![]() |
|
|
Финансы, денежное обращение и кредит1) милитаризацией экономики; 2) дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Дефицит покрывается эмиссией денег, государственными займами; 3) кредитной экспансией банков. Выпуск кредитных денег в качестве средства платежа; 4) притоком иностранной валюты, т.е. увеличением денежной массы без увеличения объема товаров. Инфляция издержек производства (предложения). Причины: a) снижение производительности труда, сокращение предложения товаров и услуг в отсутствие стимулов; b) появление новых потребностей человека; c) рост заработной платы; d) высокие косвенные налоги и рост издержек e) энергетический кризис Основные методы борьбы с инфляцией: 25. денежная реформа; 26. антиинфляционная политика. Денежная реформа (проводится однократно) - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Методы проведения: 27. Нулификация - объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой; 28. Реставрация - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (ФРГ 1960-1962 гг.); 29. Девальвация - снижение золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и иностранной валюте; 30. Деноминация (метод зачеркивания нулей) - укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы предприятий. Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Наметились два основных подхода: дефляционная политика и политика доходов. Дефляционная политика - это: 31. регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм; 32. снижение государственных расходов; 33. повышение процентных ставок за кредит; 34. усиление налогового бремени; 35. ограничение денежной массы; конкурентное стимулирование отдельных производств путем снижения налогового бремени; Политика доходов - это: 36. контроль за ценами; 37. контроль за заработной платой путем ее замораживания или установления пределов роста; 38. индексация полная или частичная; 39. компенсация расходов Особая форма борьбы с инфляцией - шоковая терапия. Шоковая терапия — стимулирование развития рыночных отношений, свободное ценообразование, отказ от регулирования цен. Следствие - снижение жизненного уровня населения. 3. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА 3.1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно повторяющихся циклов. Производство(Распределение(Обмен(Потребление Производственное Личное Производство ( Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы. Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются: 1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому. 2. Распределительный характер этих отношений. 3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса. Деньги первичны - финансы вторичны. Примерами финансовых отношений являются: 40. - отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции); 41. - отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров; 42. - отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров); 43. - отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат); 44. - отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование); 45. - отношения между государством и населением (уплата налогов о сборов, финансирование государством части социально - культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов); 46. - отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам; 47. - отношения между вышеуказанными и теневой экономикой. 3.2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования. Финансовые ресурсы предназначены для: 48. - выполнения финансовых обязательств; 49. - покрытия затрат по расширенному воспроизводству; 50. - материальному поощрению работников. Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов. Финансовые ресурсы складываются из трех источников: 1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; 2) средства внебюджетных фондов; 3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация). Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов). Децентрализованные ресурсы классифицируются на: 51. - собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности); 52. - заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур; 53. - ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции). 3.3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ Выделяют две основные функции -распределительную и контрольную. Распределительная функция финансов заключается: 1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства; 2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Схема распределения национального дохода (C+V+M) - совокупный общественный продукт и т.д. Контрольная функция финансов Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства. Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования , при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы. Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Функция содержания государства Функции финансов осуществляются: 54. - на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном); 55. - во всех сферах общественной жизни (материальное производства, сфера обращения, сфера потребления); 56. - на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды). 3.4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ 3.4.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия - финансы. Если финансы - это экономические отношения по поводу.................., то финансовая система - это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные - на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне. Государственная бюджетная система построена в соответствии с законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. В 1993 г. внебюджетных специальных фондов было 20: 4 социальных и остальные производственного назначения. Они имеют строго целевое назначение: социальные услуги населению, развитие отсталых и приоритетных направлений науки, техники, производства . Государственный кредит служит для покрытия дефицита госбюджета. Этой цели служат : госзаймы 57. в 1993 г. государственный внутренний долг составил 16,1 трлн. руб.; 58. в 1995 г. - 159,3 трлн. руб.; 59. на 1.01.1997 г. - 316 трлн. руб., 60. на 1.01.98 - 65,06 трлн. деноминированных руб ценные бумаги ( задолженность на 1.01.98г по ГКО и ОФЗ 435,9 трлн.руб) 61. государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца; 62. золотые сертификаты МФ со сроком обращения один год; 63. шестимесячные и годовые государственные облигации; 64. облигации федерального займа (ОФЗ); 65. облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ Децентрализованные Централизованные финансы финансы (государственные) Финансы предприятий, Фонды Бюджетная Специальные внебюд- Государственные учреждений, организаций страхования система жетные фонды займы Федера- Бюджеты Местные Специальные Социальные Внутренние Финансы То же - Финансы Социальное льный субъектов бюджеты предприя- на не- общест- бюджет Федерации Внешние тий, функ- коммер- венных Личное циониру- ческой органи- ющих на основе заций Имущественное коммер- Бюджеты Бюджеты Бюджеты Муници- Бюджеты ческой ос- Ответственности городов респуб- областей, пальные районных нове Москвы и блик в сос- краев, ав- бюджеты и сельских Риска Санкт-Пе- таве РФ тономий населен- тербурга ных пунк- ктов АО ОО ЧП Пенсионный Фонд со- Государствен- Федеральный фонд циально- ный фонд за- и территориаль- го стра- нятости насе- ный фонды обя- хования ления зательного меди- цинского страх. 3.4.2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ Методы организации финансов определяются степенью (силой) государственного вмешательства в экономику, хозяйственную жизнь. Методы организации финансов Государство непосредственно Государственное вмешательство руководит финансами (незначительное) дозированное Баланс Баланс Плановая Рыночная брутто нетто экономика экономика Хозрасчет Бюджетное Коммерчес- финанси - кий расчет рование непроиз- водствен- ной сферы Метод брутто - вся выручка идет в кассу государства. Государство финансирует затраты предприятий в соответствии со сметами затрат. Метод нетто - полностью централизовывалась только прибыль. В плановой экономике применяли хозрасчетный метод, который характеризовался: 66. - оперативной самостоятельностью; 67. - централизованным подчинением; 68. - материальной заинтересованностью; 69. - материальной ответственностью за результаты. Непроизводственная сфера при этом финансировалась за счет государственного бюджета. Различие между хозрасчетом и коммерческим расчетом состоит в различных формах собственности. 3.5. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ 3.5.1. ФИНАнСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВИДЫ Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает: 70. - разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач; 71. - создание адекватного финансового механизма; 72. - управление финансовой деятельностью государства и его субъектов. Выделяют три основных вида финансовой политики: 73. - классическая; 74. - регулирующая; 75. - планово - директивная. Классическая -основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 - 1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов. Регулирующая - в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 - 1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30 - 60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд. В 70 - х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование становится многоцелевым: 76. - экономический рост и занятость; 77. - денежное обращение; 78. - валютный курс; 79. - социальные факторы; 80. - структурная перестройка хозяйства. Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы. Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с административно - командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |