![]() |
|
|
История создания и развития подводного флота Россииp>Кроме огнестрельного оружия, Черновский имел в виду снабдить лодку миной, подводимой под днище неприятельского корабля. Черновский предполагал применить запал, который, по мысли изобретателя, должен был действовать автоматически после отхода лодки от подрываемого корабля на безопасное расстояние. В качестве воспламеняющего вещества в запале предусматривалась смесь химических веществ. Возможно, что запал состоял из фосфористого кальция, который обладает свойством воспламеняться от соприкосновения с морской водой. Минный запал Чер-новского состоял из трубки, вставленной одним концом в корпус мины. Наружный конец трубки закрывался пробкой из квасцов, которые через некоторое время растворялись в воде; после того как морская вода получала доступ к горючей смеси запала, происходил взрыв мины.
Возможно, что именно по условиям расположения кормовых весел Черновский не сделал кормовую часть заостренной, хотя и писал, что корпус лодки должен иметь обтекаемую форму с наименьшим количеством выступающих частей. В описании Черновского указывается, что для замены испорченного воздуха в лодке должны находиться кожаные мешки с запасом свежего воздуха, накачиваемого заблаговременно воздушным насосом. Свежий воздух можно стравливать из мешков в лодку по мере надобности для улучшения условий дыхания. Для удаления испорченного воздуха из лодки предлагалось иметь второй комплект мешков, воздух из которых, следовало выпускать за борт. Эта система вентиляции не могла быть эффективной, поэтому не случайно в отзыве Базена отмечалась необеспеченность дыхания людей под водой. В то же время можно полагать, что это был один из нескольких вариантов вентиляционной системы, предлагаемых Черновским. В своем проекте Черновский предусматривал установку на подводной лодке
перископа. Эта идея была подана Базеном, который в своих замечаниях
указывал на неудобство наблюдения за горизонтом через иллюминаторы и считал
возможным установить в рубке оптические приборы, известные по работам М. В. Из всего сказанного можно сделать вывод, что при помощи такого опытного инженера, как Базен, проект Черновского мог быть значительно усовершенствован. Но, повторяем, генерал Базен, зная автора как политического преступника, уклонился от помощи ему и дал окончательное заключение о “неудобоисполнимости” предложенного проекта. Проект Черновского был новым шагом вперед в развитии техники подводного
плавания. Изобретение нового рода движителя, применение перископа и
самовоспламеняющейся мины — являются важными отличительными чертами этого
проекта.
В своем описании Подолецкий указывал: “Шлюпка сия должна быть о двух бортах длиною в 18, а в поперечнике 6/2 футов, средина же оной должна составлять 3/2 ф., а оба борта из 3 ф., которая должна быть с прочными палубами и мачтою, соответственно сему судну. Боковые борты с главною шлюпкою должны простираться от самого верху руля вплоть до киля и покрыты также твердыми палубами горизонтально с средним основанием. Внутри же приделанных боков сделать по одному насосу и по одному на дне отверстию для впуска воды”. Проект Подолецкого, как видно из описания, предусматривав постройку
двухкорпусной подводной лодки длиной 5,5 и шириной 2 м. Обшивка должна была
крепиться к 21 шпангоуту (как у внутреннего, так и у наружного корпусов). Погружение лодки должно было осуществляться путем приема воды в междубортное пространство. Для всплытия лодки на поверхность воду откачивали из междубортного пространства с помощью поршневых насосов. Для удержания лодки в случае быстрого ухода ее в воду при погружении изобретатель предусмотрел в своем проекте устройство на бортах специальных крыльев. О них в описании сказано: “для поддержания груза (т. е. плавучести—Г. Г.) и свободного плавания под
водою открываются приделанные крылья к боковым бортам, дабы остановить
судно в равновесии и дать ему свободный ход посредством обращения колес”. Изобретатель указывал, что в том случае, когда поддержания лодки в равновесии под водой при помощи крыльев недостаточно, следует откачивать воду из бортовых цистерн за борт посредством насосов, “через чего и само судно приводится в большое облегчение”. Для движения лодки Подолецкий предполагал применить гребные колеса,
вращаемые изнутри лодки вручную. Гребные колеса располагались по бортам: Изобретатель предусматривал запас воздуха для дыхания людей в подводном
положении. Хранить воздух (очевидно, сжатый) предполагалось в медном шаре Рассмотрев проект Подолецкого, Кораблестроительный комитет принял его к
сведению и сообщил изобретателю, что постройка подводной лодки по его
предложению не рациональна.
К. А. Шильдер родился в 1785 г. в России, где вырос и получил общее и высшее техническое образование. Семнадцатилетним юношей Шильдер поступил на военную службу, которой отдал всю жизнь. В 1854 г., в возрасте 69 лет, он был тяжело ранен в бою и спустя несколько дней скончался. Будучи выдающимся инженером, Шильдер много работал в области применения мин
на суше и на море. Вместе с ученым физиком Якоби он сконструировал запал
для воспламенения минных зарядов. Его опыты с сухопутными и подводными
минами создали ему большую известность как опытному инженеру-фортификатору. Работы Шильдера по применению мин получили высокую оценку не только в В 1832 г. Шильдер производил исследования подводного действия гальванических мин с целью защиты портов от неприятельского флота. В этот период у него и зародилась мысль о постройке подводной лодки, которая, двигаясь под водой, могла бы невидимо подойти к неприятельскому кораблю и взорвать его гальванической миной. Разработав свой проект, Шильдер начал строить лодку на собственные
средства. Лишь позднее правительство, учтя возможности использования
изобретения, приняло расходы на счет государства и отпустило изобретателю В мае 1834 г. лодка, строившаяся в Петербурге на Александровском литейном заводе, была закончена, и изобретатель доложил, что “главный механизм, на котором основано гибельное действие сей лодки, готов и только при отправлении лодки в Петергоф или Кронштадт лодка сия снарядится всеми разрушительными средствами для действия под водою, дабы, таким образом, простоту сего механизма сохранить по возможности в тайне”. Подводная лодка была построена из котельного железа толщи-иой около 5 мм. Для входа в лодку имелись две башни (рубки) около 1 м высотой и около 0,8 м в диаметре, устроенные в верхней части корпуса. Обе башни закрывались сверху прочными металлическими крышками на шарнирах; крышки прижимались к срезам комингсов при помощи винтовых задраек, а для обеспечения непроницаемости крышки по краю комингса была уложена резина. На середине длины лодки имелся еще один люк, служивший для погрузки твердого балласта и материалов; этот люк закрывался такой же крышкой, как и люки на башнях. Для погружения лодки Шильдер применил следующую систему. В нижней части лодки были установлены конусные ниши в виде двух отлитых из чугуна воронок высотой около 0,75 м, обращенных раструбом наружу, т. е. к килю. В верхней части этих воронок внутри лодки имелись отверстия, через которые проходили канаты, свитые из сыромятной кожи. К концу каната внутри воронки был подвешен груз конической формы, соответствующий форме воронки и полностью убирающийся в нее. Другой конец каната был соединен внутри лодки с лебедкой, с помощью которой можно было стравливать груз из воронки до грунта подобно тому, как отдают якоря на надводных судах. При стравливании обоих грузов на дно вес лодки уменьшался на 1280 кг и она стояла неподвижно на этих якорях. Внутри лодки, в нижней ее части, были устроены балластные цистерны, наполнявшиеся водой из-за борта до такой степени, что у лодки с отданными грузами плавучесть погашалась почти полностью и на поверхность выступали лишь небольшие части башен (рубок). При этих условиях достаточно было начать выбирать канаты отданных грузов с помощью лебедок, чтобы лодка начала погружаться под воду, так как вес лежащих на дне грузов превосходил вес воды в объеме выступающих частей башен. Для всплытия лодки производилось обратное действие. Вода поступала в балластные цистерны через специальные краны, а удалялась из них поршневым насосом. Остойчивость лодки обеспечивалась свинцовым балластом, отлитым по форме внутренних обводов и закрепленным в трюме. Для движения лодки изобретатель применил особые гребки (весла-лопатки), расположенные вне корпуса по две с каждого борта. Гребки были насажены на концы горизонтальных валов, проходящих через сальники внутрь лодки и лежащие в подшипниках, укрепленных на подушках в бортах. На внутренние концы валов были насажены рукоятки. Гребки были устроены по принципу утиных лапок—при движении вперед они складывались (для уменьшения сопротивления), а при рабочем движении назад, т. е. к корме, раскрывались, и вся их поверхность встречала сопротивление воды, благодаря чему лодка двигалась вперед. Важно отметить, что можно было изменять угол качания гребков и, таким образом, заставлять лодку не только двигаться прямолинейно, но и всплывать или погружаться. Использование таких гребков с качательным движением на разных углах исключало необходимость применения горизонтальных рулей. Для заднего хода гребки переводились из нижнего положения в верхнее. Для управления лодкой в горизонтальной плоскости Шильдер применил вертикальный руль, имевший форму рыбьего хвоста с закругленным концом. Руль поворачивался ручным приводом. В кормовой башне имелась оптическая труба,— род перископа самого примитивного устройства, впервые примененного на построенной подводной лодке. Он состоял из коленчатой медной трубы с двумя отражательными зеркалами, пользуясь которыми наблюдатель, находящийся внутри башни, мог обозревать горизонт. Эта труба могла подниматься и опускаться. При выдвижении верхняя часть ее оказывалась над поверхностью, и над водой не выступали никакие другие части лодки; опустив трубу в нижнее положение, можно было полностью скрыть присутствие лодки. В крышке передней башни была устроена выдвижная вентиляционная труба для освежения воздуха внутри лодки, причем этой трубой можно было пользоваться на “перископной глубине”. Вблизи неприятеля вентиляционную трубу следовало убирать. Для освещения лодки в верхней части башен имелись иллюминаторы, которые служили в то же время и для наблюдения (когда они выступали над поверхностью воды). Для улучшения освещенности внутри башен борта были окрашены белой краской. Лодка Шильдера погружалась на глубину до 13 м как с отданными, так и с поднятыми грузами-якорями при условии, что ее плавучесть была близка к нулевой. Действием гребков лодку можно было уводить на перископную (и большую) глубину и держать на ходу на желаемой глубине. Работа гребков напоминала движения рук пловца под водой, который благодаря соответствующему наклону рук может погружаться или всплывать. Вооружение лодки было приспособлено для действий против деревянных парусных кораблей того времени и состояло из следующего устройства. В носовой части, на форштевне, был укреплен горизонтальный бушприт длиной около 2 м и диаметром 12 см. Бушприт заканчивался небольшим гарпуном, шток которого свободно вставлялся в оконечность (нок) бушприта. На штоке подвешивалась пороховая мина весом 16 кг. От нее в лодку шел электрический провод, который соединялся с гальванической батареей. По идее изобретателя, лодка, сблизившись с кораблем противника, вонзала в его борт гарпун с подвешенной миной. Затем лодка должна была отойти, разматывая провод, на безопасное расстояние, после чего производился взрыв мины. Кроме мины, лодка имела ракетное оружие. На бортах вдоль лодки были установлены два трехтрубных станка. Чтобы предохранить уложенные в трубы ракеты от соприкосновения с водой, в передние концы труб вставлялись пробки, прикрытые резиновыми колпаками. При воспламенении ракет с помощью гальванического тока они выбивали пробки и вылетали из труб; при удачном их попадании на деревянном корабле неприятеля мог возникнуть пожар. 29 августа 1834 г. состоялись испытания построенной лодки по специальной программе, разработанной самим Шильдером. После пробных испытаний лодка была переведена в Кронштадт для завершения опытов. Удачные испытания лодки вызвали интерес правительства к изобретателю. 1) совершать плавания в значительном удалении от рейда; 2) оставаться не менее трех суток в отдалении от порта, не требуя снабжения в продолжении всего этого времени; 3) перевозиться сухим путем силой не более 6 лошадей. Эту новую лодку
построили с некоторыми усовершенствованиями. Испытания лодки производились “По прибытии моем на пароходе к брандвахте Северного фарватера, в
расстоянии до 500 сажен от прикрепленной к плоту на якорь подводной лодки,
подан был сигнал для начала плавания оной под водою. Путь лодки Для
зрителей означался двумя железными шестами, на лодке прикрепленными. В
лодке находилось 8 человек экипажа, а генерал Шильдер, для лучшего во время
опытов управления лодкою, находился вне оной на палубе, погруженный в воду
по грудь в одежде из непроницаемой водою ткави и с пловучими поясами. Лодка была снабжена прикрепленными к боковым стенам оной зажигательными а фугасными ракетами, а на стержне, прикрепленном к носовой части оной, имела одну мину в 20 фунтов пороху. Гальванический прибор помещался внутри лодки, а проводники от оного к ракетам и минам находились в руках генерал- адъютанта Шильдера. При начале действий ветер и течение понесли лодку на якорный канат плота, за который гребки лодки зацепились и запутались так, что для дальнейшего плавания лодки надо было обрубить якорный канат и лодка тронулась с места, имея гребок с правой стороны сломанным. По этой причине она получила под водою косвенный ход и с трудом могла быть направлена к выставленному впереди для подор-вания старому двухмачтовому транспортному судну. По отплытии 50 сажен под водою воспламенены были две ракеты, которые по причине сильного волнения не могли долететь до своей цели и разорвались в волнах, не в дальнем расстоянии от лодки. Между тем, волною заплеснуло разговорную трубу и не прежде как через '/4 часа по отлитии сей воды можно было продолжать дальнейший путь. При приближении к судну мина, находившаяся на носу лодки, приткнута была к судну удачно, сама же лодка течением была увлечена под киль судна, но железные шесты с флю-гаркою удержали оную, и плывший сзади катер взял оную на буксир. Выехав из-под судна лодка вновь унесена была течением и наехала на гальванические веревки от постоянных, в воду опущенных мин проведенные, и порвали проводы от двух мин. По отплытии, наконец, с помощью катера на значительное расстояние, предложено было взорвать постоянные, на дно опущенные мины, из которых воспламенилась только одна, причинившая мало вреда судну. После того, взорвана была вышеупомянутая, воткнутая в судно мина в 20 фунтов пороху, и взрывом оной судно начало тонуть, но удержалось над водою, по причине значительной плавучести бочек, наложенных во внутрь оного для удержания его в пловучем положении, дабы впоследствии под этим же судном продолжать опыты подводного плавания в действии. Сим действием прекращены были опыты, продолжавшиеся около двух часов” Происшедшая с лодкой авария и малый эффект ее атаки привели к тому, что Подводная лодка Шильдера является наиболее оригинальной из всех построенных в этот период (почти до конца XIX столетия) лодок. На его подводной лодке впервые появились подводные якоря, позволявшие удерживать лодку на любой глубине без хода: впервые был применен оптический прибор для наблюдения в подводном положении—прообраз нынешнего перископа; применен новый вид движителя — гребки. Кроме применявшейся до того времени другими изобретателями мины с гальваническим взрывателем, на лодке Шильдера были применены ракеты, что особенно примечательно, так как лишь в наше время удалось разрешить проблему применения подобного оружия на подводных лодках.
Для перевозки своих лодок водным путем Шильдер разработал проект плавучей базы в виде понтона, которая буксировалась вместе с лодкой к месту ее действия. Применение специальной плавучей базы-матки для перевозки подводной лодки также был” предложено Шильдером впервые в мире. База была вооружена тремя ракетными станками той же конструкции, что и на самой лодке. Идея Шильдера — создание подводных лодок для береговой обороны — не была
забыта в России. Шильдер считал, что в том случае, если наш флот окажется
слабее неприятельского и вся защита берегов будет сконцентрирована в
приморских крепостях, как последних точках опоры флота, наличие при
крепостях подводных лодок затруднит действия неприятельского флота. Эта идея использования подводных лодок была развита Военно-инженерным ведомством России позднее—в конце XIX столетия. В начале XIX столетия за границей было построено несколько подводных лодок
для военных целей. К ним относятся лодки Монжери (1825 г.), Кастера (1826
г.) и Жана-Пти (1834 г) во Франции, а также Севери—в Испании. Лодки
последних двух изобретателей при первых же опытах погибли вместе с их
создателями. ------------------------------------------------------------------------ 18 ноября 1853 г., в начале Крымской войны. Черноморский флот под
командованием адмирала Нахимова одержал блестящую победу над турецким
флотом в Синопе. Англия и Франция увидели в Синопском поражении турецкого
флота начало крушения Турции и угрозу завоевания Россией полного господства Черноморский флот в то время состоял из 14 линейных кораблей, 7 фрегатов, 1 корвета, 2 бригов и 11 пароходов. Обладая хорошей артиллерией, русский флот, однако, значительно уступал по числу кораблей и, в первую очередь, по числу паровых судов. Союзный флот имел в своем составе 57 колесных и винтовых паровых судов, более быстроходных и лучше вооруженных. Русский флот оказался устаревшим и был слабее флота союзников. В связи с
этим командование обороной Севастополя решило затопить часть кораблей Крымская война показала, что деревянные парусные корабли отжили свой век, что они уже не могли решать задач, стоящих перед флотом. Возросшая мощь артиллерии обусловливала необходимость перехода к железному кораблестроению и бронированию кораблей. В этой войне наглядно проявилась военно-экономическая отсталость
крепостнической России. Несмотря на героизм русских солдат и матросов,
мужественно защищавших крепость и порты Крыма, несмотря на усилия
талантливых организаторов обороны Севастополя — В. А. Корнилова, П. С. Во время Крымской войны 1853—1856 гг. в России было предложено большое
количество проектов подводных лодок для уничтожения неприятельского флота,
блокировавшего Севастополь с моря. Наиболее известны изобретения Н. Проект Н. Полевого предусматривал устройство самоходной мины (брандера) с
воздушной машиной для движения. Отметим, что идея применения такого
двигателя нашла отражение в проектах других изобретателей. Самоходная мина Русский механик, офицер флота Н. Спиридонов в октябре 1855 г. представил в Морской ученый комитет, рассмотрев проект Спиридонова, отклонил его, главным образом, из-за неосуществимости установки на лодке орудий. Проект А. Титкова развивал идею применения горизонтальных рулей, предложенную Спиридоновым. В октябре того же года в Морской Ученый комитет поступил проект изобретателя Г. Г., предусматривавший “приспособление различных разрушительных для подводного действия средств”. Изобретатель предлагал, по сути дела, построить полуподводныи корабль, экипаж которого во время атаки неприятельского судна не был изолирован от воды. Проект предусматривал постройку (предположительно из кровельного железа в 1/16 дюйма толщиной) лодки длиной около 14,5 м, шириной 1,5 м и высотой 1, 5 м, разделенной на 7 отделений. Вдоль лодки проходят три коридора; в боковых из них помещаются люди. Для движения лодки в корме предполагалось установить архимедов винт, который должен был обеспечивать скорость до 4,5 верст в час. Вращение винта производилось вручную. Воздух для дыхания под водой должен был храниться в особом герметичном отделении лодки в сжатом состоянии (при давлении в несколько атмосфер). Лодка могла погружаться только до уровня воды или плавать, имея надводный борт 1,5 фута; в первом случае она двигалась при вращении винта, во втором — под веслами и парусами. Во время плавания лодки под водой люди должны были надевать каучуковую одежду и присоединять к обуви свинцовые подошвы; на голову следовало надеть легкую “покрышку”, причем воздух для дыхания поступал из воздушной камеры по гибким чубукам или шлангам. Таким образом, люди должны были действовать, будучи совершенно окруженными водой. При этом свободные движения каждого из людей неминуемо были бы затруднены чубуками-шлангами. Для управления экипажем и вообще для переговоров Г. Г. предложил гидроакустическое устройство. Изобретатель рассчитывал, что такая лодка будет способна наносить удар по неприятельским кораблям, когда те во время сильного волнения будут принуждены искать укрытия на якорных стоянках, и считал возможным совершать на лодке длительные плавания. Морской Ученый комитет, рассмотрев проект, признал его незрелым и
непрактичным, а потому отклонил.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |