![]() |
|
|
Технополисная концепция развития экономикиисследовательских, коммуникационных, социально-бытовых и прочих проблем, далеко выходящих по своей значимости и последствиям за пределы сегодняшнего дня. Рассмотрим наиболее крупные зарубежные и отечественные технополисы. Программа “Технополис” в Японии В Японии осуществляется государственная программа “Технополис”, в соответствии с которой вся территория Японии будет сетью из 19 технополисов. Если в США до последнего времени технополисы возникали стихийно, то в Японии они с самого начала стали стратегической целью государства и развиваются в соответствии с четкими государственными планами. Японцы первыми увидели в технополисах модель будущего общества и поставили его формирование на рельсы государственного планирования. Это не означает, что строительство технополисов финансируется только государством. Нет, типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы. Первым японским технополисом был Цукубе. В дальнейшем Япония не пошла по пути строительства новых городков с чисто научными направлениями. Сейчас в Японии технополисы трансформируются в довольно крупные города (например, Хамамацу с населением свыше 500 тысяч человек), средние (например, Нагаока с населением свыше 260 тысяч человек) и мелкие города (например, Ямагути, полицентрический технополис, возникший на базе нескольких деревень). Японские технополисы имеют не только научную направленность, хотя она и является и ядром технополиса, но и чисто производственную. Многие технополисы (как, например, Хамамацу) возникают в центрах с традиционными отраслями, например, автомобильной промышленности, которые не только не свертываются, но и получают дополнительный стимул, формируя вокруг себя высокие технологии - производство электроники, программного обеспечения, робототехники, биотехнологии, производство новых материалов и новых источников энергии. В Японии технополисы создаются по следующей схеме. Японское министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) объявило конкурс на создание технополисов. В условиях конкурса было оговорено, какие виды научной деятельности и производства должны развиваться в технополисах, Стимулом служило льготное налогообложение и частичное финансирование. Соискателями были префектуры больших и малых городов. Они обратились к ученым своих университетов и технических институтов разработать проекты технополисов для конкретных префектур. Победители шестнадцать префектур. В них будет создаваться 19 технополисов, строительство рассчитано на 1985 - 1995 годы. С окончанием строительства Япония превратится в научный мегаполис с самой эффективной в мире экономикой, самым высоким уровнем жизни, с самой гармоничной структурой быта, культуры, деятельности. “Технополисы - это не место, это состояние ума”, - считали идеологи технополиса в Хамамацу. При выборе мест формирования технополисов в Японии пользовались Законом о технополисах, принятом парламентом Японии в 1983 году. Он устанавливал государственные требования, определял государственные интересы и налоговые льготы и субсидии для технополисов. Экономической основой технополисов являются акционерный общества, создаваемые правительством, префектурой, предприятиями и частными лицами во главе с инновационными банками. Губернаторы провинций создают для формирования технополисов специальные управления. Они координируют участие научных организаций, предприятий, промышленных ассоциаций в создании технополисов. Промышленные предприятия в своем составе открывают исследовательские центры, выделяют в правление технополиса своих представителей. Технополисы функционируют в соответствии с уставами и на хозрасчетной основе с учетом государственных субсидий и кредитов. В Японии кредиты на создание технополисов выдаются под самые низкие ставки процентов - 7-8% против против 20-30% для кредитов вообще. Организационное оформление технополиса начинается с назначения местными органами власти директора по планированию технополиса. В его задачу входит выработка стратегии технополиса и создание правления технополиса. Как правило, он назначается из числа ведущих ученых местного вуза. В состав правления входят директор инновационного банка технополиса, руководитель центра по подготовке кадров, юрист, руководители отдельных программ, представители крупнейших спонсоров. Все проекты включенные в технополис, являются вертикально- хозрасчетными и строятся на принципах программно-целевого управления, планирования и проектирования. В сущности, технополисы - это в полном смысле сумма технологий, но не случайных, а самых эффективных. В этом стратегическая мудрость идеологов технополиса. Если научное обоснование и выбор целей, определение задач и средств на их реализацию, этапов их решения составляют основу стратегии и тактики технополисов, то программно- целевое управление, планирование и проектирование составляет технологию формирования и функционирования технополисов. Опыт организации технополисов в России Различные типы (виды) технополисов создаются у нас на базе учебных и научно-исследовательских институтов, поддерживающих тесные контакты с промышленностью. Они существуют в таких формах, как совместное предприятие, акционерное общество, ассоциация. Так, например, уже функционируют совместное российско-итальянское предприятие “Технопарк” в Москве, Томский научно-технологический парк в виде ассоциации предприятий и институтов, “Санкт-Петербургский международный технопарк”, акционерное общество “Санкт- Петербургский кибернетический технопарк” и др. Проекты технополисов и технологических парков разрабатываются также в Саратове, Зеленограде, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Челябинске, Троицке, Заречном (под Екатеринбургом). Проект технополиса “Заречный” (Свердловская область) Решение об образовании технополиса в Заречном принято органами власти Свердловской области в августе-сентябре 1992 г., до этого времени Заречный был одним из “закрытых” городов, предприятия и институты которого работали преимущественно на оборонную промышленность. Заречный - город атомщиков, обслуживающих Белоярскую опытно-промышленную электростанцию (БАЭС), где эксплуатируется энергоблок на быстрых нейтронах. Причины и предпосылки организации технополиса Идея создания в Заречном технополиса возникла под воздействием двух взаимосвязанных факторов - формирования рыночных отношений в экономике и конверсия в сфере оборонной промышленности. В настоящее время конверсируемые предприятия города уже начали выпускать гражданскую продукцию. Диапазон ее достаточно широк - от автоматов для сварки и плазменной резки труб до техники, использующейся в медицине и в быту. Вместе с тем эти отдельные “прорывы” на рынок не могут спасти экономическое положение города и его предприятий. Необходима развернутая долгосрочная программа комплексного развития территорий и в том числе постепенного перепрофилирования, перехода ранее засекреченных производств на пользующиеся рыночным спросом новые виды мирной продукции на основе высоких технологий. Именно в такую программу должен перерасти проект технополиса. Для организации на базе Заречного технополиса имеются необходимые предпосылки. Под него отводится территория общей площадью 48 тыс. га, в том числе 12 тыс. га сельхозугодий, поскольку в структуре будущего технополиса предусматривается агротехнопарк. Центром технополиса будет Заречный, небольшой по численности населения город (всего 35 тыс. человек), но имеющий развитую инфраструктуру, частности - хорошие дорожные коммуникации. Город имеет выход на транссибирские железнодорожную и автомобильную магистрали и расположен в 30 км от крупнейшего на Урале международного аэропорта “Кольцово”. В перспективе поблизости от технополиса пройдет трансконтинентальная автотрасса Париж-Москва-Екатеринбург-Новосибирск- Анадырь-Нью-Йорк с ответвлением: Екатеринбург-Ташкент-Дели. Предполагается также открытие международного аэропорта в Логиново. Благоприятным фактором для развития технополиса является его близость к Екатеринбургу - крупнейшему индустриальному, научному и культурному центру (Заречный находится в 50 км к востоку от Екатеринбурга). Научно-производственный потенциал города атомщиков и БАЭС вполне можно рассматривать как серьезную базу для развития исследовательского и производственно-технологического секторов иехнополиса. На территории будущего технополиса помимо атомной станции функционируют филиал Научно- исследовательского и конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ) - основного в отрасли, отдел Института физики металлов и Биофизическая лаборатория, являющиеся филиалами УрО РАН, Баженовская экспедиция, пусконаладочная и ремонтная фирмы и другие предприятия. Научно-технологическая специализация Заречного - это радиационное материаловедение, производство особо чистых газов, водородные технологии, монтаж сложного теплотехнического оборудования. По всем этим направлениям установлены широкие постоянные контакты с ведущими научными центрами России, Украины, Беларуси, Грузии. Промышленная специализация связана с научно-технологической (Рисунок 2.1.). [pic] Рисунок 0.1. Отраслевая структура промышленного комплекса Заречного (по удельному весу численности промышленно-производственного потенциала) Наиболее высока в отраслевой структуре промышленной сферы Заречного доля электроэнергетики (она составляет почти 60%), а также машиностроения и металлообработки (более 1/5). После того, как город перестал быть закрытым, в нем интенсивно начало развиваться предпринимательство. Только за 1992 год количество деловых людей здесь увеличилось вдвое. В настоящее время зарегистрировано двести малых и пять совместных предприятий. Примечательно, что среди предпринимательских структур, наряду с повсеместно распространенными посредническими, торговыми и прочими фирмами подобного рода деятельности, есть и предприятия, занимающиеся научно- исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками в области программного обеспечения, компьютерных технологий и т.п. Развитие таких предприятий будет способствовать формированию в Заречном венчурного наукоемкого бизнеса. Важной предпосылкой для развития технополиса в Заречном является наличие там сильной базы строительной индустрии (в городе имеются крупные строительные и монтажные организации), которая будет активно использована в процессе сооружения необходимых для технополиса научно-исследовательских, производственных, жилых, социально-бытовых и прочих объектов. Кроме того, в городе есть свободные производственные площади с подведенными инженерными коммуникациями (незавершенное строительство), которые можно будет приспособить для размещения новых производств. Немаловажно, что в Заречном уже идет работа и по созданию необходимой для нормального функционирования технополиса деловой инфраструктуры. Здесь открыты отделения двух банков и организовано представительство во всех крупных биржах Екатеринбурга. Наконец, в пользу организации в Заречном технополиса говорит и тот факт, что город размещен в живописном месте, на берегу водохранилища. Этот фактор сыграет свою позитивную роль в процессе создания на территории технополиса привлекательных условий проживания. Неподалеку от Заречного, на северо-западе и юге Белоярского района, имеются обширные лесопарковые территории и заповедники, которые можно использовать для обустройства прекрасных зон отдыха. Основные задачи, специализация технополиса и программа его научно- технологического развития Зареченский технополис задуман как способ решения актуальных для территории социально-экономических проблем. Проект с самого начала отличает “привязка” к особенностям и возможностям развития местных предприятий и организаций. Основными задачами технополиса, по мнению разработчиков программы его развития, являются: 1) использование имеющегося научно-производственного потенциала территории для разработки и внедрения инновационных экологически чистых технологий, не требующих значительных трудовых ресурсов; 2) организация производства конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции и широкое сотрудничество с этой целью с зарубежными партнерами; 3) развитие высокотехнологичного сельскохозяйственного производства за счет использования возможностей конверсии и современных агротехнологий; 4) создание необходимых условий для производства наукоемкой продукции, развитие рыночной инфраструктуры. Для реализации задач, связанных с организацией высокотехнологичного производства, разработчиками программы технополиса “Заречный” подготовлен пакет проектов, отражающих специализацию научно-производственных структур города. Этот пакет предусматривает создание ряда современных предприятий на основе ядерных, водородных, информационных и других новейших технологий. Организационно-функциональная структура Технополис “Заречный” будет функционировать как акционерное общество холдингового типа, что позволит акционерам иметь право решающего голоса в ходе принятия управленческих решений, даже не владея комплектом акций. В составе учредителей технополиса - Минатомпром Российской Федерации, Фонд имущества Свердловской области, Фонд имущества Заречного, Фонд имущества Белоярского района, БАЭС и ряд предприятий города, НИКИЭТ и др. Организационно-функциональная структура технополиса намечена только предварительно. Лучше всего просматриваются очертания будущего научно- производственного сектора. В него должны войти как ныне существующие научно- исследовательские организации и предприятия Заречного, так и вновь создаваемые производства. В перспективе научно-технологические предприятия Заречного и обслуживающие их фирмы образуют несколько техноцентров и технопарков, совокупность которых будет представлять собой своего ряда внедренческий пояс. Одним из структурных подразделений технополиса станет агротехнопарк, который будет осуществлять разработку и реализацию передовых сельскохозяйственных технологий, адаптированных к условиям Среднего Урала. Успешное функционирование технополиса предполагает наличие многофункциональной и разветвленной деловой инфраструктуры, играющей важную роль в рыночной экономике. Без этой инфраструктуры невозможно полноценное функционирование научно-производственных организаций и предприятий, осуществление постоянных контактов с зарубежными партнерами, обмен с ними информацией. В связи с этим для формирования деловой инфраструктуры технополиса необходимы следующие принципы: опережение в своем развитие основных объектов производства; комплексное развитие (недопустимо, чтобы из- за отсутствия одного-двух звеньев плохо работала вся система услуг); функционирование во взаимодействии с деловой инфраструктурой других территорий и регионов, особенно соседних, а также России в целом и зарубежных стран. Развитие в Заречном деловой инфраструктуры, ориентированной на рынок, включает в себя организацию целого комплекса обслуживающих подразделений, центров и фирм, в том числе таких, как международный Бизнес-центр, с помощью которого будут осуществляться деловые коммуникации для иностранных и местных предпринимателей; Центр международной связи, обеспечивающий факсимильную, модемную и телефонную связь, а также имеющий спутниковый канал связи и телевидения; Деловой центр, включающий в себя выставочный зал, банк, конференц-зал, помещения для офисов, гостиничный комплекс; Центр (фирма) по передаче технологий конверсируемых предприятий на внутренний и международный рынок; патентные и лицензионные службы; Сертификационный центр, имеющий право на экспорт металлов из Свердловской области. Изучается также возможность открытия в Заречном Образовательно- исследовательского центра, который мог бы вести исследования в соответствии с научной специализацией технополиса, а также осуществлять для него подготовку кадров. Кроме того, предусматривается создание консалтинговой, маркетинговой и рекламно-издательской фирм, функционирование которых будет направлено на взаимную адаптацию российского и внешнего рынков. Финансовое и организационно-правовое обеспечение проекта По предварительным данным, общие затраты на реализацию программы “Технополис Заречный” должны составить 2,5 млрд. рублей (в ценах 1991 года). В целях обеспечения финансовой поддержки технополису в сентябре 1992 года областные органы власти приняли специальное решение. В соответствии с этим решением в созданный Фонд развития технополиса в течение трех лет Фондом имущества Свердловской области должны передаваться средства, поступающие с территории Заречного в областной бюджет и внебюджетные фонды от следующих источников: приватизации объектов федеральной, областной и муниципальной собственности; прибыли совместных предприятий; платежей за передачу объектов областной собственности в найм. Предприятиям, зарегистрированным и действующим на территории технополиса, предполагается предоставить льготный налоговый режим. В частности, на 3 года от налогов в областной бюджет будет освобождена вся деятельность организаций и фирм, связанная с реализацией программных проектов, и на 5 лет - деятельность иностранных участников совместных предприятий. Помимо того, для научно-производственных подразделений технополиса определены повышение нормы амортизации машин и оборудования, исчисляемые коэффициентом 1,3 к действующим нормативам. Последняя из названных льгот позволит фирмам технополиса более интенсивно эксплуатировать и обновлять оборудование в стартовый период. Организационные принципы формирования Челнинского технополиса 3.1 Идея проекта Необходимость глубоких экономических преобразований в России, и в частности в Республике Татарстан, в настоящее время очевидна. Идут активные поиски выхода из экономического кризиса. В связи с этим может оказаться весьма полезным зарубежный опыт использования технополисов как средства стимулирования экономики, обновления ее за счет создания нового наукоемкого сектора, ориентированного на постоянное и тесное взаимодействие науки и производства, и в то же время как одного из способов мобилизации имеющихся внутренних ресурсов конкретных регионов- научно-исследовательских, производственных, технико-технологических, трудовых и т.д. Использование технополисов определяет качественно новый подход к условиям реализации и обеспечения инновационного процесса, к созданию той наиболее благоприятной среды, в которой научные идеи воплощаются в уникальную конкурентоспособную научно-техническую продукцию, осуществляется очередной рывок в области технологии. Особое значение приобретает ведущая роль высшей школы, вузовской науки в развитии технополисов, которые организуются и функционируют, как правило, на базе университетов и крупных технологических институтов и ориентированы, главным образом, на использование научно-технического потенциала вузов, их научных кадров и результатов научных исследований. Именно на основе этой основе достигается согласование интересов высшей школы, промышленности и города. Общность интересов, сотрудничество в сфере науки и научного обслуживания на территориальном уровне являются решающим |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |