реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ценообразование в условиях совершенной и не совершенной конкуренции

компенсировать свои долгосрочные средние издержки.

Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена,

максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что

спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных

интервалах, чем на краткосрочных.

Функция предложения монополии.

Не существует всеобщей однозначной зависимости между ценой и

максимальным объёмом предложения монополии, то есть у монополии,

максимизирующей прибыль, отсутствует функция предложения. Это связано с

тем, что:

1. при заданной кривой МС монополии в точке Курно могут пересекаться

одновременно несколько кривых MR, каждой из которых соответствует своя

кривая спроса, в таком случае объём выпуска, на который указывает точка

Курно, будет предлагаться по разным ценам в зависимости от наклона линии

спроса (рис.8)

2. на другом графике несколько точек Курно, соответствующих разным кривым

отраслевого спроса, могут указывать на одну и ту же цену, по которой в

зависимости от наклона линии спроса будет предлагаться различное

количество продукции.

Политика государства по отношению к монополиям заключается, прежде

всего, в разработке и применении антимонопольного законодательств, то есть

системы законов, направленных на предотвращение монополизации рынков.

Однако вопрос об отношении к монополии остаётся дискуссионным среди

экономистов. Защитники и сторонники монополий считают, что только крупное

производство имеет больше стимула и возможностей для внедрения

нововведений. Критикуя рассмотренную модель, они отмечают, что в ней

сделано серьёзное допущение о равенстве затрат в случаях совершенной

конкуренции и монополии. Однако, как правило, объединение нескольких фирм в

одну приводит к снижению затрат за счет создания единых служб снабжения,

сбыта и других. Кроме того, возможен такой характер отдачи от масштаба

производства, что эффективный объём выпуска одного предприятия окажется

равным конкурентному объёму или даже больше его. Такая ситуация наблюдается

часто при естественных монополиях.

В то же время «противники» монополии отмечают дополнительные затраты её

по искусственному поддержанию барьеров на вход в отрасль, которые с точки

зрения общества вряд ли являются целесообразными, а также и то, что

отсутствие конкуренции неизбежно ведёт к росту затрат и неэффективности в

управлении.

Таким образом, общим вердиктом экономической науки является вывод о

том, что монополия менее предпочтительна для общества, чем совершенная

конкуренция, поэтому необходимо регулировать её деятельность, чтобы снизить

величину общественных потерь.

При рассмотрении монополии необходимо различать три её вида: закрытые

монополии, которые имеют юридическую защиту от конкурентов; естественные

монополии, которые защищены эффектом экономии в масштабах производства;

открытые монополии, которые не имеют какой-либо специальной защиты от

конкурентов. С первой и последней всё понятно, а с естественной монополией

стоит разобраться.

Естественная монополия и её регулирование.

Существуют ситуации, в которых меры по предотвращению сосредоточения

производства какой-либо продукции или услуг на одном предприятии

экономически нецелесообразны. Одна из таких ситуаций – это естественная

монополия, которая выделяется в особую категорию, возникновению чего

способствует рост отдачи от масштаба производства. Характерным признаком

естественной монополии является снижение средних затрат длинного периода

вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. При этом принудительное

рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту

суммарных затрат на выпуск продукции.

Такие ситуации в силу технологических особенностей производства

характерны для коммунального хозяйства: электроснабжение, газоснабжение,

водопровод, телефонная сеть, городской общественный транспорт и т.п. Для

них характерно наличие сетевых структур, в которых высоки постоянные

издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах производства,

то есть снижения средних затрат по мере увеличения объёмов производства. К

тому же конкуренция здесь невозможна вследствие высоких невозвратных

издержек. Развитие технологии может ослабить или подорвать естественную

монополию. Так, развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует

естественную монополию на проволочную связь.Если монополист решит

сосредоточить выпуск Q2 между тремя предприятиями, выпуская на каждом,

объём Q0=1/3Q2, то средние затраты будут больше, чем при выпуске Q2.

По отношению к естественной монополии возможны различные варианты

государственной политики:

. Установление фиксированной цены на уровне Р1 с обязательным

удовлетворением всего спроса Q1, что возможно лишь при государственной

дотации в размере АС – МС. На рис.9 это представлено заштрихованной

областью. Достоинство данного варианта политики в том, что выполняется

условие максимизации прибыли при совершенной конкуренции Р=МС, когда на

других рынках достигается эффективность в структуре выпуска: соотношения

между объёмами различных видов продукции оптимальны с общественной точки

зрения.

. Установление фиксированной цены на уровне Р2 с обязательством для

монополии полностью удовлетворять спрос. Дотации в данном случае не

требуется, однако не достигается эффективность структуры выпуска, так как

Р больше МС, то есть продукции, выпускаемо монополией, производится

«слишком мало». В этих случаях естественная монополия не имеет стимулов к

снижению затрат, поскольку за снижением затрат может последовать и

снижение государственной цены.

. Без установления фиксированной цены. Государство проводит аукцион о

предоставляет право производить данный вид продукции тому предприятию,

которое обязуется вносить в госбюджет максимальную сумму платежа. При

этом никакого прямого регулирования цен и выпуска продукции государством

не производится.

Предприятие выбирает объём продукции Qм, при котором MR=LMC, и

назначает цену Рм . В принципе вся монопольная прибыль может быть изъята в

госбюджет в форме фиксированного платежа. Достоинство данного варианта в

том, что наблюдается минимум государственного вмешательства, есть стимул

для естественной монополии снижать затраты, однако грубо нарушается условие

эффективности структуры продукции.

В 1995 г. принят федеральный закон «О естественных монополиях», в

котором кроме понятия естественной монополии определяются основные сферы

государственного регулирования, такие как:

. Транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным

трубопроводам;

. Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

. Железнодорожные перевозки и др.

В законе определён также один из основных методов регулирования

деятельности естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое

путём установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

Органы контроля за деятельностью естественной монополии следят за

любыми сделками, в результате которых меняется право собственности; за

инвестициями естественной монополии, в отношении которых не применяется

регулирование в соответствии с настоящим законом.

В дополнение к основному закону регулярно издаются постановления

правительства, например «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на

продукцию (услуги) естественных монополий» от 12 февраля 1996 г. №140, в

котором для цен на продукцию естественных монополий установлены понижающие

коэффициенты, так что цены на газ, электроэнергию и железнодорожные

перевозки должны расти не более чем на 80% от уровня инфляции.

Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

Разобравшись в особенностях крайне несовершенной формы конкуренции,

какоё является монополия, следует выяснить специфику тех рыночных структур,

которые занимают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и

монополией.

Могут существовать и промежуточные модели, которые не являются

полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые

встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут

сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные

разделения или слияния, что в конечном результате приводит к конкуренции

сильных соперников.

А.Маршалл из-за нежелания провести разграничение между совершенной и

менее совершенной конкуренцией практически задержал развитие и теории

конкуренции, и теории монополии.

В этом случае на рынке действует большое количество продавцов,

производящих разнообразную продукцию, и возможно появление новых продавцов.

Вступление конкурентов в отрасль достаточное свободное.

В условиях монополистической конкуренции фирмы обладают некоторым

контролем над ценой. В отличие от условий совершенной конкуренции, каждый

отдельный производитель, изменяя объём производимой продукции, может

повлиять на цену своего товара. Это возможно если конкурирующие фирмы

продают не стандартизированный товар. Возможности дифференциации товара по

качеству, внешнему виду, репутации (товарному знаку) и прочим

характеристикам дают возможность каждому продавцу меру монопольной власти

над ценой.

Спрос на продукцию в условиях монополистической конкуренции отражает

кривая спроса.(см.выше) Она показывает суммарный объём продукции,

представляемый фирмой при каждом значении цены. Подобно кривой спроса фирмы-

монополиста кривая спроса на продукцию в условиях монополистической

конкуренции является также убывающей. Но она намного более эластична, чем

кривая спроса производителя-монополиста, поскольку продавец в условиях

монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом

конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары. Чем больше конкурентов и

слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса в

условиях монопольной конкуренции. Что же касается кривой предельного дохода

в этих условиях, то она лежит ниже кривой спроса производителя, и её наклон

также будет составлять половину угла наклона последней.

На краткосрочном временном интервале в условиях монопольной конкуренции

фирмы будут выбирать цену и объём выпуска, максимизирующие прибыль и

минимизирующие убытки, также исходя из уже известного принципа равенства

предельного дохода и предельных издержек. Сходная ситуация имеет место и на

долгосрочном временном интервале. Максимизация прибыли в этом периоде в

условиях монополистической конкуренции предполагает объём выпуска, при

котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.

Завершая краткий анализ рыночного поведения фирм в условиях

конкуренции, следует также обратить внимание на эффективность распределения

и использования ресурсов. В этих условиях производится несколько меньший,

чем наиболее эффективный объём продукции. Это означает, что имеет место

недоиспользование ресурсов для производства товаров и установления

несколько более высокой цены. Иначе говоря, издержками монополистической

конкуренции являются избыточные производственные мощности и

недопроизводство необходимой обществу продукции. Но чем острее проблема

избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребительского

выбора. Монополистическая конкуренция связана с приспособлением продукта к

потребительскому спросу, а потребительского спроса – к продукту. Такое

приспособление является компенсирующим моментом монополистической

конкуренции, но максимальная производственная эффективность все-таки не

достигается.

Завершить рассмотрение рынка несовершенной конкуренции необходимо

анализом олигополии. Олигополия – рыночная структура, состоящая из

небольшого числа фирм, причем по крайней мере, некоторые из них имеют

большие размеры относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях

олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизованным. На

олигополистическом рынке фирмы, обладающие большими долями в общем,

выпускаемом количестве товара, обладают способностью влиять на цену товара,

варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной или

нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации и индекс

Герфиндаля. Коэффициент концентрации – простейший показатель, измеряющий

концентрацию рынка. Он показывает процент продаж приходящихся на данном

отраслевом рынке на долю четырёх (или восьми) крупнейших фирм. Индекс

Герфиндаля позволяет учесть степень влияния доминирующей фирмы. Этот индекс

рассчитывается путём возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из

фирм и суммирования полученных результатов: Н=р + р + ... р

Следует обратить внимание, что олигополистическое поведение на рынке

подразделяется на олигополию, основанную на соглашении, и олигополию

доминирующей фирмы.

Соглашение предполагает согласование между несколькими фирмами о

разделе рынка и ценах. Выделяют открытое соглашение и тайное или молчаливое

соглашение. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает

всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является

картель. Его цель – максимизировать прибыль путём фиксации цен и

ограничения объёмов выпуска продукции. Но поскольку открытое соглашение в

настоящее время является незаконным в большинстве стран (согласно

антитрестовским законам), то олигополисты часто ищут пути к тайному

сотрудничеству, исключающему открытое соглашение, к согласованию без

соглашения.

Олигополия доминирующей фирмы определяет организацию рынка, при

которой на нём господствует крупная фирма, цены которой являются базовыми

для всех остальных продавцов. Вариантом олигополии доминирующей фирмы

выступает ценовое лидерство. При олигополистическом лидерстве в области

ценообразования одной – единственной фирме отводится ведущая роль в

формировании цены, исключая тем самым необходимость тайного сговора.

Соперничающие фирмы могут не только договариваться о сотрудничестве в

погоне за прибылью, но и вести сознательное соперничество или войны цен.

Ценовая война предполагает цикл последовательных снижений цены

соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Война цен продолжается

до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. Снижение цены

ниже этого уровня приводит к убыткам.

Равновесие «изгибающейся» кривой спроса для олигополистов очень

стабильно. В отличие от чистого монополиста олигополист при наличии

«изгибающейся» кривой спроса не будет изменять цены или объём выпуска

вследствие небольших цен средних изменений в издержках. Кривая предельных

издержек все равно пресечет кривую предельного дохода на изгибе.

2.3 Государственное регулирование ценообразования.

Значительное место в Гражданском Кодексе РФ уделено вопросам

ценообразования.

В первой части Кодекса выделена специальная статья, определяющая

особенности современной практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего,

эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене,

установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения

свободных рыночных цен в России.

Разновидностью цен признаны тарифы, расценки, ставки и т.п., тем самым

можно утверждать, что ценообразование распространяется на 1) банковские

операции (процентные ставки за пользование кредитом, за отдельные

банковские операции и т.д.), 2) трудовые отношения (расценки, ставки за

выполняемые работы, технологические операции) и т.д.

Подчеркивается, что в предусмотренных законом случаях применяются цены,

устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными

органами.

Основой для изменения цен после заключения договора являются условия,

предусмотренные этим законом или договором. Изменение цены, гласит п. 2 ст.

424, после заключения договора допускается в случаях и на условиях, 1)

предусмотренных договором, 2)законом, либо в установленном законом порядке.

В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть

определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть,

оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы

или услуги (п.3 ст. 424).

Вообще, различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.

Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены

означает участие государства в формировании уровней, структур и движения

цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики, регулируемые цены, как и свободные цены,

устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное

воздействие на такие цены осуществляется путем методического и

организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в

разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям

народного хозяйства.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится

задача стабилизации действующих цен и их незначительного роста, например в

1998 г., предполагался рост цен 5-10% в год. В 1999 г., - 30%.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа

деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли

соответствующих методов регулирования в качестве производимой продукции и

удовлетворение спроса на неё.

Можно выделить следующие формы вмешательства государства в процесс

ценообразования*.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном

инфляционном развитии экономики) или замораживании цен на отдельные

группы товаров.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо

установленной величиной формируются по решению соответствующих органов

власти и управления и ими же утверждаются. Решение о введении

фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли

(рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в

случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям

(независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в

качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты

ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать

свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период

времени или предельного уровня цены, то есть максимального или

минимального уровня цены, выше или ниже которого цена на может

подниматься. Такое регулирующие мероприятие очень важно в условиях

дефицита, так как рост свободных цен, в конечном счете, ведет к

сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку

свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта.

В настоящее время правительство РФ предлагает установить верхний лимит

цены на продукцию естественных монополий.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от

«ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на

внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень

цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

В своей деятельности российское правительство в 1996-1998 гг., ввело в

практику регулирования предельные минимальные цены. Так, Министерство

экономики в целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли

промышленности с учетом изменения норм и правил производства и оборота

алкогольной продукции утвердило минимальные цены на водку, ликероводочную и

другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Аналогичные правила

предусмотрены для продукции, производимой или ввозимой на территорию РФ из

других стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.