![]() |
|
|
Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)|правительственный дефицит, образующийся во время Депрессии, был бы покрыт | |соответствующим бюджетным избытком во время следующего после Депрессии периода подъема.| |Фактически Стокгольмская школа, активность которой была вызвана в основном | |деятельностью М., разработала модели кейнсианской политики еще до того, как вышла в | |свет книга Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» ("The | |General Theory of Employment, Interest, and Money"). | |После того как М. принял участие в работе нескольких правительственных комитетов, в | |1935 г. он был избран в шведский парламент. Супруги Мюрдаль совместно участвовали в | |разработке демографической политики Швеции. В их работе «Кризис проблемы | |народонаселения» ("Kris i befolkningsfragan", 1934) были исследованы причины снижения | |рождаемости в Швеции и выдвинут в этой области своего рода Новый курс, предлагавший | |интенсивную жилищную политику и выплату субсидий многодетным семьям. Многие из их | |рекомендаций были реализованы в течение следующих десятилетий. Помимо мер, поощряющих | |супружеские пары создавать большие семьи, авторы выступали за всеобщее половое | |воспитание старшеклассников с целью сокращения нежелательных беременностей. Результатом| |было то, что вокруг супругов Мюрдаль возникли острые споры и они стали мишенью для | |острот многочисленных сатириков. | |Когда М. в 1938 г. посетил Соединенные Штаты для чтения серии лекций в Гарвардском | |университете, корпорация Карнеги обратилась к нему с просьбой возглавить большую группу| |исследователей, изучающих «негритянскую проблему». Попечители корпорации заказали | |проведение «комплексного исследования положения негров в Соединенных Штатах, которое | |должно быть проведено с полной объективностью, как социальное явление». Принимая этот | |заказ, М. и его группа, в которую входил и Ральф Банч, подготовили исследование | |«Американская дилемма: негритянская проблема и современная демократия» ("An American | |Dilemma: The Negro Problem and Modern Democracy"), вышедшее в свет в двух томах в 1944 | |г. и признанное многими одним из наиболее значительных исследований расовых отношений в| |Америке. | |В этой работе М. отверг чисто экономический подход и проанализировал социологические, | |политические, исторические, правовые и институциональные основы поведения белых в | |отношении чернокожих американцев и равным образом реакцию чернокожих на расизм. | |«Американская дилемма» не только сформировала соответствующую академическую мысль, она | |также оказала глубокое и долговременное воздействие на государственную политику. | |Тщательное изучение положения с дискриминацией в области образования, например, оказало| |большое воздействие на решение Верховного суда Соединенных Штатов по делу «Браун против| |Топекского управления образования», по которому был утвержден принцип «раздельного, но | |равного» образования и поставлена вне закона расовая сегрегация в государственных | |школах. | |М. вернулся в Швецию в 1940 г. после вторжения нацистов в Норвегию, но в 1943 г. был | |направлен в Соединенные Штаты в должности экономического советника посольства Швеции. В| |1944 г. он опубликовал свою знаменитую книгу «Предупреждение против послевоенного | |оптимизма» ("Varning for Fredsopti mism"), в которой он предсказывал наступление | |серьезных экономических трудностей после окончания войны, особенно в Соединенных | |Штатах. Как председатель правительственной экономической комиссии он подчеркивал | |опасности продолжавшегося застоя и отсутствия сбалансированности на мировых рынках. | |Учитывая эти обстоятельства и принимая во внимание несбалансированность промышленной | |структуры Швеции, он рекомендовал ввести продуманную систему правительственного | |планирования. Он также предрекал большую стабильность в плановой экономике Восточного | |блока и ратовал за расширение торговли с ним. | |Как свободный и независимо высказывающийся экономист, М. никогда не был надежным | |социал-демократом, не мог подчиняться политической дисциплине. В 1947 г. он вышел из | |правительства и принял пост генерального секретаря Экономической комиссии ООН для | |Европы (ЭКЕ), одного из подразделений Организации Объединенных Наций. Там он создал | |независимый экономический секретариат, доклады которого пользовались высокой | |репутацией. После завершения в 1957 г. своей работы в ЭКЕ он присоединился к своей | |жене, которая находилась в Индии в качестве посла Швеции, и приступил к 10-летнему | |исследованию проблем слаборазвитых стран Азии (он не признавал термина «развивающиеся» | |по отношению к этим странам). Результатом этого исследования стала публикация в 1968 г.| |книги «Азиатская драма: исследование бедности народов» ("Asian Drama: An Inquiry Into | |the Poverty of Nations"). | |Центральный тезис этой трехтомной работы заключался в том, что только глубокие реформы | |в области контроля над ростом народонаселения, распределения сельскохозяйственных | |земель, здравоохранения и образования могут обусловить быстрое экономическое развитие | |стран Юго-Восточной Азии. Более того, М. пришел к заключению, что «мягкие | |правительства» стран этого региона были слишком слабы, чтобы побороть то, что он | |называл «кумулятивными силами нищеты». Согласно М., иностранная помощь со стороны | |Запада, могущая в ряде специальных случаев сыграть важную роль, если она будет верно | |направлена, в целом же будет лишь вспомогательным фактором. Книга вызвала повсюду | |хвалебный резонанс за ее беспристрастный подход и энциклопедически полную насыщенность | |фактическим материалом, несмотря на то что выводы, вытекающие из нее, казались слишком | |пессимистическими по сравнению с теми, которые содержались в «Американской дилемме». | |Таким же пессимизмом относительно условий, сложившихся в азиатских странах, было | |проникнуто выступление М. на Стокгольмской конференции по Вьетнаму в конце 60-х гг. | |Критически оценивая американскую политику, он заявил, что главным препятствием на пути | |к самоопределению Вьетнама явилась «американская агрессия, которая вызвала всеобщее | |восстание вьетнамского народа». Он заявлял, что, даже если Юго-Восточной Азии угрожал | |бы коммунистический захват, коммунизм вряд ли мог столь же усугубить ужасающие | |экономические и социальные условия в этом регионе. | |По сравнению с Полом Сэмюэлсоном, Джерардом Дебре или Кеннетом Эрроу М., который | |называл себя «институциональным экономистом», не оказал существенного воздействия на | |главный поток экономической теории. Зато его международное влияние, напротив, было | |колоссально, потому что он был одним из немногих экономистов – Нобелевских лауреатов, | |который занимался вопросами экономической и социальной политики и добился | |совершенствования широкого круга дисциплин в области общественных наук. | |По его мнению, экономист, который не принимает во внимание воздействия политических и | |социальных сил на экономические события, опасен. В своей книге «Против течения: | |критические очерки по экономике» ("Against the Stream: Critical Essays in Economics", | |1973) М. критиковал экономистов главного потока за ослабление внимания к моральной | |основе экономической теории. Например, он утверждал, что вера в то, что конкурентные | |рынки («невидимая рука» Адама Смита) характеризуются «оптимальностью», оправданна, если| |игнорируются проблемы распределения. | |Премия памяти Нобеля 1974 г. по экономике была присуждена М. совместно с Фридрихом фон | |Хайеком «за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и | |глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных | |явлений». В следующем году, когда М. выступал со своей Нобелевской лекцией, чувство | |пессимизма в ней, уже выраженное им в «Азиатской драме», резко усилилось. В выступлении| |он критиковал Соединенные Штаты за то, что они связывали программу иностранной помощи | |со своими узкими национальными интересами. Он клеймил «вызывающее потребление» Запада, | |которое он рассматривал как фактор, усиливающий нищету «третьего мира». | |Как ученый М. прославился и на родине, и за рубежом. Работая в Стокгольмском | |университете, он также был в 1973...1974 гг. приглашенным научным исследователем в | |Калифорнийском университете, а на следующий год – почетным приглашенным профессором | |Нью-Йоркского университета. | |После непродолжительного пребывания в больнице Мюрдаль умер в Стокгольме 17 мая 1987 г.| | | |В дополнение к Нобелевской премии Мюрдаль также разделил со своей женой Альвой премию | |Мира правительства ФРГ (1970). Он был членом Британской академии наук. Американской | |академии наук и искусств и Шведской королевской академии наук. Он был удостоен более | |тридцати почетных ученых степеней европейских и американских университетов. | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. | |© The H.W. Wilson Company, 1987 | |© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | | | |САЙМОН (Simon), Герберт | |род. 15 июня 1916 г. | |Премия памяти Нобеля по экономике, 1978 г. | |Американский социолог и педагог Герберг Александер Саймон родился в г. Милуоки, штат | |Висконсин. Он был вторым сыном Артура Саймона и Эдны (урожденной Меркель) Саймон. Его | |отец, инженер-электротехник, изобретатель и юрист в области патентного права, в 1905 г.| |эмигрировал из Германии. Его мать, представитель третьего поколения американцев | |чешского и германского происхождения, была превосходной пианисткой. Обучаясь в | |милуокской средней школе, С. получил, как он позднее вспоминал, «отличное общее | |образование». Обстановка в доме стимулировала интеллектуальное развитие детей. | |Обеденный стол служил местом дискуссий и споров – временами научных, часто | |политических. Восхищение С. своим дядей Гарольдом Меркелем, экономистом и автором работ| |по экономике и психологии, пробудило его интерес к социальным наукам. | |К 1933 г., когда С. поступил в Чикагский университет, он принял решение стать | |ученым-математиком в области социальных наук. В его учебный курс входили политэкономия,| |логика, математика, биофизика и эконометрика. Изучая студенческий курс физики, он | |проявил сохранившийся в течение всей последующей жизни интерес к философским проблемам | |физики и впоследствии опубликовал несколько статей по этим проблемам. | |Получив в 1936 г. степень бакалавра, С. стал исследователем-ассистентом в муниципальной| |администрации города Чикаго. Его ранние работы в данной области послужили основанием | |для назначения его в 1939 г. директором исследовательской группы Калифорнийского | |университета, занимавшейся подобной тематикой. Через три года, после истечения срока, | |на который были выделены исследовательские фонды, С. вернулся в Чикаго для продолжения | |учебы в аспирантуре. Одновременно с учебой он работал ассистент-профессором | |политических наук в Иллинойском технологическом институте. | |После получения в 1943 г. докторской степени С. остался в Чикагском университете, где в| |1946 г. он был назначен заведующим кафедрой политических наук. В 1948 г. он на короткое| |время перешел на работу в государственный административный аппарат, приняв пост одного | |из помощников при правительстве Соединенных Штатов, для того чтобы участвовать в | |создании Администрации экономического сотрудничества, образованной для проведения в | |жизнь «плана Маршалла» (названного по имени государственного секретаря Джорджа | |Маршалла) по оказанию помощи западноевропейским странам для их экономического | |восстановления после второй мировой войны. | |В 1949 г. С. переехал из Чикаго в Питсбург, где оказывал помощь в организации новой | |Высшей школы промышленной администрации при Университете Карнеги-Меллона. Там он стал | |профессором в области администрации. С 1965 г. он был профессором кафедры | |вычислительных наук и психологии. Занимая эту должность, он вел исследовательскую | |работу в области психологии, переработки информации, компьютерного моделирования | |процессов познания, теории организации, искусственного разума и теории принятия | |решений. | |В 1947 г. была опубликована одна из нескольких книг С. по теориям организации принятия | |решений «Административное поведение» ("Administrative Behavior"). В ней он описал | |деловую фирму как адаптивную систему, включающую материальные, человеческие и | |социальные компоненты, связанные между собой коммуникационной сетью и общим стремлением| |ее членов сотрудничать друг с другом для достижения общих целей. С. отверг классическое| |представление о фирме как о всеведующем, рационально действующем с целью максимизации | |прибыли предприятием. | |Вместо этого он показал, что в фирме решения принимаются ее членами коллективно, а | |способности их к рациональным действиям ограничиваются как невозможностью предвидеть | |все последствия принимаемых ими решений, так и их личными устремлениями и социальными | |перспективами. Из-за того что такой процесс принятия решений может привести лишь к | |удовлетворительным, а не к наилучшим результатам, С. заключил, что фирмы ставят перед | |собой в качестве цели не максимизацию прибыли, а нахождение приемлемых решений | |возникающих перед ними сложных проблем. Такая ситуация часто заставляет ставить и | |конфликтные цели. | |В книгах «Модели человека» ("Models of Man", 1957) и «Организация» ("Organization", | |1958) С. развивает дальше теории, выдвинутые в «Административном поведении». Он уверен,| |что классической теории о принятии решений не хватало важного элемента – описания | |поведенческих и познавательных качеств тех людей, которые обрабатывают информацию и | |принимают решения. Сотрудник С. Джеймс Марч, вместе с которым С. проводил полевые | |исследования, рассказывал, что С. «обращал прежде всего внимание на ограниченность | |памяти человека и его неспособность к расчетам, считая эти качества очевидными | |препятствиями для абсолютно рационального поведения. Таким путем он протянул нить к | |смежным исследованиям других ученых, в результате чего возникла коллективная концепция,| |которую можно назвать теорией ограниченной или связанной рациональности. В строгом | |смысле, – продолжал Марч, – эти исследования представляют собой не теорию, а | |совокупность наблюдений в рамках традиционной теории поведения». | |Многие из более поздних исследований С. были посвящены проблемам искусственного разума | |и компьютеризации науки. Еще в 1952 г. дискуссия с Алленом Ньюэллом, работавшим тогда | |научным исследователем в «Рэнд корпорейшен», подстегнула его интерес к этим вопросам. | |Они оба начали вместе проводить исследования в области решения проблем при помощи | |компьютерного моделирования, и со временем эта область стала центральной в научной | |деятельности С. С 1961 г. Ньюэлл, перейдя в Университет Карнеги-Меллона, в который он | |поступил на должность профессора, целиком присоединился к С. Продолжая свое | |сотрудничество, эти ученые опубликовали в 1972 г. книгу «Решение человеческих проблем» | |("Human Problem Solving"). В дополнение к эмпирическим исследованиям в области принятия| |решений в сфере бизнеса и психологии бизнеса С. изучил взаимосвязи между размером фирм | |и их экономическим ростом и внес существенный вклад в центральную проблему | |агрегирования микросистем. | |Теории С. были подвергнуты критике, особенно со стороны таких высоко авторитетных | |экономистов, как Эдуард Мейсон, Фриц Мачлап и Милтон Фридмен. Высоко оценивая | |достоинства описательной теории принятия решений С., они ставили под вопрос ее ценность| |для экономического анализа. Кроме того, его реалистическое отношение к процессу | |принятия решений подрывало основные постулаты теории всеобщего равновесия и простые | |гипотезы максимизации и оптимизации функций прибыли и полезности, на которых эта теория| |основывается. Однако эти кажущиеся антагонистическими подходы относятся к разным | |комплексам проблем в экономических науках и поэтому являются взаимодополняющими. С. | |открыл область эмпирического тестирования гипотез, на которых основывается процесс | |принятия решений. | |С. был удостоен Премии памяти Но беля по экономике за 1978 г. «за новаторские | |исследования процесса принятия решений в рамках экономических организаций». Во время | |презентации и вручения награды Суне Карлсон, член Шведской королевской академии наук, | |заявил, что «изучение структуры фирмы и принятия внутрифирменных решений стало важной | |задачей экономической науки. И в этой новой области исследований работы С. оказались | |крайне важными... Теории и наблюдения С. в области принятия решений организациями в | |полной мере применимы к системам и технике планирования, бюджетной работы и контроля, | |которыми пользуются и в сфере бизнеса, и в государственной администрации. Они поэтому | |составляют прекрасную основу для проведения эмпирических исследований». | |В своем автобиографическом очерке С. отмечал, что «в политике науки, которая вытекала | |из моей другой деятельности, я придерживался двух руководящих принципов – стремиться к | |большей «строгости» общественных наук с тем, чтобы они были лучше оснащены | |инструментарием, необходимым для решения стоящих перед ними трудных задач, и | |способствовать тесному взаимодействию ученых естественных и общественных наук, чтобы | |они могли совместно приложить свои специальные знания и умения к тем многим сложным | |вопросам общественной политики, которая требует обоих типов мудрости». | |В 1937 г. С. женился на Дороти Пай. У них сын и две дочери. Сам он увлекается | |прогулками, горными восхождениями, живописью и игрой на фортепьяно. Он бегло говорит на| |нескольких языках. | |Кроме Нобелевской премии, С. получил премию Американской психологической ассоциации «За| |выдающийся вклад в науку» (1969). Он является членом Американской экономической | |ассоциации, Американской психологической ассоциации, Эконометрического общества, | |Американской социологической ассоциации, американской Национальной академии наук. Ему | |присуждены почетные ученые степени университетами Чикагским, Йельским, Макгилла, Лунда | |и Эразма (Роттердам). | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. | |© The H.W. Wilson Company, 1987 | |© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |