![]() |
|
|
Полная история танков мираВ декабре 1915 года поручик Быковец предложил разрушать проволочные заграждения тяжелым бронированным трактором на 8 ведущих колесах. Было проведено испытание по разрушению проволочных заграждений колесным трактором, который весил около 10 т и имел двигатель в 65 л. с. Трактор был пущен задним ходом на специально построенные проволочные заграждения, которые и были им разрушены. Для характеристики косности и рутинерства, с которыми приходилось сталкиваться русским изобретателям в то время, весьма характерно заключение комиссии, проводившей это испытание. Ее выводы были следующие: «...от способа уничтожить проволочную сеть массою дорогого металла в виде трактора надлежит отказаться. ...Тяжелый трактор может сминать проволочное заграждение, но добраться такому трактору по изрытому снарядами пахотному полю под ар-
Бронеавтомобиль Русско-Балтийского завода (1914 г.) был первой бронированной машиной отечественного производства, поступившей на вооружение русской армии Бронеавтомобиль конструкции штабс-капитана Мгеброва (1914 г.) выгодно отличался от других подобных боевых машин наклонной установкой броневых листов тиллерийским огнем противника... при скорости движения от 6 до 8 верст представляется едва ли возможным». Заключение комиссии по предложению Быковца было переслано в технический комитет Главного военно-технического управления, который на одном из своих заседаний его «принял к сведению». 23 ноября 1916 года комиссия по броневым автомобилям рассматривала модель и чертежи броневой машины весом около 10т, спроектированной инженером Яковлевым. Ее главной конструктивной особенностью являлось наличие двенадцати ведущих колес. Толщина брони основных листов корпуса была 9 мм; вооружение 6 пулеметов. Машина могла двигаться по неровному грунту и преодолевать различные препятствия. Рассмотрев проект, комиссия не приняла никакого решения и ограничилась формальной отпиской. Позднее, в октябре 1917 года, рассматривался проект боевого самохода, созданный солдатом Кириченко. Особенностью этого проекта являлось использование в качестве движителя шагающего механизма. 13 августа 1915 года технический комитет ГВТУ «зарезал» проект «Земного броненосца»; 5—6 соединенных между собой катков большого диаметра, из которых 2—3 отводились под силовое отделение, а остальные, как и расположенные над катками бронеплощадки, несли в , себе вооружение, прислугу и боезапас. Не менее внушительно должна была выглядеть «Улучшенная черепаха» массой около 200 т с ходовыми катками диаметром от 2,5 до 6,6 м, 20—30-мм броней, двумя 8-дюймовыми гаубицами, несколькими пушками меньшего калибра, десятью пулеметами и 300-сильным двигателем. В связи с появлением военной авиации и ее быстрым развитием на одно из первых мест выдвинулось создание зенитных установок, поэтому в годы, предшествовавшие первой мировой войне, на Путиловском заводе разрабатывалась конструкция самоходной зенитной 76-мм пушки, устанавливаемой на шасси грузового автомобиля. Производство этих пушек началось с 1914 года. Большой вклад в дело создания самоходной артиллерии внес известный знаток стрелкового дела генерал Н. М. Филатов. /января 1916 года он представил рапорт «О пушечных бронеавтомобилях». В этом рапорте генерал Филатов обосновал необходимость установки полуоткрытых пушек на бронеавтомобили неполного бронирования, т. е. обосновал конструктивное решение установки вооружения и конструкции броневой защиты одного из типов самоходной артиллерии. В том же 1916 году под руководством генерала Филатова были спроектированы и построены самоходные орудия иного типа. 3-дюймовые (76,2-мм) противо-штурмовые пушки установили на трехколесные и четырехколесные автомобильные шасси. Строились они в мастерских офицерской стрелковой школы, а испытывались в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов) 13 октября 1916 года. Их главной конструктивной особенностью являлось применение откидного сошника для поглощения силы отдачи орудия. Применение сошника было одобрено комиссией, проводившей эти испытания, Позднее спроектировали и начали строить такого же типа установку 42-линейной пушки на базе шасси бронеавтомобиля с четырьмя ведущими колесами. Отсутствие гусеничных тракторов вынуждало использовать автомобильные шасси в качестве базы для этих самоходных орудий. Колесный движитель, естественно, не мог обеспечить им высокой проходимости, что и являлось их недостатком. В начале 1917 года в Главном военно-техническом управлении обсуждался подробно разработанный проект перевода артиллерии русской армии на тракторную тягу. В этом проекте было дано и теоретическое обоснование необходимости широкого внедрения гусеничного движителя в артиллерию. Применительно к основной цели проекта были определены желательные типы тракторов. Была так же обоснована целесообразность введения самоходных гусеничных лафетов. Проект, намного опережавший экономические возможности тогдашней России, остался нереализованным. В 1914—1916 годах русские изобретатели решили многие частные конструктивные вопросы в области бронетанковой техники. В 1914 году братья Бажановы изготовили и успешно испытали колеса с внутренней амортизацией, предназначавшиеся для бронеавтомобилей и артиллерийских орудий, но изобретение не было оценено по достоинству. Только в 1939 году на серийном советском тяжелом танке КВ были применены опорные катки с внутренней амортизацией. Изобретатель А. Л. Чемерзин в 1914 году впервые применил перископический смотровой прибор для бронеавтомобиля. 1 июня 1915 года инженер Василий Ребиков предложил двухъярусное расположение башен для бронеавтомобилей. На главной вращающейся башне он предложил установить еще одну башню, вооруженную пулеметом. Башням обеспечивалась возможность поворачиваться независимо одна от другой. Изобретатель выполнил несколько проектов установки вооружения бронеавтомобилей, но ни один из них не был реализован. Размещение вооружения, предложенное Ребиковым, представляло безусловный интерес на одном из этапов танкостроения. Повышение точности огня боевых машин давно привлекало внимание русских изобретателей. Как известно, на точность огня с ходу наиболее неблагоприятно сказываются вертикальные и горизонтальные угловые колебания корпуса. Вредное влияние этих колебаний может быть значительно нейтрализовано стабилизаторами вооружения или корпуса. В августе 1916 года одна из петроградских фирм предложила одноплоскостной электрогироскопический стабилизатор для пушечного вооружения бронеавтомобилей. Это была первая попытка повысить точность стрельбы бронеавтомоби- лей с ходу введением стабилизации вооружения в вертикальной плоскости. Военное министерство отказалось от стабилизатора, признав его медленно действующим. Однако никаких работ по его усовершенствованию не было проведено. Привлекало внимание изобретателей и создание плавающих боевых машин. Выше указывалось, что первый русский опытный танк «Вездеход» был задуман не только как машина высокой проходимости, но и как плавающая. В 1916 году изобретатель И. И. Чайковский представил в Главное управление кораблестроения предложение о постройке плавающего бронеавтомобиля. После рассмотрения его докладной записки было принято следующее решение: «...В бронированном автомобиле, могущем двигаться по воде, морское министерство надобности не встречает». Не находили необходимой поддержки у царских чиновников не только принципиально новые работы, но и мероприятия, направленные на повышение боеспособности уже существующей боевой техники, например бронеавтомобилей, Известно, что неудовлетворительная вентиляция боевого отделения (очистка от пороховых газов) значительно снижает практическую скорострельность вооружения боевых машин. Над разрешением этой проблемы русские конструкторы успешно работали еще в 1915 году. В результате в броневом отделе военно-автомобильной школы было разработано вентиляционное устройство для башен пушечных автомобилей . Рассматривавшая это предложение комиссия по броневым автомобилям 22 декабря 1915 года вынесла следующее решение: «В специальных приспособлениях для вентиляции надобности нет; достаточно немного приоткрывать откидную дверку крыши башни, которая должна быть снабжена приспособлением для закрепления ее в таком положении...» Из усовершенствований бронеавтомобилей отметим проект бронированного автомобиля с шестью ведущими колесами, представленный в начале 1916 года И. А. Кузьминым. Несколько позднее рядовой Л. Г. Пржевальский предложил приспособление для разрушения проволочных заграждений, которое должно было устанавливаться на бронеавтомобили. Приведенные выше далеко не полные материалы свидетельствуют об исключительном размахе творческой мысли русских изобретателей в создании нового вида военной техники — бронетанковой. Несмотря на огромные усилия, затраченные русскими новаторами на создание нового вида боевых машин — танков, русская армия в первую мировую войну не имела их. Недостаточное развитие тяжелой промышленности в царской России, неподготовленность страны к войне, неразбериха и развал в организации военного производства, не обеспечивавшего фронт даже снарядами, засилье иностранного капитала в промышленности являлись причинами, в результате которых не было организовано хотя бы ограниченное, мелкосерийное производство танков. Иностранные фирмы всячески стремились использовать в своих корыстных целях экономическую отсталость России. Так, например, американская компания «Гэс Трактор» (Лассинг, штат Мичиган) предложила русскому военному министерству поставки гусеничных тракторов... еще не находившихся в производстве. Как выяснилось, компания собиралась, получив русские деньги, построить завод, на котором в дальнейшем и предполагала начать изготовление гусеничных тракторов. Поставлявшиеся из Англии бронеавтомобили отличались низким качеством изготовления, а часто и вовсе оказывались непригодными для боя. Прибывшие в конце весны 1916 года в Россию 25 бронеавтомобилей «Шеффилд-Симплекс», 36 бронеавтомобилей «Армстронг Уитворт— Фиат» и 30 бронеавтомобилей «Джаррот» оказались непригодными для боевого использования. В телеграмме русскому военному атташе в Англии от 30 июня 1916 года сообщалось, что бронеавтомобили «Армстронг Уитворт—Фиат» непригодны для отправки на фронт вследствие низкого качества производства (спицы колес срезаются тормозными болтами, шасси перегружено, ряд узлов силовой передачи и ходовой части ненадежен, так как для ответственных деталей применены низкосортные материалы, и т. д.). 30 июля 1916 года в документе, адресованном русскому военному атташе в Англии по поводу другой партии бронеавтомобилей, сообщалось: «...все прибывшие в Петроград бронированные автомобили «Шеффилда-Лориеса» и «Армстронга» оказались в данном их виде непригодными для отправки на фронт». Зависимость от иностранных производителей серьезно тормозила оснащение русской армии броневыми машинами. После неоднократных поставок негодных бронеавтомобилей из Англии русское военное министерство решило заказывать за границей только автомобильные шасси, с тем чтобы их бронирование проводилось на русских заводах. Однако английские и американские фирмы не выполняли контракты, срывали работу заводов, в частности Путиловского и Ижорского, по выпуску бронеавтомобилей для русской армии. В результате даже такой весьма скромный план, как постройка 200 бронеавтомобилей в год, оказался невыполненным. Царская Россия не смогла создать отечественного танкостроения, как не смогла обеспечить русскую армию бронетанковой техникой, крайне необходимой для ведения боевых действий в операциях первой мировой войны, машинный характер которой проявился с первого ее дня. Первый в мире по-настоящему боеспособный танк был изобретен и построен в Великобритании и сразу же получил крещение огнем в боях первой мировой войны. Танки первой мировой войны.
В русско-японскую войну 1904—1905 годов в войсках появилось автоматическое оружие, увеличилось количество артиллерии, повысилось ее качество и усовершенствовались способы ее боевого использования. Во время этой войны русская армия располагала 374 пулеметами. Около 300 пулеметов имела и японская армия. Война убедительно показала большое значение пулеметного огня для обороны, особенно в случае применения пулеметов в сочетании с проволочными заграждениями, что, естественно, побуждало как к дальнейшему, более широкому внедрению в армию пулеметов, так и к изысканию средств по борьбе с ними. Последнюю задачу в годы, непосредственно предшествовавшие первой мировой войне, понимали,однако, немногие, наиболее дальновидные военачальники и изобретатели. Необходимость нового оружия была еще недостаточно ясна. Генеральные штабы и военные теоретики великих держав предполагали, что будущая война будет маневренной, скоротечной и закончится в несколько месяцев. Зачатки же позиционных форм ведения боевых действий в период русско-японской войны стремились объяснить бездарностью командования, слабой выучкой войск и прочими факторами. Подобное представление о характере надвигавшейся войны было одной из главных причин, из-за которой предложения о постройке танков, сделанные до начала первой мировой войны, не привлекли к себе должного внимания. Первая мировая война 1914—1918 годов явилась первой войной, имевшей все характерные особенности войны машинного периода. Вовлечение в войну большинства государств придало ей характер мировой. Развитие производительных сил позволило создать многомиллионные армии, насыщенные огромным количеством самого разнообразного вооружения. Достигнутый в основных воевавших странах уровень развития промышленности обеспечил в ходе первой мировой войны массовое применение автоматического и полуавтоматического оружия. Так, в течение 1914— 1918 годов в России, Германии, Франции, Англии, США и Италии было изготовлено свыше одного миллиона пулеметов. Действительный ход военных действий оказался совершенно неожиданным для военных специалистов всех стран, вовлеченных в мировой конфликт. После непродолжительного маневренного периода началась затяжная позиционная война. Появились сплошные укрепленные линии фронта с глубоко эшелонированной обороной.Массовое применение пулеметов в сочетании с развитыми инженерными сооружениями — проволочными заграждениями, траншеями и т. д. — настолько усилило оборону, что для ее преодоления наступающая сторона должна была изыскивать новые средства борьбы, поскольку существовавшие виды оружия не справлялись с решением новых задач в ходе боевых действий. Глубокое эшелонирование обороны исключало для артиллерии наступающей стороны возможность подготовки атаки на всю глубину обороны противника. После овладения первой и второй линиями окопов наступающая пехота неизбежно наталкивалась на нетронутую артиллерийской подготовкой третью линию. Для атаки новых линий обороны требовались продвижение артиллерии вперед и организация снабжения ее боеприпасами.На все это требовалось время, в течение которого противник подготавливал новые линии обороны и подтягивал свои резервы для контратаки. Таким образом, вместо прорыва происходило лишь небольшое местное продвижение — «вдавливание» линии фронта. Артиллерийская подготовка велась обычно несколько дней. На небольшом участке фронта сосредоточивалось огромное количество артиллерии, которая должна была подавлять вражеские орудия и пулеметы, уничтожать проволочные заграждения, разрушать окопы, блиндажи, поражать войска противника. При колоссальных расходах боеприпасов достигнутые успехи были ничтожны как вследствие потери внезапности, так и огромной живучести пулеметов. Наступления захлебывались при больших потерях в живой силе наступающей стороны. Требовались новые эффективные средства борьбы, которые помогли бы вывести войну из позиционного тупика и создали бы возможность перехода к маневренным боевым действиям в условиях войны машинного периода. Итак, появление сплошного укрепленного фронта, насыщенного автоматическим и полуавтоматическим оружием, явилось серьезным препятствием для маневра войск и привело к застойному характеру войны. Достигнутый же высокий уровень развития транспортных средств создавал условия для значительного повышения маневренности войск. Это специфическое противоречие первой войны машинного периода и обусловило появление нового вида боевых машин — танков. Почему танк не появился в преддверии первой мировой войны, несмотря на то, что для этого имелись все технические предпосылки, а изобретатели бомбардировали военные ведомства проектами боевых машин? Разве не заманчивые перспективы открывало применение таких средств в бою, если учитывать возрастающую мощь стрелкового оружия? Потенциальные противники, опасаясь втягивания в затяжную войну, разрабатывали доктрины, так или иначе трактующие концепцию войны «молниеносной». Все собирались энергично наступать, чтобы решить исход кампании в несколько месяцев или недель. В соответствии с этой логикой даже построение армий имело немало общего. В рамках такой направленности нашлось место и для бронепоездов, и для бронеавтомобилей, и для артустановок на бронированных автошасси — то есть средств, способных вести высокоманевренные действия. Танки, первые проекты которых базировались на тихоходных тракторных шасси, в нее явно не вписывались. Трагедия ситуации заключалась в том, что противостоящие коалиции оказались достаточно сильны, чтобы сорвать планы противника, и одинаково слабы, чтобы осуществить собственные. Вскоре фронты зарылись в землю, спутались колючей проволокой, ощетинились пулеметами. Любая атака захлебывалась в крови. Для захвата квадратной мили наступающие теряли до 8000 человек. Десятимесячное топтание на месте, известное как Верденская «мясорубка», стоило сторонам 1 млн. человек. В названии своего знаменитого романа «На западном фронте без перемен» Э.-М. Ремарк абсолютно точно передал суть происходившего: средства обороны возобладали над средствами нападения. Требовался качественный рывок, пока окончательно не истощились людские ресурсы, пока не наступил экономический крах.
В октябре 1916 года военное министерство Германии все же предприняло попытки организовать производство собственных танков. Германским конструкторам, как и их коллегам в Великобритании и Франции, приходилось все начинать с нуля, если не учитывать ограниченное знакомство с английскими машинами. Какого-либо опыта постройки вездеходных боевых машин до первой мировой войны не было. Правда, в 1911 году австрийский железнодорожник обер-лейтенант Г. Бурштын создал вполне реализуемый проект гусеничной бронированной машины «Моторгешютц» (Мо<огдезспи(г). Этот проект был предложен Военному министерству Австро-Венгрии, а чуть позже — Германии. Хотя 28 февраля 1912 года Бурштын получил на него немецкий патент № 252815, а 25 апреля — австро-венгерский № 53248, военные ведомства им совершенно не заинтересовались, Тем не менее сам факт обращения в германское (точнее — прусское) Военное министерство и получения патента позволяет немецким авторам до сих пор упоминать проект австрийского офицера как прелюдию к истории германского танкостроения. Впрочем, после первой мировой войны немецкие исследователи откопали сообщения о Б. Гебе-ле, который в 1913 году якобы испытывал вПознани «вооруженную пушками» вездеходную машину, а в 1914 году даже пы тался показать ее в Берлине. Проект «сухопутного крейсера» Гебеля рассматривался комиссией Военного министерства и был признан нереализуемым и непригодным для военного применения. Уже после появления на поле боя английских танков в печати появился рисунок устрашающей «машины кайзера для прорыва неприятельских рядов», «размером с пассажирский вагон», с шипами на броне и 20—25 пушками и пулеметами. Все это, конечно, нельзя было считать заделом для практических работ. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |