![]() |
|
|
Топливно-энергетический комплекс мираОграничения по росту эффективности энергопотребления. Россия не может отказаться ни сегодня, ни в обозримом будущем от развития собственных отраслей горной промышленности, металлургии, нефтепереработки и нефтехимии. Кроме того, учитывая реальные природно-климатические условия, Россия должна тратить огромную массу энергетических ресурсов (по некоторым оценкам, до 30%) на отопление. Поэтому, даже при использовании в энергетике, в промышленности, на транспорте, в сельском и коммунальном хозяйстве, а также в других важных секторах экономики наиболее эффективных по потреблению энергии и энергосберегающих технологий, изменении структуры экономики, рационализации использования энергии Россия не может (и не должна) достичь эффективности энергопотребления, которая имеет место в наиболее развитых европейских странах или в Японии. Примеры США, Канады, Норвегии, Великобритании - лишнее тому подтверждение. Эффективность энергопотребления в 1995 г. была равна в США 2,3 доллара (в ценах 1993 г.) ВВП на кг условного топлива, в Австралии - 2,2, в Норвегии - 2,1, в Канаде 1,4 доллара (1993 г.) ВВП на кг условного топлива. В 1968-1995 гг. на каждый дополнительно используемый кг условного топлива США увеличивали ВВП на 2,8 доллара, Австралия - 2,0 доллара, Норвегия - 1,9 доллара, Канада - 1,1 доллара, Россия (1968-1985 гг.) - 2,2 доллара. В странах группы I, описанной выше, показатель эффективности использования дополнительной энергии был выше и составлял 4,5 - 8,5 доллара на кг условного топлива. Из проведенного рассмотрения очевидно, что единственно приемлемыми для России вариантами долгосрочного социально-экономического развития являются такие, которые позволяют в исторически короткие сроки: достичь и превзойти уровень ВВП на человека в год, который имел место в России (РСФСР) в 1989 г., при одновременном изменении структуры ВВП; достичь и превзойти уровень эффективности использования энергии, который имел место в России (РСФСР) в 1989 г. Достижение этих целей означает возвращение России к модели энергопотребления, характерной для развитых стран, располагающих собственными энергетическими ресурсами. Количественно такие цели развития можно сформулировать следующим образом. Обеспечить в ближайшей перспективе устойчивый рост ВВП на душу населения на уровне 5-8% в год. Увеличить эффективность потребления энергии к 2030 г. до 1900-2100 долларов (1993 г.) за т условного топлива. Довести ВВП на душу населения к 2030 г. до 15000-19000 долларов (1993г.)/чел., что отвечает современному уровню таких стран, как Великобритания, Италия, Канада, Австралия. Возможный диапазон траекторий развития для достижения этих целей показан в виде пунктирных линий на графике. 2. Обеспечить такие уровни роста ВВП и эффективности энергопотребления достаточно сложно, но, учитывая, что нижний предел Россия уже имела до кризиса, представляется, что на базе использования лучших отечественных и мировых технологий достижение этих целей к 2030 г. или несколько ранее вполне возможно. В сценариях принято, что их реализация будет на 60-80% достигнута благодаря росту эффективности энергопотребления. Существенное повышение эффективности энергопотребления должно быть обеспечено за счет перевода электроэнергетики на газотурбинные станции, коренной реконструкции и модернизации промышленности и сельского хозяйства, существенного энергосбережения в коммунальном хозяйстве, промышленном и жилищном строительстве, применения новейших технологий и оборудования, внедрения энергосберегающих систем. Оценки показывают, что в этих предположениях потребление энергии в Российской Федерации составит в 2000 г. 905-930 млн т условного топлива, в 2010 г. - 990-1050 млн т условного топлива, в 2020 г. - 1100-1190 млн т условного топлива и в 2030 г. - 1130-1400 млн т условного топлива. Таким образом, при реализации предлагаемой концепции ВВП на душу населения за первые три десятилетия XXI в. возрастет в 3,3-4,2 раза, эффективность энергопотребления - в 2,4-2,7 раза и потребление энергии - в 1,3-1,5 раза. В сценариях предусмотрено, что: на весь период до 2030 г. нефть и газ останутся доминирующими энергоносителями, на долю которых и в 2030 г. будет приходиться свыше 70% производимой энергии, хотя по естественным ограничениям некоторое снижение роли нефти в балансе произойдет (табл. 1); в зависимости от выбора вариантов ресурсных ограничений в прогнозах будут иметь место стабилизация либо существенное увеличение доли газа и соответственно снижение доли нефти в энергетическом балансе; роль нефти в топливно-энергетическом балансе уменьшится, что снизит потребность в мазутах и сделает абсолютно необходимыми более глубокую переработку нефти и дальнейшее развитие нефтехимии; при "жестких" ограничениях на добычу нефти произойдет некоторое увеличение роли угля или ядерной энергии в энергетическом балансе; рассмотрено два крайних варианта - с "угольной" или "ядерной" ориентацией энергетических балансов. Естественно, могут быть реализованы и любые промежуточные варианты; учитывая значительный внешний долг, экономические и геополитические интересы России как в Европе, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, значительные объемы экспорта нефти, нефтепродуктов и газа сохранятся в течение всего рассматриваемого периода (табл. 2). Прогноз объемов экспорта нефти, нефтепродуктов и газа следует рассматривать как некоторые оценки сверху, которые могут быть понижены с учетом реально складывающейся ситуации в нефтяной и газовой промышленности, а также спроса и цен на мировом рынке, но которые вряд ли можно превзойти. Понятно, что при снижении объемов экспорта в рамках рассматриваемых сценариев следует предусмотреть соответственно снижение общих объемов добычи нефти и газа. |Табл. 23. Прогноз структуры | |топливно-энергетического баланса в России в | |2000 и в 2030 гг., % | |Параметры |2000 г. |2030 г. | |Нефть: | | | |при "жестких" |23-24 |15-18 | |ограничениях на добычу | | | |при "мягких" |23-24 |23-24 | |ограничениях на добычу | | | |Газ: | | | |при "жестких" |50-51 |55-58 | |ограничениях на добычу | | | |нефти | | | |при "мягких" |50-51 |51-53 | |ограничениях на добычу | | | |нефти | | | |Уголь ("угольная" | | | |ориентация): | | | |при "жестких" |18-19 |22-24 | |ограничениях на добычу | | | |нефти | | | |при "мягких" |18-19 |20-21 | |ограничениях на добычу | | | |нефти | | | |Уголь ("ядерная" | | | |ориентация): | | | |при "жестких" |18-19 |19-20 | |ограничениях на добычу | | | |нефти | | | |при "мягких" |18-19 |19-20 | |ограничениях на добычу | | | |нефти | | | |Атомная энергия | | | |("угольная" | | | |ориентация): | | | |при "жестких" |3,7-4,1 |2,2-2,9 | |ограничениях на добычу | | | |нефти | | | |при "мягких" |3,7-4,1 |2,2-2,8 | |ограничениях на добычу | | | |нефти | | | |Атомная энергия | | | |("ядерная" ориентация):| | | |при "жестких" |3,7-4,1 |5,4-5,7 | |ограничениях на добычу | | | |нефти | | | |при "мягких" |3,7-4,1 |3,0-3,1 | |ограничениях на добычу | | | |нефти | | | |Гидроэнергия |2,1-2,3 |1,3-1,6 | Для достижения сформулированных выше долгосрочных целей необходимо реализовать следующие уровни деятельности ТЭК. Нефтяная промышленность. Возможны два крайних варианта развития нефтяной промышленности - с возрастающей и падающей добычей (табл. 24, рис. 5). |Табл. 24. Прогноз уровней добычи (производства) и экспорта основных | |энергоносителей Россией в 2000-2030 гг. | |Параметры |Добыча (производство) |Экспорт | |Параметры и годы |Западная |Восточная|Европейс|Шельф | | |Сибирь |Сибирь и |кие |Баренцева и | | | |Дальний |районы |Охотского | | | |Восток |РФ |морей, Обская| | | | | |и Тазовская | | | | | |губы | |Нефть, млн т: | | | | | |при "жестких" | | | | | |ограничениях на | | | | | |добычу | | | | | |2000 г. |205-210 |0-1 |98-100 |0-0,5 | |2010 г. |200-204 |6-7 |72-77 |12-15 | |2020 г. |172-177 |25-29 |46-55 |15-20 | |2030 г. |155-163 |30-36 |37-42 |15-20 | |при "мягких" | | | | | |ограничениях на | | | | | |добычу | | | | | |2000 г. |205-210 |0-1 |98-100 |0-0,5 | |2010 г. |237-243 |7-8 |87-92 |12-15 | |2020 г. |251-255 |36-42 |67-73 |15-20 | |2030 г. |261-272 |50-60 |61-71 |15-20 | |Газ, млрд м3: | | | | | |при "жестких" | | | | | |ограничениях на | | | | | |добычу нефти | | | | | |2000 г. |540-565 |4-5 |40-45 |нет данных | |2010 г. |600-640 |45-50 |35-40 |30-35 | |2020 г. |610-645 |80-85 |35-40 |76-105 | |2030 г. |620-650 |95-100 |35-40 |95-125 | |при "мягких" | | | | | |ограничениях на | | | | | |добычу | | | | | |2000 г. |540-565 |4-5 |40-45 |нет данных | |2010 г. |532-565 |40-44 |31-35 |27-31 | |2020 г. |549-586 |72-77 |31-37 |68-95 | |2030 г. |565-607 |87-93 |32-37 |87-117 | Естественно, как и для нефти, может быть реализован и любой, промежуточный между этими двумя крайними, вариант. Как и для нефти, предложенные в табл. 24 уровни экспорта газа необходимо рассматривать как ограничения сверху, конкретная их величина должна определяться потребностями рынка, состоянием инвестиций и геополитическими интересами России. Программа развития газовой промышленности должна предусматривать устойчивую на длительный срок деятельность и развитие Западносибирско- Европейской системы газодобычи и газообеспечения, продолжение газификации европейских районов России, газификацию Юга Сибири и выход России на Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок. В Западной Сибири важнейшими задачами являются ввод в разработку Заполярного месторождения, а в среднесрочной перспективе - месторождений полуострова Ямал. Важнейшим элементом стратегии развития газовой промышленности в Европейской части России должен стать ввод в разработку Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Необходимо в ближайшие годы ускоренными темпами завершить разведку и начать разработку гигантских Ковыктинского и Чаяндинского газовых и Юрубчено-Тохомского и Верхнечонского газонефтяных месторождений, сформировать и начать реализовывать программу создания новых крупных центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), интенсивно осваивать месторождения на сахалинском шельфе. В рамках программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) необходимо обратить особое внимание на проблему выделения, сохранения и реализации гелия, который содержится в этих газах в уникальных концентрациях. Прогнозные оценки показывают, что за пределами 2007-2010 гг. на мировом рынке будет ощущаться острый недостаток гелия, и Россия может стать крупнейшим экспортером этого стратегически важного сырья. Угольная промышленность. Общий рост энергопотребления в стране при подъеме экономики и росте ВВП требует даже при сохраняющейся определяющей роли нефти и газа в энергетическом балансе одновременного роста добычи угля. Было рассмотрено две ориентации в энергетической стратегии. Первая. Назовем ее условно "угольной", когда весь необходимый прирост энергопотребления неуглеводородных энергоносителей будет осуществлен за счет угля, а производство энергии атомными и гидроэлектростанциями по абсолютной величине останется на прежнем уровне. Вторую ориентацию в стратегии развития энергетического баланса назовем "ядерной". В рамках сценариев этой ориентации производство электроэнергии атомными станциями и роль ядерной энергии в энергетическом балансе возрастают. При "угольной" ориентации энергетической стратегии и "мягких" ограничениях на добычу нефти добыча угля в пересчете на каменный уголь должна быть доведена в 2030 г. до 350-435 млн т, при "жестких" ограничениях на добычу нефти потребность в угле будет еще больше. Его добыча должна составить в 2030 г. 375-490 млн т (табл. 24). При "ядерной" ориентации энергетической стратегии потребность в угле будет несколько меньше: при "мягких" ограничениях на добычу нефти добыча угля должна быть доведена в 2030 г. до 320-420 млн т, при "жестких" - потребность в угле в 2030 г. будет 335-435 млн т (табл. 24). Выполненные оценки показывают, что при любых вариантах энергетической стратегии России на первые десятилетия XXI в. потребность в угле будет возрастать. В качестве примера укажем, что в 1996 г. добыча товарного угля составляла в Китае - 1397 млн т, в США - 959 млн т, в Австралии - 270 млн т, в ЮАР - 220 млн т, в Германии - 240 млн т. Важно также иметь в виду, что во многих странах роль угля в производстве энергии весьма значительна. Так, в Китае уголь составляет 76,4% в энергетическом балансе, в Австралии - 39,3%, в Германии - 28,4%, в США - 22,6%, в Великобритании - 20,9%. В связи с этим положение в угольной промышленности России вызывает большую тревогу. В 1990-1994 гг. добыча угля уменьшалась более чем на 30 млн т ежегодно, в 1995-1997 гг. сокращение достигало 12 млн т в год. В 1998 г. падение добычи угля составило 13 млн т, при этом объем добычи был 232 млн т, что почти на 200 млн т меньше, чем в 1988 г. (425,5 млн т). Обращает на себя внимание, что реструктуризация отрасли и закрытие многочисленных шахт осуществляются не на основе тщательного анализа конкретной ситуации отечественными экспертами, а под "диктовку" Всемирного Банка реконструкции и развития, который определяет не только перечень закрываемых шахт, но и сроки прекращения их деятельности. По существу, эти рекомендации направлены на дальнейшее резкое сокращение добычи угля в стране, а также окончательное вытеснение российского угля с мирового рынка, что не соответствует национальным интересам страны. С 1997 г. в России приостановлено строительство 11 прогрессивных угольных объектов, полностью разрушена единая система управления угольной промышленностью. Если эта тенденция сохранится, то, располагая огромными ресурсами и запасами угля, Россия сократит его роль в энергетическом балансе до недопустимо низкого уровня, который не будет обеспечивать необходимые темпы роста энергопотребления. В стране отсутствует долгосрочная программа возрождения угольной промышленности. Атомная промышленность. При "угольной" ориентации энергетической стратегии на весь период до 2030 г. производство электроэнергии сохранится на уровне 110-120 млрд кВт*ч. При "ядерной" ориентации энергетической стратегии и "мягких" ограничениях на добычу нефти производство электроэнергии атомными станциями составит в 2010 г. 114-125, в 2020 г. 123- 124 и в 2030 г. 134-152 млрд кВт*ч. При "жестких" ограничениях на добычу нефти производство электроэнергии атомными станциями составит в 2010 г. 129- 139, в 2020 г. 165-172 и в 2030 г. 213-250 млрд кВт*ч (табл. 2). Напомним, что одобренная правительством РФ в июле 1998 г. "Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 гг. и период до 2010 г." предусматривает уже в 2010 г. довести производство электроэнергии атомными электростанциями до 150-170 млрд кВт*ч в год. Известно, что в настоящее время выработка электроэнергии атомными электростанциями составляет 13% от общего объема выработки электроэнергии в стране. Программа правительства провозглашает, что к 2030 г. возможно увеличение в балансе электроэнергопроизводства доли электроэнергии, вырабатываемой ядерными источниками, до 20-30%. Правительство оценивает перспективы развития атомной энергетики даже более оптимистично, чем это предложено выше. Рис. 6. Необходимые уровни добычи газа в России на период до 2030 г. (млрд. куб. м) [pic] Следует иметь в виду, что сохранение и развитие атомной энергетики - это не только необходимая мера для сбалансированного развития энергетики, но и путь к сохранению уникальных научных и технологических достижений в ряде секторов экономики, сохранения выдающихся научных и инженерных кадров, работающих в этой отрасли. Утрата этих достижений, потеря научных и инженерных кадров нанесет непоправимый ущерб процессу перехода российской экономики на технологический уровень XXI в. Гидроэнергетические ресурсы. В рамках настоящей работы проблемы развития гидроэнергетики специально не рассматривались, и уровень потребления электроэнергии, производимой гидростанциями, определен по остаточному принципу (табл. 23, 24). Однако на действующих и строящихся ГЭС гидроэнергетический потенциал России используется только на 23,4%. Россия располагает значительными возможностями для увеличения производства электроэнергии гидростанциями. Воспроизводство минерально-сырьевой базы горючих полезных ископаемых. При реализации описанных выше сценариев развития нефтяной, газовой и угольной промышленности накопленная добыча нефти за 2001-2030 гг. составит 8,1-10,9 млрд т, газа - 20,0-21,5 трлн м3, угля - 9,8-11,0 млрд т. Для обеспечения устойчивого развития энергетики России за пределами 2015-2030 гг. необходим постоянный стабильный прирост запасов горючих полезных ископаемых. Он должен составлять в течение всего тридцатилетия по нефти не менее 400 млн т, по газу - не менее 900 млрд м3, по углю - не менее 350 млн т в год. Состояние прогнозных ресурсов углеводородов в стране делает такие приросты разведанных запасов вполне реальными. Главная проблема состоит в том, что геологоразведочные предприятия, которые осуществляли поиск и разведку месторождений нефти и газа в стране, практически разрушены. Если не будут приняты меры по воссозданию отечественной геологии, вооружению ее новейшим буровым, геофизическим и исследовательским оборудованием и не созданы необходимые предпосылки для Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |