![]() |
|
|
Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)|возникших в связи с приобретением независимости. | |X. продолжал интенсивно содействовать развитию экономической теории, хотя многое из | |того, что он сделал после его «Стоимости и капитала», еще предстоит полностью включить | |в основной поток экономической мысли. В его книге 1965 г. «Капитал и рост» ("Capital | |and Growth") использовалось понятие сравнительной динамики для изучения стабильного и | |оптимального пути развития. В этой книге он ввел концепцию рынков «фиксированной цены» | |и «гибкой цены», различие между которыми оказалось продуктивным в макроэкономике. | |X. разделил Премию памяти Нобеля за 1972 г. по экономике с Кеннетом Эрроу «за | |новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния». В своей речи при | |презентации лауреатов Рагнар Бентцель, член Шведской королевской академии наук, заявил,| |что книга «Стоимость и капитал» «вдохнула свежую жизнь в теорию всеобщего равновесия». | |Более того, сказал Бентцель, модель равновесия X. «придала более конкретный характер | |уравнениям, включенным в систему, и сделала возможным изучение эффектов, возникающих | |внутри системы под воздействием импульсов, поступающих извне». | |В «Теории экономической истории» ("A Theory of Economic History", 1969) X. применил | |свои теории к анализу экономической истории, предлагая тем самым новый взгляд на | |экономическую действительность. Например, он обратил внимание на последовательность | |событий, благодаря которым распространение новой технологии вело к экономическому | |росту. Он развил эту идею в книге «Капитал и время» ("Capital and Time", 1973). В книге| |«Причинность в экономике» ("Causality in Economics", 1979) он исследовал динамику | |последовательности экономических процессов, различие между экономическими запасами и | |потоками и проблему выявления причинной зависимости между экономическими переменами. | |После выхода в 1965 г. в отставку X. был почетным профессором Ол-Соулз-колледжа в | |Оксфорде. Помимо Нобелевской премии, он получил много почетных званий и наград. X. | |являлся членом Британской академии наук, Шведской королевской академии наук, | |Национальной академии наук Италии и членом Американской академии наук и искусств. Ему | |были присуждены многие почетные ученые степени. С 1960 по 1962 г. он был президентом | |Королевского экономического общества, а в 1964 г. был возведен в дворянское звание. | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. | |© The H.W. Wilson Company, 1987 | |© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | |ШУЛЬЦ (Schultz), Теодор | |род. 30 апреля 1902 г. | |Премия памяти Нобеля по экономике, 1979 г.совместно с У. Артуром Льюисом | |Американский экономист Теодор Уильям Шульц, сын Анны Элизабет (в девичестве Вейсс) | |Шульц и Генри Эдварда Шульца, родился и получил воспитание на ферме недалеко от | |Арлингтона (штат Южная Дакота). Из-за острой нехватки рабочей силы во время первой | |мировой войны он в основном работал на семейной ферме, а не посещал школу, но в 1921 г.| |поступил на краткосрочные агрокультурные курсы при колледже штата Южная Дакота. Во | |время начавшейся в 1920 г. экономической депрессии резко упали цены на | |сельскохозяйственные продукты, обанкротились банки и многие фермеры оказались под | |угрозой закрытия своих ферм. В надежде разобраться в глубинных причинах этих | |экономических потрясений, Ш. в 1924 г. вернулся в колледж и в 1926 г. окончил его, | |получив степень бакалавра наук. Продолжая учебу в Висконсинском университете в качестве| |аспиранта, он получил степень магистра в 1928 г. и доктора наук по специальности | |экономика сельского хозяйства в 1930 г. | |Висконсинский университет в те времена был знаменит не только своим экономическим | |факультетом, но и своей межфакультетской организацией исследований социальных проблем. | |Сотрудники факультета оказывали консультации правительству штата и подготавливали | |проекты аграрного законодательства, что позднее, в период Великой депрессии 30-х гг., | |легло в основу сельскохозяйственной политики Нового курса. Ш. всегда признавал свой | |«большой интеллектуальный долг» перед университетскими профессорами. | |В 1930 г. Шульц начал преподавать экономику сельского хозяйства в колледже штата Айова | |(ныне университет штата Айова) в Эймсе. По прошествии менее чем четырех лет он был | |назначен руководителем новой по замыслу кафедры экономической социологии. В ее учебный | |план входили курсы общей политэкономии, экономики сельского хозяйства и сельской | |социологии, а ее сотрудники участвовали в совместных работах с теоретиками-экономистами| |и специалистами в области статистики, в изучении программ развития фермерского | |хозяйства в русле Нового курса. | |С началом второй мировой войны эти ученые приступили к проведению серии исследовании, | |получившей название «Серии продовольственной и сельскохозяйственной политики военного | |времени», перед которой, согласно традициям Висконсинского университета, была | |поставлена задача определить, каким образом правительственная политика может повлиять | |на сельскохозяйственное производство в национальных интересах. В 1943 г., однако, | |администрация колледжа поддалась политическому нажиму и отозвала свой доклад, который | |вызвал негодование представителей молочной промышленности штата Айова из-за | |рекомендаций заменять сливочное масло, ставшее дефицитным, маргарином. В знак протеста | |Ш. и несколько его коллег ушли в отставку. В этом же году он поступил на должность | |профессора экономической кафедры Чикагского университета. В 1946 г. он там же стал | |заслуженным профессором, в 1952 г. был назначен заведующим кафедрой, а в 1972 г. стал | |почетным профессором. | |В начальный период своей работы в Чикаго Ш. увлекся общемировыми сельскохозяйственными | |проблемами. «Продовольствие для мира» ("Food for the World", 1945) – сборник | |материалов, представленных для организованной им конференции, – обратил внимание на | |факторы снабжения продуктами питания, сельскохозяйственную рабочую силу, технологию, | |квалификацию фермеров и капиталовложения в фермерское хозяйство. После второй мировой | |войны Ш. включился в изучение широкого круга проблем экономического развития. Его | |интерес к этим проблемам был вызван промышленным возвышением Западной Германии в | |результате получения ею финансовой и материальной помощи по «плану Маршалла» | |(названного по имени Джорджа Маршалла). | |В 50-е гг., когда Ш. руководил «Технической помощью Латинской Америке» – проектом, | |охватывающим все секторы экономики слаборазвитых стран, включая сельское хозяйство и | |другие отрасли экономики, – он начал исследовать то, что он называл «человеческим | |капиталом». Согласно этой концепции, образовательный уровень населения определяет его | |способность использовать информацию и технологию для развития, равно как и для | |структурной перестройки. Несмотря на то что стоимость земли и оборудования | |рассчитывалась с большой точностью, мало что было известно относительно ценности | |человеческого капитала. | |В статье «Создание капитала образованием» ("Capital Formation by Education"), | |опубликованной в «Джорнэл оф политикал экономи» ("Journal of Political Economy", 1960),| |Ш. представил оценки стоимости рабочей силы, включая расходы на образование, равно как | |и стоимости труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость, хорошо | |знакомая фермерским и рабочим семьям, которые рассчитывают на то, что их дети смогут | |пополнять семейные доходы в возможно более раннем возрасте, игнорировалась | |экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена | |ими спорной. И хотя расчеты Ш. не были и не могли быть точными во всех отношениях, а | |сам он обращался к своим студентам и коллегам с просьбой их уточнить, тем не менее его | |концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что | |капиталовложения развивающегося мира в образование (т.е. в человеческий капитал) | |являются решающим фактором. По сути дела, Ш. приобрел славу отца революции вложений в | |человеческий капитал. Для него эти вложения имели широкий смысл: к ним относились | |вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также | |капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки. | |На междисциплинарных симпозиумах и круглых столах, в своих докладах Ш. продолжал | |выступать с доказательством того, что для слаборазвитых стран инвестиции в человеческий| |капитал и сельское хозяйство важнее, чем капиталовложения в машины и заводы. Он | |призывал других ученых отказаться оттого, что он считал «интеллектуальными ошибками» | |традиционных экономистов, особенно от их стремления учесть стоимость земли, вместо того| |чтобы делать упор на «качество человека как участника производства». Выступая против | |традиционного подхода к экономическим отношениям, Ш. стремился к тому, чтобы были | |приняты во внимание люди, действующие за кулисами математических формул экономистов. | |Его первой публикацией на тему человеческого капитала была работа «Возникающая | |экономическая сцена и школьное образование» ("The Emerging Economic Scene and Its | |Relation to High School Education"), опубликованная в сборнике «Школа в новой эре» | |("The High School in a New Era" 1958). В 60-х гг. он основал при Чикагском университете| |Центр сравнительного образования. Первый организованный им симпозиум провел обсуждение | |проблем, связанных со школьным обучением, капиталовложениями в образование и | |здравоохранение, а также с учебой на рабочих местах. | |В своей книге «Преобразуя традиционное сельское хозяйство» ("Transforming Traditional | |Agriculture"), опубликованной в 1964 г., Ш. утверждал, что даже в примитивном хозяйстве| |фермеры действуют рационально и используют свои ресурсы эффективно в пределах той | |информации, которая им доступна. Он подчеркивал важность проблемы, связанной с | |деятельностью в условиях несбалансированности, риска и неопределенности, обычных при | |применении новых методов хозяйствования даже тогда, когда преимущества этих методов | |продемонстрированы. Исследования в этой области были вызваны так называемой «зеленой | |революцией» – попытками увеличить сельскохозяйственное производство при помощи | |применения генной инженерии и других технологических методов, частично разработанных | |Норманом Борлоугом. Там, где не преуспели займы и субсидии, гибридные семена и новая | |технология агрокультуры обеспечивали повышение урожаев, особенно в Индии, Пакистане и | |на Филиппинах. | |Позднее Ш. проявил особенно большой интерес к образованию женщин и к высшему | |образованию молодежи, которая могла бы применить свои знания в наиболее подходящей с | |культурной точки зрения форме для улучшения условий здравоохранения, благосостояния и | |экономического процветания народов «третьего мира». Короче говоря, Ш. с оптимизмом | |относился к возможностям развития бедных аграрных народов. «Бедные народы, живущие в | |странах с низким уровнем доходов, не являются заложниками, скованными железными | |обручами равновесия нищеты, которую экономисты не способны разрушить», – писал он. | |Его стратегия, исходя из этого, состояла в том, чтобы выправить возникающие повсюду | |перекосы и сосредоточить внимание на возможных выборах и доступной информации. Его | |главной заботой было определить политику, которая могла бы способствовать расширению | |скрытых в сельском хозяйстве возможностей и использованию их. Это и стало составной | |частью его стратегии динамического роста. В своих исследованиях динамического развития | |Ш. внимательно относился к проблемам справедливости – к структуре заработков и их | |возрастающей неравномерности, что также включалось в понятие динамического развития. | |Ш. получил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. совместно с У. Артуром Льюисом | |«за новаторские исследования экономического развития... в приложении к проблемам | |развивающихся стран». В речи при презентации лауреатов Эрик Лундберг, член Шведской | |королевской академии наук, назвал Ш. «первым ученым, обобщившим анализ воздействия | |инвестиций на производительность в области сельского хозяйства. Ш. и его ученики | |показали, что американская экономика в течение длительного времени получала более | |высокий доход от «человеческого капитала», чем от вещественного капитала». | |Как и Льюис, Ш. сочетал преподавание и научную работу с практическими исследованиями. | |Где бы он ни был, работая по заданиям или проводя симпозиумы, он посещал фермы. «На | |протяжении ряда лет я часто посещал многие страны с низким доходом, – вспоминал он в | |своем автобиографическом очерке. – Чтобы узнать то, что я хотел знать, я ездил в | |сельскую местность и посещал сами фермы». | |В 1930 г. Ш. женился на Эстер Флоренс Верт. У них две дочери и сын. Коллега Ш. по | |Йельскому университету описывал его как «свободного в своих убеждениях идеалиста, | |общительного энтузиаста, который никогда не утомляется от преподавательской | |деятельности». Когда в возрасте 77 лет он получил Нобелевскую премию, он все еще | |ежедневно ходил пешком в Чикагский университет. | |Кроме Нобелевской премии, Ш. был удостоен в 1972 г. медали Фрэнсиса Уолкера, | |присуждаемой Американской экономической ассоциацией, и в 1976 г. медали Леонарда | |Элмхерста Международной сельскохозяйственной экономической ассоциации. Он является | |членом Американской экономической ассоциации и американской Национальной академии наук,| |членом-основателем Национальной академии образования и членом Американского | |философского общества, а также Американской академии наук и искусств. Он занимал посты | |директора и вице-президента Национального бюро экономических исследований, управляющего| |Международным центром исследований проблем развития в Канаде, попечителя Совета по | |народонаселению при Институте текущих мировых проблем и Международной службы | |сельскохозяйственного развития. Он получил почетные ученые степени от Гриннелл-колледжа| |и колледжа штата Южная Дакота, университетов Иллинойского, Висконсинского, Дижонского, | |Чилийского католического, университетов штатов Мичиган и Северная Каролина. | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. | |© The H.W. Wilson Company, 1987 | |© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | |ЭРРОУ (Arrow), Кеннет | |род. 23 августа 1921 г. | |Премия памяти Нобеля по экономике, 1972 г.совместно с Джоном Хиксом | |Американский экономист Кеннет Джозеф Эрроу родился в Нью-Йорке, в семье Гарри Эрроу и | |Лилиан (урожденной Гринберг) Эрроу. Учился в Нью-Йорк-Сити-колледже, в 1940 г. закончил| |его со степенью по социальным наукам, специализируясь по общим вопросам математики. | |Позже ученый говорил, что своим образованием, полученным в колледже, он «всецело обязан| |существованию этого прекрасного, свободного заведения, а также финансовым жертвам моих | |родителей». | |Поступив в 1940 г. в Колумбийский университет, Э. начинает учебу в области математики и| |в следующем году получает степень магистра. Затем по совету Гарольда Хоутлинга, | |специалиста по статистике и математической экономике, он обращается к экономике. Вторая| |мировая война прервала учебу Э. в университете: с 1942 по 1946 г. он служил офицером | |метеослужбы в американских ВВС, откуда ушел в запас в звании капитана. Он продолжил | |учебу в Колумбийском университете с 1946 по 1949 г., одновременно сотрудничая в | |качестве младшего исследователя и ассистент-профессора в Комиссии Коулса по | |экономическим исследованиям в Чикагском университете. Здесь (и многие годы в «Рэнд | |корпорейшн»), работая с Тьяллингом Купмансом и многими другими экономистами с | |математическим уклоном, Э. продолжает исследования в областях, представляющих для него | |интерес, – общей теории равновесия, математического программирования и экономики | |благосостояния. | |С 1949 г. Э. исполняет обязанности ассистент-профессора экономики в Станфордском | |университете, где становится затем профессором экономики, статистики и операционных | |исследований; здесь ученый остается до 1968 г., после чего переходит на должность | |преподавателя в Гарвардский университет. С 1974 по 1979 г. он был профессором | |Университета Джеймса Брайана Конанта в Гарварде. С 1980 г. он профессор экономики и | |профессор операционных исследований в Станфорде. | |Докторская диссертация Эрроу под названием «Социальный выбор и индивидуальные ценности»| |("Social Choice and Individual Values") была опубликована в 1951 г. В ней, основываясь | |на предыдущих работах Пола Сэмюэлсона и экономиста из Гарварда Абрама Бергсона, Э. | |сделал попытку установить условия (если таковые существуют), при которых групповые | |решения могут быть выведены рациональным или демократическим путем из индивидуальных | |предпочтений. Э. считал, что демократическая «социальная функция благосостояния», | |осуществляющая связь между индивидуальными предпочтениями и социальным выбором, должна | |соответствовать четырем требованиям: переходности (если социальный выбор А | |предпочтительнее, чем выбор Б, а выбор Б – выбора В, то выбор А предпочтительнее, чем | |выбор В); | |эффективности Парето (альтернативное решение не может быть выбрано, если при этом | |существует другая реализуемая альтернатива, улучшающая жизнь некоторым членам общества | |и никому не ухудшающая); отсутствию диктатуры (социальный выбор не делается одним | |человеком); независимости посторонних альтернатив (выбор между А и Б остается | |неизменным, если вводится третий, логически допустимый, но неосуществимый вариант В). | |Э. доказал, что четыре условия находятся в противоречии; таким образом, ни одна | |социальная схема благосостояния не может соответствовать всем требованиям одновременно.| | | |Простейший пример «теоремы невозможности» Э. известен как парадокс Кондорсе, названный | |по имени известного французского математика, жившего в XVIII в. Он связан с выбором по | |принципу большинства – широко используемым методом социального выбора в демократических| |обществах и малых группах. Предположим, имеются три кандидата на выборную должность: | |Адаме (А), Смит (С) и Джонс (Д). Треть избирателей расположили их следующим образом: А,| |С, Д; другая треть – С, Д, А; и оставшиеся избиратели – Д, А, С. Таким образом, | |большинство отдает предпочтение А перед С, С перед Д, и – казалось бы, иррационально – | |Д перед А. Но это нарушает переходность, первое из условий Э. Тем самым Э. как бы | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |