реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование рынка труда

истекшем году - 13,6%.

Доминирующее положение среди безработных продолжает сохраняться за

гражданами, добровольно уволившихся с работы, их доля составляет 50%, а

доля высвобожденных работников - 22%.

Одной из наиболее острых и важных остается проблема занятости

молодежи. Это обусловлено увеличением количества выпускников учебных

заведений, получающих свободное распределение, несоответствием полученной

специальности потребностям рынка труда, а также низким квалификационным

уровнем подготовки значительной части молодежи.

Невостребованность целенаправленно подготовленных специалистов

свидетельствует о большом разрыве между спросом и предложением рабочей силы

на рынке труда (Рис.2.3).

Динамика спроса и предложения на рынке труда

[pic]

Рис.2.3

В течение прошедших лет напряженность на рынке труда была

неоднозначной и зависела, прежде всего, от наличия вакансий. Из рис.2.3

видно, что начиная с 1993 года потребность в работниках, заявленная

предприятиями уменьшилась. В то же время численность безработных

увеличивалась значительными темпами. В начале 1997 года на одну заявленную

в органы службы занятости вакансию претендовали 11 зарегистрированных

незанятых граждан. Для летнего периода характерно наличие в целом по

республике довольно большого количества вакансий, что значительно смягчает

напряженность на рынке труда. Однако, в декабре ситуация с наличием

свободных рабочих мест изменилась, вследствие чего на одну вакансию было 9

претендентов. При этом в 30 городах и районах этот показатель более чем в 2

раза превысил среднереспубликанский и составил от 19 человек на одно

вакантное место до 180 (Калтасинский район).

В органы службы занятости ежемесячно поступали сведения о наличии на

предприятиях и в организациях в среднем 8,8 тыс. вакансий (в 1997 году 7,4

тысячи).

Всего в течение года смогли трудоустроиться около 49,0 тыс. человек

(рост по сравнению с 1996 годом в 1,3 раза). В целом по республике

трудоустроено более четверти (28,0%) от числа ищущих работу. В Бакалинском

районе этот показатель самый высокий (в 2 раза выше

среднереспубликанского), а в Межгорье и Белорецком районе - самый низкий (в

2,5 раза ниже, чем в среднем по республике).

Учитывая, что организация профессионального обучения и переобучения

граждан - одно из приоритетных направлений работы органов службы занятости,

объемы переобучения были сохранены на уровне прошлых лет, несмотря на

финансовые трудности. Так, направления на учебу получили 7,3 тыс. человек

или 5,8% от численности зарегистрированных безработных. В Мишкинском и

Благоварском районах этот показатель самый высокий и составляет

соответственно 21,3 и 19,6%., а в городах Межгорье и Янауле, Альшеевском,

Калтасинском, Краснокамском и Татышлинском районах он не достиг и 1,5%.

В декабре, так же как и в ноябре, произошло снижение численности

направленных на переобучение (относительно предыдущего месяца в 1,2 раза,

но относительного декабря 1996 года - увеличение на 31,7%).

Более 300 безработных было направлено на обучение в целях организации

собственного дела. Подготовку в качестве будущих предпринимателей проходили

безработные городов Уфы, Белебея, Кумертау, Мелеуза, Октябрьского,

Стерлитамака, Туймазы, Бураевского. Бижбулякского, Иглинского районов.

С ростом напряженности на рынке труда возрастают и потребности

населения в профориентационных услугах. Их получили в органах службы

занятости 113 тысяч человек, что почти на 20 тысяч больше, чем за 1996 год.

В связи с ростом неплатежеспособности предприятий нарастает их

задолженность по обязательным отчислениям в Государственный фонд занятости

населения Республики Башкортостан. В результате число территорий,

нуждающихся в дотации, возросло за прошедший год вдвое и достигло 50.

Средств, поступающих в Фонд занятости на их территории, недостаточно даже

для выплаты пособий безработным.

Программой занятости населения Республики Башкортостан на 1997 год.

В 1997 году проводилась работа по организованному набору рабочих для

трудоустройства за пределами республики по заявкам работодателей других

регионов. Более 300 рабочих, в том числе около 200 безработных,

трудоустроены для работы вахтовым методом на предприятиях Тюменской

области.

Органы службы занятости оказали содействие в переселении в сельскую

местность республики 110 семьям, в том числе 30 семьям беженцев и

вынужденных переселенцев. Наибольшее количество семей переселено в

Бакалинский, Чекмагушевский, Караидельский, Благоварский районы.

Характер и динамика происходящих процессов на рынке труда не обещают

улучшения положения с занятостью населения в 1998 году. Однако нелишне

будет рассмотреть положение на рынке труда в первом квартале 1998 года.

За первый квартал 1998 года в органы службы занятости обратились с

целью поиска работы 28,5 тыс. человек, что соответствует аналогичному

показателю прошлого года. В числе обратившихся: 56,8% - женщины, 42,3% -

молодежь в возрасте 16-29 лет, 18,3% - ищущие работу впервые, 26,1% - имеют

длительный (более года) перерыв в работе (относительно первого квартала

прошлого года количество граждан этой категории увеличилось на 12%).

Продолжается рост активности населения в поисках работы, наметившийся

в феврале. За март органами службы занятости поставлено на учет 10,3 тыс.

человек, что на 5% больше, чем за предыдущий месяц.

В городе Благовещенске, в Архангельском, Бурзянском, Дюртюлинском,

Калтасинском, Кугарчинском районах число обратившихся увеличилось более чем

вдвое (Приложение 2).

Процесс высвобождения рабочей силы приостанавливается. Количество

высвобожденных работников, обратившихся в органы службы занятости в первом

квартале текущего года по сравнению с этим же периодом 1997 года, снизилось

на 12% и составило 4,1 тыс. человек.

Рис.2.4. Распределение безработных граждан по причинам снятия

с учета за январь-март 1998г.

Численность безработных, официально признанных органами службы

занятости, за январь-март снизилась на 2% относительно показателя 1

квартала 1997 года и составила 82% от числа обратившихся в поиске работы

незанятых граждан (23,3 тыс. человек). За этот же период сняты с учета 23,1

тыс. безработных (на 14% больше, чем за первый квартал 1997 года), в том

числе 9,1 тыс., или 39%, - трудоустроены, 2,4 тыс., или 10,3%, - направлены

на профобучение, 0,3 тыс., или 1,3%, - оформлены на досрочную пенсию, 11,3

тыс., или 48,1 проц., - сняты по другим причинам (Рис.2.4).

На начало апреля на учете в органах службы занятости состояли 61,8

тыс. безработных, из которых 23,3 тыс. человек, или 37,7%, моложе 30 лет.

Уровень безработицы в целом по республике в первом квартале текущего года

вырос с 3,78 до 3,81% от числа занятых в экономике (Рис.2.5). Число городов

и районов, в которых уровень безработицы превышает среднереспубликанский

показатель, за прошедший квартал не изменилось и составляет 17 и также в

шести городах и районах его превышение составляет от двух до четырех раз.

Рис.2.5. Изменение уровня безработицы

(% от численности занятых в экономике)

Более высокими темпами, чем по республике, в марте росла безработица в

городах Уфе, Стерлитамаке, в Буздякском, Бурзянском, Кигинском,

Кушнаренковском, Куюргазинском, Мишкинском районах.

Продолжительность безработицы в первом квартале 1998 года в среднем

составила 6,1 месяца и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не

изменилась, а по сравнению с четвертым кварталом 1997 года сократилась на 3

дня.

Из числа состоящих на учете безработных на 1 апреля пособие по

безработице было назначено 57,4 тыс. человек.

В первом квартале 1998 года нашли работу 12,1 тыс. человек. По

сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество трудоустроенных

граждан увеличилось на 2,7 тыс. человек или почти в 1,3 раза. В городах

Нефтекамске, Октябрьском, а также в Абзелиловском, Балтачевском, Зилаирском

и Илишевском районах процент трудоустройства увеличился по сравнению с

первым кварталом 1997 года более чем в 1,5 раза.

Незначительно (на 3% относительно первого квартала прошлого года)

возросла возможность трудоустройства граждан, особо нуждающихся в

социальной защите (молодежи, инвалидов, освобожденных из мест лишения

свободы, а также имеющих длительный перерыв в трудовой деятельности).

Март характеризуется продолжающимся ростом числа трудоустроенных

граждан, за месяц трудоустроено 4,6 тыс. человек. По сравнению с январем -

увеличение на 37,7% (на 1,2 тыс.человек). Существеннее всего увеличилось

количество граждан, нашедших работу (доходное занятие), в городах Межгорье

(в 3,6 раза), Сибае (2,7), а также в Аскинском (3,2), Белокатайском (3,0),

Ишимбайском (2,4) и Чекмагушевском районах (4,9 раза).

На 1 апреля в органах службы занятости имелась информация о наличии на

предприятиях и в организациях 8,6 тыс. свободных рабочих мест (в 1,3 раза

больше, чем на ту же дату прошлого года), из них 74,7% - от государственных

предприятий.

Численность незанятых граждан, претендующих на одно свободное рабочее

место, остается на уровне 8 человек (на 1 апреля 1997 года - 10 человек).

Количество предприятий, сообщивших в органы службы занятости сведения о

наличии свободных рабочих мест, осталось без изменения. Структура

заявленного спроса, как и в прошедшем году, почти на 80% состоит из рабочих

специальностей.

Также почти неизменным, что и в 1 квартале 1997 года, остается

количество предприятий, сообщивших о предполагаемом высвобождении

работников.

По поступившим в органы службы занятости данным во втором квартале

ожидается высвобождение с предприятий, организаций республики 4,6 тыс.

человек, что на 22% (1,3 тыс. человек) меньше, чем в 1997 году.

После роста в феврале числа безработных граждан, направленных органами

службы занятости на профессиональное обучение, в марте наблюдается снижение

их численности. За март направлено на учебу 0,8 тыс. человек (снижение в

1,3 раза) (Приложение 3).

В целом за квартал органами службы занятости было направлено на

профессиональное обучение 2,4 тыс. человек (2,3 тыс. человек -

соответственно в 1997 году).

Несмотря на рост безработицы, сложности в финансировании деятельности

органов службы занятости, удельный вес обучаемых от общего числа состоящих

на учете безработных граждан (2,8%) сохранился на уровне соответствующего

периода прошлого года.

Молодежь остается наиболее активной в приобретении новых профессий,

пользующихся спросом на рынке труда. Доля ее среди получивших

первоначальное обучение составила 88,1%.

В январе-марте текущего года, как и в 1997 году, остается высоким

процент направленных на профобучение к общей численности безработных в

Благоварском районе (18,9%). В 25 городах и районах республики этот

показатель выше среднереспубликанского. В то же время в Архангельском,

Мечетлинском, Татышлинском районах на профобучение не было направлено ни

одного безработного.

После прохождения профессионального обучения по направлению органов

службы занятости 1,7 тыс.человек нашли работу или доходное занятие, что на

500 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Трудоустройство после обучения за указанные периоды возросло с 67 до 83%.

2.3. Анализ расходования средств из государственного фонда занятости

Республики Башкортостан

Расходы фонда занятости условно можно сгруппировать по 4 направлениям:

1. Средства, расходуемые на пособия по безработице, материальная

помощь безработным, выплату долгосрочных пенсий. Это называется пассивной

политикой.

2. Средства, идущие на переподготовку и общественные работы. Данные

формы активной политики вытекают из действующего законодательства, т.е.

являются обязательными для государственной службы занятости.

3. Средства, направляемые на финансовую поддержку, приобретение

ценных бумаг и прочие расходы. Объединяет названные формы то, что они не

гарантированы законом. При этом расходы на статью “финансовая поддержка”

принято относить к активным формам политики на рынке труда.

4. Средства, предназначенные для развития служб занятости (их

содержание, капиталовложения, реклама, АИС “Занятость”).

Рассмотренные направления расходов фонда занятости фиксировались за 12

месяцев 1997 года следующим образом:

- пассивная политика в целом 153827797,2 тыс.руб. (72%), включая

139658450,0 тыс.руб. (65,4%) на пособия по безработице;

- активная политика, обязательная по Закону о занятости населения

Российской Федерации - 15398231,8 тыс.руб. (7%);

- активная политика, не вытекающая из Закона о занятости населения

РФ - 7456521,4 (4%);

- содержание служб занятости - 35334676,0 тыс. руб. (17%).

Таким образом, 89% средств - обязательные расходы в пользу тех, ради

кого и существуют службы занятости,- безработных и работников служб,

оказывающих им помощь (Приложение 5).

Для анализа структуры расходывания средств государственного фонда

занятости составим таблицу 2.9 для некоторых показателей.

Из таблицы видно, что самый большой удельный вес расходов (72%)

приходится на программы материальной поддержки лиц, признанных

безработными. Из них 65,4% идет на выплату пособий; 5,2% - выплату

досрочных пенсий; 1,1% на выплату материальной помощи; самая малая часть

(0,03%) идет на выплату пособий сельхозпереселенцам. То есть в регионе

приоритетом в деятельности служб занятости является выплата пособий

(пассивная политика). Хотя, по мнению их руководителей, это не означает,

что следует сокращать или сворачивать программы переподготовки и обучения

безработных.

Таблица 2.9

Структура расходов государственного фонда занятости населения

Республики Башкортостан за 1997 год

| |Сумма |в % к |

| |(тыс.руб.) |расходам |

|1 |2 |3 |

|Профессиональная подготовка, переподготовка| | |

| |15398231,8 |7 |

|из них | | |

|Финансирование общественных работ |1052809,6 |0,5 |

|Финансовая поддержка, в т.ч.: |7456521,4 |4 |

|компенсационные оплаты |- |- |

|сохранение рабочих мест |5225856,0 |2,8 |

|создание дополнительных рабочих мест |1379968,9 |0,7 |

|субсидии для организации собственного дела | | |

| |850696,5 |0,5 |

|социальная адаптация |61265,7 |0,03 |

|Материальная поддержка лиц, признанных | | |

|безработными |153827797,2 |72 |

|в том числе: | | |

|выплата пособий |139658450,0 |65,4 |

|выплата материальной помощи |2339895,0 |1,1 |

|выплата досрочных пенсий |11025988,7 |5,2 |

|выплата пособий сельхозпереселенцам |68589,5 |0,03 |

|единовременные денежные пособия беженцам | | |

| |- |- |

|прочие расходы |734874,0 |0,3 |

|Расходы, связанные с деятельностью служб | | |

|занятости, в т.ч.: |35334676,0 |17 |

|информационная поддержка программы | | |

|занятости |5243839,3 |2,5 |

| |Продолжение табл.2.9 |

|1 |2 |3 |

|капиталовложение |2451552,2 |1,2 |

|содержание службы занятости |27639284,5 |13,3 |

|из них: | | |

|расходы на оплату труда |13135529,0 |6,3 |

|канцелярские и хозяйственные расходы |5194023,5 |2,5 |

|капитальный ремонт зданий и сооружений | | |

| |2036504,7 |1,0 |

|Всего израсходовано средств за отчетный | | |

|период |213131301,7 |100% |

Лица, прошедшие курсы переподготовки, как правило, находят работу или

повышают свою конкурентноспособность на рынке труда в будущем. Вместе с

тем, согласно данным Управления по занятости населения Минтруда Республики

Башкортостан, трудоустраиваются не более 10% безработных, завершивших

профессиональное обучение.

17% средств государственного фонда идут на расходы, связанные с

деятельностью служб занятости. Из них 13,3% непосредственно на содержание

службы занятости: 6,3% - расходы на оплату труда;; 2,5% - на канцелярские и

хозяйственные расходы; 1,0% - на капитальный ремонт зданий и сооружений;

3,5% - на прочие расходы. Кроме того, 2,5% -на информационную поддержку

программ занятости и 1,2% на капиталовложения.

Что же касается активной политики, то приоритет, судя по доле

расходов, отдается тем, которые законодательно обязательны, то есть на

переподготовку и общественные работы - 7% общих расходов фонда, из них:

0,5% - на финансирование обществнных работ.

Активная политика, законодательно не обязательная, то есть финансовая

поддержка, вложения в ценные бумаги и прочие расходы составили 4% общих

расходов. Из них: 2,8% были использованы на сохранение рабочих мест; 0,7% -

создание дополнительных рабочих мест; 0,5% - субсидии для организации

собственного дела и 0.03% на социальную адаптацию. Хотя на финансовую

поддержку выделяется достаточно незначительный, по сравнению с Российской

Федерацией, процент средств(4%), представляется нецелесообразным

финансирование этой статьи из средств фонда занятости и по линии Управления

занятости по занятости Минтруда, задачей которых является не вывод

экономики из кризиса и обеспечение экономического роста, а помощь той части

населения, которая в ней нуждается в условиях экономического кризиса.

Другими словами, это борьба не с причиной, а со следствием экономического

спада. Логичнее было бы предположить, что финансовая поддержка (прежде

всего, создание рабочих мест) должно осуществляться по линии других

ведомств - Министерства экономики и Министерства финансов.

Сомнение вызывает и содержание самой статьи. Создание рабочих мест

обходится достаточно дорого. Если же государство в условиях экономического

спада берет на себя функцию создателя рабочего места, оно должно нести

также ответственность за его сохранение в течение определенного периода

времени. Эффективность создания рабочих мест в настоящее время никем не

определяется, а потому выглядит как форма финансовой поддержки либо

бесперспективных предприятий, либо тех, кто связан с региональными

властями.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод:

1. В целом (89%) средств расходуется в соответствии с целями и

задачами проводимой политики занятости. Приоритет в расходывании средств

отдается пассивной политике (72%), в частности выплатам пособий (65,4%).

Нужно повышать эффективность пассивной политики на рынке труда, проводимой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.