завода по ремонту подвижного состава и оборудования денежными средствами в 1998 году составила 15,4%; 1999году - 16,1% от объема реализации) вызвало рост задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и по состоянию на 01.01.00 года она составила 20,8 млн. руб., в том числе: - в федеральный бюджет - 5,7 млн. руб. - в дорожный фонд 7,5 млн. руб. Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также расчеты за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов взаимной задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты малоликвидными векселями железных дорог привели к удорожанию материальных ресурсов, увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах, омертвлению оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской и кредиторской задолженности. Коэффициент текущей ликвидности за 1998 год составил 1,52; за 1999 год – 1,58; при нормативе 2,0; коэффициент обеспеченности собственными средствами за 1998 год – 0,34; за 1999 – 0,37 при нормативе 0,1; коэффициент восстановления платежеспособности за 1998 год – 0,87; за 1999 год - 0,81, 2000 - 0,85 при нормативе 1,0. Тенденция улучшения показателей структуры баланса на протяжении первых трех кварталов 1999 года (темпы прироста) была утрачена из-за снижения цен на основные виды продукции при невыполнении обязательств железных дорог по увеличению поступлений денежных средств на расчетный счет предприятия. Коэффициент финансовой независимости за 1998 год равен 0,92, за 1999 – 0,97, имеет тенденцию к росту, т.е. увеличивается доля собственных источников оборотных средств; Коэффициент финансовой устойчивости за 1998 год – 0,468, за 1999 год – 0,551, имеет тенденцию к незначительному росту, т.е. доля заемных средств растет. Несмотря на это, значение коэффициента далеко от оптимального 0,7- 0,8, что свидетельствует о необходимости долгосрочного кредита. Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.00 года составляла 69,8 млн. руб. Увеличение по сравнению с.01.01.99 года на 14,2 млн. руб., или на 25,5% объясняется изменением учетной политики на заводе. Кредиторская задолженность в целом возросла за 1999 год на 10,2 млн. руб. В сложившихся условиях, в 2000 году, руководство завода разработало и частично осуществило ряд мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, в число которых входило осуществление: - оплаты всех текущих поставок железными дорогами денежными средствами на расчетный счет завода; - увеличение объемов и расширение спектра ремонтируемых объектов для предприятий, не входящих в МПС (увеличение доли коммерческих заказов); - сокращение издержек производства, особенно по продукции для МПС; - консервацию, списание и реализацию излишних, не участвующих в производстве, основных фондов; - отказ от поставок материальных ресурсов по взаимозачетным схемам и от привлечения к поставкам посредников; - снижение сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, доведение их до норматива; - оказание МПС помощи в проведении зачета для погашения заводом задолженности перед федеральным бюджетом; - оказание МПС помощи в получении в 2000 году долгосрочного кредита в размере 50011 тыс. руб. Намеченные мероприятия были осуществлены лишь отчасти и существенного улучшения финансовых показателей как будет показано в следующей главе, в последующие годы не произошло. Причины этого будут рассмотрены ниже. Челябинский ЭРЗ является промышленным предприятием МПС РФ, одним из учредителей АО «Желдорреммаш». Завод производит ремонт подвижного состава, изготавливает запасные части к нему и детали контактной сети. В 1999 году продукция для МПС составила 79,6% от общего товарного выпуска, в 2000 –76,5; в 2001 – 70,1%. На заводе ремонтируются электровозы серий ВЛ-10, ВЛ-10У, ВЛ-11, ВЛ- 15, ЧС-7, ВЛ-22, тяговые агрегаты ПЭ-2М, ПЭ-2У, ОПЭ-1, а также электрические машины и колесные пары к ним. К разряду основной продукции относится изготовление деталей контактной сети и запасных частей для железных дорог РФ и стран СНГ. Капитальный ремонт электровозов заводом осуществляется в объемах КР-1 и КР-2, причем около 35,6% общего выпуска электровозов в 1999 году составил ремонт КР-2, наиболее удовлетворяющий потребности железных дорог в омолаживании подвижного состава. В ходе ремонта осуществляется модернизация ПС, то есть оснащение его оборудованием и схемами более поздних технических разработок, чем отодвигается срок его морального старения. При ремонте ПС в объеме КР-2 по просьбе железных дорог производится его схемная унификация, что также является привлекательным для заказчиков. Преимуществом ремонта ПС на Челябинском ЭРЗ, по сравнению с аналогичной продукцией других заводов, является более высокая степень обновления электровозов, о чем свидетельствует значительная доля материалов и покупных запчастей в себестоимости выпускаемой продукции, широкая модернизация ПС, а также унификация электрических и пневматических схем электровозов при ремонте КР- 2. Из приведенных диаграмм (см. Приложение №2) видно, что ЧЭРЗ прочно занимает лидирующее место на рынке услуг магистральных электровозов постоянного тока и оборудования к ним. Следует отметить, что сложилась устойчивая тенденция по наращиванию доли капитального ремонта электровозов КР-2 в общем объеме ремонтируемых электровозов: 31,7% в 1998 году, 35,6% в 1999 году, 49,6 в 2000 году, 53,6 в 2001 году. Это благоприятно сказывается на финансовых результатах работы завода. В 1998-99 гг. наблюдается рост доли ЧЭРЗ среди родственных заводов АО «Желдорреммаш» в ремонте ТЭД ТЛ-2К на линию с 69,6% до 75,8% и колесных пар на линию с 26,5% до 36,1%. Решая проблему диверсификации производства и расширения портфеля заказов ЧЭРЗ обратился к предприятиям железнодорожного транспорта горнодобывающей отрасли России и стран СНГ. В течение 1998 года освоен ремонт ТЭД WMLBP, GBM, тележек промышленных электровозов EL-10, А со второго полугодия 1999 года завод приступил к ремонту тяговых агрегатов ПЭ- 2М и экипажной части тяговых агрегатов ОПЭ-1. Предпринятые меры позволили наращивать объемы товарной продукции, и тем самым сокращать долю накладных расходов в себестоимости. В 4-м квартале 1999 года на завод поступил первый пассажирский электровоз постоянного тока ЧС-7, ремонт которого в кратчайшие сроки был освоен. Электровоз выпущен из ремонта в январе 2000 года. С выходом его из заводских ворот, открывается новая страница в истории завода, проникновения его на новый рынок – рынок услуг по ремонту пассажирских электровозов, который в прошедшие годы оставался наиболее стабильным. Ценовая политика завода строится на отслеживании инфляционных процессов, протекающих в различных отраслях экономики, и протекционизме в отношении предприятий, рассчитывающихся денежными средствами на расчетный счет. С заказчиками завод работает по прямым договорам поставок продукции, оказанию услуг на основе взаимовыгодных условий с согласованием уровней цен, обоснованных необходимыми затратами и уровнем расчетной рентабельности. 3.5 Анализ прибыли, рентабельности, ликвидности и деловой активности ЧЭРЗ Таблица 3.4 Вертикальный анализ финансовых результатов За 1 кв. 2001 г. За 1 кв. 2000 г. |Показатель[6] |Тыс. |% |Тыс. |% |Отклонения | | |руб. | |руб. | |+ | | | | | | |- | |1. Всего доходов и |69568 |100 |39956 |100 |- |- | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |