![]() |
|
|
Непалв меридиональном направлении на три части именно в соответствии с границами бассейнов трех этих рек. На склонах Махабхарата берут начало реки второго порядка, в том числе считающаяся священной Багмати. Вообще же в Непале очень много небольших, но бурных рек. Гидроэнергоресурсы - неоценимое природное богатство Непала, да и вообще водными ресурсами он не обделен. Климат. Страна лежит в субэкваториальном климатическом поясе. Если бы Непал был равнинной страной, то климатические различия между его севером и югом были бы ничтожными (ведь протяженность страны по меридиану не превышает 250 км). Однако поскольку 6/7 территории страны - это горы, климатические контрасты огромны. По-настоящему жарко бывает лишь в сравнительно небольшой части Непала. В горной части представлены аналоги почти всех природных зон земного шара. Летом, когда у подножия Гималаев люди изнывают от 30- градусной жары, высоко в горах стоят скрипучие морозы. При этом в Гималаях микроклимат даже соседних районов, лежащих на одной высоте, отличается в зависимости от экспозиции склонов. Благодаря разнообразию природно- климатических условий сравнительно небольшой по площади Непал обладает огромным видовым богатством флоры и фауны. Например, в Ненале живет более 800 видов птиц, это больше, чем во всей Европе (около 550) или чем в Северной Америке (около 750). Здесь спасаются от зимних морозов перелетные птицы из Сибири, а от жары - птицы с острова Цейлон. Климат Непала - муссонный, а Гималайские горы служат гигантским конденсатором влаги. Влажный сезон - с мая по август. Поскольку муссонные воздушные массы движутся с юго-востока, восточная часть страны получает вдвое больше влаги, чем западная. Запад страны не просто суше, чем ее восток, но и муссонный период на западе короче. Наибольшее количество влаги выпадает в среднем поясе гор — на уровне примерно 1500 - 1800 м. Зимой направление муссона меняется на противоположное. Холодный, лишенный влаги воздух, из глубины Азиатского материка устремляющийся на юг, - тоже муссон, но холодный. Зима в Непале ассоциируется с сухостью. Природно-географическая зональность Непала целиком замещена высотной поясностью, и то обстоятельство, что зоны (пояса) имеют широтное простирание, связано лишь с таким же простиранием горной системы Гималаев. Положение поясов определяется высотой над уровнем моря. При этом границы поясов выше на востоке и ниже на западе, поскольку количество осадков сокращается с востока на запад. Самый южный ландшафтный пояс простирается до высоты 1900 м над уровнем моря. Он охватывает тераи, хребет Сивалик и нижнюю часть склонов Махабхарат. Верхняя граница пояса совпадает с пределом распространения бананов. Средняя температура июля +27...30 градусов, января +15...17. На востоке тераев выпадает 1800 мм осадков. В отличие от влажного лета зима сухая. Особенно сухо в западных тераях, там часты горячие ветры, поднимающие с иссохшей земли тучи пыли. Летом в результате наводнений реки сильно разливаются и часто затопляют поля, что приводит к гибели урожая. В холодный же сезон зачастую сельское хозяйство страдает от недостатка влаги. Некогда тераи представляли собой непроходимые джунгли - переменно-влажные тропические леса. Кстати, слово "джунгли" пришло к нам из английского языка, который заимствовал его из санскрита ("джангль" у индийцев как раз и означает "лес"). Джунгли -это совсем не то, что экваториальные леса Конго или Амазонии. В экваториальных лесах могут быть более влажные периоды и менее влажные, но сухих не бывает. В субэкваториальных джунглях четко выражены влажный и сухой периоды года. Вспомните описание засухи в "Книге джунглей" ("Маугли") Р. Киплинга. Не в меру затянувшееся сухое время года - это бедствие, когда, по Киплингу, даже хищные и травоядные звери объявляют перемирие. Ныне леса в тераях сильно поредели, а многие просто-напросто вырублены и сожжены, а на их месте появились поля. В тераях поля вообще доминируют; разнообразие в ландшафт вносят заросли бананов, плодовые деревья около деревенских хижин, одиночные пальмы. Вдоль рек и вокруг болот обычны высокие заросли слоновой травы, тростника и бамбука. Джунгли сохранились у подножий и на склонах хребта Сивалик. Окаймляющие тераи с севера горы Сивалик имеют примерно такой же климат, что и тераи. При этом западная часть хребта Сивалик, получая меньше влаги, чем восточная, имеет и более бедную растительность. Пологие южные склоны западной половины хребта Сивалик покрыты уже не лесом, а только кустарником, а то и вовсе оголены. Благодаря жаркому влажному климату Восточного Сивалика растительность здесь наиболее пышная. У подножия и на склонах хребта в непроходимых чащах джунглей растут такие деревья, как сал, сису, кхаир, симал, карма,сирис. Особенно ценят в Непале дерево сал (Shorea robusta). Сал отличается очень крепкой древесиной, которая не подвергается порче жучками-древоточцами. Не зря сал использовался при строительстве пагод. А из крупных листьев сала изготовляют тарелки для праздничных застолий. В сухих саловых лесах ведутся лесоразработки. Стволы деревьев обвиты лианами; ветви густо покрыты крупными цветами орхидей. Богата здесь и фауна. В джунглях Си-валика обитают обезьяны, кабаны, олени, дикие кошки, леопарды и даже тигры. В заповедниках есть носороги и слоны. Верхнюю, субтропическую часть горного пояса на высоте от 1200 до 1900 м занимают леса, состоящие из широколиственных деревьев — дуба, каштана, клена, граба, ильма и из представителей субтропической флоры - магнолий, рододендрона, камфарного и лаврового дерева, баньяна. С горизонтальных ветвей баньяна спускаются воздушные корни; при этом они почти срастаются с основным стволом, образуя многоствольное дерево. Здесь же заросли горного бамбука, который используется для строительства мостов, домов, мебели, корзин, музыкальных инструментов и много другого. В лесах насчитывается более 90 видов орхидей; многие из них паразитируют на ветвях деревьев. Склоны на высоте 1900 - 2800 м находятся в горном умеренном поясе. Верхняя граница пояса совпадает с пределом распространения дуба. В лесах умеренного пояса много рододендрона. У нас в горах Северного Кавказа это кустарник, в Непале же - высокое дерево. Цветок рододендрона (лали-г-ранс на языке непали) признан национальным цветком Непала. Эти крупные и яркие цветы цветут весной (в феврале - мае), и в это время года склоны буквально пламенеют ими (цветы рододендрона обычно красные, но бывают розовые, фиолетовые, белые). На хорошо освещенных склонах рододендрон соседствует с гималайской сосной. Выше 3000 м климат становится умеренно холодным. Здесь лиственные деревья постепенно вытесняются хвойными - серебристой елью, голубой сосной, лиственницей, древовидным можжевельником и знаменитым гималайским кедром. На высоте от 3200 до 4000 м доминирует пихта, из лиственных остается только береза. Верхняя граница пояса, проходящая на высоте примерно 4000 м, совпадает с пределом распространения пихты. В лесах умеренного и умеренно холодного поясов обитают гималайский медведь (он не бурого цвета, как наш, а черного), тибетский волк, мускусная кабарга (железа самца этого мелкого оленя вырабатывает мускус, необходимый для производства духов), панда. Над поясом горных лесов располагаются альпийские луга. Среди цветов выделяются ирисы, анемоны и особенно эдельвейсы, которые порой образуют целые поля. С высоты 4000 м начинается холодный пояс. Его верхняя граница (5200 м) совпадает с пределом распространения альпийских лугов, выше исчезает и альпийская луговая растительность. Начинается безжизненное царство камня, снега и льда. Холодный климат ледяной зоны Гималаев выражен резче, чем в других горных странах на тех же широтах. Нигде нет столь низкой температуры (минус 40 градусов), такой разреженной атмосферы и таких ураганных ветров, как на восьмитысячниках Гималаев. САГАРМАТХА, ОНА ЖЕ ДЖОМОЛУНГМА, ОНА ЖЕ ЭВЕРЕСТ. Самую высокую гору мира непальцы называют Сагарматха ("Властелин мира"), тибетцы - Джомолунгма ("Богиня - мать мира"), а европейцы предпочитают именовать ее Эверест. Примечательно, что непальцы и тибетцы обожествляли эту вершину, даже не будучи осведомленными, что она - высочайшая на Земле. Об этом факте вообще человечество узнало только в 1852 г., когда весь мир облетела весть об открытии высочайшей точки планеты. Именно тогда сотрудники топографической службы Индии определили, что эта гора -самая высокая на Земле. Они же и дали ей имя в честь Джорджа Эвереста, 20 лет возглавлявшего индийское топографическое ведомство. Дж. Эверест - родной дядя известной английской писательницы Этель Лилиан Войнич, прославившейся своим романом "Овод", которым зачитывалось в юности несколько поколений. Первый план восхождения на Эверест был разработан в 1893 г., а первую попытку покорить гору предприняли в 1921 г. Кстати, в период правления семейства Рана какие-либо иностранные альпинистские восхождения запрещались, поэтому альпинисты вынуждены были подниматься на Эверест "в обход" - не с непальской территории. Понадобился еще 31 год и горький опыт тринадцати неудачных восхождений, чтобы впервые покорить Эверест. 29 мая 1953 г. это удалось новозеландскому альпинисту Эдмунду Хиллари и непальскому проводнику-шерпу Норгею Тенцингу. В подавляющем большинстве восхождений альпинисты привлекают в качестве носильщиков шерпов - людей исключительно выносливых, упорных, прекрасно знающих нрав родной Сагарматхи. Восхождение на Эверест и другие восьмитысячники затрудняют помимо прочего очень низкие температуры на больших высотах, ураганный ветер (более 35 м/с), нехватка кислорода (обязательно требуются кислородные баллоны). Поэтому восхождения стараются приурочить к двум периодам относительно стабильных метеорологических условий: май - июнь (предмуссонный период) и сентябрь - ноябрь (послемуссонный). Почему трудно этнографам? Этнический состав. Этническая принадлежность в Непале тесно переплетена с кастовой и отчасти с конфессиональной. Здесь обычно этнические и кастовые группы не различают, а объединяют одним словом - джат. Поэтому "национальности" или "этносы" даже специалистам-этнографам здесь выделить несравненно сложнее, нежели, к примеру, в Европе. Последняя перепись населения Непала, проведенная в 1991 г., зарегистрировала 60 джат, куда попали как эпические группы (народности), так и кастовые группы. К народностям (таковых 26) отнесены те группы людей, которые имеют свой язык, особые традиции и (главное!) при этом не имеют деления на касты. Эти этнические группы составляют 35,5% населения. Доля непальцев, которые относятся к кастовым группам (их 29) выше - их 56,2% всех жителей. При движении на север значение индуизма и индуистской кастовой системы ослабевает. Поэтому кастовых групп более всего в тераях - 20 из 29, а этнических - в Среднем Непале 11 из 26. Кроме того, еще четыре небольшие группы выделены не но кастовому и не по этническому признаку, а по религиозному - чурауте (мусульмане, живущие в горных районах), мусульмане, живущие в тераях, марвади (в основном последователи джайнизма) и сикхи. Одна группа выделена но языковому признаку - это говорящие на языке бенгали. 8,2% опрошенного населения не указали свою принадлежность ни по религии, ни по касте, ни по этническому признаку, и поэтому все они попали в группу "прочие". По территории Непала проходит контактная зона южноевропеоидной и монголоидной рас. Здесь же и граница между индоарийской группой индоевропейских языков и тибето-бирманской группой китайско-тибетской семьи языков. Наиболее древними обитателями страны принято считать народности тибето- бирманской группы. Это прежде всего кираты (лимбу и раи). Ученые полагают, что они пришли сюда за несколько веков до в. э. из Индокитая, но сами кираты склонны утверждать, что их далекие предки жили на западе. Позднее сюда стали прибывать с запада кхасы, а из Индии - население индо-арийского происхождения. Здесь, на стыке гор и равнин, как раз и происходил процесс смешения народностей и племен, причем порой очень своеобразный. Яркий пример смешения - жители долины Катманду невары, которые совмещают в себе антропологические черты монголоидов и европеоидов.' По языку они относятся к тибето-бирманской группе (правда, с добавлением ин-доарийских элементов), однако антропологически монголоидные черты выражены слабо или вовсе отсутствуют. Ученые расходятся во мнении - откуда пришли невары; одни считают, что они прибыли из южной Индии (с малабар-ского побережья), другие - из северной Индии, третьи - из Китая. Промежуточный характер неваров усиливает их вероисповедание — среди них есть и индуисты, и буддисты. Европеоидный тип, к которому относится более 3/4 населения, распространен в южной и средней частях страны, а по долинам рек он проник далеко на север, но обычно не выше 2000 м. Европеоиды - это прежде всего потомки выходцев из Индии, мигрировавших в Непал с XI в. н. э. Монголоиды представлены прежде всего чистыми тибетцами - бхотия (от слова "Бхот", что на непали означает "Тибет"), шерпами и тхакали. Они имеют отчетливо монголоидный облик: широкие скулы, узкий разрез глаз, желтый оттенок кожи; они коренасты и ширококостны. Чем дальше на север, тем сильнее монголоидные черты в облике населения. Кастовая система. Этническая мозаика населения Непала осложняется различением населения по кастовому признаку. Кастовая система, пришедшая вместе с индуизмом, основывается на принципах, учитывающих профессиональное и сословное деление общества. В 1963 г. деление людей но кастовому признаку было отменено законодательно, однако в рельной жизни кастовая система продолжает существовать. Для индуистов кастовая принадлежность несравненно важнее, чем этническая. Если спросить у непальца-индуиста "Кто вы? К какой этнической группе относитесь?", то услышите в ответ не название этноса, а название касты ("брахман", "чхетри" и т.н.). А вот от жителя среднегорни, скажем, гурунга, магара, таманга, лимбу вы не услышите название касты, он ответит "я гурунг", "я магар" и т.д. Дело в том, что в горной части страны кастовая система сформировалась только у тех народов, что исповедовали индуизм, тогда как у других народов ее нет. Обобщенное название неиндуистов горной части страны - матвали, они употребляют (в ритуальных целях!) алкогольные напитки (типа водки и нива) из риса, сахарного тростника и т. п. В индуистском обществе в Непале, равно как и в Индии, выделяются, как известно, четыре кастовые варны (группы): 1) брахманы - священнослужители; 2) кшатрии (непальцы произносят "чхетрии") - военные; 3) вайшьи - торговцы, купцы, часть ремесленников; 4) шудры (неприкасаемые) - прислуга (подметальщики, дхоби - прачки, нау - цирюльники и т. п.), часть ремесленников (нами — кузнецы, дамаи -портные, сарки - сапожники, тели -маслобойники и т.п.) Две последние группы разделяются уже на узкопрофессиональные касты со своей внутренней иерархией. Материальное положение и иерархия статусов не всегда совпадают. Брахман может быть нищим, тогда как богатый торговец - принадлежать к вайшьям, к всего лишь третьей в иерархии кастовой группе. Однако в целом брахманы и кшатрии представляют наиболее состоятельную часть непальского общества и владеют лучшими сельскохозяйственными землями. Непальская традиция объединяет брахманов и кшатриев под общим названием тагадхари, как носящих нательный священный шнур (на нравом плече) - знак принадлежности к высоким кастам. Брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической и духовной жизни страны. Кшатрии же занимают высшее положение во властных структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных. Точнее, это относится к верхушке касты кшатриев - тх- кури и рана. К тхакури принадлежит правящая королевская семья, а к группе рана относилась печально знаменитая династия наследных премьер-министров Рана. По родовому имени (тхар) непальца, т. е. тому, что примерно соответствует у нас фамилии, легко определяется принадлежность человека к той или иной касте. Приведем пример. Так, один из авторов этих строк, Кришна Пракаш Шрестха, как явствует из его тхара Шрестха, относится к высшей касте среди неваров и исповедует индуизм (буквально же "шрестха" означает "самый лучший"). Языки. В стране существует около 60 языков и диалектов, большинство из которых имеет узкое распространение, а часть находится на грани исчезновения. Языки делятся на две большие группы: индоевропейские и тибето- бирманские. К индоевропейским языкам относится государственный язык непали, имеющий санскритское происхождение. Раньше он назывался кхас-кура, то есть язык кхасов. Непали - это язык, как у нас говорят, межнационального общения. Ведущее положение он приобрел с тех пор, когда в XVIII в. Непал стал единым государством. Язык непали использует письмо (алфавит) деванагари, распространенное в Индии, и вообще он близок к языкам северной Индии. Кроме Непала, он является языком общения в королевстве Бутан, в Сиккиме, а также в Дарджилинге (Индия). Непали -родной язык для более чем половины всех жителей страны и наиболее распространенный язык в 54 из 75 округов страны. Поэт Бханубхакт Ачарья, автор непальского варианта "Рамаяны" (1814-1868), считается основоположником современного литературного языка непали. Второе место по численности говорящих на нем занимает язык майтхили; он распространен в тераях и имеет литературную традицию. Среди тибето-бирманских языков выделяется неварский язык (невари); на нем создана богатая литература. Язык невари имеет свою собственную письменность, хотя и он начал в последнее время пользоваться письмом деванагари. К числу тибето-бирманских языков принадлежат магарский, гурунгский, раи, лимбу, сунвар, таманг и другие (в отличие от неварского языка они не испытали сильного влияния индоевропейских языков). Новая конституция Непала 1991 г. предоставляет право любому жителю страны получить образование на его родном языке. Радиовещание в Непале ведется на языках многих его народностей. Динамика и размещение населения. В Непале живет свыше 22 млн чел. Это столько же, сколько в трех северных странах Европы - Швеции, Финляндии и Норвегии. Но в отличие от экономически развитых стран Европы численность населения в Непале во второй половине XX в. растет быстро -примерно на 2,5% в год; ежегодно в стране прибавляется почти полмиллиона новых жителей. Это результат высокой рождаемости при сократившейся (благодаря развитию здравоохранения) смертности. Впрочем, смертность от инфекционных болезней все еще весьма высокая; сохраняется опасность таких опасных болезней, как холера и малярия. Распространению инфекционных болезней способствует антисанитарное состояние водных источников. Непальские семьи (в особенности сельские) большие и многодетные. Средняя непальская семья состоит из 6 человек. Очень часто в нее входят не только муж, жена и их дети, но также братья мужа с их семьями, а также незамужние сестры. Большая, состоящая из трех поколений семья - результат сохраняющегося феодального уклада в общественных отношениях. Только многочисленной семьей крестьяне могут добывать средства к существованию. Выбор супруга (супруги) определяется прежде всего родителями (нередко с помощью свахи). Чрезвычайно важно мнение на сей счет духовного наставника семьи, который сопоставляет гороскопы невесты и жениха. И даже к выбору дня свадьбы подходят очень серьезно. Астролог определяет самый благоприятный для бракосочетания день. Женятся очень рано. Хотя формально разрешены браки юношей лишь с 18 лет, а девушек с 16, в реальной жизни все еще часты случаи (особенно в деревне) , когда замуж выходят совсем еще девочками (в 10 лет). Ранние браки характерны для индуистов из высоких каст, поскольку считается, что нужно выдать девушку замуж до начала у нее менструации. Поскольку продолжительность жизни невысока, то многие оказываются вдовыми в очень молодом возрасте. Разводы в семьях, принадлежащих к двум высшим кастам - брахманам и чхетри, редки. Раньше вторично выйти замуж не разрешалось даже вдовам; да что там развод, практиковалось даже самосожжение жен после смерти мужа! Только неварки избежали столь печальной участи — для этого оказалось достаточно придумать маленькую хитрость - обряд ихи. Согласно этому обряду неварку, маленькую девочку, "выдавали замуж" -за... плод дерева бел, считающегося выражением бога Вишну, т. е. их подлинный муж не простой смертный, а божество. Поэтому после смерти своего "земного" мужа, могли выйти замуж за другого земного мужчину, не изменяя своему подлинному супругу - богу Вишну. Столь же хитроумно у неваров решалась и проблема развода. Неварке, желавшей расторгнуть брак, достаточно вернуть мужу орех дерева бетел (хранившийся у нее как подарок мужа со дня их свадьбы). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |