![]() |
|
|
История создания и развития подводного флота Россииp>“Черепаха” была построена из меди; корпус ее состоял из двух половин, соединявшихся при помощи болтов на фланцах с кожаной прокладкой.Экипаж лодки состоял из одного человека, управлявшего погружением и движением. Запаса воздуха для дыхания хватало лишь на полчаса подводного плавания. Под корпусом лодки помещался свинцовый отрывной груз, служивший одновременно балластом; в случае аварии его можно было легко отделить от корпуса для того, чтобы этим облегчить всплытие лодки на поверхность. В кормовой части была закреплена простейшая мина с запалом, приводившимся в действие от часового механизма. По замыслу изобретателя, следовало, после того как лодка окажется под неприятельским кораблем, при помощи бурава прикрепить мину к его днищу, а затем пустить в действие часовой механизм и отойти на безопасное расстояние. В отечественных и зарубежных книгах по истории развития подводного плавания
обычно приводят изображения лодки Бюшнеля с движителями двух типов. На верхнем рисунке (вероятно, с подлинного чертежа) грубо показаны обводы “Эти чертежи, вероятно, позднейшего происхождения и являются скорее плодом
живого воображения. Два соображения говорят в пользу наших предположений. В 1777 г. по инициативе генерала Джорджа Вашингтона подводная лодка Бюшнеля
была использована во время войны за независимость для атаки на корабли
английского флота, блокировавшего Нью-Йорк. Для этой цели Бюшнель обучил
сержанта Эзру Ли управлению своей маленькой лодкой. После нескольких
тренировочных выходов, в спокойную ночь лодку подвели на буксире к одному
из блокирующих кораблей — стоящему на якоре 64-пушечному фрегату “Игл”. Это была первая попытка боевого применения подводной лодки. Бюшнель был разочарован, но не терял надежды на успех при следующих атаках. Вместо мины, привинчивающейся к борту, он предложил мину другой конструкции — в виде ящика, всплывающего под днище неприятельского корабля; при отдаче мины из лодки часовой механизм запала включался автоматически. При новой попытке атаковать английские корабли на реке Гудзон “Черепаха”, которую на буксире подводили к месту атаки, была обнаружена. Англичане вовремя заметили противника и, открыв огонь из орудий, потопили и буксирующее судно и лодку. Почти одновременно с Бюшнелем, в 1774 г. в Англии построил подводную лодку Спустя 20 с лишним лет появилась подводная лодка “Наутилус” американца С точки зрения развития техники подводного кораблестроения лодка Фультона представляет значительный интерес: Корпус лодки, склепанный из медных листов, имел эллипсовидное сечение. Подводная лодка Фультона имела для надводного хода паруса, а для подводного После отказа французского правительства использовать эту лодку Фультон
предложил свое изобретение английскому правительству. Англичане охотно
приобрели у Фультона его патент с целью воспрепятствовать другим
государствам строить подводные лодки: Фультон получил единовременное
вознаграждение в размере 15000 фунтов стерлингов и уехал на родину, в По поводу предложения Фультона английскому правительству адмирал Сен- После постройки подводной лодки “Наутилус” (1801 г.) в течение нескольких десятилетий в странах Европы и в США не было достигнуто сколько-нибудь значительных успехов в области подводного плавания. После смерти Петра I многие годы русский флот находился в относительном упадке. Одной из главных причин этого упадка было засилье иноземцев в правительстве, особенно в царствование Анны Иоанновны. С воцарением на престоле дочери Петра I — Елизаветы иностранцы были смещены с важнейших государственных и военных постов. В этот период русские государственные, политические и военные деятели сделали многое для возрождения и развития отечественных вооруженных сил, в том числе и флота. В Семилетнюю войну флот блокировал все побережье Пруссии и Померании,
обеспечивал продвижение русских войск в Пруссию, доставлял боеприпасы,
продовольствие и пополнения. Русский флот полностью господствовал на Больших успехов русский флот достиг во второй половине XVIII столетия в
войне с Турцией. В Средиземное море были посланы корабли Балтийского флота,
которые в марте 1770 г. начали боевые действия. Захватив Наварин, наши
корабли стали преследовать более многочисленный турецкий флот. В двух
морских сражениях — Хиосском (24 июня) ' и Чесменском (26 июня)—турецкий
флот был полностью истреблен. В результате победоносной войны с Турцией В 1788 г. Турция начала новую войну против России. В годы этой войны Для комплектования флота офицерами еще в 1725 г. был основан Морской кадетский корпус, в состав которого влилась и Морская Академия. Позднее, в 1798 г., в Петербурге и Николаеве были открыты училища корабельной архитектуры (вскоре слитые в одно училище). Этот год считается началом организации Морского Инженерного училища для подготовки отечественных кораблестроителей с высшим образованием. К XVIII веку относится деятельность плеяды талантливых самородков—ученых, инженеров и механиков-самоучек, вышедших из народных низов. Из низов народа вышел и гений русской науки — М. В. Ломоносов, который “навсегда устранил предрассудок о том, что, если и нужно искать науку и искусство на Руси, то лишь в “высших” классах общества”. В 1763 г., за 20 лет до Уатта, И. И. Ползунов (1728—1766 гг.) подал записку об изобретении двухцилиндровой поршневой машины. Эта пароатмосферная машина была построена и опробована в 1766 г. Лишь пренебрежение Екатерины II к русским изобретениям и преклонение перед иностранной наукой и техникой были причиной того, что эта машина не получила должного распространения и не оказала влияния на кораблестроение. И. П. Кулибин (1735—1818 гг.) представил оригинальный проект “водохода”, способного двигаться против течения рек, но и это изобретение, так же как и десятки других предложений русских механиков-самоучек, не нашло применения.
Раводановский, житель Кременчуга, в 1794 г. сконструировал подводное судно и сумел привлечь к своему проекту внимание правительства. В Кременчуг была командирована комиссия Академии Наук для ознакомления с изобретением. Отзыв комиссии послужил основанием адмиралу Кушелеву для доклада царю Павлу I о том, что изобретение Раводановского, “будучи выдумано без всяких правил и опытности, не может быть употреблено ни на какое дело или когда-либо доведено в совершенство и пользу”. Другой русский изобретатель — Торгованов — в эти же годы разработал свой проект подводной лодки, в которой “можно удобно плавать под водой в море и реке”. Автор изобретения писал, что “токмо не имеет способу доставить оному судну для дыхания путешественников свободного воздуха, почему просит по- корнейше знающих способ дать судну тому таковой воздух, и вместе с ним произвести оное судно в действие”. Нам не известно, откликнулся ли кто-нибудь на этот призыв изобретателя- самоучки, готового разделить честь изобретения с любым, кто помог бы осуществить проект подводной лодки. Первые изобретатели подводных лодок в большинстве случаев были самоучками и
зачастую совершенно не были связаны с флотом; каждый из них создавал свой
проект самостоятельно, без учета опыта предшественников. По этой причине
проекты подводных лодок того времени отличались большим разнообразием.
Новые открытия в науке и технике, развитие металлургической и
машиностроительной промышленности, замена древесного угля каменным,
появление паровых машин, механизация транспорта и усовершенствование оружия В России первой половины XIX столетия также имелись все условия для широкого развития промышленности и в том числе — для строительства парового флота, однако этому препятствовал крепостнический строй. Но и в тяжелых условиях крепостничества русские техники работали над созданием паровых судов. Пароход “Елизавета” был построен в Петербурге в 1815 г. и с 15 ноября того же года совершал рейсы между Петербургом и Кронштадтом. Это был первый морской пароход в России. Первый русский военный пароход “Скорый” с машиной в 30 л. с. был построен в На Черном море построили первый пароход “Везувий” а. 1820 г. На Севере, в Первые пароходы с артиллерийским вооружением были построены в 1825 г. на В 1831 г. в России создали первую пароходную машину без балансира (машина для 22-пушечного парохода “Геркулес”). Все эти пароходы были колесными. Первое в России винтовое судно — фрегат В 1855 г. Россия имела: на Балтийском море—30, на Черном море — 12 и на Одновременно с развитием парового судоходства и перевооружением военного
флота многие изобретатели продолжали работать над проектами подводных
лодок.
Мелкопоместный дворянин минской губернии Казимир Чернов-ский 6 мая 1829 г.
был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через пять месяцев его
перевели в Шлиссельбургскую крепость, которой ведало Третье отделение
собственной Его Величества канцелярии. Обстоятельства заключения Находясь в заключении, Казимир Черновский составил чертежи и описание изобретенной им подводной лодки. 19 июня 1829 г. его проект был представлен царю вместе со следующим письмом (приводится в выдержках): “Первый опыт трудов моих. . . дерзаю представить у подножия трона вашего императорского величества. В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать, и надеюсь, что мое изобретение может иметь отличительный успех.. . В военном искусстве оно будет полезным потому, что можно будет под водою подплыть под неприятельские корабли и оные истреблять, либо делать вылазку в местах во всех неожиданных неприятелем. . . Могу построить подводное судно, в котором можно будет поставить несколько пушек. ..” Черновский подробно излагал свои соображения о пользе подводных лодок и указывал на возможность более подробной разработки проекта: “Если мое описание подводных судов найдется в чем-нибудь недокладное, то всепокорнейше прошу меня в том извинить, потому что мне не позволено иметь никаких инструментов для сделания плана... Ежели же я буду столь счастлив, что мне позволено будет сделать подводные суда, то что теперь неясным показывается в описании, будет изъяснено самым лучшим образом в деле... сколь чувствую себя способным сделать разных видов подводные судна... в противном случае, если б мне был дав материал и работники, а я бы не сделал подводного судна, то жертвую своей жизнью” '. Николай I направил предложение Черновского инженеру генералу Базену на
экспертизу и одновременно дал указание коменданту крепости о том, чтобы Разумеется, комендант крепости постарался избавиться от такого узника: до Сохранившиеся два чертежа, выполненные самим Черновским в тюрьме с большой
тщательностью, не дают полного представления о его замысле, но о нем можно
судить по описанию Черновского и отзыву Базена. Последний вначале отнесся к
проекту объективно и даже указывал на некоторые улучшения, которые сле-
давало бы осуществить при постройке лодки, но затем, узнав, что судьба
узника уже предрешена, отнесся к проекту по-иному и признал его В своем заключении Базен писал: “Записка ныне рассматриваемая, доказывает, что сочинитель ее имеет больше усердия и воображения, нежели основательных познаний в науках. Большая часть его предложений не представляет той простоты и благонадежности, которые должны составить одно из главнейших свойств подводных судов, и поэтому приведение оных в исполнение требовало бы непременно разных дополнений или значительных изменений. Сие, по моему мнению происходит, во-первых; от того, что сочинителю были неизвестны сделанные уже по сему предмету исследования и, во-вторых, от того, что он принял употребление подводных судов в слишком пространном смысле. В столь важном и затруднительном предприятии должно поступить постепенно и со всякой осторожностью. Правила об устройстве подводных лодок не дошли еще до такого совершенства, чтоб позволено было заниматься приложением сих правил к построению военных подводных судов большого размера. До приступа к такому обширному приложению необходимо усовершенствовать подводные небольшие суда до возможной степени, а в сем отношении описанная в настоящей записке лодка не только не исполняет всего желаемого, но даже далеко отстает от известных уже подобных изобретений”. В последней фразе Базен, очевидно, имел в виду известные ему проекты подводных лодок Фультона и братьев Коэссин во Франция. Заканчивая свой отзыв на проект Черновского, Базен сделал такое заключение: “Впрочем, я не могу не признаться, что хотя описанная лодка не
удовлетворяет всем желаемым условиям, однако, изобретение ее делает честь
сочинителю и должно полагать, что его усердие и практические познания могли
бы быть полезными при дальнейших исследованиях в производстве решительных
опытов для введения в усовершенствования подводного судоходства в Проект Черновского с отзывом Базена попал в Военное министерство, которое,
хорошо зная, кто именно является автором изобретения, решило похоронить
проект. В отношении Министерства, адресованном в Главный Штаб 30 сентября “Изобретение сочинителя проекта подводной лодки, с одной стороны, не имеет необходимого свойства опускаться по произволу под водою до определенной глубины, а с другой — не представляет всегдашней возможности возобновить внутренний воздух для свободного дыхания людей, в оной находящихся, и поэтому через невыполнение сих двух условий, и по многим другим недостаткам, устройство по сему проекту лодки генерал-лейтенант Базен почитает неудобоисполнимым, признавая впрочем, что сочинитель имеет много воображения и даже сведений, приобретенных им практикою или чтением книг, но проект его служит новым доказательством, что воображение, не управляемое основательными познаниями в науках, не в состоянии произвести полезное изобретение”. Архивные документы позволяют восстановить замыслы Черновского, которые он предполагал осуществить на своей подводной лодке. Корпус лодки должен был быть изготовлен из железа “потому, что металлы по своей протяжности, крепости и упругости весьма способны к постройке судов и к тому же в России они в изобилии находятся”. Черновский предлагал цилиндрическую форму корпуса с заостренной носовой и тупой кормовой оконечностями. Обшивка корпуса должна была приклепываться к решетчатому набору; внутреннюю поверхность следовало покрыть сыромятными кожами для теплоизоляции. Длина лодки по проекту около 10 м, наибольшая ширина — около 3 м. Система погружения состояла из 28 кожаных мехов, которые располагались равномерно по бортам и сообщались с забортным пространством для приема воды с целью погружения лодки. Для всплытия лодки на поверхность вода вытеснялась из мехов при помощи рычагов. В верхней части корпуса была предусмотрена выдвижная рубка: при выдвижении рубки вверх объем лодки увеличивался и она всплывала, а при опускании внутрь корпуса объем уменьшался и лодка погружалась. Таким образом можно было регулировать глубину погружения. В верхней части этой рубки имелись иллюминаторы. Через рубку можно было высаживать вооруженный десант и стрелять. Для движения лодки Черновский предполагал применить четырнадцать пар весел |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |