реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан

целом, ее крупным регионам (Северный, Центральный, Южный, Западный и

Восточный), либо по отраслям национальной экономики (промышленность,

сельское хозяйство, здравоохранение, народное образование и пр.).

Таким образом определяются оценочные коэффициенты рождаемости,

смертности, миграции, доля трудовых ресурсов в общей численности населения,

доля учащихся – в численности трудоспособных, доля занятых в

негосударственном секторе экономики, коэффициент склонности к

трудоустройству через государственную службу занятости, доля

трудоустроенных в численности обратившихся в государственную службу

занятости, коэффициент безработицы и группа коэффициентов, определяющих

структурные сдвиги, т.е. изменения удельного веса численности занятых в

данной отрасли по отношению к общей численности занятых 1999 годы для

государственного сектора экономики. Этот блок расчетов позволяет получить

показатели, характеризующие систему занятости по республике, регионам и

отраслям, взятым в целом.

На втором этапе выполняются расчеты основных показателей

народонаселения, т.е. работает демографический блок модели. По тем же самым

группировочным признакам (республика, крупный регион, область, отрасль) для

каждого года определяется численность постоянного населения, количество

родившихся и умерших в течение года, сальдо миграции, численность трудовых

ресурсов. Результаты расчета этого блока характеризуют трудоспособное

население как воспроизводимый фактор производства. Конечный результат

расчетов этого блока модели - численность трудовых ресурсов, являясь важным

самостоятельным показателем, выступает также исходной информацией для

третьего, экономическою блока модели.

Третий, экономический блок, характеризует трудоспособное население как

ограниченный производственный ресурс, который посредством рыночного

механизма распределяется по основным направлениям и сферам экономического

использования: производство, домашнее и личное подсобное хозяйство, учеба.

В этом блоке модели по тем же группировочным признакам определяется

численность занятых в государственном и негосударственном секторах

общественного производства в целом, а также по отраслям государственного

сектора экономики, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве,

учащихся с отрывом от производства. Этот блок модели позволяет отслеживать

движение трудового потенциала республики и его основные структурные

составляющие. При этом все категории лиц без определенных занятий отнесены

к занятым в домашнем хозяйстве. Результатом расчетов данного блока являются

показатели, имеющие также самостоятельное значение: они же служат исходной

информацией определения численности лиц, не входящих ни в одну из

обозначенных здесь групп, т.е. на занятую часть трудоспособного населения,

предъявляющую спрос на рынке труда. Эта информация передается в следующий,

четвертый блок модели.

Четвертый, последний, блок модели осуществляет расчет параметров:

фиксированного рынка труда и выдает данные по контролю уровня безработицы.

При этом определяются численность лиц, обратившихся в государственную

службу занятости в течение года; трудоустроенных при посредстве

государственной службы занятости; оставшихся нетрудоустроенными; iризнанных

безработными. После этого определяется коэффициент безработицы как

отношение среднегодовой численности безработных к среднегодовой численности

трудовых ресурсов. Таковы общие принципы работы модели.

В результате экономического анализа системы занятости, рынка труда и

отдельных его сегментов, обсужденного в первой и второй главах настоящей

работы, выявляются следующие ограничительные oсловия, определившие рамки

функционирования данной модели и оценки значимости результатов на расчетный

период 1999-2000гг.

1. Сохранится тенденция к сокращению естественного прироста населения

как за счет снижения рождаемости, так и за счет увеличения смертности в

результате относительного старения населения.

2. Сохранится отрицательное сальдо миграции по большинству регионов,

хотя интенсивность оттока населения может снизиться при условии реализации

мер по социальной и экономической стабилизации.

3. Вследствие экономических причин сохранится тенденция к сокращению

численности учащихся с отрывом от производства.

4. Произойдет существенный рост численности занятых в

негосударственном секторе экономики за счет малой приватизации и основания

новых частных предприятии, развития сферы услуг.

5. Государственный сектор занятости (включая предприятия, подлежащие

массовой приватизации) останется основным сектором общественного хозяйства,

хотя его роль как потребителя незанятых трудовых ресурсов существенно

снизится.

6. Государственная служба занятости способна в целом проконтролировать

поток граждан, пожелавших обратиться к ее услугам.

7. В течение прогнозного периода уровень безработицы будет

приближаться к естественному уровню по мере достижения экономической

стабилизации.

Указанные допущения упрощают процесс прогнозирования и повышают

реалистичность прогнозов. В большинстве случаев оказалось достаточным

сохранить сложившиеся тенденции изменения показателей в силу большой

инерционности их движения. Исключение составляют показатели распределения

занятых между государственным и негосударственным сектором экономики, как,

впрочем, и показатели самой занятости, которые в значительной мере зависят

от реализации программ экономической стабилизации. Но пока ход

экономических процессов остается в расчетных пределах, поэтому нет

необходимости корректировать работу данной модели.

С использованием данной модели рассчитан перспективный баланс трудовых

ресурсов в следующих показателях.

Степень занятости в государственном секторе национальной экономики в

1999-2000 годах останется на исходном уровне, рост же численности занятых в

негосударственном секторе может вырасти к 2000 году в 1,1 раза по сравнению

с 1998 годом (см. Приложение 7). Численность учащихся будет продолжать

сокращаться, их доля в общей численности трудоспособных в 2000 году

составит 6,7 процента против 7,8 процента в 1997 году. Численность занятых

в домашнем и личном подсобном хозяйстве, начиная с 1999 года, будет

постепенно сокращаться по мере реализации намеченных социальных программ. В

региональном разрезе занятость в государственном секторе незначительно

возрастет, в негосударственном секторе ожидается удвоение численности

занятых; наиболее существенное возрастание занятости в государственном

секторе, в 3,4 раза, ожидается в Центрально-Казахстанском регионе; с

численностью учащихся и занятых в домашнем и подсобном хозяйстве ситуация

такая же, как и по республике в целом.

В условиях нулевого сальдо миграции, что окажется возможным при

достижении ранее заявленных политических и социально-экономических целей,

эмиграция в 2000 году не превысит 15-20 тыс. человек, или 0,3 процента по

сравнению с 1991 годом.

Становится очевидным, что государственный сектор утрачивает

доминирующее значение на рынке труда, уступая приоритет сектору

негосударственному: к 2000 году он удвоится по сравнению с 1998 годом.

Дефицитность государственного и скудость местных бюджетов, которые,

очевидно, не удастся преодолеть в расчетном периоде, отразятся на уровне

занятости в отраслях социальной инфраструктуры - здравоохранения,

образования, культуре и пр. В этих отраслях общее сокращение численности

занятых в 2000 году по сравнению с 1998 годом составит порядка 130 тыс.

человек. При этом наиболее значительное сокращение ожидается в Западном

Казахстане (38 тыс. человек) и Южном Казахстане (около 43 тыс. человек).

Численность трудоустроенных в 2000 году (см. Приложение 4) превысит

140 тыс. человек против 130,7 тыс. в 1992 году. Предложение будет

превышать спрос в соотношении - с 2,7 человека, желающих на одно вакантное

место в 1998 году, до 4,4 - в 2000 году. Наиболее неблагополучными в этом

отношении будут Западно-Казахстанский регион (3,2 и 5,2 человека на одно

место, соответственно), Северный и Восточный (2,7 и 5,0) и Южно-

Казахстанский (2,7 и 5,0).

Следует иметь в виду, что данные по численности занятых отражают

информацию по безработице, проходящую через государственные центры

занятости, которая, как было отмечено во второй главе настоящей работы,

составляет 20 - 30 процентов от ее реального уровня. Следовательно,

реальный уровень безработицы в 2-3 раза выше официально заявленного.

Таким образом следует, что реализация предложенной социально-

экономической модели занятости поможет государству решить одну из острейших

проблем переходной экономики, связанную с безработицей. Предложенные меры

позволят преодолеть информационную недостаточность, повысить степень

регулируемости движения рабочей силы, перейти от мер пассивных к активным,

упреждающим мерам воздействия на конъюнктуру рынка труда.

Все это указывает на эффективность моделирования социально-

экономических процессов в условиях перехолной экономики. На его

необходимость в данное время.

На основе данной главы можно утверждать, что для реализации социально-

экономической модели занятости необходимо осуществить ряд мероприятий по

активизации инструментов формирования. Инструментами формирования модели

занятости должны стать следующие факторы: это активизация деятельности

центров занятости, развитие малого и среднего бизнеса, возрождение

агропромышленного комплекса.

Одним из главных инструментов формирования является поддержка малого и

среднего предпринимательства. Становление предпринимательства в Казахстане

в первые годы протекало с большим трудом. Но, тем не менее, при всех

недостатках и упущениях первых лет становления предпринимательства в

настоящее время оно становится заметным явлением в жизни общества и

занимает все более устойчивые позиции в сфере обеспечения занятости.

Происходящие в республике процессы реструктуризации и реформирования

крупных государственных предприятий привели к значительному сворачиванию

объемов производства и в некоторых случаях- к ликвидации отдельных крупных

предприятий. Этот процесс, соответственно, привел к снижению уровня

занятости населения и оттоку трудовых ресурсов из государственного сектора

экономики в частный.

Представляется, что существенная компенсация ликвидированных рабочих

мест на гигантских предприятиях производится за счет создания новых рабочих

мест в секторе частного, в том числе и малого бизнеса. Удельный вес занятых

в малом и среднем бизнесе к 2000г. по прогнозам должен составить 12% от

трудоспособного населения. Но это все еще будет мало по сравнению с

развитыми странами, где удельный вес составляет до 80-85%.

Реализация двух государственных программ поддержки и развития

предпринимательства в период с 1995 по 1996г.г. позволила заложить основы

становления и формирования частного предпринимательства в Республике

Казахстан.

Более 40% функционирующих в настоящее время малых предприятий были

созданы в 1995-1996г.г., когда малое предпринимательство имело значительные

налоговые льготы и возможности кредитования.

На данный момент отрицательное воздействие на скорость развития малого

предприниматльства оказало общее кризисное состояние экономики,

выразившееся в дефецитном бюджете, неплатежеспособности отдельных

предприятий, снижения уровня жизни и уровня человеческого развития,

сокращение платежеспособного спроса населения и т.д.

На данный момент на основе социально-экономической модели занятости

необходимо осуществить следующие мероприятия по увеличению доли занятых в

сфере малого и среднего предпринимательства: реализация долгосрочной

стратегии "Казахстан-2030" в сфере занятости; обеспечение финансовыми

средствами за счет внутренних частных вложений и кредитов из-за рубежа;

поддержка инновационной деятельности; законодательное стимулирование малого

и среднего бизнеса.

Другим важным инструментом реализации является возрождение

агропромышленного комплекса, где занято около 40% занятых. На данный момент

наблюдается спад на селе, так как в связи с экономическим кризисом

государство не полностью предоставляет дотации сельскому хозяйству, а это

ведет к спаду, а также к сокращению посевных площадей под трудоемкие

отрасля. Результатом является миграционный поток "село-город".

В мероприятиях правительства по развитию АПК, заложенных в

среднесрочных программах, можно выделить два направления: создание рыночной

системы и разработка государственных механизмов регулирования

агропромышленного производства. Современная рыночная экономика требует

надежно функционирующей инфраструктуры рынка, конкурентной среды,

адекватной кредитной, налоговой и ценовой политики, стимулирующей не только

торговую, но и производственную активность, подготовленные кадры.

Отсутствие любого из указанных факторов способно разладить экономический

механизм.

Дальнейшее развитие реформ на селе и увеличение рабочих мест в

сельском хозяйстве связано с формированием национального аграрного рынка,

который бы активизировал работу агропромышленного производства.Для этого

необходимо взаимодействие всех составляющих элементов рынка.

Для поднятия фермерства необходим механизм лизинга сельхозмашин.

Расширение сферы лизинга предусматривает значительный рост объемов

финансирования лизинговых операций, образование коммерческих лизинговых

компаний в различных регионах страны, а также увеличение номенклатуры

поставляемой продукции.

Одна из первоочередных задач вывода АПК из кризиса- это устранение

сложившегося диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную

продукцию. Многие видят решение этой проблемы толбко в механизме

государственных дотаций и компенсаций. Доминирующая роль в комплексе мер по

государственному регулированию АПК принадлежат системе ценообразования.

Для восстановления национального аграрного рынка и для поднятия

занятости на селе необходимы следующие условия: единная государственная

политика финасовой поддержки АПК, включая кредитование и страхование

производства, единная государственная политика цен на сельхозпродукцию и

продовольствие, формирование продовольственных фондов и запасов для

регулирования продовольственных рынков. Это приведет к притоку рабочей

силы, то есть к потоку "город-село".

Кроме того необходима политика протекционизма отечественных

производителей. Протекционизм должен стать составной частью антимонопольной

политики.

Анализ показывает, что государственные программы по выводу АПК из

кризиса, предусмотренные в правительственных программах, на реализуются.

Поэтому нужен Закон "О государственном регулировании агропромышленного

производства". Все это поможет уменьшить безработицу на селе и вернуть

людей к земле.

В современных условиях меняется также деятельность центров занятости,

перенос акцентов с пассивных мер на активные. Теперь они должны кроме

регистрации безработных и поиска для них работы активизировать свои

действия в области переквалификации кадров и профессиональном обучении

молодежи. На данный момент в республике остро стоит проблема занятости

женщин и молодежи. Центры занятости же могут помочь в решении этих проблем

через создание курсов обучения новым профессиям, созданием сети казенных

работ. Особой же сферой деятельности центров занятости является создание

информационной сети свободных рабочих мест. Такая сеть позволит снизить

проблемы занятости и поможет в переливе трудовых ресурсов из избыточных

областей в области с низким количеством квалифицированных трудовых

ресурсов.

Только активная деятельность центров занятости поможет правительству

решить проблемы безработицы и структурного дисбаланса на рынке труда. Их

деятельность является одним из важных инструментов формирования социально-

экономической модели занятости в условиях переходной экономики.

Только повысив эффективность бирж труда, создав систему

переквалификации и повышения кадров, организовав сеть малых и средних

предприятий в сфере производства и оказания услуг, и также возродив

сельское хозяйство, мы сможем обеспечить людей работой и достойным

заработком, а также улучшить экономическую ситуацию в стране.

Для анализа перспективы моделирования социально-экономических

процессов рассмотрим прогноз в сфере занятости в результате формирования

модели занятости.

Возникает закономерный вопрос, до какой отметки может снизиться

уровень занятости в Республике Казахстан в расчетной перспективе? Опыт

Восточной Европы, да и наш собственный, свидетельствует, что значительная

безработица является той ценой, которую приходится платить за продвижение к

современной рыночной экономике. На первом этапе происходит резкий спад

производства продукции, устраняется избыточный спрос - цены поднимаются до

уровня, обеспечивающего сбалансированность на рынке. Этот этап мы прошли.

Затем должны прекратиться дотации убыточным секторам экономики, проводится

жесткая кредитная политика, что ведет к достижению определенной

сбалансированности бюджета; успех этого этапа определяется степенью

снижения инфляции.

В Восточной Европе этот процесс был медленным. В результате

экономическая стабилизация привела не к росту производительности труда, а к

ее резкому снижению. Когда предприятия были вынуждены снижать объемы

производства, они крайне неохотно шли на сокращение работающих и даже

значительный спад производства не приводил к уровню занятости, позволяющему

контролировать инфляцию. Казахстан, располагающий менее сбалансированной и

более структурно отягощенной экономикой, вынужден повторять с большими

издержками этот вариант развития. На второй год после начала стабилизации в

Казахстане производительность труда составит 73 процента от уровня

двухлетней давности, а безработица — 8 процентов.

В предвидении такой перспективы Республике Казахстан следует

заблаговременно наметить и приступить к реализации адекватной системы мер

по формированию инфраструктуры рынка труда и основ системы занятости.

Прежде всего не следует ограничиваться фиксированным, официальным

рынком труда и гарантиями формально признанным безработным, число которых в

настоящее время связано с массово высвобожденным контингентом работников.

Необходимо расширить круг параметров официальной статистики, включив

туда показатели движения свободной рабочей силы. Ежегодно проводить

выборочные статистические обследования по социально-экономическим и

психологическим аспектам безработицы.

Подготовить концепцию и основные направления программы общественных

работ в Республике Казахстан.

В качестве первого шага следует приступить к созданию единой

информационной сети в рамках Республиканского банка данных по показателям

движения и конъюнктуры на рынке труда с терминалами в крупных городах, в

центрах областей, индустриальных зон и территорий плотного размещения

сельского населения. В составе организуемой республиканской биржи труда

особо настоятельной является организация специализированного подразделения,

накапливающего информацию, отслеживающую социально-экономическую ситуацию

на различных сегментах рынка труда и организующую социально-экономические и

социологические обследования.

Реализация этих первоначальных мер позволит преодолеть информационную

недостаточность, повысить степень регулируемости движения рабочей силы,

перейти от мер пассивных к активным, упреждающим мерам воздействия на

конъюнктуру рынка труда.

Формирование социально-экономической модели занятости в условиях

переходной экономики является одним из главных способов повышения

жизненного уровня населения и стабилизации экономики с будущим ростом.

Заключение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.