![]() |
|
|
Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)|всех, кого я когда-либо знал. И она передала эти качества своим детям». | |Когда в 1929 г. Л. окончил колледж св. Марии (Сент-Люсия), ему было всего 14 лет. | |Будучи слишком молодым для поступления в университет, он работал правительственным | |чиновником, пока не достиг возраста, дававшего ему право получить правительственную | |стипендию для учебы в Лондонской школе экономики (ЛШЭ), в которую он поступил в 1933 г.| |Он мечтал о том, чтобы стать инженером, но позднее вспоминал: «Это казалось | |безрассудным, так как ни правительство, ни частная фирма не наняла бы на работу | |чернокожего инженера». Поэтому он выбрал более практичное направление учебы, которая | |включала бухгалтерский учет, коммерческое право и курс хозяйственного управления. | |В 1937 г. он получил степень бакалавра в области коммерции и диплом с отличием. | |Несмотря на то что он не прошел соответствующего курса по экономике и математике, ему | |была предоставлена полная стипендия для учебы в докторантуре по специальности | |«экономика промышленности». В следующем году ему предложили годичный контракт для | |преподавания в Лондонском университете, после чего он был назначен ассистентом лектора.| |В 1940 г. он получил докторскую степень в ЛШЭ и до 1948 г. оставался в Лондонском | |университете, после чего стал профессором политэкономии в Манчестерском университете. | |Академическая деятельность Л. распадается как бы на три фазы: история мировой экономики| |и экономическое развитие; экономика промышленности; экономические проблемы | |слаборазвитых стран. Его работа в первой фазе началась, когда он еще оставался в ЛШЭ. | |Там по рекомендации Фридриха фон Хайека, тогдашнего руководителя экономического | |факультета, он начал читать лекции по истории экономики в период между первой и второй | |мировыми войнами, когда цикл экономического процветания сменился циклом депрессии. Этот| |курс лекций позволил ему подготовить к изданию его первое исследование этих циклов | |«Экономический обзор 1919...1939 гг." ("Economic Survey 1919...1939"), опубликованный в| |1949 г. Свою новаторскую работу в области экономики промышленности Л. обобщил в книге | |«Накладные расходы: очерки по экономическому анализу» ("Overhead Costs: Some Essays in | |Economic Analysis", 1950). После публикации этой работы он стал сосредоточиваться во | |все большей степени на экономических проблемах так называемого «третьего мира». | |Окончание второй мировой войны и приобретение независимости многими бывшими колониями | |европейских держав привлекло внимание к проблемам экономического развития в странах | |«третьего мира», которые экономисты прозвали «Югом», в отличие от развитых | |капиталистических стран, названных «Севером». В то время большинство | |экономистов-плановиков считало, что развивающиеся страны должны вкладывать свою прибыль| |от экспорта своих традиционных продуктов в промышленный сектор с тем, чтобы обеспечить | |быстрый экономический рост. Их взгляды получили подтверждение в ходе успешного | |проведения «плана Маршалла» (названного по имени Джорджа К. Маршалла), в соответствии с| |которым массированное вливание финансовых средств для капиталовложений и технического | |оборудования содействовало послевоенному восстановлению Западной Европы. | |В процессе своей исследовательской работы Л. пришел к противоположному мнению. Он | |подошел к экономике развивающейся страны как к дуальной, а не единой, в которую входит | |и аграрный, традиционный, сектор, и промышленный, капиталистический. «Третий мир», как | |правило, обладает избытком неграмотных сельскохозяйственных рабочих. Будучи обученными,| |эти работники могли бы быть привлечены к работе в растущих секторах торговли и | |обрабатывающей промышленности при относительно низких издержках. Полученные таким | |образом прибыли сформируют те сбережения и тот капитал, в котором так сильно нуждаются | |страны «третьего мира» для своего экономического промышленного прогресса. | |По мнению Л., «третьему миру» требуется нечто иное, отличное от «плана Маршалла». | |Внешняя торговля не может в бедных странах служить двигателем экономического прогресса.| |Не выразил он доверия и иностранным инвестициям капитала, но высказался за повышение | |прибыли, финансирование промышленных капиталовложений и осуществление крупных | |инвестиций в народное образование, т.е. в человеческий капитал. Первый подход Л. к этой| |его модели был опубликован в 1951 г. как часть доклада Организации Объединенных Наций | |«Экономическое развитие в странах с низким доходом» ("Economic Development in | |Low-Income Countries"), в подготовке которого также участвовал Теодор Шульц. | |К 1955 г., когда Л. опубликовал «Теорию экономического роста» ("Theory of Economic | |Growth"), он усовершенствовал и расширил свою первоначальную модель. Он допустил, что | |мировое экономическое производство состоит из «стали» (готового промышленного продукта | |развитого мира), «кофе» (экспортной монокультуры, базирующейся на природных ресурсах | |«третьего мира») и «продовольствия» (производимого и там, и там). Он не мог | |воспользоваться моделью Хекшера – Улина (составленной Эли Хекшером и Бертилем Улином) | |для условий мировой торговли, потому что «кофе» не может производиться в развитых | |странах «Севера». Ключевым товаром было принято «продовольствие», которое производится | |с высокой эффективностью на «Севере» и с низкой производительностью на «Юге», что и | |определяет неблагоприятные для последнего условия торговли. Основным путем улучшения | |торгового баланса и обеспечения развития «третьего мира» поэтому было признано | |повышение производительности сельского хозяйства и инвестирование сбережений в | |расширяющийся промышленный сектор на «Юге». | |Центральным пунктом теории экономического развития Л. был процесс, который способен за | |короткое время повысить норму сбережений в развивающихся странах с примерно 4 или 5% их| |национального дохода примерно до 15%. Л. показал, что этот процесс главным образом | |состоял в расширении промышленного сектора с его довольно высокой прибылью. | |Необходимыми он также считал и крупные инвестиции в образование. В таких благоприятных | |условиях будет расти как региональная, так и мировая торговля (как это было в 50-е и | |60-е гг.), а «Север» и «Юг» смогут продвигаться вперед совместно, а не за счет друг | |друга. К экономическому росту Л. подходил с широких позиций, включая в него и | |экономическое, и социальное развитие. И что в равной степени важно, он подчеркивал | |трудности централизованного экономического планирования как в условиях диктатуры, так и| |под руководством демократических правительств. Он был одним из первых экономистов, | |поставивших под вопрос положение о том, что всегда желателен экономический рост, и | |выступивших в пользу эволюции мировой экономики как единого целого. | |Теории Л. вызревали в ходе его практической работы в странах «третьего мира». С 1957 по| |1963 г. он работал в качестве экономического советника ООН при премьер-министре Ганы, | |был заместителем исполнительного директора Специального фонда Организации Объединенных | |Наций и вице-президентом Университета Вест-Индии. За эту деятельность он был возведен в| |дворянское звание в 1963 г. В том же году он поступил в Школу государственных и | |международных проблем им. Вудро Вильсона при Принстонском университете в качестве | |профессора экономики и международных проблем. В 1968 г. он получил дополнительную | |должность профессора кафедры политической экономии Принстонского университета. В 1970 | |г. он ушел в четырехлетний отпуск в связи с тем, что стал основателем и президентом | |Карибского банка развития на Барбадосе. | |Л. также проявил интерес к положению чернокожего населения в Соединенных Штатах, | |которое он считал схожим с положением населения «третьего мира». Он поднял вопрос о | |введении курсов лекций для чернокожих в американских университетах, поскольку | |придерживался твердого убеждения, что строгое традиционное образование служит дорогой к| |прогрессу. | |Л. разделил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. с американским экономистом | |Теодором Шульцем «за новаторские исследования экономического развития... в приложении к| |проблемам развивающихся стран». В своей Нобелевской лекции «Замедление механизма роста»| |("The Slowing Down of the Engine of Growth") Л. соединил свои теории относительно | |природы мировой торговли и ее истории, выдвинул идею о том, что наименее развитые | |страны не должны больше оставаться зависимыми в своем экономическом росте от развитых | |стран. | |Расширением региональной торговли, говорил он, они могут в конечном счете ускорить свое| |собственное развитие, даже если замедлится экономический рост в развитых странах. Он | |также обвинил развитые страны в «недостатке осознания» ими «взаимной зависимости» обоих| |типов экономики. | |В 1938 г. Л. женился на Глэдис Изабе ле Джекобс с острова Гренада, которая тогда | |работала школьной учительницей в Лондоне, а в настоящее время является скульптором; у | |них двое детей. Он сохраняет за собой британское гражданство. В свободное время любит | |слушать классическую музыку и совершает длительные прогулки. | |Л. удостоен почетных ученых степеней многих университетов в Соединенных Штатах, включая| |Колумбийский, Говардский и Йельский, университетов Вест-Индии, Манчестера, Уэльса, | |Бристоля, Лагоса и Торонто. Он – почетный член Лондонской школы экономики и | |член-корреспондент Британской академии наук. Он занимал пост члена совета Королевского | |экономического общества, президента Экономического общества Ганы и члена Экономического| |консультативного комитета Национальной ассоциации поддержки цветного населения. | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. © The H.W.| |Wilson Company, 1987 © Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс»,| |1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | |МИД (Meade), Джеймс | |род. 23 июня 1907 г. | |Премия памяти Нобеля по экономике, 1977 г.совместно с Бертилем Улином | |Английский экономист Джеймс Эдуард Мид родился в Суонидже, графство Дорсет, в семье | |Чарлза Хиппсли Мида и Кэтлин (в девичестве Коттон-Стейплтон) Мид. Основными предметами | |в Лэмбрук-скул и Мальверн-колледже, где он учился соответственно с 1917 по 1921 г. и с | |1921 по 1926 г., были латинский и греческий языки, равно как и в Ориэл-колледже, в | |Оксфорде. Только в 1928 г., когда М. перешел во вновь созданную в Ориэл-колледже Школу | |философии, политики и экономики, он начал изучать экономические науки. | |Его интерес к этим наукам был вызван «нелепым и зловредным», как он это называл, | |уровнем безработицы в Британии в период между войнами, а также влиянием его «горячо | |любимой, но несколько эксцентричной тетки, старой девы». Она была последовательницей | |майора Дугласа, английского экономиста, который развивал теорию, утверждавшую, что | |болезнь современного хозяйства вызвана недостаточной покупательной способностью. | |Предлагаемое им решение проблемы состояло в увеличении покупательной способности через | |контроль над ценами и распределение «социального кредита» среди потребителей. Хотя | |занятия М. экономикой быстро ослабили его веру в идеи Дугласа, они не подорвали его | |интереса к разработке политики, направленной на улучшение экономического | |благосостояния. | |После получения в 1930 г. степени магистра М. Был избран членом Хертфорд-колледжа | |Оксфордского университета, что дало ему возможность продолжать учебу еще в течение | |года. Получив от Денниса Робертсона приглашение учиться в Тринити-колледже | |Кембриджского университета в течение дополнительного года, М. не преминул | |воспользоваться возможностью включиться в группу экономистов, прозванную «цирком». В | |эту группу входили Робертсон, Ричард Кан, Пьеро Сраффа, Джоан и Остин Робинсон. Эта | |группа часто всречалась с Джоном Мейнардом Кейнсом, и в ней обсуждались идеи, которые в| |конечном счете вызвали появление книги Кейнса «Общая теория занятости, процента и | |денег» ("The General Theory oy Employment, Interest, and Money", 1936). Это | |«интеллектуальное пиршество, – вспоминал позднее М., – явилось самым впечатляющим годом| |моей жизни». | |Вернувшись в 1931 г. в Хертфорд-колледж в качестве члена его штата и лектора по | |экономическим проблемам, М. продолжал поддерживать связи с кейнсианскими | |революционерами в макроэкономической теории. В 1936 г. он опубликовал книгу «Введение в| |экономический анализ и экономическую политику» ("An Introduction to Economic Analysis | |and Policy"), ставшую одним из первых учебников, в которых содержалась попытка дать | |систематизированное изложение теории Кейнса. Его сохраняющийся интерес к проблемам | |безработицы в сочетании с интересом к международным проблемам позволил ему принять в | |1937 г. предложение поступить на работу в Секретариат Лиги Наций в Женеве. Там в | |качестве редактора «Мирового экономического обзора» ("World Economic Survey") он | |продолжил выполнение исследовательской программы, начатой Бертилем Улином. Над этой | |программой работала внушительная группа экономистов, среди которых были Ян Тинберген и | |Тьяллинг Купманс. | |После начала второй мировой войны М. вернулся в Англию в 1940 г. для работы в | |экономическом отделе британского правительственного кабинета. Вместе с Ричардом Стоуном| |он подготовил первую официальную оценку счетов национального дохода Соединенного | |Королевства. Там же, в правительстве, М. принимал участие в разработке послевоенного | |экономического и внешнеполитического курса Великобритании. Он помогал подготовить | |правительственную Белую книгу 1944 г. по политике занятости, в которой объявлялось | |обязательство принять меры к поддержанию после войны низкого уровня безработицы. Он | |работал также в составе группы Кейнса над проблемами перестройки международной | |финансовой и торговой системы путем создания Международного валютного фонда. | |Международного банка реконструкции и развития и особенно Генерального соглашения по | |тарифам и торговле. | |В 1946 г., через год после прихода к власти лейбористской партии, М. был назначен | |директором экономического отдела и занимал этот пост до 1947 г. После этого он вернулся| |к академическим занятиям, став профессором в Лондонской школе экономики на следующие | |десять лет. В этот период он написал труд «Теория международной экономической политики»| |("The Theory of International Economic Policy"), но даже два объемистых тома из этого | |труда – «Платежный баланс» ("The Balance of Payments", 1951) и «Торговля и | |благосостояние» ("Trade and Welfare", 1955) – «не исчерпали всего разнообразия проблем | |международных отношений», как говорил он позднее, убедившись, что его «первоначальный | |замысел был чересчур амбициозным». | |Впервые разрабатывая теории международной торговли, М. в этой работе соединил свои | |теоретические интересы со стремлением создать эффективные инструменты экономической | |политики. Главным вкладом в выполнение этой задачи, содержащимся в его книге «Платежный| |баланс», была модель такой политики, которая была способна достичь двух основных целей:| |внутренней сбалансированности (полной занятости) и внешней сбалансированности | |(равновесия платежного баланса). Опираясь на разработанный Тинбергеном принцип, автор | |книги показывает, что для достижения этих двух целей требуется использование двух | |инструментов экономической политики. Например, внутреннее и внешнее сбалансирование | |может быть достигнуто только применением и фискальной (для обеспечения полной | |занятости), и монетарной (для привлечения или отталкивания международных потоков | |капитала) политики. | |В книге «Торговля и благосостояние» М. показал влияние международной торговли на | |благосостояние в странах, которые не обладали совершенными конкурентоспособными | |внутренними рынками. Он показал, прибегнув к «теории второго самого лучшего», что, если| |условия, необходимые для достижения оптимума, не реализуются, продвижение в направлении| |к свободной торговле может быть деструктивным и может уменьшить благосостояние. Более | |того, в случае установления высоких торговых барьеров лучшее может быть врагом | |хорошего: ограничения торговли могут в этом случае содействовать повышению уровня | |экономического благосостояния. Эта книга отражает также мнение М., что экономика должна| |развиваться как наука, ориентированная на практическое применение в политике. | |В работе над «Торговлей и благосостоянием» он в значительной степени опирался на «новую| |экономическую теорию благосостояния», которая отвергает метод сравнения, открыто | |противопоставляющего выгоды одного потерям другого. Тем не менее позднее он пришел к | |выводу, что эта теория представляет собой чрезмерно ограниченный подход к формированию | |политики, поскольку политика обязательно учитывает сравнительные различия в положении | |людей. Поэтому он вернулся к более ранней экономической традиции, согласно которой | |сравнение положения разных людей отражается в оценке политическими деятелями важности | |повышения благосостояния отдельных индивидуумов. Соответственно и об экономической | |политике судят по тому, насколько хорошо она служит общей полезности, выраженной как | |взвешенная сумма полезности всех индивидуумов. | |С самого начала своей деятельности М. интересовался балансом между эффективностью и | |равенством. Вскоре после окончания второй мировой войны он написал оказавшую большое | |влияние на общественное мнение книгу, посвященную эффективности системы свободного | |рынка и критике государственного регулирования, введенного в послевоенной британской | |экономике. В то же время он замечал отрицательные последствия капиталистической | |системы, отражающиеся на распределении доходов. «Мое сердце принадлежит левым, а мозг –| |правым», – повторял он. | |Перейдя в 1957 г. из ЛШЭ в Кембриджский университет, М. продолжал много писать, | |сосредоточившись на проблемах внутренней экономической политики и распределении | |доходов. В книге «Эффективность, равенство и владение собственностью» ("Efficiency, | |Equality, and the Ownership of Property", 1964) он дал предположительный обзор сил, | |определяющих накопление капитала. Эту тему он развил дальше в книгах «Наследие | |неравенства» ("The Inheritance of Inequalities", 1974) и «Справедливая экономика» ("The| |Just Economy", 1976). Выйдя в 1974 г. на пенсию, он продолжал активную деятельность и в| |области теоретических исследований, и в области разработки экономической политики. В | |1975 г. он опубликовал «Путеводитель радикального интеллигента по проблемам | |экономической политики» ("The Intelligent Radical's Guide to Economic Policy"), в | |которой выразил свое видение «социалистической системы цен». Между 1975 и 1977 гг. он | |возглавлял правительственный комитет, который опубликовал в 1978 г. доклад «Структура и| |реформа прямого налогообложения» ("The Structure and Reform of Direct Taxation"). | |М. и Бертиль Улин разделили Премию памяти Нобеля по экономике за 1977 г., получив ее | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |