![]() |
|
|
НепалВ семьях же низких каст, а также у коренных жителей горного Непала на развод всегда смотрели много проще, и даже описанные ухищрения не требовались. Непал — страна горная, и неудивительно, что расселение вне тераев имеет очаговый характер. О контрастности расселения свидетельствуют показатели плотности населения: в освоенной полосе - тераях - плотность населения составляет 200 чел./км2, а в горных районах - менее 10. Однако с учетом "нагрузки" населения не вообще на территорию, а на сельскохозяйственные угодья окажется, что горные районы с их нехваткой обрабатываемой земли еще перенаселеннее, чем тераи. Особенно плотно заселены в силу благоприятных природных условий небольшие межгорные долины Среднего Непала (рекордная плотность в долине Катманду -свыше 1000 чел./км2). Урбанизация в Непале только началась. И но доле городского населения (9,2%, по данным переписи 1991 г.) Непал занимает одно из самых последних мест в мире. Критерии города в Непале время от времени меняются. С 1976 г. нижний порог людности городского населенного пункта стал 9 тыс. чел. Городов сейчас - 33. В 1991 г. в городах проживало 1,7 млн чел. Подлинно большим городом можно считать только столицу страны - Катманду (вместе со сросшимся с ним Лалитпуром). Перепись 1991 г. зарегистрировала в Катманду 421 тыс. жителей, а в Лалитиурс - 116 тыс. Вообще же города располагаются преимущественно близ границы с Индией. Там же находится и второй по величине непальский город - Биратнагар (129 тыс. жителей). В средней, горной части страны (но вне долин), городов лишь единицы (Хетауда, Бутвал, Тансен Дхаран). Причина задержки урбанизации - слабое развитие промышленности. К примеру, в Катманду в промышленности трудится всего 6% экономически активного населения, в Ла-литпуре - 8%, Биратнагаре - 15%. Господствующее направление миграций населения в настоящее время - с севера на юг: жители гор, не находя работы у себя в деревнях, ищут счастья в равнинных районах. Поэтому одна из главенствующих задач - ослабить "бегство горцев", стимулировав экономическую базу горных территорий. ОБРАЗОВАНИЕ За последние несколько десятилетии Непал добился значительных успехов в развитии народного образования. В настоящее время общеобразовательные школы появились даже в отдаленных гималайских селениях. Начальное образование -пятилетнее (дети начинают учебу в 6 лет). Продолжительность среднего образования также 5 лет (дети начинают эту ступень в 11-летнем возрасте). Среднее образование разделяется на два цикла - двухлетний (неполное среднее образование) и последующее - трехлетнее. В школу ходит 75% детей - 94% мальчиков и 54% девочек. В средних школах обучается 34% детей соответствующего возраста. В настоящее время обучение в 1-3-х классах бесплатное, но оно не является обязательным. Получение среднего образования заканчивается сдачей в 10-м классе государственного экзамена. Грамотных (умеющих читать и писать) среди лиц старше 15 лет - 27,5% (среди мужчин - 41 %, а среди женщин - всего 14%). Высшее образование в 1991 г. имело всего 0,3% населения (18 тыс. чел.). Действуют три университета, из которых два - государственные, а один - частный, появившийся совсем недавно. Самый крупный университет - Трибхуванский, основанный в 1959 г. рядом со столицей (назван в честь деда нынешнего короля). Примерно тогда же была создана Королевская академия Непала, призванная способствовать развитию литературы, искусства, науки. Для развития образования в широком смысле очень важна роль средств массовой информации: печати (первое периодическое издание появилось сто лет назад), радиовещания (передачи начались в 1950 г.), а также телевидения (телестудия существует с 1985 г.). ЖИЛИЩЕ И БЫТ НЕПАЛЬЦЕВ Жилье. Дома в разных частях страны весьма отличны друг от друга. В городах долины Катманду и всей центральной части страны (особенно в административных центрах округов) преобладает неварский тин дома. Там дома обычно стоят вплотную друг к другу. Они кирпичные, имеют 2 - 3, а иногда и 5 этажей. Отличительная черта традиционных домов: крыши опираются на подкосы и выступают далеко вперед, образуя карнизы. Это защищает от горячего и слепящего солнца. Крыши делаются крутыми, чтобы вода быстро стекала во время муссонных ливней. В городах кровля из черепицы и шифера, а в деревнях - из соломы или дранки. Часто к домам на уровне первого этажа пристраиваются открытые веранды. Стены и окна неварских домов дополняются различными деревянными элементами - галереями, наличниками, ставнями, резными решетчатыми рамами, заменяющими стекла в окнах. Первые этажи используются под кухню, склад, а если хозяин - торговец, то под магазинчик, лавку. В домах не-варов, впрочем, кухня помещается на самом верхнем жилом этаже, так как она считается местом сбора за трапезой только членов семьи, но не гостей. Размещение, кухни наверху гарантирует, что туда не заглянет кто-либо из посторонних. Крестьянские дома, в отличие от городских, строятся из необожженного кирпича или камня, не имеют террас и окон на первом этаже – там располагаются кухня и хлев. Печь на кухне не имеет дымохода. На втором этаже помимо жилого помещения находится кладовая. Смотрятся крестьянские дома довольно эффектно: на крышах возвышаются желтые горки кукурузных початков, а под крышами свисают гирлянды красного перца. В тераях деревенские дома более легкие. Стены их представляют собой плетенный из бамбука каркас, обмазанный глиной; вместо окон небольшие вентиляционные отверстия; крыша тростниковая. В высокогорье жилища тибетского типа. Так как проливные муссонные дожди в высокогорьях редки, то и крыши делают плоскими, из прессованной земли или сланца. Первый, темный этаж отводят для хранения дров и содержания скота, жилье — на втором. Свет проникает в жилое помещение через два-три небольших оконца. Печей нет, а очаг выкладывается из каменных плит прямо на иолу. Дымохода не делают, поэтому, когда топят, помещение наполняется едким дымом. Никакого центрального или внутреннего отопления даже в крупных городах нет, хотя зимой даже в долине Катманду холодно. В последнее время помимо печей или жаровен с углем в состоятельных семьях используют электрообогревательные приборы. Внутреннее убранство непальских жилищ, особенно в деревнях, очень скромное. Если в городских домах еще можно увидеть привычную для нас мебель - столы, стулья, кровати, шкафы, то в деревенских мебели почти нет. Спят обычно на циновках, коврах, матрацах; лишь иногда глава семейства имеет кровать. Постельные принадлежности держат в сундуке. В кухне, где находится кирпичная печь, всю стену занимает кухонная утварь - горшки, кувшины, сковородки, миски. Одежда. В одежде непальцев из разных этнических групп, в общем-то весьма разнообразной, есть некоторые общие черты. Типичный костюм мужчины - жителя долины Катманду состоит из длинной приталенной рубахи - даура, завязываемой на тесемках сбоку, брюк - сурувал -плотно обтягивающих ноги, но широких в бедрах, и пояса патука - куска ткани, наматываемого на талию поверх рубахи и брюк (впрочем, в последнее время патука уже не в моде). Одежду завершают черный жилет - истакот, а в городах - пиджак европейского типа. На голове принято носить легкую матерчатую шапочку - топи, напоминающую пилотку (она бывает либо пестрой, либо в торжественных случаях черной). Женщины на юге, а также в Среднем Непале носят, как и индийские женщины, сари. Сари - это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5 - 6- метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть туловища. Неварки и жители Северного Непала носят прямую темную юбку, пеструю короткую кофту чоло, оставляющую открытой полоску живота и спины. Одежду дополняет яркая шаль. Девушки и женщины многих народностей любят украшать шею бусами в несколько рядов, носить на запястьях просторные и широкие браслеты, а в ушах - крупные серьги в виде обручей (мундри). Часто у женщин (но только не у неварок) можно увидеть кольцо, пропущенное через перегородку носа. Нередко у одного из крыльев носа укрепляют драгоценный камушек в оправе -пхули (эту моду недавно позаимствовала и европейская молодежь). По тому, какие украшения на женщине, можно определить, замужем она или нет. Замужняя носит поте - бусы из мелких бусинок и медной или золотой трубочкой посредине, чура — стеклянные браслетки, а в некоторых случаях асар-фи - кольцо с припаянной к нему золотой монетой. Синдуром - красным порошком посыпается пробор в волосах невесты. Женщины-индуистки украшают себе лоб тикой - цветным, обычно красным, пятнышком, означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет - цвет крови символизирует полнокровную жизнь (жизнь же вдовы в индуистской традиции не считается полноценной). Не зря в праздничных нарядах непальских женщин красный цвет преобладает. ациональная еда. Большинство населения питается скудно. Мяса едят мало и не каждый день. Индуисты употребляют козлятину и баранину, но ни в коем случае не говядину, ведь корова — это священное животное. По той же самой причине непальцы высоко ценят коровье молоко. Правда, употребляют его не столько в свежем виде (в жарком климате оно быстро киснет), сколько в виде простокваши. Гостей принято угощать в деревнях простоквашей, а в городах - чаем с добавлением молока. Масло едят, но не обычное, а топленое -гхиу, немаловажное достоинство которого состоит в том, что оно не горкнет. Это масло широко используется для приготовления пищи. Характернейшая черта непальской кухни - обилие в ней острых приправ и соусов с использованием пряностей, специй, прежде всего перца (особенно в тераях). Основной продукт питания - рис (но не всюду: в горных районах, где он не родится, рис - дефицит). Впрочем, беднейшие крестьяне могут позволить себе рис далеко не всегда, а только по праздникам. Жители (даже состоятельные) небогатого рисом Западного Непала едят рис только по утрам,а на ужин готовят лепешки из пшеничной муки. Во время праздников в неварских домах вместо вареного риса подают рисовые хлопья - чиура. Вареный рис, если к нему притрагивается представитель более низкой касты, считается оскверненным, и представитель высокой касты никогда такой рис есть не станет. А вот на рисовые хлопья такие строгости не распространяются! Рис непальцы любят смешивать с овощами, обязательно сдабривая приправами. В городских семьях обычная еда утром и вечером - вареный рис с приправой из бобов, овощи. В деревнях же, особенно в горных местностях, простые крестьяне трапезничают дхендо — кашей из кукурузной муки, но приготовленной не на молоке, а на воде. К такой каше полагается непременно острый ачар, а овощей и приправ может и не быть. Ачар — излюбленная приправа непальцев. Для приготовления ачара используют зелень (кинзу, мяту), овощи (помидоры, красный перец, редис), фрукты (неспелое манго и другие кисло-сладкие плоды), масличные зерна (кунжут и др.). Блюдо из отварного риса, овощей и острого бобового соуса, называемое даль-бхат- таркари, столь же распространено в Непале, как в России отварная картошка или пельмени. Кстати, и в Непале едят пельмени (но только круглой формы). Хлеб выпекается из пшеничной и ячменной муки. Горцы - бхотия и шерпы — хлеб не пекут, а используют ячменную муку для изготовления клецок. Орудия труда и трудовые традиции. Важнейший элемент традиционной культуры каждого народа – орудия труда. Универсальным орудием непальцев можно считать кхукри - короткий нож с широким, сильно изогнутым лезвием. Это и национальное оружие (непременный элемент амуниции солдат-гуркхов), а с другой стороны, незаменимый предмет в хозяйстве, повседневно используемый как нож, топор, серп. Когда-то мужчины носили кхукри в ножнах, прикрепленных к поясу, теперь это распространенный непальский сувенир, предлагаемый туристам. Основные орудия крестьянина хало -деревянный плуг и кодали - мотыга с короткой ручкой. Крестьяне долины Катманду обрабатывают землю исключительно мотыгой-кодали: запрягать же волов в плуг считается грехом. Работая кодали, садятся на корточки. В такой позе непальцы любят и отдыхать, а вот у их соседей-индийцев привычки к такой позе нет. Сельские, да и городские жители много времени проводят в дороге из деревни в город, в другую деревню, из города в деревню. За пределами городов нет автомашин, да и велосипед - вещь здесь малопривычная и редкая. На большей части страны транспортировка грузов осуществляется по пешеходным тропам. Люди привыкли к долгим переходам по крутым горным тропам, да еще не с пустыми руками, а с грузом. Впрочем, выражение "не с пустыми руками" здесь неуместно: руки остаются пустыми, а груз принято нести на спине. Горцы для переноски обычно используют высокие и вместительные плетеные корзины или короба, сужающиеся книзу (доко). Корзина крепится с помощью ремня к голове, точнее, ко лбу. Также ко лбу крепят и груз без тары, например, вязанку дров, ведь древесина - основное топливо в непальском быту. Невары же предпочитают переносить груз с помощью прямых (а не изогнутых, какие были у нас в России) наплечных коромысел, на которых подвешивают корзины или мешки. Ремесло носильщика -одно из самых распространенных в Непале. Надежные помощники носильщика - вьючные животные. Высоко в горах это яки и овцы, пониже - лошади, в тераях -слоны. Вдоль дорог и троп часто можно видеть специальные остановки для путников и носильщиков. Эти остановки называют ча-утпара, что можно перевести как "приют". Они обычно делаются под широкой и густой кроной деревьев пипал и бар {баньян). Мы можем легко представить их, мысленно увеличив до размеров дерева наши домашние фикусы с глянцевитыми листьями, стоящие в кадках. Эти два дерева считаются в Непале мужем и женой, и их сажают но разные стороны дороги. Вокруг дерева из плоских камней выкладывают платформу округлой или четырехугольной формы высотой чуть выше пояса человека. На эту платформу и ставит путник груз. Так, не снимая ноши и используя се как опору для уставшей спины, человек немного отдыхает, переводит дух. Можно, конечно, взобраться на площадку и прилечь. Чаутара - излюбленное место встречи деревенских юношей и девушек, отправляющихся вместе, например, за хворостом в лес. В Непале даже принято измерять расстояние не в обычных мерах длины или времени, а количеством таких остановок. Расстояние между остановками составляет в среднем 1 кос (3,2 км). 24 часа из жизни непальской семьи. В непальской семье в гораздо большей степени, чем в России, быт - забота женщин. Можно сказать, что непальский дом целиком держится на женских плечах. Первыми в семье просыпаются женщины, причем просыпаются рано, еще до того, как петухи возвестят о начале нового дня. Закончив уборку дома, еще на рассвете они спешат с кувшином за водой к источнику. Водопровод есть только в современных домах, простым же женщинам из небогатых семей даже в городах приходится ежедневно носить воду. В Непале не принято употреблять оставшуюся со вчерашнего дня воду для умывания и пищи; она годится только для мытья посуды. Вернувшись домой с кувшином чистой водой и, естественно, завершив свой утренний туалет, женщины молятся у алтаря семейного божества. Затем наступает очередь хлопотать в кухне - приготовить завтрак, пока мужчины умываются, а глава семьи совершает утреннюю молитву у алтаря. В Непале женщины обычно "домохозяйки", забота же мужчин зарабатывать на жизнь где-то вне дома: в поле, в мастерской, на фабрике, в магазине и т. п. На работе плотно обедать не принято, обычно пьют чай и перекусывают (если позволяет заработок). А вот утром и вечером, т. е. до и после трудового дня, принято есть основательно. Накормив и отправив взрослых мужчин и детей на работу и в школу, женщина наконец может позавтракать и ама, чаще всего остатками еды на столе. Женщины в Непале едят только после того, как все мужчины и дети в семье уже накормлены. Пока мужья на работе, городским женщинам нужно переделать много разных домашних дел. Это мойка посуды, стирка белья, шитье, вязание. Деревенские женщины должны еще и успеть позаботиться о домашних животных: корове, козах, птице и т. п. Деревенские девушки отправляются в лес за зеленой травой скоту и дровами для очага. Между прочим, расстояние до леса немаленькое: лесов поблизости от деревень уже почти не сохранилось. Юноши тоже не остаются без дела: их задача — пасти скотину. К вечеру вся семья в сборе. Наступает время ужина. Еда почти та же, что и утром, но это не остаток от завтрака -пища обязательно должна быть свежеприготовленной. Дело в том, что жаркий непальский климат не позволяет сохранить пищу в свежем виде даже в течение дня, она быстро портится. Конечно, сейчас в продаже есть холодильники, но далеко не все семьи в состоянии их купить. Вот и приходится бедным непальским женщинам стряпать и утром, и вечером. После ужина горожане могут и отдохнуть, заняться чем-то приятным. В городах теперь много всего, чем можно заняться: и послушать радио, и посмотреть телевизор (в некоторых домах есть и видео). Но в деревнях, особенно в отдаленных, телевидения нет, и люди могут послушать разве что радиоприемник. Впрочем, в деревне всегда забот больше. Крестьянские семьи, как и встарь, проводят вечерние часы за традиционными занятиями: лущат кукурузу, плетут циновки или делают что-нибудь в этом роде. Между делом ведут небыструю беседу: обмениваются деревенскими новостями, рассказывают ребятишкам сказки... ГОВОРЯЩИЕ КАМНИ Где горы, там много камней. И неудивительно, что камень широко используется в Непале. Естественно, прежде всего как строительный материал. В деревнях стены домов выкладывают из камней, в Западном же Непале каменными делают не только стены, но и крыши. Камень у непальцев ассоциируется с твердостью, надежностью. В старину непальцы для обозначения государства использовали слово "дунго", что значит "камень". Такая ассоциация, видимо, связана с тем, что из камня строились и крепости, и дворцы государей. Камень идет не только на строительство. В Непале множество каменных изваяний, установленных в честь различных божеств. Есть скульптуры и в честь правителей, но нигде нет надгробий, ведь Непал, как мы знаем, - "страна без кладбищ". Особенно много каменных фигур можно встретить у источников воды. Это каменные фигуры морского животного - макара; из его открытой пасти струится прохладная вода. Над ним стоят фигуры других божеств (чаше всего Ганеша), а пол ним - фигуры Шивы и Бхагиратха, которые напоминают легенду о падении Ганги с небес на землю. Смысл этих скульптурных композиций понятен каждому непальцу. Такие камни говорят без слов. Но есть в Непале камни, которые действительно говорят - камни с высеченными на них текстами. Первый "говорящий" камень, найденный в Непале, -столб, сооруженный в 464 г. раджой Манадевом из династий Личчхавов перед храмом Чангунараяна в долине Катманду. "Говорящие" столбы, по которым потомки узнают о деяниях раджей, о своей истории, встречаются в Непале (особенно в долине Катманду) почти на каждом шагу. Они получили название шила-патра, т. е. "каменное письмо". Они действительно являются письмами, адресованными потомкам. Такие "каменные письма" установлены перед храмами разным божествам, у старинных дворцов, а часто просто валяются у дороги и на полях. Написаны они на санскрите, языках невари и непали. Но есть старинная каменная плита со словами на 15 (пятнадцати!) языках, в том числе на таких "заморских", как латынь, английский, французский и арабский. Установлена плита раджой Пратапом Маллом в 1654 г. на стене собственного дворца Ханумандхока в Катманду. Автор текста - сам раджа, гордо носивший титул "царя поэтов". Его стихи с восхвалениями разных божеств можно прочесть у подножий храмов, что вокруг дворца. Но для чего понадобилось радже устанавливать многоязыкую плиту? Вероятно, чтобы продемонстрировать подданным еше один свой талант - талант полиглота. Но каким образом раджа выучил европейские языки, если в то время в Непале не было никаких книг на этих языках? Остается предположить, что помошь радже оказали европейские миссионеры, которые именно в ту пору стали появляться в Непале. Кстати, полностью весь текст на плите еше не расшифрован. "Царь поэтов" установил перед входом в свой дворец высокий столб, на верху которого размешены каменные фигуры членов его семейства. Так была заложена основа новой традиции - и вскоре подобные столбы стали появляться перед дворцами раджей Лалитпура, Бхактапура и даже Горкхи. Самый же древний столб на территории Непала - это всемирно известный Ашокастамбха. Его установил император Индии Ашока в III в. до н. э. на |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |