![]() |
|
|
Рынок ценных бумагЦель коррекции законов на Западе — это защита интересов вкладчика- инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств. Крупные скандалы в России на рынке ценных бумаг летом и осенью 1994 г. показали, что принятые положения о ценных бумагах и бирже 1991 г оказались неэффективными для регулирования рынка. Это привело к большим финансовым потерям многих физических и юридических лиц, так как многие компании осуществляли эмиссию и продажу своих ценных бумаг без лицензирования со стороны Центрального банка, Министерства финансов Именно это обстоятельство привело к реорганизации Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, которая с ноября 1994 г. взяла на себя функции по регулированию рынка ценных бумаг России согласно Указу Президента Российской Федерации В задачу новой комиссии входит прежде всего лицензирование эмитентов ценных бумаг, обеспечение контроля за деятельностью банков и других кредитно-финансовых учреждений, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, создание и организация исполнительной дирекции данной комиссии при Правительстве с целью эффективного регулирования рынка ценных бумаг. Из всего сказанного выше необходимо сделать вывод об особенностях развития рынка ценных бумаг в России Во-первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В России зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства. Во-вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность операций на нем, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста. В-третьих, дестабилизирующее влияние на российский рынок ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера. Зарубежный опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска индексируемых ценных бумаг. Доход по таким бумагам индексируется с поправкой на темп инфляции. В России рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг. В-четвертых, серьезным препятствием на пути создания эффективно функционирующего фондового рынка в России является несовершенство законодательства и норм регулирования по ценным бумагам. 3.2 Прогноз фондового рынка России на 2000 год. Рэкинги профессиональных участников фондового рынка по итогам 2000 года. Прогноз фондового рынка России на 2000 год. По данным агентства Standard & Poor s, в 1999 году российский рынок корпоративных бумаг стал вторым по доходности в мире (рост инвестиционного индекса составил 240%), уступив только рынку Турции (309%). Западные инвестиционные фонды, работающие с русскими акциями, продемонстрировали рост доходов в среднем на 150%. Напомним, что в 1998 году российский рынок акций принес инвесторам крупные убытки. В 1997 году он испытал как сильный рост, так и сильное падение, а в 1996 году был самым доходным в мире. В январе 2000 года Россия вновь вышла в лидеры по показателю фондового индекса среди стран с развивающимися рынками. Это связано с отставкой Бориса Ельцина и назначением и.о. Президента Владимира Путина. Резко повысилась инвестиционная привлекательность России, так как страна продемонстрировала приверженность конституционным принципам смены власти. Кроме того, наметилось сотрудничество между исполнительной и законодательной ветвями власти, отсутствие, которого в прежние годы тормозило реформы. Успех 1999 года был обусловлен существенным улучшением экономической ситуации. Выросли ВВП и промышленное производство, инфляция удержалась на уровне 36,5%, впервые за 8 последних лет перевыполнены планы сбора налогов. За 1999 год ВВП вырос на 3,2% по сравнению с 1998 годом. Пять базовых отраслей российской экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и розничная торговля) увеличили в 1999 году производство продукции и услуг на 5,2% по сравнению с 1998 годом. В 1998 году снижение составляло 5,8% по сравнению с 1997 годом. Как поведет себя российский фондовый рынок до президентских выборов? Что произойдет с ним после выборов? Повториться ли цикличность, характерная для рынка за последние годы, или он приобретет черты зрелости и предсказуемости? Все эти вопросы не могут не волновать участников фондового рынка. Что определяет динамику рынка акций? Для того чтобы спрогнозировать динамику рынка акций, необходимо понять, кто основные игроки на рынке, на какие критерии они ориентируются, принимая решения о портфельных инвестициях? Точных данных о структуре капитала, инвестируемого в российские корпоративные ценные бумаги, нет. После кризиса 1998 года рынок корпоративных акций стал альтернативой сократившемуся до карликовых размеров рынку ГКО/ОФЗ. В результате доля российских участников фондового рынка выросла. Тем не менее иностранный капитал по-прежнему преобладает на нем. По одним оценкам, 70% сделок на организованном рынке совершается по поручению иностранных инвесторов. По другим – на долю оффшоров (в том числе российских) приходится не менее 80% оборота акций российских эмитентов. Глобальный характер фондового рынка определяет исключительно важную роль иностранных институциональных инвесторов в динамике фондового рынка. Иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на «фундаментальные» показатели развития экономики. Как и в 1999 году, исключительное значение будет иметь динамика макроэкономических показателей. В России исключительную роль играли, и будут играть политические факторы. Продвижение реформ и благоприятный инвестиционный климат в стране напрямую связаны с ними. Рост рынка в 1996 и 1997 годах происходил при снижении основных макроэкономических показателей. Ключевое значение для инвесторов в эти годы имели результаты борьбы реформаторов и консерваторов. Но после того как угроза реставрации коммунизма в России отпала, на первый план выдвинулись вопросы «чистоты» механизмов демократии и борьба с коррупцией. После августовского дефолта Россия утратила доверие западных портфельных инвесторов: инвесторов «кинули» не коммунисты, а правительство реформаторов и «олигархические» финансовые группы. Негативные последствия для рынка имели скандал со счетами Bank of New- York, который наглядно продемонстрировал отсутствие эффективных механизмов контроля над вывозом капитала из России. Многочисленные нарушения прав миноритарных акционеров внесли свою лепту в формирование «непривлекательного» облика рынка, который он приобрел за последнюю пару лет. Закономерно, что капитализация рынка акций российских эмитентов в настоящее время составляет по разным оценкам от 25 до 35 млрд. долларов, что примерно равно капитализации фондового рынка Польши. Синдром «Доу-Джонса». В 1999 году, как никогда, проявилась зависимость российского рынка от событий на фондовом рынке США. До осени 1997 года индекс РТС в основном производил колебания одного из индексов развивающихся рынков – Hang Seng (Гонконг). Этой зависимостью Россия и обязана своим вовлечением в кризис, который поразил развивающиеся рынки Азии. Российских причин для кризиса было в избытке, но к массовому уходу инвесторов из России подтолкнул все же Азиатский кризис. В последующие годы зависимость от событий на развивающихся рынках была менее выраженной. Российский рынок начал двигаться по своей собственной траектории. Однако коррекция ежедневных колебаний индекса РТС с индексом Dow – Jones (США) усилилась. Снижение фондового индекса приводит к уходу денег на более надежный рынок государственных долговых обязательств. При этом рискованные рынки, к которым принадлежит Россия, страдают в первую очередь. В России пристально следят за событиями в США, где за восемь лет непрерывного промышленного роста фондовый рынок «перегрелся». Настроения инвесторов на российском фондовом рынке напрямую связаны с попытками руководства Федеральной Резервной Системы (ФРС) США снизить доходность американского фондового рынка, ликвидировав растущий разрыв между спросом и предложением. Инструментом выравнивания диспропорций, которые угрожают ростом инфляции, служит ставка рефинансирования, которая в настоящее время составляет 5,25%, однако в ближайшие месяцы может быть повышена до 6%. Руководству ФРС пока удается снизить доходность фондового рынка, не вызывая его «обрушения» со всеми катастрофическими последствиями, в том числе и для российского фондового рынка. Так как, после многочисленных коррекций Dow – Jones находится на уровне октября 1999 года. ФРС прогнозирует рост ВНП США в 2000 году в пределах 3,5% - 3,75%, а инфляцию, которая в 1999 году превысила 2%, - 1,75 – 2%. Это вселяет надежду, что в США не произойдет существенного снижения темпов роста экономики, которые в прошлом году по предварительным данным превысили 4%. В таблице 1 приведен перечень событий, которые могут в ближайшие месяцы повлиять на динамику американского фондового рынка. Таблица №1. |Дата |Событие |Вероятный исход |Воздействие | | | | |на фондовый | | | | |рынок | |Ежемесячно (по |Публикация |Сравнение | | |ВВП |важнейших |фактических данных| | |ежеквартально) |макроэконо – |с прогнозом в |Позитив/ | | |мических |пользу/не в пользу|Негатив | | |показателей |последнего | | |21 марта, |Заседание |Пересмотр ставки | | |16 мая, |ФРС |рефинансирования в|Негатив | |27 июня | |сторону повышения | | Макроэкономический прогноз. Прогнозирование макроэкономической ситуации в России – дело не простое. Прежние прогнозы, в том числе и западные, страдали либо недооценкой, либо явно приукрашивали действительность. Прогнозы правительства и западных экспертов на 2000 год единодушно предсказывают рост ВВП от 1 до 3%. В бюджете на 2000 год предусмотрена 18%- ная инфляция. По прогнозам неправительственных структур инфляция ожидается в предал 25 – 38%. Средний курс рубля прогнозируется на уровне 32 – 35 за доллар. Доходы экспортных отраслей, обеспечивающие исполнение доходной части бюджета в 1999 году, на прямую зависят от динамики мировых цен на основные экспортные товары: нефть и цветные металлы. Прогнозы «нефтяных» цен достаточно оптимистичны. К концу года цена не упадет ниже 18 – 20 долларов за баррель, что обеспечивает доходность российского экспорта. По прогнозам, цены на цветные металлы, прежде всего никель и алюминий, вырастут, что будет стимулировать рост производства в этих отраслях. Среди экспортных отраслей, в которых предполагается наибольший рост в 2000 году, - отрасли ВПК. Экспорт российского оружия запланирован на уровне 4 млрд. долларов; повышен оборонный заказ. Балансовая прибыль российских предприятий в 1999 году почти в 20 раз (без учета обесценивания рубля) превысила уровень 1998 года. Очевидно, что значительная часть этих средств была направлена не только на выплаты акционерам, но и на расширение производства, закупку оборудования. Опросы руководителей предприятий позволяют сделать вывод о том, что в 1999 году портфель заказов значительно вырос по сравнению с докризисным уровнем. Исходя из этого, рекордный экономический рост в 1999 году обусловлен не только временными факторами, связанными с последствиями кризиса 1998 года (импортозамещение, снижение курса рубля), но и возрастанием внутреннего спроса, в том числе инвестиционного. Для инвестора наибольшее значение будут иметь следующие события, определяющие динамику российского фондового рынка (табл. 2). Если ситуация на мировых рынках более или менее благоприятна, и прогноз обещает рост ВВП, то наибольшие опасения инвесторов вызывает внешняя задолженность России в 2000 году. Таблица №2. |Дата |Событие |Вероятный исход|Воздействие | | | | |на фондовый | | | | |рынок | |Ежемесячно |Сопоставление |Сравнение в | | |(ежеквартально |фактических |пользу/не в |Позитив/ | |по ВНП) |данных с данными |пользу текущих |Негатив | | |за предшествующий|данных | | | |период | | | |Ежедневно |Динамика мировых | |Негатив/ | | |цен на нефть и |Повышение/ |Негатив | | |металлы |Понижение | | |27 марта |Встреча |Увеличение квот|Негатив | | |государств членов|на производство| | | |- ОПЕК |нефти | | |2 квартал |Решение США о | |Позитив | | |продаже |Отказ от | | | |стратегических |продажи | | | |запасов нефти |резервов | | Бремя долгов. Исполнение обязательств перед иностранными кредиторами – важнейший фактор развития российской экономики. Без кредитов международных организаций на погашение текущих долгов финансовая стабилизация проблематична, а значит, под сомнение ставятся и возможности роста фондового рынка. После завершения переговоров с Лондонским клубом, сумма задолженности, которую предстоит выплатить России в 2000 году, составила 9,5 млрд. долларов. На погашение внешней задолженности в бюджете выделено 7 млрд. долларов. Главным источником финансирования должны стать внешние заимствования – они определены в 5,9 млрд. долларов. От МВФ планируется получить 4 млрд. долларов, а остальные суммы от правительства Японии и МБРР. До выборов 26 марта 2000 года финансовая ситуация находится под контролем правительства и не может оказать негативного влияния на фондовый рынок. Предстоит выплатить 3 млрд. долларов. Это проценты по евробондам, основная часть задолженности МВФ и МБРР, а также правительствам, не входящим в Парижский клуб. Сейчас очевидно, что запланированные внешние заимствования в первом квартале 2000 года не поступят. Поэтому в марте правительство РФ прибегнет к заимствованию у центрального банка. Согласно бюджету величина этих заимствований установлена на уровне 1 млрд. долларов и 30 млрд. рублей. Запасы ЦБ РФ составляют 13,4 млрд. долларов, из которых 8-9 млрд. – валюта. Кроме того, на погашение задолженности будут направлены дополнительные доходы бюджета. В январе 2000 года доходы бюджета составили 61,1 млрд. рублей, что на 16,3% выше запланированных. В результате у ЦБ РФ – введение 100%-ной продажи экспортной выручки. В таблице №3 составлен перечень событий, которые могут повлиять на динамику российского фондового рынка. Таблица №3. |Дата |Событие |Вероятный исход |Воздействие | | | | |на фондовый | | | | |рынок | |Ежемесячно |Публикация данных|Повышение/ |Позитив / | | |о сборе налогов и|Понижение по |Негатив | | |профиците бюджета|сравнению с | | | | |прошлым годом | | |Нерегулярно |Публикация данных|Повышение / |Негатив / | | |о золотовалютных |Понижение |Негатив | | |запасах ЦБ РФ | | | |После выборов|Обсуждение | | | |президента |вопроса о | | | | |введении 100%-ной|Одобрение |Смешанное | | |продажи | | | | |экспортной | | | | |выручки | | | |После выборов|Пересмотр |Повышение |Позитив | |президента |международных |рейтингов | | | |рейтингов | | | |Вторая |Переговоры с |Россия не |Нейтральная | |половина года|Парижским клубом |добьется списания| | | | |долга | | Переговоры с МВФ. После президентских выборов вопрос о возобновлении кредитования МВФ приобретает исключительное значение для исполнения бюджета. Перед правительством стоит задача: после президентских выборов заключить новое соглашение с МВФ, так как осуществить требования прежнего, согласованного в марте и подписанного в июне 1999 года соглашения, в полном объеме Россия не может. По соглашению Россия обещала устранить административные ограничения с нефтяного рынка к 01.01.2000г., но не выполнила обещаний. Обязательные поставки нефти и нефтепродуктов на НПЗ были пролонгированы до 01.04.2000г. Выполнение этого пункта обязательств перед МВФ, впрочем, возможно путем введения запретительных экспортных пошлин. Несмотря на достигнутый прогресс, Россия не может полностью обеспечить согласованные уровни перехода на денежные поступления в естественных монополиях. В ходе встречи с миссией МВФ в январе 2000 года приведены данные, согласно которым обеспечить в декабре 1999 года денежные расчеты на уровне 43% не удалось. Газпром обеспечил только 32,6%. Переход на 100%-ную оплату естественным монополиям, намеченный на середину 2000 года, выглядит маловероятным. С 30.03.1999г. МВФ ждет поправок к трем законам: «О реструктуризации кредитных организаций», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О банках и банковской деятельности». Также МВФ требует усиления ответственности руководителей банков за банкротство кредитных организаций. Руководителям банков, которые довели дело до банкротства, должно быть запрещено, занимать материально ответственные должности. Они не должны иметь права приобретать доли в других банках, составляющие более 5% уставного капитала. Предлагается также ввести субсидиарную ответственность учредителей по обязательствам банков. В 2000 году, кроме кредитов МВФ, Россия может рассчитывать только на получение от Всемирного банка очередного транша второго угольного займа в размере 100 млн. долларов и социального займа в 250 млн. долларов. Однако принципиальной роли в решении проблем российского бюджета эти кредиты сыграть не могут. Учитывая важность иностранных кредитов для исполнения бюджета и поддержания курса национальной валюты, сигналом для роста/падения фондового рынка могут послужить события приведенные в таблице 4. |Дата |Событие |Вероятный исход |Воздействие на| | | | |фондовый рынок| |Март |Выборы |Одобрение | | | |председателя МВФ|кандидатуры Кайо | | | | |Кох-Везера, | | | | |отличающегося |Негатив | | | |жесткой позицией в| | | | |отношении России | | |Апрель |Публикация |Предоставление | | | |первого варианта|программы | | | |долгосрочной |экспертам МВФ |Позитив | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |