|
Бюджетная система РФссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям; • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям; • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей; • другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. 2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе: • средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности; • средства от продажи акций, находящихся в собственности государства; • доходы от реализации государственных запасов и резервов; • доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов; • иные доходы. 3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. 4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия. 5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. 6. Иные неналоговые доходы. Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. Тема 22. Основы планирования бюджетных расходов Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными. Основные методы планирования бюджетных расходов: • программно-целевой, • нормативный. Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств. Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат. Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть: • денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.); • нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.); • нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.). Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами). Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом). На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими: • индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия; • общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий; • на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.); • сводными - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству. В смете бюджетного учреждения отражаются: 1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т. д.); 2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного и социального развития, фонд материального поощрения, другие фонды); 3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления); 4) производственные показатели учреждения; 5) расчеты и обоснования расходов и доходов. Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени. Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи: • обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием; • анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств; • контроль за эффективным и экономным расходованием средств. В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений. Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм. Такой порядок формирования бюджетов территорий обусловлен Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65). Согласно этим актам Правительством России должны быть разработаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на объективной нормативной основе. Тема 23. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу Наука — сфера деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний и эффект. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на 1) естественные, 2) общественные и 3) технические. В ходе развития наука превратилась в производительную силу, оказывает влияние на все сферы общества. В условиях развития научно-технической революции сложилась система "Наука — техника — производство", в которой науке принадлежит ведущая роль. В сумму расходов на фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу включены: 1) проведение фундаментальных исследований; 2) разработка перспективных технологий, разработка приоритетных направлений научно-технического прогресса; 3) выполнение НИОКР. Предусмотрено также проведение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ: "Развитие новых направлений элементной базы информационных технологий", "Развитие новых направлений биотехнологии и обеспечение биологической безопасности", "Вакцины нового поколения и медицинские диагностические системы будущего", "Модернизация транспортной системы России" (до 2010 г.); Федеральная программа "Жилище", "Исследования Арктики и Антарктики", другие НИОКР. Финансируется из бюджета государственная поддержка академий наук: • Российской академии наук; • Российской академии сельскохозяйственных наук; • Российской академии медицинских наук; • Российской академии образования; • Российской академии архитектуры и строительства; • Российской академии художеств; • поддержка отделений академий наук. Тема 24. Бюджетные расходы на поддержку отраслей промышленности, энергетики, строительства Промышленность, энергетика и строительство — ведущие и крупные отрасли экономики промышленно развитой страны. Промышленное производство и энергетика составляют сердцевину любой экономики. В процессе производства с использованием энергетики создается экономический продукт путем преобразования экономических ресурсов. Без производства не может быть производственного потребления средств производства и услуг. После Октябрьской революции промышленность в России в 1918—1920 гг. была национализирована. Так была восстановлена историческая справедливость: что создано трудом народа, стало принадлежать народу. В результате национализации предприятий промышленности, транспорта, связи, банков было сосредоточено производство на государственных предприятиях и созданы условия для бурного развития общественного производства. Энергетика — область экономики страны, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии. Важнейшая часть энергетики — электроэнергетика. Все пред- приятия страны в той или иной мере используют электрическую энергию. На использовании электрической энергии работают машины, оборудование, технологические линии в производственных цехах производственных предприятий. Развитие промышленности, как и других отраслей народного хозяйства, определяется темпами и масштабами капитального строительства, которое осуществляет воспроизводство (увеличение) и совершенствование основных фондов на базе капитальных вложений. Основные фонды — важнейшая часть материально-технической базы промышленности и других отраслей экономики. Они являются важнейшим условием повышения производительности труда в промышленности, увеличения выпуска продукции и повышения ее качества. Капитальное строительство осуществляется путем: а) создания новых промышленных предприятий и сооружений; б) реконструкции, расширения и совершенствования действующих предприятий. Кроме того, с помощью капитального строительства осуществляется реновация (- обновление, процесс возмещения выбывающих в результате износа основных фондов новыми – необходимое условие простого воспроизводства) изношенных основных фондов. В бюджетные расходы на промышленность, энергетику и строительство включены расходы на: • государственную поддержку угольной промышленности; • научно-техническое и проектное обеспечение предприятий промышленности; • мероприятия по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли; • конверсию оборонной промышленности; • государственную поддержку отраслей промышленности; • государственную поддержку народных художественных промыслов; • реализацию программы "Использование спутниковых навигационных систем для геодезического обеспечения территории России"; • государственные капитальные вложения на безвозвратной основе; • государственную поддержку строительства; • Федеральную программу "Модернизация транспортной системы России" (до 2010 г.); • Подпрограмму "Гражданская авиация"; • Подпрограмму "Морской транспорт"; • Программу "Безопасность дорожного движения"; • Федеральную целевую программу "Развитие органов Федерального казначейства на 2000 — 2004 годы"; • Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002—2010 годы" и др. Тема 25. Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства Сельское хозяйство — одна из главных отраслей материального производства. Его назначение — возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных для получения продукции растениеводства и животноводства. Сельское хозяйство включает также различные виды первичной переработки растительных продуктов и животного сырья. Сельскохозяйственное производство имеет характерные особенности, которые отчетливо выражаются в сезонном характере сельскохозяйственного производства и особенностях использования природных ресурсов, а также зависимость от природно-климатических условий. В силу этой специфики сельскохозяйственного производства оно нуждается в поддержке. Средств, выделенных из бюджетной системы на поддержку сельского хозяйства, явно недостаточно. В зарубежных странах на поддержку сельского хозяйства выделяются средства из бюджета в несколько раз больше по сравнению с тем, что выделяется в Российской Федерации. В Российской Федерации сельское хозяйство имеет многоукладный характер: имеются государственные предприятия, кооперативные (колхозы), фермерские (частные) хозяйства, акционерные общества. Отдача от земель, на которых находятся акционерные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, очень низкая. У них очень плохая инвестиционная деятельность. Задача заключается в том, чтобы найти пути эффективного использования бюджетных средств и улучшить весь производственный процесс в сельском хозяйстве, поднять у работников сельского хозяйства интерес к труду и самоуправлению. Наиболее характерные преимущества производственного кооператива заключаются в следующем: 1. Прибыль производственного кооператива распределяется между его членами не пропорционально их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. Поэтому производственный кооператив охарактеризован в Гражданском кодексе РФ как артель. 2. Законодательством не ограничивается число членов производственного кооператива, что дает физическим лицам возможность организовать производственные кооперативы необходимого размера. 3. Равные права всех членов в управлении производственным кооперативом (поскольку каждый из них имеет только один голос) повышает заинтересованность кооперативов в успешной деятельности своей организации, стимулирует их личную инициативу. Одно из преимуществ состоит далее в том, что производственные кооперативы не обязаны отдавать кредиторам высоколиквидное имущество — зерно, мясо и другое имущество, отнесенное к неделимым фондам. В производственном кооперативе каждый член имеет один голос. Члены кооператива избирают правление и председателя. В акционерном же обществе голосуют акции. Кто сумел в свое время приобрести больше акций (честным и нечестным путем), тот и имеет вес при решении вопросов на собрании. Другие же члены акционерного общества с одной—двумя акциями практически не имеют решающего значения. Высшим органом управления производственного кооператива является собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет для контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительным органом кооператива является правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны общему собранию. Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из него. В этом случае ему выплачивается стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом. Члены кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива. Потребности в естественных условиях жизни — наличие воды, воздуха, тепла в продуктах материального происхождения — пище, одежде, обуви, жилище. Большинство членов общества испытывают потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Первая жизненная потребность человека — это потребность в пище, затем — в одежде и жилище. В естественных условиях без пищи и воды человек может жить лишь несколько дней. Сельское хозяйство удовлетворяет потребности человека в жизненно важном и необходимом — продуктах питания. С помощью ассигнований средств из бюджета и организационных мероприятий необходимо добиться прекращения спада сельскохозяйственного производства и его стабильного развития. Тема 26. Бюджетные расходы на поддержку и развитие транспорта дорожное хозяйство и информатику Транспорт — отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и людей, а также транспортно-экспедиционное обслуживание. Различают наземный, подземный, водный и воздушный транспорт. К наземным видам транспорта относятся: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный, к подземному — метрополитен, к водным — морской и речной, к воздушному — авиационный. По назначению транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения (грузовые перевозки) и перевозки населения; транспорт не общего пользования (внутрипроизводственного перемещения сырья, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |