реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан

неопределенность оборачивается значительными морально-психологическими

издержками для людей, ищущих работу, которые и без того оказались в

тяжелейшем положении.

Далее, если в справке о заработной плате указано, что размер ее на

последнем месяце составлял 500 тенге, то по действующим нормативам,

подходящим для человека считается работа по соответствующей специальности с

заработной платой не ниже указанного. Можно ли ставить в вину "отказ" от

работы с оплатой в 700 тенге, если в настоящее время она не обеспечивает

даже физиологического прожиточного минимума?

А что означает понятие "общественные работы"? Согласно Постановлению

Кабинета Министров КазССР №624 от 22 октября 1991 года "Об организации

оплачиваемых общественных работ в КазССР" к ним относят следующие виды

работ: благоустройство территории городов и поселков, выполнение

строительных работ, не требующих специальных навыков, сезонные работы,

работы в сельском хозяйстве в летнее время, социальная помощь населению (в

виде оказания услуг) и т.д. Центр занятости не посылает людей на подобную

работу, поскольку местные администрации не могут зачастую назвать

конкретные их виды, ограничиваясь в лучшем случае озеленением и очисткой

улиц. В этой связи уместно напомнить, что во времена великой депрессии

программа общественных работ, выдвинутая и реализованная правительством

президента Рузвельта, имела в своей основе создание сети современных

автомобильных дорог, являющихся и ныне гордостью Америки.

Нельзя также согласиться с довольно частыми утверждениями, что многие

- это люди, как правило, сознательно не желающие работать, они недостаточно

активны и предъявляют завышенные требования к условиям и оплате труда. По

данным исследования Министерства труда и социальной защиты Республики

Казахстан, а также результатам исследований российских экономистов,

безработные весьма настойчивы и изобретательны. Порядка половины опрошенных

многократно обращались на предприятия, что не дает основания заподозрить их

в пассивности. Около 20% женщин и 12% мужчин были согласны на любую работу,

а также, кто претендовал на конкретные места, имели соответствующие дипломы

и записи в трудовых книжках. Притязания большинства безработных

относительно заработной платы также не были чрезмерными.

На сегодняшний день положение на рынке труда в Республике Казахстан

характеризуется, с одной стороны, снижением спроса на рабочую силу, а с

другой -сохраняющимся структурным несоответствием спроса и предложения

рабочей силы к профессионально-квалифицированным и половозрастном

спектрах, препятствующих заполнению имеющихся вакансий.

За январь-июнь 1998 года почти каждый четвертый работник выбыл из

стройки, торговли и общественного питания, каждый пятый-шестой - с

предприятий и организаций промышленности, транспорта, материально-

технического снабжения и сбыта, жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно информации Департамента занятости Министерства труда и

социальной защиты Республики Казахстан, в первом полугодии 1998 года в

центры занятости в поисках работы также обратились 150 тыс. человек. В

основе своей (99%) - это трудоспособные, незанятые трудовой деятельностью

граждане, 2/3 - лица рабочих профессий, почти половина - женщины, 42% -

молодежь в возрасте 16-29 лет, примерно каждый четвертый прежде работал.

Следует отметить, что в прошедшем году наблюдалось значительное

снижение трудоустройств, особенно женщин. С помощью центров занятости

устроились на работу 130,7 тыс. человек, или 19% от обратившихся, в том

числе женщин - 29,3 тысяч (22,4%). До этого уровень был 33,9% и 27,5%

соответственно.

Официальный статус безработного имеют 409,5 тыс. человек, что 1,2 раза

больше, чем в 1997 году (данные даны на 1998 год).

Анализ показал, что 2/3 женщины, каждый второй - из сельской

местности, почти половина – молодежь. Основной мерой социальной защиты

безработных остается выплата пособий по безработице: 52,3 тыс. человек,

53,2%. Остальные были привлечены к другим мерам социальной защиты:

переобучение, привлекались на оплачиваемые общественные работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-

первых, многолетняя хроническая болезнь - скрытая безработица

(недоиспользование работников на предприятиях), которой сопутствует во

многом ей же обусловленный дефицит рабочей силы, - продолжается. Падение

производства, с одной стороны, увеличивает масштабы недоиспользования

работников, а с другой, - выступая его главной, если не единственной,

причиной. Все же основным фактором здесь является низкая эффективность

организации производства и труда. Тем не менее возникает поверхностное

представление о недоиспользовании рабочей силы как о временном явлении,

которая может исчезнуть при возобновлении экономического роста. В то же

время кажутся убедительными мнения о нецелесообразности сокращения

численности трудовых коллективов, так как в противном случае в будущем

возникает дефицит рабочей силы на предприятии. На самом деле такая политика

препятствует рационализации ее использования, необходимость которой

обусловливается рыночными преобразованиями. Точно также действуют и

дальнейшие ослабление стимулирующей роли заработной платы, незнание

реальных потребностей в рабочей силе при возможных изменениях в технике,

технологии, организации и стимулировании производства на предприятиях, в

отраслях и регионах.

Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве

профессионально-квалифицированной структурой занятых, необходимой народному

хозяйству. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов

по многим профессионально-квалифицированным группам. Тем самым ставится под

угрозу развитие крупных предприятий ряда отраслей, прежде всего -

машиностроение. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки

рабочих массовых профессий не соответствуют перспективным требованиям.

Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного

веса непроизводственной сферы), в принципе необходимое и прогрессивное, не

только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко

осуществляется нерационально (очень значительное увеличение охранных

структур, нехватка школьных учителей).

В-третьих, подрывается материально-техническая база занятости и ее

рационализации. Не только моральный, но и физический износ машин и

оборудования на многих предприятиях очень значителен, а инвестиции крайне

недостаточны. При возобновлении экономического роста и насущной

необходимости повышения эффективности производства масштабы фактической

утраты рабочих мест будут еще более очевидны. Значительная занятость на

ремонтных работах, которая обусловливается плохим состоянием

производственного аппарата на многих предприятиях, будет существенно

снижать общую эффективность использования рабочей силы.

Таким образом, мы видим, что становление рынка труда при переходной

экономике идет с определенными трудностями, которые связаны с ломкой старой

экономической системы, сопровождающиеся экономическим кризисом и падением

уровня жизни.

Мы рассмотрели проблемы занятости в условиях переходной экономики и

можем сделать вывод, что эта проблема неразрывно связана с экономическим

кризисом, который сопровождает переход от одной экономической системы к

другой в бывших социалистических странах.

Остановка многих предприятий вследствие их неплатежеспособности и

дееспособности приводит к тому, что многие работники этих предприятий

становятся безработными. Следует также иметь в виду, что данные по

численности занятых отражают информацию по безработице, переходящую

через государственные центры занятости, которая, как было отмечено выше,

составляет 20-30% от ее реального уровня. Следовательно, реальный уровень

безработицы в 2-3 раза выше официально заявленного. А все это приводит к

тому, что рынок труда теряет свою эффективность по борьбе с безработицей,

так как население не хочет участвовать в этом рынке вследствие недоверия и

незнания. Кроме того, на деятельность рынка труда, большую роль играет

дефицит финансовых средств, которые государство выделяет для социального

обеспечения. Они так мизерны, что люди попросту не хотят ради этого терять

время в центрах занятости.

В 1998 году Правительству республики удалось немного снизить падение

производства и стабилизировать экономическую ситуацию. Однако количество

безработных все еще растет и не уменьшается. Возникает закономерный вопрос,

до какой отметки может снизиться уровень занятости в Республике Казахстан в

расчетной перспективе? Опыт России, Польши, да и наш собственный,

свидетельствует, что значительная безработица является той ценой, которую

приходиться платить за продвижение к современной рыночной экономике. На

первом этапе происходит резкий спад производства продукции, устраняется

избыточный спрос - цены поднимаются до уровня, обеспечивающего

сбалансированность на рынке. Этот этап мы прошли. Затем должны прекратиться

дотации убыточным секторам экономики, проводится жесткая кредитная

политика, что ведет к достижению определенной сбалансированности бюджета;

успех этого этапа определяется степенью снижения инфляции.

Отрицательными последствиями, здесь является фактическое прекращение

инвестиционной деятельности, остановка многих предприятий, снижение

жизненного уровня населения. В настоящее время наша экономика переходит

именно к этому этапу. Несколько будет сокращено производство и снижен

жизненный уровень, зависит от характера и темпов приватизации, освобождения

экономики от нежизнеспособных звеньев, начала структурной перестройки,

наведения элементарного порядка в законодательно-юридической базе. Все это

во многом зависит от продуманных и решительных действий правительства.

В Восточной Европе и в России этот процесс был медленным. В результате

экономическая стабилизация привела не к росту производительности труда, а к

ее резкому снижению. Когда предприятия были вынуждены снижать объем

производства, они крайне неохотно шли на сокращение работающих, и даже

значительный спад производства не приводил к уровню занятости, позволяющему

контролировать инфляцию. Казахстан, располагающий менее сбалансированной и

более структурно отягощенной экономикой, вынужден повторять с большими

издержками польский вариант развития. На второй год после начала

стабилизации в Польше (который нам еще предстоит достичь)

производительность труда составила 73% от уровня двухлетней давности, а

безработица 8%.

В предвидении выше названной перспективы, Республике Казахстан следует

заблаговременно наметить и приступить к реализации адекватной системы мер

по формированию инфраструктуры рынка труда и основ системы занятости.

Прежде всего, не следует ограничиваться фиксированным, официальным

рынком труда и гарантиями формально признанным безработным, число которых в

настоящее время связано с массово высвобожденным контингентом работников.

Необходимо расширить круг параметров официальной статистики, включив

туда показатель движения свободной рабочей силы. Ежегодно проводить

выборочные статистические обследования по социально-экономическим и

психологическим аспектам безработицы.

Преодолеть экономико-юридическую неопределенность основных понятий,

касающихся статуса и характеристики безработных и безработицы

("общественные работы", "подходящая работа", "приемлемая заработная плата"

и др.).

Подготовить концепцию и основные направления программы общественных

работ в Республике Казахстан.

В качестве первого шага следует приступить к созданию единой

информационной сети в рамках Республиканского банка данных по показателям

движения и конъюнктуры на рынке труда с терминалами в крупных городах,

центрах областей, индустриальных зон и территорий платного размещения

сельского населения. В составе организуемой республиканской биржи труда

особо настоятельной является организация специализированного

подразделения, налаживающего информацию, отслеживающую социально-

экономическую ситуацию на различных сегментах рынка труда и организующую

социально-экономические и социологические обследования.

Реализация этих первоначальных мер позволит преодолеть информационную

недостаточность, повысить степень регулируемости движения рабочей силы,

перейти от мер пассивных к активным, упреждающим мерам воздействия на

конъюнктуру рынка труда. Также это способствует формированию социально-

экономической модели занятости в условиях переходной экономики.

3. Основные принципы формирования социально-экономической

модели занятости на современном этапе развития экономики

Республики Казахстан

В Казахстане предстоит освоить принципиально новую модель занятости,

ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка

труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые

требования к политике занятости, отраженные в Законе РК "О занятости

населения" от 30 декабря 1998 года. Назовем лишь два основных.

Во-первых, регулирующее влияние государства не должно препятствовать

реализации требований экономической эффективности, которые предполагают

мобильность (профессиональную и пр.) рабочей силы, высвобождение лишних

работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна

обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием

новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.д.

Во-вторых, должны создаваться условия для приближения оплаты труда к

необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. Причем исключительно

важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов,

обеспечивающих стимулирование работников к повышению эффективности труда.

Достижение оптимально высокой, структурно рациональной, экономически

эффективной и социально обоснованной занятости - неотъемлемая и, в конечном

счете, важнейшая составная часть процесса восстановления и дальнейшего

подъема казахстанской экономики. Модернизация занятости - это, с одной

стороны, активный элемент, рычаг этого процесса. С другой стороны, она

может быть достигнута лишь вследствие совокупных рыночных преобразований

экономики и прогрессивных изменений ее структурных и технико-

технологических характеристик. Эти изменения должны стимулироваться

рыночными отношениями и целенаправленными мерами хозяйственной политики на

всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут решаться

зачастую относительно обособленно, с помощью мероприятий,

сконцентрированных именно на них самих, без кардинальных изменений

экономической стратегии, а тем более - социально-экономических основ

общества, то в Казахстане в данном случае (как и во многих других) для

этого требуется коренное преобразование экономики. Поэтому задачи

формирования условий для их решения по своей сложности не сравнимы с

проблемами западных стран в этой сфере.

Новая модель занятости может быть реализована лишь при финансовой

стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для

инвестиционной активности и решения социальных проблем. С целью создания

таких предпосылок необходимо продолжать рыночные преобразования экономики,

уменьшать нанесенный ими социальный ущерб. К сожалению, возможности,

масштабы, темпы, формы этих преобразований часто определяются не

естественным протеканием переходных процессов, требованиями экономической и

социальной рациональности, а во многом - позицией руководителей, их

пониманием сути народнохозяйственных проблем и путей их решения, ходом

политической борьбы, перспективы которой пока не позволяют с уверенностью

прогнозировать благоприятные варианты ближайшего будущего.

Несомненно, что необходимо эффективное взаимодействие работников,

работодателей и государственных органов для уяснения существа проблемы

занятости и согласования путей их решения. В основе этого лежит Генеральное

соглашение между Правительством Республики Казахстан, объединением

профсоюзов и объединением производителей (трипартизм). Мероприятия по

реализации Генерального соглашения позволят придать трипартизму системный

характер (на этот год соглашение было заключено 8 октября 1998 года). На

основе этого взаимодействия с учетом опыта развитых и развивающихся стран

построена модель социально-экономическая занятости в условиях переходной

экономики Республики Казахстан (см. Приложение 5). При этом следует

учитывать следующие положения, которые представляются аксиоматичными:

- нельзя и дальше сохранять высокую занятость населения без повышения

экономической эффективности труда, для чего необходима оптимизация

численности работников на предприятиях. Это во многих случаях означает

сокращение их численности, так как на предприятиях существуют значительные

скрытые резервы рабочей силы и, кроме того, требуется повышение

производительности труда за счет модернизации производства.

Административные меры, препятствующие высвобождению работников предприятий,

должны быть исключением, а не правилом;

- перспективы занятости населения определяются динамикой и уровнем

экономической эффективности производства, поэтому более рациональное

использование работников является приоритетным направлением по сравнению с

сохранением существующих рабочих мест. Последнее должно обеспечиваться за

счет усиления их экономической целесообразности, а не быть самоцелью.

Сокращение излишних работников и увеличение за счет этого числа безработных

(при их достаточно материальной поддержке) во многих отношениях

эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы;

предприятия не должны нести ответственность за уровень занятости населения

в стране;

- забота об обеспечении занятости населения (достаточно высокого ее

уровня занятости и повышения эффективности общественного труда) должна быть

функцией государства и всего общества;

- занятость - не только экономическая, но и социальная проблема, и

пути их решения могут противоречить друг другу. В таком случае необходимо

искать компромисс, не забывая, однако, что от степени реализации

экономических критериев зависит и возможность отступления от них ради

достижения социальных целей.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию

на рынке труда, находить и поддерживать либо формировать "точки роста" в

народном хозяйстве, проводить соответствующую структурную,

региональную и инвестиционную политику, регулировать

внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к

требованиям рынка труда и т.д. Следует также учитывать, что возможности

государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей

частного капитала, уровень занятости населения во многом зависит от

частнопредпринимательской активности. Это, однако, не снижает роли

государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать такую

активность. В то же время государству необходимо ограничивать определенными

рамками поведение предпринимателей на рынке труда, обеспечивая защиту

социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях

высвобождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при каком возобновление

экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.

В Казахстане, где есть все условия для сочетания производств различного

технологического уровня и эффективности, существуют огромные

неудовлетворенные потребности и т.д.; предотвратить такую ситуацию вполне

возможно.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Все

более острее становятся проблемы, связанные со скрытой безработицей. Кроме

того, экономический кризис приводит к остановке многих неперспективных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.