реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Непал

В семьях же низких каст, а также у коренных жителей горного Непала на

развод всегда смотрели много проще, и даже описанные ухищрения не

требовались.

Непал — страна горная, и неудивительно, что расселение вне тераев имеет

очаговый характер. О контрастности расселения свидетельствуют показатели

плотности населения: в освоенной полосе - тераях - плотность населения

составляет 200 чел./км2, а в горных районах - менее 10. Однако с учетом

"нагрузки" населения не вообще на территорию, а на сельскохозяйственные

угодья окажется, что горные районы с их нехваткой обрабатываемой земли еще

перенаселеннее, чем тераи. Особенно плотно заселены в силу благоприятных

природных условий небольшие межгорные долины Среднего Непала (рекордная

плотность в долине Катманду -свыше 1000 чел./км2).

Урбанизация в Непале только началась. И но доле городского населения (9,2%,

по данным переписи 1991 г.) Непал занимает одно из самых последних мест в

мире. Критерии города в Непале время от времени меняются. С 1976 г. нижний

порог людности городского населенного пункта стал 9 тыс. чел. Городов

сейчас - 33. В 1991 г. в городах проживало 1,7 млн чел.

Подлинно большим городом можно считать только столицу страны - Катманду

(вместе со сросшимся с ним Лалитпуром). Перепись 1991 г. зарегистрировала в

Катманду 421 тыс. жителей, а в Лалитиурс - 116 тыс. Вообще же города

располагаются преимущественно близ границы с Индией. Там же находится и

второй по величине непальский город - Биратнагар (129 тыс. жителей). В

средней, горной части страны (но вне долин), городов лишь единицы

(Хетауда, Бутвал, Тансен Дхаран). Причина задержки урбанизации - слабое

развитие промышленности. К примеру, в Катманду в промышленности трудится

всего 6% экономически активного населения, в Ла-литпуре - 8%, Биратнагаре -

15%.

Господствующее направление миграций населения в настоящее время - с севера

на юг: жители гор, не находя работы у себя в деревнях, ищут счастья в

равнинных районах. Поэтому одна из главенствующих задач - ослабить "бегство

горцев", стимулировав экономическую базу горных территорий.

ОБРАЗОВАНИЕ

За последние несколько десятилетии Непал добился значительных успехов в

развитии народного образования. В настоящее время общеобразовательные школы

появились даже в отдаленных гималайских селениях. Начальное образование

-пятилетнее (дети начинают учебу в 6 лет). Продолжительность среднего

образования также 5 лет (дети начинают эту ступень в 11-летнем возрасте).

Среднее образование разделяется на два цикла - двухлетний (неполное среднее

образование) и последующее - трехлетнее. В школу ходит 75% детей - 94%

мальчиков и 54% девочек. В средних школах обучается 34% детей

соответствующего возраста.

В настоящее время обучение в 1-3-х классах бесплатное, но оно не является

обязательным. Получение среднего образования заканчивается сдачей в 10-м

классе государственного экзамена.

Грамотных (умеющих читать и писать) среди лиц старше 15 лет - 27,5% (среди

мужчин - 41 %, а среди женщин - всего 14%).

Высшее образование в 1991 г. имело всего 0,3% населения (18 тыс. чел.).

Действуют три университета, из которых два - государственные, а один -

частный, появившийся совсем недавно. Самый крупный университет -

Трибхуванский, основанный в 1959 г. рядом со столицей (назван в честь деда

нынешнего короля). Примерно тогда же была создана Королевская академия

Непала, призванная способствовать развитию литературы, искусства, науки.

Для развития образования в широком смысле очень важна роль средств массовой

информации: печати (первое периодическое издание появилось сто лет назад),

радиовещания (передачи начались в 1950 г.), а также телевидения (телестудия

существует с 1985 г.).

ЖИЛИЩЕ И БЫТ НЕПАЛЬЦЕВ

Жилье. Дома в разных частях страны весьма отличны друг от друга. В городах

долины Катманду и всей центральной части страны (особенно в

административных центрах округов) преобладает неварский тин дома. Там дома

обычно стоят вплотную друг к другу. Они кирпичные, имеют 2 - 3, а иногда и

5 этажей. Отличительная черта традиционных домов: крыши опираются на

подкосы и выступают далеко вперед, образуя карнизы. Это защищает от

горячего и слепящего солнца. Крыши делаются крутыми, чтобы вода быстро

стекала во время муссонных ливней. В городах кровля из черепицы и шифера, а

в деревнях - из соломы или дранки. Часто к домам на уровне первого этажа

пристраиваются открытые веранды.

Стены и окна неварских домов дополняются различными деревянными элементами

- галереями, наличниками, ставнями, резными решетчатыми рамами, заменяющими

стекла в окнах.

Первые этажи используются под кухню, склад, а если хозяин - торговец, то

под магазинчик, лавку. В домах не-варов, впрочем, кухня помещается на самом

верхнем жилом этаже, так как она считается местом сбора за трапезой только

членов семьи, но не гостей. Размещение, кухни наверху гарантирует, что

туда не заглянет кто-либо из посторонних.

Крестьянские дома, в отличие от городских, строятся из необожженного

кирпича или камня, не имеют террас и окон на первом этаже – там

располагаются кухня и хлев. Печь на кухне не имеет дымохода. На втором

этаже помимо жилого помещения находится кладовая. Смотрятся крестьянские

дома довольно эффектно: на крышах возвышаются желтые горки кукурузных

початков, а под крышами свисают гирлянды красного перца.

В тераях деревенские дома более легкие. Стены их представляют собой

плетенный из бамбука каркас, обмазанный глиной; вместо окон небольшие

вентиляционные отверстия; крыша тростниковая.

В высокогорье жилища тибетского типа. Так как проливные муссонные дожди в

высокогорьях редки, то и крыши делают плоскими, из прессованной земли или

сланца. Первый, темный этаж отводят для хранения дров и содержания скота,

жилье — на втором. Свет проникает в жилое помещение через два-три небольших

оконца. Печей нет, а очаг выкладывается из каменных плит прямо на иолу.

Дымохода не делают, поэтому, когда топят, помещение наполняется едким

дымом.

Никакого центрального или внутреннего отопления даже в крупных городах нет,

хотя зимой даже в долине Катманду холодно. В последнее время помимо печей

или жаровен с углем в состоятельных семьях используют

электрообогревательные приборы.

Внутреннее убранство непальских жилищ, особенно в деревнях, очень скромное.

Если в городских домах еще можно увидеть привычную для нас мебель - столы,

стулья, кровати, шкафы, то в деревенских мебели почти нет. Спят обычно на

циновках, коврах, матрацах; лишь иногда глава семейства имеет кровать.

Постельные принадлежности держат в сундуке. В кухне, где находится

кирпичная печь, всю стену занимает кухонная утварь - горшки, кувшины,

сковородки, миски.

Одежда. В одежде непальцев из разных этнических групп, в общем-то весьма

разнообразной, есть некоторые общие черты. Типичный костюм мужчины - жителя

долины Катманду состоит из длинной приталенной рубахи - даура, завязываемой

на тесемках сбоку, брюк - сурувал -плотно обтягивающих ноги, но широких в

бедрах, и пояса патука - куска ткани, наматываемого на талию поверх рубахи

и брюк (впрочем, в последнее время патука уже не в моде). Одежду завершают

черный жилет - истакот, а в городах - пиджак европейского типа. На голове

принято носить легкую матерчатую шапочку - топи, напоминающую пилотку (она

бывает либо пестрой, либо в торжественных случаях черной).

Женщины на юге, а также в Среднем Непале носят, как и индийские женщины,

сари. Сари - это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5 - 6-

метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя

несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть

туловища. Неварки и жители Северного Непала носят прямую темную юбку,

пеструю короткую кофту чоло, оставляющую открытой полоску живота и спины.

Одежду дополняет яркая шаль.

Девушки и женщины многих народностей любят украшать шею бусами в несколько

рядов, носить на запястьях просторные и широкие браслеты, а в ушах -

крупные серьги в виде обручей (мундри). Часто у женщин (но только не у

неварок) можно увидеть кольцо, пропущенное через перегородку носа. Нередко

у одного из крыльев носа укрепляют драгоценный камушек в оправе -пхули (эту

моду недавно позаимствовала и европейская молодежь).

По тому, какие украшения на женщине, можно определить, замужем она или нет.

Замужняя носит поте - бусы из мелких бусинок и медной или золотой трубочкой

посредине, чура — стеклянные браслетки, а в некоторых случаях асар-фи -

кольцо с припаянной к нему золотой монетой. Синдуром - красным порошком

посыпается пробор в волосах невесты.

Женщины-индуистки украшают себе лоб тикой - цветным, обычно красным,

пятнышком, означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить

девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет - цвет

крови символизирует полнокровную жизнь (жизнь же вдовы в индуистской

традиции не считается полноценной). Не зря в праздничных нарядах непальских

женщин красный цвет преобладает.

ациональная еда. Большинство населения питается скудно. Мяса едят мало и не

каждый день. Индуисты употребляют козлятину и баранину, но ни в коем случае

не говядину, ведь корова — это священное животное. По той же самой причине

непальцы высоко ценят коровье молоко. Правда, употребляют его не столько в

свежем виде (в жарком климате оно быстро киснет), сколько в виде

простокваши. Гостей принято угощать в деревнях простоквашей, а в городах -

чаем с добавлением молока. Масло едят, но не обычное, а топленое -гхиу,

немаловажное достоинство которого состоит в том, что оно не горкнет. Это

масло широко используется для приготовления пищи. Характернейшая черта

непальской кухни - обилие в ней острых приправ и соусов с использованием

пряностей, специй, прежде всего перца (особенно в тераях).

Основной продукт питания - рис (но не всюду: в горных районах, где он не

родится, рис - дефицит). Впрочем, беднейшие крестьяне могут позволить себе

рис далеко не всегда, а только по праздникам. Жители (даже состоятельные)

небогатого рисом Западного Непала едят рис только по утрам,а на ужин

готовят лепешки из пшеничной муки. Во время праздников в неварских домах

вместо вареного риса подают рисовые хлопья - чиура. Вареный рис, если к

нему притрагивается представитель более низкой касты, считается

оскверненным, и представитель высокой касты никогда такой рис есть не

станет. А вот на рисовые хлопья такие строгости не распространяются!

Рис непальцы любят смешивать с овощами, обязательно сдабривая приправами. В

городских семьях обычная еда утром и вечером - вареный рис с приправой из

бобов, овощи. В деревнях же, особенно в горных местностях, простые

крестьяне трапезничают дхендо — кашей из кукурузной муки, но

приготовленной не на молоке, а на воде. К такой каше полагается непременно

острый ачар, а овощей и приправ может и не быть. Ачар — излюбленная

приправа непальцев. Для приготовления ачара используют зелень (кинзу,

мяту), овощи (помидоры, красный перец, редис), фрукты (неспелое манго и

другие кисло-сладкие плоды), масличные зерна (кунжут и др.). Блюдо из

отварного риса, овощей и острого бобового соуса, называемое даль-бхат-

таркари, столь же распространено в Непале, как в России отварная картошка

или пельмени. Кстати, и в Непале едят пельмени (но только круглой формы).

Хлеб выпекается из пшеничной и ячменной муки. Горцы - бхотия и шерпы — хлеб

не пекут, а используют ячменную муку для изготовления клецок.

Орудия труда и трудовые традиции. Важнейший элемент традиционной культуры

каждого народа – орудия труда. Универсальным орудием непальцев можно

считать кхукри - короткий нож с широким, сильно изогнутым лезвием. Это и

национальное оружие (непременный элемент амуниции солдат-гуркхов), а с

другой стороны, незаменимый предмет в хозяйстве, повседневно используемый

как нож, топор, серп. Когда-то мужчины носили кхукри в ножнах,

прикрепленных к поясу, теперь это распространенный непальский сувенир,

предлагаемый туристам.

Основные орудия крестьянина хало -деревянный плуг и кодали - мотыга с

короткой ручкой. Крестьяне долины Катманду обрабатывают землю исключительно

мотыгой-кодали: запрягать же волов в плуг считается грехом. Работая кодали,

садятся на корточки. В такой позе непальцы любят и отдыхать, а вот у их

соседей-индийцев привычки к такой позе нет.

Сельские, да и городские жители много времени проводят в дороге из деревни

в город, в другую деревню, из города в деревню. За пределами городов нет

автомашин, да и велосипед - вещь здесь малопривычная и редкая. На большей

части страны транспортировка грузов осуществляется по пешеходным тропам.

Люди привыкли к долгим переходам по крутым горным тропам, да еще не с

пустыми руками, а с грузом. Впрочем, выражение "не с пустыми руками" здесь

неуместно: руки остаются пустыми, а груз принято нести на спине. Горцы для

переноски обычно используют высокие и вместительные плетеные корзины или

короба, сужающиеся книзу (доко). Корзина крепится с помощью ремня к голове,

точнее, ко лбу. Также ко лбу крепят и груз без тары, например, вязанку

дров, ведь древесина

- основное топливо в непальском быту. Невары же предпочитают переносить

груз с помощью прямых (а не изогнутых, какие были у нас в России) наплечных

коромысел, на которых подвешивают корзины или мешки. Ремесло носильщика

-одно из самых распространенных в Непале. Надежные помощники носильщика

- вьючные животные. Высоко в горах это яки и овцы, пониже - лошади, в

тераях

-слоны.

Вдоль дорог и троп часто можно видеть специальные остановки для путников и

носильщиков. Эти остановки называют ча-утпара, что можно перевести как

"приют". Они обычно делаются под широкой и густой кроной деревьев пипал и

бар {баньян). Мы можем легко представить их,

мысленно увеличив до размеров дерева наши домашние фикусы с глянцевитыми

листьями, стоящие в кадках. Эти два дерева считаются в Непале мужем и

женой, и их сажают но разные стороны дороги. Вокруг дерева из плоских

камней выкладывают платформу округлой или четырехугольной формы высотой

чуть выше пояса человека. На эту платформу и ставит путник груз. Так, не

снимая ноши и используя се как опору для уставшей спины, человек немного

отдыхает, переводит дух. Можно, конечно, взобраться на площадку и прилечь.

Чаутара - излюбленное место встречи деревенских юношей и девушек,

отправляющихся вместе, например, за хворостом в лес. В Непале даже принято

измерять расстояние не в обычных мерах длины или времени, а количеством

таких остановок. Расстояние между остановками составляет в среднем 1 кос

(3,2 км).

24 часа из жизни непальской семьи. В непальской семье в гораздо большей

степени, чем в России, быт - забота женщин. Можно сказать, что непальский

дом целиком держится на женских плечах.

Первыми в семье просыпаются женщины, причем просыпаются рано, еще до того,

как петухи возвестят о начале нового дня. Закончив уборку дома, еще на

рассвете они спешат с кувшином за водой к источнику. Водопровод есть только

в современных домах, простым же женщинам из небогатых семей даже в городах

приходится ежедневно носить воду. В Непале не принято употреблять

оставшуюся со вчерашнего дня воду для умывания и пищи; она годится только

для мытья посуды. Вернувшись домой с кувшином чистой водой и, естественно,

завершив свой утренний туалет, женщины молятся у алтаря семейного божества.

Затем наступает очередь хлопотать в кухне - приготовить завтрак, пока

мужчины умываются, а глава семьи совершает утреннюю молитву у алтаря.

В Непале женщины обычно "домохозяйки", забота же мужчин зарабатывать на

жизнь где-то вне дома: в поле, в мастерской, на фабрике, в магазине и т. п.

На работе плотно обедать не принято, обычно пьют чай и перекусывают (если

позволяет заработок). А вот утром и вечером, т. е. до и после трудового

дня, принято есть основательно.

Накормив и отправив взрослых мужчин и детей на работу и в школу, женщина

наконец может позавтракать и ама, чаще всего остатками еды на столе.

Женщины в Непале едят только после того, как все мужчины и дети в семье уже

накормлены.

Пока мужья на работе, городским женщинам нужно переделать много разных

домашних дел. Это мойка посуды, стирка белья, шитье, вязание. Деревенские

женщины должны еще и успеть позаботиться о домашних животных: корове,

козах, птице и т. п. Деревенские девушки отправляются в лес за зеленой

травой скоту и дровами для очага. Между прочим, расстояние до леса

немаленькое: лесов поблизости от деревень уже почти не сохранилось. Юноши

тоже не остаются без дела: их задача — пасти скотину.

К вечеру вся семья в сборе. Наступает время ужина. Еда почти та же, что и

утром, но это не остаток от завтрака -пища обязательно должна быть

свежеприготовленной. Дело в том, что жаркий непальский климат не позволяет

сохранить пищу в свежем виде даже в течение дня, она быстро портится.

Конечно, сейчас в продаже есть холодильники, но далеко не все семьи в

состоянии их купить. Вот и приходится бедным непальским женщинам стряпать и

утром, и вечером.

После ужина горожане могут и отдохнуть, заняться чем-то приятным. В городах

теперь много всего, чем можно заняться: и послушать радио, и посмотреть

телевизор (в некоторых домах есть и видео). Но в деревнях, особенно в

отдаленных, телевидения нет, и люди могут послушать разве что

радиоприемник. Впрочем, в деревне всегда забот больше. Крестьянские семьи,

как и встарь, проводят вечерние часы за традиционными занятиями: лущат

кукурузу, плетут циновки или делают что-нибудь в этом роде. Между делом

ведут небыструю беседу: обмениваются деревенскими новостями, рассказывают

ребятишкам сказки...

ГОВОРЯЩИЕ КАМНИ

Где горы, там много камней. И неудивительно, что камень широко используется

в Непале. Естественно, прежде всего как строительный материал. В деревнях

стены домов выкладывают из камней, в Западном же Непале каменными делают не

только стены, но и крыши. Камень у непальцев ассоциируется с твердостью,

надежностью. В старину непальцы для обозначения государства использовали

слово "дунго", что значит "камень". Такая ассоциация, видимо, связана с

тем, что из камня строились и крепости, и дворцы государей.

Камень идет не только на строительство. В Непале множество каменных

изваяний, установленных в честь различных божеств. Есть скульптуры и в

честь правителей, но нигде нет надгробий, ведь Непал, как мы знаем, -

"страна без кладбищ". Особенно много каменных фигур можно встретить у

источников воды. Это каменные фигуры морского животного - макара; из его

открытой пасти струится прохладная вода. Над ним стоят фигуры других

божеств (чаше всего Ганеша), а пол ним - фигуры Шивы и Бхагиратха, которые

напоминают легенду о падении Ганги с небес на землю. Смысл этих

скульптурных композиций понятен каждому непальцу. Такие камни говорят без

слов.

Но есть в Непале камни, которые действительно говорят - камни с высеченными

на них текстами. Первый "говорящий" камень, найденный в Непале, -столб,

сооруженный в 464 г. раджой Манадевом из династий Личчхавов перед храмом

Чангунараяна в долине Катманду. "Говорящие" столбы, по которым потомки

узнают о деяниях раджей, о своей истории, встречаются в Непале (особенно в

долине Катманду) почти на каждом шагу. Они получили название шила-патра, т.

е. "каменное письмо". Они действительно являются письмами, адресованными

потомкам.

Такие "каменные письма" установлены перед храмами разным божествам, у

старинных дворцов, а часто просто валяются у дороги и на полях. Написаны

они на санскрите, языках невари и непали.

Но есть старинная каменная плита со словами на 15 (пятнадцати!) языках, в

том числе на таких "заморских", как латынь, английский, французский и

арабский. Установлена плита раджой Пратапом Маллом в 1654 г. на стене

собственного дворца Ханумандхока в Катманду. Автор текста - сам раджа,

гордо носивший титул "царя поэтов". Его стихи с восхвалениями разных

божеств можно прочесть у подножий храмов, что вокруг дворца. Но для чего

понадобилось радже устанавливать многоязыкую плиту? Вероятно, чтобы

продемонстрировать подданным еше один свой талант - талант полиглота. Но

каким образом раджа выучил европейские языки, если в то время в Непале не

было никаких книг на этих языках? Остается предположить, что помошь радже

оказали европейские миссионеры, которые именно в ту пору стали появляться в

Непале. Кстати, полностью весь текст на плите еше не расшифрован. "Царь

поэтов" установил перед входом в свой дворец высокий столб, на верху

которого размешены каменные фигуры членов его семейства. Так была заложена

основа новой традиции - и вскоре подобные столбы

стали появляться перед дворцами раджей Лалитпура, Бхактапура и даже Горкхи.

Самый же древний столб на территории Непала - это всемирно известный

Ашокастамбха. Его установил император Индии Ашока в III в. до н. э. на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.