![]() |
|
|
Дальневосточный экономический районБайкало-Амурскую магистраль с Транссибирской. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока — Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка, Советская Гавань. Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет дорога Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт. Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, предусмотренные Федеральной целевой программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., включают окончание строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию участков Транссиба и создание единой железнодорожной сети Сахалина, строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных мощностей 12 морских портов, формирование опорной автодорожной сети (в том числе завершение автодороги Чита - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа будет перенесен в Якутск. Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота. Удельный вес Дальнего Востока в экспорте бывшего Советского союза составлял 4,4 % , но по отдельным товарным позициям был много больше, это относится к экспорту круглого леса (40 %), рыбы (26 %), рыбных консервов (22 %), цемента (более 10 %). Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %. Итоги внешнеэкономической деятельности за 1995 год в регионах Дальнего Востока подтвердили рост экспортной активности. В значительной степени этому способствовали увеличение объемов производства рыбной продукции (основного экспортного товара), усиление экспортной направленности горно-рудной, лесной, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Объем дальневосточного экспорта составил около 950 млн. американских долларов, что на 21 процент больше, чем за соответствующий период прошлого года. Первое место в экспорте устойчиво занимает Приморский край (268,4 млн.долл., рост на 20 %), второе - Хабаровский край (220,7 млн.долл., рост на 25 %). В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства. Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность. При помощи японских кредитов, например, освоены угольные месторождения Южной Якутии (Нерюнгри), построена железная дорога БАМ — Тында — Беркакит, в порту Ванино сооружены специальные причалы по перегрузке угля, леса, контейнеров. В погашение предоставленных кредитов Япония получает лес, технологическую щепу, якутские угли. Рассматриваются вопросы разработки шельфовых залежей нефти и газа Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из таких японских фирм "Содэко" в соответствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с 1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и газ на шельфе Сахалина. Технико-экономическое обоснование разработки некоторых разведанных месторождений этой фирмой в настоящее время прорабатывается с учетом экологических проблем, интересов жителей острова и всей России. Есть проекты освоения на такой же основе других ресурсов региона. Так, например, для разработки комплексного рудного месторождения Хаканджа (близ Охотска) в Хабаровском крае, содержащего золото, серебро, марганец, должно быть создано совместное предприятие с равными российскими и иностранными долями в уставном капитале. В тендере на право освоения Хаканджинского золоторудного месторождения, несомненно, примут участие японские фирмы. По многим направлениям ширятся внешнеэкономические связи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. Так, например, в товарообороте Приморского края доля КНР составляет почти 60 %. В 1992 г. экспорт Приморья в Китай составил 100 млн.долл., импорт — более 300 млн. Приморье вывозит в Китай минеральные удобрения, рыбопродукты, лесоматериалы и т.д., взамен получает товары народного потребления и продовольствие. Достигнуто соглашение между властями китайской провинции Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране и воспроизводстве рыбных запасов пограничных рек Уссури и Амура. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии. Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в целом. За счет внешнеэкономической деятельности удается в значительной степени компенсировать отрицательные последствия отдаленности от основных промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места, расширять рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и бесперебойно снабжать население продуктами питания. В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных предприятий. Но созидательный потенциал внешнеэкономической специализации в условиях Дальнего Востока не реализуется. Весьма вероятно, что его значение чрезмерно преувеличено и для страны в целом. Тогда политика "открытых дверей" нуждается в серьезных коррективах, основанных на отечественной оценке прогрессивности внешнеэкономических связей не вообще, а для данного этапа развития страны и с учетом конкретных форм осуществления такой деятельности. 2.4 Экологическая оценка размещения производственных сил и перспективы развития свободных экономических зон Дальнего Востока В районе Дальнего Востока обострены экологические проблемы. В связи с очаговым характером расселения и нагрузкой на окружающую среду создается ситуация, которая приводит к локальным нарушениям природной среды. В связи с обширной площадью вечной мерзлоты экосистемы Дальнего Востока, особенно в Северной его части, очень хрупки. Хозяйственная деятельность, транспорт ведут к уничтожению оленьих пастбищ, уменьшают их продуктивность, что влияет на жизнеобитание народов Севера. В приморских районах экологическую обстановку ухудшают сбросы загрязненных вод, морской транспорт и хищническая добыча рыбы и морепродуктов. В настоящее время Дальневосточное отделение Академии наук России разработало долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Помимо выше перечисленных к экологическим проблемам Дальнего Востока можно отнести лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов производства. Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа. Дальневосточный экономический район имеет большие перспективы для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ "Находка" и "Сахалин". Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово- экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита. Территория СЭЗ "Находка" располагается в административных границах г. Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупнейших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку вдет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь трансконтинентальный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют льготные налоговый и таможенный режимы и упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка", предоставлено право за счет образующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган административного управления — административный комитет. СЭЗ "Находка" будет специализироваться на рыбной промышленности, судостроении и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для морского и наземного транспорта, на производстве продукции электронной, приборостроительной, легкой промышленности, продукции медико- фармакологического производства, производстве продукции на базе биоресурсов океана и местной флоры, стройиндустрии, международном туризме, а также развитии транспортно-складского хозяйства и отраслей агропромышленного комплекса. Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривается проведение мероприятий по развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы, созданию дополнительных мощностей энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная. Необходимо решить вопрос о передаче военного аэродрома в районе г. Находки для гражданского использования. Предполагается создание в Находке валютной биржи, центра международной торговли, представительства МИД, биржи труда. Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду иностранным фирмам для временного хранения товаров и поставок их в третьи страны. Свободной экономической зоной "Сахалин "является территория в административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание субзоны, или мини-зоны, "Курилы", которая включает территорию в административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов. В настоящее время в рамках СЭЗ "Сахалин" действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, специальный государственный орган управления — администрация СЭЗ "Сахалин". В целях рационального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная инвестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для расширения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ создается специальный коммерческий банк регионального развития (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров. Разведка и разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются администрацией СЭЗ "Сахалин". В пределах зоны могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответствии с законодательством России любые виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны, осуществляется на основе лицензий. Местные органы власти Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а также зданий и сооружений. Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном промысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечественном и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве. В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем-валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Курильских островов. Здесь предусматривается строительство и реконструкция аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развитие морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" — рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов. ГЛАВА 3: Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно- Якутского территориально-производственного комплекса. В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района. Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения — производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность. В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района. На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова — Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем может быть расширен. На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока. Идет реконструкция порта, введена паромная переправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино — Холмск. Растет судоремонтная и рыбоперерабатывающая промышленность. В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести до 6 млн. куб. м. (особенно ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии. В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК: построены мощный угольный разрез, обогатительная фабрика, Нерюнгринская ГРЭС. Южно- Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бассейне р. Алдан, к северу от Станового хребта (в 80—100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд, находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |