реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Промышленная политика России

хозяйства, присущие им низкие темпы станут предопределять и общие темпы

экономического роста (по некоторым оценкам, не более 2-3 % в год при самых

благоприятных условиях, чего явно недостаточно для решения социально-

экономических задач России).

Приведенная контраргументация концепции экспортоориентированной

структуры народного хозяйства, как представляется, должна предостеречь лишь

от абсолютизации этой концепции. Из сути этих доводов следует только то,

что в развитии экспортного потенциала нельзя замыкаться на сырьевых

отраслях: необходимо наращивать его и на базе других производств (к которым

ныне можно отнести производство вооружений и ядерного топлива для атомной

энергетики, аэрокосмическую отрасль, электроэнергетику, тяжелое

транспортное машиностроение, энергомашиностроение и электротехнику). Однако

подобные критические положения следует рассматривать самым серьезным

образом, принимая решения с учетом прогноза развития фиксируемых ими

неблагоприятных факторов.

Что касается концепции импортозамещающей ориентации, то, по сути,

речь идет о стратегии обеспечения внутреннего рынка преимущественно на

основе развития национального производства, вполне логичной для нашей

страны с весьма емким потенциальным рынком и многопрофильным производством.

Более того, она указывает путь к преодолению дезинтеграции народно-

хозяйственного комплекса и к восстановлению целостности общественного

воспроизводственного процесса. Активное импортозамещение – важное средство

улучшения платежного баланса и сохранения валютных запасов страны,

предотвращения инфляции, нормализации внутреннего рынка и противодействия

безработице.

Но и этот подход к формированию структуры промышленного производства

вряд ли стоит абсолютизировать. Нельзя допускать автаркии, наш путь –

равноправное и эффективное включение в мирохозяйственные связи. Импорт

обогащает ассортимент внутреннего рынка, облегчает внедрение современных

технологий, а во многих случаях предоставляет в данном отношении

единственную возможность.

Вышеизложенные соображения конкретизируют уже формулировавшийся

вывод: развертывание промышленной политики и решение более общей задачи

формирования оптимальной структуры народного хозяйства в целом не может

опираться на альтернативную постановку вопроса – или

экспортоориентированное, или импортозамещающее развитие (допустимую,

наверное, для компактных экономик). Необходимо сочетание того и другого, а

оптимальную конкретную меру сочетания следует выявлять на уровне

народнохозяйственных комплексов (ТЭК, конструкционные материалы,

машиностроение и металлообработка, АПК и производство технически сложных

товаров народного потребления, ВПК) или даже применительно к отдельным

отраслям.

С учетом в той или иной мере охарактеризованных выше экономических

критериев, реальных возможностей и первоочередных социально-экономических

потребностей приоритеты промышленной политики в среднесрочной перспективе

надлежит, как представляется, связать со следующим перечнем объектов-блоков

отраслей.

1. ТЭК – энергетическая база народного хозяйства и главная "дойная

корова" госбюджета. Он обладает определенными конкурентными преимуществами

и мощными мультипликативными эффектами, на его продукцию предъявляется

устойчивый внешний и внутренний спрос. Необходимая экономическая поддержка

этого комплекса должна, думается, состоять, во-первых, в такой курсовой

политике, которая стимулировала бы экспорт. Во-вторых, – в полной

ликвидации не-платежей за поставляемые топливо и энергию, прежде всего

неплатежей государственных потребителей. В-третьих, – в более активной

политике государства по ликвидации задолженностей потребителей в странах

СНГ. В-четвертых, – в поощрении развертывания мультипликативного

воздействия ТЭК на сопряженные с ним отрасли и в стимулировании в этих

целях переключения с импортеров на отечественных производителей заказов

предприятий комплекса на оборудование и материально-технические ресурсы.

Соответствующую техническую поддержку могли бы оказать конверсируемые

предприятия ВПК, особенно по производству ресурсосберегающих технологий;

последнее, как и импорт таких технологий, могло бы быть поддержано

налоговыми и таможенными льготами.

Все это касается и других отраслей с высокой долей экспорта.

2. АПК. Его эффективное развитие – обязательное условие

сбалансирования потребительского рынка и предпосылка решения многих

социальных проблем. Спрос на его продукцию, естественно, гарантирован и

будет расти с повышением доходов большинства населения – особенно если

удастся поставить преграды импорту низкокачественного продовольствия и

товаров легкой промышленности; здесь уместен разумный протекционизм.

Конечно, этот комплекс требует поддержки. Но есть и другие –

организационно-хозяйственные – возможности, прямо связанные с потенциалом

промышленной политики. Тут следует принять во внимание, что в отраслях АПК,

прежде всего, собственно в сельском хозяйстве, произошли самые глубокие

разрушения, относящиеся к производству (в том числе в культуре земледелия и

животноводства), а демонтированная система управления и хозяйственных

связей сельского хозяйства с промышленностью, по сути, ничем не была

заменена[34]. Если пищевая промышленное дает положительные образцы

перестройки на рыночных началах, то сельское хозяйство, как ни странно,

вопреки имеющемуся историческому (нэповскому) опыту оказалось сферой,

наименее приспособленной к рынку. В этой связи необходимы, с одной стороны,

усилия государственных органов по восстановлению систем контрактационных

закупок урожая и агротехнического обслуживания, созданию систем

агроконсалтинга и информационного обслуживания. С другой стороны, важную

роль могут сыграть работающие на сельскохозяйственном сырье промышленные

предприятия. Прежнее понятие "смычки города и деревни", разумеется,

устарело, однако задача наладить прямые хозяйственные связи названных

предприятий с предприятиями сельскохозяйственными (при минимизации роли

посредников) сегодня представляется безальтернативной. Имено

промпредприятия призваны, используя возможности аренды сельскохозяйственных

угодий, договоров и хозяйственного ассоциирования, инициировать повышение

уровня агро- и зоотехники, совершенствование структуры посевов и стада,

улучшение в агросекторе менеджмента и маркетинга, и т.п.

Применительно к АПК особенно актуально требование усиления контроля

за финансовыми потоками и обеспечения целевого использования выделенных

средств.

3. Жилищное строительство и реконструкция жилого фонда. Жилье – одна

из самых насущных потребностей широчайших слоев населения страны и едва ли

не самый привлекательный объект реализации личных сбережений. Жилищное

строительство обладает значительным мультипликационным эффектом: оно

"вытягивает" производство строительной техники и индустрии стройматериалов,

сферу коммунально-бытового обслуживания, ряд отраслей социально-культурного

комплекса.

Стимулирование развития рассматриваемого объекта промышленной

политики желательно подкрепить продвижением жилищно-коммунальной реформы,

развитием ипотечного кредитования, разработкой современных схем и

технологий градостроительства и сельского строительства, т.е. мерами

институционального характера.

В последние годы получило широкое распространение создание элитного

жилья. Однако пик спроса на него уже миновал, и назрела необходимость

крупномасштабного строительства "народного" жилья – качественного и

относительно дешевого. С учетом мнения потребителей и выявления тенденций в

строительном деле и процессах урбанизации специалисты должны решить вопрос

о том, что предпочтительнее: многоквартирное и многоэтажное жилье или дома

на семью (по модели "одноэтажной Америки").

4. ВПК и конверсия оборонных предприятий. Промышленная политика в

этой сфере призвана обеспечить решение основной – оборонной – задачи, а

также задач расширения продажи оружия на мировых рынках, ремонта,

модернизации и сервисного обслуживания военной техники зарубежных стран, а

также широкого задействования в гражданском секторе промышленности

передовых технологий двойного применения. Потенциальный мультипликативный

эффект развития ВПК и конверсии ряда его предприятий очевиден. Эта

проблематика широко освещалась экономической литературе[35];

разрабатывались многочисленные конверсионные программы, которые не были

реализованы.

Однако, государственная промышленная политика не может ограничиваться

решением" отраслевых проблем. По мнению Ю. Кормнова[36], в ней следовало бы

предусмотреть инструменты приспособления хозяйствующих субъектов к условиям

либерализации и глобализации мировой экономики, стимулы к промышленному

сотрудничеству с зарубежными партнерами, эффективного использования их

преимуществ, меры содействия развитию экспортоориентированных

конкурентоспособных производств обрабатывающих отраслей, особенно

высокотехнологичных

Государственная поддержка – инструмент промышленной политики. В

условиях рыночной экономики государство формирует правовую и организационно-

экономическую среду деятельности предприятий, содействующую повышению

эффективности работы.

Промышленная политика опирается на механизмы, позволяющие соединять

интересы корпораций и государства. Она проводится для хозяйствующих

субъектов всех организационно-правовых форм. Ее формирование и реализация –

дело законодательной и исполнительной власти федеральной, субъектов

Федерации, местной (муниципальной). Они же вырабатывают конкретные меры

поддержки производства.

Нередко государственное содействие предприятиям понимается как прямые

бюджетные ассигнования. Но это лишь одна, к тому же не обязательно главная

и постоянная, форма осуществления промышленной политики. Как показывает

мировой опыт, такие методы не всегда оправданы, поскольку могут вызвать у

хозяйствующих субъектов "синдром иждивенчества", привести к снижению

эффективности производства и конкурентоспособности продукции, а в конечном

итоге – разбазариванию национального достояния. Конечно, в ряде случаев,

например, диктуемых необходимостью уменьшения безработицы, другими

соображениями социального характера, не обойтись без дотаций и льгот. Но

они оправданы лишь в качестве стартовых, с ограниченными и четко

зафиксированными в распорядительно-правовых документах сроками, возвратных

и (или) "возмещаемых".

Направления и формы государственной помощи предприятиям активно

участвующим в проведении промышленной политики, могут быть следующими:

- меры улучшения организационно-экономической и правовой среды

жизнедеятельности хозяйствующих субъектов, закрепляемые в

законодательно-нормативных актах прямого действия;

- система мер в финансовой, валютной, кредитной, банковской,

инвестиционной и налогово-пошлинной сферах. Назовем, в

частности, отмену НДС на изделия, изготовляемые по лицензиям

как для внешнего, так и внутреннего рынка. Без этого в

большинстве случаев лицензионная продукция машиностроения не

станет конкурентоспособной. (В сопоставлении с издержками

производства у лицензиара российское предприятие-лицензиат

несет дополнительные расходы по уплате НДС и таможенных

пошлин на импортные комплектующие). Необходимо и

предоставление правительственных гарантий по внешним

заимствованиям предприятий лишь по конкурсам. Такая мера

ориентирует на реализацию инвестиционных проектов,

отвечающих интересам предприятий и государства;

- защита отечественных товаропроизводителей на внутреннем

рынке, в частности, от недобросовестной конкуренции

иностранных фирм, содействие в продвижении товаров на

внешние рынки, поощрение предприятий, устанавливающих с

зарубежными партнерами современные комплексные формы

сотрудничества;

- методическое, консультационное и иное содействие

реформированию производства, в частности по вопросам

введения и освоения международных стандартов бухгалтерского

и статистического учета;

- поддержка малого предпринимательства;

- экономическая, социальная и стратегическая обоснованность

порядка и правил осуществления приватизации государственной

собственности;

- информационная поддержка хозяйственных субъектов, в

частности, путем предоставления разрабатываемых

государственными органами прогнозных оценок по производству

и рынку (внутреннему и внешнему) соответствующих групп

изделий.

Институциональные вопросы промышленной политики. Важную роль в

рыночной, и особенно переходной экономике играет институциональная

структура государственного управления социально-экономическими процессами.

Но она еще далека от совершенства. Ее предстоит приводить в соответствие с

изменениями, происходящими в стране, а также в мировом хозяйстве.

Представляется необходимым, во-первых, четкое разграничение прав

Федерации и ее субъектов, республиканских (областных) и местных

(муниципальных) органов власти в части хозяйственно-управленческих

вопросов; во-вторых, повышение инициативы и ответственности собственников и

руководителей предприятий разных уровней и, в-третьих, формирование

государственных управляющих и координационных институтов (органов),

развитие ассоциативных форм отраслевого и территориального взаимодействия,

создание специализированных консалтинговых центров для содействия

предприятиям в налаживании ими международного промышленного сотрудничества.

Одной из стержневых задач промышленной политики является

государственное содействие формированию корпораций, сильных в части НИОКР,

производства и коммерции, конкурентоспособных на мировом рынке. Государство

выиграет много больше при поддержке не тех или иных отраслевых проектов, а

корпораций, которые будут тем сильнее, чем смелее и расчетливее станут

взаимодействовать с партнерами из других стран, и, прежде всего, СНГ.

Инвестиционный аспект промышленной политики. Последняя, по сути,

нацелена на обеспечение высокой инновационной и инвестиционной динамики

корпораций как основы поддержания их конкурентоспособности на мировом и

отечественном рынках. Без этого неизбежны быстрое старение и деградация

производственного аппарата, технологический застой, а, в конечном счете,

снижение конкурентоспособности продукции предприятий, утрата ими ниш на

мировом рынке.

Сейчас страна не располагает инвестиционными ресурсами, достаточными

для инновационно-конкурентного развития. Отсюда закономерны попытки

мобилизовать частный капитал на конкурсной основе при долевой (в размере 20

%) государственной поддержке проектов, окупаемых в течение двух лет. Но

доверие к этому ослабевает. Да и что может сделать предприятие за 2 года?

Серьезной стратегии, рассчитанной на конкурентоспособный выход с продукцией

на мировой рынок, за такой срок нельзя выработать и тем более реализовать.

В последние годы главной формой привлечения зарубежных средств

предприятиями были кредиты, что вряд ли стратегически оправдано. Кредиты

надо возвращать с немалыми процентами и расходами по обслуживанию долга.

Вновь построенные или модернизированные предприятия могут оказаться

неконкурентоспособными к моменту появления на рынке их продукции, если она

не найдет спроса. Действуя в одиночку на свои или заемные средства,

хозяйствующие субъекты во многом рискуют.

Прямые инвестиции в реальный сектор экономики предпочтительнее

торгово-кредитных форм сотрудничества. Правда, прошедшие годы

свидетельствуют, что иностранные инвесторы вкладывают свои средства главным

образом в топливно-сырьевые отрасли. Это неперспективный путь. Чтобы не

допустить деградации отечественного промышленного комплекса, особенно

высокотехнологичных производств, требуются прямые зарубежные инвестиции для

реализации проектов, прежде всего, в машиностроении и других обрабатывающих

отраслях. Значит, надо инициировать разработки и реализацию проектов

промышленного сотрудничества с иностранными фирмами, у которых велик

инвестиционно-инновационный потенциал. Промышленная конкурентная политика

должна побуждать к этому.

Для российских предприятий более предпочтительна международная

(межфирменная) научно-производственная кооперация производства, которая

охватывает все или большую часть звеньев инновационно-воспроизводственного

цикла (наука - технологии - инжиниринг - производство - сбыт -

послепродажный сервис реализованной продукции). Научно-производственная

кооперация имеет ряд особо важных преимуществ. Она позволяет:

- создавать принципиально новые или модернизировать

действующие производства для изготовления

конкурентоспособной продукции, обеспечивающей партнерам по

кооперации достаточную прибыль при ее реализации, а также

выгоду ее потребителям. Цели, предусматриваемые

кооперационными проектами, становятся достижимыми в наиболее

короткие сроки со значительно меньшими инвестиционными и

текущими затратами каждым из партнеров по сравнению с

производством без кооперации;

- при сравнительно небольшом увеличении взаимных поставок

промежуточных изделий (комплектующих) между российскими и их

зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого

увеличения выпуска финальной кооперированной продукции и ее

реализации на внутреннем и внешних рынках. Это достигается

тем, что к относительно небольшой части импортированных

комплектующих, которые не производятся в нашей стране,

российское предприятие может присоединять значительно больше

комплектующих своего производства и живого труда;

- в наибольшей мере экономить валюту при налаживании

кооперирования. Это ставит международную научно-

производственную кооперацию на первое место среди других

форм внешнеэкономических связей в перерабатывающих отраслях,

учитывая тяжелое валютное положение России, недостаток или

отсутствие у предприятий свободно конвертируемой валюты.

Научно-производственная кооперация – наиболее экономная, по

сравнению с другими, форма привлечения иностранных

инвестиций. Она освобождает хозяйствующие субъекты от

значительной части капитальных вложений, затрат на

исследования, разработки и т.д., которые несет зарубежный

партнер;

- быстрее и радикально повышать технический уровень

производства, технико-экономические и качественные параметры

продукции на основе применения передовых российских и

зарубежных технологий (от них примерно на 2/3 зависит

величина издержек производства);

- коренным образом совершенствовать организацию и управление

производством, в том числе на основе его реструктуризации в

направлениях, предопределяемых достижениями электроники,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.