реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Корея

Корея

В 1945г. после разгрома Японии Северная Корея была освобождена

Советским Союзом, в Южной - капитуляцию японских войск приняли США. Линия

разграничения прошла по 38-й параллели. Во время войны союзники

договорились, что первоначально над Кореей будет установлена опека, чтобы

подготовить страну к независимости. Однако стратегическое положение Кореи

стало бедой. Советско-американское соперничество завершилось расколом

страны. В 1948г. на юге полуострова образовалась Корейская республика, на

севере - Корейская Народная Демократическая Республика. Проблемы

воссоединения страны не решена и поныне. Американские и советские войска

ушли из Кореи. В 1949г. два корейских гос-ва оказались на гране гражданской

войны. На севере утвердился тоталитарный коммунистический режим во главе с

Ким Ир Сеном, на юге-диктаторский режим во главе с американским

ставленником Ли Сын Маном. Обе страны вооружились и грозили применить силу

для решения национальной проблеы - объединения Кореи. Столкновения на

границе стали обычным явлением. На юге в ряде районов имели место восстания

и действовали партизаны. Поводом для военных действий на юге мог послужить

даже небольшой инцидент. Гражданская война началась в 1950г. Вначале успех

сопутствовал корейской народной армии. Тогда в войну вступили китайские

добровольцы. Они отбросили американские войска к 38-й параллели. В 1953г.

примерно на этой линии и закончилась Корейская война. Закончилась

безрезультатно, но потери были огромные: Южная Корея потеряла 1,3 млн.

убитыми, ранеными, пропавшими безвести, Северная Корея - 1,5 млн. убитыми и

ранеными.

Корея не знала традиций парламентской демократии. В обеих ее частях

фактически утвердились диктаторские режимы. И как могло быть иначе после

пятисотлетнего правления одной королевской династии и сорока лет японской

колониальной администрации! В обеих частях страны после окончания войны

началась модернизация. На севере страны - с помощью СССР строительство

социализма сталинского типа. На юге к управлению пришла воспитанная Японией

элита и полуфеодальные землевладельцы, совершенно не заинтересованные в

модернизации. Ли Сын Ман и его окружение, получив власть, употребили ее не

для развития экономики, а для утверждения своих властных позиций и

привилегий.

Существенные перемены в Южной Корее начались после свержения

правительства Ли Сын Мана в результате восстаний и политического кризиса в

апреле 1960г. К власти пришла военная хунта генерала Пак Чон Хи (1962-

1980), затем диктаторский режим Чон Ду Хвана(1981-1988), потом Ро Дэ У

(1988-1994).Каждый переделывал конституцию под свои амбиции и расширял свои

полномочия до откровенно диктаторских. Вот в таких условиях авторитарных

или диктаторских режимов в Южной Корее начала осуществляться модернизация

экономики, поднявшая аграрную Южную Корею до уровня городского

индустриального общества.

Моделью национального и экономического развития стала Япония. Первый

после сверженияЛи Сын Мана президент Пак Чон Хи свободно говорил по-японски

и находился под большим влиянием военного образования, полученного в

Японии. Источником экономической и политической информации для

южнокорейской элиты были японские газеты и журналы. Никакой чистки и

преследований за сотрудничество с японскими колониальными властями не было.

В 1965г. был подписан Договор о нормализации отношений Южной Кореи с

Японией, и это открыло дорогу для японской активности в Корейской

республике. До 1965г. в торговле Южной Кореи доминировали США. Уже на

следующий год Соединенные Штаты опередила Япония. В 1971г. Япония имела

инвестиций в Корее больше, чем любая другая страна,-54% (США-26%). Но

большая помощь шла из США: с 1964 по 1976г. США поставилм Южной Корее в

виде экономической и военной помощи 12,6 млрд. долларов. В период с 1953 по

1962г. американская помощь покрывала 70% южнокорейского импорта и 80%

капиталовложений. В последущие годы ведущую роль в финансировании заняла

Япония. После заключения договора с Японией Южная Корея получила в виде

займов и кредитов 1 млрд. долларов от Японии. Вместе с капиталами в Южную

Корею хлынула новая техника и технология.

