реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дальневосточный экономический район

Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской. Строительство БАМа привело к

созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего

Востока — Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов

Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в

суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному

морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между

железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного

Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта

Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные

и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами

в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные

материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих

морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан),

Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах,

оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико.

Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с

юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая северная

дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет

дорога Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на

севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более

развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для

связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок

(особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются

связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера

Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений

транспорт.

Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры,

предусмотренные Федеральной целевой программой экономического и социального

развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., включают окончание

строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию

участков Транссиба и создание единой железнодорожной сети Сахалина,

строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных

мощностей 12 морских портов, формирование опорной автодорожной сети (в том

числе завершение автодороги Чита - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и

обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание

северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа

будет перенесен в Якутск.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами

станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит.

Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных

расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других

районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В

вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы,

концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень

комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия,

развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что

сказалось на структуре грузооборота.

Удельный вес Дальнего Востока в экспорте бывшего Советского союза

составлял 4,4 % , но по отдельным товарным позициям был много больше, это

относится к экспорту круглого леса (40 %), рыбы (26 %), рыбных консервов

(22 %), цемента (более 10 %). Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний

рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по

России этот показатель составляет 7,2 %.

Итоги внешнеэкономической деятельности за 1995 год в регионах

Дальнего Востока подтвердили рост экспортной активности. В значительной

степени этому способствовали увеличение объемов производства рыбной

продукции (основного экспортного товара), усиление экспортной

направленности горно-рудной, лесной, нефтяной и нефтеперерабатывающей

промышленности. Объем дальневосточного экспорта составил около 950 млн.

американских долларов, что на 21 процент больше, чем за соответствующий

период прошлого года. Первое место в экспорте устойчиво занимает Приморский

край (268,4 млн.долл., рост на 20 %), второе - Хабаровский край (220,7

млн.долл., рост на 25 %).

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем

Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных

соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных

ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы

и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству,

расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в

хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые

экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров

регионе, усилить его транспортную оснащенность. При помощи японских

кредитов, например, освоены угольные месторождения Южной Якутии (Нерюнгри),

построена железная дорога БАМ — Тында — Беркакит, в порту Ванино сооружены

специальные причалы по перегрузке угля, леса, контейнеров. В погашение

предоставленных кредитов Япония получает лес, технологическую щепу,

якутские угли. Рассматриваются вопросы разработки шельфовых залежей нефти и

газа Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из таких японских фирм

"Содэко" в соответствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с

1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и газ на шельфе Сахалина.

Технико-экономическое обоснование разработки некоторых разведанных

месторождений этой фирмой в настоящее время прорабатывается с учетом

экологических проблем, интересов жителей острова и всей России. Есть

проекты освоения на такой же основе других ресурсов региона. Так, например,

для разработки комплексного рудного месторождения Хаканджа (близ Охотска) в

Хабаровском крае, содержащего золото, серебро, марганец, должно быть

создано совместное предприятие с равными российскими и иностранными долями

в уставном капитале. В тендере на право освоения Хаканджинского

золоторудного месторождения, несомненно, примут участие японские фирмы.

По многим направлениям ширятся внешнеэкономические связи Дальнего

Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются

сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов

региона. Так, например, в товарообороте Приморского края доля КНР

составляет почти 60 %. В 1992 г. экспорт Приморья в Китай составил 100

млн.долл., импорт — более 300 млн. Приморье вывозит в Китай минеральные

удобрения, рыбопродукты, лесоматериалы и т.д., взамен получает товары

народного потребления и продовольствие. Достигнуто соглашение между

властями китайской провинции Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране и

воспроизводстве рыбных запасов пограничных рек Уссури и Амура. В настоящее

время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям

железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по

качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе

потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате

собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в

разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и

Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали

ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов

России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и

важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в

целом. За счет внешнеэкономической деятельности удается в значительной

степени компенсировать отрицательные последствия отдаленности от основных

промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места,

расширять рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и

бесперебойно снабжать население продуктами питания.

В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону

сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность

выживания отдельных предприятий. Но созидательный потенциал

внешнеэкономической специализации в условиях Дальнего Востока не

реализуется. Весьма вероятно, что его значение чрезмерно преувеличено и для

страны в целом. Тогда политика "открытых дверей" нуждается в серьезных

коррективах, основанных на отечественной оценке прогрессивности

внешнеэкономических связей не вообще, а для данного этапа развития страны и

с учетом конкретных форм осуществления такой деятельности.

2.4 Экологическая оценка размещения производственных сил и перспективы

развития свободных экономических зон Дальнего Востока

В районе Дальнего Востока обострены экологические проблемы. В связи с

очаговым характером расселения и нагрузкой на окружающую среду создается

ситуация, которая приводит к локальным нарушениям природной среды. В связи

с обширной площадью вечной мерзлоты экосистемы Дальнего Востока, особенно в

Северной его части, очень хрупки. Хозяйственная деятельность, транспорт

ведут к уничтожению оленьих пастбищ, уменьшают их продуктивность, что

влияет на жизнеобитание народов Севера. В приморских районах экологическую

обстановку ухудшают сбросы загрязненных вод, морской транспорт и

хищническая добыча рыбы и морепродуктов. В настоящее время Дальневосточное

отделение Академии наук России разработало долговременную программу охраны

природы и рационального использования природных ресурсов.

Помимо выше перечисленных к экологическим проблемам Дальнего Востока

можно отнести лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений,

наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и

других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в

атмосферу вредных отходов производства.

Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее

и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения

безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и

газа.

Дальневосточный экономический район имеет большие перспективы для

активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона,

в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия,

Китай. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей

территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических

зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ "Находка" и "Сахалин".

Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово-

экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами

для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока,

комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных

возможностей района и страны в целом, а также для развития

трансконтинентального транзита.

Территория СЭЗ "Находка" располагается в административных границах г.

Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет

выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен

вблизи крупнейших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона.

Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный

внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку вдет основной поток

внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского

региона и весь трансконтинентальный железнодорожный транзит. В настоящее

время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют

льготные налоговый и таможенный режимы и упрощенный порядок осуществления

экспортно-импортных операций, иностранные инвестиции пользуются правовой

защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в

банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих

иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют

право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне

товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых

ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка",

предоставлено право за счет образующихся у них валютных фондов выплачивать

заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган

административного управления — административный комитет.

СЭЗ "Находка" будет специализироваться на рыбной промышленности,

судостроении и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для

морского и наземного транспорта, на производстве продукции электронной,

приборостроительной, легкой промышленности, продукции медико-

фармакологического производства, производстве продукции на базе биоресурсов

океана и местной флоры, стройиндустрии, международном туризме, а также

развитии транспортно-складского хозяйства и отраслей агропромышленного

комплекса.

Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривается проведение

мероприятий по развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального

хозяйства и объектов социальной сферы, созданию дополнительных мощностей

энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности

грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная. Необходимо

решить вопрос о передаче военного аэродрома в районе г. Находки для

гражданского использования. Предполагается создание в Находке валютной

биржи, центра международной торговли, представительства МИД, биржи труда.

Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду

иностранным фирмам для временного хранения товаров и поставок их в третьи

страны.

Свободной экономической зоной "Сахалин "является территория в

административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее

районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание

субзоны, или мини-зоны, "Курилы", которая включает территорию в

административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и

Курильского районов.

В настоящее время в рамках СЭЗ "Сахалин" действуют льготный налоговый

таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных

операций, специальный государственный орган управления — администрация СЭЗ

"Сахалин". В целях рационального хозяйственного использования природных

ресурсов в СЭЗ действует Государственная инвестиционная корпорация по

освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке

лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для

расширения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного

предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также

крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ создается специальный коммерческий

банк регионального развития (Банк развития Сахалина) с привлечением

иностранных акционеров. Разведка и разработка на территории зоны нефти и

газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются

администрацией СЭЗ "Сахалин". В пределах зоны могут создаваться

предприятия, осуществляющие в соответствии с законодательством России любые

виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными

инвестициями в банковской и страховой сферах. Хозяйственная деятельность,

связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и

минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны, осуществляется на основе

лицензий. Местные органы власти Сахалинской области в соответствии с

действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными

инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых

угодий и других природных объектов, а также зданий и сооружений.

Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на

рыбном промысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечественном

и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.

В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям

предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию,

в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты

на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они

освобождены от обязательной продажи на внутреннем-валютном рынке валютной

выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории

соответствующих районов Курильских островов. Здесь предусматривается

строительство и реконструкция аэропортов, автомобильных дорог, объектов

энергетики, развитие морских перевозок, средств связи, портового хозяйства

и портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" — рыбный промысел и

переработка рыбы и морепродуктов.

ГЛАВА 3: Основные перспективы развития Дальневосточного

экономического района

Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с

освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-

Якутского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового

комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся

углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе

энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения,

добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию

Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и

разработки углей Ургальского месторождения. Энергетическая база нового

комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут

отрасли машиностроения — производство дорожных машин, будет создана мощная

ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут

развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного

химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского

шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и

фосфоритов Удско-Селемджинского района.

На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные

месторождения олова — Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат,

который в дальнейшем может быть расширен.

На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК.

Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока.

Идет реконструкция порта, введена паромная переправа на Сахалин через

Татарский пролив Ванино — Холмск. Растет судоремонтная и

рыбоперерабатывающая промышленность.

В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га

сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести

до 6 млн. куб. м. (особенно ели, пихты). Новое строительство в районе

Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено

сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной

индустрии.

В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК: построены

мощный угольный разрез, обогатительная фабрика, Нерюнгринская ГРЭС. Южно-

Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и

железных руд. В бассейне р. Алдан, к северу от Станового хребта (в 80—100

км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд, находится

Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и

пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.