![]() |
|
|
Кореясравнению с бытовой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники. В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей и запчастей к ним — свыше 3% всего экспорта. Таблица 2. Товарная структура экспорта, % | |1960 |1980 |1990 |1994 | |Продовольствие |79, 1 |6, 0 |— |24, 4 | |Легкая промышленность |— |48, 4 |38, 7 |23, 5 | |текстиль |0, 0 |28, 2 |21, 4 |13, 8 | |обувь |0, 0 |5, 0 |6, 2 |1, 5 | |Тяжелая промышленность |— |41, 6 |55, 2 |70, 3 | |химия |— |1, 6 |2, 7 |5, 7 | |металлы |— |14, 5 |8, 7 |8, 0 | |машины и оборудование |0, 3 |2, 7 |9, 3 |11, 1 | |электроника |0, 0 |9, 3 |15, 7 |21, 0 | |транспортные средства |— |6, 2 |6, 8 |12, 7 | Источник: The Open Economy. Tools for policymakers in developing countries. Oxford, 1988, p. 339; Major Statistics of Korean Economy. 1996. 9, p. 240—241. По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на мировом рынке: текстильные изделия — 7,0% в 1992 г., одежда — 5,2, суда — 15, персональные компьютеры — 1,3%. Но эти товары испытывают возрастающую конкуренцию со стороны других стран. В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование, сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных материалов и топлива (41%) и 25% капитальных товаров реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива превышает половину импорта. По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары. Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился за 1980—1995 гг. в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование. В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт. На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. За 70—80-е годы реальная заработная плата в промышленности увеличилась более чем в 4 раза, за 1990—1994 гг. — на 1/3, хотя по абсолютному размеру она и сейчас в 3 раза уступает японской. Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных расходов рабочих. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости. Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта промышленных товаров. На долю Японии в 1994 г. приходилось 14,1% южнокорейского экспорта и 24,8% импорта, на долю США соответственно —21,4 и 21,1%. В связи с укреплением конкурентных позиций южнокорейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику. В конце 1989 г. американская администрация исключила Южную Корею, как и другие НИС Азии, из числа государств, имеющих право на экспорт своих товаров в США в рамках Генеральной системы преференций, потребовала открыть южнокорейский рынок для американских товаров и иностранных инвестиции. Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи со странами АСЕАН. На их долю приходится 14,3% южнокорейского экспорта и 5% импорта. Крупнейшим торговым партнером в данном регионе выступает Сингапур. Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене технологией. Главной особенностью географической структуры обмена технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не США. Внешнеторговый оборот высоко концентрирован. Четыре крупнейших чеболь обеспечивают 57% экспорта страны, который реализуется через торговые компании. Семь торговых компаний сосредоточивают почти 40% экспорта. Внешняя торговля длительное время сводилась с дефицитом, чему способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего баланса являлось использование внешних ресурсов в различных формах. Экспорт, импорт капитала. На первых этапах экономического развития это была помощь. Крупнейшим донором помощи являлись США, а также страны Западной Европы. Иностранная помощь, полученная Южной Кореей за 1954—1962гг., составила 8,1% ВВП. Япония только с 1966г. стала предоставлять экономическую помощь. При ограниченности ресурсов полученная помощь способствовала смягчению трудностей в процессе реорганизации сельского хозяйства и стабилизации жизни народа. Она служила важным источником ресурсов для индустриализации в форме импортзамещения, ускорения формирования новой структуры экономики. С 1955 по 1960гг. внешняя помощь равнялась 78% импорта Южной Кореи. Предоставление прямой экономической помощи было прекращено в 1980г. Наряду с экономической помощью важную роль в экономическом развитии играл ссудный капитал. Между различными формами привлечения капитала отмечаются значительные отличия. В период восстановления хозяйства основная его масса поступала в виде продовольствия и экономической помощи развитию. Во время индустриализации, особенно при осуществлении экспорт- ориентированной политики, основное место занимали государственные займы. Так, за 1962—1971гг. из 2122 млн. долл., полученных Южной Кореей, 89% пришлось на государственные займы, 6,8% — на частные кредиты и только 1,4% — на прямые инвестиции. В последующие годы возросла доля частных кредитов и прямых инвестиций (в 1976—1988гг. — соответственно 46,8%, 16 и 10,7%, на долю краткосрочных займов приходилось 26,4%). С конца 70-х годов доля государственных займов значительно сократилась. Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней задолженности, которая увеличилась с 3,5 млрд. в 1972 г. до 44 млрд. долл. в 1985 г. Страна занимала четвертое место среди развивающихся стран по объему внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Аргентины. Но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне — 15—16%. После сокращения внешней задолженности во второй половине 80-х годов ее абсолютные и относительные показатели возросли — ее объем в 1997 г. превысил 120 млрд. долл. при высокой краткосрочной компоненте. Начиная с 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях стало играть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранных прямых капиталовложений (4,5 млрд. долл. в 1990г.) страна уступает ряду восточноазиатских и юго-восточных стран. По относительным показателям иностранные инвестиции также уступают названным выше странам. В 1971—1980 гг. среднегодовой приток иностранных прямых капиталовложений составлял 1, 34% валовых инвестиций в хозяйстве страны, в 1981—1990 гг. — 0, 54%. Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых капиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовало бы усвоению новой технологии. С середины 60-х годов приняты законы, согласно которым, в частности, предприятия с иностранным капиталом освобождались от подоходного налога на первые пять лет, от налога с юридических лиц, налога с имущества. При этом власти старались держать иностранные прямые капиталовложения под контролем. В некоторые секторы экономики их доступ был закрыт, включая средства информации, нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные банки могли открывать только отделения, но не дочерние компании. Иностранные капиталовложения в основном сосредоточены в экспортных зонах, которые были учреждены в 1966г. для производства товаров на экспорт. На иностранных предприятиях в 1887г. производилось 2,3% ВВП (Сингапур — 53,8%, Индонезия — 11,3, Тайвань — 8,1% ВВП). Повышение уровня экономического и социального развития превратило Южную Корею во второй половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобное изменение означает радикальную трансформацию ее позиций и значения в международных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в целом, особенно в экономике АТР. Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов, но это были эпизодические сделки. За 1966—1981гг. кумулятивная сумма прямых инвестиций составила только 209 млн. долл., а с 1981 по 1989гг. она достигла 1,7 млрд. Основными рынками приложения капитала выступают страны ЮВА. Если в 70-е годы южнокорейские компании вкладывали капитал в объекты, продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции стран, то в последние годы 75% зарубежных предприятий экспортируют большинство своей продукции. Зарубежные инвестиции на территории развивающихся стран сделаны с целью перевести туда трудоемкие и материалоемкие отрасли, использовать местное сырье и рабочую силу, в развитых странах — обойти внешние торговые барьеры, получить доступ к научно-техническим достижениям принимающих стран. Заметное место в системе международных экономических отношений страны занимают строительные услуги и миграция рабочей силы. На первом этапе основную массу трудовой эмиграции составляли моряки и медицинский персонал. В 60—70-е годы экспорт строительных услуг развивался по восходящей линии. В начале 80-х годов доходы от зарубежных строительных подрядов составили 40% всех поступлений от невидимой торговли. Основным районом приложения рабочих рук были страны Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период страна вышла на второе место в мире после США по стоимости осуществленных зарубежных проектов — 6,1% контрактов. Экономическая стратегия вызвала серьезные структурные проблемы. Ориентация на экспорт, зависимость от внешних рынков усилили подверженность внутреннего рынка внешним воздействиям, ограничили размеры и эффективность внутренней стабилизационной политики. Капиталовложения превратились в функцию экспортных перспектив. Поскольку экспортные поступления колеблются в зависимости от сбыта, валютная политика стала изменчивой в соответствии с колебаниями цикла. Развитие экспорта с 1965 г. в большом размере поддерживалось краткосрочными кредитами. Экспортные кредиты связывались с объемом экспорта, изменения в экспортных доходах нарушали КОРЕЯ Страна в Восточной Азии, занимает Корейский п-ов, прилегающую к нему часть материка и около 3,5 тыс. прибрежных островов. Территория- 220,8 тыс. км2 . Население - свыше 60 млн., в основном корейцы. Корея – страна с древней историей. В годы русско-японской войны 1904- 05 гг. она была оккупирована Японией, которая в 1910 г. аннексировала её, превратив в свой аграрно-сырьевой придаток и плацдарм для дальнейшей экспансии в Восточной Азии. В августе 1945 г. Корея к северу от 38-й параллели была освобождена Советской Армией от японцев. Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (декабрь 1945 г.), имея в виду возрождение Кореи как единого, независимого, демократического государства, высказалось за сформирование временного центрального корейского правительства и учредило совместную комиссию из представителей командования советских и американских войск (войска США были введены в южную часть Кореи в соответствии с союзническими соглашениями в Ялте и Потсдаме; это произошло в сентябре 1945 г., уже после подписания акта о капитуляции Японии, в связи с чем они по существу не принимали участия в военных действиях против японцев на территории Кореи). Однако США сорвали работу советско-американских комиссий и в сентябре 1947 г. незаконно передали корейский вопрос на обсуждение ООН, где им удалось навязать решение о проведении выборов под наблюдением комиссии ООН. В мае 1948 г. в Южной Корее были проведены сепаратные выборы, и 15 июля 1948 г. провозглашена Республика Корея со столицей в Сеуле. В Северной Корее советская администрация создавала режим, опиравшийся на вышедших из подполья и вернувшихся из эмиграции коммунистов, а также на привезенных сюда советских корейцев. Образованный в феврале 1946 г. Временный Народный комитет Северной Кореи возглавил коммунист Ким Ир Сен. Возобновила свою деятельность компартия, она объединилась с Новой народной партией в Трудовую партию Северной Кореи (ТПСК). В 1946-1947 гг. на основе закона об аграрной реформе конфискованная у японцев и корейских помещиков земля, а также часть Церковно-монастырских владений были распределены между безземельными и малоземельными крестьянами. Национализация без выкупа собственности японцев и значительной части корейской буржуазии привела к созданию государственного сектора, во владении которого оказалось 80 % средств производства. Таким образом, в Северной Корее стали создаваться политические и экономические структуры по советскому образцу. В Южной Корее американские оккупационные власти образовали гражданскую администрацию, находившуюся под их контролем. Противоречия между СССР и США, противоположность целей, которые они преследовали в Корее, не позволили осуществить решения Московской конференции и выработать формулу создания единого корейского государства. В мае 1948 г. под наблюдением комиссии ООН по «корейскому вопросу» на территории Южной Кореи состоялись выборы в Национальное собрание, и 15 августа была провозглашена Республика Корея. Ее президентом стал корейский эмигрант Ли Сын Ман, вернувшийся из США, где он жил с 1919 г. В ответ на раскольнические действия США и внутренней реакции прогрессивные силы Севера и Юга провели в августе 1948 г. обще- корейские выборы в Верховное народное собрание (ВНС) Кореи (на Юге выборы проходили нелегально, в форме сбора подписей). 1-я сессия ВНС, проходившая в Пхеньяне, провозгласила Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР). Главой правительства, претендовавшего на то, что его полномочия распространяются на всю страну, стал Ким Ир Сен. Советский Союз первым (1948) установил с КНДР дипломатические отношения и к концу 1948 г. эвакуировал с её территории свои войска. Отношения между двумя государствами складывались весьма напряженно. Руководство КНДР заявило о необходимости «объединения и полной независимости родины», Ли Сын Ман – «о походе на Север». На 38-й параллели неоднократно происходили вооруженные столкновения, а 25 июня 1950 г. начались военные действия. Войска КНДР через три дня заняли Сеул и углубились далеко на юг. Совет безопасности ООН признал агрессором КНДР и решил направить в Корею войска ООН. 15 сентября 50-тысячный десант войск США высадился в районе Инчхона, в глубоком тылу армий КНДР. Вслед за тем войска ООН, главной частью, которых были силы США, перешли в контрнаступление и, заняв большую часть территории КНДР, вышли к границам КНР. Война между двумя корейскими государствами была одновременно противоборством между СССР, который действовал совместно с КНР, и США. В октябре 1950 г. границу КНДР перешли части китайских «народных добровольцев», в боевых операциях принимала участие советская авиация. СССР снабжал армию КНДР и «народных добровольцев» оружием и боеприпасами. В результате начатого ими контрнаступления к концу года войска ООН были отброшены к 38-й параллели, где фронт и стабилизировался. После длительных переговоров 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии. Рубежом между двумя корейскими государствами осталась 38-я параллель. Состояние перемирия сохраняется и по сей день. Война нанесла огромный ущерб Корее – многие города лежали в развалинах, погибло около 9 млн. человек. Потери китайских «народных добровольцев» составили около 1 млн. убитыми и ранеными. США потеряли 54 тыс. убитыми и 103 тыс. ранеными. В послевоенный период КНДР неоднократно обращалась к Югу с предложениями объединить страну мирным демократическим путём, но сеульский режим отвергал все инициативы КНДР. Лишь в 1972 г. состоялись первые контакты и 4 июля 1972 г. было согласовано Совместное заявление Севера и Юга, в котором определены общие принципы объединения Кореи. Осенью 1985 г. впервые за 40 лет между Севером и Югом был осуществлён обмен художественными коллективами и группами «посещения родных мест» под эгидой обществ Красного Креста КНДР и Южной Кореи. В последующие годы КНДР выдвинула ряд новых предложений, в т. ч. о создании «Демократической конфедеративной республики Корё» при сохранении существующих в обеих частях страны политических систем (октябрь 1980 г.), о проведении трёхсторонних переговоров между КНДР, США И Южной Кореей (январь 1984 г.), о проведении межпарламентских переговоров для выработки декларации о ненападении (апрель 1985 г.), о превращении Корейского п-ова в безъядерную, мирную зону (июнь 1986 г.), о проведении военно-политических переговоров на высоком уровне (декабрь 1986 г.), о поэтапном сокращении в 1988-91 гг. армий Севера и Юга до 100 тыс. человек каждая при одновременном поэтапном выводе из Южной Кореи американских войск (июль 1987 г.). В ноябре 1990 г. было подтверждено предложение об объединении Кореи путем создания конфедерации и высказана идея созыва консультативного совещания представителей властей, лидеров политических партий Севера и Юга с участием их высших руководителей. В июне 1990 г. КНДР выступила с инициативой «о смягчении напряженности на Корейском полуострове и обеспечении мирной ситуации для объединения родины», предусматривающей ряд новых мер по созданию атмосферы доверия между Севером и Югом и поэтапному осуществлению разоружения в Корее. В том же году в Сеуле (сентябрь и декабрь) и в Пхеньяне (октябрь) состоялись 3 раунда переговоров между премьером Административного совета КНДР и премьер- министром Южной Кореи, посвященных вопросам снижения напряженности на Корейском полуострове и перспективам объединения страны, - первые со времени раскола Кореи контакты на таком высоком уровне. В 1973 г. ХХVIII сессия ГА ООН санкционировала роспуск «Комиссии ООН по восстановлению и объединению Кореи». В том же году КНДР был предоставлен статус официального наблюдателя при ООН. В 1975 г. ХХХ сессия ГА ООН одобрила проект резолюции, который призывает упразднить «командование войсками ООН», вывести все иностранные войска, дислоцированные в Южной Корее под флагом ООН, заменить соглашение о перемирии мирным договором и принять действенные меры по разрядке напряженности между Севером и Югом Кореи и обеспечению мира. Однако США, их союзники и южнокорейские власти игнорируют эту резолюцию. КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА Корейская народно-демократическая республика (КНДР) – расположена в северной части Корейского полуострова. Территория – 121,2 тыс. кв. км. Население – св. 20 млн. человек; корейцы, проживает несколько тысяч китайцев. Столица – Пхеньян. Государственный язык – корейский. В 1945-48 гг. в Северной Корее под руководством Трудовой партии Кореи (ТПК) были осуществлены земельная реформа, национализация промышленности, транспорта, связи, банков, внешней торговли, провозглашены равноправие женщин, демократизация образования и восстановлен производственный потенциал, разрушенный японскими оккупантами накануне капитуляции. Страна вступила в период постепенного перехода к социализму, прерванный, однако, войной 1950 – 1953 гг. В послевоенный период КНДР, опираясь на экономическое сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами, не только залечила тяжелые раны войны, но и создала прочный фундамент национальной экономики. Одновременно началось осуществление идей «чучхе», выдвинутых Ким Ир Сеном. Их суть состоит в том, что человек – это «хозяин», который «решает все», но разобраться в том, что правильно, а что неправильно, и самостоятельно выполнить роль «хозяина» человек может только тогда, когда он овладеет учением Ким Ир Сена, которого в КНДР называют «великим вождем», «гениальным мыслителем и теоретиком». В духе преданности ему ведется воспитание населения. Все жители страны носят на груди значок с изображением Ким Ир Сена. Политический курс, основанный на идеях «чучхе», заключается в решении |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |