реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дальневосточный экономический район

готовой продукции. На размещение деревообрабатывающей промышленности

одинаково сильное значение оказывают 2 фактора: сырьевые ресурсы и районы

потребления готовой продукции. На размещение целлюлозно-бумажной

промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и

одинаково слабое значение оказывают 2 фактора: топливно-энергетических

ресурсов и районов потребления готовой продукции.

Больше всего древесины — свыше 40 % — заготовляет Хабаровский край

(он даёт более 40 % пиломатериалов, 70 % клееной фанеры и более 20 %

картона), почти 20 % — Приморский и примерно по 10 % — Сахалин, Амурская

область и Якутия. Вырубаются главным образом лиственница, ель, кедр и

пихта, а в Приамурье и Приуссурье — и широколиственные леса; крайне мало

используются мелколиственные леса. Среди лесных товаров, вывозимых из

Хабаровского края, нужно прежде всего назвать стандартные дома, фанеру,

тару, паркет, хвойно-витаминную муку, кормовые дрожжи, этиловый спирт и

углекислоту. В Приморском крае значительный рост заготовки древесины,

производства пиломатериалов, фанеры, древесноволокнистых и

древесностружечных плит произошёл в 70-е — 80-е годы. Приблизительно тогда

вошли в действие новые мощности на Иманском деревообрабатывающем комбинате,

Артёмовском и Иманском лесозаводах, Уссурийском деревообрабатывающем

комбинате Такие города, как Лесозаводск и Иман, стали центрами

деревообработки. Их продукция — пиломатериалы, фанера, мебель, паркет,

сборные дома, бочки, ящики, лыжи, древесностружечные и древесноволоконные

плиты — пользуется большим спросом. Около 2/3 древесины и изделий её

переработки отправляется в другие районы и на экспорт в Японию, Кубу (в

1993-1995 годах поставки на Кубу довольно значительно снизились), Австралию

и другие страны.

Из хвойных деревьев к наиболее ценным относятся даурская лиственница,

аянская ель, сибирская и корейская пихты. Их древесина может быть

использована для получения целлюлозы, лаков, красной краски, клеящих и

дубильных веществ, а также как строевой лес. В Приморском и Хабаровском

краях распространён корейский кедр. Его древесина легка, имеет красивый

розоватый оттенок, достаточно прочна и легко поддаётся обработке. Она

используется в лесохимической промышленности для получения скипидара,

канифоли, ценного хвойного масла, из неё можно также изготовлять хорошую

фанеру. Важное хозяйственное значение имеет чёрная пихта. Большую ценность

представляют лиственные деревья — дуб, берёза, тополь и особенно липа и

ясень. Древесина ясеня, отличающаяся прочностью и красотой рисунка, служит

для производства высококачественной фанеры, используется она также в машино-

и судостроении.

Есть на Дальнем Востоке породы деревьев, занимающие небольшие

площади, но играющие существенную роль в хозяйстве. Таков, например,

амурский бархат, из древесины которого делают пробки, изоляционные плиты,

линолеум и т.д. Очень красивая и прочная древесина амурского ореха высоко

ценится в столярном, мебельном и фанерном производствах. Из многочисленных

видов берёз, распространённых на Дальнем Востоке, следует особенно выделить

так называемую железную берёзу, которая по твёрдости не уступает самшиту.

Из жёлтой берёзы, тоже имеющей твёрдую древесину, изготовляются ткацкие

челноки. Древесина белых берёз хороша для производства фанеры и мебели.

Транспортировка дальневосточной древесины на запад, через богатые

лесом районы Сибири, где себестоимость её заготовки ниже, экономически

невыгодна (исключение составляют высокоценные породы древесины,

отсутствующие в других районах страны). Уровень развития лесной и

деревообрабатывающей промышленности пока ещё не в полной мере соответствует

имеющимся здесь возможностям. В лесозаготовительной промышленности

параметры фактической вырубки лесов ниже размеров расчётной лесосеки

(приблизительно 1/3), то есть имеются большие резервы для увеличения

лесозаготовок. Много широколиственной древесины остаётся невывезенной, в то

время как хвойные породы вывозятся полностью. Обширные масштабы принимают

иногда условно-сплошные рубки, что неблагоприятно отражается на

восстановлении лесных ресурсов. Отмеченные обстоятельства связаны с

затягиванием строительства лесовозных дорог, раздробленностью и

недостаточной производственной мощностью лесозаготовительных организаций,

отставанием в развитии глубокой механической и химической переработки

древесного сырья. Имеющиеся расчеты показывают, что на Дальнем Востоке на

каждую тысячу кубометров изготавливаемой древесины производится намного

меньше переработанной лесопродукции, чем в ряде западных районов страны.

Недостаточный уровень развития деревопереработки ведёт к вывозу в

неоправданно больших размерах в европейские районы круглого леса, что

обусловливает высокие транспортные издержки и усиливает грузонапряжённость

железнодорожных транспортных коммуникаций западного направления. Кроме

того, практически не используются отходы лесосеки и деревообработки.

Поэтому в лесной, целлюлозо-бумажной и деревообрабатывающей промышленности

ещё в 80-е годы был взят курс на организацию производств по полной

переработке древесины. Развитие химико-механической и химической

переработки древесины позволит полнее и рациональнее использовать

лесосырьевые ресурсы, увеличить выход важнейших видов продукции из каждого

кубического метра заготовленной древесины и повысить эффективность отрасли.

Комплексное применение древесного сырья позволило бы уменьшить транспортные

издержки за счёт перевозок более квалифицированной древесной продукции,

сэкономить много ценной древесины, повысить эффективность лесной и

деревообрабатывающей промышленности. Имеющиеся данные показывают, что из

1000 куб.м деловой древесины получают 450 куб.м. клееной фанеры и 500 куб.м

отходов, из которых можно изготовить 320 куб.м. древесностружечных плит.

Этих плит и фанеры достаточно, чтобы заменить 2000 куб.м. пиломатериалов,

для получения которых необходимо 3000 куб.м. деловой древесины. На Дальнем

Востоке для широкого развития механической и химической переработки

древесины имеются все необходимые условия: богатейшие лесные ресурсы,

топливо и энергия, хорошая обеспеченность водой, свободные земельные

участки для промышленного строительства.

Одним из главных направлений повышения экономической эффективности

лесной и деревообрабатывающей промышленности Дальнего Востока является

создание не отдельных изолированных, хотя и мощных предприятий, а крупных

лесопромышленных комплексов, состоящих из производств по заготовке

древесины, и её последовательной и глубокой механической и химической

обработке.

Достижение намечаемых объёмов производства требует расширения

действующих и строительства новых предприятий. Такой пик произошёл в 70-е —

80-е годы. Тогда вступили в действие Совгаванский, Амгуньский, Падалинский

леспромхозы, Литовский фанерный завод, Биробиджанский лесозавод, Хорский

гидролизно-дрожжевой завод, цех домостроения на Хорском лесокомбинате,

Тунгусский и Мухенский домостроительные комбинаты и много других

производств.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на

Дальнем Востоке. Особенно большое развитие они получили в Хабаровском и

Приморском краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской областях,

откуда значительная часть пиломатериалов поступает на экспорт. Целлюлозо-

бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, который по выпуску

бумаги лидирует во всей Восточной экономической зоне. Производство картона

размещается в Хабаровском крае (Амурск) и на Сахалине, клееной фанеры — в

Приморском и Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность, кроме

того, представлена домостроением, производством тары, мебели, фанеры и

гидролизными заводами, но развиты эти отрасли недостаточно. Это сдерживает

дальнейшее развитие лесозаготовок, так как транспортировка круглого леса на

столь дальние расстояния в европейскую часть неэффективна, невыгоден

круглый лес и для экспорта. Поэтому в перспективе постоянное внимание будет

уделяться расширению высококвалифицированной переработки древесины, в том

числе в районе Байкало-Амурской магистрали.

В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены

крупные отрасли индустрии района. На их долю приходится 1/5 стоимости

производимой промышленной продукции и почти 1/3 промышленно-

производственного персонала. Собственно машиностроение развито лишь в

Приморском и Хабаровском краях и в Амурской области, в остальных областях и

Якутии налажены ремонтное дело и производство некоторых запасных частей для

машин и техники местного хозяйства.

Наибольшее развитие получили судостроение и судоремонт, прямым

образом связанные с рыбной промышленностью, морским и речным транспортом.

Судостроительные и судоремонтные предприятия есть в морских и речных портах

района. На них строятся малые и средние рыболовные суда и ремонтируются

крупные. Развиваются отрасли машиностроения по производству и ремонту

техники для рыбной, горной и лесной промышленности. Предприятия этого

профиля имеются во Владивостоке, Хабаровске и некоторых других городах.

Создано сельскохозяйственное машиностроение, представленное заводом

(Биробиджан), выпускающим разнообразную технику, приспособленную к

особенностям природных условий Дальнего Востока, в том числе комбайны с

гусеничным ходом. Многочисленные ремонтные базы построены во всех основных

сельскохозяйственных районах, на некоторых из них изготавливаются запасные

части. Транспортное машиностроение представлено многочисленными

авторемонтными предприятиями и ремонтными заводами железнодорожного

транспорта в Уссурийске, Южно-Сахалинске и Свободном.

За последние годы заметное развитие получили электротехника,

производство энергетического оборудования, станкостроение в Хабаровске,

Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане и в некоторых других

городах. Однако ряд видов производимой здесь продукции вывозится в другие

районы, в том числе европейскую часть, на огромные расстояния, что нельзя

признать рациональным, тем более что основное технологическое оборудование

для большинства отраслей хозяйства района завозится из других районов.

Самой неотложной задачей для Дальнего Востока является значительное

расширение ремонтной базы и производства ряда массовых запасных частей к

используемой здесь технике.

Промышленность строительного комплекса представлена цементными

заводами в Приморском и Хабаровском краях и Сахалинской области, заводами

железобетонных конструкций и строительных деталей главным образом в крупных

городах, предприятиями по производству стройматериалов. Однако масштабы

развития отрасли пока недостаточны. Особенно важное значение здесь

приобретает создание крупных баз промышленности строительных материалов в

связи с опережающими темпами программы жилищно-бытового строительства в

целях значительного улучшения жизни населения района и закрепления притока

новых переселенцев.

В производстве товаров народного потребления (без пищевой

промышленности) подавляющую часть продукции дают предприятия Хабаровского и

Приморского краев. Наибольшее развитие из отраслей легкой промышленности

получили швейная, трикотажная и обувная. Но и они далеко не обеспечивают

своими товарами потребности населения района. Значительная их часть

поступает из других районов России.

Топливно-энергетический комплекс района развивается опережающими

темпами. Энергетическое хозяйство основывается главным образом на

использовании бурых и каменных углей. Более половины добычи бурых углей

дают месторождения Приморского края, значительную часть — Амурской и в

меньшей степени Сахалинской областей. Последняя не только обеспечивает свои

потребности в угле, но и вывозит его. Основными источниками добычи каменных

углей в районе были угледобывающие предприятия Приморья, Хабаровского края

и Магаданской области.

Ныне ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якутскому угольному

бассейну, к которому подошла железная дорога, так называемый Малый БАМ.

Южно-Якутский бассейн высококачественных коксующихся углей открытой добычи

стал ядром формирующегося здесь одноименного территориально-

производственного комплекса. Комплекс включает помимо угольной

промышленности электроэнергетику и другие отрасли. В перспективе — освоение

крупных богатых по составу железорудных месторождений Алданского района.

Сочетание южно-якутских углей и железных руд — база для будущей черной

металлургии полного цикла. Высококачественные угли Южно-Якутского бассейна

(Нерюнгри) экспортируются в Японию и другие страны.

На северо-востоке Сахалина — от Охи до Катангли — добывается нефть.

Отсюда по двум нефтепроводам она поступает на нефтеперерабатывающие заводы

Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти на острове

невелики и далеко не удовлетворяют потребности района. Поэтому много нефти

и нефтепродуктов на Дальний Восток завозится из Западной Сибири. Успешно

решаются проблемы добычи нефти и газа на шельфе острова Сахалин. В

перспективе на Дальнем Востоке предстоит осваивать не только шельф

Сахалина, но и другие участки Охотского моря, в частности шельф

Магаданского побережья и западного побережья Камчатки. Нефтеносные

структуры обнаружены в Беринговом море. Высокую прогнозную оценку запасов

углеводородного сырья имеет шельф арктических морей. Для перспективного

развития топливно-энергетического хозяйства района большое значение

приобретает освоение Лено-Вилюйской газоносной провинции, природный газ

которой уже поступает в Якутск. Нефтегазоносный Сахалин связан с материком

в дополнение к действующему нефтепроводу еще и газопроводом Оха —

Комсомольск-на-Амуре.

Основные электроэнергетические мощности Дальнего Востока

сосредоточены в южной части района, где они соединены в общую

энергосистему. Энергоузлы северных территорий работают изолированно,

отличаются меньшей мощностью и обеспечивают локальных потребителей. Среди

действующих электростанций преобладают ГЭС и ТЭЦ в южной части района.

Наиболее крупная ГЭС — Зейская (1,3 млн. кВт). Осуществляется строительство

самой крупной ГЭС в районе — Бурейской (2 млн. кВт). Продолжается создание

каскадов ГЭС на Вилюе и Колыме. На севере работают первая у нас АТЭЦ —

Билибинская, а также Паужетская геотермальная электростанция на Камчатке.

Перед народным хозяйством Дальнего Востока поставлена задача полностью

удовлетворять свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов.

2.2 Агропромышленный комплекс

В комплексном развитии Дальнего Востока важная роль принадлежит

сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены

в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю

приходится 95 % посевной площади района. Вся посевная площадь Дальнего

Востока составляет почти 3 млн. га, в том числе под зерновыми культурами

занято примерно 40 %, под соей — 35, под картофелем и овощами — 6-7, под

кормовыми — 15-20 %.

Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но

урожайность этих культур пока остается ниже среднероссийской. Здесь мало

вносится удобрений под их посевы. К тому же трудности уборки, связанные с

повышенной влажностью почв и атмосферы, часто ведут к большим потерям

выращенного зерна. Примерно половина потребности Дальнего Востока в зерне

удовлетворяется за счет ввоза из Сибири и Казахстана. В Приханкайской

низменности выращивается рис, но его посевы пока невелики. Здесь, а также в

Приуссурийской низменности выровненный рельеф для создания рисовых

плантаций, достаточно продолжительный и теплый вегетационный период,

плодородные почвы благоприятствуют расширению рисосеяния.

Дальний Восток — основной район производства сои. На его долю

приходится свыше 90 % всех наших посевов этой ценной культуры. В южной

части региона всюду выращиваются картофель и овощи, население Приморского

края и Амурской области полностью обеспечивается этими продуктами за счет

местного производства, но в целом по району потребности населения в этих

культурах пока еще полностью не удовлетворяются. Перед районом ставится

задача обеспечения населения картофелем и овощами местного производства.

На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей.

По разведению крупного рогатого скота и свиней выделяются Приморский край и

Амурская область, оленей — Якутия, Магаданская и Камчатская области,

Чукотский автономный округ. Однако в целом по району животноводство развито

слабо, незначительна численность скота, его продуктивность ниже

среднероссийской. По мясу и молочным продуктам за счет местного

производства потребности населения удовлетворяются примерно на 1/3. Большая

часть этой продукции завозится из Западной Сибири и Казахстана.

В перспективе намечается полностью обеспечить население свежими

молочными продуктами и свежим мясом. Дальневосточный район располагает

возможностями как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения

сельского хозяйства.

Дальневосточная тайга, главным образом горные, районы, богата пушным

и другим промысловым зверем. Охотничий промысел и звероводство особенно

развиты в северных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине.

Организованы звероводческие фермы по разведению соболей, песцов, серебристо-

черных лисиц, кабарги и изюбра.

Из отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной) на Дальнем Востоке

сохраняет большое значение мукомольная, развивающаяся в Амурской области,

Хабаровском и Приморском краях. Здесь же размещаются предприятия

маслодельной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной

(Уссурийск) и других отраслей. Однако пищевая промышленность района еще

далеко не обеспечивает потребности его населения. Значительная часть

продукции пищевой индустрии завозится из Сибири и европейской части России.

Создана крупная маслобойная промышленность по переработке соевых бобов в

Уссурийске и Хабаровске, часть ее продукции вывозится за пределы района.

Расширяются и строятся разнообразные пищевые предприятия. Среди них больше

всего мясокомбинатов, которые на севере района будут использовать возросшее

поголовье оленей, на юге — мясной скот; расширяется также сеть городских

молочных заводов.

2.3 Транспорт и экономические связи

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от

ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует

активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном

взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды

транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится

до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с

прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую

транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского

побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская

магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками

к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное

значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и

Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с

Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия

получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения

различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной

магистрали БАМ включает и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду,

Беркакит, Томмот, Якутск — "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.