реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)

|правительственный дефицит, образующийся во время Депрессии, был бы покрыт |

|соответствующим бюджетным избытком во время следующего после Депрессии периода подъема.|

|Фактически Стокгольмская школа, активность которой была вызвана в основном |

|деятельностью М., разработала модели кейнсианской политики еще до того, как вышла в |

|свет книга Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» ("The |

|General Theory of Employment, Interest, and Money"). |

|После того как М. принял участие в работе нескольких правительственных комитетов, в |

|1935 г. он был избран в шведский парламент. Супруги Мюрдаль совместно участвовали в |

|разработке демографической политики Швеции. В их работе «Кризис проблемы |

|народонаселения» ("Kris i befolkningsfragan", 1934) были исследованы причины снижения |

|рождаемости в Швеции и выдвинут в этой области своего рода Новый курс, предлагавший |

|интенсивную жилищную политику и выплату субсидий многодетным семьям. Многие из их |

|рекомендаций были реализованы в течение следующих десятилетий. Помимо мер, поощряющих |

|супружеские пары создавать большие семьи, авторы выступали за всеобщее половое |

|воспитание старшеклассников с целью сокращения нежелательных беременностей. Результатом|

|было то, что вокруг супругов Мюрдаль возникли острые споры и они стали мишенью для |

|острот многочисленных сатириков. |

|Когда М. в 1938 г. посетил Соединенные Штаты для чтения серии лекций в Гарвардском |

|университете, корпорация Карнеги обратилась к нему с просьбой возглавить большую группу|

|исследователей, изучающих «негритянскую проблему». Попечители корпорации заказали |

|проведение «комплексного исследования положения негров в Соединенных Штатах, которое |

|должно быть проведено с полной объективностью, как социальное явление». Принимая этот |

|заказ, М. и его группа, в которую входил и Ральф Банч, подготовили исследование |

|«Американская дилемма: негритянская проблема и современная демократия» ("An American |

|Dilemma: The Negro Problem and Modern Democracy"), вышедшее в свет в двух томах в 1944 |

|г. и признанное многими одним из наиболее значительных исследований расовых отношений в|

|Америке. |

|В этой работе М. отверг чисто экономический подход и проанализировал социологические, |

|политические, исторические, правовые и институциональные основы поведения белых в |

|отношении чернокожих американцев и равным образом реакцию чернокожих на расизм. |

|«Американская дилемма» не только сформировала соответствующую академическую мысль, она |

|также оказала глубокое и долговременное воздействие на государственную политику. |

|Тщательное изучение положения с дискриминацией в области образования, например, оказало|

|большое воздействие на решение Верховного суда Соединенных Штатов по делу «Браун против|

|Топекского управления образования», по которому был утвержден принцип «раздельного, но |

|равного» образования и поставлена вне закона расовая сегрегация в государственных |

|школах. |

|М. вернулся в Швецию в 1940 г. после вторжения нацистов в Норвегию, но в 1943 г. был |

|направлен в Соединенные Штаты в должности экономического советника посольства Швеции. В|

|1944 г. он опубликовал свою знаменитую книгу «Предупреждение против послевоенного |

|оптимизма» ("Varning for Fredsopti mism"), в которой он предсказывал наступление |

|серьезных экономических трудностей после окончания войны, особенно в Соединенных |

|Штатах. Как председатель правительственной экономической комиссии он подчеркивал |

|опасности продолжавшегося застоя и отсутствия сбалансированности на мировых рынках. |

|Учитывая эти обстоятельства и принимая во внимание несбалансированность промышленной |

|структуры Швеции, он рекомендовал ввести продуманную систему правительственного |

|планирования. Он также предрекал большую стабильность в плановой экономике Восточного |

|блока и ратовал за расширение торговли с ним. |

|Как свободный и независимо высказывающийся экономист, М. никогда не был надежным |

|социал-демократом, не мог подчиняться политической дисциплине. В 1947 г. он вышел из |

|правительства и принял пост генерального секретаря Экономической комиссии ООН для |

|Европы (ЭКЕ), одного из подразделений Организации Объединенных Наций. Там он создал |

|независимый экономический секретариат, доклады которого пользовались высокой |

|репутацией. После завершения в 1957 г. своей работы в ЭКЕ он присоединился к своей |

|жене, которая находилась в Индии в качестве посла Швеции, и приступил к 10-летнему |

|исследованию проблем слаборазвитых стран Азии (он не признавал термина «развивающиеся» |

|по отношению к этим странам). Результатом этого исследования стала публикация в 1968 г.|

|книги «Азиатская драма: исследование бедности народов» ("Asian Drama: An Inquiry Into |

|the Poverty of Nations"). |

|Центральный тезис этой трехтомной работы заключался в том, что только глубокие реформы |

|в области контроля над ростом народонаселения, распределения сельскохозяйственных |

|земель, здравоохранения и образования могут обусловить быстрое экономическое развитие |

|стран Юго-Восточной Азии. Более того, М. пришел к заключению, что «мягкие |

|правительства» стран этого региона были слишком слабы, чтобы побороть то, что он |

|называл «кумулятивными силами нищеты». Согласно М., иностранная помощь со стороны |

|Запада, могущая в ряде специальных случаев сыграть важную роль, если она будет верно |

|направлена, в целом же будет лишь вспомогательным фактором. Книга вызвала повсюду |

|хвалебный резонанс за ее беспристрастный подход и энциклопедически полную насыщенность |

|фактическим материалом, несмотря на то что выводы, вытекающие из нее, казались слишком |

|пессимистическими по сравнению с теми, которые содержались в «Американской дилемме». |

|Таким же пессимизмом относительно условий, сложившихся в азиатских странах, было |

|проникнуто выступление М. на Стокгольмской конференции по Вьетнаму в конце 60-х гг. |

|Критически оценивая американскую политику, он заявил, что главным препятствием на пути |

|к самоопределению Вьетнама явилась «американская агрессия, которая вызвала всеобщее |

|восстание вьетнамского народа». Он заявлял, что, даже если Юго-Восточной Азии угрожал |

|бы коммунистический захват, коммунизм вряд ли мог столь же усугубить ужасающие |

|экономические и социальные условия в этом регионе. |

|По сравнению с Полом Сэмюэлсоном, Джерардом Дебре или Кеннетом Эрроу М., который |

|называл себя «институциональным экономистом», не оказал существенного воздействия на |

|главный поток экономической теории. Зато его международное влияние, напротив, было |

|колоссально, потому что он был одним из немногих экономистов – Нобелевских лауреатов, |

|который занимался вопросами экономической и социальной политики и добился |

|совершенствования широкого круга дисциплин в области общественных наук. |

|По его мнению, экономист, который не принимает во внимание воздействия политических и |

|социальных сил на экономические события, опасен. В своей книге «Против течения: |

|критические очерки по экономике» ("Against the Stream: Critical Essays in Economics", |

|1973) М. критиковал экономистов главного потока за ослабление внимания к моральной |

|основе экономической теории. Например, он утверждал, что вера в то, что конкурентные |

|рынки («невидимая рука» Адама Смита) характеризуются «оптимальностью», оправданна, если|

|игнорируются проблемы распределения. |

|Премия памяти Нобеля 1974 г. по экономике была присуждена М. совместно с Фридрихом фон |

|Хайеком «за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и |

|глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных |

|явлений». В следующем году, когда М. выступал со своей Нобелевской лекцией, чувство |

|пессимизма в ней, уже выраженное им в «Азиатской драме», резко усилилось. В выступлении|

|он критиковал Соединенные Штаты за то, что они связывали программу иностранной помощи |

|со своими узкими национальными интересами. Он клеймил «вызывающее потребление» Запада, |

|которое он рассматривал как фактор, усиливающий нищету «третьего мира». |

|Как ученый М. прославился и на родине, и за рубежом. Работая в Стокгольмском |

|университете, он также был в 1973...1974 гг. приглашенным научным исследователем в |

|Калифорнийском университете, а на следующий год – почетным приглашенным профессором |

|Нью-Йоркского университета. |

|После непродолжительного пребывания в больнице Мюрдаль умер в Стокгольме 17 мая 1987 г.|

| |

|В дополнение к Нобелевской премии Мюрдаль также разделил со своей женой Альвой премию |

|Мира правительства ФРГ (1970). Он был членом Британской академии наук. Американской |

|академии наук и искусств и Шведской королевской академии наук. Он был удостоен более |

|тридцати почетных ученых степеней европейских и американских университетов. |

|Источник информации: |

|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. |

|© The H.W. Wilson Company, 1987 |

|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |

|Дата публикации: |

|4 ноября 1999 года |

| |

|САЙМОН (Simon), Герберт |

|род. 15 июня 1916 г. |

|Премия памяти Нобеля по экономике, 1978 г. |

|Американский социолог и педагог Герберг Александер Саймон родился в г. Милуоки, штат |

|Висконсин. Он был вторым сыном Артура Саймона и Эдны (урожденной Меркель) Саймон. Его |

|отец, инженер-электротехник, изобретатель и юрист в области патентного права, в 1905 г.|

|эмигрировал из Германии. Его мать, представитель третьего поколения американцев |

|чешского и германского происхождения, была превосходной пианисткой. Обучаясь в |

|милуокской средней школе, С. получил, как он позднее вспоминал, «отличное общее |

|образование». Обстановка в доме стимулировала интеллектуальное развитие детей. |

|Обеденный стол служил местом дискуссий и споров – временами научных, часто |

|политических. Восхищение С. своим дядей Гарольдом Меркелем, экономистом и автором работ|

|по экономике и психологии, пробудило его интерес к социальным наукам. |

|К 1933 г., когда С. поступил в Чикагский университет, он принял решение стать |

|ученым-математиком в области социальных наук. В его учебный курс входили политэкономия,|

|логика, математика, биофизика и эконометрика. Изучая студенческий курс физики, он |

|проявил сохранившийся в течение всей последующей жизни интерес к философским проблемам |

|физики и впоследствии опубликовал несколько статей по этим проблемам. |

|Получив в 1936 г. степень бакалавра, С. стал исследователем-ассистентом в муниципальной|

|администрации города Чикаго. Его ранние работы в данной области послужили основанием |

|для назначения его в 1939 г. директором исследовательской группы Калифорнийского |

|университета, занимавшейся подобной тематикой. Через три года, после истечения срока, |

|на который были выделены исследовательские фонды, С. вернулся в Чикаго для продолжения |

|учебы в аспирантуре. Одновременно с учебой он работал ассистент-профессором |

|политических наук в Иллинойском технологическом институте. |

|После получения в 1943 г. докторской степени С. остался в Чикагском университете, где в|

|1946 г. он был назначен заведующим кафедрой политических наук. В 1948 г. он на короткое|

|время перешел на работу в государственный административный аппарат, приняв пост одного |

|из помощников при правительстве Соединенных Штатов, для того чтобы участвовать в |

|создании Администрации экономического сотрудничества, образованной для проведения в |

|жизнь «плана Маршалла» (названного по имени государственного секретаря Джорджа |

|Маршалла) по оказанию помощи западноевропейским странам для их экономического |

|восстановления после второй мировой войны. |

|В 1949 г. С. переехал из Чикаго в Питсбург, где оказывал помощь в организации новой |

|Высшей школы промышленной администрации при Университете Карнеги-Меллона. Там он стал |

|профессором в области администрации. С 1965 г. он был профессором кафедры |

|вычислительных наук и психологии. Занимая эту должность, он вел исследовательскую |

|работу в области психологии, переработки информации, компьютерного моделирования |

|процессов познания, теории организации, искусственного разума и теории принятия |

|решений. |

|В 1947 г. была опубликована одна из нескольких книг С. по теориям организации принятия |

|решений «Административное поведение» ("Administrative Behavior"). В ней он описал |

|деловую фирму как адаптивную систему, включающую материальные, человеческие и |

|социальные компоненты, связанные между собой коммуникационной сетью и общим стремлением|

|ее членов сотрудничать друг с другом для достижения общих целей. С. отверг классическое|

|представление о фирме как о всеведующем, рационально действующем с целью максимизации |

|прибыли предприятием. |

|Вместо этого он показал, что в фирме решения принимаются ее членами коллективно, а |

|способности их к рациональным действиям ограничиваются как невозможностью предвидеть |

|все последствия принимаемых ими решений, так и их личными устремлениями и социальными |

|перспективами. Из-за того что такой процесс принятия решений может привести лишь к |

|удовлетворительным, а не к наилучшим результатам, С. заключил, что фирмы ставят перед |

|собой в качестве цели не максимизацию прибыли, а нахождение приемлемых решений |

|возникающих перед ними сложных проблем. Такая ситуация часто заставляет ставить и |

|конфликтные цели. |

|В книгах «Модели человека» ("Models of Man", 1957) и «Организация» ("Organization", |

|1958) С. развивает дальше теории, выдвинутые в «Административном поведении». Он уверен,|

|что классической теории о принятии решений не хватало важного элемента – описания |

|поведенческих и познавательных качеств тех людей, которые обрабатывают информацию и |

|принимают решения. Сотрудник С. Джеймс Марч, вместе с которым С. проводил полевые |

|исследования, рассказывал, что С. «обращал прежде всего внимание на ограниченность |

|памяти человека и его неспособность к расчетам, считая эти качества очевидными |

|препятствиями для абсолютно рационального поведения. Таким путем он протянул нить к |

|смежным исследованиям других ученых, в результате чего возникла коллективная концепция,|

|которую можно назвать теорией ограниченной или связанной рациональности. В строгом |

|смысле, – продолжал Марч, – эти исследования представляют собой не теорию, а |

|совокупность наблюдений в рамках традиционной теории поведения». |

|Многие из более поздних исследований С. были посвящены проблемам искусственного разума |

|и компьютеризации науки. Еще в 1952 г. дискуссия с Алленом Ньюэллом, работавшим тогда |

|научным исследователем в «Рэнд корпорейшен», подстегнула его интерес к этим вопросам. |

|Они оба начали вместе проводить исследования в области решения проблем при помощи |

|компьютерного моделирования, и со временем эта область стала центральной в научной |

|деятельности С. С 1961 г. Ньюэлл, перейдя в Университет Карнеги-Меллона, в который он |

|поступил на должность профессора, целиком присоединился к С. Продолжая свое |

|сотрудничество, эти ученые опубликовали в 1972 г. книгу «Решение человеческих проблем» |

|("Human Problem Solving"). В дополнение к эмпирическим исследованиям в области принятия|

|решений в сфере бизнеса и психологии бизнеса С. изучил взаимосвязи между размером фирм |

|и их экономическим ростом и внес существенный вклад в центральную проблему |

|агрегирования микросистем. |

|Теории С. были подвергнуты критике, особенно со стороны таких высоко авторитетных |

|экономистов, как Эдуард Мейсон, Фриц Мачлап и Милтон Фридмен. Высоко оценивая |

|достоинства описательной теории принятия решений С., они ставили под вопрос ее ценность|

|для экономического анализа. Кроме того, его реалистическое отношение к процессу |

|принятия решений подрывало основные постулаты теории всеобщего равновесия и простые |

|гипотезы максимизации и оптимизации функций прибыли и полезности, на которых эта теория|

|основывается. Однако эти кажущиеся антагонистическими подходы относятся к разным |

|комплексам проблем в экономических науках и поэтому являются взаимодополняющими. С. |

|открыл область эмпирического тестирования гипотез, на которых основывается процесс |

|принятия решений. |

|С. был удостоен Премии памяти Но беля по экономике за 1978 г. «за новаторские |

|исследования процесса принятия решений в рамках экономических организаций». Во время |

|презентации и вручения награды Суне Карлсон, член Шведской королевской академии наук, |

|заявил, что «изучение структуры фирмы и принятия внутрифирменных решений стало важной |

|задачей экономической науки. И в этой новой области исследований работы С. оказались |

|крайне важными... Теории и наблюдения С. в области принятия решений организациями в |

|полной мере применимы к системам и технике планирования, бюджетной работы и контроля, |

|которыми пользуются и в сфере бизнеса, и в государственной администрации. Они поэтому |

|составляют прекрасную основу для проведения эмпирических исследований». |

|В своем автобиографическом очерке С. отмечал, что «в политике науки, которая вытекала |

|из моей другой деятельности, я придерживался двух руководящих принципов – стремиться к |

|большей «строгости» общественных наук с тем, чтобы они были лучше оснащены |

|инструментарием, необходимым для решения стоящих перед ними трудных задач, и |

|способствовать тесному взаимодействию ученых естественных и общественных наук, чтобы |

|они могли совместно приложить свои специальные знания и умения к тем многим сложным |

|вопросам общественной политики, которая требует обоих типов мудрости». |

|В 1937 г. С. женился на Дороти Пай. У них сын и две дочери. Сам он увлекается |

|прогулками, горными восхождениями, живописью и игрой на фортепьяно. Он бегло говорит на|

|нескольких языках. |

|Кроме Нобелевской премии, С. получил премию Американской психологической ассоциации «За|

|выдающийся вклад в науку» (1969). Он является членом Американской экономической |

|ассоциации, Американской психологической ассоциации, Эконометрического общества, |

|Американской социологической ассоциации, американской Национальной академии наук. Ему |

|присуждены почетные ученые степени университетами Чикагским, Йельским, Макгилла, Лунда |

|и Эразма (Роттердам). |

|Источник информации: |

|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. |

|© The H.W. Wilson Company, 1987 |

|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |

|Дата публикации: |

|4 ноября 1999 года |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.