реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мировой рынок ссудных капиталов

на себя за особое вознаграждение риск неуплаты иностранных покупателем в

обусловленный срок всей или большей части стоимости товара, поставленного

местных экспортером на условиях отсрочки или рассрочки платежа, а также

риски инвесторов, связанные с невозможностью полностью или частично вернуть

средства, размещенные за рубежом в виде прямых инвестиций.

Для осуществления государственного страхования экспортных кредитов во

многих странах еще в первые десятилетия нынешнего века были созданы, а

позднее реорганизованы, специальные институты. В одних случаях они являются

государственными организациями (США), в других – полугосударственными

(Британия, Франция), в третьих – частными компаниями, оперирующими от имени

и за счет правительства (Германия).

Гарантийные институты, действующие во всех индустриальных и в крупных

развивающихся странах – экспортерах готовой продукции (Бразилия, Индия и

др.), содействуют экономической экспансии ТНК, позволяя им привлекать более

дешевые, чем на свободном рынке, средства для кредитования экспорта. Это

усиливает конкурентные позиции на мировом рынке поставщиков из стран с

наиболее развитой системой страхования экспорта, особенно в периоды

экономических спадов.

В большинстве индустриальных стран экспорт кредитуется главным образом

частной банковской системой. Вместе с тем практика непосредственного

государственного кредитования внешнеторговых операций в той или иной форме

распространена повсюду и прежде всего через деятельность государственных

или полугосударственных внешнеторговых банков. Кроме этого, государство

создает условия для рефинансирования экспорта (переучета экспортных

векселей) на льготных условиях в центральном эмиссионном или в каком-либо

другом государственном банке.

? Особое положение в институциональной структуре мирового рынка ссудных

капиталов занимают межгосударственные банки и валютные фонды. Это созданный

в 1930 г. Банк международных расчетов (Базель, Швейцария), содействующий

центральным банкам участвующих в нем государств (в основном

западноевропейских) в проведении взаимных расчетов, наблюдающий за

состоянием еврорынка и обеспечивающий регулирование валютных и кредитных

отношений во всем мире. Последняя из перечисленных функций характеризует

БМР как важный вспомогательный орган крупнейших международных валютно-

финансовых учреждений глобального характера – Международного валютного

фонда и Международного банка реконструкции и развития.

Наряду с мировыми, в которых участвуют почти все страны, существует

целый ряд региональных и континентальных межправительственных банков:

Европейский инвестиционный банк (1958 г.) обслуживающий участников ЕС и

ассоциированные с ними государства развивающегося мира; Межамериканский

банк развития (1959); Африканский банк развития (1964 г.); Азиатский банк

развития (1963 г.); Европейский банк реконструкции и развития (1990 г.).

? Крупными субъектами международных кредитных отношений выступают

транснациональные корпорации. Они располагают гигантскими

внутрикорпоративными накоплениями и покрывают за счет самофинансирования

более половины своей потребности в ресурсах. Тем не менее, ТНК постоянно

нуждаются в средствах для обслуживания растущего производства и сбыта

продукции. Их финансовые операции сильно интернационализированы и нередко

имеют глобальный характер. ТНК используют все типы рынков, входящих в

структуру мирового рынка – национальные, иностранные и международный

еврорынок, но в значительной мере еврорынок. Из суммарной краткосрочной и

среднесрочной задолженности крупнейших ТНК в начале 90-х годов на еврозаймы

приходилось более 40%. Доля еврорынка постоянно возрастает, поскольку он

служит источником кредитования, не ограниченного национальным контролем, и

дает преимущества на получение кредитов заемщиками с мировыми внешними

связями.

Как и все другие субъекты мирового рынка ссудных капиталов, ТНК

используют его не только для получения кредитов на обслуживание текущих

платежей или долгосрочных вложений. Владея огромными собственными активами,

международные компании используют кредитные рынки, в первую очередь

вненациональные, для наиболее выгодного размещения принадлежащих им

денежных и финансовых требований. При этом ТНК сталкиваются с изменчивостью

валютных курсов и процентных ставок денежных рынков. Во избежание курсовых

и кредитных потерь они совершают разнообразные валютные операции (срочные и

срочно-наличные), за счет которых совокупный валютный оборот в мире

увеличивается во много раз быстрее роста мирового оборота товаров и услуг.

В значительной мере за счет этого к началу 90-х годов доля операций

финансового характера во всем мировом платежном обороте достигла 90% по

сравнению с 60–70% в 70-е и 40–50% в 60-е годы.

Валютные сделки ТНК позволяют им также извлекать дополнительную прибыль

от перемещения ликвидных ресурсов в зависимости от изменения конъюнктуры

мирового кредитного рынка в различных его центрах. Тем самым они ведут к

спекулятивной ориентированности рынка, к опасному отрыву финансовой

надстройки от реальных, экономических операций.

3.1. Международные организации-участники МРСК

Всемирный банк – Международная финансово-кредитная группа, состоящая из

четырех финансовых институтов: Международного банка реконструкции и

развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной

ассоциации развития (МАР) и Многостороннего инвестиционно-гарантийного

агентства (МАГИ). На группу МБРР постоянно приходится не менее половины

общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными

органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР

финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам

рекордную сумму кредитов – около 17 млрд. долл., а вместе со своими

филиалами – около 26 млрд. долл.

Целью МФК является стимулирование частного предпринимательства,

содействие совместным инвестициям местного и иностранного капитала.

МАР призвана предоставлять наименее развитым странам беспроцентные

кредиты на срок 35–40 лет при льготном периоде 10 лет. Они предоставляются

в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долл.

в год; к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако чтобы

участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо

вступить в МБРР.

МИГА как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрять

инвестиции в акционерный капитал и другие направления прямых

капиталовложений в участвующие страны посредством их страхования от

некоммерческих рисков. Он также консультирует правительственные органы

стран–членов относительно разработки и осуществления политики, программ и

порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и

переговоры между деловыми международными кругами и местными органами власти

заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет

необходимые информационные услуги.

Международный валютный фонд (МВФ). МВФ создан для того, чтобы

посредством частичной интернационализации золотых и валютных резервов

участвующих в нем стран создать пул международных ликвидных ресурсов,

который должен служить источником временного покрытия пассивного сальдо

платежных балансов стран, не располагающих необходимыми для этого

собственными ликвидными ресурсами и не имеющих возможности получить обычный

банковский кредит за границей.

Фонд предоставляет свои ресурсы участвующим в нем странам в форме

продажи необходимой им иностранной валюты на национальную валюту.

Годы существования МВФ показали, что путем частичной

интернационализации золотых и валютных резервов нельзя разрешить проблему

международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не достаточными для

того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов состоящих в

нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и другими

странами в качестве одного из средств давления на менее могущественные и

развивающиеся страны. В 1947 году МВФ предоставил кредиты 8 странам на

общую сумму 467,7 млн. долларов, в том числе Англии- 240 млн. долларов,

Франции- 125, Голландии- 52 млн.

Однако уже в 1948 году кредитный механизм фонда, на который возлагались

большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные балансы Западной

Европы оказались пассивными. Поэтому они не только не могли погасить

задолженность, но и нуждались в новых кредитах.

Руководители МВФ уже в 1948 году были вынуждены признать, что фонд не

может справиться с поставленными задачами, так как кризис валютно-

финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при

создании фонда.

Управленческая структура МВФ – Совет управляющих, в котором каждая

страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на

пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность

каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью

голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в

МВФ обладают:

- США- 17,7%

- Германия- 5,5%

- Япония- 5,5%

- Великобритания- 4,9%

- Саудовская Аравия- 3,4%

- Италия- 3,1%

- Россия- 2,9%

- Доля стран ЕС- 26,2%

24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю

остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится

лишь 40,4 голосов.

На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и

особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной

деятельности. Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за

счет специальных фондов (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Шкала процентных ставок, начисляемых МВФ

|Время пользования|Сумма кредитов в процентах к квоте |

|кредитом | |

| |от 0% до 50% |от 51% до 100% |от 100% и более |

|до 3 месяцев |проценты не взимаются |

|от 3 до 6 мес. |2,0 |2,0 |2,0 |

|от 6 мес. До 1г. |2,0 |2,0 |2,5 |

|от 1 до 1,5 лет |2,0 |2,5 |3,0 |

|от 1,5 до 2 лет |2,5 |3,0 |3,5 |

|от 2 до 2,5 лет |3,0 |3,5 |4,0 |

|от 2,5 до 3 лет |3,5 |4,0 |4,5 |

|от 3 до 3,5 лет |4,0 |4,5 |5,0 |

|от 3,5 до 4 лет |4,5 |5,0 |-- |

|от 4 до 4,5 лет |5,0 |-- |-- |

МВФ не только непосредственно кредитует страны–члены, но и помогает им

получить кредиты у правительства промышленно развитых стран, центральных

банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов, а также у частных

коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ стране на

частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы

удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее

гаранта. Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран

было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате

двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг.

развивающиеся страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые

посла 1985 года сумма кредитов превысила погашение задолженности.

Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено тремя основными

факторами.

1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к

сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило

платежные балансы ряда стран.

2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам,

приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился

в урегулирование внешнего долга этих стран.

3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР

в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к

рыночной экономике.

Банк Международных Расчетов (БМР). БМР является старейшим из

существующих международных валютно-финансовых организаций

капиталистического мира. Он был создан в 1930 году.

Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с проблемой

решения вопроса о репарационных платежах Германии странам-победительницам в

первой мировой войне и о расчетах по займам.

Американский план взимания германских репараций и расчетов европейских

стран-должников коммерческих банков США по военным долгам предусматривал

так называемую коммерциализацию военных долгов. Согласно этому плану,

получившего название “плана Юнга”, Германия должна была выпустить внешний

заем на рынках частных капиталов США и ряда стран Западной Европы. Доходы

Германии от этого займа направлялись на уплату репараций странам-

победительницам, которые должны были из этих сумм погасить свой долг по

военным займам, полученным в США.

БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску и

распространению облигаций германского займа на рынках частных капиталов.

Он должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от займа

в репарационные платежи.

Основной капитал банка установлен в 500 млн. золотых швейцарских

франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого золота. Капитал разделен на

200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125

млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала.

Высшим органом управления Банка является общее собрание руководителей

Центральных Банков стран, имеющих акции банка. Физические и частные

юридические лица, располагающими акциями банка, в собрании не участвуют.

Общее собрание созывается, как правило, один раз в год для того, чтобы

утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и убытков.

Дальнейшее развитие банка было прервано валютным кризисом, охватившим

многие капиталистические страны, и второй мировой войной. Но банк не был

ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда МВФ.

Устав БМР запрещает выпускать банкноты, представлять ссуды

правительствам, открывать на имя правительств текущие счета, держать в

своем распоряжении акции и владеть недвижимым имуществом или устанавливать

контроль над каким-либо предприятием.

Операции с коммерческими банками он производит только с согласия ЦБ

страны, на территории которой эти банки функционируют.

С 1982 года БМР предоставляет промежуточный кредит под гарантию ЦБ

странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их международной

валютной ликвидности. Такие кредиты получили Венгрия, Мексика, Аргентина,

Югославия. Для поддержания политики расширенного доступа стран с дефицитным

платежным балансом к кредитам фонда БМР совместно с 17 центральными банками

предоставили Фонду кредит в 2,5 млрд. долларов в 1982 году.

Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его

деятельности. Это определяет место БМР как вспомогательного органа МВФ и

группы МБРР, с которыми он имеет тесные связи. БМР – ведущий информационно-

исследовательский центр. Годовые отчеты Банка – одно из авторитетных

экономических изданий в мире. На базе своих исследований БМР в 1975 году

опубликовал хартию наблюдения за международными операциями банков. Иногда

рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса, имеют большее

значение, чем межгосударственные решения.

БМР превратился в международную валютно-кредитную организацию по

составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР

является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем

в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром

экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного

сотрудничества.

3.2. Транснациональные компании и банки

Транснациональные компании (ТНК). Интернационализация производства

служит основной предпосылкой интернационализации капитала и, в частности,

ссудного. Эти процессы получили выражение в превращениях ведущих

национальных компаний в транснациональные. В погоне за прибылью ТНК

вкладывают средства в производственные предприятия и банки за рубежом, а в

случае возникновения потребности часто заимствуют их на международном рынке

ссудных капиталов. Тем самым ТНК оказывают существенное влияние на развитие

международных валютно-кредитных отношений и на состояние национальных

экономик.

Каждая ТНК представляет собой огромный финансовый организм, звенья

которого тесно взаимосвязаны системой кредитно-расчетных отношений.

Специальные кредитно-финансовые подразделения занимаются перераспределением

накопленного капитала внутри корпорации и привлекают внешние ресурсы. В

результате как бы образуется внутрикорпорационная сфера обращения. Этот

внутрикорпорационный финансовый механизм имеет прямую и обратную связи с

международным рынком ссудных капиталов, которые во многом определяют ход

развития интеграционных процессов между странами.

Одновременно международный рынок ссудных капиталов способствует

деятельности ТНК и в качестве дезинтегрирующего фактора. Интенсивность

интеграционных процессов зависит от конкретной сферы общественного

воспроизводства: материального воспроизводства, обращения товаров и услуг,

денежных средств и т.п. Наименьшая ее величина – в производственной сфере,

наибольшая – в денежно–кредитной.

Международный рынок ссудных капиталов переплетает капиталы подавляющего

большинства стран, что ослабляет возможности контролировать этот процесс в

связи с неспособностью обеспечить необходимое межгосударственное

регулирование.

Влияние международного рынка ссудных капиталов на экономику усиливается

деятельностью ТНК. В результате региональная интеграция (в рамках ЕС)

оказывается под дезинтегрирующим воздействием международного рынка ссудных

капиталов. Однако страны общего рынка не смогут существенно ограничить

связи национальных рынков ссудных капиталов с международным, поскольку это

одновременно ослабляет их внутрирегиональные связи.

На рынке краткосрочных еврокредитов проводятся операции по кредитованию

средств ТНК. Сроки предоставления ссуд – от 3–6 месяцев до одного года.

Преобладающей формой краткосрочных кредитов являются межбанковские ссуды,

т.е. помещение банками депозитов на счета других крупных банков по

относительно низкой процентной ставке. Последние же используют эти депозиты

для кредитования первоклассных заемщиков по более высоким процентным

ставкам, получая большие прибыли на разнице процентов.

Транснациональные банки. На рынке ссудных капиталов господствующие

позиции занимают транснациональные банки, которые представляют собой новый

тип международного банка: они являются главными центрами и посредниками в

международной миграции капитала.

Транснациональные банки (ТНБ) – это крупные банки, достигшие такого

уровня международной концентрации и централизации капитала, который

благодаря сращиванию с промышленным капиталом предполагает их реальное

участие в экономическом разделе мирового рынка ссудных капиталов и кредитно-

финансовых услуг.

Международные монополии в банковском деле возникли в конце XIX – начале

XX в. в виде банковских картелей и синдикатов монополистов, которые

осуществляли международную деятельность на рынках ссудных капиталов своих

стран. Слияние, сращивание и взаимопроникновение промышленного и

банковского капиталов и стали основой создания финансового капитала.

В 70–80-е годы произошла трансформация монополистических банков в

транснациональные. Современные международные банки отличаются главным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.