реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР (1917-1971 Г.) (ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ СССР - ЗАПАД)

p> Идеологической работе с народом страна в значительной степени обязана построением в кратчайший срок экономики, отражением агрессии фашистской
Германии, многочисленных агрессивных действий Японии (Хасан, Халхин-Гол).

Примерами массового сознательного героизма народа, проявляемого при защите Родины из чисто патриотических побуждений (не по принуждению, бесконтрольно со стороны властей), являются партизанское движение, действия подпольных организаций на временно оккупированной врагом территории, участие в обороне своих городов жителей Ленинграда, Сталинграда, Москвы,
Севастополя, Одессы. Множество таких примеров было и в действующей армии.
Достаточно указать на свыше шестисот случаев тарана вражеских самолетов советскими летчиками[?], свыше двухсот случаев, когда люди закрывали своим телом амбразуры огневых точек противника, чтобы спасти товарищей и обеспечить успех боя.

Большим недостатком в идеологической работе 30 - 50-х г., который неминуемо проявляет себя в любом обществе, была нетерпимость, преследование инакомыслящих, произвол, силовые приемы. Страна при этом потеряла много талантливых деятелей искусства: писателей, художников, музыкантов и их произведений. Сейчас много и справедливо возмущаются уничтожением храмов, икон, других исторических и культурных памятников[?].

Все 20 - 50-е годы основная масса народа жила скудно, испытывая многие лишения. Такая большая часть народа как крестьянство была существенно ограничена в гражданских правах (отсутствие паспортов, трудность покинуть колхоз, кроме случаев вербовки на народнохозяйственные стройки весьма, впрочем, частых)[?]. Однако народ верил в партию и правительство, правильность его руководства. И дело здесь не только в хорошо поставленной идеологической работе, в насаждении культа личности. Причина в другом: народ видел успехи экономики и политики страны и верил, что это приведет к улучшению его жизни. Тем более, что планомерно предпринимались эффективные действия в этом направлении. Так, в 30 - 50-е годы советская система здравоохранения и народного образования считались лучшими в мире[[?]], отставая до революции от развитых стран по продолжительности жизни населения на 15-18 лет, СССР к 50-м годам сумел догнать их; относительные расходы СССР на высшую школу в 30 - 50-е годы в 1, 5 раза превосходили расходы США[?]; уже в 30-е годы страна добилась всеобщей грамотности; к началу 50-х годов страна уверенно держала 3-е место в рейтинге по интеллекту и по праву считалась самой читающей страной мира; быстро развивались ранее отсталые нации и народности (см. выше); в конце 40-х - начале 50-х годов стало практикой систематическое снижение цен[?]. В результате вера народа в свое руководство не была поколеблена самыми суровыми испытаниями.

В стране уже давно (безотносительно к проблемам, рожденным революцией) назрела необходимость в реформе сельского хозяйства. Причина - низкая производительность труда, необходимость ее повышения. Для этого требовалось внедрять в сельскохозяйственное производство технику, минеральные удобрения, рациональный севооборот. Однако, это делало необходимым решение вопроса о рациональной организации сельскохозяйственного производства, о форме собственности на землю. После революции, в связи с задачей ускоренной индустриализации страны, при планировании реформы в сельском хозяйстве требовалось учесть условие: в задаваемые (крайне малые) сроки снабжать промышленность страны миллионами рабочих рук, обеспечить создание массовой системы школьного и вузовского образования.

Альтернативными путями реформы были:

1) Сохранить прежнюю систему мелкого землевладения крестьян
(фермерство). Но такие крестьяне не могли купить и содержать технику, использовать минеральные удобрения, организовать научно обоснованный севооборот, обеспечить индустрию рабочей силой.

2) Восстановить (создать) крупное землевладение. На пути создания крупных сельскохозяйственных производств, впервые стали Англия и США.
В Англии руками мелких землевладельцев и ремесленников была совершена буржуазная революция (XVIII в.). После этого мелкие землевладельцы были планомерно разорены и превращены в бродяг. Бродяг отлавливали и как скот отвозили на заморские плантации, где они и гибли. Зато из мелких земельных участков образовывались рентабельные крупные хозяйства.

В США для подобных целей были физически истреблены владельцы земли - индейцы и созданы крупные хозяйства, плантации. Затем в Африке отлавливали, как диких животных, негров и привозили их на плантации в качестве рабочего скота.

В результате на крови и костях этих людей, а также населения колоний, обе страны осуществили экономический рывок. Для нашей страны этот путь
«цивилизованных» государств был не приемлем: для русского народа в целом - по этическим и нравственным соображениям, для коммунистов, кроме того, по той причине, что этот путь требовал много времени, а его не было; приводил к непредсказуемым результатам (сколько крестьян и когда разорит помещик, какая и сколь долго будет существовать безработица); наконец он противоречил идеологическим установкам и целям партии.

3) Внедрение кооперации. Идея кооперации: крестьяне-частники, владея наделами земли, скотом и т.д., сообща покупают и используют технику. От этого пути отказались, так как даже крупные кооперации не смогли бы купить и содержать технику, использовать минеральные удобрения, организовывать рациональный севооборот; не могло быть решено и условие - плановое обеспечение народного хозяйства миллионами рабочих рук.

4) Коллективизация. При этом крестьяне сдают свои земельные участки, рабочий скот, часть другого скота в коллективное пользование - колхоз.
Результаты деятельности колхоза распределяются между его членами соответственно вложенному ими труду. Создается сеть машинно-тракторных станций (МТС), техника которых за определенную плату обслуживает сразу несколько колхозов (достигается возможность и рентабельность использования техники). При этом высвобождается необходимое число людей для промышленности, процесс перераспределения людей между областями народного хозяйства становится достаточно управляемым, исключается безработица.

Этот теоретически привлекательный план имел и недостатки, которые обернулись для народа бедствиями, зачастую голодом и нищетой. Прежде всего, такая форма хозяйства была психологически непривычна для веками воспитанных частников. Отсутствовали квалифицированные организаторы, способные на различных уровнях эффективно руководить такой формой производства, организацией колхозов, их жизни (см. М.С. Шолохов «Поднятая целина»).
В условиях дефицита времени для преодоления производственных трудностей, а, главное, противодействия крестьян, чаще всего использовались командные силовые методы (например, широкомасштабное «раскулачивание»). Сторонники упомянутой выше второй версии борьбы группировок Сталина и Троцкого утверждают, что многие трудности были организованы и использовались сторонниками группировки Троцкого.

Тем не менее, план коллективизации был внедрен в жизнь. Теперь представляется безусловным, что это обеспечило экономический рывок страны в невиданно короткий срок (за десять лет - вместо веков в Англии и США) и в тяжелейших условиях экономической блокады, позволило выстоять во время
Великой Отечественной войны.

Изучение условий функционирования народного хозяйства страны в 20 - 50-х годах приводит к выводу: его поразительные успехи могли быть достигнуты только благодаря расцвету отечественной науки. В большинстве важнейших позиций советская наука занимала лидирующее положение в мировой науке.
Научная работа органически включалась в жизнь страны, научные результаты оперативно внедрялись в практику.

Не соответствуют действительности выдвинутые в настоящее время многими средствами массовой информации обвинения нашего руководства 30 - 50-х годов в личном невежестве, в пренебрежении наукой. Типичным для руководства той поры было стремление к научному обоснованию планов, к обеспечению рывков в народном хозяйстве, в других областях за счет научных достижений. Поэтому руководство не жалело средств для расширения академии наук, создания обширной сети научно-исследовательских институтов. Полезно привести следующие примеры.

По заданию правительства академиком А.Н. Колмогоровым[?] в 1943 г. была разработана методика для оценки эффективности артиллерийских систем. В результате использования этой методики, например, при очередной модернизации танка Т-34 он был вооружен пушкой калибра 85 мм. Танк Т-34-85 блестяще зарекомендовал себя на последнем этапе войны. Работа А.Н.
Колмогорова до сих пор являются основополагающей в принципах оценки эффективности любых систем.

В 30-х годах рывок в области авиастроения был достигнут теоретическими трудами Л. Бартини[?]: советская авиация первой преодолела рубеж скорости
400 км/час. В 50-х годах Л. Бартини разработал методику творческой деятельности в области конструкторских работ («Методика И - и»). При использовании этой методики творческие возможности человека расширялись за счет комплексного использования закона о единстве и борьбе противоположностей в сочетании с математическим моделированием[[?]].

Благодаря трудам советских ученых, начатых в 20 - 40-х годах, страна получила атомное оружие, атомную энергетику, ракетную технику, первой вышла в космос. При этом именно ученые (Курчатов, Королев и др.) возглавили соответствующие проекты-структуры.

Творцами в области науки были и многие руководители - практики.
Выдающийся советский полководец Г.К. Жуков и воспитанная им школа советских полководцев добились блестящих побед, в том числе, благодаря тому, что они опередили генералитет противника и других стран мира в разработке и использовании методов системного подхода[?] при управлении войсками. В частности, при планировании операций они методологически целенаправленно использовали все инструменты познания закономерностей вооруженной борьбы и объективного обоснования планов: качественный анализ (логику), результаты накопленного опыта, натурное моделирование (военные игры), математическое моделирование (оперативно-тактические расчеты).

Важным достижением советской науки было обоснование показателя рентабельности производств - расход энергоресурсов на единицу произведенной
(по плану) продукции. Этот показатель стимулировал рентабельность организации производств, экономию энергоресурсов, что существенно влияло на темпы развития экономики (на Западе до этого показателя додумались только в
70-е годы в связи с энергетическим кризисом). Было организовано массовое стахановское движение, смысл которого - повышение производительности труда иногда на несколько порядков при тех же или меньших затратах энергоресурсов. Стаханов и его последователи стимулировались морально
(высокие правительственные награды, всенародная известность) и материально.

Наряду с очевидными успехами советской науки, она едва ли не первой показала пример пагубных последствий диктата, произвола, отсутствия плюрализма мнений. Так, уже в 1922г. из страны было выслано несколько тысяч интеллигентов, несогласных с доктринами тогдашнего руководства. Многие из них, как указывалось выше, впоследствии стали учеными с мировым именем.

В 30-х годах генетика, а в 50-х годах кибернетика объявлялись лженаукой, а ученые подвергались репрессиям. Наибольшая возможность подвергнуться гонениям была у ученых-социологов (вынужденных критиковать официальные доктрины), а также у ученых в тех областях, где руководству страны не была видна возможность получить достаточно быстрый результат.

Достигнутые успехи в создании сплоченного многонационального государства позволили продумать и организовать централизованную систему управления экономикой страны. Она предусматривала систему союзных, союзно- республиканских, республиканских наркоматов со строгой организацией
«вертикального» их подчинения. Внешняя торговля была монополией государства. Важную роль играл Госплан, который обосновывал и план развития экономики, и план обеспечения наркоматов и ведомств ресурсами. Возглавляло управление всеми сторонами жизни страны Политбюро ЦК ВКП(б). Его рабочими органами являлись ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров. В СНК ведущие посты занимали члены партии. Аналогичные системы управления были в союзных, автономных республиках, краях, областях, районах. Системы управления различных уровней были соподчинены строгой дисциплиной.

Созданная система управления была весьма гибкой, с точки зрения ее цели, что достигалось за счет использования структур и власти ВКП(б).

Партийная дисциплина обеспечивала обязательное выполнение установок руководящих органов партии всеми членами партии (а они занимали или контролировали все ключевые посты в государстве), не взирая на ведомственные или национальные (территориальные) перегородки. Это давало возможность оперативного создания и функционирования в течение нужного промежутка времени «горизонтальных» структур различного уровня - районного, областного, республиканского, союзного. Такие структуры создавались из элементов различных наркоматов, ведомств. Возглавлялись они либо партийными функционерами с включением в состав руководства профессионалов, либо профессионалами с включением в состав руководства партийных функционеров.
Руководство наделялось необходимыми полномочиями для выполнения предписанных планом задач.

В 30 - 50-е годы создавалось и функционировало множество таких структур, например, для развития авиации, танковой промышленности, тракторостроения, эвакуации с началом войны объектов народного хозяйства из западных районов страны в восточные, восстановления разрушенной войной промышленности
Донбасса, создания атомного оружия и атомной энергетики, создания ракетной и космической техники и др. В качестве примера рассмотрим структуру
«Танковая промышленность». Ее элементами были предприятия, конструкторские бюро (КБ) различных наркоматов: по производству танковой брони, двигателей, танковых пушек и пулеметов, оборудования связи, по производству топлива и т.д., собственно танковые заводы и КБ, армейские ремонтные предприятия (с точки зрения снабжения их запчастями, оборудованием), учебные заведения для подготовки инженерно-технического персонала и т.д. В предвоенные и военные годы курировал танковую промышленность член Политбюро В.М. Молотов.

Неверно утверждение, что дело в таких структурах (и в экономике в целом) держалось исключительно на драконовских порядках. Требования к трудовой и технологической дисциплине были, действительно, очень жесткими, нарушители могли привлекаться и к административной, и даже к уголовной ответственности. Применялись и меры экономического стимулирования, но в условиях бедности государства они не были ни развитыми, ни щедрыми. Однако для достижения эффективности производства недостаточно лишь добиться своевременного прихода рабочих на работу. Методы принуждения и побуждения людей, трудовая и технологическая дисциплина должны были обеспечить рациональную организацию работ для выполнения плана. Без рациональной организации дела ни один руководитель того времени не смог бы долго удержаться в должности. Возвратимся к примеру танковой промышленности. Ее успехи были предопределены в значительной степени тем, что для вооружения армии было принято ограниченное число (четыре) базовых типов танков: средний танк Т-34, тяжелые танки КВ, а затем ИС, малый (разведывательный) танк Т-70. Это произошло в результате борьбы мнений, конкурентной борьбы различных КБ. В момент принятия на вооружение эти танки превосходили по своим боевым возможностям танки аналогичных типов всех армий мира. Что касается танка Т-34, то он вообще изменил все танкостроение мира. Некоторые английские специалисты даже утверждают, что он изменил и политическую карту мира, т.к. именно он, мол, обеспечил победу Красной Армии во 2-й Мировой войне[[?]]. Танки были сконструированы «на вырост» - позволяли их модернизацию с учетом изменения условий военных действий. Кроме того, на базе этих типов танков были созданы все типы самоходных артиллерийских установок (САУ). Ограниченное число типов танков и САУ позволило стандартизировать их узлы, оборудование, вооружение; ремонт, снабжение танковых войск во фронтовых условиях, способствовало массовому выпуску танков и САУ, облегчило подготовку кадров создателей танков и кадров для танковых войск, обеспечило разработку эффективной тактики использования танковых частей и соединений.

Для сравнения можно указать (не вдаваясь в детали), что Германии во время второй мировой войны потребовалось создать около 230 типов танков и
САУ со всеми вытекающими отсюда трудностями[[?]]. Без преувеличения можно считать, что только возможность использования индустриального потенциала всей Европы спасла танковую промышленность Германии. Она бы не выдержала борьбы с танковой промышленностью нашей страны, несмотря на благоприятные условия работы в глубоком тылу.

Для успеха дела в важных областях народного хозяйства большое внимание уделялось разработке передовых технологий, обязательно учитывающих реальные возможности страны. Так, технология выпуска танков Т-34 обеспечивала высокие объемы производства брони необходимого (нового в танкостроении) качества, лучших в мире танковых моторов, штамповку башен (вместо более трудоемкой отливки), невиданные в мировой практике оригинальные способы сварки и т.д. Этот лучший в мире танк производился только из отечественного сырья и материалов руками немногих квалифицированных (отечественных, конечно) специалистов с широким привлечением труда малоквалифицированных рабочих (часто женщин, подростков). Наш противник хотел, но не смог скопировать технологию производства танков Т-34, реактивных минометов и другой нашей техники[?].

Чрезвычайно высокие требования предъявлялись к подготовке и к работе инженерно-технических специалистов, руководителей всех уровней. Они творили буквально чудеса, которыми можно заполнять тома книги рекордов Гинесса.
Известны, например, случаи, когда гаубица была разработана за 18 суток, а новый тип «Катюши» - за 12 суток (с подготовкой всей технической документации); известны случаи, когда эвакуированные заводы начинали работу под открытым небом, до постройки корпусов, до прибытия технической документации (по памяти).

Рассматривая кадровую политику 30-х годов в широком плане, можно сделать вывод, что осуществлялась быстрая замена «пламенных трибунов» специалистами
- прагматиками, получившими высококачественное образование при советской власти и преданных Родине. Средний возраст «генералов» в народном хозяйстве составлял 30-40 лет.

В важных областях народного хозяйства (особенно в оборонной промышленности) боролись с монополизмом. Так, создавались параллельно работающие и конкурирующие КБ. Техника к производству, для обеспечения народного хозяйства, Вооруженных сил принималась на конкурсной основе.
Высокое качество такой техники окупало затраты на демонополизацию.

Объективности ради следует заявить, что не все области народного хозяйства получили быстрое развитие и работали эффективно. Отставали сельское хозяйство, легкая промышленность, структуры, обеспечивающие быт людей.

Заключая описание созданной системы централизованного управления можно сказать, что народное хозяйство страны в то время представляло единую фирму. Это давало колоссальные возможности, но предъявляло чрезвычайно высокие требования к руководству страны и совершенно новые (в истории) отношения людей к собственности и к труду. Эта система в условиях бедности государства могла существовать при преобладании внеэкономических форм побуждения и принуждения людей.

Впечатляющие успехи созданной в стране экономической системы дали основания А. Энштейну для следующей ее оценки (1948г): «…социалистическая система экономики обладает преимуществами, которые определенно перевешивают ее недостатки, если только управление осуществляется хотя бы в какой-то мере на должном уровне. Нет сомнения, придет день, когда все нации (если только они будут существовать) будут благодарны России за то, что она энергичными действиями впервые продемонстрировала практическую возможность планового хозяйства, несмотря на все возрастающие трудности. Я также полагаю, что капитализм, или, следовало бы сказать, система свободного предпринимательства, окажется не в состоянии сдержать безработицу, которая будет становиться все более хронической из-за технического прогресса, окажется не в состоянии установить здоровое равновесие между производством и покупательной способностью людей»[?].

Подчеркнуто нами в этой оценке глубокое, дальновидное и, к сожалению, подтвердившееся на практике предупреждение А. Эйнштейна о недостатке, точнее, особенности созданной экономической системы.

3 Попытки модернизации экономической системы страны в 50 - 80-е годы.

Причины неудач.

В 50-е годы созданная в 30 - 40-е годы экономическая система стала изживать себя.

Эта система была создана и была эффективной для экономического рывка с ноля, с целью создания мощного независимого государства, для ведения войны, для восстановления народного хозяйства после войны в условиях угрозы вооруженной агрессии Запада. Но в условиях экономического соревнования с окрепшим Западом она проигрывала. Сложная структура народного хозяйства, новый виток научно-технической революции требовали более широкой инициативы и предприимчивости на всех уровнях, чем это допускала существующая жесткая централизованная система управления экономикой. Совершенствование системы вызывалось и необходимостью повышения благосостояния советского народа. В соревновании с социализмом, ослабленным войной, десятка передовых капиталистических стран, навязав СССР военно-техническое соревнование, усовершенствовав способы эксплуатации слаборазвитых стран, обеспечила существенное улучшение жизни больших масс своих народов[?].

Начали назревать противоречия и в области национальных отношений.
Система жесткого централизованного планирования (особенно в условиях некомпетентного руководства) имела возможность не считаться с национальными особенностями, традициями народов, разрушать привычную им жизнь, экологию.
Между тем, все нации и народности обрели национальное самосознание, во многих из них начал зарождаться национализм.

Центральной проблемой для совершенствования нашей экономики стала проблема замены внеэкономических форм побуждения и принуждения экономическими формами.

В тесной связи с этим находилась и необходимость таких демократических преобразований, которые бы обеспечивали эффективную сменяемость, отбор руководителей для всех уровней руководства (см. выше - предупреждение А.
Эйнштейна). При этом начинать надо было сверху - с демократических форм смены высшего руководства страны, что во многом бы способствовало смене руководства на всех других уровнях. Такой работе должна была предшествовать разработка теории[?], а затем плана преобразований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.