![]() |
|
|
История создания и развития подводного флота РоссииИстория создания и развития подводного флота РоссииСОЗДАНИЕ РУССКОГО БОЕВОГО ФЛОТА
Буржуазные историки обычно относят начало истории русского кораблестроения
к первой четверти XVIII столетия, когда Петром I был создан регулярный
боевой флот. Подобные утверждения, однако, ошибочны. Изучение архивных
документов позволяет сделать достоверный вывод о том, что морское
судостроение в нашей стране начало развиваться за несколько столетий до В XVI столетии было завершено создание единого централизованного русского
государства. В борьбе русского народа за свою независимость создавалось,
крепло и развивалось военное искусство, в том числе и военно-морское. Одна из летописей свидетельствует, что в 1151 г. киевский князь Изяслав Известны описания и ряда других типов гребных и парусных судов, успешно применявшихся русскими воинами. Но только в начале XVIII века-при Петре I- был создан первоклассный регулярный боевой флот, состоящий из крупных многопушечных парусных судов и мореходных гребных судов европейского образца. Была успешно решена задача большой исторической важности: Россия стала морской державой, утвердившись на Балтийском море. Петр I и его сподвижники многому учились у европейцев, в том числе и постройке кораблей. Но перенесение иностранного опыта не было слепым подражанием. Русское кораблестроение и военно-морское дело во многом развивалось совершенно самостоятельно. Мастерство русских кораблестроителей петровской эпохи выразилось, например, в создании за очень короткий срок знаменитого галерного флота, одержавшего блестящую победу над шведским флотом в Северной войне. Используя передовой опыт лучших иностранных мастеров, многие из которых были приглашены в Россию, Петр I вырастил кадры своих специалистов по кораблестроению-“мастеров доброй пропорции”, среди которых сам занимал ведущее место. Прошло немного времени, и у русских мастеров стали учиться иностранные специалисты. Во многом поучительна организация крупносерийной постройки судов на
специализированных заводах. Так в 1694 г. Петр I заказал в Голландии 32-
весельную галеру, велел разобрать ее и доставить через Архангельск в Подобная организация постройки кораблей была осуществлена и в Петербурге. В специальных корабельных лесах заготавливали необходимые для постройки
лесоматериалы, которые затем перевозили (главным образом по рекам) на Для ускорения постройки кораблей Петр I приказал вырыть вокруг В постройке флота участвовали сотни и тысячи крепостных. Со всей страны сгоняли в Петербург плотников, лучших из которых отбирали для работ на верфях. Подготовка кадров мастеров и подмастерьев была организована следующим образом: каждый опытный мастер не только сам проектировал и строил корабль, но и был обязан обучать молодого судостроителя, который одновременно начинал постройку такого же корабля на соседней площадке. Для подготовки офицеров флота в 1701 г. в Москве была открыта “Школа
навигацких наук”, а в 1796 г. в Петербурге, на том месте, где теперь стоит Из числа руководителей русского кораблестроения, помимо самого Петра I,
упомянем таких выдающихся деятелей, как Федор Матвеевич Апраксин - генерал-
адмирал, главный распорядитель кораблестроения; Иван Михайлович Головин-
президент Адмиралтейств-коллегий и главный инженер (обер-сарваер); Феодосии Созданный усилиями всего народа русский боевой флот в многочисленных сражениях полностью оправдал свое назначение. Россия вышла к морю и стала великой морской державой. К концу царствования Петра I русский флот, ставший одним из сильнейших флотов мира, состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других малых парусных и гребных судов. Численность личного состава на кораблях доходила до 28 000 человек. В этот период создания русского боевого флота была изобретена и построена
первая русская подводная лодка - “Потаенное судно” для атаки неприятельских
кораблей. Его создателем был кораблестроитель плотник Ефим Никонов.
Есть, однако, некоторые основания предполагать, что плавание под водой
удалось осуществить еще до Ван-Дреббеля. Так, например, известно, что в Французский историк Монжери в своей книге “О подводном мореплавании и
войне” писал: “По крайней мере, нет сомнения, что такого рода (т. е.
приспособленные для подводного плавания-Г. Т.) суда были употребляемы в Французский философ Фурнье, побывавший в конце XVI века в Константинополе, писал: “Здесь мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян на турецкие города и крепости,- они являлись неожиданно, они поднимались прямо со дна моря и повергали в ужас всех береговых жителей и воинов. Мне и раньше рассказывали, будто славянские воины переплывают море под водой, но я почитал рассказы выдумкой. А теперь я лично говорил с теми людьми, которые были свидетелями подводных набегов славян на турецкие берега”. Комментируя эти записки Фурнье, Монжери еще в 1820 г. писал: “Запорожские казаки пользовались гребными судами, способными погружаться под воду, покрывать в погруженном состоянии большие расстояния, а затем уходить в обратный путь под парусами”. Приписывая, таким образом, запорожским казакам первенство в осуществлении подводного плавания, Монжери дал предположительное описание устройства запорожских челнов, обладавших способностью плавать под водой. Из этого описания видно, что запорожцы обшивали челны кожей; корпус был накрыт также герметичной палубой. Над нею возвышалась шахта, внутри которой находился казак, обозревающий горизонт и управляющий судном. "Шахта одновременно служила и для доступа воздуха внутрь челна в надводном и полупогруженном положениях. Движение челнов в погруженном состоянии производилось при помощи весел, причем герметичность бортов в местах прохода весел обеспечивалась устройством кожаных манжет. К сожалению, никаких других документальных данных об этих челнах пока не найдено. Зато факт постройки Ефимом Никоновым первой в России подводной лодки для боевых действий против кораблей противника подтверждается многочисленными документами. Ефим Никонов, уроженец подмосковного села Покровское, был опытным мастером-
плотником. При рекрутском наборе его определили для работы на верфях, где
строились военные корабли. При знакомстве с их устройством у Никонова
зародилась и созрела мысль о постройке судна, способного плавать под водой,
подходить незамеченным к вражеским кораблям и уничтожать их. В 1718 г. оа
подал на имя Петра I челобитную с предложением построить “потаенное судно”, В 1719 г. Никонова вызвали в Петербург, в Адмиралтейскую контору, где Петр 31 января 1720 г. было заведено “Дело” о постройке потаенного судна”. Адмиралтейств-коллегия в своем заседании определила: “Крестьянина Ефима Учитывая приказание Петра I - строить судно, “таясь от чужого глазу”, - Сохранились любопытные документы, дающие некоторые представление о том, как
проходила постройка сначала модели, а затем и самого “огненного потаенного
судна”. В одном из “доношений”, написанных по просьбе и от имени Никонова “Я ону модель в совершенство что подлежит привел, а ныне у меня остановка учинилась в оловянных досках, на которых подлежит провертеть по моему размеру пять тысяч дыр, о которых досках я подавал доношение наперед сего. И то мое прежде поданное доношение по сие время не отправлено. Того ради всепокорно прошу дабы указом царского величества поведено было на оных досках провертеть пять тысяч дыр, а ежели не будут проверчены, чтоб нас того не взыскалось”. “Потаенного судна модели мастер” Ефим Никонов требовал “отпустить к строению” самые разнообразные материалы. Речь идет то о дубовых боченках, то о парусах “для накрывания”, то о свечах и фонарях слюдяных, то о жестяных трубах, “для выливания из той модели воды”. Есть упоминания о том, что для постройки модели были затребованы: доски сосновые (в четверть дюйма и в 2 дюйма) длиной 3 сажени, кожи юхотные, 15 полос железа шириной около 2 дюймов и толщиной четверть дюйма, медной проволоки 3 фунта (“ценой по 5 рублев за фунт”), 10 оловянных досок, канаты в три и полтора дюйма, 40 аршин холста, 20 аршнн “голантова полотна”, 4 пуда смолы и т. п., включая инструмент, дрова и провиант. Упоминается, что “при строении оной модели” с 15 февраля по 4 марта работало ежедневно по 10 “незаписных плотников”. Модель была испытана в присутствии Петра I, после чего Ефиму Никонову
приказали начать постройку “потаенного огненного судна большого корпуса”. Название “огненное” относилось к вооружению судна огнеметными средствами. Недавно в Севастопольской морской библиотеке была обнаружена записка Петра “1. Надлежит во время боя фрегатам, зажигательные трубы имеющим, быть близь командующего корабля, дабы приказ словесный слышать могли, над которым кораблем неприятельским поведено будет. 2. Ежели от стрельбы слышать не будет голосу, тогда будет поднят сигнал, а именно: зеленый гюйс на грот-стенге при вымпеле, который для позывания того фрегата командира учинен. Но понеже не может знать офицер сего фрегата, которому сигнал такой учинится, который неприятельский корабль зажечь, того ради при том же знаке поднят будет того капитана сигнал (который чинится для его позыву), с которым тот неприятельский корабль бьется, который велено зажечь. 3. Получая словесный или чрез сигнал указ, тотчас идти и зажечь неотменно, под наказанием яко преслушателя указа. Но при сем случае надобно резолютно и бережно поступать: 1-е) чтоб придти не сбоку корабля, но сзади, или лучше между боку и заду, к галлереям. 2-е) чтобы недалеко быть, дабы эффект трубы довольно исполниться мог. 3-е) бережно прыскать, дабы своего корабля не зажечь”. В дальнейшем эти указания Петра нашли свое отражение в написанном им Спуск судна состоялся осенью -1724 г. Тотчас начались его испытания. При одном из погружений (“опускиваний”) оказалось поврежденным деревянное днище судна; вода стала проникать внутрь корпуса и судно пришлось вытащить на берег. Присут ствовавший при этом Петр I подбодрил Никонова и приказал исправить повреждения, чтобы продолжать опыты. Но эти погружения так и не состоялись: осенью 1724 г. Петр! серьезно заболел, а 25 января 1725 г.-скончался. Никонов лишился своего покровителя.
“Крестьянина Ефима Никонова, который строил потаенное судно, отослать в Из этого документа видно, что чиновники Адмиралтейств-коллегий перевели Несмотря на все эти преграды и трудности, Никонов к весне 1725 г. закончил все работы, что видно из записей в журнале Адмиралтейств-коллегий: “1725 год. Марта 9 (№ 1110). Читан от Адмиралтейской конторы рапорт, в котором объявлено, что крестьянин Ефим Никонов потаенные суда на пробу сделал, и, выслушав, предложили: об оных судах доложить генерал-адмиралу и адмиралтейской коллегии президенту графу Апраксину и о том же требовать совета и от генерал-майора Ушакова, а упомянутого Никонова отдать до указу на расписку”. “Марта 16 (№ 1182). Вице-адмирал Змаевич доносил коллегии сло-весно, что по коллежской сего марта 9 дня резолюции о сделанных Ефимом Никоновым потаенном и огненном судах е. с. графу Апраксину докладывал, на что е. с. приказал: когда нынешнею весною лед на Неве реке скроется, тогда об оных судах доложить ему, генерал-адмиралу”/ Весной 1725 г. “потаенное судно” было спущено на воду, но в его корпусе
опять обнаружилась течь и оно было снова вытащено на берег. После этого у
чиновников Адмиралтейств-коллегий интерес к продолжению опытов Никонова
пропал. При Екатерине I еще предпринимались некоторые попытки исправления Преемники Петра I начали сильно урезывать кредиты на флот. В первую очередь были прекращены расходы на морские “затеи”, вроде “потаенного судна”, которое “пробовано-жь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течькою воды”. На запрос Адмиралтейств-коллегий о возможных действиях судна после исправления Никонов отвечал, что судно будет годно и человек в нем может пробыть дня два или три, но что действовать так, как было предложено в его проекте, судно будет не в состоянии, так как “оное сделано только для пробы, как дух переводить; о чем доносил блаженныя и вечно достойныя памяти его величеству”. В дальнейшем Никонов не получал никакой технической помощи для доведения своего изобретения до конца. Он настойчиво добивался отпуска средств на исправление поврежденной лодки и проведение новых опытов, но ему была отпущена крайне ограниченная сумма. Последние испытания “потаенного судна” состоялись в 1727 г., но, однако, они не дали ожидаемых результатов: судно было слишком примитивным для плавания под водой, а тем более, для того, чтобы поражать корабли противника огневыми средствами. Прямым следствием такого завершения испытаний явилось разжалование Ефима “1728 год. Января 29 (№ 647). Читано из конторы адмиралтейской выписки
потаенных судов о мастере Ефиме Никонове, который поданным своим в прошлом “Потаенное судно” Никонова многие годы хранилось “от чужого глазу” в закрытом сарае, пока совсем не истлело. Значительность изобретения Ефима Никонова дополняется его предложением применить водолазный костюм, являющийся прообразом современного водолазного скафандра. Никонов предусматривал возможность выхода людей в таких костюмах из судна в подводном положении для разрушения днища неприятельского корабля. В проекте указывалось, что водолаз должен быть одет в костюм из юхотной кожи с бочонком на голове, в котором должны быть сделаны против глаз окошки. Скважины и отверстия должны быть “убиты” свинцом, к спине должен быть прикреплен груз со свинцом или песком. Для работ “по провертке” и “зажиганию” кораблей водолаз должен был иметь особые инструменты, опись которых прилагалась к проекту. Изобретением водолазного костюма особенно интересовался Петр I. Он
несколько раз лично присутствовал на испытаниях костюма на Галерном дворе. В течение 10 лет Никонов упорно трудился над созданием подводного судна,
способного истреблять неприятельские корабли. В век деревянного
судостроения он взялся за постройку подводной лодки, которая должна была
обладать большой прочностью и герметичностью. Эта задача при тогдашнем
уровне техники была невыполнимой. Следует учесть и ту неблагоприятную
обстановку, в которой протекала деятельность Никонова. Чиновники-иноземцы
презрительно относились к простому русскому крестьянину, а многие
соотечественники, принимавшие участие в постройке “потаенного судна”, не
верили изобретателю. Несмотря ни на что, Никонов показал себя настоящим
патриотом и упорно продолжал начатую работу. Не его вина, что он не смог
завершить ее.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |