![]() |
|
|
Технополисная концепция развития экономикиусловием успеха в деятельности зарубежных технополисов. Вузы получают возможность предоставить своим научным коллективам, как и отдельным авторам нововведений, условия для завершения исследований и создания на их основе новой техники, технологий и материалов; работа в технополисе позволяет студентам не только овладеть технологией создания новшеств, но и показать себя, а значит в дальнейшем получить место в престижной фирме; непосредственный контакт и сотрудничество с промышленностью обогащает профессорско-преподавательский состав, расширяет его возможности выступать в роли научных консультантов, вузовские коллективы овладеют на практике навыками менеджмента, активной предпринимательской деятельности, которая осуществляется в жестких условиях конкуренции в области производства наукоемкой продукции; технополисы повышают престиж вуза, его роль в развитии города. Промышленным компаниям предоставляется возможность использовать в полной мере высокий научно-технический потенциал университетов для укрепления конкурентоспособности своих изделий, ускоренного внедрения новых технологий; целевого отбора выпускников, прошедших хорошую школу малых предприятий и рисковых фирм; привлечение профессорско-преподавательского состава к совместным исследованиям и разработкам; использования в своих интересах научной базы вузов. Город крайне заинтересован в расширении наукоемких производств, в устойчивых темпах развития научно-производственного потенциала территории, росте рабочих мест, формировании производственной и социальной инфраструктуры, поддержке активной предпринимательской деятельности, всемерном стимулировании развития образования и науки. Таким образом, идея проекта “Челнинский технополис” заключается в создании на территории города Набережные Челны современной формы территориальной интеграции науки, образования и высокоразвитого производства - Челнинского технополиса, представляющего собой единую научно- производственную, учебную, а также жилищно-бытовую и культурную зону, объединенную вокруг научного центра, обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований. Технополисная концепция развития экономики, ориентированная на инновационную модель, позволит в условиях всеобщего кризиса сберечь отечественное производство, модернизировать его, поднять в более короткий срок до уровня конкурентоспособности и создаст все условия для улучшения социально - экономического положения в городе Набережные Челны. 3.2 Географический ареал С точки зрения географического расположения Набережные Челны - это тот город, где можно беспроигрышно реализовывать идею технополиса. Набережные Челны - город республиканского подчинения, центр Тукаевского района Республики Татарстан, центр Нижнекамского ТПК, второй по численности город Татарстана. Набережные Челны является важнейшим транспортным узлом северо-востока республики. От города отходят железные дороги в Бугульму и Агрыз, автодороги на Казань и Заинск-Альметьевск. Имеется крупный речной порт на реке Кама. Аэропорт Бегишево обслуживает города и районы Нижнекамского ТПК. В городе развито машиностроение и металлообработка, производство стройматериалов, электроэнергетика, легкая, лесная, деревообрабатывающая, пищевая и другие отрасли промышленности. В городе функционируют такие крупные предприятия как АО КАМАЗ, ООО ЗМА, НПО “Татэлектромаш”, ремонтно-механический завод. Строительная индустрия представлена такими предприятиями как заводы ЖБИ, комбинат стройматериалов, завод крупнопанельного домостроения, завод металлоконструкций, завод ячеистых бетонов, завод “Стройдеталь” и другие. Энергетический комплекс представлен такими предприятиями как Нижнекамская ГЭС (1.25 млн. кВт) и ТЭЦ КАМАЗа. Расположенные в городе предприятия машиностроения, металлообработки и стройматериалов практически полностью определяют научно-производственную деятельность в городе. На них занято около 90% трудоспособного населения города и производится свыше 80% городской промышленной продукции. В городе имеется 5 высших учебных заведения (включая филиалы) с 8.4 тыс. студентами. Среди них Камский Политехнический институт, который готовит кадры непосредственно под ведущие отрасли промышленности города. КамПИ располагает мощным интеллектуальным потенциалом по различным направлениям науки и техники (10 докторов и более 150 кандидатов наук), лабораториями, оснащенными современным исследовательским, испытательным оборудованием, компьютерной техникой, имеет развитый библиотечный и патентный фонд. Именно этот институт должен стать одним из основных инициаторов и исполнителей проекта Челнинского технополиса. Таким образом в городе имеется необходимая для создания технополиса научно-производственная и учебная база. С учетом профиля и потенциала этой базы приоритетными для технополиса должны стать следующие отрасли: автомобилестроение и строительство. Местоположение города также следует признать удачным для размещения здесь технополиса. Экологическая ситуация в городе хотя и противоречива, но пока нет признаков необратимого разрушения окружающей среды, а, значит, поправима и в число неблагоприятных городов Набережные Челны не входит. Пригородная зона отличается своими живописными местами, в ней расположены базы отдыха, летние лагеря, заповедники. В географическом положении Набережные Челны расположен достаточно далеко от Казани, чтобы не подавляться ею и развиваться самостоятельно, и в то же время достаточно близко, чтобы использовать ее научный и производственный потенциал. Набережные Челны, к тому же расположены в близости с такими городами Татарстана, как Елабуга, Нижнекамск, Альметьевск и соединены с ними авто- и железной дорогой. Также не мало важно, что нефть, газ, электричество находятся в черте города. Сельскохозяйственная пригородная зона является одной из самых развитой в Татарстане. 3.3 Цели и задачи Цель Челнинского технополиса - стимулирование региональной экономики, то есть решение актуальных для данной территории экономических, научно- технических и социокультурных задач. Основные задачи Челнинского технополиса: 1. Использование имеющегося научно-производственного потенциала территории для разработки и внедрения инновационных экологически чистых высоких технологий. 2. Организация производства конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции и широкое сотрудничество с этой целью с зарубежными партнерами. 3. Создание необходимых условий для производства наукоемкой продукции, развитие рыночной инфраструктуры. 3.4 Этапы реализации проекта Первым этапом реализации проекта “Челнинский технополис” должно стать: 1. Создание оргкомитета. 2. Выявление источников финансирования. 3. Открытие расчетного счета. 4. Формирование учредительного капитала. На последующих этапах необходимо создание правления Челнинского технополиса, исполнительной дирекции, экспертного совета, инновационного банка, а также социально-бытовой, культурной и производственной инфраструктуры технополиса, целесообразно также создание крупных научно- исследовательских организаций или научно-исследовательских комплексов, на первых этапах как филиалов ведущих институтов, а на последующих - как самостоятельных организаций. После решения организационных вопросов, представителями учредителей технополиса должна быть определена долгосрочная стратегия развития. Затем объединенными силами НИИ и Вузов будут разрабатываться проекты модернизации, технического перевооружения производства и управление в целях обеспечения его конкурентоспособного уровня. Экспертным советом будет проводиться экспертиза и отбор научно-технических проектов. Причем анализ и отбор проектов должен осуществляться в соответствии с приоритетами государственной научно-технической политики и с учетом процессов реформирования экономики. При этом, кроме принципиальной новизны, учитываются соответствие созданных объектов передовому опыту, возможность быстрого и эффективного применения новшества, научный задел, обеспеченность квалифицированными кадрами, необходимая материальная база, соблюдение экологической безопасности. Вложение в них начнут окупаться после передачи разработанных технологий малому и среднему бизнесу. В технополисе малое предпринимательство будет занимать важное место в развитии науки и техники. Осваивая и внедряя новую технику и технологию малые инновационные предприятия станут связующим звеном между научно- исследовательским комплексом и производством. Итак, общую последовательность действий при реализации проекта можно представить следующей схемой: Таблица 2 Последовательность этапов при реализации проекта |Основные |Суть этих этапов | |этапы | | |создания | | |технополисов | | |1 |2 | |Формулировка |Содержание основных направлений | |основных |1. Определение районов (пространств), которые могут | |направлений |быть использованы для развития наукоемких производств.| |деятельности | | | |2. Формулировка целей и задач развития этих | | |производств. | | |3. Отбор коммерческих проектов, которые способствуют | | |развитию технополисов. | | |Требование к размещению технополисов | | |1. Наличие пространств, где нет чрезмерной | | |концентрации промышленности. | | |2. Наличие пространств вне или поблизости от городов, | | |которые могут стать центрами промышленного развития | | |или уже существуют как таковые реально. | | |3.Наличие пространств поблизости от университета(ов), | | |в котором(ых) читаются курсы по новейшим технологиям. | | |4.Наличие значительного количества коммерческих | | |предприятий. | | |5. Местоположение, которое гарантирует быструю и | | |легкую доставку и транспортировку грузов, пассажиров и| | |т.д. | |Подготовка |Содержание программы | |программы |1.Определение районов (площадей) для технополиса. | |развития |2.Формулировка целей и задач индустриального развития,| |технополиса |основанного на новейших технологиях. | | |3.Планирование, сооружение и поддержка (изыскание | | |средств) для промышленной зоны, службы водного | | |обеспечения, жилой зоны, дорог и т.д. | | |4.Разработка юридических положений (постановлений), | | |способствующих созданию условий для финансирования | | |коммерческих предприятий и других служб, необходимых | | |для развития технополиса. | |Утверждение |Условия для утверждения программы | |программы |1.Определить, подходит ли для размещение технополиса | | |предлагаемый район или нет. | | |2.Выяснить, соответствует или нет предлагаемая | | |программа основным направления развития региона. | | |3.Определить, обеспечат ли реализацию программы | | |технополиса в экономическом отношении территории | | |(города), на базе которых будут создаваться эти | | |технополисы. | |Государственн|Меры государственного содействия | |ое содействие|развитию технополисов | | |1.Списание налогов корпорациям на юридической основе. | | |2.Льготная налоговая система. | | |3.Финансовая помощь коммерческим предприятиям | | |4.Помощь в создании необходимой инфраструктуры. | |1. Создание стимулов для привлечения в технополисы коммерческих | |предприятий, расположенных поблизости и содействующих развитию | |наукоемких производств. | |2. Оказание помощи коммерческим фирмам, способствующим развитию | |высокотехнологичных отраслей. | 3.5 Государственная научно-техническая программа “Технологии, машины и производства будущего” - основа проекта “Челнинский технополис” Важным направлением технической реконструкции и дальнейшего развития промышленности является коренное преобразование, осуществляемое путем создания нового поколения гибких автоматизированных производственных систем, реализующих передовые идеи и разработки в области организации производства, перспективных материалов и технологического оборудования. Целью государственной научно-технической программы “Технологии, машины, производства будущего” является разработка научных основ и научно- технического задела для принципиального изменения характера промышленного производства, то есть переход от фрагментарной к комплексной автоматизации и компьютеризации отдельных производственных систем. Главным итогом реализации программы будет создание отечественных образцов гибких высокоавтоматизированных и компьютеризированных производств, используемые новые поколения эффективных энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, машин и оборудования. Результаты работ обеспечат переход ряда предприятий к технологиям, при которых все операции от получения заказа до сбыта готовой продукции связаны в единое целое высоко интегрированными вычислительными системами. Такая организация позволит резко сократить время производственного цикла, снизить затраты на разработку и освоение новых видов продукции, оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка и существенно снизить незавершенное производство. В результате выполнения программы должен быть создан научно- технический задел на 15-20 лет для широкомасштабной реализации прогрессивных разработок в различных отраслях народного хозяйства. Программа состоит из 105 проектов и охватывает 3 основных направления: 1. “Технология будущего”; 2. “Техника новых поколений”; 3. “Компьютеризированные интегрированные производства”. 3.6 Организационно-правовое и финансовое обеспечение проекта 3.6.1 Масштабы проекта “Челнинский технополис” Одним из основных вопросов является вопрос о масштабах деятельности Челнинского технополиса. По этому поводу может быть предложено несколько проектов развития Челнинского технополиса. Наиболее масштабным будет бизнес-проект Челнинского технополиса как республиканской структуры. В этом случае в бизнес-проект могут быть вовлечены ресурсы республиканского бюджета и прибыльных отраслей экономики Татарстана (например, нефтедобычи, нефтепереработки и т.д.), и возникает необходимость создания законодательной базы технополисного развития. Возможен бизнес-проект Челнинского технополиса, ориентированный на Нижнекамский регион. Это расширяет инвестиционный потенциал проекта за счет финансовых средств крупных городов региона Нижняя Кама (Нижнекамска, Елабуги, Менделеевска, Заинска и т.д.) Наконец, возможен бизнес-проект Челнинского технополиса только на базе города Набережные Челны. Прединвестиционный этап реализации проекта в этом случае будет существенно сокращен. Наиболее оптимальным вариантом является создание Челнинского технополиса на базе города Набережные Челны с последующей (по мере развития) трансформацией проекта городского масштаба в проект республиканского уровня. 3.6.2 Потенциальные заказчики проекта Ими могут быть: муниципальные и республиканские власти; объединения предпринимателей; торгово-промышленная палата; инвестиционные фонды и другие институциональные структуры (страховые, пенсионные, экологические); 3.6.3 Юридическая основа Челнинский технополис должен быть хозрасчетным объединением на основах акционерного сотрудничества в соответствии с уставом, утвержденным в установленном законом порядке. В составе его учредителей должны быть: Камский Политехнический институт, местные органы власти, ряд крупных предприятий города, известные местные радиостанции и телевидение. 3.6.4 Структурно-функциональные элементы технополиса Структурно-функциональная модель Челнинского технополиса представлена рисунком 3.1. 1. Рисунок 0.1. Структурно-функциональная модель Челнинского технополиса В ней можно выделить четыре основных блока: 1. Научно-исследовательский сектор. В него войдут крупнейшие Вузы региона, научно - исследовательские и научно-технические центры, конструкторские бюро, призванные выполнять исследовательские работы по поддержанию научно-технического потенциала предприятий на уровне мировых стандартов. 2. Производственно-технологический сектор. Сюда войдут крупнейшие промышленные предприятия и фирмы региона, а также вновь создаваемые фирмы для производства наукоемкой продукции. Структура производственно - технологического сектораприведена ниже: Рисунок 0.2. Структура производственно - технологического сектора 3. Сектор обслуживания. Данный сектор должен осуществлять различные виды услуг, способствующих оптимальному функционированию технополиса: финансовые, маркетинговые, посреднические, юридические, экспертные, патентные, и т.д. На рисунке 3.3. представлены некоторые службы данного сектора технополиса. Рисунок 0.3. Структура сектора обслуживания 4. “Инкубатор” “Инкубаторские“ организации, предназначенные в оказании финансовой, материальной, научно-методической и иной консалтинговой деятельности начинающим фирмам. В задачи “Инкубатора” входит: 5. Выборочное кредитование инвестиционных проектов под залог (продвижение на рынок той или иной наукоемкой продукции, за счет предоставления целевых кредитов под вексельное обеспечение имуществом предприятия или пакетом акций); 6. Сдача в аренду основных фондов и оборудования (для многих наукоемких предприятий эта мера могла бы принести большие доходы, так как они имеют сравнительно новое оборудование. Возможна продажа части основных фондов предприятий с длительным производственным циклом); 7. Создание фондов поддержки малого инновационного бизнеса (эти фонды могли бы также создаваться на региональном уровне при местных органах власти за счет взносов предпринимателей, отчислений от прибыли крупных предприятий); 3.6.5 Структура управления Управленческим органом технополиса является правление, куда входят руководители основных структурно-функциональных секторов (подразделений): Вуза, компаний, делового центра, представители местных и республиканских органов власти, банков и т.д. В роли управляющего должен быть руководитель главного научно-исследовательского подразделения или основной научно-производственной компании. Правление технополиса должно осуществлять следующие основные функции: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |