реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке

производства целесообразно ограничить потребностями в парном мясе, и по

каждому комплексу разрабатывать самостоятельные программы.

В целом для сельского хозяйства Дальнего Востока необходимо решение

ряда вопросов на федеральном уровне, учитывая удаленность и экстремальные

условия ведения отрасли. Необходимо на 50% снизить транспортные тарифы,

компенсировать для южных районов 30%, а приравненных к районам крайнего

севера и районам крайнего севера 50% стоимости комбикормов, используемых на

комплексах и птицефабриках. Усреднить по стране тарифы на электрическую и

тепловую энергию. Это создаст экономические предпосылки для восстановления

сельского хозяйства в регионе .

Поддержка экономически необходимого уровня интенсивности должна

обеспечиваться государством на основе нормативного ресурсного обеспечения.

Методы осуществления такой поддержки требуют усовершенствования и более

полного учета интересов аграрного сектора.

В предшествующие годы меры государственного экономического

регулирования обеспечения ресурсами сельского хозяйства сосредоточивались

на решении проблем реализации продукции ресурсопоставляющих отраслей. С

1993 года была введена компенсация части стоимости минеральных удобрений и

средств защиты. С 1994 г. по настоящее время через форму товарного кредита

и лизинговые поставки поддерживаются цены выше, чем на свободном рынке, на

продукцию топливно-энергетического комплекса и сельскохозяйственного

машиностроения. Принятие таких форм служит для ресурсопроизводящих отраслей

сигналом повышения спроса и возрастания цен.

Такая политика ведет к росту затрат на производство

сельскохозяйственной продукции и уменьшению доходов сельскохозяйственных

товаропроизводителей. Одновременно создается иллюзия, что средства

направляются на поддержку сельского хозяйства. Фактически они оседают в

ресурсопроизводящих отраслях, способствуют сохранению и поддержанию

диспаритета цен между отраслями, не оказывают стабилизирующего воздействия

на развитие сельского хозяйства. Механизм реализации этих мер провоцирует

рост цен на промышленные ресурсы. Поэтому необходимо изменить методы

оказания ресурсной поддержки.

В переходный период от централизованного распределения к рыночным

отношениям наиболее приемлем вариант оказания ресурсной поддержки сельскому

хозяйству путем прямых поставок минеральных удобрений, средств защиты

растений и животных, техники и других ресурсов в рамках программ

восстановления и развития конкурентных отраслей, территорий, производства

отдельных видов продукции.

В условиях Дальнего Востока конкретные программы необходимо

разработать и осуществлять по производству сои, риса, зерна. При этом

государство через уполномоченные структуры закупает необходимые ресурсы по

рыночным ценам, создает гарантированный спрос на них. Товаропроизводители

сельскохозяйственной продукции, заинтересованные в получении ресурсов, на

конкурсной основе доказывают свое право на участие в конкретной программе

производства продукции. Они проводят погашение стоимости полученных

ресурсов поставками продукции в федеральный фонд или спецпотребителям,

обеспечиваемым из федерального фонда.

При таком подходе государство выступает активным субъектом рынка

рыночными методами, формированием спроса, способствует снижению роста цен

на промышленные ресурсы, одновременно стимулирует и гарантирует спрос на

продукцию сельского хозяйства и способствует стабилизации положения в

аграрном секторе.

В стабилизации и восстановлении сельскохозяйственного производства

Дальнего Востока первоочередное значение приобретает формирование реальных

источников капитальных вложений за счет федерального и местных бюджетов,

собственных средств товаропроизводителей и частных инвесторов. Для

обеспечения эффективности требуется объединить возможности бюджетов

различных уровней по бюджетному финансированию и выделению инвестиционных

кредитов, развивать новые формы организации инвестиционного процесса,

ориентированные на привлечение частных инвестиций.

Бюджетное финансирование на безвозвратной основе необходимо сохранить

на выполнение программ защиты населенных пунктов и сельскохозяйственных

угодий от наводнений, на социальное обустройство сельской местности,

сохранение в работоспособном состоянии мелиоративных земель,

государственных мероприятий по повышению плодородия почв, обеспечение

ветеринарной безопасности.

Учитывая влияние на экономику Дальнего Востока экстремальных условий и

удорожающих факторов, необходимо обеспечить выделение аграрно-промышленному

комплексу бюджетного финансирования в соответствии с принятой президентской

федеральной программой экономического и социального развития Дальнего

Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. За 1996-1998 гг. на финансирование

мероприятий программы выделено немногим более 1% предусмотренного

финансирования.

Финансирование капитальных вложений за счет местных бюджетов

целесообразно проводить на возвратной основе в форме инвестиционных

кредитов, выделяемых на срок от 2 до 5 лет. Инвестиционные кредиты

необходимо выделять на конкурсной основе при условии их окупаемости и

гарантированного возврата. Преимущества должны предоставляться

сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от формы

собственности. Они должны обеспечивать рост производства, эффективное

использование выделенных средств, производство конкурентоспособной

продукции.

В каждой территории назрела необходимость проведения группировки

хозяйств по результатам хозяйственно-финансовой деятельности и выделить

группы хозяйств, способных обеспечить рост производства и снижение затрат.

В условиях диспаритета цен, цены реализации большинства продуктов ниже

себестоимости. Амортизационные отчисления не возмещаются доходами. Рост

отчислений за счет переоценки фондов не дает источников для технического

перевооружения, так как амортизационные отчисления используются на текущие

расходы и покрытие задолженностей.

При сохранении этого положения собственные источники инвестиций в

предприятиях не будут формироваться. Поэтому необходимо законодательно

запретить в государственных предприятиях и акционерных обществах с

государственной долей использование фонда амортизации на цели потребления.

Его необходимо сосредоточивать на специальном счете в банке и использовать

на техническое перевооружение и развитие производства. Такой же порядок

целесообразно рекомендовать негосударственным предприятиям.

В современных условиях наиболее важным источником обновления машинно-

тракторного парка в сельском хозяйстве является финансовый лизинг. Эту

форму поддержки необходимо сохранить. Однако требует снижения размер

снабженческо-сбытовой наценки до 6-8%, введение порядка погашения

лизинговых платежей один раз в год в октябре-ноябре месяце, ограничение

срока лизинга сроком эксплуатации конкретного вида техники, предоставление

права лизингополучателю досрочного расчета за технику без оплаты страховых,

арендных и других платежей.

Весь комплекс мер государственного регулирования в условиях Дальнего

Востока в ближайшие годы должен ориентироваться на поддержание доходов

сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем простое

воспроизводство при нормативных уровнях урожайности и продуктивности.

Выделение средств для поддержки сельского хозяйства обуславливается

тем, что один рубль, вложенный в аграрный сектор, вызывает дополнительный

спрос в других отраслях народного хозяйства в размере 6-8 рублей. Поэтому

вложенные средства могут дать значительный эффект в сельском хозяйстве и

взаимосвязанных с ним отраслях. При повышении доходов населения и росте

спроса на внутреннем рынке потребность в средствах для поддержки и

экономического регулирования сельского хозяйства будет снижаться.

Система государственного регулирования станет динамичной и будет

находиться в процессе постоянного развития. Наряду с мерами

государственного регулирования широко должны использоваться

внутрипроизводственные резервы стабилизации и восстановления сельского

хозяйства.

3.2 Внутрипроизводственные источники стабилизации

сельскохозяйственного производства

В процессе реформ в России выделился круг резко деградирующих в

аграрной сфере территорий, теряющих возможности для развития. Для Дальнего

Востока этот процесс принял катастрофический характер. Потеря

производственного, кадрового потенциала оказалась в регионе наиболее

высокой. Поэтому стратегической задачей сельского хозяйства Дальнего

Востока является остановка спада, стабилизация и постепенное восстановление

сельского хозяйства на новой правовой, организационной, экономической и

материально-технической основе. В решении этой задачи возрастает значение

полного использования внутрипроизводственных возможностей.

Наиболее дефицитным ресурсом в результате реформ стали инвестиции.

Курс реформ на либерализацию всех сторон жизни и изъятия средств аграрного

сектора через диспаритет цен обострили проблему инвестиций.

Поэтому на первых этапах стабилизации предстоит компенсировать

сокращение посевных площадей и поголовья скота повышением урожайности

сельскохозяйственных культур и продуктивности животных за счет улучшения

мотивации труда, более строгого выполнения технологий и перехода к

ресурсосберегающим технологиям.

Механизм наделения работников сельского хозяйства через выдачу

свидетельств на земельную долю и имущественный пай при разрушении

экономической среды, убыточности всех отраслей, перераспределении доходов в

другие сферы не создает мотивов труда ни в крупном, ни в индивидуальном

производстве. Невыплата заработной платы ведет к дальнейшему снижению

трудовой и социальной активности.

Неэффективность трудовых ресурсов, нарушение трудовой и

технологической дисциплины делают неэффективным использование всех других

ресурсов.

Собственность в таком виде при сложившихся условиях не имеет

определяющего значения для формирования постоянного интереса к

высокопроизводительному труду, эффективному использованию средств, не

приводит к персональной ответственности за результаты производства.

Работника интересует возможность получения своей доли в общем результате,

улучшение материального благосостояния. Поэтому основой распределения

дохода в реорганизованных предприятиях должна оставаться оплата по труду.

В большинстве реорганизованных сельскохозяйственных предприятий в

результате нестабильной экономической ситуации произошел возврат к оплате

за выполненный объем работ или за отработанное время. Ликвидированы

подразделения, работавшие на хозрасчете и арендном подряде. Государственный

контроль разрушен, а контроль со стороны собственников паев и долей не

создан. Непосредственные работники оказались по-прежнему отчужденными от

средств и результатов производства. В большинстве случаев имуществом и

продукцией бесконтрольно распоряжается администрация предприятий. Требуется

создание нового организационно-экономического механизма внутрихозяйственных

отношений, соответствующего новым условиям. Становление новых экономических

структур требует времени и значительных затрат.

Системообразующим укладом, от которого в регионе зависит состояние

других укладов, являются крупные предприятия различных организационно-

правовых форм. Они действуют как коллективные предприятия с точки зрения

организации производства. С изменением статуса предприятий необходимо

совершенствовать их организационно-производственную структуру. Внутри

предприятий необходимо формировать экономических собственников,

заинтересованных в эффективном использовании собственности, путем передачи

земли и имущества в аренду первичным подразделениям, крестьянским

хозяйствам, семьям работников.

В реорганизованных предприятиях необходимо отрегулировать земельные

отношения на основе аренды и выплаты арендной платы сельскохозяйственной

продукцией. В условиях неустоявшейся правовой базы, отсутствия земельного

кодекса и местных законов по регулированию землепользования аренда

обеспечивает сохранение собственности на землю преимущественно за

работниками сельского хозяйства.

В реорганизованных предприятиях число собственников земли значительно

превышает число землепользователей, отношения между ними не отрегулированы.

Это вызывает сложности в использовании земель и ведет к их выбытию. В 1994

г. завершена выдача свидетельств на право собственности на землю, создается

правовая основа для реализации собственниками земельных долей их прав,

формируется система государственной регистрации прав на земельные участки.

В последующем должны быть созданы условия для рыночного оборота земель, их

концентрации и эффективных землепользователей.

При организации арендных отношений с собственниками земли размер

арендной платы за пользование землей необходимо определять из урожайности

основных культур, обеспечиваемой естественным плодородием. Экономическое

плодородие создается деятельностью землепользователя, и дополнительная

продукция должна оставаться в его распоряжении. Для совершенствования этой

работы на федеральном уровне необходимо принять “Земельный Кодекс РФ”,

федеральный закон “Об аренде сельскохозяйственных земель”, на уровне

территорий закона “О регулировании земельных отношений”.

В результате реформ в меньшей степени пострадали ОПХ и племенные

хозяйства. В них не проходило деление земли и имущества, сохранена

целостность производственного комплекса, сохраняется более высокий уровень

интенсивности и обеспечиваются более высокие результаты. Это еще раз

доказывает, что в ходе реформ главное - не приватизация, а улучшение

экономических условий ведения производства.

Изменение экономической ситуации поставило задачу превращения

аграрного сектора в конкурентоспособную часть экономики. В структуре должен

повышаться удельный вес отраслей, позволяющих снижать потребность в

энергетических ресурсах, минеральных удобрениях, технике.

Стабилизация и восстановление сельского хозяйства в основных

сельскохозяйственных территориях региона будут обеспечены с повышением

эффективности использования земли на основе совершенствования систем

земледелия, полного учета местных условий. Структурные сдвиги в земледелии

необходимо направлять на сохранение и повышение плодородия за счет

биологических и агротехнических факторов в сочетании с рациональными дозами

минеральных удобрений. Необходимо расширять посевы культур, повышающих

плодородие. Для сокращения дефицита органического вещества посевы

многолетних трав должны занимать 20-25%, сидеральные пары 8-12%, необходимо

оставлять и запахивать солому на 35-50% посевов зерновых и сои. Проводить

известкование почв с РН ниже 5,0. Применение минеральных удобрений

необходимо довести до 50-80 кг д.в. на гектар. В сруктурной политике каждая

территория должна определять приоритеты и источники средств для их

реализации.

Предстоит восстановить и расширить посевы зерновых и сои.

Совершенствование структуры посевов, поддержание плодородия и использование

оптимальных доз удобрений на ограниченных площадях позволят довести

урожайность зерновых до 17-20 ц/га, картофеля 150-170 ц/га, овощей 160-200

ц/га. При таких показателях производство продукции растениеводства будет

рентабельным. За счет местного производства будут удовлятворяться

потребности региона в картофеле, на 75-85% в овощах, на 40-50% в зерне. Соя

будет перерабатываться в пищевые продукты и вывозиться за пределы Дальнего

Востока. Объемы производства продукции растениеводства к 2010 г. могут быть

восстановлены.

В животноводстве ситуация сложнее, и подход к восстановлению отдельных

отраслей будет различаться. Первоочередному восстановлению подлежат

индустриальные аграрные производства, имеющие возможности для быстрого

увеличения объемов продукции при проведении санации. К ним относятся личные

птицефабрики, отдельные свиноводческие комплексы и бройлерные птицефабрики.

К основной массе сельскохозяйственных предприятий потребуется

дифференцированный подход для них сохранение молочного скотоводства,

повышение его продуктивности означает возможность стабилизации и

поддержание производственного потенциала. Как показал корреляционный

анализ, по хозяйствам Амурской области основными причинами высокой

себестоимости молока в хозяйствах послужило снижение продуктивности и

уменьшение поголовья. Сокращая поголовье, предприятия лишаются возможности

восстановления. В предприятиях с поголовьем коров менее 50 голов

себестоимость в два раза выше, чем в хозяйствах с поголовьем более 300

голов.

При снижении поголовья коров ниже критического уровня необходимо

применять передачу коров на подворья работников хозяйства, обеспечивать их

кормами. За использование поголовья, потребление корма и оказание услуги

расчет проводить продукцией.

В относительно благоприятных предприятиях резервом повышения

эффективности является диверсификация их деятельности, расширение

номенклатуры производимой продукции и оказываемых услуг. Диверсификация

осуществляется путем организации переработки сельскохозяйственной

продукции, подсобных производств, оказания различных услуг.

Как показывает опыт ряда хозяйств Дальнего Востока в т.ч., опытно-

производственных хозяйств “Восточное”, “Садовое”, “Пуциловское”, АООТ

“Краснореченское”, АООТ “Партизан”, коллективного предприятия “Раддевское”,

успешно адаптируются к условиям рынка предприятия с развитой переработкой и

реализацией продукции непосредственно потребителю. При такой организации

сокращаются потери, растут объемы реализации, повышается занятость

работников и их доходы, развивается производство, решаются социальные

задачи.

Опыт эффективно работающих предприятий свидетельствует, что основные

усилия по стабилизации ситуации в АПК Дальнего Востока в ближайшие годы

необходимо направить на восстановление и развитие производства в

сохранивших жизнеспособность сельскохозяйственных предприятиях. Ресурсов

для восстановления сельского хозяйства в предстоящие годы будет

недостаточно. Поэтому основная часть их должна направляться в сектора и

отрасли, гарантирующие высокую отдачу и возврат средств. В сложившейся

ситуации это развитие переработки и реализаци продукции, развитие

кооперации в самых различных формах. Ориентация на потребителя, на

платежеспособный спрос должна стать основой текущей и перспективной

деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Необходимо в каждой территории провести группировку предприятий и

выделить хозяйства, в которых оказание помощи на возвратной основе позволит

создать возможности для стабильной работы в условиях рынка. Основная часть

зерна, сои, кормов, яиц в ближайшие годы будет производиться в предприятиях

различных организационно-правовых форм, так как только в них сохраняется

технологическая база для их производства.

В неплатежеспособных и близких к банкротству предприятиях неизбежно

проведение организационных преобразований. Реорганизация большинства

сельскохозяйственных предприятий привела к тому тому, что обезличенная

строго контролируемая государственная собственность была заменена

обезличенной и неконтролируемой совместной коллективной собственностью. Это

позволило государству снять с себя правовую и экономическую ответственность

за состояние аграрного сектора. В экономическом плане собственность

оказалась в бесконтрольном распоряжении руководителей предприятий. Это

создало условия для массовых злоупотребелений и послужило одной из причин

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.