реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Непал

родине Будды в Лумбини. Именно благодаря этому столбу с вердиктом

императора теперь мы точно знаем место, где родился Будда.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Религиозные традиции. Духовная

жизнь населения Непала теснейшим образом связана с религией. Каждый непалец

придерживается традиций и обрядов, свойственных своему вероисповеданию.

Рождение, первое кормление рисом полугодовалого ребенка, совершеннолетие,

вступление в брак и кончина - все эти вехи человеческой жизни

сопровождаются строгими и обязательными религиозными обрядами.

Обряды, как и литература, архитектура, скульптура, танцы, музыка,

неразрывно связаны с храмами. Вся жизнь непальцев проходит у храмов. Рядом

с храмами кипит бойкая торговля, да и в храмах люди не только "беседуют с

богом", но и общаются друг с другом.

На территории Непала мирно уживаются, впитывая черты друг друга, две

основные культуры", буддийская (север страны) и индуистская (юг). В средней

части страны обе эти культуры так плотно сплетены, что вполне можно

говорить не просто об их сочетании, но о симбиозе. Индуизм воспринял

некоторые черты буддизма, и наоборот. В индуистских храмах есть статуи

Будды, в буддийских - индуистские символы. Да что там говорить: для индуи-

стов Будда не чужое божество, а девятое воплощение их бога Вишну.

Порой буддийские и индуистские религиозные сооружения стоят рядом. Так, в

храмовом комплексе Сваямбу-натх буддийская ступа соседствует с индуистским

храмом. Индуисты уважительны к буддийским праздникам, буддисты - к

индуистским. Один пример. Буддизм проповедует ненасилие, не приняты

жертвоприношения, поэтому и непальцы-индуисты избегают приносить жертвы в

дни буддийских праздников, а также в дни почитания Вишну. Непальцы

веротерпимы, а сам Непал в отличие от соседней Индии избежал религиозной

розни.

По преданию, именно на юге Непала (в селении Лумбини) в 543 г. до н.э.,

т.е. более 2500 лет назад родился Будда. Воплотился он в облике царевича

Сиддартхи Гаутамы из племени шак'ь-ев. Рождение произошло по непорочной

"технологии": если верить преданию, вышел Сиддартха через бок царицы,

рожать же царице пришлось в пути под раскидистым деревом сал. Царь создал

наследнику искусственную обстановку, чтобы тот не знал о теневой стороне

жизни - о нищете, болезнях, страданиях. Но однажды уже взрослым человеком в

29-летнем возрасте он случайно увидел муки больного человека, и людские

страдания потрясли царевича. И тогда Сиддартха покинул отцовский дворец с

твердым решением научить людей, как избавиться от страданий. Он много

странствовал в поисках ответа на вопрос, как этого добиться. И вот однажды

он сел под деревом пинал и решил, что не сдвинется с места, покуда не

узнает истину о жизни. На четвертый день на Сид-дартху снизошло

просветление. Сиддартха стал Буддой, что означает "Просветленный".

Просветление произошло, впрочем, уже не в Непале, а в Индии, в Бодхагае.

Согласно переписи 1991 г., индуизм исповедуют 86,5% жителей Непала.

Возможно, это покажется неожиданным, но доля приверженцев индуизма в Непале

гораздо выше, чем в Индии. Буддизм - вторая но значению религия, его

исповедует 7,8% населения, причем эта доля имеет тенденцию к снижению.

Позднее мировым центром буддизма (ламаизма) стал Тибет, но тибетцы переняли

его именно отсюда, так что Непалу принадлежит почетная роль транслятора

этого учения из Индии на север. Постепенно повышается доля исповедующих

ислам - 3,5%. В последнее время стал' проникать в Непал христианство.

Всякое священное место буддисты называют чайтья. Но вот архитектурные

решения чайтий могут быть разными. Особенно характерны ступы, которые в

одиночку или группами стоят на улицах многих деревень и городов. Это

колоколообразные сооружения разной величины - от гигантских до размера в

человеческий рост. Не пытайтесь искать вход в ступу - таковой и не

предусмотрен. Ступы олицетворяют легендарную и священную гору Меру, которая

считается центром Вселенной.

Отчетливая черта буддийской ступы - етырехчленность. Четырехчленная

структура ступы связана с космологическими представлениями буддизма,

согласно которым Вселенная по горизонтали изображается в виде квадрата

(земля), вписанного в круг (небо). Вселенную выражает знак мандалы, т. е.

окружности, круга, диска (перекличка с дисками Солнца и Луны).

Среди буддийских храмов наиболее известны древнейшие во всем буддийском

мире ступы Сваямбунатх и Бодх-натх, находящиеся соответственно к западу и к

востоку от Катманду. Сва-ямбунатх расположен на холме, тогда как Бодхнатх —

на плоском участке.

Основание у ступ квадратное, на нем покоится полусферический купол,

олицетворяющий небо. Над полусферой возвышается куб (символ земли). На

каждой из четырех боковых сторон куба изображена пара всевидящих

проницательно-строгих глаз Будды. Между ними - нечто похожее на

вопросительный знак; так изображается цифра один -символ "добродетели -

единственного пути в океан счастья". Над кубом -ступенчатый шпиль

конической формы. Ступеней на шпиле 13, по числу буддийских небес и

ступеней познания. На самом конце ступы - зонтообразное навершие,

символизирующее Солнце и Луну.

В селениях же Северного Непала стоят гораздо более скромные сооружения

-чхортэны, как и ступы, служащие хранилищем священных буддийских реликвий,

а также останков святых. Это башня с заостренной крышей, рядом - бамбуковый

шест с флагом. Стоящие на возвышенных местах, они предназначены для защиты

от злых духов.

Свое происхождение ступы и чхортэ-ны берут от индийских могильных курганов

добуддийской эпохи, т. е. от земляных холмов. Тогда внутри этих курганов

хоронили людей в сидячем положении в позе йога. В Северном Непале почти в

каждом селении есть ламаистская часовня - гомпа или монастырь.

У стен буддийских святилищ установлены длинные ряды вращающихся на

вертикальной оси цилиндрических барабанов, внутри которых листы с молитвами

(тексты молитв могут быть также выгравированы на их поверхности).

Многократное провертывание этих барабанов молящимися заменяет чтение ими

молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз вы "прочли" молитву.

Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается

нечистой (поэтому вручают и принимают подарки в Непале только правой

рукой). И торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он

находился от вас но правую руку.

Еще больше, чем ступ, в Непале пагод (индуистских и буддийских). Особенно

ими славятся города долины Катманду. Пагоды - многоярусные культовые

сооружения (ярусов может быть до семи и даже до девяти). Непальская

архитектура пагод оказала большое влияние на строительное искусство Тибета

и Китая. Есть мнение (хотя и спорное), что стиль пагод зародился именно в

Непале. Знаменитый дворец По-тала в Лхасе имеет немало деталей в непальском

стиле. В VI в. там была построена пагода Джоканг, в которую установили

статуи Будды, доставленных из Непала. Новый взлет непальской (точнее,

неварской) архитектуры в XIII в. оказал влияние на искусство Китая.

Крупнейший непальский архитектор и скульптор Арнико вместе с другими

непальскими мастерами в середине XIII в. был приглашен в Китай. В Пекине по

его проекту была построена Белая пагода храма Мяоинсы, в Тибете - Золотая

пагода. Мастерство Арнико было настолько высоко оценено правителями

Поднебесной, что архитектор остался в Китае навсегда.

Места религиозного поклонения ин-дуистов - мандиры, или мандапы. Самый

крупный храмовый комплекс — Пашунатинатх на восточной окраине Катманду,

возвышающийся над рекой Багмати. Непал считают родиной бога Пашупати

("владыки всех живых") -одной из ипостасей бога Шивы. Храм Пашупати

почитается самым священным индуистским памятником в мире, это своего рода

Мекка для индуистов.

И в обычные дни, и тем более в праздники (особенно в праздник Шива-рат-ри)

к Пашупатинатху стекаются тысячи людей (многие из Индии). В толпе обращают

внимание своим обликом сад-ху - "святые люди", одетые в отрепья, со

спутанными и свалявшимися длинными волосами. Садху отличаются полнейшей

отрешенностью от всего суетного и ведут отшельнический образ жизни. В храме

люди совершают пуд-жу - подношение Шиве в виде цветов, святой воды, пасты

из сандалового дерева. Войти в храм разрешается только индуистам,

неиндуистам вход строго запрещен.

Приходят к храму и поселяются в специальных помещениях на берегу реки

Багмати старики и больные люди, почувствовавшие приближение смерти. Желание

этих глубоко верующих людей - быть кремированными у ступеней храма,

нависающих над рекой Багмати. Прах их поплывет вниз но мутным водам

Багмати. Вообще индуистский Непал это страна без кладбищ.

Паломничество к святым местам как буддизма, так и индуизма - важный элемент

духовной жизни непальцев.

Праздники. Благодаря многообразию религий и духовных традиций в Непале

обилие праздников как религиозных, так и нерелигиозных. Часть из них

отмечается по всей стране, другие – лишь в некоторых районах или только

отдельными общинами. Они оживляют тяжелую повседневную жизнь (выходной день

в неделю один - суббота). В Непале отмечают День отца, День матери, День

брата, День учителя-наставника и другие. В этом проявляется почитание

непальцами родственных и не только родственных отношений. Уважительность,

почтительность, чувство благодарности - национальные черты характера

непальцев.

Самые большие религиозные праздники у индуистов Непала посвящены богам

Шиве, Вишну, Индре, Дурге, Лак-шми, Кришне. Вообще же богов в индуистском

пантеоне такое поразительное множество, что разобраться в них тяжело и

самим непальцам. Пожалуй, самый значительный праздник - дашайн, посвященный

богине Дурге и символизирующий победу добра над злом. Праздник этот

отмечают 10 дней. Кульминация праздника приходится на десятый день, когда,

по преданию, богиня Ду.р-га убила демона в образе буйвола.

Не забывают здесь почитать не только богов, но и вполне реальных животных

(например, коров, змей), деревья (пипал - олицетворение Вишну, баньян

-олицетворение Шивы, а у индуистов-неваров - еще и бел) и даже травы.

Известно, что коровы и быки - священные для индуистов животные. Водители

автомобилей обязаны аккуратно объезжать их, свободно бродящих но городским

улицам. Торговцы овощами стараются отвлечь внимание коров от привлекающей

их зелени, но ударить это священное животное считается большим грехом. Даже

старых коров, не дающих уже молока, запрещено убивать; для них существуют

специальные помещения - гаушала. Обычно непальцы используют волов только

как тягловую силу, а невары даже этого не делают, считая, что заставлять

работать этих животных так же грешно, как и причинять боль. Помимо

повседневного бережного отношения к корове существует и особый день

почитания этого животного, которое непальцы счита-

ют олицетворением богини богатства Лакшми. Утром этого дня в каждой семье

совершают специальный обряд, угощая корову вкусной сдой и фруктами. Вечером

же группы женщин, идя от дома к дому, поют песни в честь Лакшми и коровы;

сами же дома по праздникам освещены лампадами. А на следующий день

чествования удостаиваются волы, без которых невозможно обойтись на полевых

работах.

Из других животных особенно глубоко почитают в Непале змей - нагов. Увидев

змею, непалец никогда ее не убьет, а просто спокойно обойдет. Змеи

считаются основой мироздания, а бог Вишну изображается лежащим на ложе из

змей. В Непале под Новый год (в середине апреля) отмечают праздник змей -

"бискет", а в июле еще более важный праздник -нагапанчами. В этот день люди

оставляют перед домом угощение для змей -фрукты, сладости, и прежде всего

молоко. Считается также, что змея олицетворяет воду: ведь тело змеи

извивается, подобно речному руслу. Присутствие змей мыслится как гарантия

дождей, а значит, и хорошего урожая. Не зря каждый вырытый водоем в долине

Катманду украшает каменное изваяние змеи.

Почитаются в Непале и водотоки -реки, ручьи, родники. Особого поклонения

удостаиваются реки Багмати и Вишнумати в долине Катманду, а также Кали-

Гандак на западе страны. Впрочем, отдается дань и незначительным водным

объектам местного, так сказать, масштаба.

Есть и праздники, связанные с годичным циклом и сельскохозяйственными

работами. После сбора урожая в праздник Тихар молодежь ходит по деревням и

распевает веселые песни, напоминающие наши частушки: один начинает песню,

второй подхватывает, третий заканчивает. Ну а Новый год в Непале можно

отмечать в зависимости от календаря хоть четыре раза! Кстати, праздничные

дни определяются в Непале обычно на основании лунных календарей, то есть с

учетом разных фаз луны.

Состояние природной среды и ее охрана

В развитых странах экологические проблемы порождаются прежде всего

промышленностью и средствами транспорта. А вот в Непале, стране

слаборазвитой и аграрной, основная причина резкой деградации природы иная -

сведение лесов ради расширения обрабатываемых земель. Дело в том, что

сельскохозяйственное производство не поспевает за быстрым ростом населения

и спросом на продовольствие. Кроме того, леса дают дрова, а это практически

единственный источник обогрева непальских домов.

Дров наломали в Гималаях столько, что это привело к массовому уничтожению

лесов, оголению горных склонов. Многие склоны Гималаев, недавно еще

зеленые, сейчас выглядят безжизненными. В результате развиваются оползневые

процессы и убыстряется эрозия почв. Экологи всего мира бьют тревогу:

"Уникальная природа Гималаев гибнет!"

Бесхозяйственное пользование природными богатствами проявляется и в

браконьерстве. Оно продолжает наносить большой ущерб растительному и

животному миру. Особенно трудно проконтролировать незаконный сбор

лекарственных трав, вывоз которых за границу приносит хороший доход

(полиция обнаруживает примерно 5% лекарственных трав,

вывозимых из страны контрабандным путем).

Не ограниченная в прошлом охота привела к резкому сокращению многих видов

животных, в том числе таких крупных, как дикие слоны, носороги, тигры,

леопарды. Теперь закон запрещает охоту на исчезающие виды животных.

В организации поистине королевских охот на слонах особенно преуспевали

наследные премьер-министры Рана. Основоположник института наследственных

премьер-министров Джанг Бахадур Рана в 1911 г. устроил в честь английского

короля Джорджа V охоту, в которой участвовало 975 домашних слонов и

соответствующее число охотников. Трофеи впечатляют: во время той охоты было

поймано более двадцати диких слонов, убито множество тигров, носорогов,

диких буйволов, медведей, крокодилов, кабанов, не говоря уже о дичи. А 10

лет спустя следующий премьер-министр устроил в честь приглашенного в Непал

принца Уэльского охоту, в которой участвовало более 600 слонов.

Последнюю охоту с таким размахом организовали по случаю прибытия британской

королевы Елизаветы II в 1961 г. Пышность была поразительная. Специально

соорудили взлетно-посадочную полосу. Обширный участок девственных джунглей

был расчищен бульдозером, и на пустыре оборудовали грандиозный охотничий

лагерь. После обработки территории лагеря ядохимикатами туда согнали

рабочих, которые, ползая по земле, вылавливали могущих причинить вред

королеве жуков, скорпионов и прочих гадов. В 11-комнатный охотничий домик,

построенный для приема королевы, был проведен даже водопровод с горячей

водой.

В целях сохранения природы в Непале расширяется сеть национальных парков и

заказников во всех основных климатических зонах - тераях, в среднегорье и

высокогорье. Пока их 14, и они занимают 10,8% территории Непала. Самые

известные: Читван в тераях, Сагарматха на склоне Джомолунгмы, Ламтанг к

северу от Катманду, а также Кхаптад в западной части страны.

Первый по времени возникновения национальный парк — Читван. Его площадь —

932 км2. Читван в переводе с непали означает "Лес леопардов". Здесь раньше

обитало множество леопардов и бенгальских тигров. В последние десятилетия

их количество резко сократилось. Та же судьба постигла и большого

индийского носорога, на которого велась безжалостная охота ради его рога,

используемого для лечебных целей.

В национальном парке Читван, а также в заповеднике Сукла-Пхан- та,

находящемся на юго-западе страны, водится много диких слонов. Непальцы

глубоко почитают слона. Об этом говорит хотя бы то, что, когда слон

проходит по дороге, люди кланяются ему. Часто непальцы берут пыль с того

места,

куда ступила нога слона, и этой пылью ставят тику на лбу. Считается, что

это приносит удачу, да и вообще слон - символ удачи (вспомним слоников на

комодах наших бабушек!).

Национальный парк Сагарматха расположен у подножия величайшей вершины в

мире на площади 1148 км2. Здесь водятся снежные барсы, гималайские медведи,

мускусные олени (кабарга). Среди орнитофауны наиболее знаменита птица данфе

(разновидность фазана), являющаяся национальным символом Непала. В этой

символике есть связь с национальным характером: не случайно непальцы отдали

предпочтение скромной и пугливой данфе, а, скажем, не воинственному и

надменному орлу.

Вот каких животных очень мало в Непале, так это обычных домашних кошек! И

хотя их можно увидеть в непальских домах, в жилые комнаты их не пускают.

Непальцы, так же как и мы, считают недоброй приметой, если кошка перебегает

дорогу. Но есть и такие приметы, которых у нас нет. Согласно непальскому

поверью, если кошки устраивают драку в доме, следует ждать в семье

внебрачного ребенка, чего, естественно, не очень хотят.

ЖИВАЯ БОГИНЯ КУМАРИ

В Непале множество богов и богинь, но есть и живая богиня по имени Кумари.

По преданию, она считается воплощением богини Таледжу, покровительницей

династии Малла. Легенда рассказывает, что в старые времена короли обшались

с Таледжу, беседовали и даже играли с ней в кости. Но однажды последний

раджа этой династии Ажай Пракаш Малла, очарованный красотой богини,

влюбился в нее. Рассерженная этим, богиня навсегда покинула дворец,

предупредив, что отныне станет являться людям лишь в образе маленькой

девочки - Кумари. С тех пор в среде буддистов-неваров и в рамках одной-

единственной касты ювелиров {баре) выбирают ту единственную девочку,

которая достойна стать воплощением богини Таледжу. Перед тем, как допустить

девчушек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у

них ни разу не выступала на теле кровь, и все они соответствующего

происхождения. Кроме того, будущая богиня подвергается испытанию на

бесстрашие: девочку оставляют на ночь в комнате, уставленной изваяниями

страшных животных и в которую врываются люди, переодетые в"привидения".

Затем избраннииу жюри переселяют из семьи в трехэтажный храм неподалеку от

старого королевского дворца, где она находится под опекой няни, а также

индуистского священника (тоже обязательно невара). Девочка живет в храме

несколько лет без обычных детских радостей)вплоть до появления на ее теле

первой крови (то есть до мен-струаиии) или выпадения первого зуба. С этого

момента она перестает быть живой богиней и возвращается в семью.

Кумари - единственная, кто имеет право поставить тику королю и которой

кланяется король. Происходит это раз в году во время праздника

Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи, и

богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на

годичный срок, до праздника в будущем году.

Быть Кумари, с одной стороны, почетно, а с другой - вовсе не радостно.

Левочка практически лишается детства, а потом очень трудно выйти замуж, так

как по стойкому поверью женитьба на кумари приносит несчастье. Да и

родители Кумари никакими привилегиями не пользуются.

Хозяйство

Общая характеристика. Непал относится к группе наиболее бедных

развивающихся стран. Современная промышленность стала появляться в Непале

лишь в 50-е годы, и сельское хозяйство продолжает составлять основу

экономики. В аграрном производстве занято 90% населения страны, и оно дает

41% ВНП, тогда как промышленность только 10%. В Непале, как в стране

развивающейся, существует система экономического планирования: начиная с

1956 г. составляются пятилетние планы экономического развития (на манер

существовавших ранее у нас). Примерно половина капитальных вложений на

реализацию пятилетних планов привлекается из-за границы в виде займов и

грантов.

Сельское хозяйство. Основная масса земли в Непале принадлежит крупным

землевладельцам, которые сдают ее страдающим от малоземелья крестьянам. За

арендуемую землю крестьяне платят помещику до 50% урожая. Считается, чтобы

прокормить себя, средняя крестьянская семья из 6 человек должна иметь как

минимум 1 га земли, но у 2/3 крестьян наделы меньше 1 га, а у 43% не

дотягивают и до 0,5 га. Помещики умело обошли законодательные ограничения

на излишки земли (расписав свою землю на родственников), и земельная

реформа не имела большого успеха.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.