реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы общей экономической теории

индивидуальный счет. Компания вносит в этот фонд свои новые акции или

деньги для покупки существующих акций. Она может получить у государства

заем на эти цели на льготных условиях. При этом компания делает

периодические денежные взносы, чтобы фонд мог рассчитываться по займу. Эти

взносы налогами не облагаются. Таким образом, компания, решившая применить

собственность работников, попадает в льготные условия. Именно это

обстоятельство в большинстве случаев является главным при принятии

компаниями такого решения.

Работники не вкладывают свои собственные сбережения в покупку акций

компаний. Акции бесплатно распределяются по индивидуальным счетам

работников в размере суммы их заработной платы.

При образовании такой собственности преследуются две основные цели:

повысить мотивацию к труду и заинтересовать рабочих в делах компании. Это

закладывается в принцип формирования собственности и распоряжения ею.

Установлено. что мотивация к труду выше, если акции продают только своим

рабочим. Поэтому, чтобы не допустить посторонних, компания предпочитает

сама выкупить акции у тех рабочих. которые по какой-то причине решили их

продать. Контрольные функции коллектива определяются его долей в капитале

компании. Чтобы не снизить эту долю, устанавливаются ограничения в

распоряжении акциями. Так, право продажи акций предоставляется спустя

определенный срок - от 5 до 7 лет. Работники могут получить свои акции

только при увольнении или при уходе на пенсию.

Американцы подчеркивают, что собственность работников не является

групповой, коллективной собственностью: рабочие владеют акциями не

совместно, а каждый имеет акции на своем счету. Но находится эта

собственность в коллективном употреблении. К началу 90-х годов численность

наемных работников США, охваченных программами ESOP, составила 10 млн.

человек, или более 10 % всей рабочей силы страны[8].

Сложной для России проблемой является собственность на землю. До сих

пор не принят Земельный Кодекс - основной документ, регулирующий земельные

отношения в стране. Кодекс принят Государственной Думой, однако, как

считают специалисты, шансов провести его через Совет Федерации немного из-

за неотработанности проблем оборота земли.

Сторонники радикальных перемен настаивают на закреплении права частной

собственности на землю, включающей право свободной купли - продажи. Другая

часть политиков и исследователей настаивает на сохранении государственной

собственности на землю.

Не вдаваясь в глубины аргументации, заметим, что земельный рынок,

собственность на землю, как показывает мировой опыт, являются наиболее

регламентируемыми объектами государственного и регионального регулирования.

Закрепление права собственности на землю сопряжено с необходимостью

выполнения частными владельцами требований охраны окружающей среды,

соблюдения режима водопользования. Во многих странах собственник земли

должен иметь определенный ценз натурализации в этой стране, образовательный

ценз; владение землей увязывается с ее целевым использованием, выполнением

специальных условий, вплоть до согласия владельцев соседних участков. В

большинстве государств в целях пресечения спекуляции законодательно

устанавливается ограничение продажи купленной земли на определенный срок:

10 - 12 лет - в Испании, до 30 лет - в Италии, 3 года - в Японии.

Специалисты по земельному законодательству отмечают, что в мире идет

переход к разрешительной системе земельных отношений, отказ от принципа

“разрешено все, что не запрещено”. В отношениях земельной собственности

переплетаются интересы государства, региональных структур, жителей и

хозяйствующих субъектов. Рыночное их согласование не всегда эффективно,

зачастую сопряжено с социально-политическими конфликтами и требует

дополнения регулирующим воздействием государственных и местных властных

структур.

С учетом выше сказанного, можно предположить, что наиболее приемлема

для России частная собственность на землю с достаточно детальной

регламентацией полномочий собственника.

Объектами интеллектуальной собственности являются творения

человеческого разума, интеллекта. Владение знанием, информацией, другими

результатами интеллектуального труда - необходимая предпосылка и условие

современных видов экономической деятельности.

Обычно под интеллектуальной собственностью понимают промышленную

собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и

товарные знаки) и авторское право (главным образом то, что относится, к

науке, культуре и искусству, сюда же относятся компьютерные программы).

В нашей Конституции гарантируется охрана интеллектуальной

собственности. Этот общий принцип развивается в федеральных законах. Но

традиции интеллектуальной собственности только еще формируются, права

интеллектуальной собственности довольно часто нарушаются. Достаточно

вспомнить “пиратство” на видеорынках, рынках программных средств. По

оценкам специалистов, потери от незаконного оборота нелицензированных

программных средств в России в 1995 году исчислялись в 1 млрд. долл. Все

это требует особого внимания к проблеме защиты интеллектуальной

собственности в России[9].

3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.

Наиболее сложной проблемой в системе рыночных преобразований является

приватизация государственной и муниципальной собственности. Под

приватизацией принято понимать "передачу государственной или муниципальной

собственности за плату или безвозмездно в частную собственность"[10].

Процессы приватизации, которые развиваются в России и других

постсоциалистических странах, не являются уникальными в мировом

хозяйственном развитии. Причины широкомасштабной приватизации 70х, 80-х

годов в западном мире многогранны, являются конкретно-историческими.

Западноевропейская приватизация обусловлена определенной стадией

экономического развития, сменой общественных приоритетов, в том числе,

отказом от идеологии "государства благоденствия", в определенной мере, -

недостаточной эффективностью работы госсектора.

Западный мир накопил значительный опыт осуществления приватизации,

который необходимо анализировать и использовать. Однако, ни темпы, ни

масштабы, ни цели и условия их приватизации несоизмеримы с российскими. К

примеру, широко пропагандируемый опыт британской приватизации

ограничивается преобразованием в частные нескольких десятков

государственных предприятий в течение полутора десятков лет. Существенным

ограничением для России в заимствовании форм и механизмов приватизации

является то, что имевшийся до сих пор мировой опыт приватизации базируется

на рыночной экономике.

Начатую в нашей стране с 1 октября 1992 года приватизацию называют

“чековой”, или “ваучерной”, так как основным платежным средством на первом

этапе выступали приватизационные чеки. Применение приватизационных чеков

ограничивалось объектами государственной собственности. Муниципальная

собственность не могла быть приватизирована путем использования

приватизационных чеков.

Начало чековой приватизации было положено Указом Президента РФ “О

введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”

от 14 августа 1992 года № 914.

Первый этап приватизации, определенный Государственной программой

приватизации, поставил следующие социально-экономические цели этого

процесса:

1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию

социально ориентированной рыночной экономики.

2. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.

3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной

инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.

4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской

Федерации.

5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного

хозяйства.

6. Привлечение иностранных инвестиций.

7. Создание условий и организационных структур для расширения масштабов

приватизации на последующих этапах.

Реальная экономическая результативность приватизации 1992 - 1994 г.г.

не может быть оценена однозначно. Трудно выделить специфическое воздействие

фактора приватизации на кризисный спад экономики. Одной из проблем оценки

эффективности приватизационных процедур, последствий и результатов

приватизации является отсутствие необходимой статистики. Государственные

органы статистики собирают и обобщают статистику хода приватизации, не

ориентируясь на ее социально-экономическую результативность.

Официальная оценка результатов первого этапа приватизации

Госкомимуществом была весьма оптимистичной. “Приватизация в России

состоялась... Создан обширный класс собственников... Создан фондовый

рынок... Россия может рассчитывать на быстрый экономический подъем в самое

ближайшее время”.

Однако, это мнение не разделяли не только экономисты - исследователи,

но и федеральные властные структуры, региональные и местные органы власти,

деловые круги России, указывая на нереализованность поставленных

Государственной программой стратегических целей, проблемы и провалы ее

конкретных шагов[11].

Общая картина экономического положения в Псковской области, по

завершении первого приватизационного этапа, выглядит весьма неблагоприятно.

В 1995 году значительно увеличилось количество убыточных предприятий,

удельный вес которых составил 45 процентов (1994 г. - 44 %, 1993 г. – 11 %,

1992 г. - 24 %, 1991 - 6 %). В 1991-1995 гг. наблюдался заметный спад

промышленного производства в области: объем промышленного производства 1995

года составил 34 % к 1990 г.

Таблица C. Динамика объемов промышленного производства в Псковской

области (в процентах к предыдущему году)[12]

| |1991|1992|1993 |1994|1995|1998 |1999*|

|Продукция | | | | | | | |

|промышленности |95 |86 |90 |59 |79 |107 |119 |

|Производство | | | | | | | |

|товаров народного | | | | | | | |

|потребления |109 |84 |93 |67 |69 |104 |144 |

|в том числе: |

|продовольствен-ные| | | | | | | |

|товары |91 |72 |100,3|73 |71 |102 |146 |

|непродовольствен-н| | | | | | | |

|ые товары |123 |100 |86 |59 |64 |106 |119 |

* данные девяти месяцев

Понятно, что сжатые сроки разработки программ, недостаток опыта

подобной работы и дефицит квалифицированных специалистов обусловили

слабость аналитического обоснования приватизационных программ, отсутствие в

них рекомендаций по формам и методам приватизации, учитывающим региональную

и производственную специфику, мировой опыт ее осуществления. Все это в

значительной мере предопределило результаты первых приватизационных

мероприятий и их последствия. К недостаткам первого этапа приватизации

следует отнести следующее:

. Из-за слишком поспешного преобразования государственных предприятий в

акционерные общества, последние оказались неподготовленными к работе в

условиях рынка.

. При проведении чековой приватизации практически нерешенной оказалась

задача защиты прав и интересов владельцев приватизационных чеков. Выпуск

приватизационных чеков был осуществлен в нарушение Закона “Об именных

приватизационных счетах и вкладах”, при этом полностью отсутствовал

контроль со стороны органов государственной власти за деятельностью

чековых инвестиционных фондов и других организаций, работавших с

приватизационными чеками граждан, что создало основу для финансовых афер,

обмана граждан и других злоупотреблений.

. Характерно приобретение за бесценок контрольных пакетов акций лицами

(чаще всего, из администрации предприятий), которые не обеспечили хотя бы

сдерживания спада производства на купленных предприятиях.

Значительная часть акций приватизированных предприятий, в соответствии

с моделями приватизации использованными в Российской Федерации, осталась в

собственности государства. По итогам российской приватизации в 1995 году

совокупный частный сектор по числу впервые превысил государственный (50,5 и

49,5 % соответственно). По доле произведенной продукции в ВВП этот рубеж не

был преодолен.

Следовательно, многие организации с точки зрения экономических форм

собственности, превратились в смешанные. По завершении акционирования

встает проблема управления смешанными предприятиями при сохранении контроля

государства над ними, или при необходимости, реализации пакета акций,

закрепленных за государством.

Кратко остановимся на финансовых аспектах приватизации. Федеральные и

местные программы предусматривали определенные нормативы распределения

средств по бюджетам разных уровней. Учитывая "ваучерный" характер первого

этапа нашей приватизации, нельзя было и ожидать поступления значительных

средств от приватизации государственного имущества. Они действительно

оказались весьма незначительными, что подтверждается как данными по

Российской Федерации в целом, так и по Псковской области, представленных в

таблице и диаграммах.

Таблица D. Доходы от приватизации в Российской Федерации (млрд.

руб.)[13]

| |1993 г. |1994 г. |

|Общая сумма доходов от приватизации |310.1 |734.7 |

|В т.ч. в федеральный бюджет |62.6 |113.5 |

|В бюджеты территорий |247.6 |621.2 |

|Доля доходов от приватизации в общем | | |

|объеме налоговых поступлений |0.8 |0.5 |

[pic]

Совокупный федеральный доход от приватизации в 1995 г. составил 7,6

трлн. рублей, а по итогам 9 мес. 1996 г. - 1 трлн. рублей.

Доходы от приватизации в Псковской области оказались на уровне

среднероссийских показателей и не превысили одного процента от доходов

бюджета:

[pic]

Несмотря на незначительную величину средств, полученных от

приватизации на первом этапе, следует иметь в виду, что полученные доходы -

специфический вид финансовых ресурсов государства, регионов и

приватизируемых предприятий. Это надлежит учесть на втором (денежном) этапе

приватизации. Нецелесообразно использовать полученные доходы на покрытие

текущих бюджетных расходов и пополнение оборотных средств, что чаще всего

имело место. Уместно привести замечание бывшего премьер-министра

Великобритании лорда Макмиллана, сравнившего приватизацию с распродажей

фамильного серебра. Доходы от приватизации - единовременный источник, по

завершении программ приватизации он исчезает, а вместе с ним исчезает и

улучшенная за ее счет сбалансированность бюджетов всех уровней,

стабилизация финансового положения предприятий. Кроме того, следует иметь в

виду, что приватизация имущества не создает дополнительного продукта в

вещественной форме. "Накачка" приватизационных денег в обращение -

дополнительный фактор инфляции.

С 1 июля 1994 года начался новый этап приватизационных процессов -

денежная приватизация. Указом Президента РФ введены в действие “Основные

положения Государственной программы приватизации государственных и

муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На новом этапе приватизации определены следующие приоритеты:

. продажа пакетов акций не менее 25 процентов уставного капитала крупным

инвесторам;

. привлечение иностранных инвестиций;

. совершенствование системы управления государственной и муниципальной

собственностью;

. решение вопросов приватизации сельскохозяйственных земель;

. поддержка социальной сферы при приватизации предприятий;

. развитие рынка ценных бумаг;

. отработка схемы взаимодействия органов государственного управления с

неплатежеспособными предприятиями в совершенствовании процедур

банкротства.

Не исключено, что второй этап приватизации может явиться лишь

логическим продолжением ваучерного этапа. Экономическая эффективность,

заявленная как цель второго этапа, может оказаться такой же недостижимой,

как и социальная справедливость, провозглашенная официальной идеологией

первого этапа. Озабоченность такой перспективой высказывается многими

политическими деятелями и экономистами - исследователями[14].

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Глава 1. Основные черты становления и функционирования рыночного

хозяйства

Вопросы:

1. Условия становления, сущность и функции рынка.

2. Товар и его свойства.

3. Деньги: их функции и формы.

4. Многокритериальный характер структуры рынка.

5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.

1. Условия становления, сущность и функции рынка.

Рынок - одна из основных категорий в экономической теории. Вместе с

тем существуют многообразные и зачастую противоречивые трактовки этого

понятия как в теории, так и на практике. Эти расхождения чаще всего связаны

с применением термина “рынок” к различным явлениям и сферам экономики.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной

торговли, рыночная площадь.

Сегодня характерно понимание термина «рынок» как - форма обмена,

осуществляемого на основе свободной купли - продажи товаров и услуг.

В конце 80-х - начале 90-х годов в России термином “рынок” стали

обозначать экономическую систему, основанную на преобладании

негосударственных форм собственности, координация хозяйственных связей в

которой осуществляется на основе рыночного механизма. Это понятие (“рынок”)

заместило прежде общепринятое обозначение таких экономических систем как

“капиталистических”.

Рынок - это не только особым образом организованный обмен товарами, но

и целостная экономическая система, представляющая собой единство

воспроизводсвенных сфер: производства, распределения и потребления,

определяемое рыночным обменом.

Чаще всего мы и будем использовать термин "рынок" в таком значении.

Синонимом термина «рынок» в отечественной экономической науке следует

рассматривать категорию товарного производства.

Категория товарного производство рассматривается в нашей экономической

теории как альтернатива натуральному хозяйству, сущностью которого является

производство продукции и услуг для собственного потребления. В условиях

товарного производства (рынка) блага производятся главным образом для

обмена посредством купли-продажи.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических

функциях.

Функции рынка:

I. Ценообразующая. Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена

продуктов, выявляет действительную ценность блага, соизмеряя не только

затраты труда на производство товара, но и полезность последнего.

II. Информационная. Через механизм цен и тарифов рынок постоянно дает

участникам экономических отношений информацию о действительном спросе,

необходимом количестве и ассортименте товаров и услуг, которые

поставляются на рынок. Стихийный рыночный обмен можно сопоставить с

гигантским компьютером, собирающим и перерабатывающим гигантские объемы

информации, посылающим информационные сигналы всем заинтересованным во

владении такой информацией.

III. Регулирующая. Рынок регулирует экономические пропорции, согласовывает

структуру результатов производства со структурой общественных

потребностей, балансирует спрос и предложение по объему и структуре.

IV. Стимулирующая. Рынок побуждает к эффективному хозяйствованию.

Заставляет производить и обменивать товары с наименьшими затратами,

стимулируя внедрение достижений НТП в производство и коммерцию. Кроме

того, рыночный обмен стимулирует рациональное, экономичное потребление,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.