реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы общей экономической теории

Для фирм, осуществляющих предложение на совершенно конкурентных

рынках, спрос на их товары представляется как не зависящий от их

собственных объемов предложения.

Конкурентные фирмы считаются ценополучателями, так как цена на их

товары формируется на основе взаимодействия всех фирм, действующих в данной

отрасли.

Сколько бы продукции не поставляла фирма на рынок, цена (P*) отдельной

единицы будет величиной постоянной. Соответственно, доход, получаемый

фирмой от производства и поставки на рынок дополнительной единицы продукции

(предельный доход, MR) будет также величиной постоянной, равной цене

единицы товара:

MR = ( (P*Q) / ( Q = (P * ( Q) / ( Q = P;

MR = P

Таким образом, у конкурентной фирмы остается только один параметр,

который может изменить величину прибыли: объем предложения продукции. Для

выявления оптимального объема предложения, позволяющего максимизировать

прибыль, будем использовать предельный анализ.

Сопоставим величины предельного дохода и предельных издержек для

разных объемов производства. Очевидно, поставлять на рынок дополнительную

единицу продукции имеет смысл при условии, что издержки будут покрываться

доходом, то есть рыночной ценой продукции. Следовательно, до тех пор, пока

предельные издержки не сравняются с рыночной ценой необходимо осуществлять

поставку продукции.

[pic]Рисунок 26. Равновесие в условиях совершенной конкуренции.

Рассмотрим более детально состояние равновесия конкурирующей фирмы.

Для этого обратимся к анализу средних издержек и их сопоставлению с

рыночной ценой товара. Здесь возможны три варианта решения:

а). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, который позволяет

фирме покрывать совокупные средние издержки (ATC) при данном (Q0) объеме

производства, следовательно, от каждой поставленной единицы продукции фирма

получает прибыль, а производство в объеме Q0 обеспечивает максимизацию

прибыли.

[pic]Рисунок 27. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

б). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, меньшем совокупных

средних издержек (АТС), но большем переменных средних издержек (AVC), то

необходимо осуществлять производство в объеме Q0.

[pic]

Рисунок 28. Минимизация убытков конкурентной фирмой

Если фирма не будет осуществлять предложение в этих условиях и

прекратит производство, ее убытки будут больше на величину (P0 - AVC0) *

Q0. Производство в данном объеме будет обеспечивать минимизацию убытков:

доходы будут полностью покрывать переменные издержки и частично постоянные.

Если предложение не осуществлять, то убытки, понесенные фирмой, будут

больше: постоянные издержки не будут оплачены ни на копейку.

в). Если же цена (Р) не покрывает даже переменных издержек, то фирма

будет минимизировать убытки, прекратив предложение. Тогда убытками будет

величина постоянных издержек.

Прекращение предложения конкурентной фирмой

Анализ рационального поведение конкурентной фирмы - это одновременно и

обоснование закона предложения: выделив все точки объема предложения,

обеспечивающего максимизацию прибыли или минимизацию убытков, мы получаем

краткосрочную кривую предложения фирмы.

Краткосрочная кривая предложения фирмы показывает количество продукции,

которое будет предлагать фирма при каждом значении цены, чтобы

максимизировать прибыль (минимизировать убытки).

[pic]

Рисунок 29. Кривая предложения конкурентной фирмы в коротком периоде

Напомним, что длительный период в деятельности фирмы - это временной

интервал, на котором фирма может изменить производственные мощности,

полностью закрыть производство или организовать совершенно новое.

Анализ поведения конкурентной фирмы в длительном периоде (разобрать

самостоятельно: Макконмелл К.,, Брю С. Экономикс: Принципы, проблема и

политика. Т.2, с. 79- 84) показывает, что конкурирующая фирма осуществляет

предложение на долговременном интервале в объеме, соответствующем минимуму

средних издержек.

Таким образом, общее условие равновесия конкурентной фирмы может быть

описано следующим равенством:

P = MC = ATC

Это соотношение позволяет сделать следующие выводы:

1. Деятельность конкурентной фирмы характеризуется производственной

эффективностью.

Равновесие фирмы при соблюдении равенства P=ATC означает, что

конкурентный производитель всегда стремится к производству с минимальными

затратами ресурсов, то есть стремится к производству наименее дорогостоящим

способом.

2. Конкурентная фирма наиболее эффективно распределяет ресурсы, применяя их

в производстве благ в том объеме, который соответствует общественным

потребностям.

Издержки, использованные в производстве данного товара, могли бы пойти

на изготовление и предложение других благ .

Равенство P=MC указывает на то, что производитель использует на

производство данного продукта ресурсы только до тех пор, пока потребители

готовы оплачивать его издержки.

Если бы предложение осуществлялось в объемах, соответствующих

неравенству PMC, это означало

бы недостаточное направление ресурсов на производство данного товара. Цена

спроса, отражающая предельную полезность, большая предельных издержек,

подсказывает производителю, что потребители готовы платить за

дополнительное количество именно этого товара.

2. Условие максимизации прибыли монополистом

Равновесие фирмы в условиях монополистического рынка отличается от

равновесия конкурентной фирмы. Монополист является единственным субъектом,

осуществляющим предложение на рынке данного товара. Следовательно,

возможности влияния монополиста на рыночную конъюнктуру значительны.

Монополия позволяет диктовать рыночную цену, но установление цен

монополистом происходит в соответствии с рыночным спросом.

Кривая спроса на продукт монополиста - нисходящая линия.

[pic]

Рисунок 30. Спрос и предельный доход монополиста

Если новый объем предложения (Q2) только на одну единицу больше прежде

предлагавшегося объема (Q1), то дополнительно получаемый доход (MR) будет

меньше новой цены товара (P2), так как и весь предыдущий объем предложения

придется реализовать по более низкой цене P2..

|MR = P2 - (P 1 - P2)*Q1 ( P2|

[pic]

Рисунок 31. Кривые спроса и предельного дохода монополиста

Условие равновесия:

|MR = МС |

Оно сохраняется и для монополиста. Действительно, фирме резонно

предлагать дополнительную единицу продукта только при условии получения

дополнительного дохода на уровне, не меньшем, чем предельные издержки.

а). Рассмотрим равновесие монополиста, позволяющее ему максимизировать

прибыль в краткосрочном периоде. Будем исходить из того, что издержки

монополиста не отличаются от издержек конкурентного производителя.

[pic]

Рисунок 32. Максимизация прибыли монополистом.

Равновесие монополиста интерпретируется точкой Еm. При Qm фирма -

монополист максимизирует прибыль. Продукция реализуется по цене Pm.

Поскольку в данном случае ATCm < Pm , то прибыль, исчисленная по формуле Pr

= (Pm - ATCm) * Qm принимает положительные значения.

б). В краткосрочном периоде может случиться так, что монополист будет

вынужден осуществлять предложение товаров, чтобы минимизировать убытки.

Это может произойти в случае, если соотношение между рыночной ценой и

издержками в точке равновесия описывается неравенством: AVCm < Pm ( ATCm.

Если монополист не будет осуществлять предложение в этих условиях и

прекратит производство, его убытки будут больше на величину (Pm - AVCm) *

Qm. Таким образом, фирма - монополист минимизирует убытки, производя в

краткосрочном периоде объем Qm.

[pic]

Рисунок 33. Минимизация убытков монополистом

3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная

политика государства.

В сравнении с конкурентной фирмой равновесие монополиста менее

эффективно.

[pic]

Рисунок 34. Сравнение равновесия монополиста с равновесием

конкурентных производителей

Потери в эффективности из-за монополизма, как видно из графика,

следующие:

. Монополист “недораспределяет” ресурсы: Pm > MC. Предельная

полезность продукта, выраженная его ценой, превосходит предельные

издержки. Равновесный объем предложения монополиста, обеспечивающий

ему максимум прибыли, ниже предложения конкурирующей фирмы: Qm > Qc.

. При максимизации прибыли монополист не минимизирует издержки (ATCm >

ATCmin).

При анализе поведения монополиста мы исходили из того, что издержки

фирмы-монополиста не отличаются от издержек конкурирующей фирмы.

Некоторая компенсация потерь в эффективности происходит из-за того,

что монополия - чаще всего крупное производство, и монополист имеет

экономию издержек благодаря положительному эффекту масштаба.

Однако есть факторы, препятствующие минимизации издержек монополиста:

. расходы на поддержание монополистических барьеров;

. отсутствие угрозы конкуренции.

Одним из нежелательных проявлений монополизма является установление

демпинговых цен[23], которое используется для того, чтобы вытеснить

возможных конкурентов.

В силу нежелательных для экономики и общества потерь от монополизма

все современные государства проводят антимонопольную политику.

Начало государственному регулированию монополизма было положено в США:

в 1890 году в Америке был принят Антитрестовский закон Шермана. В

последующем в США и других странах с рыночной экономикой антимонопольное

законодательство развивалось и сегодня представляет собой систему тонкой

настройки экономики на эффективное развитие.

Плановая экономическая система способствовала формированию монополизма

в масштабах всей национальной экономики бывшего СССР. Проблемы перехода к

рыночной системе хозяйства существенно обострены у нас в связи с этими

гигантскими масштабами монополизма.

Под антимонопольное законодательство подпадают следующие действия:

. монополизация рынка явным ооразом;

. фиксирование цен;

. слияние компаний, в результате которого возможна монополизация

рынка;

. переплетающиеся директораты, если в совокупности АО могут доминировать

на рынке;

. осуществление ценовой дискриминации (дифференциации цен, не

обусловленной различиями в издержках);

. связанные и исключительные контракты.

Гарантия государственной защиты конкуренции закреплена в Конституции

Российской Федерации 1993 г.

В 1991 году в Российской Федерации был принят Закон “О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Закон запрещает такие действия, как:

. принятие актов, ограничивающих самостоятельность предпринимателей при

производстве и реализации продукции;

. изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на

рынке, либо повышения цен;

. создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим

хозяйствующим субъектам;

. включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента

в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

. отказ от заключения договоров с определенными продавцами или

покупателями;

. раздел рынка по территориальному принципу, по ассортименту производимых

товаров, либо по кругу продавцов или покупателей

. другие.

Реализация антимонопольной политики была возложена на ГКАП РФ

(Государственный Антимонопольный Комитет Российской Федерации).

В его функции входит:

. контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании,

реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

. выработка рекомендаций органам власти и управления о проведении

мероприятий, способствующих поддержанию конкуренции;

. разработка и осуществление мер по демонополизации производства и

обращения;

. контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести

к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.

Доминирующим признается положение фирмы, доля которой на рынке

определенного товара превышает величину, устанавливаемую ежегодно ГКАП РФ,

за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря

на превышение предельной величины, его положение на рынке не является

доминирующим. Доминирующим не может быть признано положение хозяйствующего

субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

В антимонопольном Законе предусматривается ответственность за его

нарушения:

. принудительное разделение хозяйствующих субъектов;

. применение штрафных санкций;

. регулирование цен и тарифов естественных монополий[24];

. уголовная ответственность (в крайних случаях).

Ценовая политика естественных монополий регулируется тарифными комиссиями.

Для иллюстрации мотивов определения цен на продукцию естественных

монополистов рассмотрим рисунок.

[pic]

Рисунок 35. Регулирование цен естественных монополий

. R: Установление общественно оптимальной цены: PR=МС. Общественно

оптимальная цена вызовет эффективное распределение ресурсов, но может

привести к возникновению убытков, покрытие которых должно взять на себя

государство.

. F: Установление цены, обеспечивающей “справедливую” прибыль: цена,

установленная из соотношения PF=ATС позволяет монополии покрывать

издержки и получать нормальную прибыль.

Существуют трудности в реализации антимонопольной политики в целом.

Они связаны с количественным определением монополии, а также с

недостаточной эффективностью регулирования, высокими затратами на

осуществление регулирующих воздействий.

Глава 6. Рынки факторов производства и распределение доходов. Заработная

плата

Вопросы:

1. Спрос на экономические ресурсы.

2. Рынок труда и заработная плата.

3. Монополизм на рынке труда. Деятельность профсоюзов в условиях рыночного

хозяйства.

1. Спрос на экономические ресурсы

Мы переходим к рассмотрению рынков экономических ресурсов (факторов

производства). Здесь предпринимательский сектор выступает в роли покупателя

и предъявляет спрос на экономические ресурсы, а домохозяйства являются

продавцами первичных производственных факторов: труда, земли, капитала,

осуществляют их предложение.

Мы допускаем определенное упрощение, разделяя роли домохозяйств и

предпринимательских фирм на рынке ресурсов. Известно, что многие виды

товаров и услуг производятся и потребляются только предпринимательским

сектором. К ним относятся: сталь, производственное оборудование,

комплектующие изделия, технологии и т.п. Такие товары и услуги принято

называть промежуточными продуктами, в отличие от конечных продуктов,

которые реализуются потребителям.

Анализ рынков ресурсов актуален по той причине, что образование цен на

экономические ресурсы - это одновременно и определение доходов владельцев

факторов производства, то есть доходов всех экономических субъектов,

практически - абсолютного большинства населения.

Следует отметить, что в данной теме мы рассматриваем функциональное

распределение доходов, микроэкономические мотивы их формирования. Конечное

распределение доходов в обществе связано с макроэкономическими факторами,

деятельностью государства по реализации функции справедливости. Поэтому

вопросы распределения доходов будут подниматься нами также и в разделе

“Макроэкономика”.

Цены на экономические ресурсы выступают в следующих основных формах:

|Заработная плата |цена труда |

|Рента |цена за использование земли и других природных |

| |ресурсов |

|Процент |цена, уплачиваемая за использование денег, |

| |капитала |

|Прибыль |цена осуществления предпринимательских функций. |

Прежде чем анализировать проблему формирования доходов, отметим важную

классификацию доходов, их деление на номинальные, чистые и реальные:

номинальный доход - это общая сумма полученных денег;

располагаемый, или чистый доход - это остаток от номинальной суммы

после выплаты налогов;

реальный доход- чистый доход с поправкой на изменение цен.

Важным свойством экономических ресурсов является их

взаимозаменяемость. Это предполагает возможность использования различных

экономических ресурсов или разнообразия их сочетания при производстве благ.

Например, при выращивании овощей может быть применен ручной труд или

использована техника, возможно сочетание этих факторов: использование

частичной механизации.

Спрос на экономические ресурсы является производным. Он зависит от

спроса на конечные товары и услуги, порождается потребительским спросом.

Производственные ресурсы приобретаются только в той мере, в какой они

необходимы для производства потребительских благ. Понимание этого факта

важно как для осознания условий предпринимательской деятельности, так и для

осуществления эффективного государственного регулирования экономики.

Первоначально мы рассмотрим конкурентные рынки факторов производства.

Это рынки, на которых имеется большое число покупателей и продавцов

экономических ресурсов, причем отдельный продавец и покупатель не может

повлиять на цены, спрос и предложение ресурсов.

Начнем с анализа спроса на экономический ресурс отдельных фирм, так

как рыночный спрос есть совокупный, суммарный спрос, предъявляемый фирмами.

При анализе спроса на ресурс мы будем, в основном, опираться на

примеры по рынку труда. Но выводы, полученные при анализе спроса на труд,

справедливы и для характеристики спроса на другие факторы производства.

Методологической основой анализа спроса на ресурсы является теория

предельной производительности, разработанная Дж.Б. Кларком и развитая

А.Маршаллом и др.

Для анализа спроса на ресурсы вспомним убывающей отдачи. Его суть

состоит в том, что дополнительно применяемые затраты одного фактора при

неизменном количестве других дают все меньший объем дополнительной

продукции и совокупного дохода.

По-прежнему используем обозначение MP для предельного продукта,

произведенного помощью дополнительной единицы ресурса X: MP = ( TP / ( X.

Если в качестве ресурса рассматривается труд (L), то формула

приобретает вид: MP L = ( TP / ( L.

Принимая решение о найме дополнительного работника, фирма исходит из

того, чтобы доход, полученный ею при этом был не ниже издержек, которые она

несет по найму.

Введем обозначение:

MRP - Marginal revenue product - предельная доходность ресурса,

дополнительный доход, который получает фирма от вовлечения добавочной

единицы ресурса в производство.

MRP = ( TR / ( X.

Предельную доходность труда обозначим MRPL:

MRPL = ( TR / ( L.

Поскольку прирост валового дохода связан как с предельным доходом, так

и с приростом объемов созданного при помощи ресурса продукта, то

MRP = MR * MP , или MRPL= MR * MPL

Предельная доходность ресурса является убывающей, то есть с ростом

масштабов вовлечения ресурсов в производство дополнительный доход

снижается.

Это обусловлено следующими причинами:

1. Действием закона убывающей производительности.

2. Тем, что предельный доход конкурентной фирмы есть величина постоянная и

равная цене продукта, а предельный доход несовершенного конкурента

убывает, причем складывается на более низком, по сравнению с ценой,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.