|
Финансы, денежное обращение и кредит. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; . классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; . классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; . классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и субъектов РФ; . классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ; . ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 3.9.3. Бюджетный процесс (БП). Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.). Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод. Этапы бюджетного процесса. БП должен начинаться за 1.5 года (реально за 0.5 года). 0. Приблизительно 15 августа выходит распоряжение правительства о разработке бюджета. 0. В течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет. 0. Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты. 0. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект бюджета. 0. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы: . предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период; . прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; . прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год; . прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год; . основные направления бюджетной и налоговой политики; . основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ; . федеральные целевые программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ; . федеральная инвестиционная программа; . оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год; . поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на предшествующий год . Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу. Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия. В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы. Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона — 7 дней. Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года. 3.9.4. Исполнение бюджета Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах. Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов — основному оперативному плану распределения доходов–расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств. Организация оперативного исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ (ФК) — структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти — ежемесячно. Главное управление Федерального казначейства МФ РФ: . организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов; . доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований; . ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ; . организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ; . осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами; . регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами; . организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ. На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса исполнения бюджета : . доведение объема бюджетных ассигнований; . доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя финансовые обязательства; . объем фактически заключенных соглашений; . сумма счетов, предъявленных к оплате; . сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов. Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально — отчет. Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает. Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата. 3.9.5. Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ |Виды расходов |1996 |1997 проект | | |% |млрд. |% | | | |руб. | | |Государственное управление |1,6 | |1,2 | |Международная деятельность |6,4 | |4,6 | |Национальная оборона |18,4 | |19,2| |Правоохранительная деятельность и обеспечение|8,1 | |9,5 | |безопасности государства | | | | |Фундаментальные исследования и содействие НТП|2,8 | |2,7 | |Промышленность, энергетика, строительство |11,4 | |8,1 | |Сельское хозяйство |3,3 | |2,0 | |Охрана окружающей среды |0,5 | |0,4 | |Образование |3,6 | |3,2 | |Культура и искусство, средства массовой |1,2 | |1,0 | |информации | | | | |Здравоохранение и физическая культура |1,7 | |1,6 | |Социальная политика |3,0 | |3,4 | |Обслуживание государственного долга |13,4 | |15,5| |Финансовая помощь субъектам РФ | 12.6 | | | |В том числе | | | | |Федеральный фонд финансовой поддержки |9,0 | | | |регионов | | | | |Прочие расходы |5,8 | |18,1| |Расходы целевых бюджетных фондов |6,2 | | | |(Федерального дорожного фонда, Федерального | | | | |экологического фонда) | | | | |Общая сумма расходов |435750 |524337 | | | |100% | | | Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются: . целевой характер использования бюджетных средств; . предоставление бюджетных средств в соответствии со сметным порядком осуществления расходов; . безвозвратность бюджетных ассигнований. Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам ).Ссуды выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на обеспечение села техникой и т.д. 3.9.6. Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ |Виды доходов |1996 |Проект 1998 | | | |млрд|% | | | |. | | | | |руб.| | |Налоговые доходы — всего |81 | |85,1 | |в том числе: | | | | |-НДС |37 | |43,5 | |-Акцизы |13 | |19,4 | |–Ввозимые таможенные пошлины |4 | | | |–Вывозимые таможенные пошлины |6 | | | |–лицензионный сбор за право производства |1 | |0,1 | |алкогольной продукции | | | | |–налог на прибыль предприятий и организаций |16 | |8,4 | |–подоходный налог с физических лиц |1 | | | |–платежи за пользование природными ресурсами |2 | | | |–отчисления на воспроизводство |1 | | | |минерально-сырьевой базы | | | | |-налог на доходы от капитала | | |2,9 | |-налог на покупку валюты | | |0,3 | |Неналоговые доходы |19 | |7,6 | |в том числе | | | | |-доходы целевых бюджетных фондов |9 | |7,3 | |-доходы от федерального имущества, от |10 | | | |приватизации, от внешнеэкономической | | | | |деятельности | | | | |Итого доходов |34720|340,| | | |0 |1 | | | |100% | | | 3.9.7. Бюджетный дефицит Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным дефицитом. В 1991г. он составил 20% ВНП. В 1996г. — 3,85% ВВП, в 1998 по плану- 0,42% (ВВП должен составить 2750 млрд. руб). Причины его. 0. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. 0. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия). 0. Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово- кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить: Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды ее развития. Величина БД не должна превышать2-3% валового национального продукта. Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной” экономики. 3.10 Государственный кредит 3.10.1 Государственный кредит Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную. Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет в счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга. Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость. Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство. Классификация государственных займов: 0. По субъектам заемных отношений различают: . займы, размещаемые центральными органами управления; . займы, размещаемы территориальными органами управления. 2. По месту размещения: . внутренние; . внешние. 0. По возможности обращения на рынке: . рыночные; . нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных инвесторов, например, страховых компаний, банков). 0. По сроку: . краткосрочные (до года) (векселя); . среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации); . долгосрочные (> 5 лет, но не более 30). 0. По обеспеченности долговых обязательств: . закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации); . беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления. 0. По способу выплаты дохода различают : . выигрышные облигации; . процентные; . с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)). 0. В зависимости от метода определения дохода: . долговые обязательства с твердым доходом: . с плавающим доходом. 0. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают: . обязательства с правом досрочного погашения; . без права досрочного погашения. 0. В зависимости от варианта погашения задолженности различают: . погашение единовременным платежом; . частями : в том числе равными долями; возрастающими; снижающимися долями. 3.10.2 Российская Федерация как заемщик В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ" под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. По договору Государственного займа заемщиком выступают РФ и субъекты РФ. В связи с этим различают: . государственный долг—это долговые обязательства Правительства РФ; . общегосударственный долг—это долговые обязательства Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. РФ не несет ответственности по каким- бы то ни было долговым обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ. Структура государственного внутреннего долга |Инструмент заимствования |Годы | | |1995, % |1996, %|1997, %| |1. Задолженность Правительства РФ |98 | | | |–в т.ч. ЦБ по кредитам на покрытие |67,6 | | | |бюджетного дефицита | | | | |–предприятиям и населению |30,4 | | | |из них по ГКО (на 3, 6, 12 мес.) |12,4 | | | |КО |6,2 | | | |2. Задолженность Центрального банка |1,6 | | | |РФ | | | | |в т.ч. внутренний долг ЦБ РФ принятый|1,1 | | | |от бывшего СССР | | | | |3. Прочая задолженность |0,4 | | | |Итого государственный внутренний |88400 | | | |долг, млрд. руб. |100% | | | |В % к ВВП |14-15% | | | |в т.ч. по обязательствам бывшего СССР|4% | | | |Государственный внешний долг, млрд. |119,9 | | | |долл. | | | | |в т.ч. долг СССР, млрд. долл. |(9 | | | |долг членам Парижского клуба |40 | | | |членам Лондонского клуба |32 | | | |остальным |35-37 | | | 3.10.3 Российская Федерация как гарант 0. В законе “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ”, принятом Государственной Думой 24.02.95г. №68-Ф3, говорится, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных вкладов в Сбербанке РФ, сделанных в период до 20 июня 1991г. Гарантированные сбережения являются государственным внутренним долгом РФ. 0. Государственные гарантии выдаются: . при привлечении инвестиционных ресурсов финансово-промышленными группами; . государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ (высокоскоростная пассажирская железнодорожная магистраль) по выпускаемому этим обществом в 1994-99гг. облигационному займу; . государственные гарантии предоставлены под кредитные ресурсы, привлекаемые для обеспечения экспорта; . государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл. предоставлены иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку мелкого предпринимательства. 3.10.4. Российская Федерация как кредитор Внутренние ссуды. Предоставление суд осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ “О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств Федерального бюджета” от 8 июля 1994г. №1484. Ссуды имеют целевой характер и предоставлялись на проведение структурной перестройки,, расчетов по целевым кредитам, на разработку, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |