![]() |
|
|
Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФкасс по выплате пенсий. Размеры взносов определяются в каждой отраслевой кассе специальными соглашениями. 5. Во Франции в последнее время начинают использоваться и различного рода добровольные режимы: в рамках отдельных предприятий, отраслевых пенсионных касс, страховых компаний, касс взаимопомощи и т.д., которые являются первыми ростками новой для Франции, но, преобладающей, например, в США и Великобритании, либеральной модели пенсионного обеспечения. В этом случае действует так называемый «страховой принцип», в соответствии с которым работающие в течение всей трудовой жизни вносят средства в частные пенсионные фонды или страховые компании, а по достижении пенсионного возраста получают от них пособия. Кроме того, с 1994 года во Франции действует Фонд солидарности по старости, главной задачей которого является предоставление пенсионерам отдельных льгот, не связанных с их взносами в систему социального обеспечения, выплатами минимального пособия по старости лицам, не получающим пенсию, и надбавок к пенсиям на содержание детей или супругов, находящихся на иждивении пенсионеров, а так же обеспечение пенсионных взносов (он составляет 2,4% любых доходов), и части акцизов и пошлин на алкогольные и безалкогольные напитки. Если этих средств окажется не достаточно, то правительство может обратиться к парламенту за разрешением выделить суммы из госбюджета или других источников. Опыт Франции в области пенсионного обеспечения позволяет извлечь полезный урок: любое механическое заимствование моделей социальной защиты населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета конкретных социально-экономических и политических условий нежелательно и невозможно. Если даже Франция с ее достаточно устойчивой экономикой и развитой инфраструктурой считает для себя не приемлемым поспешное реформирование пенсионной системы, то тем более осмотрительной и взвешенной должна быть политика российских властей в области социального реформирования, в том числе и пенсионного обеспечения. Глава 2.6. Реформирование пенсионных систем: зарубежный опыт Пенсионное обеспечение – одна из серьезнейших проблем, которые постоянно находятся в поле зрения правительства любой из развитых стран. Обострение внимания к этому аспекту социальной политики связано с общими для большинства государств причинами: демографическими изменениями, выражающимися в увеличении продолжительности жизни и постарении населения; ростом «пенсионной нагрузки» на работающее население, которая подошла во многих случаях к грани, за которой любая экономическая деятельность становится нецелесообразной, расширением теневого рынка труда, занятые в котором, по сути дела, являются иждивенцами во всяком государстве. Существующая система тарифов пенсионного страхования по старости, инвалидности и потери кормильца, по мнению законодателей различных развитых стран, не отвечает требованиям современного развития социального страхования и обеспечения. Реформы пенсионных систем уже начались в Германии, США, Италии, Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии. Они сводятся к различным комбинациям следующих мер: плавное повышение пенсионного возраста; снижение размеров отдельных видов пенсий; увеличение размеров страховых взносов и периодов страхования; обособление институтов социального страхования социальной помощи; ограничение практики досрочного выхода. РАЗДЕЛ III. Особенности формирования фонда оплаты труда и отчислений во внебюджетные социальные фонды на предприятии «Строительно- монтажный поезд № 368» Практическая часть данной работы написана мной на базе «Строительно- монтажного поезда № 368» (СМП–368). Основным видом деятельности этой организации является строительство. Кроме того, в СМП–368 созданы структурные подразделения - лесоперерабатывающий цех, цех железобетонных изделий, - осуществляющие выпуск различных видов материалов, как для нужд основного производства, так и для реализации на сторону. Среднесписочная численность персонала данного предприятия на 1-й квартал 1999 года составляла 121 человек. Учёт труда и заработной платы в СМП-368 ведётся в соответствии с Основными положениями по учету труда и заработной платы в промышленности и строительстве, Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Отраслевым тарифным соглашением на 1999 год (по Министерству путей сообщения РФ) и другими нормативными актами. Трудовые отношения, в том числе и в области оплаты труда работников, регулируются коллективным договором предприятия, в котором зафиксированы все условия оплаты труда, принятые в строительно-монтажном поезде № 368. Учетом личного состава персонала занимается отдел кадров. Основными документами по учету численности персонала и его движении являются приказы о приеме, увольнении или предоставлении отпуска. Учет использования трудового времени ведется в табелях учета рабочего времени, которые открываются по каждому подразделению предприятия (на рабочих завода железобетонных изделий, рабочих отдела главного механика, рабочих лесоперерабатывающего цеха) и по категориям работников (подсобные рабочие, водители, бригада отделочников, административно-управленческий персонал). Табель составляется мастером, бригадиром или другими уполномоченными на это лицами и сдается ежемесячно в расчетный отдел бухгалтерии. Табель учета рабочего времени содержит в себе данные по отработанным часам каждого работника. В табелях завода железобетонных изделий, ремонтно- механической мастерской, лес/цеха и бригады строителей также указывают коэффициенты трудового участия каждого из рабочих (КТУ). Строительно-монтажным предприятием разработаны и утверждены должностные оклады и тарифные ставки. В частности по приказу начальника СМП-368 (на основании Постановления Министерства труда и социального развития РФ) с 1.01.99г. были установлены часовые тарифные ставки по разрядам. Для руководителей, специалистов и других служащих организации применяется система должностных окладов, разработанная Министерством путей сообщения России и утвержденная в штатном расписании организации. Для остальных категорий работников применяется повременная оплата труда. Теперь подробнее рассмотрим систему расчета оплаты труда, общую для завода железобетонных изделий, лес/цеха, ремонтно-механической мастерской и строительной бригады. Объем расходов предприятия на оплату труда бригады строителей и подразделений определяет главный экономист и приводит их в финансовых показателях за месяц, которые утверждает начальник предприятия. Задача же бухгалтера-расчетчика заключается в том, чтобы: определить заработок работников по тарифу в соответствии с утвержденной на предприятии тарифной системой (включает: тарифную ставку, определяющую размер оплаты труда в час, тарифную сетку, отражающую соотношение в оплате труда между различными разрядами работ, работников); начислить к заработку по тарифу северную надбавку (50 %), районный коэффициент (1,6), железнодорожную надбавку (20 %); выявить разницу между уже утвержденным объемом расходов на оплату труда и заработком по тарифу с начисленными надбавками; полученный результат или приработок бригады (цеха) распределить пропорционально коэффициенту трудового участия ее членов. В начисленную оплату труда административно-управленческого персонала включаются доплаты за работу в ночное время, в праздничные дни, доплаты за классность (водителям), премии за выслугу лет, оплата отпусков, пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с законодательством из начисленной заработной платы рабочих и служащих СМП производят удержания и вычеты: подоходный налог, погашение задолженности по выданным авансам и удержания в Пенсионный фонд России (в размере 1% с начисленной оплаты труда). Расчет месячной суммы заработка и необходимого удержания из неё бухгалтерия проводит в расчетной ведомости. Итоговые данные о начисленных суммах, по видам начислений и категориям работников СМП-368 переносят линейным способом в свод по заработной плате. Фонд начисленной оплаты труда рабочим и служащим СМП служит базой для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. Все расчеты по исчислению страховых платежей в государственные внебюджетные фонды производит главный бухгалтер организации. При расчетах с Пенсионным фондом России предприятие руководствуется порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России от 27.12.97г., Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и др. Исчисление страховых взносов в ПФР производится бухгалтерией в расчетной ведомости Ф-4 ПФ (см. приложение № 2). В соответствии с ведомостью за 1998 год предприятием было начислено страховых взносов в общей сложности на сумму 957034 рубля. Ежемесячный расчет производится путем умножения месячного размера ФОТ (сюда включают суммы: начисленной заработной платы, вознаграждений за выслугу лет, суточных и квартальных при командировках, стоимости путевок в санатории и дома отдыха, оплаты содержания детей в дошкольных учреждениях; при этом в базу для начисления платежей справедливо не включают компенсацию за отпуск, выходное пособие при увольнении, единовременные премии при выходе на пенсию) на пенсионный тариф, уплачиваемый предприятием (28%) и работником (1%). В последнем квартале 1998 года Строительно-монтажным поездом было начислено взносов по ПФР: . за октябрь: 234652 руб.* 29 % = 68049 руб.; . за ноябрь: 235072 руб.* 29 % = 68171 руб.; . за декабрь: 241976 руб. * 29 % = 70173 руб. Всего начислено за отчетный квартал: 68049 + 68171 + 70173 = 206393 руб. На оборотной стороне ведомости в разделе II бухгалтерия указывает суммы оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы в ПФР, с начала года и за 3 месяца отчетного квартала (234652 + 235072 + 241976 = 711700 руб.). В III разделе ведомости отражают сведения о сроках фактического получения средств на оплату труда (например, 20.12.98г. были получены средства за октябрь 1998г.). При расчетах с фондами социального страхования СМП руководствуется Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного страхования, утвержденной Фондом социального страхования РФ, Министерством труда, Министерством финансов РФ и Госналогслужбой РФ от 02.10.96г. № 162, 2, 87, 07-1-07. Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования (см. приложение № 3) составляется бухгалтерией СМП нарастающим итогом с начала года в 2-х экземплярах и представляется ежеквартально в Сахалинское отделение ФСС РФ. По данным ведомости в 1998 году Строительно-монтажным поездом было начислено страховых взносов на сумму 176399 рублей, из которых за IV квартал – 38433 рублей, в том числе: . за октябрь: 234652 руб. * 5,4 % = 12672 руб.; . за ноябрь: 235072 руб. * 5,4 % = 12694 руб.; . за декабрь: 241976 руб. * 5,4 % = 13067 руб. В 1998 году работникам предприятия были выданы санаторные путевки на сумму 16700 руб., оплаченные за счет средств ФСС, при этом 10 % стоимости внесли сами работники (см. приложение № 3, стр.3). Взносы в Фонд социального страхования были начислены на оплату труда за фактически выполненную работу (с надбавками), вознаграждения за выслугу лет, оплату отпусков, оплату часов за работу в ночное время, сверхурочных. Бухгалтерия СМП в соответствии с законодательством не начисляет страховые платежи на: o премии единовременного характера, не связанные с производственными результатами; выплачиваемые за счет чистой прибыли; o компенсацию за отпуск; o выходное пособие при увольнении; o суточные и квартирные при командировках; o стоимость путевок в санатории и дома отдыха; o сумму материальной помощи работнику; o единовременные премии при выходе на пенсию, оплату содержания детей в детских садах. Из средств Фонда социального страхования в 1998 году работникам СМП выплачивались пособия: o по временной нетрудоспособности – 150587 руб.; o по беременности и родам – 16583 руб.; o единовременное пособие при рождении ребенка – 4007 руб.; o по уходу за ребенком до 1,5 лет – 11070 руб. В Приложении № 1 к Распоряжению ФСС РФ предприятие указывала сведения о затратах по ежемесячному возмещению утраченного заработка за 1998 год, оплачиваемых Фондом социального страхования (см. приложение № 4). Кроме того, за счет средств ФСС РФ предприятием были оплачены путевки в детские оздоровительные лагеря на сумму 14536 рублей, а также новогодние подарки в размере 3078 рублей. Всего в 1998 году было зачтено и уплачено взносов по ФСС РФ 209861 руб. Учитывая, что СМП следовало уплатить за год всего 207546 рублей, то за Сахалинским отделением ФСС на конец отчетного периода числилась задолженность в размере 2315 рублей. В 1999 году в соответствии с распоряжением Филиала Центрального отраслевого отделения социального страхования железнодорожников и транспортных строителей на Сахалинской железной дороге от 31.12.98г. СМП выплачивает: 1) единовременное пособие вставшим на учет в ранние срок беременности – 133,58 рубля; 2) при рождении ребенка – 2003,76 рубля; пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – 276,17 рублей; 3) пособие на погребение – 834,9 рубля. При исчислении страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования бухгалтерия СМП руководствуется Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением ВС РФ от 24.02.93г. № 4543-1 и др. Расчетная ведомость по средствам в государственный фонд занятости населения составляется нарастающим итогом с начала года и представляется Строительно-монтажным поездом в Южно-Сахалинский городской центр занятости населения ежеквартально. СМП-368 ежеквартально представляет в исполнительный орган Сахалинского территориального отделения ФОМС расчетную ведомость по взносам в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (см. приложение № 5). База для начисления страховых взносов в Государственный фонд занятости совпадает с той, что определена для исчисления платежей в Фонд социального страхования. Базовую величину умножают на страховой тариф: 0,2 % перечисляют в Федеральный фонд, 3,4 % - в территориальный фонд. По данным ведомости за 1998 год в IV квартале предприятием было начислено страховых платежей: o в Федеральный фонд на сумму 1423 рубля, из которых: за октябрь: 234676 руб. * 0,2 % = 469 рублей; за ноябрь: 235075 руб. * 0,2 % = 470 рублей; за декабрь: 241676 руб.* 0,2 % = 484 рубля. o в территориальный фонд на сумму 24189 рублей, в том числе: за октябрь:234676 руб. * 3,4 % = 7979 рублей; за ноябрь: 235075 руб. * 3,4 % = 7993 рубля; за декабрь: 241676 руб. * 3,4 % = 8217 рублей. Всего же с начала года предприятием было начислено к уплате в Федеральный фонд – 6533 рубля, в территориальный фонд – 111065 рублей. При расчетах с Государственным фондом занятости населения предприятие руководствуется Положением о порядке уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения, Письмом Госналогслужбы РФ и Письмом Министерства труда от 27.03.97г. № СШ-6-07 и др. Расчетная ведомость по средствам в государственный фонд занятости населения составляется нарастающим итогом с начала года и представляется Строительно-монтажным поездом в Южно-Сахалинский городской центр занятости населения ежеквартально (см. приложение № 6). В соответствии с ведомостью за 1998 год общая сумма исчисленных взносов составила 48999 рублей (при этом общий фонд оплаты труда, всех видов вознаграждений и премий, на которые начисляются взносы в фонд занятости, всего с начала года составил 3266000 рублей), в том числе: o за октябрь: 234667 * 1,5 % = 3520 рублей; o за ноябрь: 235067 * 1,5 % = 3526 рублей; o за декабрь: 242000 * 1,5 % = 3630 рублей. Всего начислено за IV квартал: 3520 + 3526 + 3630 = 10676 рублей. Учитывая, что на протяжении всего 1998 года предприятие никаких платежей в фонд занятости не производило, а остаток задолженности на начало года был за СМП (14479 руб.), то в итоге получается, что задолженность на конец отчетного периода увеличилась до 63478 рублей. Синтетический учет расчетов с государственными внебюджетными социальными фондами ведется бухгалтерией СМП на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». По кредиту счета 69 (в разрезе субсчетов 1, 2, 3 и 4) отражаются суммы страховых взносов, начисленных на ФОТ работников строительной бригады, лес/цеха, завода ЖБИ, отдела главного механика, водителей, подсобных рабочих и служащих АУП в корреспонденции с дебетом счетов 08, 10, 15, 20, 23, 24, 26, 81-2, 88. При удержании 1% из заработной платы работников в ПФР производят запись: Дебет 70 – Кредит 69-2. Поступление наличных денег в кассу от работников СМП в частичную оплату стоимости льготных путевок отражают записью: Дебет 50 – Кредит 69. Бухгалтерией СМП при учете расчетов с внебюджетными социальными фондами могут быть сделаны также следующие проводки: Дебет 51 – Кредит 69: возврат излишне перечисленных сумм от ФСС РФ (69.1), ПФР (69.2), ФОМС (69.3), ГФЗН (69.4); Дебет 81.2 – Кредит 69: начислены пени и штрафные санкции в пользу внебюджетных социальных фондов за счет чистой прибыли; Дебет 69 – Кредит 50: выплата сумм работникам СМП за счет средств на социальное страхование и обеспечение; Дебет 69 – Кредит 51: перечислены с расчетного счета платежи в ФСС РФ, ПФР, ФОМС, ГФЗН; Дебет 69 – Кредит 70: начислены работникам СМП пособия за счет средств ФСС РФ (69.1), платежи за счет средств ПФР (69.2). При исчислении, страховых взносов в 1998 году и 1-ом квартале 1999 года бухгалтерией предприятия, на мой взгляд, были допущены некоторые ошибки. Например, по просьбе проверяющих из Пенсионного фонда России СМП- 368 представляет им акты последней проверки по подоходному налогу, после этого большинство выявленных органом нарушений при исчислении подоходного налога перекочевывает в акт проверки расчетов с Пенсионным фондом. Из содержания п.75 инструкции о порядке уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, утвержденной постановлением Правления Фонда от 11.11.94 № 258, следует, что плательщики взносов обязаны представлять уполномоченным Пенсионного фонда необходимые документы, относящиеся к деятельности фонда. Однако не следует облегчать уполномоченным ПФР задачу, предоставляя им результаты проверок организации другими органами и, оказывая тем самым содействие в выявлении ошибок по расчетам с Пенсионным фондом, тем более что это не предусмотрено никакими нормативными документами. Кроме того, объект обложения подоходным налогом и объект начисления страховых платежей в ПФР близки, но вовсе не адекватны. Например, пока даже не стоит вопрос о начислении страховых взносов на суммы материальной выгоды, поскольку в базу, для начисления пенсионных платежей включаются в настоящее время только реально начисленные в пользу работников выплаты. В 4-ом квартале 1998 года, начисляя взносы в Пенсионный фонд на выплаты в пользу работников, не являющиеся оплатой труда (материальную помощь, подарки), бухгалтерия не учитывала эти выплаты при заполнении справок о фактическом заработке для исчисления пенсии. В соответствии с Федеральным законом от 17.03.97 № 52-ФЗ, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (по выполненным работам), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. Выплаты по листкам временной нетрудоспособности, оплата путевок и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |