реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Полная история танков мира

Полная история танков мира


Проект танка поручика Г. Бурштыня


ПЕРВЫЕ  ПРОЕКТЫ

Танк — это боевая машина, сочетающая в себе огневую мощь, броневую защиту, и высокую подвижность. Современные танки представляют собой мощные боевые ма­шины массой в несколько десятков тонн, вооруженные пушкой калибра 105—125 мм и несколькими пулеметами, имеющие дифференцированную толщину брони 200 мм и более. Они способны развивать по шоссе скорость свыше 60 км/ч, передвигаться в условиях бездорожья, преодолевать различные препятствия и водные преграды.

Прежде чем приобрести эти высокие боевые и технические качества, танки про­шли сложный путь развития от тихоходных, неповоротливых и малонадежных конст­рукций до современных грозных боевых машин. Появление первых из них имело, в свою очередь, весьма длинную и сложную предысторию. Уже в том виде, в каком танк впервые вышел на поля сражений в 1916 году, он представлял собой качественно совершенно новое боевое средство. О предшественниках или прототипах танка мож­но говорить весьма условно — в той мере, в какой отдельные свойства, характерные для танка, были присущи тем или иным средствам борьбы и видам вооружения на протяжении многовековой истории развития военного искусства. Лишь к началу 20 века окончательно сложились основные условия для появления грозной боевой маши­ны: компактный экономичный двигатель (появление танкового мотора стало возмож­ным тогда, когда уже был накоплен достаточный опыт строительства и применения автомобильных двигателей внутреннего сгорания); движитель значительно более вы­сокой проходимости, чем колесный: и, наконец, прочная броневая защита.


Гусеничная паровая машина, пред­назначенная для военных целей, была предложена французом Эдуардом Буйе-ном в 1874 году в его проекте брониро­ванного вооруженного поезда, катящего­ся по подвижным повертывающимся рельсам. Проект предусматривал защи­ту толстой броней, экипаж 200 человек и вооружение — 12 пушек и 4 пулемета. По расчетам изобретателя, такой поезд дол­жен был двигаться по любой местности со скоростью до 10 км/ч при мощности дви­гателя всего в 20—40 л. с. Естественно, что столь высокие динамические каче­ства машины Буйена не могли быть прак­тически осуществлены.

Вполне современные металлические гусеничные ленты получили широкое рас-\ пространение на американских тракто­рах «Ломбард» лишь в 1904 году.

Первый зарубежный проект везде­ходной бронированной боевой машины был разработан капитаном французской армии Левассером в 1903 году, но осу­ществлен не был.

В 1913 году поручик Гюнтер Бурштынь представил австрийскому военному ми­нистерству свой проект колесно-гусенич-ного танка. На проект была наложена резолюция «человек сошел с ума», и идеи изобретателя небыли претворены в жизнь.

Идея создания боевой бронированной машины в России зародилась еще в 1856 году, когда в Артиллерийское отделение Военно-ученого Комитета поступило пред­ложение титулярного советника Г. Е. Е. «Использование бронированных парово­зов, движущихся по грунту». Однако оно было отклонено. С 1911 по 1916г. в воен­ное ведомство России был подан целый ряд проектов бронированных машин:

«Боевая машина» и сверхтяжелый танк Менделеева, колесный танк Лебеденко, «Наземный броненосец» Демьянова, «Броненосный трактор» Казанского, «Земной броненосец», «Вездеход» Поро-ховщикова и др., но по разным причинам они также не были реализованы.

Проект тяжелого танка В. Д. Менделеева

Замечательный проект гусеничной бронированной и вооруженной машины, впоследствии названной танком, был раз­работан Василием Дмитриевичем Менде­леевым (1886—1922 гг.)—младшим сы­ном знаменитого русского ученого Д. И. Менделеева. В 1903—1906 годах В. Д. Менделеев учился в Кронштадтском мор­ском инженерном училище на корабле­строительном отделении. В годы пребы­вания в училище он интересовался рус­ским военным кораблестроением, внимательно изучал конструкции броненосцев и крейсеров. В 1908—1916 годах, рабо­тая конструктором на петербургских су­достроительных заводах(Балтийский су­достроительный и механический, Невский и др.), он участвовал в разработке и по­стройке двигателей для подводных лодок мощностью в 1000л. с., был главным кон­структором проектов подводных лодок, выполнявшихся для морского техничес­кого комитета, и т. д.

В течение нескольких лет (1911—1915 годы) без чьей-либо помощи в свободное от основных занятий время В. Д. Менде­леев работал над проектами боевой ма­шины. По одному из вариантов боевая ма­шина В. Д. Менделеева, весом около 170 т, должна быть вооружена 120-мм пушкой, помещенной в носовой части броневого корпуса, и пулеметом, установленным во вращающейся башенке. Боекомплект пушки — 51 артиллерийский выстрел. Толщина броневой защиты корпуса: лобо­вой части 150 мм, бортов и кормы 100 мм. Расчетная максимальная скорость движе­ния 24 км/час. Экипаж должен был состо­ять из 8 человек.

Опыт русского военного корабле­строения позволил изобретателю разра­ботать проект такой боевой машины, сме­лость конструктивных решений которой по сей день вызывает изумление.

Детально разработанные чертежи и объемистая объяснительная записка, со­держащая подробные расчеты спроек­тированной боевой машины, говорят об огромной работе, проделанной В. Д. Мен­делеевым.



По проекту внутри броневого корпу­са, помимо двигателя внутреннего сгора­ния, силовой передачи, боекомплекта и внутреннего оборудования, размещалась и ходовая часть. В машине предполага­лось установить мощный бензиновый дви­гатель внутреннего сгорания. Интересно отметить, что по мысли изобретателя бен­зиновые баки располагались в кормовой части машины над днищем, в изолирован­ных отсеках. Коробка передач была спро­ектирована механическая, с четырьмя передачами для движения вперед и одной передачей заднего хода. Имелась возмож­ность изменять направление вращения коленчатого вала двигателя, перестанав­ливая распределительные валики, что предусматривалось конструкцией двига­теля. В случае необходимости эта работа могла быть выполнена в течение получа­са. В танке предполагалось использова­ние пневматической подвески, которая благодаря дросселирующему действию соединительных трубопроводов при мед­ленных колебаниях корпуса работала как блокированная, а при быстрых — как ин­дивидуальная. Наличие разработанной В. Д. Менделеевым пневматической под­вески позволяло осуществлять движение с полуопущенным корпусом, а при необ­ходимости прекращать движение и пол­ностью опускать корпус на грунт. По мыс­ли изобретателя, полное или частичное опускание корпуса защитило бы от вра­жеского огня наиболее уязвимую часть ма­шины — ходовую часть. Ведение огня по­сле посадки корпуса на грунт разгружало ходовую часть от вредных нагрузок, воз­никающих при стрельбе из пушки.

За рубежом идея опускания корпуса танка на грунт была реализована лишь в 1942 году в немецкой 600-мм тяжелой са­моходной мортире «Тор». Пневматичес­кие подвески появились в некоторых ан­глийских авиадесантных танках лишь в начале второй мировой войны («Тетрарх» и «Гарри Гопкинс»).

Для переброски танка на большое расстояние по железной дороге предпо­лагалось использовать специальное уст­ройство, позволявшее устанавливать ма­шину на железнодорожные скаты и пе­редвигаться своим ходом или с помощью паровоза. Автор проекта писал об этом:

«Приспособленность машины переме­щаться вдоль железнодорожного пути су­щественно необходима для нее, потому что если имеющиеся понтонные и шос­сейные мосты не выдерживают ее веса, то остаются железнодорожные, которые ее вес вполне выдерживают и габарит ко­торых больше габаритов машины».

Чтобы облегчить управление танком, В. Д. Менделеев предлагал применить пневматические сервоприводы для глав­ного фрикциона, коробки передач и ме­ханизма поворота. На случай отказа пнев­матических сервоприводов предусматри­вались резервные механические приво-


Проект первого в мире сверхтяжелого танка В. Д. Менделеева' (рисунок выполнен по чертежам изобретателя)




^Н^Й-я63'^^'


Продольный разрез танка




Вид сверху на внутреннее устройство танка




При стрельбе из пушки корпус танка опускается на грунт




Тактико-технические характеристики танка В. Д. Менделеева:

Масса 173,2 т; масса брони 86,46 т: масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13 м, длина корпуса 10 ч, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел: толщина брони 150 мм (лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша), мощность двигателя 250 л. с.:


ды управления. Была разработана также механизация подачи орудийных выстре­лов, что имеет весьма важное значение для повышения скорострельности мощ­ных артиллерийских систем, Пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360°, поднималась наружу и опускалась внутрь также при помощи пневматичес­кого устройства. Пневматика использо­


валась и для облегчения регулировки на­тяжения гусениц.

Все пневматические устройства обес­печивались необходимым количеством сжатого воздуха благодаря наличию спе­циального компрессора, имевшего при­вод от двигателя танка.

Интересно отметить, что предусмат­ривались даже четыре поста управления,







позволявшие управлять машиной любо­му из членов экипажа в случае ранения или гибели водителя или повреждения рычагов управления.

Менделеев в своем проекте впервые предложил противоснарядное брониро­вание и дифференцированную броневую защиту.

Второй вариант боевой машины Мен­делеева, о котором имеются лишь отры­вочные данные, отличается увеличени­ем калибра пушки до 127 мм, наличием двух пулеметных башенок вместо одной и уменьшением толщины бортовой бро­ни до 50 мм.

Смущает в проекте только одно: на­сколько необходимо было в 1911 году за­щищать машину столь мощной броней и вооружать столь крупнокалиберной пуш­кой? Вспомним: в первую мировую войну реально действовавшие танки были за­щищены значительно слабее, а калибр танковых пушек не превысил 75 мм, тем не менее с поставленными перед ними за­дачами они справлялись. По своим пара­метрам и внешнему виду танк Менделее­ва напоминает скорее подвижную огневую точку, предназначавшуюся, по-видимому, для разрушения фортификационных со­оружений крепостей. Применение же его как танка вряд ли было возможным из-за крайне ограниченной проходимости.

Однако все это отнюдь не умаляет за­слуг талантливого русского инженера В. Д. Менделеева. Его проект представлял со­бой яркую и оригинальную работу, кото­рую отличало большое количество сме­лых конструктивных решений. Часть из них была реализована только в значитель­но более поздней практике танкостроения.

«Вездеход» А. Лороховщикова — первый русский тангх

Начиная с 1914 года проекты брони­рованных машин, как гусеничных, так и колесных, посыпались, словно из рога изобилия. Помимо технических предпо­сылок, появилась и потребность в такого

рода боевых машинах — не будем забы­вать, что шла первая мировая война.

В августе 1914 года в Ставку Верхов­ного Главнокомандующего обратился изо­бретатель А. А. Пороховщиков с проек­том бронированной машины — «Везде­ход». Предложение рассматривалось в Особом комитете генералом А. В. Кауль-барсом. При его поддержке Пороховщи­ков попал на прием к Верховному Глав­нокомандующему, которого убедили объ­яснения изобретателя. В принятом реше­нии было определено, что «Вездеход» должен быть изготовлен силами началь­ника инженерных снабжений армий Се­веро-Западного фронта.

В Главном военно-техническом уп­равлении необходимые чертежи, доклад­ная записка и смета расходов на пост­ройку «Вездехода» не были одобрены. 24 декабря 1914 года эти материалы посту­пили к начальнику инженерных снабже­ний армий Северо-Западного фронта, который, изучив проект, составил спе­циальный доклад главному начальнику снабжения армий того же фронта. В до­кладе обосновывалась необходимость постройки «Вездехода» как машины, по­лезной в военном деле. 13 января 1915 года постройка опытного образца «Вез­дехода» с одной широкой гусеницей была санкционирована. На его изготовление ассигновали 9960 рублей, а местом ра­боты определили казармы ушедшего на фронт Нижегородского полка.

1 февраля в Риге в казармах Нижего­родского пехотного полка завершилась организация мастерских: 25 солдат-ма­стеровых и столько же наемных квали­фицированных рабочих приступили к из­готовлению «Вездехода».

На стадии предложения рассматрива­лись два варианта — с одной и двумя гу­сеницами. Так как в конструктивном и про­изводственном отношении первый вари­ант был проще, то он и был принят. Для опытного образца, на котором должна была быть проверена правильность основной идеи изобретения, не имело существен­ного значения большее или меньшее со­


вершенство движителя, поэтому детально разрабатывался первый вариант. Это был сравнительно легкий «аппарат» мас­сой 3,5—4 т, то есть уровня танкетки. Не­сущей конструкцией являлась стальная рама, к которой крепились направляющий и три опорных (из них задний — ведущий) пустотелых барабана. Оси направляющего барабана вводились в специальные про­рези рамы и фиксировались двумя вин­тами. Его перемещением вдоль прорезей регулировали натяжку гусеницы. Кроме того, существовал дополнительный натяж­ной барабан, формирующий верхнюю ветвь гусеницы, проходящую под всем днищем корпуса. Ходовая часть закрыва­лась фальшбортом.

Широкая гусеница обеспечивала низ­кое удельное давление на грунт, хоро­шую проходимость, исключала вероят­ность посадки днищем на препятствие; но применение резиновой ленты признать удачей невозможно в силу ее высокой уяз­вимости. Вряд ли движитель мог уверен­но выдержать сосредоточенный обстрел. Однако следует сделать поправку на вы­сокие скоростные данные и малые габари­ты машины (длина — 3,6 м, ширина — 2м, высота по корпусу — около 1,5 м), извест­ным образом затрудняющие ведение по ней прицельного огня. В целом способ­ность «Вездехода» действовать в бою маневренно сомнений не вызывала.

Оригинальным образом производился поворот машины. По обе стороны рамы, в ее средней части, имелись два рулевых колеса, поворачивающиеся относительно вертикальной оси и связанные со штур­валом поворотными вилками и системой тяг. На дорогах с твердым покрытием«Вез­деход» опирался на рулевые колеса и ве­дущий барабан. На слабых грунтах руле­вые колеса самопроизвольно заглубля­лись, и в действие вступала вся поверх­ность гусеницы. Таким образом была по­лучена своеобразная интерпретация ко-лесно-гусеничного движителя.

В качестве силового агрегата исполь­зовался автомобильный 20-сильный мо­тор, смонтированный на кормовой части



•Вездеход- Пороховщикова (общий вид)                                                 •Вездеход" (продольный разрез)







•Вездеход" на испытаниях, 1915 год. Слева А. А. Пороховщиков


рамы. Крутящий момент на ведущий ба­рабан передавался через механическую планетарную коробку передач и кардан­ный вал. Следует особо отметить кон­струкцию броневой защиты — она мно­гослойная (лицевой цементированный 2-мм стальной лист, амортизирующая прокладка из волос и морской травы, вто­рой стальной лист) при общей толщине 8 мм. Поражает качество формы броне-корпуса: оно столь высоко, что невольно возникает вопрос о технологических сложностях и трудоемкости изготовления применительно к 1915 году. Не исключе­но, что именно это обстоятельство заста­вило Пороховщикова отказаться в даль­нейшем от столь удачного решения и, про­ектируя «Вездеход-2»,обратиться к при­митивному коробчатому корпусу. Кроме того, конструкция корпуса «Вездехода» позволяла добиться его водонепроницае­мости. Такая возможность анализирова­лась, и в перспективе предполагалось на­делить машину амфибийными свойствами.

Водитель и командир (он же пулемет­чик) размещались в средней части кор­пуса, «плечом к плечу», на двух установ­ленных рядом сиденьях. Вооружение (1— 2 пулемета) наметили разместить в ци­линдрической башне, венчающей боевое отделение.

В реализации проекта особое опасе­ние внушал движитель, конструкция со­вершенно оригинальная. Поэтому основ­ные усилия направлялись на сборку хо­довой части. Бронекорпус изготавливали параллельно. Его элементы подвергались пробному обстрелу. Затем всю коробку установили на легковое шасси и подверг­ли испытаниям на пулестойкость и общую жесткость.

15 мая 1915 года постройка опытного образца завершилась. На нем смонтиро­вали деревянный макет корпуса, а для ком­пенсации массы в машину уложили бал­ластные мешки. Спустя три дня провели пробный пробег. Выяснилось, что при дви­жении соскакивает гусеница. На опреде­

ление причины ушел месяц. После чего на внешней поверхности барабанов, перво­начально гладкой, сделали по три кольце­вых направляющих желоба, а на внутрен­ней поверхности гусеницы — соответст­венно три центрирующих выступа.

20 июня 1915 года на официальных испытаниях комиссия отметила хорошую проходимость машины, ее маневренность, высокие разгонные качества и скорость около 25 верст/час и в соответствующем акте № 4563 зафиксировала: «...Оказа­лось, что означенный «Вездеход» легко идет по довольно глубокому песку со ско­ростью около двадцати пяти верст в час; в дальнейшем «Вездеход» перешел на сред­нем ходу канаву с пологими откосами ши­риной по верху 3 метра и глубиной около 1 аршина... Все значительные выбоины и значительные неровности поверхности «полкового двора», где производились ис­пытания, «Вездеход» брал легко на пол­ном ходу. Поворотливость вполне удов­летворительная; в общем «Вездеход» про­шел по грунту и местности, непроходи­мым для обыкновенных автомобилей».

Доводка «Вездехода» производилась в Петрограде. 29 декабря была достиг­нута скорость порядка 40 верст/час. К этому времени было израсходовано 18000 руб. Дело сулило успех, но... военные прекратили финансирование работ. В этой связи нередко ссылаются на пре­ступное равнодушие и бюрократизм. Од­нако шел 1916 год, в самом разгаре была первая мировая война, и боевые дейст­вия приобрели затяжной позиционный характер. Объективно «Вездеход», обо­гнавший свое время, оказался «не кста­ти». Ожидать от скоростной, высокома­невренной машины эффективной работы на многорядных проволочных загражде­ниях не приходилось. Для этих целей она явно не годилась. Требовался специаль­ный танк — позиционный. И достаточно было Н. Лебеденко подать заявку на ко­лесную боевую машину прорыва, как с высочайшего благоволения императора

Николая II он получил необходимые силы и средства для осуществления своего проекта.

Итак, несмотря на положительные результаты испытаний, работы по усовер­шенствованию опытного образца «Везде­хода» были прекращены. Главное воен­но-техническое управление приняло все меры по срыву успешного завершения опытных работ и организации промыш­ленного производства танков в России. На различные предложения о дальнейшей судьбе «Вездехода» начальник Главного военно-технического управления отвечал следующими характерными резолюция­ми: «Почему мы вмешались в это дело?», «Для чего он нам?» (на предложение о передаче «Вездехода» в Главное военно-техническое управление). С декабря 1915 и по октябрь 1916 года шла бюрократи­ческая переписка, были заторможены все работы над «Вездеходом».

Подлинные чертежи первого «Везде­хода» А. А. Пороховщикова еще не уда­лось разыскать. Сравнительно недавно были обнаружены документы, по которым удалось восстановить в основных чертах историю его постройки, а также были най­дены фотоснимки машины, сделанные во время ее испытаний.

В сентябре 1916 года в русской печа­ти появились первые сообщения о при­менении англичанами нового оружия — «сухопутного флота». Эти сообщения были напечатаны в газете «Новое время» № 14568 от 25 сентября (по старому сти­лю) 1916 года и в «Петроградской газете» № 253. В связи с этими сообщениями в газете «Новое время» № 14572 от 29 сен­тября (по старому стилю ) 1916 года по­явилась статья «Сухопутный флот — рус­ское изобретение», которая вскрыла не­приглядную роль Главного военно-техни­ческого управления в задержке работ по созданию в России нового оружия — бо­евых вездеходных машин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.