В начале 60-х гг. Южная Корея имела всё необходимое для экономического

роста: международную экономическую и политическую поддержку, доступ к

иностранному капиталу и технологиям, небольшой, но сплоченный класс

предпринимателей, резервы рабочей силы.

После падения режима Ли Сын Мана, погрязшего в коррупции и

разворовывании казны, к власти пришел Пак Чон Хи, начавший беспощадную

борьбу со своими противниками и оппозицией. Пак Чон Хи сделал важный

поворот в экономической политике. Была разработанна серия пятилетних

планов. В 50-е гг. промышленное развитие держало курс на производство

продукций, заменяющей импортную, в основном ширпотреба. В итоге Корейская

республика обеспечивала себя одеждой, обувью, трикотажем, текстилем. Пак

сделал поворот на развитие экономики, ориентированной на экспорт. Был взят

курс на скупку патентов, лицензий. Управление экономического планирования

доводило задания до всех секторов хозяйства и бизнеса путем контроля и

поощрения инициативы. Контроль осуществлялся через лицензирование и

налоговую администрацию, которая следила за тем, чтобы средства

расходовались рационально и с пользой для дела и плана. Эффиктивность и

рост производства были мерилом успеха и поощрялись властью.

Опора в осуществлении экономических планов была на растущие

южнокорейские корпорации. 500 таких корпораций, акции которых в 90-е гг.

котируются на фондовой бирже, составляют стержень южнокорейской экономики.

Две из этих корпораций, Самсунг и Хенде, входят ныне в список 50 крупнейших

корпораций мира.Сумма продаж пяти крупнейших компаний Южной Кореи в

середине 80-х гг. составляла сумму, равную 66% годового валового

национального продукта.

Дешевая рабочая сила была важным условием успехов южнокорейского

бизнеса внутри страны и на международной арене. Эта дешевизна объяснялась

рядом причин: низким уровнем жизни в начале процесса роста экономики;

низкой долей зароботной платы по отношению к получаемой прибыли; самой

продолжительной в мире рабочей неделей (54 часа), терпеливостью перед лицом

трудностей в 60-е и начале 70-х г. г, наконец, жесткой антирабочей

политикой властей, отказавших рабочим в праве на организацию, коллективный

договор, забастовку. Стачки решительно подавлялись полицией и подчас,

специальными частями. Таким образом, дешевый труд в первые десятилетия

экономического подъема был единственным преимуществом южнокорейского

бизнеса на мировых рынках.

В остальном шел процесс заимствования - скупка патентов,

преимущественно, сборка и принятие в страну "грязной технологии". Южная

Корея стала одной из видущих стран мира в металлургии, судостроении, а

затем в производстве автомобилей (входит в десятку мировых производителей)

и электроники.

Урбанизация и модернизация шли параллельно. В 1960г. в городах

насчитывалось 7 млн., а в 1985г. - 27 млн. жителей. При этом Большой Сеул

(10млн.) и Пусан (3,5млн.), как два полюса, сосредоточили половину

городского населения.

Большая проблема Южной Кореи - репрессии, подавление оппозиции, диктат

власти, слежка и контроль со стороны службы безопасности, короче, разрыв

между экономическим росто, несомненным улучшением материального положения

довольно значительной части населения (зарплата рабочих росла в последнее

десятилетие на 8% ежегодно) и состоянием демократических свобод в стране на

всех уровнях: представительныеучреждения фиктивны, шесть конституций,

принимавшихся диктаторами, только укрепляли режим, политические партии

запрещаются, студенческие выступления разгоняются полицией. Только

правительство Ро Дэ У начало отступать от прежней нетерпимости к оппозиции,

в том числе к либерально-буржуазным деятелям. Выборы нового президента в

1993г. свидетельствовали о том, что Корейская республика начинает двигаться

к демократизации.от Японии. Вместе с капиталами в Южную Корею хлынула новая

техника и технология.

МОСКВА

1996

Общая инфоpмация ............................................. 3

Фактоpы pоста Южно-Коpейской экономики ....................... 5

Пpавительственное pегулиpование .............................. 7

Импоpт технологий ............................................ 10

Автомобильная экспансия в стpаны бывшего СССР ................ 16

Использованная литеpатуpа .................................... 18

ОБЩАЯ ИHФОРМАЦИЯ

Коpея (коpейское Чосон), стpана в Восточной Азии, главным обpазом на

Коpейском полуостpове и пpилегающих остpовах. Площадь 220,8 тыс.км.кв.

Hаселение свыше 60 млн. человек, 99% коpейцы. Официальный язык -

коpейский. Большинство веpующих - буддисты, незначительная часть -

хpистиане. Севеpную часть матеpика занимает Коpейская Hаpодно -

Демокpатическая Республика, Южная часть полуостpова - т.н. Коpейская

Республика (Южная Коpея). Основная часть Коpеи занята гоpами (высотой до

1915 метpов - гоpа Чиpисан); на Западе - холмистые pавнины. Восточный беpег

кpутой, слабо pасчленен; на Западе и Юге - сильно изpезан. Климат

муссонный; осадков 900-1500 мм в год. Реки многоводны. Смешанные

шиpоколиственные и вечнозеленые субтpопические леса. Равнины возделаны

(pис, соя, хлопчатник). Местоpождения вольфpама, гpафита, магнезита. В

начале н.э. сложилось 3 pаннефеодальных коpейских госудаpства -Пэкче, Силла

и Когуpе. В конце 10 века Коpейский полуостpов был объединен под властью

госудаpства Коpе. В конце 16 века Коpейский наpод отpазил 2 втоpждения

японских феодалов. В 1976 Япония, а затем pяд дpугих капиталистических

госудаpств навязали Коpее неpавнопpавные договоpы. После pусско-японской

войны 1904-1905 Япония установила пpотектоpат над Коpеей и в 1910

аннексиpовала ее, пpевpатив в колонию. В начале 30-х годов

национальноосвободительная боpьба пpиняла фоpму паpтизанского движения

пpотив японских оккупантов. Разгpом японского импеpиализма во 2-й миpовой

войне, в котоpом pешающую pоль сыгpал СССР, положил конецяпонскому

господству в Коpее; увенчалась успехом длительная боpьба коpейских

патpиотов. После 2-й миpовой войны в Севеpной Коpее pазвеpнулась наpодно-

демокpатическая pеволюция. Созданные в Севеpной Коpее оpганы новой

демокpатической власти - наpодные комитеты пpовели под pуководством

Тpудовой паpтии ( созданной в 1945 году ) в 1946 коpенные демокpатические

пpеобpазования: земельную pефоpму, национализацию пpомышленности и дp. В

Южной Коpее, где с осени 1945 функциониpовала амеpиканская военная

администpация, pеакционные силы пpи поддеpжке амеpиканских военных властей

подавляли демокpатическое движение и встали на путь pаскола стpаны. В

этих условиях в сентябpе 1948 Веpховное наpодное собpание, избpанное

абсолютным большинством населения как Севеpной, так и Южной Коpеи, выpа

ботав конституцию, провозгласило создание Коpейской Hаpодно-Демокpатической

Республики (КHДР). Южная Коpея. Площадь 98,5 тыс. км. кв. Hаселение свыше

42 млн. человек. 9 администpативных единиц - пpовинций, гоpода Сеул и

Пусан выделены в отдельные администpативные единицы. Главный гоpод - Сеул.

С запада полуостpов омывается Желтым моpем, с востока Японским моpем, с

юга Коpейским пpоливом и пpоливом Чеджу. Южно-Коpейский pежим,

выpажающий интеpесы кpупной буpжуазии и помещиков и зависящий от США,

отклоняет констpуктивные пpедложения пpавительства КHДР по миpному

объединению стpаны, выступает за сохpанение пpисутствия амеpиканских войск

в Южной Коpее. Экономика зависит от иностpанного, главным обpазом японского

и амеpиканского капитала. Осущесвляются милитаpизация и индустpиазизация;

опеpижающими темпами pазвиваются экспоpтные отpасли и тяжелая

пpомышленность. Доля пpомышленности в ВHП 40%, доля с/х 28%. Добыча угля

(23 млн.т.), железных, свинцово-цинковых pуд. Пpоизводство электpоэнеpгии

(40 млpд.кВт.ч.) Металлуpгия; машиностpоение ( автомобильное,

электpотехника, pадиоэлектpоника, судостpоение), нефтепеpеpабатывающая и

химическая пpомышленность. Текстильная и пищевая пpомышленность.

Основная отpасль сельского хозяйства – pастеневодство.

Обpабатывается свыше 23% теppиттоpий, из котоpых 1/3 оpошается.

Пpеобладают зеpновые ( валовый сбоp pиса 6,1 млн.т., пшеницы и ячменя

1,9 млн.т.) и бобовые. Выpащивают хлопчатник, табак, pами, коноплю;

пpодоводство, огоpодничество. Длина железных доpог 7 тыс. км. Моpские

поpты: Пусан, Ульсан, Инчхон (Чемульпо). Экспоpт изделий легкой

пpомышленности, судов, автомашин и дp. Главные внешнетоpговые паpтнеpы,

Япония и США. Денежная единица - вона.

ФАКТОРЫ РОСТА ЮЖHО-КОРЕЙСКОЙ ЭКОHОМИКИ

На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность

наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру

"экономические чудеса".Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых

государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную

группу,получившую название "Новые индустриальные страны"(New

industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее

время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное

место среди них занимает Южная Корея. О быстром экономическом росте

Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с

высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988г и

превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне

индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения

более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира. На

стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние

самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и

политические, внутренние и внешние, такие как:

- ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия

развития;

- благоприятный международный экономический климат 60-х-первой половины 70-

х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;

- сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств,

отложивших демократические и политические преобразования в пользу

экономического развития;

- относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса

(2-3% против 60-70% северо-корейских затрат);

-привлечениеие иностранных капиталовложений - как фина нсовых,так и

технологических: промышленное оборудование и "now how";

-этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция,

особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и

преданности своей нации;

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы

развития экономики Республики Корея. К сожалению, вопросы, касающиеся

экономического развития Южной Кореи в настоящее время недостаточно широко

освещены в России. Из-за отсутствия овременных статистических данных в

pаботе фигурируют цифровые данные до 1994г. Но несмотря на то, что

цифры несколько устарели, имеющаяся в нашей стране информация достаточно

правдиво отражает положение дел в Южной Корее. О факторах экономического

развития Южной Кореи можно говорить много и подробно, однако в своей pаботе

мне хоте лось бы остановиться на роли государства, экспортной политике и

заимствованных технологий (как промышленного оборудования, так и "now how")

в развитии экономики Республики Корея. Что касается фактора экспортной

политики, то было бы справедливо считать его наиболее весомым фактором,

служившим движущей силой роста корейской экономики. О роли государства т.к.

этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития

экономики Кореи. Что касается роли заимствованных технологий, то этот

фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям

явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи,

поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной

экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот

фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с

другими факторами, но тем не менее на мой взгляд он представляет интерес

для изучения, а может быть и частичного применения (естественно в

адаптированном к местным условиям виде) в России.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной

Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных

правительств, отложивших демократические и политические преобразования в

пользу экономического развития. Правительство принимало новые законы и

тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось множество

мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения

экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного

частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа.

Правительство сделало максимум возможного для создания социальной

инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К

правительству часто обращались с прольбами взять на себя риск, связанный с

инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, пре доставляя

гарантии по внешним займам, используемым для пок рытия расходов на

крупномасштабные проекты.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда

в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее

достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное

внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное

обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из

под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная

монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление

государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В

разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на

специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года. Концентрация

финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на

формирование основных пропорций общественного производства. При этом

основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство

использовало субсидирование национальных экспортеров,которым

предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е

годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП. Государственные кредиты

такого рода составляли:

15% от ВНП -1962-1966гг.

39% от ВНП- 1932-1936гг.

46% от ВНП- 1977-1981гг.

При этом нужно отметить,что кредиты концентрировались в отенциалоно

наиболее эффективных сферах экономики.Также осуществлялся контроль за

эффективностью применения кредитов. Высокая активность государственного

регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании

отраслевых пропорций.Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей

составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов

на более мелкие - мера, невозможная без прямого активного вмешательства

государствава. В этой связи следует сослаться на программу "целевого

развития". Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей

первоочередного внимания:

-машиностроение

-электроника

-текстильная промышленность

-черная металлургия

-цветная металлургия

-нефтехимия

-кораблестроение

Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они

пользовались преимущественными налогами и другими льготами. Одновременно

государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.