реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Непал

в меридиональном направлении на три части именно в соответствии с границами

бассейнов трех этих рек. На склонах Махабхарата берут начало реки второго

порядка, в том числе считающаяся священной Багмати. Вообще же в Непале

очень много небольших, но бурных рек. Гидроэнергоресурсы - неоценимое

природное богатство Непала, да и вообще водными ресурсами он не обделен.

Климат. Страна лежит в субэкваториальном климатическом поясе. Если бы Непал

был равнинной страной, то климатические различия между его севером и югом

были бы ничтожными (ведь протяженность страны по меридиану не превышает 250

км). Однако поскольку 6/7 территории страны - это горы, климатические

контрасты огромны. По-настоящему жарко бывает лишь в сравнительно небольшой

части Непала. В горной части представлены аналоги почти всех природных зон

земного шара. Летом, когда у подножия Гималаев люди изнывают от 30-

градусной жары, высоко в горах стоят скрипучие морозы. При этом в Гималаях

микроклимат даже соседних районов, лежащих на одной высоте, отличается в

зависимости от экспозиции склонов. Благодаря разнообразию природно-

климатических условий сравнительно небольшой по площади Непал обладает

огромным видовым богатством флоры и фауны. Например, в Ненале живет более

800 видов птиц, это больше, чем во всей Европе (около 550) или чем в

Северной Америке (около 750). Здесь спасаются от зимних морозов перелетные

птицы из Сибири, а от жары - птицы с острова Цейлон.

Климат Непала - муссонный, а Гималайские горы служат гигантским

конденсатором влаги. Влажный сезон - с мая по август. Поскольку муссонные

воздушные массы движутся с юго-востока, восточная часть страны получает

вдвое больше влаги, чем западная. Запад страны не просто суше, чем ее

восток, но и муссонный период на западе короче. Наибольшее количество влаги

выпадает в среднем поясе гор — на уровне примерно 1500 - 1800 м. Зимой

направление муссона меняется на противоположное. Холодный, лишенный влаги

воздух, из глубины Азиатского материка устремляющийся на юг, - тоже муссон,

но холодный. Зима в Непале ассоциируется с сухостью.

Природно-географическая зональность Непала целиком замещена высотной

поясностью, и то обстоятельство, что зоны (пояса) имеют широтное

простирание, связано лишь с таким же простиранием горной системы Гималаев.

Положение поясов определяется высотой над уровнем моря. При этом границы

поясов выше на востоке и ниже на западе, поскольку количество осадков

сокращается с востока на запад.

Самый южный ландшафтный пояс простирается до высоты 1900 м над уровнем

моря. Он охватывает тераи, хребет Сивалик и нижнюю часть склонов

Махабхарат. Верхняя граница пояса совпадает с пределом распространения

бананов. Средняя температура июля +27...30 градусов, января +15...17. На

востоке тераев выпадает 1800 мм осадков. В отличие от влажного лета зима

сухая. Особенно сухо в западных тераях, там часты горячие ветры,

поднимающие с иссохшей земли тучи пыли. Летом в результате наводнений реки

сильно разливаются и часто затопляют поля, что приводит к гибели урожая. В

холодный же сезон зачастую сельское хозяйство страдает от недостатка влаги.

Некогда тераи представляли собой непроходимые джунгли - переменно-влажные

тропические леса. Кстати, слово "джунгли" пришло к нам из английского

языка, который заимствовал его из санскрита ("джангль" у индийцев как раз и

означает "лес"). Джунгли -это совсем не то, что экваториальные леса Конго

или Амазонии. В экваториальных лесах могут быть более влажные периоды и

менее влажные, но сухих не бывает. В субэкваториальных

джунглях четко выражены влажный и сухой периоды года. Вспомните описание

засухи в "Книге джунглей" ("Маугли") Р. Киплинга. Не в меру затянувшееся

сухое время года - это бедствие, когда, по Киплингу, даже хищные и

травоядные звери объявляют перемирие. Ныне леса в тераях сильно поредели, а

многие просто-напросто вырублены и сожжены, а на их месте появились поля. В

тераях поля вообще доминируют; разнообразие в ландшафт вносят заросли

бананов, плодовые деревья около деревенских хижин, одиночные пальмы. Вдоль

рек и вокруг болот обычны высокие заросли слоновой травы, тростника и

бамбука. Джунгли сохранились у подножий и на склонах хребта Сивалик.

Окаймляющие тераи с севера горы Сивалик имеют примерно такой же климат, что

и тераи. При этом западная часть хребта Сивалик, получая меньше влаги, чем

восточная, имеет и более бедную растительность. Пологие южные склоны

западной половины хребта Сивалик покрыты уже не лесом, а только

кустарником, а то и вовсе оголены.

Благодаря жаркому влажному климату Восточного Сивалика растительность здесь

наиболее пышная. У подножия и на склонах хребта в непроходимых чащах

джунглей растут такие деревья, как сал, сису, кхаир, симал, карма,сирис.

Особенно ценят в Непале дерево сал (Shorea robusta). Сал отличается очень

крепкой древесиной, которая не подвергается порче жучками-древоточцами. Не

зря сал использовался при строительстве пагод. А из крупных листьев сала

изготовляют тарелки для праздничных застолий. В сухих саловых лесах ведутся

лесоразработки. Стволы деревьев обвиты лианами; ветви густо покрыты

крупными цветами орхидей.

Богата здесь и фауна. В джунглях Си-валика обитают обезьяны, кабаны, олени,

дикие кошки, леопарды и даже тигры. В заповедниках есть носороги и слоны.

Верхнюю, субтропическую часть горного пояса на высоте от 1200 до 1900 м

занимают леса, состоящие из широколиственных деревьев — дуба, каштана,

клена, граба, ильма и из представителей субтропической флоры - магнолий,

рододендрона, камфарного и лаврового дерева, баньяна. С горизонтальных

ветвей баньяна спускаются воздушные корни; при этом они почти срастаются с

основным стволом, образуя многоствольное дерево. Здесь же заросли горного

бамбука, который используется для строительства мостов, домов, мебели,

корзин, музыкальных инструментов и много другого. В лесах насчитывается

более 90 видов орхидей; многие из них паразитируют на ветвях деревьев.

Склоны на высоте 1900 - 2800 м находятся в горном умеренном поясе. Верхняя

граница пояса совпадает с пределом распространения дуба. В лесах умеренного

пояса много рододендрона. У нас в горах Северного Кавказа это кустарник, в

Непале же - высокое дерево. Цветок рододендрона (лали-г-ранс на языке

непали) признан национальным цветком Непала. Эти крупные и яркие цветы

цветут весной (в феврале - мае), и в это время года склоны буквально

пламенеют ими (цветы рододендрона обычно красные, но бывают розовые,

фиолетовые, белые). На хорошо освещенных склонах рододендрон соседствует с

гималайской сосной.

Выше 3000 м климат становится умеренно холодным. Здесь лиственные деревья

постепенно вытесняются хвойными - серебристой елью, голубой сосной,

лиственницей, древовидным можжевельником и знаменитым гималайским кедром.

На высоте от 3200 до 4000 м доминирует пихта, из лиственных остается только

береза. Верхняя граница пояса, проходящая на высоте примерно 4000 м,

совпадает с пределом распространения пихты.

В лесах умеренного и умеренно холодного поясов обитают гималайский медведь

(он не бурого цвета, как наш, а черного), тибетский волк, мускусная кабарга

(железа самца этого мелкого оленя вырабатывает мускус, необходимый для

производства духов), панда.

Над поясом горных лесов располагаются альпийские луга. Среди цветов

выделяются ирисы, анемоны и особенно эдельвейсы, которые порой образуют

целые поля. С высоты 4000 м начинается холодный пояс. Его верхняя граница

(5200 м) совпадает с пределом распространения альпийских лугов, выше

исчезает и альпийская луговая растительность. Начинается безжизненное

царство камня, снега и льда. Холодный климат ледяной зоны Гималаев выражен

резче, чем в других горных странах на тех же широтах. Нигде нет столь

низкой температуры (минус 40 градусов), такой разреженной атмосферы и таких

ураганных ветров, как на восьмитысячниках Гималаев.

САГАРМАТХА, ОНА ЖЕ ДЖОМОЛУНГМА, ОНА ЖЕ ЭВЕРЕСТ.

Самую высокую гору мира непальцы называют Сагарматха ("Властелин мира"),

тибетцы - Джомолунгма ("Богиня - мать мира"), а европейцы предпочитают

именовать ее Эверест. Примечательно, что непальцы и тибетцы обожествляли

эту вершину, даже не будучи осведомленными, что она - высочайшая на Земле.

Об этом факте вообще человечество узнало только в 1852 г., когда весь мир

облетела весть об открытии высочайшей точки планеты. Именно тогда

сотрудники топографической службы Индии определили, что эта гора -самая

высокая на Земле. Они же и дали ей имя в честь Джорджа Эвереста, 20 лет

возглавлявшего индийское топографическое ведомство. Дж. Эверест - родной

дядя известной английской писательницы Этель Лилиан Войнич, прославившейся

своим романом "Овод", которым зачитывалось в юности несколько поколений.

Первый план восхождения на Эверест был разработан в 1893 г., а первую

попытку покорить гору предприняли в 1921 г. Кстати, в период правления

семейства Рана какие-либо иностранные альпинистские восхождения

запрещались, поэтому альпинисты вынуждены были подниматься на Эверест "в

обход" - не с непальской территории. Понадобился еще 31 год и горький опыт

тринадцати неудачных восхождений, чтобы впервые покорить Эверест. 29 мая

1953 г. это удалось новозеландскому альпинисту Эдмунду Хиллари и

непальскому проводнику-шерпу Норгею Тенцингу. В подавляющем большинстве

восхождений альпинисты привлекают в качестве носильщиков шерпов - людей

исключительно выносливых, упорных, прекрасно знающих нрав родной

Сагарматхи.

Восхождение на Эверест и другие восьмитысячники затрудняют помимо прочего

очень низкие температуры на больших высотах, ураганный ветер (более 35

м/с), нехватка кислорода (обязательно требуются кислородные баллоны).

Поэтому восхождения стараются приурочить к двум периодам относительно

стабильных метеорологических условий: май - июнь (предмуссонный период) и

сентябрь - ноябрь (послемуссонный).

Почему трудно этнографам?

Этнический состав. Этническая принадлежность в Непале тесно переплетена с

кастовой и отчасти с конфессиональной. Здесь обычно этнические и кастовые

группы не различают, а объединяют одним словом - джат. Поэтому

"национальности" или "этносы" даже специалистам-этнографам здесь выделить

несравненно сложнее, нежели, к примеру, в Европе. Последняя перепись

населения Непала, проведенная в 1991 г., зарегистрировала 60 джат, куда

попали как эпические группы (народности), так и кастовые группы.

К народностям (таковых 26) отнесены те группы людей, которые имеют свой

язык, особые традиции и (главное!) при этом не имеют деления на касты. Эти

этнические группы составляют 35,5% населения. Доля непальцев, которые

относятся к кастовым группам (их 29) выше - их 56,2% всех жителей. При

движении на север значение индуизма и индуистской кастовой системы

ослабевает. Поэтому кастовых групп более всего в тераях - 20 из 29, а

этнических - в Среднем Непале 11 из 26.

Кроме того, еще четыре небольшие группы выделены не но кастовому и не по

этническому признаку, а по религиозному - чурауте (мусульмане, живущие в

горных районах), мусульмане, живущие в тераях, марвади (в основном

последователи джайнизма) и сикхи. Одна группа выделена но языковому

признаку - это говорящие на языке бенгали. 8,2% опрошенного населения не

указали свою принадлежность ни по религии, ни по касте, ни по этническому

признаку, и поэтому все они попали в группу "прочие".

По территории Непала проходит контактная зона южноевропеоидной и

монголоидной рас. Здесь же и граница между индоарийской группой

индоевропейских языков и тибето-бирманской группой китайско-тибетской семьи

языков.

Наиболее древними обитателями страны принято считать народности тибето-

бирманской группы. Это прежде всего кираты (лимбу и раи). Ученые полагают,

что они пришли сюда за несколько веков до в. э. из Индокитая, но сами

кираты склонны утверждать, что их далекие предки жили на западе. Позднее

сюда стали прибывать с запада кхасы, а из Индии - население индо-арийского

происхождения. Здесь, на стыке гор и равнин, как раз и происходил процесс

смешения народностей и племен, причем порой очень своеобразный. Яркий

пример смешения - жители долины Катманду невары, которые совмещают в себе

антропологические черты монголоидов и европеоидов.' По языку они относятся

к тибето-бирманской группе (правда, с добавлением ин-доарийских элементов),

однако антропологически монголоидные черты выражены слабо или вовсе

отсутствуют. Ученые расходятся во мнении - откуда пришли невары; одни

считают, что они прибыли из южной Индии (с малабар-ского побережья), другие

- из северной Индии, третьи - из Китая. Промежуточный характер неваров

усиливает их вероисповедание — среди них есть и индуисты, и буддисты.

Европеоидный тип, к которому относится более 3/4 населения, распространен в

южной и средней частях страны, а по долинам рек он проник далеко на север,

но обычно не выше 2000 м. Европеоиды - это прежде всего потомки выходцев из

Индии, мигрировавших в Непал с XI в. н. э.

Монголоиды представлены прежде всего чистыми тибетцами - бхотия (от слова

"Бхот", что на непали означает "Тибет"), шерпами и тхакали. Они имеют

отчетливо монголоидный облик: широкие скулы, узкий разрез глаз, желтый

оттенок кожи; они коренасты и ширококостны. Чем дальше на север, тем

сильнее монголоидные черты в облике населения.

Кастовая система. Этническая мозаика населения Непала осложняется

различением населения по кастовому признаку. Кастовая система, пришедшая

вместе с индуизмом, основывается на принципах, учитывающих профессиональное

и сословное деление общества. В 1963 г. деление людей но кастовому признаку

было отменено законодательно, однако в рельной жизни кастовая система

продолжает существовать.

Для индуистов кастовая принадлежность несравненно важнее, чем этническая.

Если спросить у непальца-индуиста "Кто вы? К какой этнической группе

относитесь?", то услышите в ответ не название этноса, а название касты

("брахман", "чхетри" и т.н.). А вот от жителя среднегорни, скажем, гурунга,

магара, таманга, лимбу вы не услышите название касты, он ответит "я

гурунг", "я магар" и т.д. Дело в том, что в горной части страны кастовая

система сформировалась только у тех народов, что исповедовали индуизм,

тогда как у других народов ее нет. Обобщенное название неиндуистов горной

части страны - матвали, они употребляют (в ритуальных целях!) алкогольные

напитки (типа водки и нива) из риса, сахарного тростника и т. п.

В индуистском обществе в Непале, равно как и в Индии, выделяются, как

известно, четыре кастовые варны (группы):

1) брахманы - священнослужители;

2) кшатрии (непальцы произносят "чхетрии") - военные;

3) вайшьи - торговцы, купцы, часть ремесленников;

4) шудры (неприкасаемые) - прислуга (подметальщики, дхоби - прачки, нау

- цирюльники и т. п.), часть ремесленников (нами — кузнецы, дамаи -портные,

сарки - сапожники, тели -маслобойники и т.п.)

Две последние группы разделяются уже на узкопрофессиональные касты со своей

внутренней иерархией.

Материальное положение и иерархия статусов не всегда совпадают. Брахман

может быть нищим, тогда как богатый торговец - принадлежать к вайшьям, к

всего лишь третьей в иерархии кастовой группе. Однако в целом брахманы и

кшатрии представляют наиболее состоятельную часть непальского общества и

владеют лучшими сельскохозяйственными землями. Непальская традиция

объединяет брахманов и кшатриев под общим названием тагадхари, как носящих

нательный священный шнур (на нравом плече) - знак принадлежности к высоким

кастам.

Брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической

и духовной жизни страны. Кшатрии же занимают высшее положение во властных

структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных.

Точнее, это относится к верхушке касты кшатриев - тх-

кури и рана. К тхакури принадлежит правящая королевская семья, а к группе

рана относилась печально знаменитая династия наследных премьер-министров

Рана.

По родовому имени (тхар) непальца, т. е. тому, что примерно соответствует у

нас фамилии, легко определяется принадлежность человека к той или иной

касте. Приведем пример. Так, один из авторов этих строк, Кришна Пракаш

Шрестха, как явствует из его тхара Шрестха, относится к высшей касте среди

неваров и исповедует индуизм (буквально же "шрестха" означает "самый

лучший").

Языки. В стране существует около 60 языков и диалектов, большинство из

которых имеет узкое распространение, а часть находится на грани

исчезновения. Языки делятся на две большие группы: индоевропейские и тибето-

бирманские. К индоевропейским языкам относится государственный язык непали,

имеющий санскритское происхождение. Раньше он назывался кхас-кура, то есть

язык кхасов.

Непали - это язык, как у нас говорят, межнационального общения. Ведущее

положение он приобрел с тех пор, когда в XVIII в. Непал стал единым

государством. Язык непали использует письмо (алфавит) деванагари,

распространенное в Индии, и вообще он близок к языкам северной Индии. Кроме

Непала, он является языком общения в королевстве Бутан, в Сиккиме, а также

в Дарджилинге (Индия). Непали -родной язык для более чем половины всех

жителей страны и наиболее распространенный язык в 54 из 75 округов страны.

Поэт Бханубхакт Ачарья, автор непальского варианта "Рамаяны" (1814-1868),

считается основоположником современного литературного языка непали.

Второе место по численности говорящих на нем занимает язык майтхили; он

распространен в тераях и имеет литературную традицию.

Среди тибето-бирманских языков выделяется неварский язык (невари); на нем

создана богатая литература. Язык невари имеет свою собственную

письменность, хотя и он начал в последнее время пользоваться письмом

деванагари. К числу тибето-бирманских языков принадлежат магарский,

гурунгский, раи, лимбу, сунвар, таманг и другие (в отличие от неварского

языка они не испытали сильного влияния индоевропейских языков).

Новая конституция Непала 1991 г. предоставляет право любому жителю страны

получить образование на его родном языке. Радиовещание в Непале ведется на

языках многих его народностей.

Динамика и размещение населения.

В Непале живет свыше 22 млн чел. Это столько же, сколько в трех северных

странах Европы - Швеции, Финляндии и Норвегии. Но в отличие от экономически

развитых стран Европы численность населения в Непале во второй половине XX

в. растет быстро -примерно на 2,5% в год; ежегодно в стране прибавляется

почти полмиллиона новых жителей. Это результат высокой рождаемости при

сократившейся (благодаря развитию здравоохранения) смертности. Впрочем,

смертность от инфекционных болезней все еще весьма высокая; сохраняется

опасность таких опасных болезней, как холера и малярия. Распространению

инфекционных болезней способствует антисанитарное состояние водных

источников.

Непальские семьи (в особенности сельские) большие и многодетные. Средняя

непальская семья состоит из 6 человек. Очень часто в нее входят не только

муж, жена и их дети, но также братья мужа с их семьями, а также незамужние

сестры. Большая, состоящая из трех поколений семья - результат

сохраняющегося феодального уклада в общественных отношениях. Только

многочисленной семьей крестьяне могут добывать средства к существованию.

Выбор супруга (супруги) определяется прежде всего родителями (нередко с

помощью свахи). Чрезвычайно важно мнение на сей счет духовного наставника

семьи, который сопоставляет гороскопы невесты и жениха. И даже к выбору дня

свадьбы подходят очень серьезно. Астролог определяет самый благоприятный

для бракосочетания день.

Женятся очень рано. Хотя формально разрешены браки юношей лишь с 18 лет, а

девушек с 16, в реальной жизни все еще часты случаи (особенно в деревне) ,

когда замуж выходят совсем еще девочками (в 10 лет). Ранние браки

характерны для индуистов из высоких каст, поскольку считается, что нужно

выдать девушку замуж до начала у нее менструации. Поскольку

продолжительность жизни невысока, то многие оказываются вдовыми в очень

молодом возрасте.

Разводы в семьях, принадлежащих к двум высшим кастам - брахманам и чхетри,

редки. Раньше вторично выйти замуж не разрешалось даже вдовам; да что там

развод, практиковалось даже самосожжение жен после смерти мужа! Только

неварки избежали столь печальной участи — для этого оказалось достаточно

придумать маленькую хитрость - обряд ихи. Согласно этому обряду неварку,

маленькую девочку, "выдавали замуж" -за... плод дерева бел, считающегося

выражением бога Вишну, т. е. их подлинный муж не простой смертный, а

божество. Поэтому после смерти своего "земного" мужа, могли выйти замуж за

другого земного мужчину, не изменяя своему подлинному супругу - богу Вишну.

Столь же хитроумно у неваров решалась и проблема развода. Неварке, желавшей

расторгнуть брак, достаточно вернуть мужу орех дерева бетел (хранившийся у

нее как подарок мужа со дня их свадьбы).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.