реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)

|всех, кого я когда-либо знал. И она передала эти качества своим детям». |

|Когда в 1929 г. Л. окончил колледж св. Марии (Сент-Люсия), ему было всего 14 лет. |

|Будучи слишком молодым для поступления в университет, он работал правительственным |

|чиновником, пока не достиг возраста, дававшего ему право получить правительственную |

|стипендию для учебы в Лондонской школе экономики (ЛШЭ), в которую он поступил в 1933 г.|

|Он мечтал о том, чтобы стать инженером, но позднее вспоминал: «Это казалось |

|безрассудным, так как ни правительство, ни частная фирма не наняла бы на работу |

|чернокожего инженера». Поэтому он выбрал более практичное направление учебы, которая |

|включала бухгалтерский учет, коммерческое право и курс хозяйственного управления. |

|В 1937 г. он получил степень бакалавра в области коммерции и диплом с отличием. |

|Несмотря на то что он не прошел соответствующего курса по экономике и математике, ему |

|была предоставлена полная стипендия для учебы в докторантуре по специальности |

|«экономика промышленности». В следующем году ему предложили годичный контракт для |

|преподавания в Лондонском университете, после чего он был назначен ассистентом лектора.|

|В 1940 г. он получил докторскую степень в ЛШЭ и до 1948 г. оставался в Лондонском |

|университете, после чего стал профессором политэкономии в Манчестерском университете. |

|Академическая деятельность Л. распадается как бы на три фазы: история мировой экономики|

|и экономическое развитие; экономика промышленности; экономические проблемы |

|слаборазвитых стран. Его работа в первой фазе началась, когда он еще оставался в ЛШЭ. |

|Там по рекомендации Фридриха фон Хайека, тогдашнего руководителя экономического |

|факультета, он начал читать лекции по истории экономики в период между первой и второй |

|мировыми войнами, когда цикл экономического процветания сменился циклом депрессии. Этот|

|курс лекций позволил ему подготовить к изданию его первое исследование этих циклов |

|«Экономический обзор 1919...1939 гг." ("Economic Survey 1919...1939"), опубликованный в|

|1949 г. Свою новаторскую работу в области экономики промышленности Л. обобщил в книге |

|«Накладные расходы: очерки по экономическому анализу» ("Overhead Costs: Some Essays in |

|Economic Analysis", 1950). После публикации этой работы он стал сосредоточиваться во |

|все большей степени на экономических проблемах так называемого «третьего мира». |

|Окончание второй мировой войны и приобретение независимости многими бывшими колониями |

|европейских держав привлекло внимание к проблемам экономического развития в странах |

|«третьего мира», которые экономисты прозвали «Югом», в отличие от развитых |

|капиталистических стран, названных «Севером». В то время большинство |

|экономистов-плановиков считало, что развивающиеся страны должны вкладывать свою прибыль|

|от экспорта своих традиционных продуктов в промышленный сектор с тем, чтобы обеспечить |

|быстрый экономический рост. Их взгляды получили подтверждение в ходе успешного |

|проведения «плана Маршалла» (названного по имени Джорджа К. Маршалла), в соответствии с|

|которым массированное вливание финансовых средств для капиталовложений и технического |

|оборудования содействовало послевоенному восстановлению Западной Европы. |

|В процессе своей исследовательской работы Л. пришел к противоположному мнению. Он |

|подошел к экономике развивающейся страны как к дуальной, а не единой, в которую входит |

|и аграрный, традиционный, сектор, и промышленный, капиталистический. «Третий мир», как |

|правило, обладает избытком неграмотных сельскохозяйственных рабочих. Будучи обученными,|

|эти работники могли бы быть привлечены к работе в растущих секторах торговли и |

|обрабатывающей промышленности при относительно низких издержках. Полученные таким |

|образом прибыли сформируют те сбережения и тот капитал, в котором так сильно нуждаются |

|страны «третьего мира» для своего экономического промышленного прогресса. |

|По мнению Л., «третьему миру» требуется нечто иное, отличное от «плана Маршалла». |

|Внешняя торговля не может в бедных странах служить двигателем экономического прогресса.|

|Не выразил он доверия и иностранным инвестициям капитала, но высказался за повышение |

|прибыли, финансирование промышленных капиталовложений и осуществление крупных |

|инвестиций в народное образование, т.е. в человеческий капитал. Первый подход Л. к этой|

|его модели был опубликован в 1951 г. как часть доклада Организации Объединенных Наций |

|«Экономическое развитие в странах с низким доходом» ("Economic Development in |

|Low-Income Countries"), в подготовке которого также участвовал Теодор Шульц. |

|К 1955 г., когда Л. опубликовал «Теорию экономического роста» ("Theory of Economic |

|Growth"), он усовершенствовал и расширил свою первоначальную модель. Он допустил, что |

|мировое экономическое производство состоит из «стали» (готового промышленного продукта |

|развитого мира), «кофе» (экспортной монокультуры, базирующейся на природных ресурсах |

|«третьего мира») и «продовольствия» (производимого и там, и там). Он не мог |

|воспользоваться моделью Хекшера – Улина (составленной Эли Хекшером и Бертилем Улином) |

|для условий мировой торговли, потому что «кофе» не может производиться в развитых |

|странах «Севера». Ключевым товаром было принято «продовольствие», которое производится |

|с высокой эффективностью на «Севере» и с низкой производительностью на «Юге», что и |

|определяет неблагоприятные для последнего условия торговли. Основным путем улучшения |

|торгового баланса и обеспечения развития «третьего мира» поэтому было признано |

|повышение производительности сельского хозяйства и инвестирование сбережений в |

|расширяющийся промышленный сектор на «Юге». |

|Центральным пунктом теории экономического развития Л. был процесс, который способен за |

|короткое время повысить норму сбережений в развивающихся странах с примерно 4 или 5% их|

|национального дохода примерно до 15%. Л. показал, что этот процесс главным образом |

|состоял в расширении промышленного сектора с его довольно высокой прибылью. |

|Необходимыми он также считал и крупные инвестиции в образование. В таких благоприятных |

|условиях будет расти как региональная, так и мировая торговля (как это было в 50-е и |

|60-е гг.), а «Север» и «Юг» смогут продвигаться вперед совместно, а не за счет друг |

|друга. К экономическому росту Л. подходил с широких позиций, включая в него и |

|экономическое, и социальное развитие. И что в равной степени важно, он подчеркивал |

|трудности централизованного экономического планирования как в условиях диктатуры, так и|

|под руководством демократических правительств. Он был одним из первых экономистов, |

|поставивших под вопрос положение о том, что всегда желателен экономический рост, и |

|выступивших в пользу эволюции мировой экономики как единого целого. |

|Теории Л. вызревали в ходе его практической работы в странах «третьего мира». С 1957 по|

|1963 г. он работал в качестве экономического советника ООН при премьер-министре Ганы, |

|был заместителем исполнительного директора Специального фонда Организации Объединенных |

|Наций и вице-президентом Университета Вест-Индии. За эту деятельность он был возведен в|

|дворянское звание в 1963 г. В том же году он поступил в Школу государственных и |

|международных проблем им. Вудро Вильсона при Принстонском университете в качестве |

|профессора экономики и международных проблем. В 1968 г. он получил дополнительную |

|должность профессора кафедры политической экономии Принстонского университета. В 1970 |

|г. он ушел в четырехлетний отпуск в связи с тем, что стал основателем и президентом |

|Карибского банка развития на Барбадосе. |

|Л. также проявил интерес к положению чернокожего населения в Соединенных Штатах, |

|которое он считал схожим с положением населения «третьего мира». Он поднял вопрос о |

|введении курсов лекций для чернокожих в американских университетах, поскольку |

|придерживался твердого убеждения, что строгое традиционное образование служит дорогой к|

|прогрессу. |

|Л. разделил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. с американским экономистом |

|Теодором Шульцем «за новаторские исследования экономического развития... в приложении к|

|проблемам развивающихся стран». В своей Нобелевской лекции «Замедление механизма роста»|

|("The Slowing Down of the Engine of Growth") Л. соединил свои теории относительно |

|природы мировой торговли и ее истории, выдвинул идею о том, что наименее развитые |

|страны не должны больше оставаться зависимыми в своем экономическом росте от развитых |

|стран. |

|Расширением региональной торговли, говорил он, они могут в конечном счете ускорить свое|

|собственное развитие, даже если замедлится экономический рост в развитых странах. Он |

|также обвинил развитые страны в «недостатке осознания» ими «взаимной зависимости» обоих|

|типов экономики. |

|В 1938 г. Л. женился на Глэдис Изабе ле Джекобс с острова Гренада, которая тогда |

|работала школьной учительницей в Лондоне, а в настоящее время является скульптором; у |

|них двое детей. Он сохраняет за собой британское гражданство. В свободное время любит |

|слушать классическую музыку и совершает длительные прогулки. |

|Л. удостоен почетных ученых степеней многих университетов в Соединенных Штатах, включая|

|Колумбийский, Говардский и Йельский, университетов Вест-Индии, Манчестера, Уэльса, |

|Бристоля, Лагоса и Торонто. Он – почетный член Лондонской школы экономики и |

|член-корреспондент Британской академии наук. Он занимал пост члена совета Королевского |

|экономического общества, президента Экономического общества Ганы и члена Экономического|

|консультативного комитета Национальной ассоциации поддержки цветного населения. |

|Источник информации: |

|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. © The H.W.|

|Wilson Company, 1987 © Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс»,|

|1992 |

|Дата публикации: |

|4 ноября 1999 года |

|МИД (Meade), Джеймс |

|род. 23 июня 1907 г. |

|Премия памяти Нобеля по экономике, 1977 г.совместно с Бертилем Улином |

|Английский экономист Джеймс Эдуард Мид родился в Суонидже, графство Дорсет, в семье |

|Чарлза Хиппсли Мида и Кэтлин (в девичестве Коттон-Стейплтон) Мид. Основными предметами |

|в Лэмбрук-скул и Мальверн-колледже, где он учился соответственно с 1917 по 1921 г. и с |

|1921 по 1926 г., были латинский и греческий языки, равно как и в Ориэл-колледже, в |

|Оксфорде. Только в 1928 г., когда М. перешел во вновь созданную в Ориэл-колледже Школу |

|философии, политики и экономики, он начал изучать экономические науки. |

|Его интерес к этим наукам был вызван «нелепым и зловредным», как он это называл, |

|уровнем безработицы в Британии в период между войнами, а также влиянием его «горячо |

|любимой, но несколько эксцентричной тетки, старой девы». Она была последовательницей |

|майора Дугласа, английского экономиста, который развивал теорию, утверждавшую, что |

|болезнь современного хозяйства вызвана недостаточной покупательной способностью. |

|Предлагаемое им решение проблемы состояло в увеличении покупательной способности через |

|контроль над ценами и распределение «социального кредита» среди потребителей. Хотя |

|занятия М. экономикой быстро ослабили его веру в идеи Дугласа, они не подорвали его |

|интереса к разработке политики, направленной на улучшение экономического |

|благосостояния. |

|После получения в 1930 г. степени магистра М. Был избран членом Хертфорд-колледжа |

|Оксфордского университета, что дало ему возможность продолжать учебу еще в течение |

|года. Получив от Денниса Робертсона приглашение учиться в Тринити-колледже |

|Кембриджского университета в течение дополнительного года, М. не преминул |

|воспользоваться возможностью включиться в группу экономистов, прозванную «цирком». В |

|эту группу входили Робертсон, Ричард Кан, Пьеро Сраффа, Джоан и Остин Робинсон. Эта |

|группа часто всречалась с Джоном Мейнардом Кейнсом, и в ней обсуждались идеи, которые в|

|конечном счете вызвали появление книги Кейнса «Общая теория занятости, процента и |

|денег» ("The General Theory oy Employment, Interest, and Money", 1936). Это |

|«интеллектуальное пиршество, – вспоминал позднее М., – явилось самым впечатляющим годом|

|моей жизни». |

|Вернувшись в 1931 г. в Хертфорд-колледж в качестве члена его штата и лектора по |

|экономическим проблемам, М. продолжал поддерживать связи с кейнсианскими |

|революционерами в макроэкономической теории. В 1936 г. он опубликовал книгу «Введение в|

|экономический анализ и экономическую политику» ("An Introduction to Economic Analysis |

|and Policy"), ставшую одним из первых учебников, в которых содержалась попытка дать |

|систематизированное изложение теории Кейнса. Его сохраняющийся интерес к проблемам |

|безработицы в сочетании с интересом к международным проблемам позволил ему принять в |

|1937 г. предложение поступить на работу в Секретариат Лиги Наций в Женеве. Там в |

|качестве редактора «Мирового экономического обзора» ("World Economic Survey") он |

|продолжил выполнение исследовательской программы, начатой Бертилем Улином. Над этой |

|программой работала внушительная группа экономистов, среди которых были Ян Тинберген и |

|Тьяллинг Купманс. |

|После начала второй мировой войны М. вернулся в Англию в 1940 г. для работы в |

|экономическом отделе британского правительственного кабинета. Вместе с Ричардом Стоуном|

|он подготовил первую официальную оценку счетов национального дохода Соединенного |

|Королевства. Там же, в правительстве, М. принимал участие в разработке послевоенного |

|экономического и внешнеполитического курса Великобритании. Он помогал подготовить |

|правительственную Белую книгу 1944 г. по политике занятости, в которой объявлялось |

|обязательство принять меры к поддержанию после войны низкого уровня безработицы. Он |

|работал также в составе группы Кейнса над проблемами перестройки международной |

|финансовой и торговой системы путем создания Международного валютного фонда. |

|Международного банка реконструкции и развития и особенно Генерального соглашения по |

|тарифам и торговле. |

|В 1946 г., через год после прихода к власти лейбористской партии, М. был назначен |

|директором экономического отдела и занимал этот пост до 1947 г. После этого он вернулся|

|к академическим занятиям, став профессором в Лондонской школе экономики на следующие |

|десять лет. В этот период он написал труд «Теория международной экономической политики»|

|("The Theory of International Economic Policy"), но даже два объемистых тома из этого |

|труда – «Платежный баланс» ("The Balance of Payments", 1951) и «Торговля и |

|благосостояние» ("Trade and Welfare", 1955) – «не исчерпали всего разнообразия проблем |

|международных отношений», как говорил он позднее, убедившись, что его «первоначальный |

|замысел был чересчур амбициозным». |

|Впервые разрабатывая теории международной торговли, М. в этой работе соединил свои |

|теоретические интересы со стремлением создать эффективные инструменты экономической |

|политики. Главным вкладом в выполнение этой задачи, содержащимся в его книге «Платежный|

|баланс», была модель такой политики, которая была способна достичь двух основных целей:|

|внутренней сбалансированности (полной занятости) и внешней сбалансированности |

|(равновесия платежного баланса). Опираясь на разработанный Тинбергеном принцип, автор |

|книги показывает, что для достижения этих двух целей требуется использование двух |

|инструментов экономической политики. Например, внутреннее и внешнее сбалансирование |

|может быть достигнуто только применением и фискальной (для обеспечения полной |

|занятости), и монетарной (для привлечения или отталкивания международных потоков |

|капитала) политики. |

|В книге «Торговля и благосостояние» М. показал влияние международной торговли на |

|благосостояние в странах, которые не обладали совершенными конкурентоспособными |

|внутренними рынками. Он показал, прибегнув к «теории второго самого лучшего», что, если|

|условия, необходимые для достижения оптимума, не реализуются, продвижение в направлении|

|к свободной торговле может быть деструктивным и может уменьшить благосостояние. Более |

|того, в случае установления высоких торговых барьеров лучшее может быть врагом |

|хорошего: ограничения торговли могут в этом случае содействовать повышению уровня |

|экономического благосостояния. Эта книга отражает также мнение М., что экономика должна|

|развиваться как наука, ориентированная на практическое применение в политике. |

|В работе над «Торговлей и благосостоянием» он в значительной степени опирался на «новую|

|экономическую теорию благосостояния», которая отвергает метод сравнения, открыто |

|противопоставляющего выгоды одного потерям другого. Тем не менее позднее он пришел к |

|выводу, что эта теория представляет собой чрезмерно ограниченный подход к формированию |

|политики, поскольку политика обязательно учитывает сравнительные различия в положении |

|людей. Поэтому он вернулся к более ранней экономической традиции, согласно которой |

|сравнение положения разных людей отражается в оценке политическими деятелями важности |

|повышения благосостояния отдельных индивидуумов. Соответственно и об экономической |

|политике судят по тому, насколько хорошо она служит общей полезности, выраженной как |

|взвешенная сумма полезности всех индивидуумов. |

|С самого начала своей деятельности М. интересовался балансом между эффективностью и |

|равенством. Вскоре после окончания второй мировой войны он написал оказавшую большое |

|влияние на общественное мнение книгу, посвященную эффективности системы свободного |

|рынка и критике государственного регулирования, введенного в послевоенной британской |

|экономике. В то же время он замечал отрицательные последствия капиталистической |

|системы, отражающиеся на распределении доходов. «Мое сердце принадлежит левым, а мозг –|

|правым», – повторял он. |

|Перейдя в 1957 г. из ЛШЭ в Кембриджский университет, М. продолжал много писать, |

|сосредоточившись на проблемах внутренней экономической политики и распределении |

|доходов. В книге «Эффективность, равенство и владение собственностью» ("Efficiency, |

|Equality, and the Ownership of Property", 1964) он дал предположительный обзор сил, |

|определяющих накопление капитала. Эту тему он развил дальше в книгах «Наследие |

|неравенства» ("The Inheritance of Inequalities", 1974) и «Справедливая экономика» ("The|

|Just Economy", 1976). Выйдя в 1974 г. на пенсию, он продолжал активную деятельность и в|

|области теоретических исследований, и в области разработки экономической политики. В |

|1975 г. он опубликовал «Путеводитель радикального интеллигента по проблемам |

|экономической политики» ("The Intelligent Radical's Guide to Economic Policy"), в |

|которой выразил свое видение «социалистической системы цен». Между 1975 и 1977 гг. он |

|возглавлял правительственный комитет, который опубликовал в 1978 г. доклад «Структура и|

|реформа прямого налогообложения» ("The Structure and Reform of Direct Taxation"). |

|М. и Бертиль Улин разделили Премию памяти Нобеля по экономике за 1977 г., получив ее |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.